Адреса / Топографические ориентиры/Луга р.
1 2
Рыболовство (ижора)
Рубрики
Главным занятием прибрежных жителей было рыболовство, в том числе подводный лов. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба – «курва» (возможно, так называли корюшку). Основными способами ловли тогда были тони и заколы. В XX веке промысел корюшки и салаки оставался у ижор главным средством существования. Рыбной ловлей занимались в основном поздней осенью и зимой. Еще в середине ХХ в. ижоры, в том числе и женщины, уходили для зимнего подледного лова на несколько недель в море, где жили на льду в небольших дощатых «будках», привозимых с собой, изредка снимали жилье у финнов на островах Сейскари, Лавансаари и др. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств, несмотря на то, что он был тяжел и опасен, подрывалось здоровье рыбаков, гибли десятки людей. Ижорки пели: «Ой, как посмотрю на море – Как на смерть смотрю большую. Мужа у меня море взяло, Волна – единственного сына, Пахаря – холодное озеро». На реке Луге ловили миногу с помощью особых «морд» из лучины. С появлением колхозов рыбу стали сдавать на приемный пункт. Заработок рыбаки получали деньгами в зависимости от размера улова. В годы "застоя", по утверждениям информантов, зарабатывали до 1000-2000 рублей в месяц. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Сабский историко-краеведческий музей
Рубрики
САБСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (дер. Большой Сабск Волосовский р-н). Открыт 11 нояб. 1981. В 1991 получил статус нар. музея. Расположен в здании дома культуры. В двух залах собраны экспонаты, рассказывающие о боях в 1941 на Лужском оборонительном рубеже, в их числе – диорама сражения на берегу р. Луга. Кроме того представлены материалы по истории края, начиная с XV в. Музей сотрудничает с поисковыми отрядами Лен. обл., молодежным объединением «Новая волна». Ежегодно проводятся торжественные мероприятия в в день начала Лужской операции (14 июля). Ср. кол-во посетителей в год – 600 чел. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
подробнее…
Сала, усадьба
Рубрики
САЛА, усадьба (дер. Сала, Кингисеппский район). В сер. XVIII в. С. была центром имения Терпигорье, принадлежавшего ген. Ф.-В. Блекену. В 1764 владелицей стала его дочь Ш.-М. Корф. С 1790-х имением управлял И.О. Корф. При нем в С. построен дерев. господский дом на берегу р. Луга, разбит парк, вырыт пруд и возведены кам. хоз. постройки. На старом кладб. устроен фамильный склеп с часовней Св. Прор. Илии – усыпальница семей Корф и Врангель (сохр.). В 1846 владельцем С. стал П.И. Корф. Он надстроил усадебный дом вторым этажом. Рядом с усадьбой на его средства были устроены два постоялых двора и винокуренный з-д. Последний владелец – П.П. Корф эмигрировал в 1917. Сохр. фундамент усадьбы, пруд и развалины хоз. построек. Парк зарос, сохр. старые деревья и фрагменты аллей. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт- Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 26-32; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 307-309. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Селища
Рубрики
СЕЛИЩА, остатки неукрепленных поселений, выявляемые по наличию культурного слоя и подъемного материала. Их поиск затруднен отсутствием внешних признаков. На терр. Лен. обл. обнаружено св. 120 С. Большинство С. находится в Лужском (45) и Волховском (38) р-нах, где поиск проводился целенаправленно и систематически. Древнейшие из С. (I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э.) оставлены предками прибалт.-фин. народов; для них характерны находки текстильной и штрихованной керамики. В Верх. Полужье известны отд. С. культуры длинных курганов V–IX вв. (Засобье и др.). С. культуры сопок VIII–X вв. представлены в верховьях р. Луга и низовьях р. Волхов. Они расположены по соседству с погребальными пам. На селище у городища Новые Дубовики на Волховских порогах вскрыты углубленные хоз. постройки IX–X вв. На многослойном поселении Горчаковщина в Волховском р-не исследован слой, датируемый кон. I тыс. н. э. Ведутся раскопки селища Мерево в Лужском р-не. Осн. часть С. относится к древнерус. времени и периоду позднего Средневековья. Пл. С. обычно составляет от 2 до 10 тыс. кв. м, культурный слой незначителен (0,1–0,6 м). Жители этих малодворных поселений похоронены в расположенных по соседству курганных и жальничных могильниках XI–XV вв. В зап. ра-нах области С. немногочисленны. Там известны отд. кр. поселения пл. 2-8 га (дер. Таровицы Гатчинского р-на, пос. Неппово Кингисеппского р-на и др.), исследованы железоделательные центры (дер. Стародворье, Лагуны Ломоносовского р-на). В писцовых книгах кон. XV–XVI вв. в зоне «чудских» погостов также отмечено наличие кр. поселений, центров выплавки и обработки железа. В Приозерском р-не рядом с могильниками карел XII–XIV вв. обнаружены небольшие С. и святилище. Обследования и раскопки С. проводили А.Н. Башенькин, Н.Н. Гурина, С.Л. Кузьмин, В.А. Лапшин, Г.С. Лебедев, Ю.М. Лесман, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.И. Сакса и др. Лит.: Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. № 32. С.28; Носов Е.Н. Поселение у Волховских порогов // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 76-81; Петренко В.П., Шитова Т.Б. Любшанское городище и средневековые поселения Северного Поволховья // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 181-191; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Сланцевский район
Рубрики
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сланцы, г.
Рубрики
СЛАНЦЫ, город, адм. центр Сланцевского р-на. Нас. – 47,9 тыс. чел. Расположен на р. Плюсса при одноим. ж.-д. ст. ветки СПб. – Гдов (открыта в 1940). В 1926 в междуречье Плюссы и Луги было открыто Гдовское (Ленингр.) месторождение горючих сланцев. В апр. 1930 в р-не дер. Б. Поля заложена опытно-эксплуатационная шахта. Это событие в наст. время считается датой основания С. В 1934 официально образован рабочий пос. С., с 1949 – город, с 1941 – адм. центр новообразованного Сланцевского р-на (за исключением 1963-65, когда Сланцевский р-н входил в состав Кингисеппского р-на). Осн. предприятиями С. являются АО «Ленинградсланец», ОАО «Завод «Сланцы». В гор. работают Сланцевский историко-краеведческий музей, Сланцевская библиотека центральная районная, дет. б-ка, худож. школа, муз. школа и ее филиал, Дворец культуры ОАО «Завод “Сланцы”», гор. дом культуры, на базе к-рого создан молодежный театр «Бумс». В 1968 в С. основан «Театр кукол» (награжден в 2003 дипломом «Лучший творческий коллектив» Комитета по культуре Лен. обл.). Имеется Парк культуры и отдыха. Выходят четыре газ., в т. ч. «Знамя труда», работает «Сланцевское городское радио», «Сланцевское телевидение». В С. функционируют филиалы Горного ин-та им. Г.В. Плеханова (Техн. ун-т), Сев.-зап. заочного техн. ун-та, Крест. гос. ун-та Кирилла и Мефодия. В 1585-87 упоминается находившийся на терр. совр. С. Никольский Польский мон. с дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (перестраивалась, разрушена в 1960-е). В 2000 в С. зарегистрирован правосл. приход, строится ц. Прп. Серафима Саровского, богослужения проводятся в одноименной часовне. Лит.: Афонский Н.М. Сланцы. Л. 1964; Иванов В.В. Сланцы. Л., 1988; Сайт города Сланцы. – http://www.slantcy.spb.ru/; Муниц. образование «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сопок культура
Рубрики
СОПОК КУЛЬТУРА. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге. Раскопки волховских сопок в XIX в. провели З. Доленго-Ходаковский (см. Олегова могила), Н.Е. Бранденбург и др. В 1940–60-х их возобновил С.Н. Орлов, в 1970-х – В.П. Петренко, а также В.А. Назаренко и Е.Н. Носов; в 1989, 1990, 1997 – Д.Л. Яблоник, С.Л. Кузьмин. В Лужском р-не сопки изучали Г.С. Лебедев (у дер. Репьи, 1970-е), С.Л. Кузьмин (у дер. Пристань, 1990-е). А.Н. Башенькин исследовал сопки в Бокситогорском р-не в 1980-е – 90-е. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического Общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII–X вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 238-252. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Толмачёво, г.п.
Рубрики
ТОЛМАЧЁВО, городской поселок в Лужском р-не. Нас. – 3,4 тыс. чел. Находится на берегах р. Луга. Рядом проходит жел. дорога СПб. – Псков и Киевское ш. До нач. 1990-х от пристани Толмачёво осуществлялось пароходное сообщение, в наст. время восстанавливается частными перевозчиками. Поселение возникло в 1858 при стр-ве жел. дороги СПб. – Варшава. До 1919 – ст. Преображенская. Переименовано в 1920 в честь Н.Г. Толмачёва, уполномоченного 7-й армии, сражавшейся против войск ген. Юденича. В 1938 Т. получило статус рабочего пос. В Т. действуют дом культуры, муз. школа, б-ка. В наст. время восстанавливается ц. Преображения Господня (кон. XIX в.), к-рая сгорела в 1999. В 7 км от пос. находится дом отдыха «Живой ручей», где имеется клуб и б-ка. В усадьбе Затишье в окрестностях совр. Т. жил М.Е. Салтыков-Щедрин. Лит.: Зерцалов В.И. Луга: Путеводитель. Л., 1972. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Усть-Луга, пос.
Рубрики
УСТЬ-ЛУГА, поселок в Кингисеппском р-не. Нас. – 1990 чел., наряду с рус. нас. в У.-Л. и окрестностях проживают представители ижоры и води. Расположен в устье р. Луга. К У.-Л. примыкает дер. Краколье. Пос. возник после открытия в 1931 ж.-д. ветки Усть-Луга – Котлы (ж.-д. ст. Усть-Луга находится на правом берегу р. Луга). Развитию инфраструктуры способствовало начавшееся в 1934 стр-во в Лужской губе воен. базы Балтийского флота, уничтоженной в 1941. С сер. 1990-х в р-не У.-Л. ведется сооружение сухогрузного мор. порта, предполагается стр-во поселка гор. типа на 20 тыс. жит. В здании клуба с 1999 действует ц. Свят. Николая Чудотворца. В 1997 был заложен мор. собор Пресв. Троицы. Лит.: Конькова О.И. Вопросы ранней истории финноязычного населения нижнего течения р. Луги // Население Ленинградской области: Материалы и иссл. по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С. 92-106; Аристов В. Война на Кингисеппском взморье. Тайна «Второго Кронштадта» // Книга памяти к 50-летию Великой Победы. Кингисепп, 1995. С. 9-17; Волкова Е.А., Храмцов В.Н., Исаченко Г.А., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г. Макарова М.А. Комплексное картографирование природной среды побережья Финского залива (район Лужской губы). СПб., 2001. С. 8-15. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Финский залив
Рубрики
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ, в вост. части Балтийского моря. Пл. – ок. 29,8 тыс. кв. км (7% пл. Балтийского моря). Дл. – 400 км (от п-ва Ханко до СПб.). Максимальная шир. – 130 км (у зап. границ Лен. обл., на меридиане о-ва Мощный). В Невской губе (т. н. вершина Ф. з.) шир. составляет 15-20 км., в р-не п-ва Ханко (т. н. горло Ф. з.) – 70-75 км. Максимальная глубина 123 м, ср. глубина ок. 40 м. Вост. часть залива мелководна (ср. глубина 7 м). Рельеф дна холмисто-грядовый, в вост. части из-за выноса реками большого кол-ва осадочного материала дно представляет собой хорошо выровненные аккумулятивные равнины. В Ф. з. впадают рр. Нева, Луга, Нарва. Пл. водосбора 421 тыс. кв. км. Сайменский канал соединил с Ф. з. озера Вост. Финляндии. В Лен. обл. Ф. з. образует неск. малых заливов, среди к-рых наиб. являются Нарвский, Копорский и Выборгский заливы, Лужская губа. Вост. частью Ф. з. является Невская губа. Значительный приток пресной воды обусловил низкую соленость вод – 6% (поверхностных вод – 2-3%), что ниже, чем у Балтийского моря. Осн. о-ва в Лен. обл. – Б. Березовый, Зап. Березовый, Сев. Березовый, Высоцкий, Мощный; в СПб. – Котлин. Лед на Ф. з. образуется в дек., сходит в апр. (в ср. 110-130 дней). Сев. берег скалист, здесь много шхер. Юж. и вост. берега низменные. Низменность вдоль юж. берега Ф. з. ограничена глинтом, к-рый состоит из плоских террас, поднимающихся уступами вверх и представлящих собой берег древнего моря. В раннее Средневековье по Ф. з. проходил торг. «Путь из варяг в греки». В Лен. обл. на побережье Ф. з. находятся гг. Выборг, Высоцк, Приморск, Сосновый Бор; в Финляндии – Хельсинки, Котка, Ловиса; в Эстонии – Таллин, Кохтла-Ярве, Палдиски. Развивается судох-во. Осн. порты: СПб., Выборг (Россия), Таллин (Эстония), Хельсинки, Котка (Финляндия). Ведется стр-во портовых сооружений в р-нах пос. Усть-Луга и г. Приморск. С 1978 на Ф. з. строится Комплекс сооружений по защите СПб. от наводнений (дамба). Побережье залива имеет рекреационное значение. В Лен. обл. прибрежная зона пользуется популярностью у любителей подледного лова. В последние годы развиваются иссл. в сфере археологии подводной. Лит.: Евгеньев Г.Е. По Финскому заливу: Путеводитель. М., 1964; Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. 3: Балтийское море. СПб., 1992; Антонов А.Е. Настоящее и будущее Балтики (долгосрочный метеорологический прогноз). СПб., 1994; Глазкова Е.А. Флора островов восточной части Финского залива: Состав и анализ. СПб., 2001. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Хозяйство (водь)
Рубрики
Хозяйство водских крестьян в XVIII – ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны). Основой хозяйства являлось земледелие. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа, капуста), с XIXв. картофель. В начале ХХ в. преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Для обработки земли использовали соху, деревянную борону. Со второй половины XIX в. начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. В качестве тяглового скота использовали лошадь. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Зимой рыбаки уходили на залив на несколько дней и жили в специальных дощатых домиках – "будках". В зимнем лове принимали участие практически все население прибрежных деревень: как мужчины, так и женщины. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств. На р. Луга ловили рыбу с помощью различных ловушек. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в С.-Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. Библиография: Седов, В. В. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М., 1987.
Тематические группировки
подробнее…
Эвремейсет
Рубрики
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Этническая история. Территория расселения (водь)
Рубрики
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
Юбки
Рубрики
В зимнее время поверх рубахи надеваются пестрые шерстяные юбки, «хаме» (hame). Делаются такие юбки из чистой шерсти или же из ткани, основа для которой берется бумажная, а уток шерстяной. Юбки бывают черного, красного, зеленого и синего цвета, со всевозможных цветов узкими или широкими полосами, расположенными у одних юбок в вертикальном, а у других в горизонтальном направлениях. То или иное расположение полос связано с районом: ижоры, жившие по р. Луге имели на юбках исключительно вертикальные полосы, в то время как у ижор Кургаловского полуострова полосы всегда располагались в горизонтальном направлении. Ижоры и водь Сойкинской и Наровской волостей носили еще особую поясную одежду «хурстуксет» (hurstukset), характерную как своим покроем, так и старинной техникой тканья. Эта одежда состояла из трех кусков. Переднее и заднее полотнища в верхней своей части делались из синей полушерстяной материи с пришитыми снизу белыми вышитыми полотняными подолами; боковое полотнище, расширяющееся книзу, шилось из белого домашнего полотна и также вышивалось. Хурстуксет укреплялась на поясе при помощи завязок таким образом, что боковое полотнище приходилось с левой стороны, правый же бок оставался открытым. Юбка подобного типа ближе всего стоит к поневе, – поясной одежде южных великорусов. Узоры хурстуксет состоят из ромбов и свастик. В прежнее время хурстуксет являлся частью девичьего костюма. Замужние женщины носили подобную же одежду, но при этом всегда надевали поверх нее особого вида две подвески «каттарет» (kattaret), спускавшиеся сзади с пояса. Каждая из этих подвесок представляет собою прямоугольный кусок холста, на котором с наружной стороны нашито по пяти горизонтально расположенных друг над другом кусков красного кумача, чередующихся с узкой узорной тесьмой. К верхнему краю красных кусков пришито по желтой бисерной решетке, оканчивающейся рядом круглых медных штампованных бляшек, подвешенных на нитках, пропущенных сквозь спирали из медной проволоки. К самой верхней решетке вместо бляшек прикреплены белые раковины (Cyprea moneta). В нижней части каттарет, со стороны изнанки, пришивается металлический бубенчик. Внизу подвески заканчиваются бахромою из красных шерстяных нитей, а и верхней части к ним, во всю их ширину, прижимаются петли из вышитого холста. Сквозь эти петли продевается узкий плетеный шерстяной поясок, при помощи которого каттарет удерживаются на поясе. Когда хурстуксет и каттарет заменила новая форма одежды, косоклинный сарафан, то они еще некоторое время продолжали существовать в качестве элемента свадебной одежды невесты. Невеста, направляясь к венцу, надевала их под сарафан: старая одежда должна была принести новобрачной счастье. Не менее любопытна «ааннуа» (aannua), юбка употреблявшаяся прежде ижорами Ораниенбаумского района. Ааннуа представляет собой черную шерстяную юбку, имеющую на левом боку разрез. Юбка удерживалась только одной лямкой, соединявшей верхние концы разреза и перекинутой через левое плечо. Ааннуа имела в длину, приблизительно, около одного метра и вверху немного не достигала до плеча. На месте разреза под юбкой носился с левой стороны четырехугольный кусок материи «хурстут» (hurstut). Этот кусок имел такую же, как и ааннуа, лямку, проходившую через правое плечо. Хурстут делался из полушерстяной ткани, с холщевой основой и шерстяным утком; нижняя часть его, шириной около 25 см, сшивалась из разноцветных треугольных лоскутков. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ямгородская крепость
Рубрики
ЯМГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Кингисепп, на правом берегу р. Луга). Крепость Ям построена в 1384 за 33 дня под рук. новгородских посадников. Контролировала водный и сухопутный пути из Новгорода в портовые города Балтики. Отразила нападения шведов в 1395, ливонских немцев в 1397, устояла в войне с ливонцами в 1443-48. В 1448 расширена пристройкой внеш. линии стен и приспособлена к применению огнестрельного оружия. В кон. XV – нач. XVI вв. реконструирована в связи с широким использованием артиллерии. Новая крепость пл. 2,5 га имела план в виде трапеции. Периметр внеш. обвода достигал 720 м. По нему было расставлено 6 круглых и не менее трех четырехугольных башен. Стены и башни сложены из известняка, окружены рвом, соединенным с прудом. Внутри «большого города» располагался детинец с двумя круглыми и двумя квадратными башнями по углам. Вход в него состоял из двух соединенных между собой башен. В детинце находилась кам. ц. Архистратига Михаила, построенная в кон. XIV в. (существовала до второй пол. XVII в.). В 1581 крепость Ям впервые взята шведами, в 1590 отвоевана русскими. В 1612 вновь захвачена шведами. В 1682 шведы взорвали обветшавшие укрепления, оставив только детинец, и начали насыпать земляные укрепления. В 1703 Ям взят рус. войсками, по проекту Петра I укреплен земляными бастионами. Кам. детинец в 1781 разобран до основания по указанию Екатерины II. В наст. время сохр. два сев. бастиона (1703) с прилегающими куртинами, рвы и пруд, обозначающие контур крепости. Ниж. части кам. укреплений сохр. в земле на значительном протяжении. Раскопки проведены А.Н. Кирпичниковым в 1971. Вскрыты участки стен детинца и «большого города» рубежа XV–XVI вв., основание храма кон. XIV в. На терр. крепости в здании быв. Ямбургского коммерческого уч-ща работает Кингисеппский историко-краеведческий музей. Лит.: Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 180-209. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2