Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
темы /
Декоративно-прикладное искусство
Антропоморфные изображения в вышивках (вепсы) | |
Рубрики | |
Трактовка антропоморфных женских фигур архаична. В композициях они даются раппортом одинаковых фигур или в сочетании с деревьями, птицами, корнями. Во всех вышивках женские фигуры, как наиболее значимые мотивы, изображались анфас, а животные и птицы – повернутыми к ним в профиль. Размеры женских изображений либо соответствовали высоте деревьев или животных, либо были даже выше них, чем, видимо, также подчеркивалась их особая значимость. Женские фигуры имели геометризованное, столбовидное туловище, нижняя часть его переходила в крупный треугольник или трапецию. Голова изображалась в виде ромба или восьмигранника, обрамленного линиями-лучами, а также звездочками. Стопы ног наряду с обычными иногда трактовались в виде крупных треугольников, имитировавших, видимо, стилизованные лапки водоплавающей птицы. Руки изображались воздетыми вверх или полуопущенными вниз. В одних вышивках кисти рук сильно гипертрофированы, в других - руки трехпалые, в третьих - кисти вообще отсутствуют, а запястья рук органично переходят, к примеру, в профильных птиц или в ветки растений, в восьмилепестковые розетки и т.п. Наделение женских образов разнохарактерными признаками (ветками растений, птицами, рогами животного, геометрическими знаками и прочими элементами) свидетельствует, очевидно, о том, что в отдаленном прошлом они отображали различных антропоморфных духов или божеств, значение которых было давно забыто исполнительницами вышивок. Сходные антропоморфные женские образы распространены также в вышивках соседних с вепсами народов: карел южной и средней Карелии, ижорцев и русских северо-западных областей. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Берестяные ножны | |
Рубрики | |
Для ношения точильных брусьев, которыми точат косы, и в особенности для ножей, изготовляются берестяные ножны, подвешиваемые к поясу и являющиеся как бы прототипом современных финских ножен, широко распространенных среди западных финнов (суоми), карел и вепсов. Ножны для косного бруса (hodr) большей частью приделываются к самому косьевищу (косьевище - деревянная часть косы). Размеры ножен находятся в полной зависимости от размеров и формы ножа и брусков. Для плетения употребляются берестяные полосы шириной 0,5-1 см. Изредка ширина полос бывает несколько шире - 1,5 см. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Водское кантеле | |
Рубрики | |
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что очень похоже на удмурдское название аналогичного инструмента – "Крезь". Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Принадлежал он водской семье Яковлевых (род с прозвищем " Карабулли"- из д. Краколье. Переводится прозвище, как «жёлтая кувшинка, которая растёт в речке Караколкке». Изготовляются такие инструменты из сосны, ели или осины. Дека (чясилаут) изготовляется обычно у всех инструментов из сосны. Струны (васкирауда) железные или медные. Все одинаковые. Крепятся к колкам (пуликад). Нижняя часть колок называется «лаба». С другой стороны крепятся к железной скобе. Струн было 7,8,9. Редко 6 или 5. Подразделяются все кантеле на 3 вида. 1. Из одного куска дерева, выборка сверху. 2. Из одного куска дерева, выборка снизу. 3. Из одного куска дерева, выборка сбоку. Боковые отверстия закрывали тонкими досками, например, из дуба. Даннок кантеле третьего вида. Оно неизвестно в Прибалтике, но хорошо известно у вепсов и карел. Хорошо играли на кантеле в Лужицах Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович), племянники Кризя Вазя - Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл сам для себя. Под этот инструмент не пели и не плясали, а только играли божественные мелодии. Общение с богами через мелодию кантеле определило ещё одно его назначение: кантеле использовали в виде оберега, вешая его на косяк двери. Тогда злой силе трудно было войти в комнату. Библиография: Владыкин, В. МОН. – Ижевск, 2003. – С. 175. Использована информация из статьи И. Тынуриста «О кантеле води и ижор" на эстонском языке. – Таллинн, 1969 г., а также неопубликованные материалы Водского музея и рассказ К. Ефимова, записанный Э. Эрнитсом. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вышивка (вепсы) | |
Рубрики | |
Вышивки (kirg', kirj, kird) были наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий. Хотя на рубеже ХIХ-ХХ вв. ими украшали уже ограниченный круг изделий, в основном женские рубахи (racin, ratsin) и полотенца (kaziраik, vаrnраik), причем полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования. В более ранний период, в XIX в., вышивками украшались также женские головные уборы, праздничные юбки молодух (роutnаsinе juрk), мужские венчальные рубахи и штаны. Изредка, как у карел и русских, вышивали также свадебные простыни, еще реже - подзоры к кроватям. Вышивали вепсы бумажными и льняными нитями, в красно-белом или только белом цветах. Исключение составляли старинные женские головные уборы (сороки и повойники с кичкой), которые, судя по единичным музейным экземплярам, орнаментировались разноцветными нитями, в том числе шелковыми и шерстяными. Вепсы применяли те же декоративные швы, что и соседние карелы, русские, ижорцы и др.: двусторонний шов (kаkscurеinе kird, kаkscurеinе оtbouz’, kаk-sроl’nе оtbouz), строчку по сетке (nuhtеitud kird), крест (уksроl'nе kird, ristikоitа оtbouz), а также тамбур (kuukjеinе оtbouz). В небольшом количестве встречались также вышивки счетной гладью и набором. Расположение вышивок на изделиях было традиционным. На женских рубахах орнаменты вышивали по подолу в виде бордюрных рамок различной ширины. На полотенцах вышивали концы. При этом орнаменты включали широкую центральную полосу и один или два узких окаймляющих фриза. Орнамент центральной полосы состоял из одного крупного мотива либо раппорта двух-трех фигур. К концам полотенец часто пришивали белые кружева, а иногда между кружевами и орнаментами вшивали еще полосу кумача. Это встречалось на изделиях средних и южных вепсов, у полотенец северных вепсов (как и у карел южной и средней Карелии) вставки и кружева не использовали. Для вепсских вышивок характерны два типа орнаментов: изобразительные и геометрические. Геометрические узоры более типичны для вышивок женских рубах, изобразительные - для полотенец. Встречались также мотивы смешанного вида. Если, например, геометрические узоры использовались в вышивке полотенец, то они наделялись изобразительными элементами (ветками растений и др.), тогда как иногда встречавшиеся на рубахах изобразительные мотивы столь сильно схематизировались, что приобретали вид геометрических орнаментов. Изобразительные узоры одинаково широко распространены в вышивках всех этноязыковых групп (северных, средних и южных) вепсов. Аналогично вышивкам других народов Северо-Запада (карел южной и средней Карелии, русских, ижорцев) они включали древесно-растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные изображения. Геометрическими узорами вепсы вышивали в основном подолы женских рубах. Орнамент вышивался крестом по счету нитей, реже двусторонним швом, красными льняными (бумажными) нитями. На женских рубахах одна группа узоров состояла из абстрактно-геометрических фигур – это раппорты ромбов, квадратов, крестов, меандров, треугольников, восьмиконечных звезд и прочих мотивов. Вышивки этой группы, наиболее характерные для средних вепсов, близки к южно- и среднекарельским и по мотивам, и по стилистическим решениям. Геометрические фигуры в композициях имели укрупненные разработки, нередко со значительными фоновыми просветами между орнаментальными узорами. В основе другой группы - крайне стилизованные изобразительные мотивы и их элементы: двуглавые коньки (птицы), погрудные изображения лошади, ветки растений, антропоморфные фигуры и др. Раппорты из этих узоров вышивались на рубахах настолько схематично, что воспринимались на первый взгляд как сугубо геометрические орнаменты. Такие геометрические орнаменты были характерны в основном для северных вепсов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство | |
Рубрики | |
В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду и отвозили в Финляндию. Женщины ткали полотна, плели из прутьев корзины. Библиография: Краеведение: книга для чтения в 3-4 классах. – Кингисепп, 1996. – с. 96. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство карел | |
Рубрики | |
Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с конца XIX века), гладью. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. К объёмной резьбе по дереву относилось и изготовление детской игрушки. Народная игрушка во времена язычества выполняла прежде всего ритуальную функцию различных обрядов аграрной и охотничьей магии. По мере угасания древних поверий мелкая пластика становилась игрушкой. Фигуры коня, бабы, птицы выполняли функцию оберега. Их клали в колыбель, давали ребёнку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла. В то же время с помощью игрушек ребёнок познавал мир. Образ бабы (женщины) - самый распространенный. Это Мать-Сыра - Земля, основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. Жители Севера этих деревянных кукол называли панками. Также крестьянин изображал коней и птиц. Конь считался символом солнца, птицы - символом неба, облаков, приносящих дождь. Каждый хозяин семьи, зная секрет игрушки, всегда старался создать самую красивую и необычную для своих ребятишек. Зачастую игрушки разрисовывали, делая их более веселыми и праздничными. Библиография: ДЕКОРАТИВНОЕ творчество [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2221 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Древесно-растительные изображения в вышивках (вепсы) | |
Рубрики | |
В вышивках особенно многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей фантастического облика, то с конем, то с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда изображались повернутыми к дереву. Наиболее часто встречались (особенно у северной и средней групп вепсов) композиции, которые состояли только из мотивов деревьев. Их вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов. Композиции, состоявшие только из изображений деревьев, преобладали также в вышивках карел южной и средней Карелии. В то же время для узорного шитья соседей-русских, за исключением Заонежья, они мало характерны. По стилистическим признакам вепсские древесно-растительные узоры составляют две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех этноязыковых групп вепсов, относились к архаическому пласту орнаментов. Стилистические аналогии им есть уже в древесных орнаментах, встречающихся на древней керамике из разных археологических памятников Европейского Севера, в том числе Северо-Запада. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва. Мотивы деревьев у вепсов, как и у других народов Северо-Запада, по единодушному мнению исследователей, были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями. В рассматриваемых вышивках они трактовались по-разному. Одни из них представляли собой крайне схематичные деревья, вершина, ствол и ветки которых дополнялись различными геометрическими знаками - ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками и др. Другие мотивы архаического стиля представляли собой разновидности гибридных деревьев. Обилием мотивов деревьев с разными гибридными чертами вепсские вышивки, пожалуй, выделялись среди вышивок других народов северо-западного региона. Деревья изображались слитыми воедино с антропоморфной фигурой или птицей, рептилиями, животными фантастического облика, а также с сооружениями, в том числе культовыми (дом, намогильный столб, церковь). Много в вепсских вышивках также мотивов деревьев, контаминированных с геометрическими фигурами: это - дерево-крест (прямой, косой), дерево, основу которого составляет крупный ромб или цепочка мелких ромбиков и пр. Наиболее часто встречаются деревья, наделенные признаками человеческой фигуры. Так, на вершинах деревьев могли изображаться личины или же на их стволах вышивались стилизованные женские фигуры. Нередко встречались мотивы, в которых на вершине дерева вышивалась поясная человеческая фигура, либо основание ствола имело вид большого треугольника; на нем также нередко изображалась небольшая человеческая фигурка. Иногда дерево соединялось воедино с изображенной в фас птицей: вместо ветвей вышивались мощные крылья и лапы птицы, возможно,- орла. В других случаях у основания дерева были вышиты присевшие на задние лапы животные фантастического облика, причем их передние лапы органично сливались с ветвями. Узоры второй выделенной группы представляли растения замысловатых форм, с округлыми контурами рисунка. Их вышивали тамбурным швом, распространившимся на Северо-Западе, в том числе и у вепсов, во второй половине - конце XIX в., а в некоторых местностях и позднее - в начале XX в. По тематике и трактовке они иные, чем охарактеризованные выше орнаменты. В число узоров входили: цветущие кусты, вазоны, побеги растений с крупными листьями, а также узоры, подобные «персидским» огурцам, и т.д. Они выполнялись в плавных, витиеватых контурах тамбурного шитья. Орнаменты второй группы распространены в основном у северных и частично у средних вепсов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Зооморфные изображения в вышивках (вепсы) | |
Рубрики | |
В вепсских вышивках довольно широко представлена и зооморфная тематика: изображения льва-барса, а также предположительно медведя, бобра, рептилий. Но наиболее характерными были фигуры коня; они изображались то с всадницей на спине, то без нее. Наибольшее распространение они получили в вышивках средне- и южновепсской группы. На северновепсских изделиях они встречались редко. Их вышивали старинной двусторонней техникой. В композициях конь, имевший обычно всадницу на спине, изображался либо рядом с геометризованным деревом, либо с женской фигурой, держащей иногда животное за уздечку. Конь трактовался в профиль, всадница - в фас. Животное вышивалось в двух вариантах: одноголовым конем и двухголовым, с разнонаправленными головами и одним ладьевидным туловищем. Последний вариант особенно характерен для средневепсских вышивок. Зооморфные образы часто имели гибридные признаки: на одних вышивках морда животного изображалась остроконечной (конь-птица?), в других - массивной, горбоносой, нередко с роговидными отростками на голове (конь-лось?). Туловища этих ирреалистичных животных обильно помечались растительными знаками, а также звездочками и ромбиками. Такими же знаками маркировалась и всадница со столбовидным туловищем и ромбовидной головой. По всем признакам (стилистическим, иконографическим, композиционным и др.) вепсские мотивы коней сходны с аналогичными узорами в вышивках карел южной и средней Карелии, ижорцев, а также русских северо-западного региона. Вопрос о генезисе этих образов в современных вышивках их северо-западного ареала достаточно подробно освещен в литературе. Их истоки исследователи видят в раннесредневековой зооморфной пластике, где встречались обе иконографические разновидности коня. В материалах же более раннего, чем средневековье, периода, относившихся к северо-западному региону, этот образ вообще не отмечался. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Изучение народного искусства (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Вопросами изучения народного искусства в Ленинградской области занимаются сотрудники Государственного Русского музея уже в течении 80 лет. Нельзя не отметить, что ученые уделяли внимание изучению народного искусства и этнографии как русских, так и финно-угорских групп, издавна живущих на территории Ленинградской области. В 20-30 годы прошлого века были исследованы этнические группы финского населения в современных Кингисеппском, Ломоносовском, Гатчинском, Волосовском районах. Собраны немалые коллекции одежды, утвари, орудий земледелия и рыболовства. Эту работу проводили в 1925-29 гг. Д. А. Золотарев и Н. Ф. Прыткова. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Керамика | |
Рубрики | |
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах. В XIX – первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера. Гончарное производство, известное как «оятские промыслы», в XIX и в первой половине XX в. было сосредоточено в селениях Шапшинской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. О размахе этих промыслов говорят следующие данные: дореволюционные материалы свидетельствуют, что за год мастеровые одного Сотского погоста Шапшинской волости вырабатывали для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. Позже, в 1928 г. в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных». Это были двухраздельные бревенчатые постройки, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий. Гончарство у вепсов было семейным делом, в котором мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а женщины и дети – подготовительными работами, а также лепкой мелкой пластики. Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов – кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков. Женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка – это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Некоторые из этих образов встречались уже среди керамических изделий древнего Белоозера. Известна и камерная керамическая пластика вепсов – это реалистические образы крестьянских женщин и мужчин в народной одежде, а также близкие к натуре скульптурки водоплавающих птиц – уточек. Такая разновидность керамической пластики, в отличие от игрушки, – исторически более позднее явление. В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950–1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности – в селах Ефремково и Алеховщина. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Народная вышивка (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Декоративно-прикладное искусство финнов-ингерманландцев представлено в первую очередь народной вышивкой. Круг предметов, украшаемых вышивкой, был достаточно широк: полотенца с широкими узорными концами, подзоры – нарядные края простыней, скатерти, женская одежда, головные уборы. В собрании Государственного Русского музея финская вышивка, наряду с ижорской, близкой к ней по технике исполнения, представлена замечательными произведениями конца XIX – начала XX веков из Ямбургского уезда, приобретенными в 1930-е гг. Среди них полотенца, скатерти, разнообразные предметы одежды, в том числе два редких комплекта женской одежды, сочетающих качество и вышивку. Оба по-своему показывают старинные формы финского и ижорского костюмов и влияние на него русской одежды. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Орнамент (карелы) | |
