Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
темы /
Археологические памятники
1
2
Археологические памятники (водь) | |
Рубрики | |
Археологическое изучение води было начато в 70-80-х годах XIX века раскопками Л.К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В.Н. Глазовым и Н.К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений. Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И.Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура. Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н.К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян. В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским. Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. –М.: Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 100–103. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86; 85–86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Археологические памятники (ижора) | |
Рубрики | |
Археологические памятники ижоры остаются крайне слабо изученными. В археологической литературе и архивных материалах имеются сведения о 10 грунтовых могильниках, расположенных в земле ижоры. Может быть, с разрушенными погребениями связаны и другие находки карельских вещей, именуемые в литературе «кладами». Это – находки вещей карельских типов у д. Пупышево на западном берегу Волхова, а также пластинчатая подковообразная фибула с растительным орнаментом и цепедержатель карельского облика, обнаруженные в окрестностях Гатчины. Отдельные находки вещей карельских типов известны в Войскорове на р. Ижоре и в Кельто (Колтуши) к северу от Невы. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Археологические памятники: общие сведения | |
Рубрики | |
Многие исследователи предками вепсов считают племя весь. Русские летописи упоминают о ней в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи. Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси, возможно, связано с тем, что она могла выступать на страницах русских летописей под собирательным именем чудь. Русские источники местожительством веси называли Белое озеро: «А на Беле озере седять весь». Между тем освоение вепсами Межозерья началось, судя по языковым данным, с южного Присвирья (реки Оять, Паша с притоком— р. Капшой, Свирь), а заселение восточной периферии вепсского ареала (Верхневолжский бассейн) —с берегов р. Ояти и ее притоков. Прибалтийско-финский пласт в топонимии рек Сясь и Тихвинка выражен неотчетливо, возможно, потому, что малочисленное прибалтийско-финское население здесь быстро обрусело, а прибалтийско-финская топонимия подверглась нивелирующему воздействию русского языка. Восстановлению событий далекого прошлого древних вепсов способствуют не только богатые материалы приладожских курганов, но и памятники соседних территорий и прежде всего Ладоги и ее округи. В IX—XI вв. Ладога представляла собой мощную крепость государственного значения, цветущий торговый и ремесленный центр. В сфере ее интересов оказалось и Приладожье. Именно с Ладогой у населения Приладожья в первую очередь установились экономические, политические и культурные взаимоотношения, благодаря которым в Приладожье появились некоторые ювелирные изделия, посуда, оружие, передовая технология кузнечного ремесла. Связи с Ладогой обусловили не только внешние, но и серьезные внутренние изменения в жизни оятского населения, в результате которых происходило разрушение родоплеменных устоев и консолидация населения, приведшая со временем к образованию народности. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Военное снаряжение | |
Рубрики | |
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских городах. Необходимо заметить, что оятское население, судя по небольшому, по сравнению с другими районами Приладожья, количеству оружия, найденному в курганах, не отличалось особой воинственностью. Известны всего три меча. У одного на лезвии демаскированный узор, у другого рукоять плотно обвита серебряной проволокой, от третьего остались лишь обломки. Такие мечи встречены во многих странах Центральной и Северной Европы, а также на территории Руси в X – первой половине XI в. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Выборгский замок | |
Рубрики | |
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК (г. Выборг, Замковый о-в). Расположен на о-ве в Крепостном проливе, при впадении р. Вуокса в Выборгский зал. Основан в 1293 швед. правителем Торкелем Кнутсоном на месте укрепленного поселения карел XII–XIII вв. Первонач. замок, прямоугольный в плане, состоял из центральной квадратной башни Св. Олафа, сложенной из валунов, и стены по периметру площадки холма. С его стр-ва началась история города. В 1440-х построена наружная линия обороны – кам. стена вдоль юж. береговой линии. В связи с применением огнестрельного оружия строятся круглые башни (сохр. одна башня на углу гл. корпуса). Модернизация укреплений проведена в сер. XVI – нач. XVII вв. В 1561-64 башня Св. Олафа получила восьмигранную надстройку (55 м над уровнем моря) и стала гл. арт. сооружением. Береговая линия отодвинута на 12-15 м насыпкой бастионов. В 1583–1615 реконструирована и дополнена новыми участками наружная стена. Внутр. стены частично разобраны, возведены постройки, образовавшие внутр. двор. Под руслом пролива выкопан подземный ход. В нач. XVII в. построены дом коменданта (1606-08), складские здания на зап. берегу. В 1710, во время Сев. войны, Выборг взят рус. войсками; замок пострадал при осаде. Далее использовался для размещения арсенала, торг. складов, как место заключения (в частн., здесь содержались в заточении декабристы П.А. Муханов, И.А. Анненков, М.Ф. Митьков, М.С. Лунин). Пожары (в 1834 и 1856) привели замок в аварийное состояние. В 1891-94 рус. воен.-инж. управление осуществило капитальную реконструкцию, придав В. з. облик, сохранившийся поныне. Архит.-археол. исследования проводили в 1928-35 О.-И. Меурман, в 1965-70 Е.А. Кальюнди, в 1980-88 В.А. Тюленев. С 1964 здесь работает музей «Выборгский замок». Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977; Тюленев В.А. Каменные оборонительные сооружения Выборга XIII–XVI вв. // Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1982. С. 13-14. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гамаловский могильник | |
Рубрики | |
Интересные сведения о средневековой материальной культуре южного берега Финского залива дали раскопки Гамаловского могильника. Он расположен на восточном склоне длинного песчаного холма, достигающего в высоту 15 м. В первые годы раскопок могильника у д. Гамалово изучено 16 погребений. Предполагаемая площадь древнего кладбища 100X60 м. Погребения совершались в овальных ямах размерами 2–2,3 X 0,5–0,6 м и глубиной 0,3–1,1 м. В двух захоронениях сохранились овальные обкладки из камней. В некоторых случаях зафиксированы остатки гробовищ. Ориентировка умерших, по-видимому, была меридиональной – в двух случаях умершие ориентированы головами на север – северо-запад, еще в двух – на северо-запад, в других – на юго-запад. Часть могильника разрушена мелиоративными работами. 28 раскопанных погребений представляли собой последовательное развитие погребального обряда с XIV по XVII вв.; здесь был обнаружен археологический инвентарь, большую часть которого составляют ножи и пластинчатые кольцевидные фибулы. Обнаружены также подковообразные застежки и сложно витая фибула, имеющая аналогии в литовских древностях XIV–XVI вв., украшение из нанизанных на шкуры колечек, пластинчатые кольца и перстень, рижские монеты Ливонского ордена 1400–1430 гг. и шведские монеты 1634–1638 гг., серьга в виде вопросительного знака, железные кресало, пряжка, а также 2 железных боевых топора (не имеющих аналогий на Северо-Западе) и большое количество фрагментов гончарной керамики. Среди исследованных захоронений интересно погребение № 8. На дне овальной ямы глубиной 0,3 м расчищены остатки деревянного помоста, на котором лежал умерший. Сверху он был прикрыт берестой. На груди погребенного находилась серебряная кольцевая пластинчатая орнаментированная фибула, под левой плечевой костью – серебряная западноевропейская монета XV в., у локтевой кости – железный боевой топор, а справа у таза – нож. В других погребениях встречены пластинчатые кольцевидные или подковообразные фибулы и железные ножи. Из разрушенных захоронений могильника происходят витые бронзовые фабулы, бронзовые перстни, железные ножи и большое число фрагментов гончарной керамики древнерусского облика с линейным и волнистым орнаментом. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. Самое древнее из обнаруженных погребений (№ 9) имело северную ориентировку умершего, которая в погребениях XIV–XV вв. стала северо-западной, XVI в.– западной, а в погребениях XVII в.– юго-западной. Все погребения совершены в неглубоких овальных ямах. Две могилы отмечены на поверхности каменными овальными обкладками с заостренными концами, в погребальных конструкциях XV в. умершие были положены на помосты из плах и покрыты сверху берестой. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гончарные изделия | |
Рубрики | |
В изготовлении глиняной посуды жители р. Ояти прошли несколько этапов и в конце концов достигли определенного совершенства. Если в X в. она делалась вручную из грубого с примесью зерен кварца теста, то в середине XI в. появляются сосуды, изготовленные на гончарном круге. Они представляют собой типичные древнерусские горшки. Некоторые из них, видимо были привезены с Ладоги и из Новгорода. С юга нашей страны попал к жителям Ояти кувшин оранжевого цвета из глиняного теста высокого качества. Традиции изготовления глиняной посуды надолго сохранились у древних вепсов. Некогда существовали центры гончарного производства в Соцком погосте на р. Ояти и в Андоме. Когда А. М. Линевский в 1950 г. показывал жителям р. Ояти добытые из курганов горшки, то они признавали их за андомские. Еще в 30-х годах ХХ столетия гончарство было развито в населенных пунктах среднего течения р. Ояти, откуда поступали изделия в Ленинград, Петрозаводск, Белозерье, Тихвин. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовые могильники | |
Рубрики | |
При обследовании южного побережья Финского залива в 60–70-х годах ХХ столетия зафиксирован еще целый ряд грунтовых могильников, которые весьма проблематично можно связывать с ижорским населением. По данным XVIII–XIX вв., это была область ижорского расселения. Археологическими разведками последних лет еще пять подобных грунтовых могильников выявлены на Сойкинском полуострове. Один из них, расположенный у д. Гамалово, исследовался раскопками. Каких-либо наземных признаков могильники в земле ижоры не имеют, что затрудняет их поиски. Вместе с тем строгое расположение захоронений в них допускает предположение о существовании в древности каких-то внешних обозначений. Расположены эти могильники на естественных песчаных всхолмлениях, часто на склонах таких возвышений. Обряд погребения – трупоположение. Ранняя история ижоры, остатки которой сохранились сейчас на южном берегу Финского залива, представлена очень малым числом археологических памятников, которые дали крайне разнородный материал: случайные находки черепаховидных фибул в Вуолле (Вуолы) и Келльту (Колтуши) представляют широкий круг карело-финских древностей XI века, вещи из трех разрушенных могильников в Мишкино, Пунуши (Пупышево) и Инкере-Войскорово несут значительный отпечаток культуры «карельских грунтовых могильников» XII–XIV вв., а частично раскопанный грунтовый могильник в Усть-Рудице и исследованный могильник в Гатчине дали незначительный древнерусский материал XIV–XVI вв. Позже к этому перечню добавилось 7 неисследованных грунтовых могильников в северо-западной части Ленинградской обл. В 1963 г. были обнаружены грунтовые могильники в Краколье, Лужицах и в Острове. Однако письменные источники, упоминающие ижору с XII в. как самостоятельное и известное в Европе племя, а также наблюдаемая в историческое время значительная численность ижорцев, дали возможность предположить существование более широкого пласта археологических памятников единой ижорской культуры. Начатые в 1979 г. исследования подтвердили это предположение. Были обнаружены грунтовые могильники в Гамалово, Репино, Валяницы, Вистино, Урмизно, Стремление, Пятчино, Пахомовка, Липпово, могильники на Дубовском п-ве и у ныне не существующей д. Кайбалово (Курголовский п-ов) и получены сведения о могильниках у дер. Новое Гарколово, Колкомпя, Ручьи, Слободка, Кошкино, Большое Райково, Малое Райково, Выбье. 1. Tallgren, A. M. The prehistory of. Ingria // ESA. – 1938. – № 12. – S. 102, 107. 2. Отчет Археологической Комиссии за 1904 г. – СПб., 1907. – С. 109; Tallgren, A. M. Die russische und asiatische arehaologische Sammlungen // ESA, 1928. – № 3. – S. 162–164; Tallgren, A. M. The prehistory. – S. 102. 3. Донесение, А. М. Раевской о раскопке в урочище Черном // Изв. о-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. – М., 1875. – Т. 20. – С. 31–33; Равдоникас, В. И. Ижорский могильник в Красногвардейце // СГАИМК,1932. – Вып. 11 – 12. – С. 22–39. 4. Седов, В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.) // СА. – 1953. – № 18. – С. 202. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовый могильник в Гатчине | |
Рубрики | |
Раскопанный грунтовый могильник в Гатчине содержал 22 захоронения, расположенные в четыре ряда. Скелеты находились на глубине 0,7 – 1,2 м и имели западную ориентировку. В нескольких могилах найдены вещи древнерусского облика. Это браслеты витые 2X4, пластинчатый браслет, перстень с насечками, имитирующими витье, и пластинчатый перстень. Вещевой инвентарь не вызывает сомнений в ижорской принадлежности могильника, хотя конкретных данных для этнической атрибуции погребенных в нем не было обнаружено. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Епархия Новгородская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Исследователи курганов | |
Рубрики | |
Интерес к курганам возник давно. В XVIII в. вскрытие курганов носило хищнический характер, в результате почти все нераскопанные памятники в большей или меньшей степени повреждены. Научные интересы к курганам проявились у Д. Европеуса и Е. В. Барсова. В 70-е гг. XIX в. финляндский ученый Д. Европеус совершил ряд научных поездок по рекам Приладожья и раскопал немало курганов. К сожалению, сам он не обработал материалы раскопок, позднее за него это сделал другой финляндский исследователь (вещи хранятся в Национальном музее в Хельсинки). Е. В. Барсов в период своей службы в Петрозаводске вел активную краеведческую работу по археологии, истории, этнографии и фольклору Олонецкого края. Добытые им археологические материалы хранились в Петрозаводском краеведческом музее, но во время войны были утрачены. В 1878–1884 гг. значительные исследования в Приладожье проводил Н. Е. Бранденбург. Его образованность, точность и тщательность, присущие людям военной науки, самым положительным образом сказались на качестве работ. Раскопки курганов проведены им на высоком для того времени методическом уровне. Большая часть материалов хранится в Государственном Историческом музее в Москве и меньшая – в Эрмитаже. В 20–40-е годы ХХ столетия изучением курганов Приладожского региона занимался известный ленинградский ученый В. И. Равдоникас. Большая заслуга в исследовании оятских памятников принадлежит А. М. Линевскому – археологу, этнографу, историку, известному карельскому писателю. За 1947–1949 гг. под его руководством раскопано 174 кургана. Богатейшие их материалы находятся в фондах Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН. Предметы материальной культуры, добытые при раскопках курганов, являются главным источником при изучении древней истории вепсов X–XIII вв. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Крестовый камень» Тиверска | |
Рубрики | |
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений". Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка. Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень. Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня. Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень"). Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки. Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Библиография: ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кузнечные изделия | |
Рубрики | |
Кузнечные изделия (ножи, огнива, ключи), которыми пользовалось население р. Ояти в X–XIII вв.,разнообразны. Было проведено металлографическое исследование структуры кузнечных изделий и получены интересные результаты. Оказалось, что использовались те же технологические схемы, что и в древнерусском кузнечном ремесле. Наиболее распространена, хотя и чрезвычайно трудоемка, технология трехслойного пакета. В центре изделия с выходом на лезвие располагалась стальная полоса, а по бокам – две железные. Получалось самозатачивающееся лезвие. Однако стремление к рациональному расходованию металла привело к более экономичной технологии: вварка стального лезвия в железную основу, торцовая наварка стального лезвия на железную основу предмета (со временем стальная полоска утончалась). Изготовлялись цельностальные клинки и цельножелезные изделия. Широко применялась термическая обработка. Оятские кузнецы осваивали позаимствованную у ладожских мастеров сложную технологию. В пользу местного изготовления ножей свидетельствует наличие брака. Так, у шести ножей сделанных по схеме трехслойного пакета, лишь на одном кузнец ошибся – вместо центральной стальной полосы вставил железную, в то время как по краям наварил высокоуглеродистую сталь. В местных же традициях выполнены пластинчатые кресала. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Курганы | |
Рубрики | |
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Курганы южного Приладожья | |
Рубрики | |
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кякисалми-Корела (Корельский город) | |
Рубрики | |
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы | |
Рубрики | |
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее. Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела. Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Липповский могильник | |
Рубрики | |
Могильник в деревне Липпово расположен в центре деревни, на крутом склоне глинта, распашка которого привела к исчезновению каменных крестов, когда-то бывших здесь, по сообщениям местных жителей. Выявлено 14 погребений с ориентировкой умерших, приближенной к западной. Обнаружены: бронзовые нательные кресты, две проволочные серьги, русские монеты 1734 и 1735 гг., остатки кожаной обуви типа постол. Из случайных находок происходят железный рабочий топор, бронзовые шведские монеты 1634–1660 гг., половина бронзовой круглой пластинки и подвеска из свинцовистого серебра, два бронзовых нательных креста, бусина желтого стекла, большое количество фрагментов неорнаментированной гончарной керамики. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Могильник на Дубовском полуострове | |
Рубрики | |
Раскопки могильника на Дубовском полуострове и исследования могильника в дер. Липпово дали возможность представить развитие ижорского погребального обряда в XVI– XVIII вв. Могильник на Дубовском полуострове обнаружен в лесу, среди болота, в 300 м от берега Копорской губы Финского залива, на краю невысокой ледниковой морены, в 20 м от могильника расположен большой камень размером 5x3 м и высотой до 2 м: по историческим данным ижорцы издавна поклонялись большим камням. Исследовано 5 погребений в неглубоких овальных ямах с западной ориентировкой умерших. Захоронения включают железные ножи, гвозди, иглу, бронзовый нательный крест XVI в. и большое количество фрагментов гончарной керамики. Три из исследованных погребений отмечены на поверхности каменными овальными обкладками с двумя вертикально поставленными камнями в головах и ногах погребенного. Склоненность камней внутрь обкладки и соответствующие промеры дали возможность говорить о прежнем наличии здесь деревянных двускатных крыш, полностью закрывавших могилу – аналогов «домиков мертвых», издавна встречаемых у финно-угорских народов, а у карел, родственного ижоре племени, возводимых вплоть до начала XX в. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Могильник у д. Мишкино | |
Рубрики | |
К ижорским погребальным памятникам нужно отнести и могильник у д. Мишкино на р. Тосна, в 3 км от ее впадения в Неву, где еще в 1904 г. случайно было открыто и исследовано А. К. Гейкелем захоронение по обряду трупоположения с вещами карельского облика, среди которых находились овально-выпуклые фибулы и цепедержатели. Датируется оно XIII-XIV вв. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Находки захоронений. Военное снаряжение | |
Рубрики | |
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских городах. Необходимо заметить, что оятское население, судя по небольшому, по сравнению с другими районами Приладожья, количеству оружия, найденному в курганах, не отличалось особой воинственностью. Известны всего три меча. У одного на лезвии демаскированный узор, у другого рукоять плотно обвита серебряной проволокой, от третьего остались лишь обломки. Такие мечи встречены во многих странах Центральной и Северной Европы, а также на территории Руси в X — первой половине XI в. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Находки захоронений. Украшения женского костюма (вепсы) | |
Рубрики | |
Продукция ювелирного ремесла представлена украшениями для женского костюма. С помощью изделий из цветных металлов удается выявить конкретные исторические связи народа с различными, порой весьма удаленными территориями на определенных временных отрезках. Так, для женского комплекта украшений X в. характерны гривны — шейные обручи, изготовленные из железа, бронзы и изредка серебра. Наиболее употребительными в это время были гривны из круглой проволоки, один конец которой заканчивался многогранной головкой, а другой — петлей. Они импортировались из Финляндии и Прибалтики. У населения р. Ояти проявилась особая склонность к бусам. В курганах представлены целые ожерелья из сердоликовых, стеклянных, пастовых глазчатых бусин. Уникальна низка бус массой около 800 г, состоявшая из очень крупных черных глазчатых бусин. Такие бусы изготовлялись, скорее всего, в Византии и попали на Оять в результате торговых контактов. На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами-застежками западноевропейского, точнее скандинавского происхождения. Эти фибулы получили широкое распространение не только в Скандинавии, но и в Центральной Европе, на территории Советского Союза. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы : верхняя, иногда позолоченная “скорлупка” накладывалась на нижнюю гладкую, по ободку которой шел орнамент. Поверхность фибулы покрывалась узором в виде ленточного плетения, изображениями переплетающихся чудовищ, стилизованных масок. Фибулы соединялись друг с другом цепочками или низками бус. Вместо скорлупообразных фибул могли использоваться подковообразные. На груди (в центре) располагалась трилистная или щитообразная фибула тоже скандинавского происхождения. На руках носили массивные бронзовые браслеты. Выпуклая, ажурная верхняя часть браслета украшалась кусочками драгоценных металлов (к сожалению, при раскопках они не обнаружены). Не все предметы в женском костюме X в. были западноевропейскими. К парным фибулам на длинных спиральках подвешивались пластинчатые и объемные подвески-уточки, бубенчики, бусы-“флакончики”, ножи в ножнах и т. д., характерные для финно-угорского мира. К началу XI в. число таких украшений увеличивается. Появляются копоушки, названные так археологами, поскольку использовались они для чистки ушей и в качестве украшений. Кроме того, входят в употребление бронзовые амулеты в виде ключей, ложечек, кресала для высекания огня с бронзовыми рукоятями и пластинчатые с ушками и прочие предметы. В XI в. многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым в свою очередь подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки. В целом же для женского костюма по-прежнему характерно обилие бронзовых украшений на груди, поясе и руках. В XI—XII вв. в обиход входят славянские изделия. В одних случаях они свидетельствуют о славянском влиянии, в других — о наличии славян в древневепсской среде. Разнообразные височные кольца являлись украшением для головы. Они делались из бронзы или серебра и крепились ремешками к вискам по нескольку штук с каждой стороны. Крестики и крестовидные подвески, серебро- и золотостеклянные бусы, витые браслеты, игольники (в них хранились швейные иглы) с ажурными или сплошными орнаментированными навершиями подвешивались к поясу на шнурках или ремешках и дополняли комплект украшений. В XII—XIII вв. набор женских украшений становится более скромным: конические шумящие изделия с бутылкообразными или лапчатыми привесками, бронзовые бусы с напаянными кружочками, височные кольца, браслеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Одежда (вепсы) | |
Рубрики | |
Древние вепсы шили одежду из шерстяных, льняных и конопляных тканей. Шерстяная была двух видов: грубая из ниток неравномерной толщины и тонкое кустарное сукно. Сырьем служила шерсть груборунной овцы местной породы, которая большую часть года содержалась на подножном корме. Ткани, сотканные на ткацком стане, имели полотняное или саржевое плетение. Пояса, тесьма, ленты изготовлялись нестаночным методом. Их плели на вилочке, ткали на дощечках. Шелковые ткани попадали к древним вепсам из среднеазиатских стран в результате многоэтапных торговых контактов. Сохранился фрагмент ткани «занданачи», получившей название от бухарского селения Зандана. Высокий технический и художественный уровень тканей обеспечил им мировую известность. Еще два фрагмента шелковых тканей являются остатками воротников, вышитых золотыми нитями. Воротники сделаны из плотного, безузорного шелка фиолетового цвета полотняного переплетения, видимо, византийского происхождения. Один украшен бисеринками, другой – двумя рядами стеклянных голубых бусинок (он застегивался сзади на бронзовую пуговку). На воротниках – золотая вышивка шириной 3 см. Орнамент состоит из повторяющихся, плотно примыкающих друг к другу полуциркульных арочек, в которых помещены крылатые грифоны и изображения «древа жизни». Вышивка выполнена способом на проем или в прокол серебряными, позолоченными нитями, спряденными на шелковую или льняную нитку. Вышивальщицы, чтобы не повредить дорогой шелк, вначале делали в шелке отверстия с помощью тонких костяных проколок, а потом уже через них пропускали иглу с металлической нитью. В результате такой работы на изнанке получались короткие стежки, а на лицевой – длинные. Таким образом, создавалась блестящая поверхность вышивки. Золотное шитье было известно в X–XII вв. не только на Руси, оно получило распространение и в странах Западной Европы, и в Византии. Оятская вышивка, хотя и не отличается по технике исполнения от других подобных изделий, но оригинальна рисунком: такие грифоны ранее на вышивках не встречались. Видимо, воротники сделаны оятскими мастерицами, которые попытались в рисунке выразить художественные вкусы и идеи своего времени. Элементы орнамента «древо жизни» и грифоны – это символы плодородия и добра в древнерусском прикладном искусстве. При изготовлении тканей из растительных волокон встречались известные трудности, связанные с получением соответствующего сырья. Почвенный покров бассейна р. Ояти характеризуется средне- и легкосуглинистыми почвами. Их естественного плодородия не хватало для получения хорошего урожая. Значительные площади заняты торфяно-подзолистыми почвами, нуждающимися к тому же и в осушении, однако древние вепсы занимались и земледелием, хотя это требовало от них огромной затраты сил. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Погребальный инвентарь | |
Рубрики | |
Погребальный инвентарь, несмотря на хронологическую близость, а, порой, и совпадение с зафиксированным богатым этнографическим костюмом ижоры, крайне беден. Возможно, это связано со сравнительно ранней христианизацией ижоры (в захоронениях XVI—XVIII вв. встречено большое количество нательных крестов); и последующим обеднением погребальной одежды. Другим объяснением является отсутствие в исследуемое время традиции хоронить в свадебной или праздничной одежде. Эта бедность инвентаря ижорских погребений противопоставляет их водским захоронениям того же времени, представившим богатые наборы металлических украшений (правда, без нательных крестов) в могилах вплоть до XVII в. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Подарки умершим | |
Рубрики | |
Для оятских памятников характерно присутствие подарков умершему в виде монет, ожерелий из бус и других предметов. В ходе раскопок оятских курганов было найдено много разнообразных ювелирных изделий как местного производства, так и привозных. При раскопках собраны кости домашних животных: коровы, овцы, свиньи; промысловых: кабана, лося, медведя. Обнаружены кости птиц, захоронения лошадей. Найдены кусочки меха медведя, белки, хорька. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сооружение кургана | |
Рубрики | |
При сооружении кургана сначала сжигали кустарник и траву, разравнивали площадку, затем готовили очаг-костер. Останки умерших – сожженные и несожженные – укладывались по разные стороны от очага: женские – в западной части кургана, мужские – в восточной. Иногда до захоронения возводилась небольшая насыпь до 20–50 см высотой, на которой производили захоронение. На прогоревший костер (очаг) ставили кухонный инвентарь: железный (или бронзовый) котел с цепью для подвешивания, сковороду, сковородник, лопатку, горшки. Но полный набор перечисленных вещей редок в кургане, чаще присутствовал один или несколько предметов. После завершения ритуала курган насыпался до нужной высоты. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Тиверский городок | |
Рубрики | |
Это островное укрепленное поселение располагается в центральной части Карельского перешейка на месте Тиверских порогов, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. До искусственно произведенного спуска воды в Вуоксе в районе Кивиниеми (ныне Лосеве) в 1857 г. оно располагалось на острове, омываемом двумя рукавами реки. Тиверский городок, находясь на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксинской системы, контролировал и обслуживал путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно с Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов Корельской земли от неприятеля. Относительно даты возникновения упомянутого укрепления среди исследователей нет единого мнения. Финские археологи, начавшие работы на городище еще в конце XIX в., принимали за время его сооружения Х век или время около 1000 г. (Ю. Айлио, А. Хакман), не исключая и более позднюю дату – XII в. (Ю. Ринне). С. И. Кочкуркина, проводившая в 1970-е годы раскопки на городище, относит его основание ко времени между 1293 и 1323 гг., ссылаясь на то, что Ореховецкий договор запрещал возведение новых крепостей по обе стороны границы и, с другой стороны, строительство крепости на Вуоксе стало актуальным после возведения шведами Выборгского замка в 1293 г. А. Н. Кирпичников, также изучавший укрепления Тиверского городка, справедливо отмечая, что Ореховецкий мир часто нарушался и что новгородский летописец не упоминает городка во время походов шведов в устье Вуоксы в 1295, 1322 и 1337 гг., полагает, что основание его могло состояться в конце 1330-х годов или даже во второй половине XIV в. В письменных источниках Тиверский городок впервые встречается в списке “всем градом русским далним и ближним”, составленном в 1390–1396 гг. Последнее упоминание содержится в новгородской летописи, в записи о взятии его шведами зимой 1411 г. В настоящее время, используя более дробную хронологию и типологию карельских древностей в сочетании с результатами полевых работ последних лет, стало возможным по-новому рассмотреть материалы раскопок 1970-х годов. Среди них присутствует ряд вещей эпохи викингов. Все они обнаружены в южной части раскопа. Здесь при рытье погреба в конце XIX в. был найден клад серебряных вещей. В состав клада входили 11 украшенных филигранью бусин, двойная плетеная цепочка с наконечниками, головное украшение из серебряной проволоки («сюкерё»), круглая с филигранью подвеска, две восточные монеты с ушками (894–902, 976 гг.), круглый медальон, две новгородские монетные гривны и три отпиленных от них кусочка. Часть перечисленных украшений характерна и для других карельских кладов из Сипилянмяки в приходе Саккола (ныне Громове) и Кильпола в Хийтола. В них также находились отсутствующие в Тиверском кладе типичные для карельского костюма подковообразные фибулы, что расширяет возможности датирования. Как нами уже выше было отмечено, время бытования этих, характерных для периода расцвета украшений устанавливается в промежутке от конца XII в. до конца XIII – начала XIV в. Следует особо отметить, что погреб был вырыт на валу. Клад, таким образом, был заложен в толще вала, или, что представляется более вероятным (в том числе и по глубине его залегания), вещи оказались в культурном слое поселения, перекрытом позднее валом. Культурный слой фиксировался и в других подвергавшихся в разное время раскопкам частях вала. Собственно и сам вал, защищавший южную часть острова, насыпан из культурного слоя. Причем состав вещей из культурного слоя и засыпки вала не различается. Следовательно, вал появился лишь после того, как культурный слой на городище уже сформировался, и время его сооружения можно отнести с большой вероятностью к концу эпохи крестовых походов (1050–1300 гг.) и даже к более позднему времени. Если исходить из предположения, что клад был оставлен в культурном слое, то вала на месте его нахождения еще не было в конце XII в., возможно, даже в первой половине XIII в., поскольку именно к этому времени относится часть вещей клада, а также обнаруженные в засыпке вала копоушка и керамика. Найденные в засыпке вала вещи и интенсивный черный цвет земли могут указывать на то, что вал был насыпан с использованием земли с площадки городища после разрушительного вражеского нападения и перед угрозой нового. Это предполагает, что поселение на острове было уничтожено пожаром, в результате которого и формируется подобный слой. Учитывая представленные выше наблюдения, мы можем констатировать, что как предшествующее сооружению поселение, так и этап существования уже укрепленного городка укладываются в один и тот же временной и историко-культурный интервал – вторая половина эпохи крестовых походов и начало раннего средневековья (конец XII–XIV вв.). Это период расцвета Тиверского городка и одновременно последний этап его существования. Библиография САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Тиверский городок] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тиверский городок, крепость | |
Рубрики | |
ТИВЕРСКИЙ ГОРОДОК, крепость (Приозерский р-н, в 3,5 км к югу от пос. Васильево). Укрепленное поселение на о-ве посреди р. Вуокса, у порогов Тиури, служившее племенным и ремесленным центром карел. С 1323 у Тиверска проходила граница между Вел. Новгородом и Швецией, установленная Ореховецким мирным договором. В XIV – нач. XV вв. Т. г. наряду с крепостью Корела использовался новгородцами для обороны вост. части Карельского перешейка. Т. г. упомянут в списке «всем градом руским…» 1390-96, в 1404 передан новгородцами в управление смоленскому кн. Юрию Святославичу. В 1411 Т. г. разрушен шведами, обитатели переселились в Беломорье. Размеры крепости 215-300 х 40-56 м. По периметру она защищена валом и в большей части – кам. стеной, сложенной насухо из больших валунов. Циклопическая кладка сохранилась на выс. 1,8-3,5 м, до уровня боевой площадки шир. 4,5 м. По верху стен в древности шел дерев. бруствер. С учетом берегового откоса выс. обороны составляла ок. 6 м. В юж. части выделяется участок вала (шир. 6-7 м, выс. до 2 м), сложенный из камней и земли. Конструктивные особенности укреплений городка архаичны для XIV–XV вв. Раскопки проводили в 1888-91 Я. Аппельгрен, Т. Швиндт, А. Хакман; в 1971 А.Н. Кирпичников, в 1971-74 С.И. Кочкуркина. Найдены украшения карельских типов, крицы, шлаки, орудия труда, связанные с кузнечным и бронзолитейным ремеслом, а также клад серебр. изделий (1890 г.). Большинство находок датируется XIV – нач. XV вв. Найдены отд. вещи X – нач. XII вв. Лит.: Кирпичников А.Н., Петренко В.П. Тиверский городок (К вопросу изучения древностей Русской Карелии) // Краткие сообщения Института археологиии. 1974. № 139. С. 106-113; Кочкуркина С.И. Тиверск // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 63-70; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 144-149. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Украшения женского костюма (вепсы) | |
Рубрики | |
Продукция ювелирного ремесла представлена украшениями для женского костюма. С помощью изделий из цветных металлов удается выявить конкретные исторические связи народа с различными, порой весьма удаленными территориями на определенных временных отрезках. Так, для женского комплекта украшений X в. характерны гривны – шейные обручи, изготовленные из железа, бронзы и изредка серебра. Наиболее употребительными в это время были гривны из круглой проволоки, один конец которой заканчивался многогранной головкой, а другой – петлей. Они импортировались из Финляндии и Прибалтики. У населения р. Ояти проявилась особая склонность к бусам. В курганах представлены целые ожерелья из сердоликовых, стеклянных, пастовых глазчатых бусин. Уникальна низка бус массой около 800 г, состоявшая из очень крупных черных глазчатых бусин. Такие бусы изготовлялись, скорее всего, в Византии и попали на Оять в результате торговых контактов. На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами-застежками западноевропейского, точнее скандинавского происхождения. Эти фибулы получили широкое распространение не только в Скандинавии, но и в Центральной Европе, на территории Советского Союза. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы: верхняя, иногда позолоченная «скорлупка» накладывалась на нижнюю гладкую, по ободку которой шел орнамент. Поверхность фибулы покрывалась узором в виде ленточного плетения, изображениями переплетающихся чудовищ, стилизованных масок. Фибулы соединялись друг с другом цепочками или низками бус. Вместо скорлупообразных фибул могли использоваться подковообразные. На груди (в центре) располагалась трилистная или щитообразная фибула тоже скандинавского происхождения. На руках носили массивные бронзовые браслеты. Выпуклая, ажурная верхняя часть браслета украшалась кусочками драгоценных металлов (к сожалению, при раскопках они не обнаружены). Не все предметы в женском костюме X в. были западноевропейскими. К парным фибулам на длинных спиральках подвешивались пластинчатые и объемные подвески-уточки, бубенчики, бусы–«флакончики», ножи в ножнах и т. д., характерные для финно-угорского мира. К началу XI в. число таких украшений увеличивается. Появляются копоушки, названные так археологами, поскольку использовались они для чистки ушей и в качестве украшений. Кроме того, входят в употребление бронзовые амулеты в виде ключей, ложечек, кресала для высекания огня с бронзовыми рукоятями и пластинчатые с ушками и прочие предметы. В XI в. многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым в свою очередь подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки. В целом же для женского костюма по-прежнему характерно обилие бронзовых украшений на груди, поясе и руках. В XI—XII вв. в обиход входят славянские изделия. В одних случаях они свидетельствуют о славянском влиянии, в других – о наличии славян в древневепсской среде (о движении славян на север и земли древних вепсов уже упоминалось в связи с Уставной грамотой Святослава Ольговича). Разнообразные височные кольца являлись украшением для головы. Они делались из бронзы или серебра и крепились ремешками к вискам по нескольку штук с каждой стороны. Крестики и крестовидные подвески, серебро- и золотостеклянные бусы, витые браслеты, игольники (в них хранились швейные иглы) с ажурными или сплошными орнаментированными навершиями подвешивались к поясу на шнурках или ремешках и дополняли комплект украшений. В XII–XIII вв. набор женских украшений становится более скромным: конические шумящие изделия с бутылкообразными или лапчатыми привесками, бронзовые бусы с напаянными кружочками, височные кольца, браслеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Урмизновский могильник | |
Рубрики | |
В 1984–1985 гг. был исследован могильник в д. Урмизно. Он расположен на склоне верхней террасы берега р. Систы. Могильник частично разрушен; 20 исследованных погребений, многие из которых имели нерегулярные каменные овальные обкладки и были совершены в неглубоких овальных ямах при западной и юго-западной ориентировке погребенных, дали незначительный материал: железные ножи и гвозди, фрагменты гончарной керамики, иногда с волнистым орнаментом. Лишь в погребении 2 была обнаружена пластинчатая кольцевидная фибула XVI в. с имитацией латинской надписи. А погребения 3 и 17 позволили поставить две важные проблемы: более раннего, до XV в., появления ижоры на южном берегу Финского залива (дата подтверждена письменными источниками) и проблему облика и характера ранних ижорских погребальных памятников. В погребении 3 (захоронение ребенка) была обнаружена большая подковообразная фибула с маковидными головками, датирующаяся XI – первой половиной XII в. Погребение 17, под гумусным слоем, представляло собой частичную кремацию в яме 25 X 37 см и глубиной до 15 см, перекрывавшее несожженные тазовые и бедренные кости маленького ребенка. Рядом с ним обнаружено зольное пятно размерами 50x42 см и мощностью до 10 см, включавшее угли и мелкие кальцинированные кости – место самого сожжения. Подобные мощные зольные круглые пятна, но без кальцинированных костей, обнаружены почти у каждого погребения могильника дер. Урмизно. Такое практически поверхностное трупосожжение подводит археологические памятники ижоры к общему финно-угорскому хронологическому пласту – трупосожжениям конца I тысячелетия н. э. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2