Адреса / Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Винницы с
Винницкий Вепсский народный центр
Рубрики
Село Винницы расположено на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе. Впервые Винницы упоминаются в 1137 году, т.е. на 10 лет раньше Москвы. Сейчас здесь живут 2860 человек — в основном, русские и вепсы. В селе нет промышленных объектов, жители занимаются лесозаготовкой, сельским хозяйством, охотой, рыболовством. В селе бережно относятся к сохранению родного языка, культуры, традиций, ремесел и, в первую очередь, эта работа ведется на базе Винницкого Дома культуры - Вепсского центра фольклора. Он расположен в центре села в двух деревянных зданиях. В центре работает Вепсский национальный театр кукол, созданный в 1992 году. Под руководством режиссера Е.В.Симановой занимается более 40 детей самого разного возраста. На базе театра изучается вепсский язык, костюм, дети знакомятся с фольклорными играми и сказками вепсского народа. Параллельно готовятся и русские спектакли. На втором этаже Вепсского центра расположена выставка предметов быта и этнографии вепсского народа. В первом зале представлены быт, кухонная утварь, занятия вепсов. Во втором зале — Древо жизни финно-угорского народа, карта финно-угорского мира, выставка кукол в костюмах финно-угров. Начата комплектация библиотечной коллекции о финно-угорском народе. Особое место занимает коллекция костюма, представленная праздничным и обычным костюмом из сундуков бабушек не только средних вепсов, но и северных (карельских), южных вепсов (вологодских). Сотрудники музея считают, что экспозиция должна быть "живой": можно сидеть на старинных лавках и скамейках, за самоварами, можно ткать на станках. Одна из главных задач центра - не только сберечь культуру малого народа, но и возродить промыслы, ремесла, научить детей занятиям наших предков. Поэтому при Вепсском центре работают кружки, студии, коллективы. На базе центра организовано 10 коллективов художественной самодеятельности: детская хореография, хоровая группа "Росинка", ВИА "Вечер", театральная студия и т.д. Особое внимание уделяется вепсскому фольклорному ансамблю "Армас" и вепсскому детскому коллективу "Весео ойейне". С 1987 года ежегодно в Винницах проводится областной вепсский праздник "Древо жизни", во время которого устравиваются фейерверки, ярмарки, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов, выставки народного творчества. Адрес: с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области, Винницкий Дом культуры Тел. 8(265)751-71 Время работы: 10.00 - 18.00, выходные - суббота, воскресенье. Обед: 13.00 - 14.00 Директор Ковальская Надежда Михайловна
Тематические группировки
подробнее…
Девичник
Рубрики
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою «волюшку», отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавших эти предметы на ее голове. Впереди шел кто-нибудь из родственников и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. В бане невесту мыли «вожатая» (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: «Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было». Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха – женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был «присушить» жениха: «Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)». Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании «воли-красоты» невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на «разлуку с вольной волей». После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки, потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. «Вольной волюшкой» считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски «voug'es voudein'e» – белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент – «красоту». «Красотой» мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали «красоту». Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с «красотой» было для нее самым драматичным моментом. Затем с невесты снимали «красоту» и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы «спустить волю», то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и «спускала волю» – ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и «пригласить» умерших на свадьбу в назначенный день. Невеста «ревела голосом» на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, «звать» их на свадьбу.
Тематические группировки
подробнее…
"Древо жизни"
Рубрики
С 1987 года ежегодно в селе Винницы, расположенном на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе, проводится областной вепсский праздник "Древо жизни", во время которого устраиваются фейерверки, ярмарки, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов, выставки народного творчества. На сцене выступают фольклорные ансамбли, поют песни на вепсском и русском языках. Гости праздника угощаются медовухой, любимым вепсским напитком, напоминающим сладкую брагу и закусывают калитками – открытыми пирожками с картошкой. Народные гулянья обычно приурочиваются к окончанию весенних сельхозработ. Праздник начинается с коллективного похода в баню, ведь участвовать в народных гуляньях может человек, очистившийся и духом и телом. Сразу же после бани участники торжества наряжаются в костюмы. По традиции каждый год вепсы выбирают животное или птицу в качестве символа праздника. Ему поклоняются, за его благополучие пьют медовуху и наряжаются в костюмы, символизирующие этого зверя. http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=vinnicy http://www.lennauchfilm.ru/news/news.php?newsid=62 http://www.vinnici.ru/foto_10.php http://smena.ru/news/2006/06/20/7849/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Древо жизни», вепсский фестиваль
Рубрики
«ДРЕВО ЖИЗНИ», вепсский фестиваль – праздник вепсской культуры. Вепсское назв. «Елон пу». Организован в с. Винницы Подпорожского р-на – одном из центров культуры вепсов в 1987, по инициативе Управления культуры Леноблисполкома и обл. науч.-методического центра нар. творчества и культ.-просвет. работы. Проводится ежегодно во второй пол. июня. В фестивале принимают участие делегации из вепсских р-нов Лен. и Вологодской обл. и Республики Карелия, фольклорные коллективы из разл. регионов РФ и Эстонской республики, представляющие творчество родственных вепсам финно-угорских народов. Во время праздника организуется ярмарка нар. промыслов, худож. ремесел, выставки живописных работ и экспозиции, отражающие традиционную культуру вепсов. В рамках первого праздника в Озёрах Подпорожского р-на (см. Озёра, группа вепсских деревень) была организована науч.-практическая конференция, посвященная проблемам сохр. яз. и культуры вепсов. Став традиционным, фестиваль проходит в разных насел. пунктах Подпорожского р-на с вепсским нас., в т. ч. в Озёрах, пос. Курбе, Немже. Кроме общевепсского фестиваля в Подпорожском р-не, организуются местные праздники с тем же назв. в наиболее кр. вепсских поселениях др. районов Лен. обл. Лит.: Лапин В.А. «Дерево жизни» — праздник вепсов // Этнография Петербурга–Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. Л., 1988. С. 44-46. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Кружки и студии декоративно-прикладного искусства
Рубрики
КРУЖКИ И СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. Худож. творчество в Лен. обл. в значительной степени представлено деятельностью нар. студий и кружков декорат.-прикладного иск-ва. Работа этих любительских коллективов направлена, с одной стороны, на сохранение традиций нар. прикладного иск-ва (этногр. направление), с другой – на создание его новых форм (совр. нар. творчество). В культурно-досуговых учреждениях Лен. обл. работает 21 студия, имеющая звание «народный и образцовый коллектив». К этногр. направлению относятся след. виды деятельности: традиционная вышивка, ткачество, бисероплетение, резьба по дереву, плетение из бересты, роспись по дереву, лоскутное шитье и кружевоплетение, изготовление нар. костюма, традиционной куклы, глиняной и дерев. игрушки. Ряд творческих коллективов обл. занимаются одновременно неск. видами нар. прикладного искусства, среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), нар. студия Дома рус. нар. творчества (дер. Новоселье Сланцевского р-на). На традиционной вышивке специализируются нар. студия «Берегиня» районного дома культуры в г. Тихвин, творческие коллективы дома культуры в пос. Винницы Подпорожского р-на. Традиционную куклу изготавливают в студии «Рукодельница» Центра творчества юных г. Гатчина, нар. студия «Школа ремесел» дома культуры пос. Лебяжье Ломоносовского р-на. Успешно работают студии декорат.-прикладного иск-ва «Народные традиции» дер. Гостилицы Ломоносовского р-на (изделия из бересты), студия «Русская роспись» дома культуры г. Луга (роспись по дереву). В с. Алёховщина Лодейнопольского р-на работает Центр возрождения ремесел, где занимаются изучением гончарного дела. Широко представлено также совр. нар. творчество. В студиях и кружках занимаются разработкой новых форм декорат.-прикладного иск-ва. В осн. это предметы убранства интерьеров – изделия из фарфора и мрамора, ковка из металла, вышитые картины, коллажи, гобелены. Для их изготовления используются новые материалы, инструменты, совр. оборудование. При Ленинградском областном учебно-методическом центре культуры и искусства работают уч. центры декорат.-прикладного иск-ва и совр. лоскутного шитья. В 1999 проведен 1-й Междунар. фестиваль традиционного и совр. лоскутного шитья «Лоскутный стиль». Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В.Голованова, И.А.Базарова. СПб., 2003. И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Курба, пос.
Рубрики
КУРБА, поселок в Подпорожском р-не. Нас. – 368 чел. Расположен в верхнем течении р. Оять. Назв. происходит от р. Курба, левого притока Ояти. Осн. в 1959 как поселение лесозаготовителей. Находится на терр. расселения вепсов, в р-не природного парка «Вепсский лес». Значительную часть нас. составляют русские. Поселок связан автомоб. дорогой с с. Винницы, через к-рое имеется выход на г. Подпорожье. Большая часть К. расположена на левом берегу Ояти. Планировка регулярная, улицы застроены в осн. одноэтажными двухквартирными домами, имеются неск. двухэтажных оштукатуренных строений. Большинство жил. зданий имеют на окнах наличники, украшенные пропильной резьбой. В К. работают б-ка, дом культуры. В 1983 в Курбинской школе создан Музей вепсского быта, в к-ром насчитывается ок. 400 экспонатов. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 26; Школьный музей вепсского быта в поселке Курба. – http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=kurba С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ладва, группа деревень
Рубрики
ЛАДВА, группа вепсских деревень в юго-вост. части Подпорожского р-на. Находится на берегах р. Оять и Ладвинского оз. Состоит из дер. Васильевская, Казыченская, Макарьевская, Миницкая, Фёдоровская и Кузнецы. Нас. (общее) 219 чел., преим. вепсы. Назв. происходит от вепсского «ладв» – «вершина, верховье». Располагается на терр. природного парка «Вепсский лес». Автомоб. дорога связывает Л. с с. Винницы и г. Подпорожье. Ладвинский погост известен с XV в. В XVI–XVII вв. – один из центров железоделательного промысла. Архитектура крест. жилищ сохраняет традиционные элементы, в т. ч. резные детали. Самая ранняя из жил. построек относится к 1920-м. В дер. Миницкая сохр. дерев. здание ц. Св. Пророка Илии (1868), переоборудованное в сов. период под клуб; сохр. часовня в дер. Васильевская. В Л. работают клуб и б-ка. Существует фольклорный коллектив с репертуаром на вепсском и русском яз.; в 1970-е выпущена грампластинка с записью ансамбля. В 1999 А.Е. Финченко создан частный этногр. музей «Вепсская изба» им. Т.В. Станюкович, в к-ром воспроизведен интерьер вепсского жилища первой трети ХХ в.; в коллекции музея св. 2200 экспонатов. Лит.: Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй пол. XX – нач. XXI в. // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной науч. конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 24-25. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Народные театры
Рубрики
НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ. В Лен. обл. существует более 300 театральных коллективов и студий. Основу любительского театрального движения составляют Н. т. – их в обл. 53 (35 драм. и 18 кукольных). Большинство коллективов – дет. и юношеские. Активно работающие рук. дет. театров – А.А. Байдаков и О.Ю. Байдакова (г. Лодейное Поле), О. Новикова (пос. Войсковицы Гатчинского р-на), Э.С. Овсянникова (г. Шлиссельбург), А.В. Прусакова (г. Луга), Т. Старшая (г. Тихвин), И. Маланчук (г. Приозерск). Ведущие взрослые коллективы обл. работают в г. Сосновый Бор – театр-студия Дворца культуры «Строитель» и «КриМ», театр; в г. Гатчина – «За углом», театр, в г. п. Приладожский Кировского р-на – нар. театр «Ширма», в Лодейном Поле – Лодейнопольский народный театр комедии, в г. Всеволожске – театр Всеволожского СКК, в г. Луге – театр-студия им. Н.Н. Никулиной, в пос. Сосново Приозерского р-на – театр «Турандот» Сосновского дома творчества. В настоящее время Н. т. обращаются к серьезной совр. драматургии, произв. авторов авангардного направления, а также вновь возвращаются к классическому репертуару. Работа Н. т. постоянно выявляет яркие актерские и режиссерские индивидуальности, среди них: Б.П. Уткин (г. Лодейное Поле), Т.А. Шмакова (г. Гатчина), М.Б. Михеева (г. п. Приладожский Кировского р-на), М.В. Цыганова (г. Луга), Н.Ю. Щелокова (г. Волхов), Л.И. Бобылева (г. Сланцы), В.В. Иванов и Ю.В. Илюхина (г. Сосновый Бор), И.А. Троицкая (г. Всеволожск), В.В. Болясов (г. Бокситогорск). Одно из перспективно развивающихся направлений – кукольные театры. Среди режиссеров этих творческих коллективов – Е.Т. Беляцкая (г. Сланцы), Л.П. Трофимова, а также О.Г.Попова (пос. Лесколово Всеволожского р-на), В.Ю. Кузнецова (г. Выборг), Д.Г. Лукина (г. Ломоносов), О.Н. Надеенко (пос. Раздолье Приозерского р-на), Е.В.Симанова (с. Винницы Подпорожского р-на). Развитию театрального жанра способствуют традиционные обл. фестивали – «Театральная весна» в г. Луга, «Театральная осень», «Играй, театр, играй!» в г. Волосово, «Кукольный дом» в г. Сланцы, междунар. фестиваль театров и театров-студий «Авангард и традиции» в г. Гатчина, межрегиональный фестиваль театров рос. глубинки «Драматический этюд» в г. Лодейное Поле. Народные и образцовые театры Ленинградской области БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН Театр «Ровесник», г. Бокситогорск ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН Театр кукол «Фантазеры», г. Волосово ВОЛХОВСКИЙ РАЙОН Театр-студия «Свеча», г. Волхов Театр «Наследие», г. Новая Ладога ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН Театр Всеволожского СКК Всеволожский драматический театр, г. Всеволожск Театр-студия «Кукольный дом», пос. Лесколово ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН Детский музыкальный театр, г. Выборг Театр МДЦ, г. Выборг Театр городского Дворца культуры, г. Выборг Театр кукол «Теремок», г. Выборг ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН Театр «За углом», г. Гатчина Театр «Встречи», г. Гатчина Театр «Лица», пос. Новый Свет Театр «Балаганчик», г. п. Сиверская «Маленький театр больших кукол», г. Гатчина Театр кукол «Ковчег», пос. Войсковицы Театр костюма «Катюша», г. Гатчина Цирк «Гротеск», г. Гатчина Музыкальный театр «Славяночка», г. Коммунар КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН Фольклорный театр «Ямгород», г. Кингисепп Театр юного зрителя, г. Кингисепп КИРИШСКИЙ РАЙОН Театр ДК «Кирнеф», г. Кириши КИРОВСКИЙ РАЙОН Театр «Калейдоскоп», г. Кировск Театр кукол «Акварели», г. Кировск Театр «Ширма», пос. Приладожский Театр-студия «Актио», г. Шлиссельбург Кукольный русско-финский театр «Бабушкины внуки», г. Отрадное ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН Лодейнопольский театр комедии Театр «Антре» ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН Театр-студия «Треугольник», г. Ломоносов Театр кукол «Солнечный лучик», г. Ломоносов ЛУЖСКИЙ РАЙОН Театр-студия им. Н.Н. Никулиной, г. Луга Театр «Чудаки», г. Луга Театр-студия «Киноцентр», г. Луга Театр «Кураж», г. Луга Театр кукол ГДК, г. Луга ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН Театр юного зрителя, г. Подпорожье Театр кукол, г. Подпорожье Вепсский национальный театр кукол, пос. Винницы Театр кукол «Улыбка», пос. Никольское ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН Приозерский театр, г. Приозерск Театр ДК «Карнавал», г. Приозерск Детский театр-студия «Экспромт», г. Приозерск Театр «Турандот», пос. Сосново Театр кукол «Аленький цветочек», пос. Раздолье СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН Театр-студия «Бумс» Театр дворца культуры ОАО «Завод “Сланцы”», г. Сланцы Театр кукол «Карусель», г. Сланцы Театр кукол дворца культуры ОАО «Завод “Сланцы”», г. Сланцы СОСНОВЫЙ БОР Театр-студия «КриМ» Театр ДК «Строитель» Театр кукол «Волшебный фонарь» ТИХВИНСКИЙ РАЙОН Театр фольклора «Цвети, наш край!», г. Тихвин Детский театр «Чиполлино», г. Тихвин ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН Музыкальный кукольный театр «Веселый балаганчик», г. п. Ульяновка Фольклорный театр, г. п. Красный Бор Лит: Фестиваль кукольных театров Ленинградской области // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 1. С. 38-40; Тропп Е. Театральный праздник в Волосово // Область культуры. 2004. № 6. С. 21-24; Миненко Е. Театральные встречи в Луге // Область культуры. 2004. № 6. С.24-26; Фестиваль детских и юношеских театральных коллективов и чтецов Ленинградской области «Играй, театр, играй!» г. Волосово, 19-20 ноября 2005 г. // Область культуры. 2005. № 12. С.11-17; Фестиваль образцовых театров кукол Ленинградской области «Кукольный дом», г. Сланцы, 14-15 мая 2005 г. // Область культуры. 2005. № 5. С.19-23; Брун Е.И. Фестиваль народных любительских театров Ленинградской области «Театральная весна-2006», г. Луга, 18-22 мая 2006 г. // Область культуры. 2006. № 7-8. С.40-44. И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Озёра, группа вепсских деревень
Рубрики
ОЗЁРА, группа вепсских деревень в Подпорожском р-не. Находится на берегах р. Оять и Озёрского оз. Эквивалентное вепсское назв. Ярвед. Включает дер. Кузьминская, Лукинская, Никулинская, Мартемьяновская, Ожеговская (Крысанова Гора). Нас. – 275 чел. Располагается на терр. природного парка «Вепсский лес». Поселение связано автомоб. дорогой с с. Винницы, г. Подпорожье и жил. поселениями юга Подпорожского р-на. Погост «в Озерех» упоминается впервые в писцовой книге кон. XV в. В О. сохранились памятники дерев. архитектуры XIX в.: «Дом пряничника Митра Аксёнова», амбар и здание церкви, в к-ром с 1930-х размещается клуб. Работает б-ка. В дер. Никулинская на стволе старинной ели устроена небольшая часовня. Лит.: Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй пол. XX – нач. XXI в. // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной науч. конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 27. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Оять, р.
Рубрики
ОЯТЬ, река, левый приток р. Свирь. Дл. 266 км. Ср. расход воды в устье 54,8 куб. м/с, пл. водосбора 5220 кв. км. Берет начало из Чаймозера на Вепсовской возвышенности (терр. Вологодской обл., в 7 км от границы с Лен. обл). По территории Лен. обл. О. протекает в пределах Подпорожского и Лодейнопольского р-нов. Первоначально течет на запад, после дер. Шондовичи поворачивает на север, перед с. Винницы меняет направление на юго-зап., перед с. Алёховщина – на северо-запад, а в р-не дер. Никоновщина делает поворот и далее, сохраняя в целом зап. направление, образует многочисл. излучины и впадает в Свирь ниже дер. Доможирово. Наиболее значительные притоки: Нижняя Курба, Сондала, Тукша, Шокша, Кузра, Тянукса, Шапша, Ащина, Савинка, Вилига, Тикша, Большая Лублога, Чегла. Назв. реки связывается с прибалт.-фин. «ойя» – «ручей». В ср. и ниж. течении О. насчитывается неск. десятков курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н .э. В басс. О. находятся населенные пункты Винницы и Тервеничи, изв. с XII в., Ладва, Озера, Ярославичи, изв. по данным писцовых книг кон. XV в. В этих и в нек-рых др. поселениях в верховьях реки расселена оятская группа вепсов. В ср. течении О. находится усадьба Имоченицы, в к-рой жил худ. В.Д. Поленов. Ландшафт долины реки разнообразен и живописен. Басс. ее верх. течения включен в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 68; Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй половине XX – начале XXI века // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной научной конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. г., б. м. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Паданский Введенский монастырь
Рубрики
ПАДАНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Подпорожский р-н). Основан ок. 1543 как Никольская Верхопаданская Корнилиева муж. пустынь, упразднен в 1764. Восстановлен в 1872 как жен. скит, с 1892 – жен. община, с 1900 – жен. мон. В 1919 в обители было 70 монахинь; имелось три ц., одна часовня, пять жил. дерев. домов. Мон. принадлежало 309 десятин земли. Закрыт в нач. 1920-х, из монахинь образована с.-х. артель. В 1929 здания мон. переданы колхозу «Красный Маяк». Древнейший из монастырских храмов – дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (построена между 1496 и 1563). В 1676 на ее месте возведена новая дерев. ц., ок. 1790 она перенесена в с. Винницы. Дерев. ц. Св. Прп. Александра Свирского построена ок. 1587, в 1688 на ее месте возведена новая, тоже дерев.; с 1764 – приходская, сгорела в нач. XIX в. В 1603 построена дерев. ц. Введения во Храм Пресв. Богородицы; с 1764 – приходская, перестроена в 1832, в 1905 обращена в часовню; закрыта 9 июля 1931, не сохр. Вторая дерев. ц. Введения во Храм Пресв. Богородицы с приделом св. прп. Корнилия Паданского возведена в нач. XX в.; закрыта 9 июля 1931, передана под клуб, не сохр. В 1993-94 выстроена одноим. дерев. ц. В 1894 построена дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами прп. Осии, свт. Иоанна Новгородского, св. Марфы, мц. Акилины, прп. Иоанна Рыльского, свят. Николая и мц. Александры; закрыта 9 июля 1931, не сохр. В 1898 построена дерев. ц. Св. Вмч. Пантелеимона Целителя и Св. Мч. Назария в скиту мон. (дер. Шакшезеро, ныне нежилая местность на р. Шакшезерка); закрыта 13 июля 1929, передана под красный уголок колхоза, не сохр. В 1993 создана Свято-Введенская Корнилиево-Паданская жен. монашеская община. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Фестивали искусств
Рубрики
ФЕСТИВАЛИ ИСКУССТВ, смотры достижений разл. видов искусства. Как правило, имеют периодичность, проходят в большинстве гор. и нек-рых сел. поселениях Лен. области. С 1980 в г. Луга проводится фестиваль «Театральная весна» – один из старейших в области. В нач. 1990-х возникли фестиваль-конкурс дет. хореогр. коллективов «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), Фестиваль кукольных театров Ленинградской области (г. Сланцы), фестиваль-конкурс «Художественное творчество инвалидов» (г. Гатчина), фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо» (г. Выборг), музыкальный фестиваль «Провинциальные встречи мастеров искусств России» (г. Бокситогорск), кинофестиваль «Окно в Европу» и др. Вторая пол. 1990-х – нач. 2000-х гг. стали периодом расцвета фестивального движения, его инициаторами наряду с гос. учреждениями выступали общественные орг-ции и частные лица. К 2006 в Лен. обл. проводилось ок. 100 междунар., межрегиональных, обл., районных и гор. Ф. и. Больше половины из них проходят в гг. Выборг, Гатчина, Луга, Тихвин, Приозерск, Всеволожск, Волосово и Сосноый Бор, к-рые являются лидерами фестивального движения. Наиболее многочисл. и популярны музыкальные и музыкально-хореографические Ф. и., в т. ч. «Балтийский берег» (г. Сосновый Бор), «Весенний ключ» (г. Волхов), «Весенний фейерверк» (пос. Новый Свет Гатчинского района, г. Всеволожск), «Дверь в лето» (г. Выборг), «22 июня, ровно в 4 часа…» (пос. Рахья Всеволожского р-на), «Кумиры XXI века», «Музыка военных лет» (г. Луга), «Ночной вояж» (г. Выборг), «О чем поют солдаты» (г. Тихвин), «Песни о самом главном» (г. Волхов), «Сентябрь в Тихвине» (г. Тихвин), «С песней по жизни» (г. Кириши), «Серенады Выборгского замка» (г. Выборг), «Шаг за горизонт» (г. Волосово), «Ямгородская станица» (г. Кингисепп), а также обл. фестивали ансамблей бального танца (гг. Гатчина, Сосновый Бор), духовной музыки (гг. Выборг, Тосно), бардовской песни (с. Старая Ладога, г. Гатчина, дер. Горбунки Ломоносовского р-на) и др. Среди Ф. и. следует также отметить фольклорные (нар. творчества): «Древо жизни» (с. Винницы Подпорожского р-на), Ижорский праздник (дер. Вистино Кингисеппского р-на), «Киришские кружева» (г. Кириши), «К родным истокам вечная любовь» (г. Кириши), «Лоскутный стиль» (СПб.), «Мировая деревня» (г. п. Рощино, г. Выборг), «Плюсский венок» (г. Сланцы), «Праздничные звоны» (г. Тихвин), «Русский двор» (г. Пикалево), «Святочные забавы в царстве Снегурия» (г. Приозерск); театральные: «Авангард и традиции» (г. Гатчина), «Играй, театр, играй!» (г. Волосово), «Искусство без границ» / «Драматический этюд» (г. Лодейное Поле), «Кукольный дом» (пос. Лесколово Всеволожского р-на), «Театральная весна» (г. Луга), «Театральная осень» (г. Волосово), «Театральный остров» (г. Гатчина); кинофестивали: «Литература и кино» (г. Гатчина), «Лужские кинопосиделки» (г. Луга), «Окно в Европу» (г. Выборг); изобразительного иск-ва: «Сосновоборская мозаика» (г. Сосновый Бор); военно-исторические: «Русская крепость» (г. Приозерск), «Рыцарский замок» (г. Выборг). Особое место в культурной жизни обл. занимают разнообразные фестивали дет. худож. творчества: «Ангел надежды» (г. Всеволожск), «Встречи друзей» (г. Гатчина), «Выборгская весна» (г. Выборг), «Гатчинская радуга» (г. Гатчина), «Джаз-Парнас» (СПб.), «Звезда Рождества» (г. Приозерск), «Звездный дождь» (г. Гатчина), «Золотой петушок» (г. Тихвин), «Ладожские звездочки» (Всеволожский р-н), «Место встречи – Андерсенград» (г. Сосновый Бор), «Музыкальная капель» (г. Всеволожск), «Надежда» (г. Луга), «Подснежник» (гг. Ломоносов, Гатчина), «Рождественская звезда» (г. Лодейное Поле), «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), «Тысяча и один шар» (г. Приозерск), «Хрустальный ключ» (г. Сосновый Бор), «Паруса надежды» (г. Гатчина), «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха» (г. Волосово, пос. Извара), «Цветы планеты» (гг. Выборг, Гатчина) и др. Ф. и. способствуют объединению общественных и гос. инициатив, направленных на развитие и популяризацию всех видов иск-ва в Лен. области, помогают продвижению культуры региона на междунар. арене. См. также: Праздничная культура Ленинградской области. Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003; Туристический путеводитель по Ленинградской области / Под ред. М.Б. Биржакова. СПб., 2003. С. 297-301; Область культуры: Информационно-методический сб. Спец. вып. 2004. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Фольклорные центры
Рубрики
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕНТРЫ. Программа развития культуры в Лен. обл. разработана с учетом полиэтнического состава нас. и способствует созданию условий для возрождения, сохр. и развития нац. культуры и языка коренных народов. В г. Выборг с 1999 работает «Вереск», центр русского фольклора, в его составе образцовая дет. фольклорная студия «Вереск», ансамбль «Гусельки». Центром осуществляется программа фольклорных классов в общеобразовательных школах города. В большинстве р-нов обл. созданы и успешно работают разл. фольклорные студии и коллективы. Среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), «Цвети, наш край», театр фольклора (г. Тихвин), фольклорный театр «Ямгород» (г. Кингисепп), нар. хор Дома рус. нар. творчества в дер. Новоселье Сланцевского р-на и мн. др. Организуются междунар. и региональные фестивали нац. традиций, культур и ремесел «Мировая деревня», «Плюсский венок». В с. Винницы Подпорожского р-на в 1998 основан Центр вепсского фольклора, к-рый ставит задачей возрождение культуры вепсов, их старинных промыслов и ремесел. На базе Центра работает фольклорный коллектив «Армас», вепсский нац. театр кукол, создан музей, экспозицию к-рого составляют предметы быта вепсского народа. Нац.-культурный центр вепсов работает также в дер. Вонозеро Лодейнопольского р-на. С 1987 организуется «Древо жизни», вепсский фестиваль. В 1995 в дер. Вистино Кингиссепского р-на организован Центр ижорской культуры, при нем работают ижорские фольклорные ансамбли «Рыбачка», «Сойкинские напевы». Открыт Ижорский музей. В 2004 в Вистино состоялся Ижорский праздник. Один из центров фин. культуры находится в пос. Калитино Волосовского р-на. Широко изв. фин. фольклорные коллективы «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на), дет. ансамбль «Ауринко» (г. п. Кузьмолово Всеволожского р-на). В г. Отрадное Кировского р-на создан балаганный театр, дающий представления на фин. яз. С 1989 на терр. Лен. обл. ежегодно проходит нац. фин. праздник «Юханнус». Карельский нар. культурный центр создан в дер. Андреевщина Лодейнопольского р-на. В 1999 в г. Приозерске впервые состоялся Фестиваль карельского искусства. С 1991 в СПб. работает Фольклорно-этнографический центр (в ведении Мин-ва культуры РФ), к-рый осуществляет разработку региональных программ по созданию местных (обл.) центров традиционной нар. культуры. Лит.: Национально-культурные центры. – http://www.lenobl.ru/culture/nation/centre?notpl=1 Н.В. Назарова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Центр вепсского фольклора
Рубрики
ЦЕНТР ВЕПССКОГО ФОЛЬКЛОРА (с. Винницы, Подпорожский р-н). Создан в 1998 на базе местного дома культуры. Располагается в двухэтажном дерев. здании. Задачи Ц. в. ф. – сохр. вепсского яз. и культуры, развитие традиционных промыслов и ремесел. Значительную часть центра занимает этногр. музей, его экспозиция представляет культуру вепсов, проживающих в Подпорожском р-не, а также знакомит с др. финно-угорскими народами. В музее экспонируются орудия труда, утварь, одежда и предметы, отражающие мировоззрение вепсов. При Ц. в. ф. работают 10 коллективов худож. самодеятельности, в т. ч. Вепсский театр кукол, нар. ансамбль «Армас», дет. фольклорный коллектив «Веселый ручеек», хоровая группа «Росинка», ВИА «Вечер». Здесь производится обучение детей ткачеству, лоскутной технике, резьбе по дереву, изготовлению берестяных изделий. Лит.: Реестр туристических ресурсов МО «Подпорожский район». Подпорожье, 2001; Центр культуры вепсов (Винницы). – http://vepssles.narod.ru/vinnicy.htm С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Ярославичи, дер.
Рубрики
ЯРОСЛАВИЧИ, деревня в Подпорожском р-не. Нас. – 216 чел.. Расположена на правом берегу р. Оять. Через Я. проходит автомоб. дорога, соединяющая дер. с селами Винницы и Алёховщина. Рус. наименование связано с древним славянским именем Ярослав. Основное нас. – вепсы, на языке к-рых дер. называется Вильхал, предположительно, от прибалт.-фин. личного имени или прозвища Вилха со значением «прямой, длинный, стройный». Вероятно, селение возникло в кон. I – нач. II тыс. н. э. В XX в. дер. объединила два населенных пункта: собственно Я. и Берег. Следы ранее самостоятельных поселений прослеживаются в совр. облике Я. Выделяются приречная часть, сохр. более традиционный облик и приподнятый над речной террасой совр. центр. В Я. работают б-ка, клуб, при школе создан краевед. музей. В конце июня отмечается вепсский праздник «Древо жизни». Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б.г. С. 29. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…