Адреса
/
Сопредельные территории/Эстония
Вильде Бориса дом-музей | |
Рубрики | |
ВИЛЬДЕ БОРИСА ДОМ-МУЗЕЙ. Создан в 2002 в дер. Ястребино Волосовского р-на (в составе Беседского культ.-досугового центра) в доме, построенном в нач. XX в. крестьянином В.Ф. Голубевым (дед Вильде по материнской линии). Посвящен жизни и деятельности Бориса Владимировича Вильде (1908–42) – этнографа, героя франц. Сопротивления. В Ястребино семья Вильде жила в 1912-19, до эмиграции в Эстонию после поражения белой армии. С 1932 Вильде жил во Франции, окончил Сорбонну и Высшую школу живых вост. языков, работал в Музее Человека (Париж). В 1940 – один из организаторов Сопротивления, казнен нацистами. Посмертно награжден медалью Сопротивления. Экспозиция музея находится в процессе становления. В ней представлены материалы, связанные с биографией Вильде, движением Сопротивления во Франции, авиаполком «Нормандия–Неман», а также историей края. В год музей посещают более 300 чел. Лит.: Витковская О.С. К изучению культурной жизни современной деревни (Музей им. Б.В. Вильде в д. Ястребино Волосовского р-на Ленинградской области) // Полевая этнография: Материалы междунар. науч. конференции. СПб., 2004. С.79-82; http://www.Borisvilde. Narod.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф | |
Рубрики | |
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59 – проф. Занимался изучением муз. фольклора финно-угорских народов, вел собирательскую работу. В 1912-23 совершил шесть поездок по Эстонии, где записывал фольклор сету; путешествовал по мордовским деревням (1914), финл. и рос. Карелии (1915-20), р-нам обитания саамов близ Печенги (1926) и в Швеции (1946). На терр. Лен. обл. обследовал Зап. Ингерманландию (1914), р-ны проживания юж. вепсов (1916, совм. с Э.Н. Сетяля собирал произв. фольклора у последних вепсских кантелистов; см. Рунопевцы). Автор иссл. о прибалт.-фин. муз. инструментах кантеле и йоухикко. Соч.: Kantele ja Jouhikko savelma. Helsinki, 1928; Моrdwinische Melodien. Helsinki, 1948; Vepsalaisten luona v. 1916 // Kalevalaseuran Vuosikirja 49. Porvoo; Helsinki, 1969. S. 272-288. Лит.: Hiljainen haltiotuminen. A.O. Vaisanen tutkielmia kansanmusiikista. Toimittanut Erkki Pekkila. Pieksamaki, 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ганнибал Абрам (Ибрагим) Петрович (1697-1781), архитектор, военный деятель | |
Рубрики | |
ГАННИБАЛ Абрам (Ибрагим) Петрович. (1697(?) – 1781, Суйда Софийского у. С.-Петерб. губ.), воен. инженер. По нек-рым сведениям, родился в Камеруне, по др. – в Эритрее (Эфиопия), был сыном правителя. Ок. 1705 оказался в России. Крестник Петра I, до 1716 его личный камердинер. Отправлен в Париж обучаться воен. мастерству, участвовал в войне с Испанией, получил ранение. Оставался во Франции до 1723. По возвращении в Россию участвовал в стр-ве Кронштадтской крепости, преподавал математику. В 1726 написал книгу о воен.-инж. иск-ве. После смерти Петра I был в опале. Под именем Г. впервые упомянут лишь в 1727, когда в связи с интригами А.Д. Меншикова был отослан в Селенгинск (Сибирь) в чине майора Тобольского гарнизона. С 1731 жил и работал в Эстонии, в 1742-52 обер-комендант Ревеля. В 1752 переведен в Петербург, работал в должности ген. штаба корпуса воен. инж. России, позднее – дир. каналов Петра Великого в Кронштадте и Ладожского. Ген.-аншеф (1759), гл. воен. инж. России (с 1759). С 1762 в отставке. В 1759 Г. приобрел земли в С.-Петерб. губ.: Тайцы, Суйду, Кобрино. На Суйдинской мызе прошли последние годы жизни Г., здесь он был похоронен (могила не сохр.; на месте старого Суйдинского кладб. в 1971 установлен памятный знак). Прадед А.С. Пушкина, к-рый увековечил его образ в повести «Арап Петра Великого» Лит.: Фейнберг И.Л. Абрам Петрович Ганнибал – прадед Пушкина. М., 1983; Леец Г. Абрам Петрович Ганнибал. Таллин, 1984. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Гардарика», радиостанция | |
Рубрики | |
«ГАРДАРИКА», Дом радио, ООО (СПб., ул. Смольного, 3). Радиостанция Пр-ва Лен. обл. Создана в 1993. Вещание распространяется, кроме гор. и р-нов обл. (Приозерск, Выборг, Луга, Кингисепп, Сланцы, Подпорожье, Тихвин и др.), на Финляндию и Эстонию. Имеет штатных и внештатных корр. в городах и большинстве кр. населенных пунктов обл. Аудитория радиостанции составляет ок. 1 млн слушателей. С 2001 в составе Д. р. «Г.» работают две радиостанции: «Невская волна» и Radio Studio. «Невская волна» рассчитана на взрослую аудиторию, выпускает преим. информационно-аналитические передачи, освещающие полит., эконом. и соц.-культ. жизнь обл. Radio Studio – молодежный канал (рассчитан на слушателей до 25 лет), преим. музыкальный, но включает также информационные блоки. Лит.: Сайт радиостанции. – http:/www.radionw.ru О.Н. Ансберг | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Депортации этнические | |
Рубрики | |
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Древо жизни», вепсский фестиваль | |
Рубрики | |
«ДРЕВО ЖИЗНИ», вепсский фестиваль – праздник вепсской культуры. Вепсское назв. «Елон пу». Организован в с. Винницы Подпорожского р-на – одном из центров культуры вепсов в 1987, по инициативе Управления культуры Леноблисполкома и обл. науч.-методического центра нар. творчества и культ.-просвет. работы. Проводится ежегодно во второй пол. июня. В фестивале принимают участие делегации из вепсских р-нов Лен. и Вологодской обл. и Республики Карелия, фольклорные коллективы из разл. регионов РФ и Эстонской республики, представляющие творчество родственных вепсам финно-угорских народов. Во время праздника организуется ярмарка нар. промыслов, худож. ремесел, выставки живописных работ и экспозиции, отражающие традиционную культуру вепсов. В рамках первого праздника в Озёрах Подпорожского р-на (см. Озёра, группа вепсских деревень) была организована науч.-практическая конференция, посвященная проблемам сохр. яз. и культуры вепсов. Став традиционным, фестиваль проходит в разных насел. пунктах Подпорожского р-на с вепсским нас., в т. ч. в Озёрах, пос. Курбе, Немже. Кроме общевепсского фестиваля в Подпорожском р-не, организуются местные праздники с тем же назв. в наиболее кр. вепсских поселениях др. районов Лен. обл. Лит.: Лапин В.А. «Дерево жизни» — праздник вепсов // Этнография Петербурга–Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. Л., 1988. С. 44-46. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Женский водский костюм | |
Рубрики | |
Женский костюм конца 18 века подробно описан Ф. Туманским. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому его можно было восстановить. Водский женский костюм имеет возрастные отличия; костюм девушки, костюм молодки, только что вышедшей замуж, костюм женщины через два года после свадьбы и костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества. Костюм девушки был восстановлен Кузнецовой К. и Ефимовой Т., костюм 3-го возраста - группой мастериц под руководством О. И. Коньковой. Костюмы были представлены на водском празднике "Лужицкая складчина -504" в 2004 году в д. Лужицы. «...Женщины чюдския (водские) все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрый глаза больше голубыя … росту оне хорошаго, волоса почти у всех светло-русия, тело имеют здоровое нежное белое и чистое; в убранстве своем красивы и от множества бисеров и звонков делают великой шум, когда идут...» Уборы женщин различны по возрасту, и разделяются на четыре отделения: 1) девки, 2) молодки, 3) женщины и 4) старухи, об отличии которых следует. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ивангород, г. | |
Рубрики | |
ИВАНГОРОД, город в Кингисеппском р-не. Нас. – 11,2 тыс. чел. Расположен на зап. границе Лен. обл. Осн. в 1492, когда на правом берегу р. Нарова была заложена кам. крепость, названная в честь Вел. князя Московского и всея Руси Ивана III (см. Ивангородская крепость). В 1581-95 и 1612-1704 И. относился к Швеции; в 1645 включен в состав г. Нарва, в то время центра швед. лена (уезда). С 1708 вместе с Нарвой в составе С.-Петерб. губ. (в 1719-27 – центр Нарвской провинции), в 1727-80 – в Ревельской губ., с 1780 – центр Нарвского у., после его упразднения в 1802 – в составе Ямбургского у. С.-Петерб. губ. В 1918-44 – в составе Эстонии (с 1940 – Эстонской ССР). В 1944 терр. к востоку от р. Нарова (т. наз. Эстонская Ингерманландия) включена в Лен. обл. И. стал отд. населенным пунктом – рабочим пос. Кингисеппского р-на, с 1954 – город районного подчинения. С 1992 – пограничный город (гос. граница с Эстонией), получил статус города обл. подчинения, в 1996–2005 – отд. муниципальное образование. Через И. проходил старый торг. путь, связывавший Россию с Зап. Европой. Осн. совр. планировки И. заложил первый регулярный план «Ивангородского форштадта» (1744), в целом реализованный к 1780. С XVII в. в городе развивалась льняная пром-сть, использовавшая энергию водопадов на р. Нарова. Кр. предприятия возникли в XIX в.: Нарвская суконная мануфактура (с 1845), Нарвская льнопрядильная мануфактура (с 1851). В 1857 на левом берегу Наровы начала работать Кренгольмская мануфактура. В 1870 построена жел. дорога СПб. – Таллин, к-рая прошла через Нарву-Ивангород. Близость к курорту в устье Наровы – Гунгенбургу (Нарва-Йыэсуу, Усть-Нарва) сделала И. популярным местом отдыха. В кон. XIX – нач. XX в. город неоднократно посещали члены имп. фамилии. В 1890 здесь состоялась встреча Александра III и германского имп. Вильгельма II. Во время ВОВ И. практически полностью разрушен. В 1955 вступила в строй Нарвская ГЭС. В 1970-е в И. построены машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия (з-д КВОиТ, филиал з-да «Ленполиграфмаш»). В 1980 в И. открыт Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей. В И. работают Ивангородский гуманитарно-техн. ин-т, филиал Ун-та аэрокосмического приборостроения, худож. школа. Ежегодно проходят Открытый конкурс дет. муз. школ России и Эстонии «Принаровье», муз. конкурс «СлИвКи», открытые турниры по худож. гимнастике, боксу и настольному теннису (с участием школьников Лен. обл., СПб. и Эстонии). В рамках фестиваля «Белые ночи» в Ивангородской крепости летом проходят спектакли с участием артистов Мариинского театра, а также обл. фестиваль «Песня без границ». В кон. июня отмечается День города. Выходит еженедельная газ. «Иван-Город» (с 1996). В микрорайоне «Парусинка» сохр. комплекс зданий фабричной архитектуры XIX в., построенных бар. А.Л. Штиглицем. Сохр. также здания цц. Свят. Николая Чудотворца (1557-59), Свв. Апп. Петра и Павла (1858, на кладб.). Действуют цц. Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Пресвятой (на «Парусинке»). См. также: Краморская, усадьба, Ивангорода герб, Ивангородская библиотека городская. Лит.: Арьев А.А. Ивангородская летопись. 1492–2001. СПб., 2001; Иванен А. Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона А. Штиглица. СПб., 2004; Ивангород. – http://ivangorod.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландские финны | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ФИННЫ (финны-инкери, финны ленинградские; устар. – чухонцы, маймисты; самоназвания – суомалайсет, инкерин суомалайсет), этническая общность. Говорят на местных говорах вост. диалектов фин. языка (прибалт.-фин. подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи). Верующие исповедуют лютеранство (см. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии). Проживают дисперсно в западных р-нах Лен. обл. (т. н. Ингерманландии). В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывалось 107 тыс. финнов (сел. население); в 2002 в Лен. обл. – ок. 8 тыс. финнов, в СПб. – 4 тыс. чел. Общность сформировалась в результате переселения финнов с Карельского перешейка и районов совр. Вост. Финляндии в Ингерманландию, присоединенную в 1617 к Швеции и находившуюся в запустении после Смутного времени. В XIX в. выделялись этнические группы савакот и эвремейсет. Особую группу (без самоназвания) составляли финны Кургальского п-ова. Групповые различия в осн. исчезли на рубеже XIX–XX вв., когда активно пошли консолидационные процессы. Большую роль здесь сыграла нац. интеллигенция, связанная с Лютеранской церковью (см. Колпанская учительско-кистерская семинария, Путро Моосес). И. ф. занимались земледелием, животноводством; с XIX в. развиваются отхожие промыслы. Осн. тип поселений – деревня. Финские дер., находившиеся к югу от р. Нева, имели уличную планировку; а те, что на Карельском перешейке (Всеволожский р-н), – разбросанную (из неск. групп домов – «поселков», расположенных на вершинах соседних холмов). Расселение в зоне контакта с ижорой, водью, русскими обусловили формирование культурных отличий от финнов-суоми (нас. Финляндии). Специфическим элементом муж. костюма был фин. нож (pukko). В XIX – нач. XX вв. женщины носили сарафаны, обычно красного и синего цветов. Нар. традиции сохранялись в обрядности празднования Егорьева дня (первый выгон скота), Иванова дня (см. Юханнус), свадебной обрядности (обряд «курения» при сватовстве) и т. п. В 1920-30-е на терр. Лен. обл. существовали нац. финские сельсоветы и Куйвазовский (Токсовский) нац. р-н (сев. часть совр. Всеволожского р-на). Репрессии и депортации 1930-40-х привели к формированию ингерманландской диаспоры в Карелии (в 2002 – 14,3 тыс. чел.) и Эстонии. В 1990-е часть И. ф. эмигрировала в Финляндию. В 1988 создана общественная орг-ция «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), занимающаяся сохр. и развитием культуры этой этнической общности. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 130-148; Заднепровская А.Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург. СПб., 2002. С. 528-541; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 402-431; Гильди Л.А. Судьба «социально-опасного» народа. СПб., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 16-88; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX–ХХ в. СПб., 2004; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 469-521; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландский певческий праздник | |
Рубрики | |
В XIX веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефиннский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел 1926 г. в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось только в 1989 году, когда прошел певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет прадник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в деревне Скворицы Гатчинского района. Праздник проходит по одному и тому же сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, исполняется национальный гимн «Nouse Inkere», поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Они представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. В 18.00 разжигают костер «кокко», три раза обходят его, взявшись за руки. Если костер падает – это плохая примета. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраивают спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. Продаются сувениры и поделки народных мастеров. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Эстонии, Швеции, Финляндии. В странах Балтии Иванов день – выходной. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Инкерин Лиитто», финская общественная организация | |
Рубрики | |
«ИНКЕРИН ЛИИТТО» («Ингерманландский союз»), общество ингерманландских финнов. Организовано в 1988 (учредительное собр. состоялось в пос. Тайцы), зарегистрировано в 1989. В СПб. и Лен. обл. действуют 18 отделений: С.-Петерб., Всеволожское (Колтушское), Тосненское, Колпинское, Выборгское, Сестрорецко-Зеленогорское, Отрадненское, Пушкинское, Стрельнинско-Ломоносовское, Сосновоборское, Токсовское, Гатчинское, Таицкое, Приозерское, Кипеньское, Кингисеппское, Волосовское, Новодевяткинское. Отделения существуют и в ряде других регионов России, где проживают представители ингерманландской фин. диаспоры (Москва, Псков, Иркутск). Высший орган управления «И. Л.» – ежегодный съезд, избирающий Совет и каждые два года председателя (с 1998 г. – А.И. Кирьянен). Объединяет более 3500 чел. Цель об-ва – «сохранение ингерманландских финнов как этнической общности на родной земле». Об-во разрабатывает и осуществляет мероприятия по нац.-культурному возрождению рос. финнов: это фольклорная работа (созданы неск. хоров и нар. муз. коллективов), организация курсов фин. яз. в Ингерманландии (СПб., Гатчина, Колтуши, Сосновый Бор, Тосно, Выборг), с 1989 ежегодно проводится нац. праздник «Юханнус». Вместе с фин. стороной «И.Л.» участвовал в создании Ингерманландской земледельческой школы (1993, г. Пушкин), домов престарелых в Тайцах, Колтушах, Мартышкине), Терволове (Гатчинский р-н), Кикерине. В 2000 в рамках финл. гос. проекта поддержки ингерманландских финнов открыт Гатчинский фин. многофункциональный центр. Об-во занимается проблемой трудоустройства, в т. ч. орг-цией сезонных работ в Финляндии для молодежи. «И. Л.» поддерживает контакты с Ингерманландским Союзом финнов Карелии, организациями ингерманландцев Эстонии, Швеции, Финляндии, Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, фин. общественными орг-циями «Вилла Инкери», «Волунтате»; участвует в деятельности Парламента заруб. финнов (осн. в 1997), представляющем интересы фин. диаспоры. С 1998 издает газ. «Инкери» (6 номеров в год). Лит.: Кокко В. «Инкерин Лиитто»: 15 лет национального строительства // Инкери. 2003. Октябрь-ноябрь. С. 1-2; «Inkerin Liitto». – http://www.inkeri.spb.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ленинградская область | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект РФ. Терр. – 83,9 тыс. кв. км (максимальная протяженность с запада на восток 446 км, с севера на юг – 325 км). Нас. (на 2002) – 1669 тыс. чел. Граничит с Псковской и Новгородской обл. на юге, Вологодской обл. на востоке, Республикой Карелия на севере, а также с иностр. гос-вами: на западе с Эстонией, на сев.-зап. с Финляндией. Органы управления Л. о. размещаются в соседнем субъекте федерации – СПб. Свидетельствами ист. прошлого Л. о. являются многочисл. археол. памятники. На р. Волхов находится первая столица Руси – Старая Ладога. Население края всегда было полиэтничным. Формирование региональной культуры происходило в условиях контакта финно-угорских народов и славян. В средние века территория Л. о. входила в состав владений Вел. Новгорода. На рубеже XV–XVI вв. регион был разделен между четырьмя пятинами (адм.-терр. единицы Новгородских земель) – Шелонской (левобережье р. Луга), Водской (междуречье рр. Луга и Волхов), Обонежской (восточнее р. Волхов), Бежецкой (вост. часть совр. Бокситогорского р-на). С кон. XVIII в. по нач. XX в. терр. Л. о. была разделена между С.-Петерб., Выборгской, Новгородской, Олонецкой губ. На экон. развитие региона с XVIII в. первостепенное влияние оказывает СПб. (см. Дороги). Л. о. создана 1 авг. 1927. Ее пл. составляла 360,4 тыс. кв. км. Л. о. состояла из девяти округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолукский (в 1929 передан Западной обл.), Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Мурманский, – к-рые делились на районы и сел. советы. В 1930 округа как адм. подразделения в составе обл. упразднены, за исключением Мурманского (ввиду его отдаленности). В 1931 Ленинград стал городом республ. подчинения, были разделены обл. и гор. орг-ции, что положило начало существованию Л. о. как самостоятельного адм.-хоз. субъекта. В 1937 Череповец и прилежащие р-ны переданы вновь образованной Вологодской обл. В 1938 Мурманский округ преобразован в самостоятельную обл. В 1944 образованы Новгородская и Псковская обл. В 1940, после Сов.-финл. войны, Л. о. была передана отвоеванная у Финляндии юж. часть Карельского перешейка (Каннельярви, Койвисто-Приморск, Рауту-Сосново). 24 нояб. 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР в состав Лен. обл. включены Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны Карело-Финской ССР, а также терр. Эстонской ССР восточнее р. Нарова с г. Ивангород. С этого времени Л. о. приобрела совр. границы. Л. о. включает 17 муниц. р-нов: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский. На терр. Л. о. расположены 31 город, 34 гор. пос., 2907 сел. пос. (численность сел. поселений постоянно изменяется). В 1996-97 были сформированы муницип. образования, реформированные в 2004-05 (в наст. время насчитывается 222 МО разл. уровней). В Л. о. сохр. памятники дерев. зодчества, крепости (см. Крепостное и оборонительное строительство), усадьбы; работают ист.-краевед. и отраслевые музеи, театры, школы иск-в, худож. школы, муз. школы. Сеть учреждений культуры Л. о. включает в себя дома и дворцы культуры, клубы, фольклорные центры, кружки самодеятельности (см. Самодеятельность художественная), библиотеки. Частью культурной жизни являются многочисл. фестивали и праздники (см.: Праздничная культура Ленинградской области, Фестивали искусств). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А, Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Ленинградская область: Ист. очерк. Л., 1986; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996; Ленинградская область – 70 лет: Альбом. СПб., 1997; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мезолита памятники | |
Рубрики | |
МЕЗОЛИТА ПАМЯТНИКИ. Мезолит (средний кам. век) – переходная эпоха между палеолитом и неолитом (в Европе – ок. Х–VII тыс. до н. э). Для мезолитических культур характерны микролитические кремневые орудия, разнообразные изделия из кости и рога. Охота велась с применением лука и стрел, прирученной собаки; рыболовство и промысел мор. зверя – с использованием долбленых челнов, сетей, гарпунов. Начало мезолита совпало с общим потеплением климата, что сделало возможным заселение человеком сев. регионов, в т. ч. терр. совр. Лен. обл. Наиболее ранним (9230 + 210 лет) является комплекс находок в Антреа–Корпилахти, ок. г. Каменногорск на Карельском перешейке (раскопки С. Пельси, 1914). Остатки сети из ивовой коры, 18 поплавков из сосновой коры и 31 каменное грузило, 23 предмета из кости и рога, неск. кам. орудий попали на дно древнего пролива, соединявшего Ладожское оз. с Литориновым морем, в результате несчастного случая с рыбаками. К раннему этапу вост.-прибалт. культуры Кунда можно отнести стоянку Соколок в Лужском р-не (раскопки В.И. Тимофеева, 1982-83). Обнаруженные здесь изделия из рога и кости, кремня, кварца и сланца датируются VII – сер. VI в. до н. э. Местонахождение Тырвала на правом берегу р. Нарва известно находками костяных наконечников стрел, кинжала, скульпт. изображения змеи. Они характеризуют поздний этап этой культуры (кон. VI – нач. V тыс. до н. э.). Отд. орудия кундских типов представлены в «Коллекции А.А. Иностранцева», собранной при прокладке Нового Сясьского канала в Южн. Приладожье в 1870-х. Исследовались также стоянка Лиственка III в Бокситогорском р-не (раскопки Н.В. Кондаковой-Косоруковой, 1989-90), нек-рые местонахождения на Карельском перешейке (Разлив, Климово, Волочаевский и др.). Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. 1961. № 87. С. 11-19, 41-42; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 8-18. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Места расселения | |
Рубрики | |
Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в Советском Союзе проживает 67 человек водской национальности. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли» | |
Рубрики | |
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов, школ, библиотек. Музей создан Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке комитета по молодежи и связи с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Его создавали представители коренных народов Петербургской земли – финнов, ижор и води. Всего в создании музея приняли участие более ста человек. Автор и руководитель проекта – научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ольга Конькова. 28 февраля 2007 года, в День Калевалы, музей открылся как выставка музея антропологии и этнографии. Музей содержит редкие бытовые вещи рубежа XIX – XX веков. На стендах размещены более тысячи уникальных фотографий и рисунков. Во время создания музея была проделана огромная работа по воссозданию народных костюмов ингерманландских финнов, води и ижор. Многие комплексы народной одежды были буквально воссозданы по отдельным фрагментам, сохранившимся в музеях Финляндии и Эстонии. Ярким дополнением, вызывающим небывалый интерес не только у детей, но и у взрослых служат жанровые кукольные сцены («Иванов день у финнов – эурямейсет», «Рождество у финнов-савакот» и др.). Деревянные куклы выполнены в народной технике, у них настоящие «финские» лица, а их народную одежду со всеми мельчайшими деталями и вышивками, сшили участники группы реконструкции одежды. Восхищение зрителей неизменно вызывает необычная карта расселения коренных народов Петербургской губернии – она выполнена настоящей ингерманландской мастерицей Лильей Шуваловой в старинной технике лоскутного шитья. Надписи на карте заслуживают особого внимания: для них был специально разработан шрифт на основе старинных ингерманландских знаков собственности – «талонмеркит». Понять историю и культуру Ингерманландии помогает и необычное музыкальное сопровождение: известный музыкант Н. Кочетков, работающий и с ингерманландским хором «Пиетрин куоро» и с фолькгруппой «Корпи», создал специальный диск, где шум моря сменяется старинными наигрышами на пастушьей трубе, а стук дождя перекрывается древними финскими и ижорскими песнями. Мобильный музей должен обогатить культуру Петербурга и Ленинградской области, раздвинуть горизонты нашей истории, включив в нее самобытную и пока малоизвестную культуру и историю коренных народов нашей земли. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Нарова р. | |
Рубрики | |
НАРОВА (Нарва, устар. эст. – Алуксе), река. Дл. 77 км. Пл. водосбора 56,2 тыс. кв. км. Объем водостока 399 куб. м/с. Вытекает из Чудского оз., впадает в Нарвский зал. Балтийского моря. По Н. проходит граница между РФ и Эстонией. В Лен. обл. протекает по терр. Сланцевского и Кингисеппского р-нов. Россонь (фактически протока с переменным направлением течения) соединяет Н. с р. Лугой. Наиболее кр. притоки Н. в Лен. обл. – Втроя, в Эстонии – Городенка, Поруни. На Н. находятся Омутские пороги (в верх. течении выс. падения воды ок. 5 м), в ниж. течении находились водопады Кренгольмский (выс. падения воды 4-6 м) и Йоальский (выс. падения воды 6-7,5 м). Энергия водопадов использовалась на ф-ках гг. Нарва и Ивангород (наиболее кр. поселения на берегах Н.). Ниже Нарвских водопадов до моста Дружбы (автомоб. мост, соединяющий Нарву и Ивангород) Н. протекает в каньоне глубиной более 20 м. В 1955 построена Нарвская ГЭС (принадлежит Эстонии). В результате образовалось Нарвское водохранилище (в него впадает также быв. приток Н. – р. Плюсса), фактически исчезли водопады (возобновляются при открытии плотины ГЭС для спуска избыточной воды). Н. судоходна на протяжении 14,9 км; ниже ГЭС, до устья, также судоходно Нарвское водохранилище. Лит.: Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 31; Нарова. – http://prinarovie.narod.ru/prinnarova.htm А.А .Трипольская, А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Народное творчество | |
Рубрики | |
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В Лен. обл. действует ок. 50 центров Н. т., в т. ч. центры худож. самодеятельности (театральные, муз., этногр. любительские коллективы), центры изобразительных иск-в и нар. ремесел. В обл. насчитывается ок. 2600 коллективов самодеятельного худож. творчества, в к-рых занято более 39 тыс. участников. Благодаря широкой сети культурно-досуговых учреждений, потенциалу работающих в них специалистов, успешно функционируют разнообразные региональные программы развития сферы самодеятельной культуры Лен. обл. Значительное место в любительском худож. творчестве обл. занимают фестивали, конкурсы, выставки. Об уровне мастерства свидетельствует рост числа коллективов, имеющих звание «образцовый коллектив», «нар. коллектив». Если в 2001 таких объединений было 294, то в 2005 – 375, в 2006 – 383. Театральное иск-во. В 1980-е в обл. имелось 12 нар. театров (в гг. Выборг, Всеволожск, Гатчина, Кириши, Лодейное Поле, Луга, Ломоносов, Приозерск, Сланцы, Тихвин, с. Старая Ладога). В настоящее время работает более 300 театральных коллективов, в т. ч. 35 драм. театров, имеющих звание «нар. коллектив». Имеются 18 кукольных театров, имеющих звание «образцовый коллектив». С кон. ХХ в. в обл. растет число дет. театров и коллективов малых форм. Диапазон используемых жанров разнообразен: от трагедии до мюзикла, от классической комедии до шоу-программы, фарса и кабаре. С 1980-х организуются обл. театральные фестивали. Особую изв. получил «Театральная весна», областной фестиваль, к-рый проходит раз в два года в г. Луга. В первом из них приняли участие нар. театры из Луги, Старой Ладоги, Тихвина и Кингисеппа. Фестиваль стал действенным стимулом развития любительских театров. Фестиваль кукольных театров проводится в обл. с 1980-х: в г. Сосновый Бор, дер. Лесколово Всеволожского р-на, в г. Сланцы. Проходят театральные фестивали, в к-рых принимают участие только дет. коллективы и коллективы малых форм. Один из них получил наз. «Играй, театр, играй!». Первый фестиваль прошел в пос. Калитино Волосовского р-на, затем он стал проводиться на базе Дома культуры «Родник» г. Волосово. С 1998 в г. Гатчине при поддержке Рос. центра междунар. ассоциации любительских театров, Союза театральных деятелей России, обл. и гор. К-тов по культуре проходит междунар. фестиваль любительских театров и театров-студий «Авангард и традиции». Его инициатором и организатором является театр «За углом». В фестивале принимали участие театры из России, США, Эстонии, Франции, Литвы, Германии, Исландии, Румынии. В рамках фестиваля проводятся мастер-классы и практические конференции. Межрегиональный фестиваль любительских театров рос. глубинки «Драматический этюд» проводится в г. Лодейное Поле. Музыкальная самодеятельность – один из наиболее многожанровых видов любительского иск-ва. Традиционно на терр. обл. популярностью пользовались духовые оркестры и оркестры нар. инструментов. С сер. 1970-х проходили фестивали духовой музыки, в них принимали участие оркестры из разных городов обл. С 2000 в г. Тихвин регулярно проходит «Сентябрь в Тихвине», международный джазовый фестиваль. Фольклорные коллективы области с 2000 принимают участие в Междунар. фестивале нац. культур «Мировая деревня», к-рый организован по инициативе жителей и администрации г. п. Рощино Выборгского р-на. С нач. 1990-х в Лен. обл. получили развитие фестивали авторской песни, в т. ч. обл. фестиваль самодеятельных комп. и бардов «Балтийский край – судьба моя». С сер. 1990-х организуются фестивали эстрадной песни – «Песни о самом главном», «Кумиры XXI века». Декорат.-прикладное творчество и нар. ремесла. В наст. время в Лен. обл. при учреждениях культуры работают 26 самодеятельных коллективов изобразительного и декорат.-прикладного иск-ва, имеющих почетное звание «нар. образцовый коллектив». В них занимаются более 1500 чел. по направлениям: изобразительное иск-во (живопись, рис., композиция, малая пластика), керамика, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, шитье кукол, плетение из ивового прута и лозы, берестяное дело, гобелен и ручное ткачество, ткачество на ткацких станках, худож. ручная и машинная вышивка, бисероплетение, лоскутное шитье, мягкая игрушка, вязание на спицах и крючком, коллаж, создание костюма, горячая и холодная ковка, флористика. Количество нар. студий в обл. постоянно растет. Целенаправленную работу по развитию декорат.-прикладного иск-ва, по повышению проф. уровня деятельности как нар. студий, так и самостоятельно работающих мастеров ведет Лен. обл. гос. учреждение культуры Учебно-методический центр культуры и искусства (ЛО ГУК УМЦКиИ). Ежегодно проходят обл. худож. выставки, в к-рых участвуют до 300 мастеров нар. творчества. Организуются мастер-классы, конкурсы на лучшее изделие, на звание «лучший мастер». Так, в 2004 на фестивале в г. Тихвин, посвященном возвращению иконы Тихвинской Божьей Матери, мастера области были участниками сразу двух конкурсов – областного «Приношение святыне» и рос. конкурса «Русь мастеровая». Мастера Лен. обл. ежегодно принимают участие в междунар. выставках «Агрорусь», «Инветекс», «Русская деревня». Лит.: Изобразительное искусство и народное творчество Ленинградской области / Сост. Е.Н. Лаврова. СПб., 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003; Илларионова И.Н. Информация о состоянии в 2002 г. и тенденциях в самодеятельном художественном творчестве и культурно-досуговых учреждениях Ленинградской области // Область культуры. 2003. № 1. С. 19-21; Она же. Анализ деятельности учреждений культуры Ленинградской области по развитию коллективов самодеятельного художественного творчества за 2004 г. // Область культуры. 2005. № 2 С. 63-65; Она же. Информация о состоянии в 2005 г. и тенденциях в самодеятельном художественном творчестве в культурно-досуговых учреждениях Ленинградской области // Область культуры. 2006. № 2 С. 29-30; Сайт ЛО ГУК УМЦКиИ. – http://www.centrkult.spb.ru/ И.Н. Илларионова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Общие вопросы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
ИНГРИЕЙ, или ИНГЕРМАНЛАНДИЕЙ, называют район расселения прибалтийско – финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве он граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60 километров от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Общие сведения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - самоназвание вадьялайн, живут в Ингерманландии, которая простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") – древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой. Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. Библиография: Информационный центр финно-угорских народов // http://www.finugor.ru/ Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклор | |
Рубрики | |
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Юханнус, праздник | |
Рубрики | |
ЮХАННУС, праздник. Известен у финнов с дохристианских времен, приурочен ко дню летнего солнцестояния (Иванов день, фин. – Юханнус). Лютеранская церковь отмечает Ю. 24 июня (нар. гуляния проходят в канун праздника). В ХIХ в. трансформировался в певческий праздник. На терр. С.-Петер. губ. праздник ингерманландских финнов впервые прошел в 1899 в пос. Пудость по инициативе комп. М. Путро. До 1918 состоялось семь праздников. На терр. Лен. обл. традиция возродилась в 1989, организатором выступила фин. общественная орг-ция «Инкерин Лиитто». Первый Ю. состоялся в дер. Колтуши, в нем приняло участие ок. 5 тыс. чел. Проводится регулярно в разл. фин. центрах: на горе Кирхгоф (Ломоносовский р-н), у Скворицкой ц. (Гатчинский р-н), у ц. Петра и Павла Святых Апостолов (г. п. Токсово, Всеволожский р-н), в Колтушах и СПб. В программе праздника – выступления самодеятельных коллективов. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в нац. костюмы. Отдельно организуются дет. конкурсы, ярмарки нар. ремесел. Вечером зажигают костер – «кокко». На праздниках присутствуют гости из разл. районов Лен. обл., а также из Швеции, Эстонии и Финляндии. Лит.: Ульяночкин К. Ингерманландский певческий праздник. – http://www.toksov.spb.ru/juhannus.htm И.Н. Илларионова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |