Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
народы /
Ижора
Археологические памятники (ижора) | |
Рубрики | |
Археологические памятники ижоры остаются крайне слабо изученными. В археологической литературе и архивных материалах имеются сведения о 10 грунтовых могильниках, расположенных в земле ижоры. Может быть, с разрушенными погребениями связаны и другие находки карельских вещей, именуемые в литературе «кладами». Это – находки вещей карельских типов у д. Пупышево на западном берегу Волхова, а также пластинчатая подковообразная фибула с растительным орнаментом и цепедержатель карельского облика, обнаруженные в окрестностях Гатчины. Отдельные находки вещей карельских типов известны в Войскорове на р. Ижоре и в Кельто (Колтуши) к северу от Невы. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Бабий праздник» | |
Рубрики | |
У населения Ингерманландии, как показывают полевые исследования, одной из составных частей Егорьева дня является так называемый "бабий праздник". Этот термин появился в работе Н. И. Гаген-Торн «О «бабьем празднике» у ижор (Ленинградского района)» (Этнография. 1930. № 3). «Бабий праздник» довольно широко распространен по всей Ингерманландии. Полевые работы 1999-2000 гг. позволили собрать обширный материал, характеризующий эту традицию у ижорского населения Нижней Луги и Сойкинского полуострова. «Бабий праздник» заключается в следующем: после обряда первого выгона скота все женщины деревни собираются в отдельном доме у какой-нибудь хозяйки (реже, в доме у одинокого мужчины) и устраивают застолье. Как правило, присутствие на празднике мужчин, девушек и детей не допускается. Участие только женщин-хозяек информанты объясняют тем, что это праздник непосредственно тех, кто занимается скотом. Иногда допускается присутствие пастуха (например, ижоры д. Мишино). Пастух мог приходить, но только в самом конце застолья; тогда его угощали крашеными в бордовый цвет яйцами. Угощение готовится в складчину. На столе обязательно должны были быть яичница или вареные яйца. После застолья пели песни, причем как на русском, так и на ижорском языках (особых обрядовых песен зафиксировать не удалось). В ряде деревень (ижоры д. Слободка) имело место ряженье: пастух переодевался женщиной, а женщины мужчинами. Праздник мог продолжаться и на улице: женщины останавливали встречных мужчин и заставляли дать им денег на бутылку водки, и, когда те выполняли это требование, звали их с собой гулять. Не было зафиксировано ни одного случая, когда мужчина не дал бы женщинам денег, хотя от гуляния он мог и отказаться. Обращает на себя внимание тот факт, что в «бабьем празднике» обряды, напрямую связанные с животноводством, четко не выделяются. Таким образом, «бабий праздник» можно рассматривать в качестве составной части весенних эротических обрядов. По-видимому, ко дню первого выгона скота в поле праздник был приурочен позднее, с чем, вероятно, связано и участие в нем пастуха. Полевые материалы позволяют охарактеризовать «бабий праздник» как явление, представляющее единую культурную традицию с малым количеством вариаций. Различается длительность празднования (от 1 до 3-4 дней). На Сойкинском полуострове распространен описанный выше обычай шутить над встречными мужчинами; а на остальной территории Ингерманландии - поднимать «на ура» женщину, родившую в прошедшем году первого ребенка (т.е. эта женщина на празднике должна поставить остальным пол-литра водки, после чего ей поют величальные песни). Наибольшая частота встречаемости «бабьего праздника» была зафиксирована на Сойкинском полуострове, в районе компактного проживания ижор. В районах со смешанным ижорско-водско-финским или финско-русским населением существование этого праздника отмечается реже. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Будничная одежда (ижора) | |
Рубрики | |
Большинство мужского населения Котельского района до сих пор в будни носит домотканую одежду, состоящую из белой длинной рубахи без пояса, с косым воротом, и длинных белых штанов. Остальная часть населения пользуется одеждой того же покроя, но сшитой из различных тканей фабричного производства. В Ораниенбаумском районе носили домотканые рубахи из пестряди. В Сойкинском и Кингисеппском районах домотканину носят только старики, остальное же население шьет одежду из покупных тканей. Пастухов во всех районах население снабжает исключительно домотканой одеждой. Головными уборами везде служат городские фуражки и кепи, за исключением Котельского района, где старики носят еще до сих пор соломенные или войлочные шляпы с широкими полями. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вербное воскресенье (ижора) | |
Рубрики | |
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время, в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верхняя одежда (ижора) | |
Рубрики | |
Женщины носили зимой сделанный из домашнего сукна серый или черный кафтан, сменившийся теперь дубленым полушубком. Покрой кафтанов вполне совпадал с покроем мужского свадебного кафтана. Летней одеждой служил так называемый «рюди» (rydi) – короткий кафтанчик, сшитый из рядного холста и по покрою примыкающий к женским и мужским кафтанам. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гамаловский могильник | |
Рубрики | |
Интересные сведения о средневековой материальной культуре южного берега Финского залива дали раскопки Гамаловского могильника. Он расположен на восточном склоне длинного песчаного холма, достигающего в высоту 15 м. В первые годы раскопок могильника у д. Гамалово изучено 16 погребений. Предполагаемая площадь древнего кладбища 100X60 м. Погребения совершались в овальных ямах размерами 2–2,3 X 0,5–0,6 м и глубиной 0,3–1,1 м. В двух захоронениях сохранились овальные обкладки из камней. В некоторых случаях зафиксированы остатки гробовищ. Ориентировка умерших, по-видимому, была меридиональной – в двух случаях умершие ориентированы головами на север – северо-запад, еще в двух – на северо-запад, в других – на юго-запад. Часть могильника разрушена мелиоративными работами. 28 раскопанных погребений представляли собой последовательное развитие погребального обряда с XIV по XVII вв.; здесь был обнаружен археологический инвентарь, большую часть которого составляют ножи и пластинчатые кольцевидные фибулы. Обнаружены также подковообразные застежки и сложно витая фибула, имеющая аналогии в литовских древностях XIV–XVI вв., украшение из нанизанных на шкуры колечек, пластинчатые кольца и перстень, рижские монеты Ливонского ордена 1400–1430 гг. и шведские монеты 1634–1638 гг., серьга в виде вопросительного знака, железные кресало, пряжка, а также 2 железных боевых топора (не имеющих аналогий на Северо-Западе) и большое количество фрагментов гончарной керамики. Среди исследованных захоронений интересно погребение № 8. На дне овальной ямы глубиной 0,3 м расчищены остатки деревянного помоста, на котором лежал умерший. Сверху он был прикрыт берестой. На груди погребенного находилась серебряная кольцевая пластинчатая орнаментированная фибула, под левой плечевой костью – серебряная западноевропейская монета XV в., у локтевой кости – железный боевой топор, а справа у таза – нож. В других погребениях встречены пластинчатые кольцевидные или подковообразные фибулы и железные ножи. Из разрушенных захоронений могильника происходят витые бронзовые фабулы, бронзовые перстни, железные ножи и большое число фрагментов гончарной керамики древнерусского облика с линейным и волнистым орнаментом. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. Самое древнее из обнаруженных погребений (№ 9) имело северную ориентировку умершего, которая в погребениях XIV–XV вв. стала северо-западной, XVI в.– западной, а в погребениях XVII в.– юго-западной. Все погребения совершены в неглубоких овальных ямах. Две могилы отмечены на поверхности каменными овальными обкладками с заостренными концами, в погребальных конструкциях XV в. умершие были положены на помосты из плах и покрыты сверху берестой. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Головные уборы | |
Рубрики | |
В Сойкинском районе более поздней, но также уже исчезнувшей формой головного убора, является «куккели» (kukkeli). Сирелиус Уно Таави описывает его следующим образом: «Kukkeli — имел переднюю часть otsaliin, к ней присоединялась так называемая hant, которая спускалась на спину. Otsaliin снабжалась широкой тесьмой для завязывания. Как otsaliin, так и hanta были красиво вышиты. В том месте, где они соединялись, образовывалось очень небольшое углубление для головы». Другим головным убором, тоже вышедшим уже из употребления, но ранее бытовавшим является «шлык» или «шлыкка». Название шлык относилось как ко всему убору в целом, так и к его части,— кичке, стеганой из холста и придающей характерную форму убору. На этот остов-кичку надевался круглый повойник из ситца, шелка или бархата. Спереди на повойник нашивалась полоска серебряного или золотого позумента и узкие цветные ленточки. От шлыка, по словам старухи, на спину спускался «позатылень», большей частью вынизанный из бисера. Шлык вышел из употребления, круглые же повойники еще носятся некоторыми старухами. В Кингисеппском районе подобная форма головного убора носит название «ворму» (vormu). Остов ворму, в отличие от шлыка, делается из папки, обтянутой холстом. В Котельской же волости был распространен еще один головной убор замужней женщины — «сорока». Сорока состояла из «очелья» – кусок холста шириной 11 см, длиной 45 см, к концам которого пришивались более узкие куски холста, служившие завязками. Посредине к очелью пришивался «хвост», кусок холста шириной 17 см, длиной 23 см, спускавшийся на шею. Очелье украшалось шитьем шелком, серебряной мишурной нитью и золотистыми блестками; кроме того, нашивались куски холста, окрашенного в красный цвет, и узкие полоски желтого шелка. По нижнему краю хвоста шла узкая вышивка бледным шелком и мишурной нитью. По лобной части сороки, прикрывая холщевую полосу, повязывался «плетешок» — золотая позументная лента. Своеобразный тип представляет собою «саппано» (sappano),— головной убор ижор Ораниенбаумского района. Этот головной убор, носившийся вместе с ааннуа, в настоящее время совсем уже вышел из употребления, хотя единичные экземпляры его еще можно найти в некоторых деревнях. Публикуемый нами саппано имеет в длину 1,58 м, и состоит из полотенца шириной 41 см, верхний край которого сложен вдвое по нитке утка, и зашит. Нижний край его сложен втрое по нитке основы, на протяжении 49 см, и смётан. В лобную часть вшит кусок синего узорного тканья, вышитого белой и желтой нитками. От этой лобной вставки по бокам пришиты куски темного коленкора и завязки, при помощи которых саппано завязывается на затылке. Средняя часть полотенца и конец его вышиты белым шитьем по выдерганному. К концу пришит кусок холста длиной 36 см, наружная сторона которого украшена узорной тесьмой, кружевом, шелковыми ленточками, а к нижнему краю пришита бахрома из шелковых крученых ниток. При надевании саппано, хвостовая часть его затыкалась за пояс. Одновременно с саппано существовал сходный с ним головной убор, носивший название «лакки» (lakki). Лакки сохранял ту же форму, но в отличие от саппано имел малые размеры (длина 60 см). При надевании саппано и лакки волосы собирались в особую прическу, характер которой установить на месте не удалось. Однако, описание ее мы находим у Паулахарью Самули. Волосы, по его словам, заплетались в три косы, причем боковые косы располагались на висках, где и закручивались в шишки, соединявшиеся между собою проходившим через темя шнурком (sykareet). Третья, средняя коса, закручивалась в шишку, приходившуюся на затылке. Иногда распущенные волосы прямо закручивались в шишки и соединялись между собою шнурком. В описании ижорской одежды у Георги мы опять cталкиваемся c формой головного убора, если не совпадающего целиком с саппано, то, во всяком случае, имеющего много общего с ним: «Бабы... носят так, как и финские, аршин в шесть фату, которая посредине пристегивается к шапке, а концы оной висят по спине, и придерживаются поясом так, что на плечах вздуваются». Если это описание на первый взгляд недостаточно близко к нашему, то зато рисунок, поскольку ему можно доверять, представляет собою головной убор совершенно сходный с саппано. Наличие длинной хвостовой части у саппано ставит его в ряд с целой серией оригинальных головных уборов подобного же типа, широко распространенных, как у восточных финнов (ср. марийск. «шурка»), так и у многих народностей турецкого происхождения (чувашей, башкир и др.). Венок или венокко являлся свадебным головным убором невесты. Состоял он из узкого деревянного обруча, обтянутого холстом; с наружной стороны обруча прикреплялись искусственные бумажные и матерчатые цветы, серебряный «елочный дождь» и крашеные перья. Этот венок надевался невестой перед венцом, после того, как ей распускали волосы. Такие же венки, только более простые, надевались подружками невесты. В этом венке, перед венцом, невеста должна была «голосить» на улице перед всем народом. Среди старинных головных уборов, сохранившихся до настоящего времени особый интерес представляет «сапана» (sapana). Сапана, головной убор типа сороки; состоит из двух частей: налобной, носящей название «отсимус» (otcimus) и задней, хвостовой, спускающейся на спину «селкямюс» (selkamys). Отсимус, шириной 0,14 м, длиной 0,47 м, делается из белого бумажного полотна; селкямюс из белого домашнего холста, (ш. 0,39, дл. 0,45 м). Налобная часть сапана снабжается завязками, при помощи которых головной убор завязывается на затылке, поверх пришитого к отсимусу небольшого прямоугольного куска домашнего холста, — «салахянтя» (salahanta), т. е. «тайного хвоста» (шириною 0,13 м, длиною 0,29 м). Под сапана на темени укрепляют «сюкерoт» (sykerot) в форме валика, имеющего в длину 12 см и состоящего из двух зашитых в холст дощечек с проложенным между ними льном. Обязательными головными уборами старух во всех перечисленных районах являются повойники. В Котельском районе, как мы указывали выше, еще во многих случаях употребляют тот круглый повойник, который составлял в свое время часть шлыка. Повойники бывают всевозможных цветов, не исключая и ярких. При выходе на улицу, поверх повойника всегда повязывается платок. Повойники остальных районов имеют обычный, весьма распространенный покрой. Передняя и задняя части их собираются в сборку и пришиваются к околышу, имеющему в высоту 3—4 см. Остается отметить еще два самых поздних по времени женских головных убора — «колбочку» и «наколку», которые шьются из разнообразных материй всевозможных ярких цветов (рис. 3 и 4). Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовые могильники | |
Рубрики | |
При обследовании южного побережья Финского залива в 60–70-х годах ХХ столетия зафиксирован еще целый ряд грунтовых могильников, которые весьма проблематично можно связывать с ижорским населением. По данным XVIII–XIX вв., это была область ижорского расселения. Археологическими разведками последних лет еще пять подобных грунтовых могильников выявлены на Сойкинском полуострове. Один из них, расположенный у д. Гамалово, исследовался раскопками. Каких-либо наземных признаков могильники в земле ижоры не имеют, что затрудняет их поиски. Вместе с тем строгое расположение захоронений в них допускает предположение о существовании в древности каких-то внешних обозначений. Расположены эти могильники на естественных песчаных всхолмлениях, часто на склонах таких возвышений. Обряд погребения – трупоположение. Ранняя история ижоры, остатки которой сохранились сейчас на южном берегу Финского залива, представлена очень малым числом археологических памятников, которые дали крайне разнородный материал: случайные находки черепаховидных фибул в Вуолле (Вуолы) и Келльту (Колтуши) представляют широкий круг карело-финских древностей XI века, вещи из трех разрушенных могильников в Мишкино, Пунуши (Пупышево) и Инкере-Войскорово несут значительный отпечаток культуры «карельских грунтовых могильников» XII–XIV вв., а частично раскопанный грунтовый могильник в Усть-Рудице и исследованный могильник в Гатчине дали незначительный древнерусский материал XIV–XVI вв. Позже к этому перечню добавилось 7 неисследованных грунтовых могильников в северо-западной части Ленинградской обл. В 1963 г. были обнаружены грунтовые могильники в Краколье, Лужицах и в Острове. Однако письменные источники, упоминающие ижору с XII в. как самостоятельное и известное в Европе племя, а также наблюдаемая в историческое время значительная численность ижорцев, дали возможность предположить существование более широкого пласта археологических памятников единой ижорской культуры. Начатые в 1979 г. исследования подтвердили это предположение. Были обнаружены грунтовые могильники в Гамалово, Репино, Валяницы, Вистино, Урмизно, Стремление, Пятчино, Пахомовка, Липпово, могильники на Дубовском п-ве и у ныне не существующей д. Кайбалово (Курголовский п-ов) и получены сведения о могильниках у дер. Новое Гарколово, Колкомпя, Ручьи, Слободка, Кошкино, Большое Райково, Малое Райково, Выбье. 1. Tallgren, A. M. The prehistory of. Ingria // ESA. – 1938. – № 12. – S. 102, 107. 2. Отчет Археологической Комиссии за 1904 г. – СПб., 1907. – С. 109; Tallgren, A. M. Die russische und asiatische arehaologische Sammlungen // ESA, 1928. – № 3. – S. 162–164; Tallgren, A. M. The prehistory. – S. 102. 3. Донесение, А. М. Раевской о раскопке в урочище Черном // Изв. о-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. – М., 1875. – Т. 20. – С. 31–33; Равдоникас, В. И. Ижорский могильник в Красногвардейце // СГАИМК,1932. – Вып. 11 – 12. – С. 22–39. 4. Седов, В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.) // СА. – 1953. – № 18. – С. 202. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовый могильник в Гатчине | |
Рубрики | |
Раскопанный грунтовый могильник в Гатчине содержал 22 захоронения, расположенные в четыре ряда. Скелеты находились на глубине 0,7 – 1,2 м и имели западную ориентировку. В нескольких могилах найдены вещи древнерусского облика. Это браслеты витые 2X4, пластинчатый браслет, перстень с насечками, имитирующими витье, и пластинчатый перстень. Вещевой инвентарь не вызывает сомнений в ижорской принадлежности могильника, хотя конкретных данных для этнической атрибуции погребенных в нем не было обнаружено. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство | |
Рубрики | |
В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду и отвозили в Финляндию. Женщины ткали полотна, плели из прутьев корзины. Библиография: Краеведение: книга для чтения в 3-4 классах. – Кингисепп, 1996. – с. 96. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). | |
Рубрики | |
Этот день считали «конским праздником». Из ржаной муки выпекалось особое печенье «сатула» («седло») в виде креста со вставленным в середину яйцом. Лошадь гладили по спине, чтобы она была гладкой и круглой, как яйцо. Затем первый сжатый сноп овса и само печенье давали лошади, а яйцо съедал тот, кто ухаживал за ней. Лошадей в этот день на работе не использовали, давали им отдохнуть. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Деревни | |
Рубрики | |
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Детская одежда (ижора) | |
Рубрики | |
Мальчики до двухлетнего возраста носили только одну длинную, доходящую до колен рубашку. Дети старше двух лет носили костюм, состоящий из белой рубахи и штанов с лямками или же с пришитым к штанам лифчиком из той же материи. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дом и двор | |
Рубрики | |
Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. В 1930-е годы стали появляться постройки однорядного типа, в которых скотный двор примыкал к торцу жилища. Кроме помещений для скота и сараев, стоявших вместе с домом, отдельно ставились баня (кюлю) и клеть (айтта), а также рига с печью и гумном, где сушили и молотили хлеб. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3. Шлыгина, Н. В. Ижорцы http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дохристианские верования | |
Рубрики | |
Дохристианские элементы сохранялись в обрядности весьма устойчиво вплоть до ХХ века. Верили в различных духов: домового, охранявшего двор крестьянина и его семью, духа-покровителя домашнего скота; «рижника», обитавшего в риге; «банника», жившего в бане. Предполагалось, что некоторые из этих духов воплощались в змей (вероятно, это были ужи), их было принято прикармливать, если они поселялись во дворе. Сохранялось почитание священных рощ, отдельных деревьев, источников и камней, им приносили в жертву первое зерно нового урожая, молозиво после отела коровы и т п. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Шлыгина, Н. В. Ижорцы // http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 3. Россия Великая // http://www.russia.rin.ru 4.Религия ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2188 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Егорьев день – 23 апреля (6 мая). | |
Рубрики | |
Егорьев день (23 апреля/6 мая) - праздник, связанный с животноводческой традицией. В этот день совершался первый выгон скота на пастбище, сопровождаемый различными обрядами: ижоры три раза обходили скот с косою или ножом в зубах, чтобы уберечь стадо от болезней и потерь, а вечером кружились вокруг зажженных костров, пели особые «егорьевские» песни, скоту скармливали часть прибереженного рождественского хлеба. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Женская обувь | |
Рубрики | |
Женская обувь очень немногим отличается от мужской. Старухи носят те же «улиги», но без голенищ. Остальные женщины носят их с небольшими голенищами, имеющими петли для шнуровки. В Котельском районе в летнее время женщины, так же как и мужчины, носят «поршни». Улиги и поршни имеют множество аналогий среди обуви русского населения северных губерний, а также обуви других западнофинских племен. Зимой с улигами надеваются шерстяные чулки. Старухи, кроме того, носят так называемые «риват» (rivat), представляющие собой кусок домашнего сукна красного цвета, к одному из концов которого пришиваются узкие шерстяные оборы. Риват обертывают несколько раз вокруг ноги, а поверх обвивают оборами. Старухи и пожилые женщины носят риват даже в летнее время, когда ходят босиком. Ходить с обнаженными выше ступни ногами считается позорным. На рисунке в книге Трефурта женщина на ногах также имеет красные обмотки или «паголенки». Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Животноводство (ижора) | |
Рубрики | |
Ижоры разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен был коллективный выпас скота с наемным пастухом. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище (ижора) | |
Рубрики | |
Крестьянские жилища отличались наличием внешнего декора: ветровыми досками с резьбой, резными наличниками окон, ставнями, расписанными многоцветными узорами. В наше время жилища стали просторнее, нередко в них встречается не симметричная, а анфиладная планировка. Появились просторные застеклённые террасы, стали совершенствоваться способы отопления и освещения, появились газовые плиты и т д. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Заговоры и заклинания | |
Рубрики | |
Долго сохранялись у ижорцев заговоры и заклинания – древнейшие формы устной поэзии. Ритмически и стилистически они близки эпическим песням, но в отличие от песен заговоры не пелись, а произносились. До наших дней дошли заклинания при первом выгоне скота на пастбище, заклинание от укуса гадюки, заговоры от зависти и сглаза, от болезней, вывихов и ран. Красивейший заговор заблудившегося в лесу был записан от Кристины Андреевой (родилась в 1877 году) из деревни Андреевщина: Лесной петух, золотой павлин, Золотой лесной король, Лесной петух с золотым гребнем, Откуда увел, туда приведи, Направь правила к дому. Пусть не колдует колдун, Пусть завистник не смотрит... Заговоры были часто связаны с магическими действиями, направленными на защиту человека, его скота и урожая от различных бед. Особое значение в подобных действиях играли режущие и колющие орудия. Так, утром пасхального дня, держа их в руках, обходили двор, чтобы не водились змеи. Ножи и косы использовались в магическом обряде в Егорьев день. Нож раньше являлся необходимой частью одежды каждого ижора, жених обязательно дарил его невесте перед самой свадьбой, нож клали в могилу рядом с головой, у пояса или у ног умершего. Вероятно, ношение ножа имело значение оберега. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Земледелие | |
Рубрики | |
Земледелие являлось основным хозяйственным занятием ижор. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIXв. картофель. В начале ХХ в. преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Для обработки земли использовали соху, деревянную борону. Со второй половины XIX в. начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. В качестве тягла использовали лошадь. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами, а также обивкой о скамью. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Зимний лов | |
Рубрики | |
Подледный лов начинался, когда толщина льда доходила до 15-20 см. До 1950-60-х гг. на зимний лов ходили с будками, в которых жили на месте лова по неделе (на субботу и воскресенье возвращались домой). Если лов проводился рядом с берегом, ночевать отправлялись домой. Будку доставляли на место лова на санях, запряженных лошадьми. Таким же образом увозили улов. В будку, где обычно жила бригада из 6 человек, устанавливали железную печь с трубой, которая топилась всю ночь, откидной стол и двухъярусные нары. На неводе зимой работала бригада из 12 человек. Невод запускали под лед через специальную лунку в глубоком месте, а вытаскивали через другую лунку на мели. Проруби рубили по линии. Рыбак, называемый жердогоном, прогонял жердь подо льдом неводными вилами через 6-7 прорубей, по длине жерди и протягивал побег - веревку, которой растягивали невод. На зимний лов ходили в шубах и валенках с галошами. Ловцы носили глубокие шапки с отворотами, в послевоенный период их заменили ушанками. На руки одевали вязаные рукавицы, а поверх них кожаные. В остальное время года в море ходили в фуфайках, ватных костюмах, плащах. После войны появились прорезиненные костюмы. Также использовали передники, до войны - из кожи, потом - резиновые. На ноги одевали кирзовые сапоги, улиги из кожи. На лов рыбы брали подростков лет с 15-16. Женщины также ходили на летний и зимний лов рыбы. Рыбаков женщины встречали на берегу с коробами, чтобы выбирать рыбу. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Иванов день – 24 июня (7 июля) (ижора) | |
Рубрики | |
На Иванову ночь ижоры издавна жгли костры, загораживали дороги повозками, бочками и дровами, на телеги устанавливали «жениха» и «невесту» из соломы. В эту ночь девушки обязательно гадали – бросали через голову или крышу венки для испытания судьбы, а парни караулили «ведьм», стараясь узнать, какая из подозреваемых в колдовстве деревенских женщин обстригает в поле хлебные колосья для своих колдовских целей. В некоторых деревнях ижоры называли этот праздник «кокко» или «кокки», подобно финнам. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора Сойкинского полуострова | |
Рубрики | |
В июле 2000 г. Ленинградским отрядом Северо-Западной этнографической экспедиции была обследована территория Сойкинского полуострова, находящегося на южном берегу Финского залива близ устья р. Луга (Сойкинская волость Кингисеппского района Ленинградской области). Полуостров в начале ХХ в. представлял собой район компактного проживания одной из групп ижор - так называемых сойкинских ижор, говоривших на особом диалекте ижорского языка и составлявших большинство населения прибрежных деревень. В настоящее время значительной частью населения являются мигранты, прибывшие на эти земли в ХХ в., и их потомки. Пришлое население появилось еще в 1930-е гг., когда в Лужской губе развернулось строительство военно-морской базы, называемой местными жителями "вторым Кронштадтом". Во время Великой Отечественной войны ижоры, как и все финноязычные этнические общности оккупированной части Ленинградской области, были вывезены в Финляндию. По возвращении в СССР не все получили право сразу поселиться в родных краях, и процесс возвращения в деревни растянулся на несколько лет. Особенностью региона являлась ориентация местного хозяйства на рыболовство. Традиционным был зимний подледный лов, когда артели рыбаков жили прямо на льду в специальных дощатых или фанерных будках. В промысле участвовали и мужчины, и женщины. Такой способ лова сохранялся вплоть до 1950-х гг. В период навигации в первые десятилетия ХХ в. в море выходили на парусных судах, с 1923 г. на лодки начали устанавливать моторы, а в послевоенное время распространился траловый лов. Земледелие и животноводство не имели товарного значения в прибрежных деревнях и большее развитие получили в поселениях, удаленных от Финского залива. Однако и здесь из-за недостатка удобных для ведения сельского хозяйства земель важную роль играли различные промыслы. В д. Большое Стремленье занимались гончарством. По словам информантов, этот вид деятельности еще в 1910-20-е гг. был весьма доходным: продукцию продавали не только в округе и Петербурге, но даже на территории Финляндии. В д. Валговицы был развит бондарный промысел, также изготовляли сани, телеги. Полевые исследования показали, что в организации хозяйства, в материальной культуре местного русского и ижорского населения практически не наблюдалось этнической специфики. Большее число этнических особенностей сохранялось в сфере духовной культуры (например, в календарной обрядности). Следует отметить, что жители старшего поколения и сегодня, несмотря на ассимиляционные процессы ХХ в., довольно четко определяют себя как ижор и в большинстве случаев владеют ижорским языком. Молодежь за редким исключением говорит только по-русски. Тем не менее у местного населения сохраняется представление о Сойкинском полуострове как древней этнической территории ижор. Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 12. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижорский музей в деревне Вистино | |
Рубрики | |
Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские). | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижорский язык | |
Рубрики | |
Ижорский язык — язык малочисленной народности ижора, проживающей в Ленинградской области Российской Федерации. Относится к северной группе прибалтийско-финских языков. Близок к карельскому. Традиционно выделяется четыре основных диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский (в нижнем течении реки Луга от дер. Извоз до дер. Липово), хэвасский (в нижнем течении реки Коваш и вдоль побережья Финского залива к востоку от г. Сосновый Бор) и оредежский (несколько деревень к югу от пос. Вырица и Сиверский). Нижнелужский диалект заметно отличается от остальных ижорских диалектов, что обусловлено влиянием водского и финского языков. В настоящее время живыми ижорскими диалектами являются только сойкинский и нижнелужский. Хэвасский и оредежский диалекты вымерли в конце ХХ века. До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. Издавались учебники, которые представляли собой обычно переводы с русского, но затем, в 1937 году, и этот эксперимент был прекращен. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после административной ликвидации ижорских национально-территориальных образований. После этого никаких попыток создания ижорского литературного языка не было. Образцы сойккольского говора заимствованы из магнитофонной записи, сделанной Р. Е. Нирви в 1964 году и опубликованной в "Образцах уральских языков. III. Близкородственные языки", с. 50-51. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры назвали национальный язык родным. Библиография: Прибалтийско-финские народы : история и судьбы родствен. народов / сост. М. Йокипии ; ред. рус. изд. П. Мутанен.–Хельсинки : Атена , 1995.–504 с.: ил. : табл. – Из содерж.: Ижорский / П. Виртаранта.–С.30 Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленингр. обл. / сост. и науч. ред. К.В. Чистов.– СПб.: Лениздат, 1992 .–1 92 с., 23 л. ил.– Из содерж.: Ижора / О.И. Конькова. – С. 89-108. http://ru.wikipedia.org/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Изба | |
Рубрики | |
На Сойкинском полуострове даже в конце XIX века почти все избы топились по-чёрному. При этом печи выкладывались очень тщательно, дымоход делали с несколькими оборотами, и печи долго хранили тепло. В 1920-е годы встречались ещё печи с подвесным котлом на шестке, столь характерным для прибалтийско-финских народов. При этом были уже и такие русские печи, где шесток был превращён в плиту с подтопком. По диагонали от печи находился чистый угол, там стоял стол и висели иконы. На реке Коваш в начале XX века сохранялись ещё курные избы (топились по-чёрному). Поразительное сочетание чёрного от копоти, "бархатного" потолка и жёлто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ильин день – 20 июля (2 августа) | |
Рубрики | |
Особенно торжественно ижора, как и водь, отмечала Ильин день, когда устраивались «братчины» – совместные трапезы ритуального характера всей деревенской общины. Непременно в этот день убивали домашнее животное – барана, рыжего быка или свинью. Этот обычай раньше был широко распространен у северных русских и прибалтийских финнов. Судя по всему, на «братчины» собирались жители нескольких деревень, при этом мяса жертвенных животных, как сообщают источники, хватало лишь на старейшин. Праздник проходил либо рядом с часовней, либо в специально отгороженном месте. В Ильин день исполнялись песни-заклинания: «Илья, святой хозяин, святой Педрой [Петр] милостивый, сойди на землю, приди к нам в гости». Илью считали покровителем земледелия, поскольку по народным представлениям, он посылал дождь на поля. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Календарные обряды (ижора) | |
Рубрики | |
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |