Адреса
/
Исторические топонимы/Корела
Епархия Корельская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Крепостное и оборонительное строительство | |
Рубрики | |
КРЕПОСТНОЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Оборона сев.-зап. земель Руси строилась на сочетании труднопроходимых мест («твердостей самородных») и мощных пограничных крепостей на важнейших направлениях. Начало крепостному стр-ву положено в Ладоге (862, ок. 900, 1114). Оно велось как общегос. политика, по княжеской инициативе. В XIII-XV вв. сформировалась система укрепленных пригородов, укрывавших Новгород от нападений шведов, ливонских немцев и датчан. На сев. рубежах это были кам. крепости Ладоги, Орехова, Копорья, Ямгорода, Корелы и Тиверска. Воен. стр-во Новгорода прошло неск. этапов. Первый этап (1239–1280-е) отмечен сохр. традиции стр-ва укреплений в условиях монгольского нашествия и угрозы с Запада. Крепость Копорье, деревянная (1279) и каменная (1280), обозначила переход к кам. стр-ву. На втором этапе (1297–1348) новгородцы строят новые форпосты на наиболее опасных направлениях: Копорье (1297), Корельский городок (ок. 1300), Орехов (1323). В них наряду с воен. поселенцами привлекается местное прибалт.-фин. население. В сел. округе появляются племенные городки и убежища (Тиверский городок, городища в р-не Копорья). Эта политика позволила Новгороду удержать окраинные терр. Среди кам. укреплений преобладающим типом были однобашенные крепости на о-вах (Корела, Орехов). Их планы подчинены рельефу местности, изгибы и уступы стен используются для фланкирующего обстрела. Третий этап (1350–1425) отмечен существенными усовершенствованиями. В боевых действиях используются дальнобойные камнеметы и самострелы, впервые применяется огнестрельное оружие. Появляются многобашенные крепости с выпрямленными участками приступных стен, оснащенных неск. башнями для сочетания фронтального и фланкирующего огня, ведения веерного обстрела. Строятся крепости геометрически правильных очертаний (Орешек, 1352), напоминающие кастельную схему орденских замков. Стены крепостей надстраиваются (Копорье, после 1361), оснащаются новыми башнями (Орешек, 1352) и труднопреодолимыми въездами (захабы, подъемные решетки-герсы). Стр-во Ямгорода (1384) завершает систему обороны сев.-зап. рубежа. На четвертом этапе (1425-75), в связи с применением осадных пушек, возникает необходимость утолщения стен и башен, устройства узлов пушечной обороны (раскатов, полукруглых башен). Появляются внутристенные амбразуры подошвенного боя и кам. лестницы. Эти фортификационные сооружения доказали свою эффективность. Новгород не подвергался осаде или штурму войсками противника, границы его владений после Ореховского мира 1323 оставались неизменными. После объединения рус. земель в единое гос-во Моск. пр-во вслед за реконструкцией детинца Новгорода (с 1484) и стр-вом Ивангорода (1492-99), соединившего в единую систему укрепления новгородского и псковского рубежей, осуществило перестройку Ладоги (1490-е), Ямгорода (после 1496), Орешка (1514-25) и Копорья (ок. 1520-25). В работах участвовали итал. и греч. фортификаторы («фрязины»), приглашенные пр-вами Ивана III и Василия III. В ходе реконструкции устаревшие укрепления сносили и строили заново, полностью (Орешек) или частично (Ладога, Копорье, Ямгород). В ряде случаев использовались фрагменты старых стен, встречаются элементы планировки по «старой основе». Новые постройки «огнестрельной» фортификации имели большую (в 2-2,5 раза) толщину, чем их предшественники. Они характеризуются равномерной расстановкой башен по периметру обороны, прямолинейными пряслами между ними, стандартными конструкциями (многоярусные круглые башни, пушечные бойницы с печурами, внутр. лестницы, бойницы подошвенного боя в стенах, сводчатые перекрытия, вылазы, подъемные решетки-герсы, мосты и др.). Они предназначены для ведения активной обороны с полным фронтальным и фланкирующим огневым прикрытием, применением пушек и ручного оружия. Сооружения строились с равновеликими по толщине стенами и опоясывались валиком цокольного откоса. Во второй пол. XVI в. начинают использоваться дерево-земляные укрепления бастионного типа (Земляное городище Старой Ладоги, 1585-86). В нач. XVII в. Ивангород, Ямгород, Копорье, Орешек и Корела захвачены Швецией. Возвращены в состав России в ходе Сев. войны 1700-21. В течение XVIII – нач. XIX вв. утратили воен. значение. См. также: Выборгский замок, Анненские укрепления, Батарейная гора, Форты Кронштадтской крепости, Панцерлакс. Лит.: Косточкин В.В. Древние русские крепости. М., 1964; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. М., 1979. С. 471-499; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы | |
Рубрики | |
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее. Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела. Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тиверский городок | |
Рубрики | |
Это островное укрепленное поселение располагается в центральной части Карельского перешейка на месте Тиверских порогов, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. До искусственно произведенного спуска воды в Вуоксе в районе Кивиниеми (ныне Лосеве) в 1857 г. оно располагалось на острове, омываемом двумя рукавами реки. Тиверский городок, находясь на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксинской системы, контролировал и обслуживал путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно с Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов Корельской земли от неприятеля. Относительно даты возникновения упомянутого укрепления среди исследователей нет единого мнения. Финские археологи, начавшие работы на городище еще в конце XIX в., принимали за время его сооружения Х век или время около 1000 г. (Ю. Айлио, А. Хакман), не исключая и более позднюю дату – XII в. (Ю. Ринне). С. И. Кочкуркина, проводившая в 1970-е годы раскопки на городище, относит его основание ко времени между 1293 и 1323 гг., ссылаясь на то, что Ореховецкий договор запрещал возведение новых крепостей по обе стороны границы и, с другой стороны, строительство крепости на Вуоксе стало актуальным после возведения шведами Выборгского замка в 1293 г. А. Н. Кирпичников, также изучавший укрепления Тиверского городка, справедливо отмечая, что Ореховецкий мир часто нарушался и что новгородский летописец не упоминает городка во время походов шведов в устье Вуоксы в 1295, 1322 и 1337 гг., полагает, что основание его могло состояться в конце 1330-х годов или даже во второй половине XIV в. В письменных источниках Тиверский городок впервые встречается в списке “всем градом русским далним и ближним”, составленном в 1390–1396 гг. Последнее упоминание содержится в новгородской летописи, в записи о взятии его шведами зимой 1411 г. В настоящее время, используя более дробную хронологию и типологию карельских древностей в сочетании с результатами полевых работ последних лет, стало возможным по-новому рассмотреть материалы раскопок 1970-х годов. Среди них присутствует ряд вещей эпохи викингов. Все они обнаружены в южной части раскопа. Здесь при рытье погреба в конце XIX в. был найден клад серебряных вещей. В состав клада входили 11 украшенных филигранью бусин, двойная плетеная цепочка с наконечниками, головное украшение из серебряной проволоки («сюкерё»), круглая с филигранью подвеска, две восточные монеты с ушками (894–902, 976 гг.), круглый медальон, две новгородские монетные гривны и три отпиленных от них кусочка. Часть перечисленных украшений характерна и для других карельских кладов из Сипилянмяки в приходе Саккола (ныне Громове) и Кильпола в Хийтола. В них также находились отсутствующие в Тиверском кладе типичные для карельского костюма подковообразные фибулы, что расширяет возможности датирования. Как нами уже выше было отмечено, время бытования этих, характерных для периода расцвета украшений устанавливается в промежутке от конца XII в. до конца XIII – начала XIV в. Следует особо отметить, что погреб был вырыт на валу. Клад, таким образом, был заложен в толще вала, или, что представляется более вероятным (в том числе и по глубине его залегания), вещи оказались в культурном слое поселения, перекрытом позднее валом. Культурный слой фиксировался и в других подвергавшихся в разное время раскопкам частях вала. Собственно и сам вал, защищавший южную часть острова, насыпан из культурного слоя. Причем состав вещей из культурного слоя и засыпки вала не различается. Следовательно, вал появился лишь после того, как культурный слой на городище уже сформировался, и время его сооружения можно отнести с большой вероятностью к концу эпохи крестовых походов (1050–1300 гг.) и даже к более позднему времени. Если исходить из предположения, что клад был оставлен в культурном слое, то вала на месте его нахождения еще не было в конце XII в., возможно, даже в первой половине XIII в., поскольку именно к этому времени относится часть вещей клада, а также обнаруженные в засыпке вала копоушка и керамика. Найденные в засыпке вала вещи и интенсивный черный цвет земли могут указывать на то, что вал был насыпан с использованием земли с площадки городища после разрушительного вражеского нападения и перед угрозой нового. Это предполагает, что поселение на острове было уничтожено пожаром, в результате которого и формируется подобный слой. Учитывая представленные выше наблюдения, мы можем констатировать, что как предшествующее сооружению поселение, так и этап существования уже укрепленного городка укладываются в один и тот же временной и историко-культурный интервал – вторая половина эпохи крестовых походов и начало раннего средневековья (конец XII–XIV вв.). Это период расцвета Тиверского городка и одновременно последний этап его существования. Библиография САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Тиверский городок] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |