Адреса / Топографические ориентиры/Ладожский канал
Базен Петр Петрович (1786-1838), архитектор, ученый, педагог
Рубрики
БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786–1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, чл.-корр. (1817) и поч. ч. (1827) СПб. АН, ген.-лейт. (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф. Ин-та корпуса инж. путей сообщения, в 1824-34 его дир. С 1816 чл., в 1824-24 пред. К-та для строений и гидравлических работ. Автор ок. 30 проектов мостов, набережных, эллингов, гаваней, шоссе и др. объектов в СПб. и пригородах. В 1824-27 разработал проект защиты СПб. от наводнений с помощью плотины в Финском зал. (не осуществлен). Автор трудов по математике, транспорту и стр-ву. Разработал проект и руководил сооружением Шлиссельбургских шлюзов Ладожского кан. (1820-33), в т. ч. четырехкамерного шлюза при выходе старого русла канала в Неву, гранитной наб. открытого басс., Петровского моста «на колоннах» (см. «Ладожские каналы»), здания Гостиного двора в г. Шлиссельбург. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.272-279; Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Петр Петрович Базен. 1786–1838. СПб., 1995. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Карты и планы
Рубрики
КАРТЫ И ПЛАНЫ. Наиболее старые К. и п. территории Лен. обл. относятся к XVI в. Приневье и Карельский перешеек с г. Нотеборг (Шлиссельбург) и Кексгольм (Приозерск), хотя и с многочисл. искажениями, представлены на «Карте Марина» О. Магнуса (она же «Карта Готика», 1539; гравирована в Венеции). Появлению К. и п. способствовали войны (так составлены, напр., планы осады Кексгольма 1610), а также работы по разметке рус.-швед. границы. На карте А. Буреуса «Orbis Arctoi» (1626) впервые представлены правильные очертания озер Ладожское, Онежское, Ильмень. В XVII в. К. и п. Ингерманландии составлялись в ходе землеустроительных работ, проводимых швед. властями (напр., Ген. карта Ингерманландии 1704). Первая такая рус. карта «Географический чертеж Ижорской земли» сделана А. Шхонебеком в 1704-05. На ее осн. с учетом произошедших после стр-ва СПб. изменений под руководством И.К. Кирилова в 1727 составлена карта Ингерманландии для «Атласа Российского» (изд. в Нюрнберге на лат. яз. в 1734). Картографирование вост. р-нов современной Лен. обл. также производилось в XVIII в., в т. ч. и в связи с их экон. освоением. К. и п. Юж. Приладожья появились в 1720-40-е после открытия Ладожского кан. (см. Ладожские каналы). В 1762 составлена карта Обонежской пятины Новгородской губ., леса к-рой были пригодны для стр-ва кораблей. В 1821 издана Ген. карта Новгородской губ. К. и п. Выборгской, С.-Петерб., Новгородской губ. составлялись в ходе проведения Ген. межевания во второй пол. XVIII в. В XVIII–ХIХ вв. на терр. области проводились воен.-топографические съемки, здесь работали воен. геодезисты и топографы П.И. Нейгардт, Ф.Ф. Шуберт, А.Р. Бонсдорф. Результатом их работы стала, например, Военно-топографическая карта С.-Петерб. губ. (1863). В 1849 издана Этнографическая (сост. П.И. Кёппен), а 1852 – Геологическая карта С.-Петерб. губ. (сост. С.С. Куторга). Вся терр. современной Лен. обл. представлена на «Этнографической карте Европ. России» (1851, сост. П.И. Кёппен). В сов. период продолжались работы по картографированию. В 1927 издана новая этнографическая карта, охватывающая всю Лен. обл., – в качестве приложения к кн. Д.А. Золотарева «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР». Однако изданию общедоступных подробных и точных К. и п. препятствовал режим секретности. В 1934 опубл. «Атлас Лен. обл. и Карельской АССР», в 1967 – «Атлас Лен. обл.», в к-ром наряду с картами размещения населения, экон. развития представлена карта учреждений культуры. С кон. 1980-х появляется большое количество изданий карт и атласов, адресованных туристам, рыболовам, грибникам, любителям спорт. ориентирования. В их числе атласы «Лен. обл. и районные центры» (масштаб 1:200000), «Юго-Запад Лен. обл.» (1:100000), «Карельский перешеек» (1:100000), «Реки и озера Карельского перешейка» (1:50000). Издаются планы отд. городов обл. В 2005 опубл. «Большой автодорожный атлас СПб. и Лен. обл.», в к-ром зап. и центральная части обл. представлены картами масштаба 1:100000, менее заселенная вост. часть – картами 1:200000. Наряду с дорогами, на картах обозначены и памятники. Издана двухтомная «Археол. карта Лен. обл.» (сост. В.А. Лапшин; 1990, 1995), материалы к-рой сгруппированы по р-нам. Проводилось медико-экологическое картографирование, см.: «Экологическая карта Лен. обл.» (2005). В 2006 изд-во «Дискус Медиа» выпустило Большой автодорожный и справочный атлас Лен. обл., наилучшим образом отражающий совр. состояние края. К. и П. отд. частей обл. прилагаются ко мн. современным краевед. изданиям. К. и п. территории Лен. обл. хранятся в собр. различных б-к и архивов России и заруб. стран (в осн. в Швеции), в т. ч. в собр. Ленинградского областного государственного архива в г. Выборг: Ф. 531 «Карты, планы и чертежи г. Выборга, Выборгской, Куопиоской, Миккельской губерний» (854 дела, 1751–1944); Ф. 532 «Карты, планы и чертежи железнодорожных, шоссейных и водных путей сообщения г. Выборга и Выборгской губ.» (57 дел, 1812–1938). Лит.: Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга: Материалы рос.-швед. семинара. СПб., 2005; Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Maps of the Neva river and adjacent areals in Swedish archives / Ed. by L. Bagrov & H. Kohlin. Malmo, 1953; http://around.spb.ru/maps/ А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кировский район
Рубрики
КИРОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2590,9 кв. км. Нас. – 97,0 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл., на севере ограничен побережьем Ладожского оз., на северо-западе и западе граничит с Всеволожским р-ном, на западе – с СПб., на юго-западе – юге с Тосненским, на юго-востоке – с Киришским, на востоке и северо-востоке – с Волховским р-нами. Образован 1 апр. 1977 из смежных частей Тосненского и Волховского р-нов. В состав К. р. входит 102 сел. населенных пункта, объединенных в 3 сел. поселения, а также 8 гор. поселений, в т. ч. гг. Отрадное и Шлиссельбург, гор. поселки Мга, Назия, Павлово, Приладожский, Синявино. Адм. центр – г. Кировск. По северу р-на проходит автомоб. трасса СПб. – Новая Ладога, сеть дорог местного значения более развита на западе и востоке. Через р-н пролегают ж.-д. линии, наиболее важными из к-рых являются пути из СПб. на Волховстрой и Кириши. По р. Неве и Новоладожскому кан. осуществляется водное сообщение. В археол. отношении терр. района мало исследована. Вероятно, ее заселение относится к эпохе неолита, хотя обнаружены лишь пам. ср.-век. периода. Топонимия прибалт.-фин. происхождения свидетельствует о дославянском нас. региона. С XIV в. начинается славянское освоение края, в истоке Невы в 1323 появляется крепость Орешек. В XVII в. регион находился в приграничной полосе между Швецией и Россией. В XVIII в. здесь строится Ладожский кан., возникают дворянские усадьбы, в XIX в. сооружается Новоладожский кан., в ХХ в. происходит интенсивное пром. развитие, возникают гор. поселения, формируются дачные массивы жит. Ленинграда. В период ВОВ в 1941-43 на терр. р-на велись кровопролитные бои. В К. р. имеется ряд архит. пам. Наиболее древним из них является крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). К XVIII в. относится здание почтовой ст. Пелла в г. Отрадное (см. Пелла, дворцовый ансамбль). Сохр. правосл. храмы XVIII–XIX в., в т. ч. Никольская ц. в дер. Верола и Николая Чудотворца Святителя церковь в дер. Кобона, ц. Тихвинской Божьей Матери в с. Путилово. Пам. гидротехники являются Ладожские каналы. В р-не 39 монументов, обелисков и братских захоронений, связанных с событиями ВОВ, в т. ч. «Невский пятачок», музей, обелиск в честь встречи воинов Волховского и Ленинградского фронтов во время прорыва блокады 18 янв. 1943. На терр. р-на действует «Прорыв блокады Ленинграда», музей-заповедник; в дер. Кобона находится Прокофьева А.А. музей. В К. р. работает 22 учреждения культуры, в т. ч. Кировская библиотека центральная межпоселенческая с 17 филиалами, 6 дет. муз. и худож. школ, имеется парк культуры и отдыха. Успешно развивается сфера туризма. См. также: Кировского района герб и флаг. Лит.: Аркадьев В. Кировск. Л, 1974; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 214-218; Кировск: Фотоальбом. Л., 1979; По Неве и Волхову. СПб., 1982; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 62-63; Информационный портал Кировского района. – http://www.kirovsk-online.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=28 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Кобона. Кировский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Кобона, Кировский р-н). В 1568 в Кобоне существовала ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра. Никольская ц. впервые упоминается в первой пол. XVII в. 21 апр. 1765 храм сгорел. По прошению помещика ген.-лейтенанта М.М. Измайлова и благословению митр. Гавриила (Петрова) в 1765 из дер. Дубно перевезена и переосвящена в честь свят. Николая дерев. церковь. 6 марта 1816 она сгорела. В 1820-21, при владельце кобонского имения гр. И.А. Мусине-Пушкине, священником Стефаном Алексеевым с прихожанами была сооружена новая кам. церковь на берегу Ладожского канала. В 1860-61 незначительную перестройку здания осуществил арх. М.А. Щурупов, придел во имя Свв. Петра и Павла упразднили. Ц. сохраняет древнерус. луковичное пятиглавие, по отделке фасадов соответствует традициям переходной эпохи от барокко к классицизму. У храма находилось кладб. (в наст. время сохр. несколько дорев. надгробий, в т. ч. священника Капитона Михайловского и новоладожских купцов Грибановых). Храм закрыт в 1936 (официально – в 1939), настоятель прот. Иаков Чулков расстрелян. В ВОВ в храме находился эвакопункт для жителей блокадного Ленинграда, затем склад. С 2000 ц. приписана к Зеленецкому Свято-Троицкому мон. В наст. время закончено восстановление наружного облика ц., совершаются регулярные богослужения. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. С. 92, 248. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Новой Ладоги города герб
Рубрики
НОВОЙ ЛАДОГИ ГОРОДА ГЕРБ. Ист. символ гор. Новая Ладога. Высочайше утвержден 16 авг. 1781. Геральдическое описание герба: «В червленом щите – лазоревый столб с золотым стенчатым, со швами, окаймлением, сопровождаемый по сторонам двумя золотыми рогами изобилия». Лазоревый столб – символ Ладожского кан., рога изобилия – символ процветания гор., связанного с судох-вом на канале. Лит.: Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1990. С. 103; Гербы городов России. М., 2004. С. 116; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 174. А.А. Трипольская
Авторы
  •  
подробнее…
Тихвинская водная система
Рубрики
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, трансп. магистраль на северо-западе Европ. части России. Соединяла басс. Балтийского м. и Волги в XIX–XX вв. Начиналась у г. Рыбинск на Волге (позднее у Рыбинского водохранилища), проходила по рр. Молога, Чагодоща, Горюнь, Соминка, Валчина, Тихвинскому кан., далее по рр. Тихвинка, Сясь, Ладожскому кан., Неве и заканчивалась в СПб. Общая протяженность составляла 924 км. Изыскательские работы по сооружению водного пути, призванного обеспечить грузооборот СПб. с Поволжьем, велись в нач. XVIII в., но стр-во осуществилось только в нач. XIX в. В 1811 Т. в. с. вступила в эксплуатацию, но ее реконструкция продолжалась. Использовалась в осн. для грузоперевозок, в меньшей степени – для пасс. сообщения. Трасса Т. в. с. в пределах совр. Лен. обл. проходила через Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Кировский р-ны. Наиб. значительными пристанями являлись Новая Ладога, Колчаново, Сясьские Рядки, Тихвин, Сомино. Сооружение Мариинской водной системы и жел. дорог привело к утрате значения Т. в. с.; в 1956 она была официально закрыта, хотя местные перевозки продолжались до 1965. В наст. время в Тихвинском и Бокситогорском р-нах сохр. остатки гидротехн. сооружений (шлюзы, плотины), являющиеся ист.-культ. памятниками. На месте водораздела (в 6 км к северу от г. п. Ефимовский) в 1862 установлен пам. Петру I, к-рый бывал здесь между 1712 и 1716. Лит.: Бучацкий Л.Х. Тихвинская система: Технические и экономические данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 56-58; Виноградова Л.В. Когда сияли купола. Тихвин, 1997; В.Б.Сапунов, Г.Д.Морозова, С.В.Морозов. Тихвинская водная система – история и современное состояние. – http://www.medline.ru/public/art/tom3/art2.phtml С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Челищев Петр Иванович (1745-1811), литератор
Рубрики
ЧЕЛИЩЕВ Петр Иванович (1745– 1811), литератор, путешественник. В 1766 окончил Пажеский кор. С группой выпускников (в их числе А.Н. Радищев) направлен в Лейпцигский ун-т. В 1770 возвратился в Россию, поступил на воен. службу. Вышел в отставку ок. 1790 с чином секунд-майора. Поселился в СПб., путешествовал по стране. В 1791 совершил поездку по ряду сев. губерний. Ч. начал путешествие 27 мая 1791 из СПб., следуя по маршруту: р. Нева – Шлиссельбург – Ладожский канал – г. Новая Ладога – р. Свирь – Онежское оз.; далее выехал за пределы С.-Петерб губ. Проехав св 4000 км, 21 дек 1791 возвратился СПб. через г. Тихвин. В ходе путешествия Ч. вел «подробный журнал» (дневник), опубл в 1886 под назв. «Путешествие по северу России в 1791 г.» (2-е изд. – 1889). Среди пр, в книге содержатся статистические, геогр., экон., ист. и этногр. сведения о ряде населенных пунктов, входящих в состав совр. Лен. обл. Одним из первых проявил интерес к жизни и нуждам крестьянства. Находился под подозрением, что принял участие в подготовке кн А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (гл. «Чудово»). В 1793 выполнил рус. перевод нем. драм. кантаты «Feliza, Mutter der Volker» («Фелица – мать народов»). Автор «Послания в Рос. Академию» (1793), заключающего в себе собр. большого кол-ва сев.-рус. провинциализмов. Умер в СПб., похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Лит.: Никитин Н.П. Петр Иванович Челищев и его путешествие по Северу Европейской России (1745–1811) // Отечественные экономико-географы XVIII–XX вв. / Под ред. Н.Н.Баранского, Н.П.Никитина, Ю.Г.Саушкина. М., 1957; Челищевы. – http://www.desnalib.ru/index.php?parent=82&pre=18&PHPSESSID=68a630a3f3d9cca5e2a84ef43896cc21 С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…