Рубрики | |
Орнамент складывается из геометрических фигур (ромбы, кресты с загнутыми концами, S-образные фигуры, четырёх – восьмиконечные звезды, прямые и косые кресты), изображений растительного и животного мира, стилизованных человеческих фигур. В орнаменте либо выделяются геометрические и сюжетные узоры, либо смешанные, сочетающие в себе разные мотивы. Наиболее древней и яркой группой являются геометрические мотивы орнамента. Особо следует отметить орнаментальную композицию с женской фигурой. Узоры с антроморфными (женскими) изображениями обычно представлены в традиционной трёхчастной схеме: в центре помещается женская фигура с ромбовидной головой, опущенными вниз или воздетыми руками, в колоколообразном одеянии. По бокам её симметрично располагаются всадники, кони, деревья, птицы, геометрические фигуры. Среди изображений фантастических птиц-животных особое место занимает мотив двуголовой птицы-коня с туловищем, имеющим сходство с древней ладьёй. А на спине обычно располагается антроморфная фигура либо дерево. Образы коней изображались в статичных, торжественных позах, с горделиво изогнутыми шеями, с кустами и ветками, произрастающими из их туловища. Более поздние мотивы состоят из изображений крестьянских лошадок и реалистичных всадников, которые обуты в сапоги, а вместо символического дерева рядом стоит вазон. Особый круг мотивов составляют образы животных и птиц южного происхождения, овеянные сказочным содержанием, – павлины, львы-барсы, двуглавые орлы. Мотивы самостоятельных геометризованных деревьев очень разнообразны. Это мотивы из хвойных деревьев с многочисленными ветками либо из геометризованных деревьев, имеющих отдалённое сходство с деревом, очевидно, хвойным. Библиография: ОРНАМЕНТ [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2218 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы) | |
Рубрики | |
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже. Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т.д.). Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц. Орнитоморфные мотивы в вепсских вышивках можно свести к нескольким иконографическим типам. Первый включал различные варианты профильных, одноглавых птиц с поднятым крылом и веерообразным хвостом. Второй тип изображал птиц без крыла, причем хвост вышивался в виде большого круга, спирали или же Г-образной формы. Третий тип - это также профильные птицы, но с двумя разнонаправленными головами и одним туловищем. Наконец, еще одна разновидность - также двухголовые птицы с корпусом, поставленным в фас, в которых узнается изображение двуглавого геральдического орла. Мотивы двуглавой геральдической птицы, по единодушному мнению исследователей, были усвоены крестьянскими вышивальщицами в позднем средневековье, генетические истоки трех первых типов, видимо, более древние. Некоторые из них обнаруживают сильное стилистическое и иконографическое сходство с орнитоморфными подвесками из металла, которые в период раннего средневековья были характерными украшениями у "чудских" и смешанных славяночудских племен Европейского Севера и средней полосы России. Вместе с тем орнитоморфные мотивы, пройдя многовековую эволюцию, на новых декоративных материалах, т.е. на текстиле получили самостоятельное развитие. В частности, они стали наделяться, как упомянуто, многочисленными знаками, имевшими, видимо, символическое происхождение, которые не встречались еще на раннесредневековых подвесках и других украшениях древнего женского костюма. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Разновидности вышивки (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Выделяются две разновидности народной вышивки двусторонним швом. В западной части Ямбургского уезда преобладали вышивки цветной шерстью с узорами геометрического характера: в виде косых крестов, розеток, ромбов. Большинство узоров исполнены ярко-красным, синим и зеленым гарусом; некоторые дополнены темно-красным, серо-голубым, темно-зеленым, желтым цветом. Узоры миниатюрны, отчетливы, словно прорисованы тонкими яркими линиями. В вышивке восточной части уезда, выполненной красной нитью по полотну, чаще встречаются изображения птиц с хвостом-розеткой, всадников на двухголовых конях, женские фигуры. Они вышиты широкими рельефными стежками – «шашками», отличаются крупным масштабом фигур. Финские головные уборы - «сорокки» с прямоугольным ожерельем из парчи, шелка или кумача, с нашитыми лентами или галуном, сохранялись до конца прошлого века во многих деревнях. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Резьба и роспись по дереву | |
Рубрики | |
Искусство деревообработки было известно у вепсов издавна. Уже в археологических материалах древнего Белоозера найдены остатки деревянной посуды, украшенной долбленой резьбой, а также берестяной утвари с контурными узорами. В ХIХ – начале XX в. резьба по дереву – скульптурная и орнаментальная – применялась вепсами во внешнем и внутреннем оформлении жилищ, а также для украшения предметов домашнего обихода. В отличие от карельской резьбы по дереву, для которой был свойствен только геометрический орнамент, в вепсском декоре деревянных предметов и украшений жилища видное место занимали также изобразительные мотивы: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные. Это сближало его с севернорусской резьбой. Определенные сюжеты и формы орнаментов, украшавших детали дома, в частности, коньки и наличники, фактически повторяли сюжеты традиционных вышивок. К числу их можно отнести изображения двух противостоящих коней, женские скульптурки на верхней части наличников (у северных вепсов). Их трактовка, как и на вышивках, отличалась глубокой архаикой (головы в виде квадрата или розетки, колоколовидные одеяния, конечности треугольной формы и др.). Более того, данные статуарные образы имеют стилистическое сходство с раннесредневековыми антропоморфными подвесками из металла, которые археологи классифицируют как украшения-обереги древневесских и древнемерянских женщин. Изобразительная резьба была характерна не только для внешнего оформления жилищ. У средних и южных вепсов она встречалась также на старинной обрядовой утвари – ковшах из капа. Фигурные ручки ковшей ХVШ – ХIХ вв. моделировались в виде головок птицы, коня или какого-то схематичного животного. На боковых частях одних сосудов оставляли как украшение следы рабочих порезок, на других дополнительно вырезали геометрические узоры. Иногда на внешней стороне дна сосуда вырезали крупный крест, обрамленный кругом. В начале XX в. такие ковши стали использоваться уже для повседневных хозяйственных нужд. Мебель и другие предметы домашнего обихода обычно декорировались геометрическими узорами. Еще в XIX в. ими украшали посудные шкафы, столы, табуреты, кровати, а также киоты для икон, крюки для рукомойников, детали (берда) ткацких станов, ящики для рукоделий, прялки, рубели и т.д. Резьба, выполненная трехгранно-выемчатой, а также контурной техникой, свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства вепсских резчиков по дереву. Однако уже в начале XX в. традиция украшать эти деревянные предметы начала быстро исчезать. Из числа бытовых предметов, украшенных резным орнаментом, сохранились в основном прялки. Вепсские прялки вырезались из одного куска дерева (комля вместе с корневищем). Северновепсские прялки по форме относилась к широколопастным, распространенным и в смежных русских районах, в частности – в Пудожье, Каргополье, на Вологодчине и в некоторых других местностях русского Северо-Запада. У средних вепсов лопасти прялок были несколько ужe, а у южных и уже, и короче, чем у северных вепсов. Резные прялки у всех групп вепсов украшались исключительно геометрическими узорами, выполненными трехгранно-выемчатой и контурной резьбой. Ножки прялок, а иногда и края лопастей имели, кроме того, художественную профилировку. Композиции на прялках позднего изготовления, по сравнению с резными изделиями XIX в., были проще. У них украшалось обычно лишь основание лопасти, а узоры состояли из простейших бордюров, раппортов – выемчатых треугольников, косых крестиков, диагональных линий и других несложных фигур. То, что вепсская резьба на бытовых изделиях, в том числе прялках, пошла у вепсов по пути деградации, было вызвано рядом обстоятельств. Одним из них было то, что в уже в конце XIX в. резьба на прялках и других изделиях из дерева стала быстро заменяться кистевой полихромной росписью. Это было, несомненно, связано с поздним русским влиянием. Кистевая роспись получила наибольшее развитие у северной и средневепсской групп вепсов, у южных вепсов она встречалась редко. Узоры вепсских росписей не имели принципиальных отличий от росписи у русских, да и у других народов Северо-Запада. Это были вариации цветущих веток растений, отдельных цветов, вазонов. Они наносились на поверхности изделий по плотно окрашенному однотонному фону и без предварительных контуров рисунка. Мотивы, как и в поздних тамбурных вышивках, выполнялись в плавных, криволинейных контурах. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Узорное ткачество | |
Рубрики | |
На рубеже XIX–XX вв., несмотря на широкое проникновение в быт фабричных тканей, изготовление в домашних условиях полотен, в том числе узорных, продолжало еще сохранять большое значение. Узорные полотна вепсские крестьянки ткали полотняной и саржевой, а также многоремизной, браной одноуточной и двухуточной техникой. При этом браное двухуточное тканье у вепсов, в отличие от соседних карел и русских, было развито слабо. Кроме того, вепсы вообще не знали закладной и ажурной техники ткачества. Это свидетельствует о том, что у вепсов, по сравнению с русскими и карелами, узорное ткачество в целом стояло на более низком уровне развития. Ткани для повседневных нужд: постельного белья, одежды ткались обычно полотняной и саржевой техникой. Сложными видами техники – браной одноуточной и многоремизной – изготовляли в основном ткани для скатертей. Скатерти у вепсов, как и у карел, ткали только из белых льняных нитей. Они декорировались геометрическими рисунками рельефной фактуры. Орнаменты состояли из сеток, вдавленных ячеек, а также рубчатых квадратов, прямоугольников, ромбов и других фигур. К боковым сторонам скатерти нередко пришивали белые кружева. На рубеже ХIХ–ХХ вв. незначительное распространение имело браное красное тканье с использованием двух утков; из него шили полотенца. По сравнению с привозными полотенцами, орнаментированными браной техникой, вепсские изделия отличались низкой техникой и простотой узоров. Cледует сказать и об изготовлении узорных поясов и тесьмы для одежды и различных хозяйственных нужд. Широкие пояса вепсы ткали на ткацких станках, узкие плели на пяльцах (кеrdiidа vo) и ткали ручным способом в основном на дощечках (lоudеizеd). Для изготовления поясов использовали шерстяную пряжу, как правило, ярких расцветок: красную, желтую, синюю, голубую, фиолетовую и пр. Орнамент состоял из простейших геометрических узоров – косых крестов, уголков, «столбиков», косых и продольных линий и т.д. В первой половине XX в. домашнее ткачество и плетение поясов постепенно стали исчезать. Исключение составляло лишь тканье лоскутных половиков, которым местные женщины продолжали заниматься и в более позднее время. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Узоры в декоративно-прикладном искусстве вепсов | |
Рубрики | |
При ряде локальных отличий декоративно-прикладное искусство вепсов всех групп объединяло тематическое единство узоров. Прежде всего это то обстоятельство, что в них существенное (а в вышивках и росписях – преобладающее) распространение получили изобразительные мотивы. Это сближало его с искусством русского населения северо-западных областей. Геометрическая орнаментация по сравнению с изобразительными узорами занимала у вепсов второстепенное место. Это отличало искусство вепсов от искусства севернокарельских и саамских местностей, где геометрический орнамент был чуть ли не единственным видом украшения практически всех изделий. Наряду с этим декоративно-прикладное творчество вепсов объединяли с искусством южных и средних карел такие (нехарактерные для русского искусства) черты, как отсутствие в вышивках бытовых сюжетов и образов. Это свидетельствует о большей архаике вепсско-карельского узорного шитья. Среди изобразительных узоров преобладали растительные мотивы архаического стиля. Отличительной особенностью у вепсов и карел было также украшение женских рубах геометрическими орнаментами и некоторые другие более частные черты. У вепсов, как и русских Северо-Запада, в изобразительных мотивах прослеживаются два стилистических пласта. В первом, уходящем своими истоками в раннесредневековое искусство, изобразительные узоры имеют схематический, геометризованный стиль. Второй пласт, датированный ХVIII – ХIХ вв., представлен пышными узорами криволинейных очертаний, а также некоторыми мотивами геометризованного стиля (геральдические орлы, барсы и пр.). Эти два крупных пласта в вепсском искусстве XIX - начала XX в. были распространены неравномерно. Изобразительные мотивы ирреалистичной пышной растительности, выполненные в криволинейных контурах, преобладали в северновепсской орнаментике, почти вытеснив там узоры архаического слоя. В средневепсском искусстве в одинаковой мере присутствовали мотивы обоих стилистических пластов, тогда как в южновепсской орнаментике мотивы архаического слоя абсолютно преобладали над узорами позднего происхождения. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |