Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
народы /
Карелы
Амбары, бани, риги | |
Рубрики | |
Помимо хозяйственных построек, которые оказались включенными в единую структуру дома-двора, оставались отдельно стоящие амбары, бани, риги. Амбар в прошлом у карел имел двоякое назначение: для хранения промысловой добычи (продуктов охоты и рыболовства и соответствующего снаряжения) и для продуктов земледельческого труда (зерна, различной утвари, одежды). Амбары, предназначенные для сбережения земледельческих продуктов, строили обычно около дома, на виду у хозяина. Внутри амбара вдоль стен на полу устанавливались закрома, рубленные из толстых плах, в виде ящиков особого устройства, удобных для ссыпки зерна. По боковым стенам ставили мешки с крупой, кадки с мукой и сундуки с домашним скарбом. Бани в Карелии исключительно черные, строились на берегу реки или озера, часто у самой воды. Это сруб, в плане имеющий прямоугольную форму и разделенный на две неравные части – маленькую предбанную и большую – собственно баню. Из предбанника дверь вела в баню, где справа или слева от двери из валунов различного размера сложена печь-каменка с чугунным котлом, топившаяся по-черному. За каменкой размещался полок, который занимал все пространство до задней стенки. На полок ведут две-три ступеньки. Против двери и у окна устроены лавки. В боковой стене прорубалось небольшое окошечко. В бане всегда делали потолок из толстых плах в земляной засыпкой. Для выхода дыма в потолке имелось специальное отверстие, которое после топки закрывалось деревянной заслонкой. Пол в бане делали из толстых досок, неплотно прилегавших друг к другу (для стока воды). Крыши бань бывали односкатные и двускатные. Риги у карел встречаются двух типов: однокамерные, в которых снопы и сушили и молотили в одном и том же помещении, и двухкамерные – рига с гумном, в которых рига предназначалась для сушки снопов, а гумно – для молотьбы. Первый вид риги был более широко распространен на всей территории Карелии, второй встречался в отдельных деревнях в районе Олонца. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Апотропеическая обрядность (карелы) | |
Рубрики | |
Одной из главных функций религиозно-магических элементов карельской семейной обрядности оставалась предохранительно-сберегательная (или апотропеическая – по Е. Г. Кагарову). Причина такого положения крылась в тяжелых условиях жизни карельского крестьянства, способствовавших возникновению разнообразных заболеваний и высокой смертности, особенно детской. Это в свою очередь служило питательной почвой для сохранения в народном сознании суеверных представлений, будто человеку постоянно грозит опасность вредоносного воздействия как со стороны всевозможных злых духов, так и со стороны недоброжелателей. Причем наиболее восприимчивым к воздействию зла и «дурного глаза» человек оказывался якобы в такие ответственные моменты жизни, как рождение, вступление в брак и даже, хотя и в меньшей степени, смерть. В обрядности, связанной с рождением ребенка, сберегательные религиозно-магические приемы и представления составляли три основные группы. В первую, самую большую группу входили многочисленные запреты и суеверия, регламентировавшие поведение беременной женщины. Соблюдение этих запретов должно было, с одной стороны, облегчить предстоявшие роды, а с другой – уберечь будущего ребенка от порчи и т. п. Вторая группа состояла преимущественно из очистительно-оберегательных действий и приемов, с помощью которых роженице и новорожденному обеспечивалась якобы большая безопасность от «дурного глаза» и злых духов. Например, роды, происходившие в хлеву или тем более – в бане, под защитой соответствующих семейных духов-покровителей и втайне от окружающих, несомненно представлялись более безопасными, чем роды в избе, на людях. Обрядовое мытье роженицы и ребенка в бане имело наряду с гигиеническим также очистительно-оберегательное значение. Разнообразные средства магической «защиты» ребенка, составляющие третью группу, использовались в течение первых дней, недель, а нередко и месяцев его жизни. При этом языческие обереги обычно дополнялись христианскими. Например, в случае особой болезненности новорожденного повитуха могла совершить обряд его экстренного крещения и надеть на младенца нательный крест. По сведениям, собранным в Олонецком районе Л. И. Капусто, крест зачастую надевали вместе с языческим амулетом – кусочком кожи с изображением пятиконечной звезды. Библиография: ОБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ магия [у карел] // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/drev/dohr.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Беременность (карелы) | |
Рубрики | |
В период беременности для охраны плода в чреве матери от порчи будущей матери запрещали сообщать людям сроки беременности, запрещали посещать кладбище и умерших (дитя будет похоже на покойника), участвовать в ссорах (дитя будет нервным), толкать ногой домашних животных (у дитя будет болезнь "щетинка"), смотреть на пожар (дитя родиться с пятнами на лице). Беременной не отказывали в желаниях попробовать какую-то особую пищу или понюхать даже нечто странное (рыбацкую сеть или даже детский кал). По будущего ребенка определяли по форме живота беременной, по выражению глаз ее, по наличию или отсутствию пятен на лице, по первому шевелению ребенка в животе и т.д. (острый живот, злые глаза, сохранение красоты на лице, первое шевеление в правой части живота к рождению мальчика; круглый живот, добрые глаза, пятна на лице, первое шевеление плода слева к рождению девочки). От тяжелых крестьянских работ женщины не освобождались до наступления родовых схваток. Библиография: ОБРЯДЫ родильные [у карел] // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/born/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Берестяное дело | |
Рубрики | |
Каждый карел умел плести из бересты кошели, корзины, солонки и т.д. В Богоявленской волости Повенецкого уезда из бересты плели веревки, которые употреблялись для ловли рыбы неводом в летнее время. Такая веревка, по отзывам рыбаков, могла прослужить до 30 лет. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Бондарный промысел | |
Рубрики | |
Бондарный промысел был довольно развит у карел . Делали ушаты, лохани, бочки различной величины, подойники, кадушки, столь необходимые для хозяйства крестьянина. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верования (карелы) | |
Рубрики | |
В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие богослужения и чтение церковных книг затруднялись незнанием языка, к тому же, как хорошо было подмечено, язычество являлось известной гарантией независимости. Религиозные вопросы осложнялись политическими. Швецию очень беспокоило усиление новгородского влияния на Карельском перешейке, а Новгород во что бы то ни стало стремился нейтрализовать шведский экспансионизм, приостановить распространение католицизма. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович провел крещение корелы. Вот как об этом сообщает летопись: «Послав крести множество корел, мало не все люди». Однако западных претендентов на чужие земли это не остудило. В 50-е гг. XIII в. папа Александр IV писал архиепископу Упсалы о необходимости крестового похода на корелу. В 1255 г. архиепископ Риги получил разрешение от папы направить епископа к язычникам — води, ижоре и кореле, которые якобы только и ждут принятия новой веры. Влияние православной веры испытали западные соседи корелы: в финском языке известны славянские, связанные с христианством слова: risti — «крест», skiitta — «скит», pappi — «поп». Опорой Новгорода в укреплении христианской веры были возникшие в XIV в. Валаамский и Коневецкий монастыри. Естественно, что за короткий срок язычество искоренить невозможно и после похода Ярослава Всеволодовича рядовая часть населения оставалась языческой. Так, в Новгороде в слое середины XIII в. найдена редкая берестяная грамота. Написана она небрежным и своеобразным почерком на карельском языке. Грамота на 600 лет старше всех известных карельских текстов. Использован при этом русский алфавит, что не удивительно: тесные контакты с русским населением привели к знакомству с его письменностью. А содержит грамота языческое заклинание: Божья стрела (молния) десять имен твоих. Стрела та она принадлежит богу. Бог судный направляет. И в XVI веке архиепископ Макарий был озабочен живучестью язычества у чуди. А финляндский епископ М. Агрикола обличал корелу, приписывая ей «языческие мерзости». В борьбе христианства и язычества возникали совместные формы существования и приспособляемости. Особенно данная ситуация характерна для нашего Севера. В фольклорно-эпических произведениях под влиянием христианства появляются самостоятельные жанры с новыми, в какой-то степени атеистическими народными героями. Например, Вяйнямёйнен под влиянием христианско-языческого мировоззрения превращается из героя в свою противоположность. В конце концов к XIX в., по образному выражению финляндского исследователя, борьба попа и знахаря закончилась взаимным поражением. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 40-44. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Весенне-летние праздники. Юрьев день. Иванов день. Петров День (карелы) | |
Рубрики | |
На весенний период приходились различные обряды и праздники рабочего календаря: первого выгона скота на Юрьев день (23.04/6.05), начала сева и т.д. Завершение сева карелы в прошлом отмечали языческим обрядом в честь верховного божества Укко - бога грома и молнии, - прося его о хорошем урожае. Аналогичный праздник в прошлом был известен и финнам, назывался, видимо, "коробом Укко", также сопровождаясь братчиной - коллективным праздником. К дохристианским традициям восходит и приходящийся на день летнего солнцестояния Иванов день (24.06/7.07), хотя по русскому православному календарю этот праздник "оторвался" от реального дня летнего солнцестояния. При этом промежуток времени между Ивановым и Петровым (29.06/12.07) днями у карел считался праздничным: это было время "поворота". На большей части территории карел этот шестидневный промежуток времени называли Виандёй, временем Виандёй (Viandoi, Viandoi keski, Viandoi vali, -aika), в Сегозерье -livanan da Pedrun keski ("промежуток между Ивановым и Петровым днями"), в целом ряде мест - kesasvatkat, т.е. летние святки. Время летнего солнцестояния совпадало в северных районах — как в Карелии, так и в Финляндии — с расцветом природы. Издавна оно рассматривалось как сакральное и было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой - наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье. Так, в средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, ломать ветки, даже убивать комаров - вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы. Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки. Считалось, что соблюдение этих норм обеспечит благополучие. В свое время Н. Лесков записал высказывание крестьян об этом: "зато и дает Бог хлеба людям..., когда все точно исполнялось". Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период "летних святок" готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться "живой водой" - заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности. В ряде мест Карелии кануны Иванова и Петрова дней считались поминальными, с обязательным посещением родственных могил. В эти дни к часовням приносили дары - масло, яйца, отрезы ткани, приводили "завещанный скот". Пастухи собирали по дворам полагающееся им масло. В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры (kokko) устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим. Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку св. Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли. Сварив Уху, следовало непременно произнести приглашение: "Pyha Petru - vereksilla", т.е. "Святой Петр - на свежую уху". Библиография КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Внешнее оформление построек | |
Рубрики | |
Внешнее оформление построек на территории Карелии по отдельным местностям не одинаково. Если северные карелы украшали свои жилища очень скромно, лишь обшивая свои дома тесом и окрашивая их большей частью в бордовый цвет, то южные карелы придавали большое значение резьбе и росписи. Постройки богато украшались резными причелинами, наличниками, повалами, ажурными ветреницами и полотенцами, декоративными балончиками. Широко бытовали наличники, выполненные в стиле «барокко». Р.М. Габе отмечает, что для Карелии это наиболее характерный мотив обрамления оконного отверстия. Интересная резьба встречается на причелинах. Очень часто она напоминает вышивку на полотенцах. Ажурная и тонкая, она делает дом нарядным. «Ветреница», тонкая доска, спускающаяся с коневого бревна, украшалась пропиловочным орнаментом из кружков и ромбовидных отверстий. Нижняя часть ветреницы заканчивается или кругом с 4-5 прорезными кружочками или капельниками, напоминающими кисти шарфа. Реже встречаются «полотенца» - доски, прикрывающие повальные бревна. Она также оформлялись пропиловочной резьбой, сходной с мотивами орнаментики причелин и ветрениц. Одной из характерных особенностей карельских домов являются декоративные балкончики на фронтонах. Обычно их выполняли в стиле «рококо» с 2-4 витыми колонками. Балясины балкончиков делались шириной в 20-22 см с причудливо вырезанными боками и с выпиленными кружками посредине. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Внутренняя планировка и устройство жилищ | |
Рубрики | |
По внешнему виду карельские дома мало чем отличались от домов северных великорусов, но их внутренней планировке и устройству были присущи своеобразные черты, специфические только для карел. Для карел характерен следующий план избы. Из сеней в избу вход ведет через дверь в задней стене. В избе направо или налево от входа расположена печь, устьем обращенная чаще всего к боковой стене. Рядом с печью имеется каржина – крытый вход в подполье. По диагонали от печи расположен «большой угол». Здесь находилась божница или киот с иконами. Это было самое почетное место в избе и считалось её мужской частью. Противоположный большому углу по фасадной стене угол назывался «задним», между мечью и задним углом был расположен голбечный угол – женское и детское место. Наконец, последний угол в избе – дверной. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вопросы исследования карел | |
Рубрики | |
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Выборгский замок | |
Рубрики | |
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК (г. Выборг, Замковый о-в). Расположен на о-ве в Крепостном проливе, при впадении р. Вуокса в Выборгский зал. Основан в 1293 швед. правителем Торкелем Кнутсоном на месте укрепленного поселения карел XII–XIII вв. Первонач. замок, прямоугольный в плане, состоял из центральной квадратной башни Св. Олафа, сложенной из валунов, и стены по периметру площадки холма. С его стр-ва началась история города. В 1440-х построена наружная линия обороны – кам. стена вдоль юж. береговой линии. В связи с применением огнестрельного оружия строятся круглые башни (сохр. одна башня на углу гл. корпуса). Модернизация укреплений проведена в сер. XVI – нач. XVII вв. В 1561-64 башня Св. Олафа получила восьмигранную надстройку (55 м над уровнем моря) и стала гл. арт. сооружением. Береговая линия отодвинута на 12-15 м насыпкой бастионов. В 1583–1615 реконструирована и дополнена новыми участками наружная стена. Внутр. стены частично разобраны, возведены постройки, образовавшие внутр. двор. Под руслом пролива выкопан подземный ход. В нач. XVII в. построены дом коменданта (1606-08), складские здания на зап. берегу. В 1710, во время Сев. войны, Выборг взят рус. войсками; замок пострадал при осаде. Далее использовался для размещения арсенала, торг. складов, как место заключения (в частн., здесь содержались в заточении декабристы П.А. Муханов, И.А. Анненков, М.Ф. Митьков, М.С. Лунин). Пожары (в 1834 и 1856) привели замок в аварийное состояние. В 1891-94 рус. воен.-инж. управление осуществило капитальную реконструкцию, придав В. з. облик, сохранившийся поныне. Архит.-археол. исследования проводили в 1928-35 О.-И. Меурман, в 1965-70 Е.А. Кальюнди, в 1980-88 В.А. Тюленев. С 1964 здесь работает музей «Выборгский замок». Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977; Тюленев В.А. Каменные оборонительные сооружения Выборга XIII–XVI вв. // Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1982. С. 13-14. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Выход невесты | |
Рубрики | |
Все участники свадьбы выходят из дома и останавливаются вблизи крыльца. Зять или брат невесты приводят невесту и передают ее жениху. У жениха и невесты в руках шерстяные рукавицы. Невесту ведут таким образом, что она держится за один кончик платка, а жених — за другой. Жених поднимает покрывало и смотрит, та ли самая девица, которую он сосватал. Затем три раза повертывает ее на месте и становит рядом с собой. Тут же даются последние наставления жениху и невесте. Жениха просят обучать невесту по-хорошему. Если она будет непослушна, бить ее сначала соломинкой, прутиком, а потом и кнутом. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вышивка (карелы) | |
Рубрики | |
Художественные ремесла имели в Карелии неравномерное развитие: на юге они представлены широко, на севере гораздо скромнее. Это различие легко заметить на примере распространения вышивок. Если людики и ливвики любили украшать ими свою одежду и др. изделия из тканей, то у северных карел вышивок почти не встречается. Довольно широко была распространена вышивка тамбуром – это нечто среднее между шитьем и вязанием; для него пользовались специальной иглой с крючком на конце. Этим швом шили обычно по кумачу белыми нитками. У всех карел наряду с вышивкой очень широко бытовало узорное тканье на краях полотенец красной бумагой на холсте. В начале XX века в ряде деревень южной Карелии получило распространение шитье «крестом». Узоры вышивок были различные. В южной Карелии преобладали животно-растительные, антропоморфные мотивы, а в северной – преимущественно геометрический орнамент. Нередко среди узоров можно было встретить мотивы, уводящие в далекую древность (женская фигура с поднятыми вверх руками, с птицами, цветами, символами небесных светил и т.д.). Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вязание и плетение кружев | |
Рубрики | |
Среди карел-ливвиков (в районе Олонца) имело широкое распространение вязание и плетение кружев. Кружева вязали из тонкой льняной нити железным крючком. Товар продавали на ярмарках, а также в Финляндии. В некоторых местностях Олонецкого уезда (Мегрега, Юргилица, Куйтежа, Сабатукса, Обжа и др.) занимались плетением изделий из соломы: шляп, корзинок и т.д. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гипотезы происхождения карел | |
Рубрики | |
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Двор и хозяйственные постройки | |
Рубрики | |
Двор у карел делался двухъярусным: вверху находился сарай, где складывали сено, березовые веники, хранили сельскохозяйственные орудия, телеги, сани, а внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец и собственно двор. Число хлевов во дворе определялось состоятельностью хозяев, количеством скота. Потолка в сарае не делали, лишь в одной какой-либо части на высоте 2,5-3 м от пола укладывали несколько бревен, которые покрывали досками или жердями и на них хранили сено и вешали веники. Сарай освещался небольшими окошечками, которые прорубались в стене между смежными бревнами. Окошечки не застеклялись. Площадь сарая обычно была большой, до 70-100 м. Летом в сарае ставили полог и спали, днем выполняли различные хозяйственные работы. Из сарая вниз, в хлев, вела лестница. Хлев был «царством» хозяйки, мужчины туда заглядывали очень редко. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство карел | |
Рубрики | |
Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с конца XIX века), гладью. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. К объёмной резьбе по дереву относилось и изготовление детской игрушки. Народная игрушка во времена язычества выполняла прежде всего ритуальную функцию различных обрядов аграрной и охотничьей магии. По мере угасания древних поверий мелкая пластика становилась игрушкой. Фигуры коня, бабы, птицы выполняли функцию оберега. Их клали в колыбель, давали ребёнку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла. В то же время с помощью игрушек ребёнок познавал мир. Образ бабы (женщины) - самый распространенный. Это Мать-Сыра - Земля, основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. Жители Севера этих деревянных кукол называли панками. Также крестьянин изображал коней и птиц. Конь считался символом солнца, птицы - символом неба, облаков, приносящих дождь. Каждый хозяин семьи, зная секрет игрушки, всегда старался создать самую красивую и необычную для своих ребятишек. Зачастую игрушки разрисовывали, делая их более веселыми и праздничными. Библиография: ДЕКОРАТИВНОЕ творчество [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2221 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
День Кегри (карелы) | |
Рубрики | |
В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря. На эти первоначально языческие календарные памятные дни позже наложились и некоторые праздники христианского календаря. Другие народные календарные праздники продолжали существовать параллельно с церковными. В дальнейшем в календарь вошли также и некоторые даты официального календаря, как, например, начало нового года, дни различных государственных праздников и т.д. В народном календаре карел можно встретить некоторые памятные дни, первоначальное значение которых можно восстановить только условно. Таким был, в частности, праздник Кегри или Кекри (Kegrinpaiva), отмечавшийся поздней осенью. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов. По наиболее достоверным данным, день Кегри отмечался в первую неделю после поминальной Дмитриевской субботы в субботу перед днем Дмитрия Солунского, 26 октября / 8 ноября). Дошедшие до нас сведения о традициях, связанных с Кегри, в известной мере позволяют расшифровать смысл праздника. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в этот день до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными "уборами" служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину, "чтобы забирать в нее ленивых детей". В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом. Первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В основном же день Кегри был датой окончания осенних работ, включая женские по первичной обработке льна и шерсти. Это значение определенного рубежа в трудовом календаре имел Кекри и у финнов. Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в тот период "раздела времени", который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния. Символика обрядности говорит и об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и в дне Кегри, в частности - поминальном характере трапезы, находило свое отражение. После дня Кегри начиналась зимняя часть года, что с течением времени, после принятия христианства, обрело и устойчивую дату - 25 декабря, когда отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1 января - начала нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Диалекты и субдиалекты (карелы) | |
Рубрики | |
|
|
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Добрачные отношения молодежи | |
Рубрики | |
Свадьбе и сватовству предшествует период знакомства парня с девушкой. Оно устанавливается на праздниках, вечерках, беседах и танцах, когда в длинные и темные осенние и зимние вечера девушки и парни собираются на вечерку, где девушки занимаются рукоделием (вяжут чулки, шьют, прядут и т. д.), а парни обмениваются веселыми шутками. Там они облюбуют себе милых. На танцах во время храмовых праздников, когда съезжается молодежь с различных деревень, происходит то же самое. В силу того, что родные девушки заботливо оберегают ее от нравственного упадка, это знакомство протекает крайне скрытно, принимая зачастую уродливые формы: парень с девушкой открыто не гуляют, как принято в других местах, а по окончании танцев парень провожает девушку до дому, причем обыкновенно по пути они прячутся в сарай, в кусты, где могут просидеть целую ночь. Наиболее счастливые остаются ночевать в том же доме, где были танцы, вечерка или беседа. Нужно сказать, что ничего предосудительного в этих скрытных местах не происходит. Там при отсутствии посторонних происходит признание в любви, произносятся обоюдные клятвы и обмениваются подарками-залогами. Парень дает девушке золотое кольцо, а девушка платок, фартук или сшитый из кусков разноцветных материй кисет. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жемчужный промысел | |
Рубрики | |
В середине XIX в. в северной и средней Карелии на реках Керети, Повенчанке, Кумсе, Остер и др. имел место жемчужный промысел. Жемчуг добывался в небольших количествах, поэтому доставлял жителям незначительный доход. Для промысла жемчужных раковин карелы устраивали специальные плоты. Ловля жемчуга впоследствии привела к почти полному исчезновению жемчужных раковин в реках Карелии. Гончарство у карел почти не развивалось. Как правило, карелы покупали горшки у горшечников вепсов или русских, которые каждое лето разъезжали со своим товаром по деревням и имели постоянных покупателей, или же на ярмарках. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел | |
Рубрики | |
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Животноводство (карелы) | |
Рубрики | |
Неизменным спутником земледелия у карел было животноводство, которое в какой-то мере удовлетворяло потребности населения в молочных и мясных продуктах, однако главная функция его состояла в том, что оно давало органические удобрения для полей. Количество скота ограничивалось недостатком кормов. Рогатый скот был местной породы, преимущественно комолый. Коровы в сутки давали около двух-четырёх литров молока; лошади – финской породы, малорослые и малосильные, но красивые и легкие на ходу. Карелы разводили овец, которые, однако, из-за грубых кормов давали очень мало шерсти. В южной Карелии в незначительных количествах разводили свиней, щетину использовали на изготовление щеток для очистки льна. Зимой карелы содержали скот в тёплых хлевах и не выпускали его до весны. Стойловый период равнялся почти восьми месяцам. Обеспечение скота кормами сопровождалось большими трудностями. Сенокосных угодий было мало и, кроме того, они были разбросаны небольшими клочками на далёком расстоянии от деревни. Сенокосная пора была непродолжительной – начиналась 12 июля (Петров день) и продолжалась только до 15-20 августа. Карелы косили траву преимущественно косой-горбушей. Это самый примитивный вид косы. Косить начинали рано утром. Большая часть косцов, прежде чем начать косьбу, выполняли следующий обряд: срезали пучок травы и им обводили вокруг себя (по солнцу) три раза, затем клали его за пояс. Это делалось будто бы для того, чтобы сена было больше и оно хорошо высохло. Высохшее сено сгребали в кучи, а кучи вдвоем подносили на длинных гладких шестах к зароду, где мужчины метали и уминали его. Так как покосов, а следовательно, и сена было мало, карелам приходилось выискивать для скота дополнительный корм. Таким кормом были сушеные листья, а также осока, скошенная на болотах, и пойло с добавлением квашеных грибов, рыбных отходов, что несколько увеличивало удои молока, но сообщало ему неприятный привкус. Ухаживали за скотом в основном женщины. Обычно хозяйка-«большуха» и невестки кормили скот, доили коров. Хлев был «владением» женщин, мужчины заходили туда лишь весной, когда после выгона скота очищали хлев от навоза. Скот пас пастух, которого за определенную плату нанимали жители деревни на целое лето. Кроме платы, деревня должна была содержать пастуха – он ночевал и питался поочередно у каждого хозяина, а в Петров день ходил по всем домам с горшком и собирал масло. Карелы очень берегли свой скот. Поэтому, наверное, с животными связано много примет и верований, обрядов и запретов. Так, в первый день после отёла корову доили дважды и молозиво оба раза выливали в навоз, как бы задабривая этим дворового – покровителя скота. Следующие пять дней молоком отпаивали теленка, на седьмой день поили корову и лишь на тринадцатый день на молоке растворяли «большую стряпню». Первый блин давали съесть корове, а два последующих – девушке, чтобы впредь корова телилась телочками. В течение шести недель после отела навоз в хлеву не трогали, опасаясь потревожить «хозяина хлева» - дворового. Много обрядов связано и с уходом за лошадью. Так, когда жеребца запрягали впервые, хозяин надевал рукавицы, связанные из шерсти овцы от первой стрижки, чтобы лошадь была спокойной и легкой на ходу. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 30-35. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище (карелы) | |
Рубрики | |
Жилище карел в конце XIX – начале XX в. представляло собой дом срубного типа с избой на высоком подклете, с крытым двором. Большая постройка, где под одной крышей собраны жилье и хозяйственные помещения, типична почти для всего русского Севера. Основным строительным материалом для построек у карел была сосна. Крестьяне сами строили свои жилища. Ставили их прямо на землю, не делая никакого фундамента. Лишь под углы клали валуны или под первый венец подсыпали мелкие камни. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Закрепление» нового статуса в обществе | |
Рубрики | |
Ребенок и роженица считались зараженным специфической послеродовой "нечистотой", которая преодолевалась в течение шести недель. Народное средство первичного преодоления такой нечистоты состояло в трехкратном посещении бани роженицей и ребенком. У карел роженица и ребенок весь этот срок должны были проживать в бане под присмотром повитухи или знахарки. После трех бань роженицу отправляли на работу, снова разрешали печь хлеба. Однако употреблять в пищу мясо ей не дозволялось в течение 40 дней после родов. Завершалось послеродовое очищение (в основном) с крещением дитя в церкви и омовением лица и рук матери водой крещенской купели. Роженица окончательно отрывалась от обстоятельств, связанных с фактом родов, после того, как переставала кормить дитя грудным молоком. Это она была обязана сделать не позднее, чем через шесть постов после родов, когда младенца окончательно переводили на питание, характерное для взрослых. Дитя становилось ребенком и получало право быть похороненным по полному обряду в сопровождении причитаний после обряда первого пострижения волос и опоясывания поясом, которые исполнялись по достижению года в избе около печного столба. Библиография: ОБРЯДЫ родильные [у карел] // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/born/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изготовление изделий из мрамора | |
Рубрики | |
Карелы-людики в XIII-XIX вв. занимались мраморными ломками в районе Тивдии (близ Кондопоги). Из мрамора делали потом подоконники, шашечные, столовые и каминные доски, надгробные памятники и различные мелкие изделия, а также мраморный щебень для мозаичных полов. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История карельского языка. Алфавит | |
Рубрики | |
Карельский язык, вопреки распространенному заблуждению, относится к числу старописьменных (письменность на основе кириллицы), древнейший письменный памятник (XIII век) – Новгородская берестяная грамота № 292 (обнаружена в 1963) – четыре строки заклинания от молнии. Известны также специфические карельские руны, наносившиеся обычно на камни (датируются VII–X веками), а также деревянные постройки и предметы (календари, календарные посохи). Данное руническое письмо не имеет ничего общего с готскими рунами, однако из-за малого объема текстов оно до настоящего времени не дешифровано и говорить о его принадлежности карелам можно только условно. С первой половины XIII века и до 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы, в конце XIX-начале XX века активно стало развиваться книгопечатание на карельском языке с использованием кириллического алфавита. Однако литературной нормы карельского языка не существовало, что приводило к параллельному использованию нескольких вариантов алфавита. В 1931 году был составлен и внедрён латинизированный карельский алфавит. В 1937 карелький алфавит был переведён на кириллицу (схожую с алфавитами, которые использовались до революции). В 1940 году издание литературы на карельском языке прекратилось. C 1940-х годов до конца XX века – язык бытового общения, поскольку в 1940 году директивно был лишен статуса официального языка во всех национально-территориальных образованиях на территории СССР и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой. Государственным языком Карело-Финской ССР был объявлен финский. В последнее время активно возрождается. На карельском языке существует теле- и радиопрограммы. Современная письменность на основе латиницы. Единый алфавит карельского языка (редакция утверждена постановлением Правительства Республики Карелия № 37-П от 16.03.2007) Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык. Письменность // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Карелы | |
Рубрики | |
КАРЕЛЫ (самоназвание – карьялайзет), этническая общность. В составе К. выделяется ряд этнолокальных групп. Карельский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи и включает три диалекта: собственно карельский, ливвиковский и людиковский. Согласно переписи нас. 2002, в РФ зафиксировано 93344 карела, в т. ч. в Лен. обл. – 2057 чел. На терр. Лен. обл. имеются два ареала компактного проживания К. Один из них образовался в XVII в. в верховьях р. Чагода (ныне – Бокситогорского р-н), где сформировалась группа тихвинских карел. Другой ареал расположен севернее р. Свирь в Лодейнопольском р-не (группа деревень Андреевщина, быв. Кондуши). Самоназв. тихвинских К. – карьялазет/кариалазет, ливвиков – ливгиляйне, ливвикёй. У тихвинских К. сформировался особый говор собственно карельского диалекта, лодейнопольские К. говорят в быту на ливвиковском диалекте. Осн. часть тихвинских К. в прошлом – старообрядцы-беспоповцы, ливвики – правосл. христиане. Осн. х-ва тихвинских и лодейнопольских К. в XIX – нач. ХХ вв. – земледелие и животноводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, лесные промыслы, в т. ч. лесозаготовки. Из домашних ремесел получили развитие бондарное, ткацкое произ-ва, вышивка, вязание, плетение из бересты, резьба и роспись по дереву. Преобладают дер. с прибрежно-рядовой и уличной планировками. Традиционное жилище – срубная изба западно- и севернорус. типа. Традиционный костюм близок севернорусскому. Осн. питания – мучные и крупяные изделия, а также овощи, грибы, ягоды, рыба, молочные продукты, реже – мясо. Повседневные напитки – репный квас, чай, праздничный – пиво. У ст. поколения сохр. представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хоз. построек. Сохр. традиция обрядовой причети, сформировались предания, бытуют сказки, малые формы фольклора. Лит.: Макаров Г.Н., Рягоев В.Д. Образцы карельской речи: Говоры ливвиковского диалекта карельского языка. Л., 1969; Рягоев В.Д. Образцы карельской речи (Тихвинский говор собственно карельского диалекта). Л., 1980; Фишман О.М. Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Карельский государственный краеведческий музей | |
Рубрики | |
Карельский государственный краеведческий музей основан в 1871 г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-Запада России. Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов. Экспозиции музея: "На пороге древнего мироздания" (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов - памятников наскального искусства), "Калеватар" (интерпретация всемирно известной поэмы "Калевала", созданной на основе эпических песен карел), "Полет на высоте 300 лет" (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), "Животный мир Карелии". Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1 E-mail: kgkm@karelia.ru http://kgkm.karelia.ru Тел.: (8142) 78 27 02 Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ государственный краеведческий музей [Электр. ресурс]. – Петрозаводск, 1998-2006. - Режим доступа: http://kgkm.karelia.ru/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Карельский перешеек», национальный парк | |
Рубрики | |
«КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК», гос. природно-национальный парк (ГПНП). Расположен на терр. Всеволожского, Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Занимает пл. 25 тыс. га. Образован решением Леноблсовета от 8 апр. 1993. В состав ГПНП входят следующие природоохранные объекты: Колтушские высоты (окрестности дер. Токкари, Орово, Лиголамби), Юкковский лесопарк (к югу и северу от дер. Юкки), болото Харвязи (р. Сестра), Гонтовое болото (между Ладожским оз. и болотом Соколье), Лазаревское болото (между р. Морье и ж.-д. веткой Борисова Грива – Ладожское оз.), Кокоревский (между пос. им. Морозова и дер. Кокорево), Приневский (правый берег Невы и ш. Петербург – Мурманск), долина р. Смородинка. Цель создания заповедника – сохр. природного потенциала уникального региона, своеобразия его ландшафтов, рельефа, вод, растительного и животного мира; улучшение экологической обстановки в сев. части региона, влияющей на экологическую ситуацию всего басс. Балтики; обеспечение рекреационных потребностей жит. Петерб. агломерации; орг-ция многопрофильных науч. иссл., создание междунар. центра экологического контроля (мониторинга природной среды); экологическое воспитание нас. В наст. время продолжаются работы по созданию ГПНП. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |