Адреса
/
Топографические ориентиры/Балтийское море
Беломорско-Балтийский водный путь | |
Рубрики | |
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, водная система, соединяющая Белое и Балтийское моря. Включает в себя Беломорско-Балтийский кан., Онежское оз., р. Свирь, Ладожские кан. и р. Нева. Через Онежское оз. имеет выход на Волго-Балтийский водный путь. Позволяет использовать крупнотоннажные суда типа «река-море». Водные магистрали, связывающие ядро Новгородских земель с Белым морем, были проложены в XII–XIII вв. В 1702 под командованием Петра I были транспортированы волоком и водными путями два воен. корабля и войско. Маршрут (т. н. «Осударева дорога») прошел от устья р. Нюхча, впадающей в Белое море, до Повенца на Онежском оз. и далее по Онего, Свири и Ладожскому оз. до Нотебурга (Орешка). Проекты соединения Белого и Балтийского морей посредством стр-ва канала между Белым морем и Онежским оз. существовали с кон. XVIII в. Задача была решена только в ХХ в. 3 июня 1930 Совет Труда и Обороны СССР принял пост. о стр-ве Беломорско-Балтийского канала. Начало его стр-ва относится к осени 1931. При его сооружении использовался труд заключенных. 2 авг. 1933 канал был открыт, и система вступила в эксплуатацию. Это позволило сократить путь между Балтийским и Белыми морями на 4000 км. В дек. 1941 канал был разрушен, а в июне 1946 восстановлен. Б.-Б. в. п. проходит по территории Республики Карелия. Его длина составляет 227 км, в т. ч. 43 км – искусственные каналы. Сооружения канала представлены 19 шлюзами, 15 плотинами, 49 дамбами, 12 водоспусками. Значение пути возросло в 1964, после введения в действие Волго-Балтийского водного пути. На трассе Б.-Б. в. п. расположен ряд крупных гор. поселений Лен. обл.: г. п. Вознесенье, г. Подпорожье, г. п. Никольский, г. п. Важины, г. п. Свирьстрой, г. Лодейное Поле, г. Новая Ладога, г. Шлиссельбург, г. п. Дубровка, г. п. Павлово, г. Отрадное, г. п. имени Свердлова. Лит.: Дмитриев Ю.А. Беломорско-Балтийский водный путь (От замыслов до воплощения). Петрозаводск, 2003. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Гидрографическая сеть | |
Рубрики | |
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе и Севере России (0,07 км/кв. км). Влияние Балтийского моря и большое кол-во внутр. водоемов определило климат обл. – переходный от континентального к морскому (более мягкий в зап. р-нах). Терр. области относится к басс. Балтийского моря, за исключением водоемов юго-вост. склона сев. отрогов Валдайской возвышенности, относящихся к Волжскому басс. (р. Чагода, Лидь, Колпь). Ср. уклон рек 20-40 см на 1 км пути. Порожистые реки встречаются на юго-западе и востоке обл. в местах пересечения отложений известняков ордовикского и карбонового плато (напр., Тосна, Саблинка). Для большинства рек характерно высокое половодье, т. к. в их питании осадки в виде снега занимают 50%, дожди – 30%, грунтовые и подземные воды – 20%. Однако пять самых кр. рек (Нева, Волхов, Свирь, Нарова, Вуокса) вытекают из озер, что обусловливает малую изменчивость их стока в течение года. На Валдайской возвышенности, где реки проходят через легкорастворимые горные породы, наблюдается явление ухода реки под землю в карстовые воронки и появление на поверхности через неск. сотен метров (р. Рагуша, Б. Пяльица и др.). Озера (без учета Ладожского) занимают ок. 14% терр. области (особенно богат озерами Карельский перешеек). Большинство озер области ледникового происхождения, также есть камовые, лагунные и пойменные озера, карстовые. К искусств. водоемам относятся водохранилища (крупнейшие – Нарвское на р. Нарова и Ивинское на р. Свирь).Среди болот преобладают верховые моховые болота (75% площади болот), образовавшиеся на плоских водоразделах и междуречьях (напр., Синявинское болото на водоразделе Тосны и Мги, Верестинский Мох на водоразделе Тосны и Тигоды, Ларьянское на водоразделе Тихвинки и Воложбы). Наименее заболочены Ижорская возвышенность и Карельский перешеек. Речная система издавна способствовала развитию торговли (см. «Путь из варяг в греки»). С XVIII в. началось стр-во каналов, хотя еще в XVI–XVII в. на Карельском перешейке такие попытки предпринимались швед. администрацией (см. Ладожские каналы, Сясьские каналы, Беломоро-Балтийский водный путь, Волго-Балтийский водный путь, Тихвинская водная система). Каналы способствовали экон. и культурному развитию ряда отдаленных районов обл. На реках строили мукомольные и пильные мельницы. В XX в. реки стали источником электроэнергии. В 1926 на р. Волхов построена крупнейшая Волховская ГЭС, на р. Свирь – Нижнесвирская (1933) и Верхнесвирская ГЭС (1952). Большая часть обл. достаточно обеспечена пресными подземными водами. На ее терр. – ок. 3000 артезианских скважин. В зап. р-нах наиболее значимы Гостилицкие, Ропшинские, Кипенские, Дудерговские, Таицкие, Пудостские, Хревицкие ключи, на востоке – источники Валдайского уступа, образованного Вепсовской возвышенностью и Тихвинской грядой (напр., ключ Гугоя в дер. Лукино Тихвинского р-на). Ключевая вода была использована и для устройства Петергофских фонтанов (см. Ропшинский канал). К минеральным водам относятся гидрокарбонатные кальциевые и магниевые (Дудергофские высоты, окрестности пос. Мга), сульфатно-натриевые (Волховский и Киришский р-ны, пос. Подборовье на р. Сясь), сероводородные (левый берег р. Мги, долины рр. Паши, Колпи), родоновые (устье р. Славянки, окрестности дер. Лопухинка, г. Выборг), железистые (долина Тосны). Реки и озера являются местом отдыха жителей СПб. и Лен. обл. На берегах водоемов расположены многочисл. туристические базы, организуются спорт. мероприятия, связанные с водными видами спорта (напр., водный туристический фестиваль «Вуокса» в Лосево). Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; ; Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. Л., 1971; Ильина Л.Л., Грахов А.Н. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 255-311. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Путь из варяг в греки» | |
Рубрики | |
ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». В IX-XI вв. связывал Русь и Сев. Европу с Византией по маршруту: Балтийское море – р. Нева – Ладожское оз. – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Ловать – волоки до р. Западная Двина – волоки до р. Днепр, далее по его течению в Черное море. Воен.-торг. путь соединял древнерус. города (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев) с Константинополем и центрами европ. торговли (Дорестад, Хедебю, Бирка и др.). «Повесть временных лет» (нач. XII в.) описывает П. в связи с апокрифическим преданием о путешествии ап. Андрея из Причерноморья до «гор Киевских» и места будущего Новгорода, далее до Рима. Плавания русов сер. X в. описаны Константином Багрянородным. В наши дни парусно-весельные суда экспедиции «Нево» (1985-95) прошли 2720 км от о. Большой Тютерс в Финском зал. до о-ва Березань в днепро-бугском лимане за 90-95 дневных переходов (всего с дневками – 110-115 дней). Преодоление волоков в ловатско-двинском и двинско-днепровском междуречьях заняло ок. двух недель. Вдоль трассы располагались 110 древнерус. опорных пунктов (320 археол. памятников): города, открытые торг.-ремесл. поселения, сторожевые крепости, навигационные ориентиры, сел. поселения. Сквозные контакты между Балтикой и Черным морем прослеживаются с 825-39. С XI в. юж. часть П. у днепровских порогов подвергалась нападениям кочевников. На терр. Лен. обл. отмечены археол. свидетельства прокладки и функционирования П.: у гавани о. Б. Тютерс в Финском заливе; близ устья р. Нева, в Петергофе и Галерной гавани; на р. Волхов, вокруг гавани гор. поселения в Старой Ладоге (с сер. VIII в.); а также в зонах порогов у дер. Новые Дубовики, Вельсы – Гостинополье, Городище – Подсопье. Лит.: Повести Древней Руси / Пер. и ред. Д.С. Лихачева. Л., 1980. С. 126; Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарии / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосильцева. М., 1989. С. 44-51; 291-332 (коммент.); Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон «Нево»: На Пути из Варяг в Греки: Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. 2-е изд. СПб., 2000. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |