Адреса / Топографические ориентиры/Нарва р.
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ивангородская крепость
Рубрики
ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Ивангород, на правом берегу р. Нарова). Заложена в 1492 на Девичьей горе, напротив орденского замка Нарва. Названа в честь вел. кн. Ивана III. С кон. XV до нач. XVII в. являлась форпостом и первой мор. гаванью России на Балтике. Ее история тесно связана с периодами обострений рус.-ливонских отношений. Первонач., в 1492-99, построены «четвероугольная» крепость (1680 кв. м), задуманная как детинец, и «город» (25,2 тыс. кв. м), к-рые были заложены одновременно. Работы велись под руководством боярина Якова Захарьина (Кошкина), с участием итал. мастеров. В 1496 крепость на короткий срок была захвачена шведами, затем восстановлена, стены и башни «города» достроены. Квадратная в плане крепость с 4 прямоугольными башнями по углам (высота 12 м) относится к кастельному типу, распространенному в замковой архитектуре. «Город» (позднее Б. Боярший город) представляет собой четырехугольник 108 х 241 м. Из его 7 башен 4 круглые расположены по углам, а 3 прямоугольные (2 воротные) по осям, на сер. трех сторон. Внутри расположены цц. Успения Пресвятой Богородицы и Свят. Николая Чудотворца. Обе части крепости близки техникой кладки, регулярностью плана, равномерно расставленными по периметру обороны башнями с прямолинейными пряслами между ними, двурогими зубцами, камерными окнообразными бойницами и т. п. Во время войны 1501-03 ливонским отрядам взять крепость не удалось. В 1507-09 «четвероугольная» крепость окружена новыми кам. стенами с мощными угловыми башнями, построенными мастерами Владимиром Торгканом и Маркусом Греком. Ее развалины поныне сохр. внутри новых укреплений, получивших назв. «замка». Одновременно надстроены стены и башни Б. Бояршего города, со стороны посада к нему пристроен Передний город, заново возведен весь юго-вост. фронт крепости. После завершения реконструкции И. к. в 1509 были подписаны мирные договоры с Вел. княжеством Литовским и Ливонским орденом. В 1556-58 перед Передним городом насыпан Земляной (Боярский) вал, завершивший формирование крепостного ансамбля. В 1583-95 и в 1613–1704 крепость находилась под властью шведов; возвращена России в 1704, в ходе Сев. войны. Многолетнее архит.-археол. изучение пам. осуществлялось ГП НИИ Спецпроектреставрация (рук. проекта И.А. Хаустова). Археол. раскопки проводили О.М. Иоаннисян в 1978, В.П. Петренко в 1980-91, А.В. Курбатов в 1992-95, А.А. Липатов в 2004. Выявлены кам. и дерев. постройки, хоз. сооружения, мастерские, дворы, участки улиц, мощеных камнем, датируемые кон. XV – XVI вв. После реставрационных работ 1980-х в крепости размещается Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей. Лит.: Крепость Ивангород: Новые открытия / Под ред. М.И. Мильчика. СПб., 1997. (Studiaa architecturae mediaevalis); Липатов А.А. Археологические исследования на территории Ивангородской крепости в 2004 г. // Реликвия. 2005. № 3 (10). С. 56-62 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ингерманландия
Рубрики
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
История води
Рубрики
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
История финнов-ингерманландцев
Рубрики
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции.
Тематические группировки
подробнее…
Луга, р.
Рубрики
ЛУГА, река. Протекает по терр. Новгородской обл. и Лужского, Волосовского, Кингисеппского р-нов Лен. обл. Дл. – 353 км (самая длинная из рек Лен. обл.). Пл. водосбора – 13,2 тыс. кв. км. Сток – 100 куб. м / сек. Шир. в среднем течении 50-100 м, у устья – до 500 м. Топоним прибалт.-фин. происхождения (эст. laugas – углубление, яма, отверстие). Вытекает из Тёсово-Нетыльских болот (Новгородская обл.), впадает в Финский зал. (Лужская губа). Гл. притоки Л. – рр. Оредеж, Ящера, Лемовжа, Саба, Вруда, Россонь (река, соединяющая Л. и Нарву, с переменным направлением течения). На Л. находятся гг. Луга, Кингисепп, г. п. Толмачёво. Судоходна на отд. участках, наиболее протяженный – от Толмачёво до дер. Хилок (Волосовский р-н). В ср. века – важный трансп. путь, соединявший новгородские земли с Балтийским морем. В XVIII–XIX вв. на берегах Л. (особенно в ниж. течении) находились многочисл. дворянские усадьбы (в т. ч. Новопятницкое, Мариенгоф, Сала, Преображенская). В июле–авг. 1941 по Л. проходил оборонительный рубеж, бои на к-ром задержали нем. войска, не позволив им выйти к Ленинграду в намеченные сроки. На Л. находится Кингисеппская ГЭС. В устье Л. и на берегах Лужской губы ведется стр-во портовых сооружений. Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962. С. 123-150; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 63-65. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Мезолита памятники
Рубрики
МЕЗОЛИТА ПАМЯТНИКИ. Мезолит (средний кам. век) – переходная эпоха между палеолитом и неолитом (в Европе – ок. Х–VII тыс. до н. э). Для мезолитических культур характерны микролитические кремневые орудия, разнообразные изделия из кости и рога. Охота велась с применением лука и стрел, прирученной собаки; рыболовство и промысел мор. зверя – с использованием долбленых челнов, сетей, гарпунов. Начало мезолита совпало с общим потеплением климата, что сделало возможным заселение человеком сев. регионов, в т. ч. терр. совр. Лен. обл. Наиболее ранним (9230 + 210 лет) является комплекс находок в Антреа–Корпилахти, ок. г. Каменногорск на Карельском перешейке (раскопки С. Пельси, 1914). Остатки сети из ивовой коры, 18 поплавков из сосновой коры и 31 каменное грузило, 23 предмета из кости и рога, неск. кам. орудий попали на дно древнего пролива, соединявшего Ладожское оз. с Литориновым морем, в результате несчастного случая с рыбаками. К раннему этапу вост.-прибалт. культуры Кунда можно отнести стоянку Соколок в Лужском р-не (раскопки В.И. Тимофеева, 1982-83). Обнаруженные здесь изделия из рога и кости, кремня, кварца и сланца датируются VII – сер. VI в. до н. э. Местонахождение Тырвала на правом берегу р. Нарва известно находками костяных наконечников стрел, кинжала, скульпт. изображения змеи. Они характеризуют поздний этап этой культуры (кон. VI – нач. V тыс. до н. э.). Отд. орудия кундских типов представлены в «Коллекции А.А. Иностранцева», собранной при прокладке Нового Сясьского канала в Южн. Приладожье в 1870-х. Исследовались также стоянка Лиственка III в Бокситогорском р-не (раскопки Н.В. Кондаковой-Косоруковой, 1989-90), нек-рые местонахождения на Карельском перешейке (Разлив, Климово, Волочаевский и др.). Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. 1961. № 87. С. 11-19, 41-42; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 8-18. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Места расселения
Рубрики
Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в Советском Союзе проживает 67 человек водской национальности. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Общие вопросы (ингерманландские финны)
Рубрики
ИНГРИЕЙ, или ИНГЕРМАНЛАНДИЕЙ, называют район расселения прибалтийско – финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве он граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60 километров от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке.
Тематические группировки
подробнее…
Религия (ингерманландские финны)
Рубрики
За души ингерманландцев вели борьбу Византийская и Римская церкви. Граница религий установилась на реке Нарва; Эстония относилась к западу, Ингерманландия - к востоку. После заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора в Ингерманландии утвердили право на свободу вероисповедания, но на самом деле православная религия была запрещена. Многие бежали в Россию и на их места переселялись финны-лютеране. Когда в 1721 г. Ингерманландия отошла к России, в силу снова вступил закон о свободе вероисповедания. Положение лютеранской церкви обещали сохранить. В 1832 г. Ингерманландию присоединили к Санкт-Петербургской епархии. Лютеранство сохранилось в Ингерманландии и было связующей нитью среди финского населения и препятствовало заключению смешанных браков. После закрытия в 1930-е гг. лютеранских церквей финны посещали ближайшую русскую церковь, руководствуясь формулой: "какая разница - Бог один". На бытовом уровне ингерманландцы воспринимают лютеранство не как конфессию принципиально отличную от православия, а как церковь, где богослужение ведется на родном языке. С 1993 г. церковь Ингрии является автономной, в неё входят 60 приходов в разных уголках России, из них 15 - в Ингерманландии. Церковь двуязычна. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/ Чистяков А.Ю. Традиционная культура финнов юга Ингерманландии (по материалам полевых исследований в Волосовском и Гатчинском районах) // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998 .
Тематические группировки
подробнее…
Сланцевский район
Рубрики
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Территория расселения
Рубрики
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43.
Тематические группировки
подробнее…
Топонимия Ленинградской области
Рубрики
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Финский залив
Рубрики
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ, в вост. части Балтийского моря. Пл. – ок. 29,8 тыс. кв. км (7% пл. Балтийского моря). Дл. – 400 км (от п-ва Ханко до СПб.). Максимальная шир. – 130 км (у зап. границ Лен. обл., на меридиане о-ва Мощный). В Невской губе (т. н. вершина Ф. з.) шир. составляет 15-20 км., в р-не п-ва Ханко (т. н. горло Ф. з.) – 70-75 км. Максимальная глубина 123 м, ср. глубина ок. 40 м. Вост. часть залива мелководна (ср. глубина 7 м). Рельеф дна холмисто-грядовый, в вост. части из-за выноса реками большого кол-ва осадочного материала дно представляет собой хорошо выровненные аккумулятивные равнины. В Ф. з. впадают рр. Нева, Луга, Нарва. Пл. водосбора 421 тыс. кв. км. Сайменский канал соединил с Ф. з. озера Вост. Финляндии. В Лен. обл. Ф. з. образует неск. малых заливов, среди к-рых наиб. являются Нарвский, Копорский и Выборгский заливы, Лужская губа. Вост. частью Ф. з. является Невская губа. Значительный приток пресной воды обусловил низкую соленость вод – 6% (поверхностных вод – 2-3%), что ниже, чем у Балтийского моря. Осн. о-ва в Лен. обл. – Б. Березовый, Зап. Березовый, Сев. Березовый, Высоцкий, Мощный; в СПб. – Котлин. Лед на Ф. з. образуется в дек., сходит в апр. (в ср. 110-130 дней). Сев. берег скалист, здесь много шхер. Юж. и вост. берега низменные. Низменность вдоль юж. берега Ф. з. ограничена глинтом, к-рый состоит из плоских террас, поднимающихся уступами вверх и представлящих собой берег древнего моря. В раннее Средневековье по Ф. з. проходил торг. «Путь из варяг в греки». В Лен. обл. на побережье Ф. з. находятся гг. Выборг, Высоцк, Приморск, Сосновый Бор; в Финляндии – Хельсинки, Котка, Ловиса; в Эстонии – Таллин, Кохтла-Ярве, Палдиски. Развивается судох-во. Осн. порты: СПб., Выборг (Россия), Таллин (Эстония), Хельсинки, Котка (Финляндия). Ведется стр-во портовых сооружений в р-нах пос. Усть-Луга и г. Приморск. С 1978 на Ф. з. строится Комплекс сооружений по защите СПб. от наводнений (дамба). Побережье залива имеет рекреационное значение. В Лен. обл. прибрежная зона пользуется популярностью у любителей подледного лова. В последние годы развиваются иссл. в сфере археологии подводной. Лит.: Евгеньев Г.Е. По Финскому заливу: Путеводитель. М., 1964; Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. 3: Балтийское море. СПб., 1992; Антонов А.Е. Настоящее и будущее Балтики (долгосрочный метеорологический прогноз). СПб., 1994; Глазкова Е.А. Флора островов восточной части Финского залива: Состав и анализ. СПб., 2001. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Чудское озеро
Рубрики
ЧУДСКОЕ ОЗЕРО (устар. – Пейпус, эст. Peipsi jarv). Находится на территории Эстонии и РФ (Псковская обл.; в Лен.обл. – небольшой участок в Сланцевском р-не). Образует общий водоем с Псковским оз., с которым соединяется протокой. Площадь – 3600 км2 (сильно изменяется при колебаниях уровня). Наибольшая протяженность с севера на юг – 72 км, а с запада на восток – 48 км. Озеро мелководно (средние глубины – 6–8 м, наибольшая – 14,6 м.). Название происходит от этнонима «чудь» – так славяне называли местное прибалтийско-финское население (предки води и эстонцев). Крупнейшие реки, впадающие в Ч. о., – Эмайыги (Эстония), Гдова (Россия), Раннапунгерья (Эстония); вытекает только р. Нарва (Нарова). Наиболее значимые острова: Пийриссаар (Эстония), Городец (Россия). Озеро популярно среди любителей рыбной ловли. В 1980-е Псковско-Чудской водоем был самым рыбным в Европейской части СССР: с 1 га площади получали 22-27 кг рыбы, в отдельные годы – 41 кг. Промысловые рыбы: снеток, ерш, окунь, плотва, лещ, судак, сиг. С 1999 по инициативе Псковской областной общественной организации «Чудской проект» в Псковской обл. и Эстонии ежегодно проводятся конференции «Чудской форум» по вопросам развития добрососедства и сотрудничества в трансграничном регионе. Лит.: Лесненко В.К. Псковские озера. Л., 1988. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Эвремейсет
Рубрики
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Этногенез (водь)
Рубрики
Мнения учёных относительно этногенеза водского народа и формирования его языка разделились. Согласно наиболее известной точки зрения, предками води были переселившиеся к востоку от реки Нарвы северные эстонцы, которые в продолжение I тыс. н. э. стали отдельным народом. По другой гипотезе, водский народ сформировался из местного населения эпохи неолита и раннего железного века, которое как в этническом, так и в лингвистическом отношении находилось в более близком родстве с жившими западнее эстонскими племенами. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 2. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…