1 2 3 4 5
Альбрехт Карл Францевич (1807-1863), музыкант
Рубрики
АЛЬБРЕХТ (Albrecht) Карл Францевич (1807–1863, Гатчина), скрипач, композитор, хормейстер, педагог. Родом из Пруссии, где получил муз. образование. В 1825-38 скрипач и дирижер разл. хоров и оркестров в Германии. В 1838 приглашен в СПб. в качестве дирижера нем. труппы и оркестра Александринского театра. В 1840 назначен также на должность дирижера рус. труппы. Под управлением А. в 1842 состоялось первое представление «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. С 1845 также дирижировал концертами Придворной певческой капеллы и Филармонического об-ва. Часто выступал в концертами в городах С.-Петерб. губ. Автор музыки к балетам «Две тетки» (1845), «Прошедший и нынешний век» (пост. в 1845), романсов на стихи А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, А.К. Толстого и др. произв. С 1850 до конца жизни жил в Гатчине, преподавал музыку и пение в Имп. Николаевском Гатчинском Сиротском ин-те. В Гатчине А. написаны месса, балет «Горный Дух», три струнных квартета, романсы. Организатор муз. театрализованных представлений в Гатчинском дворце. Похоронен на лютеранском участке Гатчинского кладб. Лит.: Римский-Корсаков А. К истории первой постановки «Руслана и Людмилы» (Из дневника К.Ф. Альбрехта) // Музыкальная летопись. Сб. 2. П., 1923. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
"Антре", драматический театр
Рубрики
«АНТРЕ», драматический театр (г. Лодейное Поле, пр. Ленина, 10). Осн. в 1995 на базе театрального отдела Дет. центра эстетического развития (ДЦЭР) г. Лодейное Поле. Основатель и худож. рук. А.А. Байдаков. В 1998 театру присвоено звание образцового коллектива. В репертуаре пьесы отеч. и заруб. авторов. Труппа театра постоянно обновляется за счет выпускников и лучших уч-ся театральной школы ДЦЭР. Коллектив принимал участие в междунар. фестивалях в Швеции (1998), Литве (2000), Германии (2002), Латвии (2003). Победитель междунар. фестиваля «Волшебство сказки» в г. Сочи (1999–2000), участник IV Междунар. фестиваля любительских театров и театров-студий авангардной традиции в г. Гатчина (2004) и фестиваля пластики и драмы «Время летать» в СПб. (2006). Участник обл. и региональных конкурсов и фестивалей, в т. ч. VII обл. фестиваля любительских театральных коллективов «Играй, театр, играй» в г. Волосово (2005). Мл. труппа театра в 2006 стала лауреатом VII Междунар. Брянцевского фестиваля дет. творчества, проводимого в СПб. Лит.: Лодейнопольский детский центр эстетического развития. – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100111 И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Археологические памятники (ижора)
Рубрики
Археологические памятники ижоры остаются крайне слабо изученными. В археологической литературе и архивных материалах имеются сведения о 10 грунтовых могильниках, расположенных в земле ижоры. Может быть, с разрушенными погребениями связаны и другие находки карельских вещей, именуемые в литературе «кладами». Это – находки вещей карельских типов у д. Пупышево на западном берегу Волхова, а также пластинчатая подковообразная фибула с растительным орнаментом и цепедержатель карельского облика, обнаруженные в окрестностях Гатчины. Отдельные находки вещей карельских типов известны в Войскорове на р. Ижоре и в Кельто (Колтуши) к северу от Невы. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43.
Тематические группировки
подробнее…
Баженов Василий Иванович (1737/38-1799), архитектор
Рубрики
БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 – 1799), архитектор, один из основоположников рус. классицизма. В 1756-62 учился в СПб. АХ и Королевской Академии в Париже. С 1765 акад., в 1799 вице-през. АХ. С 1766 жил в Москве. Осн. произв. Б.: проект реконструкции Моск. Кремля (1767-75), Пашков дом в Москве (1784-86), дворцово-парковый ансамбль в Царицыне (1770-85), старый Арсенал в СПб. (1770-е), участие в создании проекта Михайловского замка (1792-96). В 1792 вызван цесаревичем Павлом Петровичем в Гатчину и назначен арх. «малого двора». В 1790-х совм. с В. Бренна участвовал в переделках дворца в Гатчине. Разработал неск. проектов расширения Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, не получивших воплощения. Лит.: Разгонов С.Н. Василий Иванович Баженов. М., 1985; Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы. М., 2001. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Байков Алексей Михайлович (1791-1854), архитектор
Рубрики
БАЙКОВ Алексей Михайлович (1790–1854), архитектор. Выпускник СПб. АХ (1813). С 1816 – арх. Гатчинского городового (с 1843 – дворцового) правления. В течение 40 лет осуществлял общий контроль за стр-вом в Гатчине, много строил сам, используя типовые образцовые проекты. В фондах Гатчинского дворца-музея хранится 128 чертежей Б., из них 104 относятся к Гатчине. Среди значительных построек Б. – комплекс зданий на юж. стороне Госпитальной пл., сооруженных в 1838-41 в стиле позднего классицизма. В 1827-28 Б. строил по проекту Д. Квадри здание лютеранской ц. Св. Николая на Большом пр. (пр. 25 Октября). Там же сохр. построенные Б. дома купца Варгина (№№ 7, 9), купца Шелаева (№ 11), купца Юнина (№ 15), Кандалинцева (№ 42) и др. Похоронен в Гатчине. Лит.: Пирютко Ю.М. Гатчина. 2-е изд. Л., 1979. С. 26-27; Петрова О.В. Город Гатчина в проектах архитекторов XVIII–XIX вв. СПб., 2005. С. 45-71. Ю.М. Пирютко
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Балаева Серафима Николаевна (1889-1960), музейный работник
Рубрики
БАЛАЕВА Серафима Николаевна (1889–1960), музейный работник. Училась в 1907-11 на Выс. жен. (Бестужевских) курсах. До 1919 преподавала в частной жен. гимназии Могилянской. С 1919 – в Гатчинском дворце-музее (см. «Гатчина», гос. музей-заповедник); с 1927 пом. гл. хранителя, с 1933 зав. худож. сектором. C кон. июня по 9 сент. 1941 руководила консервацией и эвакуацией худож. ценностей. В результате удалось отправить в Сарапул четыре эшелона, т. о. были спасены ок. 12 тыс. предметов – пятая часть музейного собрания. Во время блокады Б. находилась в Ленинграде, сохраняя гатчинские музейные экспонаты в подвалах Исаакиевского собора. Награждена медалью «За оборону Ленинграда». После освобождения Гатчины Б. вернулась во дворец-музей. В 1945-56 – гл. хранитель и зам. дир. по науч. работе. Науч. наследие Б. – множество ист. справок и методических материалов, используемых в наши дни при реставрации залов Гатчинского дворца. Похоронена в СПб. на Большеохтинском кладб. Соч.: Балаева С.Н. Записки хранителя Гатчинского дворца. 1924–1956. Дневники, статьи. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910), музыкант
Рубрики
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836–1910), композитор, пианист, дирижер, муз. деятель. В 1853 окончил Нижегородский Александровский дворянский ин-т. В 1853-54 – вольнослушатель физ.-матем. ф-та Казанского ун-та. С 1856 в СПб, где в 1856-62 вокруг Б. сложился кружок музыкантов-любителей «Могучая кучка». В 1862 Б. вместе с Г.Я. Ломакиным основал Бесплатную муз. школу (в 1868-73 и 1881-1908 – ее дир.), при к-рой Б. были организованы симф. концерты. В 1867-69 возглавлял СПб. отделение Имп. Рус. муз. об-ва, одновременно – дирижер его концертов. В 1883-94 – упр. Придворной певческой капеллой. В 1890-1900-е написал большое кол-во муз. произв. С 1880-х до конца жизни часто выезжал на летний сезон в Гатчину. Здесь он работал над симф. поэмой «Тамара» (1882), закончил Вторую симфонию (1908), сочинял музыку к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1895–1909) и мн. др. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Милий Алексеевич Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967; Пирютко Ю.М. Гатчина. Л., 1975. С.83; Зайцева Т.А. М.А. Балакирев. Истоки. СПб., 2000. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Бенуа Александр Николаевич (1870- 1960), художник
Рубрики
БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк иск-ва, худож. критик, литератор. Сын арх. Н.Л. Бенуа. Учился в СПб. АХ (1887, не закончил) и на юрид. ф-те СПб. ун-та (1890-94). В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. В 1898 был инициатором создания и идеологом журн. «Мир искусства», а затем объединения с тем же назв. Основал и редактировал сб. «Худож. сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журн. «Старые годы» (1907-13), вел в газ. «Речь» еженед. критическую рубрику (1908-17). Один из основоположников новой школы книжной графики (графические серии к «Пиковой даме» и «Медному всаднику» А.С. Пушкина и др.). В 1909 возглавил худож. часть антрепризы «Русские балеты» С.П. Дягилева. В 1913-15 – гл. худ. МХТ. В 1918-26 – хранитель и зав. картинной галереей Эрмитажа, ведущий сотр. Русского музея. Оформлял постановки в петрогр. театрах. Один из организаторов об-ва «Старый Петербург» (1921). С 1926 жил в эмиграции. В 1934-55 написал кн. «Мои воспоминания». Умер в Париже. С 1907 неоднократно выезжал для зарисовок в Гатчину; в 1920-26 проводил там с семьей летние месяцы, написал множество акварелей с видами Гатчинского парка, а также кн. об итал. худ. Пьетро Ротари «Ротари в Гатчине» (Л., 1929). Соч.: Мои воспоминания. В 5 кн. 2-е изд, доп. М., 1993. Лит.: Выдрин И.И. Бенуа и его адресаты. СПб., 2006. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Рубрики
БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович (1824, дер. Померанье близ Любани; ныне Тосненский р-н – 1896), художник-маринист. По материнской линии – внук А.Н. Радищева. В 1841 окончил Мор. кадетский корпус, служил на флоте. В 1850-53 учился в СПб. АХ у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Служил художником Гл. мор. штаба. В 1854-60 как пенсионер АХ путешествовал по Европе, работал в мастерских изв. живописцев. Акад. живописи (1858), проф. АХ (с 1860). С 1863 состоял в свите цесаревича Николая Александровича, с 1866 – в свите вел. кн. Александра Александровича, будущего имп. Александра III. Оказал влияние на худож. вкус вел. кн., оказывал помощь в составлении его коллекции живописи. В 1873 вступил в Т-во передвижных худож. выставок, чл. правления. С 1873 жил в Париже. Похоронен в СПб. на Малоохтинском кладб. (могила не сохр.) В годы учения в АХ ездил «на этюды» в окрестности Выборга, Луги и др. Приезжая на родину из Парижа, наносил визиты имп. Александру III, жившему в Гатчине. Соч.: Записки моряка-художника // Волга. 1996. № 2-3 (спец. номер). Лит.: Андроникова М. Боголюбов. М., 1962; Соколинский З.С. Тосно. Л., 1967. С.62; Верный В. Историограф русского флота в живописи // Морской сборник. 1974. № 3. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Рубрики
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757–1825), живописец. Живописи обучался у отца, начинал с писания икон. В 1775 поступил на воен. службу. С 1788 в СПб, где вошел в круг Г.Р. Державина и Н.А. Львова. До 1792 брал уроки живописи у Д.Г. Левицкого и у И.-Б. Лампи-ст. Акад. живописи (1795), с 1802 – советник АХ. Создал портреты мн. современников, работал также в жанре миниатюры. Среди учеников Б. – А.Г. Венецианов. Умер в СПб., был похоронен на Смоленском кладб.; впоследствии прах перенесен в Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. В 1796 Б. написал в Гатчине портреты вел. кн. Марии Федоровны и ее дочерей Александры Павловны и Елены Павловны. С 1800-х Б. был постоянным посетителем имения А.Н. Оленина Приютино, где создал ряд портретов хозяев и гостей имения. Лит.: Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX вв. М., 1975; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131; Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825), музыкант
Рубрики
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751–1825), композитор, капельмейстер. В 1758 был привезен в СПб. в Придворную певческую капеллу, где обучался пению, актерскому иск-ву, композиции (у Б. Галуппи). В 1768 направлен в Италию для продолжения образования. В 1779 капельмейстер Придворной капеллы, в 1796 – дир. вокальной музыки и управляющий капеллы. В 1783 учитель музыки вел. кн. Марии Федоровны, оказался причислен к «малому двору» вел. кн. Павла Петровича, обосновавшемуся в Гатчине. Устраивал концерты и оперные спектакли во дворце и в парках. Спец. для гатчинско-павловских празднеств написал ряд произв. Неоднократно выезжал в разл. пригородные усадьбы для участия в любительских спектаклях. Высшее достижение Б.-композитора – его Духовные (партесные) концерты. Является автором гимна «Коль славен», неск. десятков опер, кантат, романсов и песен. Был членом Муз. клуба, Филармонического об-ва. Похоронен на Смоленском кладб. в СПб. Лит.: Рыцарева М.Г. Композитор Бортнянский. Л., 1979; Музыкальный Петербург. XVIII в. Т. 1. СПб., 1996. С. 146-153. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Бренна (Brenna) Викентий Францевич (1745–1819 или 1820?), архитектор
Рубрики
БРЕННА (Brenna) Винченцо (1745–1819/1820?), архитектор и художник-декоратор, представитель классицизма. Выходец из Италии. С кон. 1783 работал в Павловске, первоначально как помощник Ч. Камерона. Гл. творение Б. – ансамбль Михайловского замка (1797–1800). Кроме того, в СПб. он перестроил Каменноостровский дворец, построил театр Казасси, возвел Румянцевский обелиск, достраивал старый Исаакиевский собор, оформлял покои в Зимнем, Таврическом дворцах и др. В 1790-х осуществил реконструкцию Гатчинского дворца, создал ряд архит. сооружений в Гатчинском парке. Наиболее значительные из них – Большая терраса и Павильон Орла на Длинном о-ве. В 1798 перед террасой устроил регулярный сад. В 1793-1800 по проектам Б. в г. Гатчина создаются Лесная оранжерея в Англ. саду, Адмиралтейские и Березовые ворота на границах парка, портал «Маска», здание дворцовых конюшен, обелиск «Коннетабль». В 1802 уехал в Зап. Европу. Лит.: Шуйский В.К. Винченцо Бренна. Л., 1986; Он же. Винченцо Бренна // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 770-827. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Рубрики
ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович (1850, Гатчина – 1873), художник. В 1863-66 учился в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств в СПб., ученик И.И. Шишкина. Летом 1867 и 1868 вместе с учителем работал на плэнере на о. Валаам и в окрестностях СПб. К этому периоду относятся пейзажи «Берег. Штиль» (1867), «Близ Красного Села», «В окрестностях Петербурга», «Вид в Парголово» (все 1868), «На острове Валааме» (1869). В дальнейшем писал пейзажи в Тамбовской губ., на Украине под Сумами, на Волге, в Крыму. Особой изв. пользуются картины «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1872), «Болото в лесу. Осень» (1872-73), «В Крымских горах» (1873). Умер от туберкулеза в Ялте. Лит.: Федор Александрович Васильев: Каталог выставки. Л., 1975; Федор Александрович Васильев: Альбом. М., 1991; Сонина Л.В. Сиверская в судьбах русских литераторов. Гатчина, 2000. С. 15. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Виолье Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил, 1750-1829), художник, архитектор.
Рубрики
ВИОЛЬЕ (Viollier) Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил; 1750–1829), художник, архитектор. Выходец из Швейцарии. В России с 1776. До 1791 служил при «малом дворе» вел. кн. Павла Петровича. Худ.-миниатюрист, паркостроитель, мастер в области интерьера и малых архит. форм. Автор Собственного сада в Павловске (1780-е, совм. с садовым мастером А.К. Визлером). Участвовал в разработке проекта Михайловского (Инженерного) замка. В царствование Павла I служил инспектором кабинета эстампов и миниатюр в Имп. Зимнем дворце. Похоронен в СПб. на Волковском лютеранском кладб. Совм. с арх. В. Бренна построил павильон «Березовый домик» во Дворцовом парке г. Гатчина (воссоздан в 1975 по проекту арх. А.А. Кедринского). Лит.: Хайкина Л.В. Франц-Гавриил Виолье, коллежский советник из Женевы // Швейцарцы в Петербурге: Сб. статей. СПб., 2002. С.162-167. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Витали Иван Петрович (1794-1855), скульптор
Рубрики
ВИТАЛИ Иван Петрович (1794–1855), скульптор, проф. СПб. АХ (с 1842). Учился у своего отца – скульп. Пьетро Витали, в мастерской А. Трискорни и в АХ (1806-18). С 1818 жил и работал в Москве. В 1841 вернулся в СПб., вместе с учениками исполнил св. 300 статуй и рельефов для Исаакиевского собора. Автор пам. Павлу I в г. Гатчина (1851; копия в 1872 установлена в Павловске). Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Якирина Т.В., Одноралов Н.В. Витали. 1794–1855. Л.; М., 1960; Хмелева Е.Н. Скульптура Гатчинского парка. – http://history-gatchina.ru/parks/parkscupture/ps9.htm А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Военно-исторические праздники и акции
Рубрики
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И АКЦИИ. В 1995 был принят федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России». В соответствии с ним разработана обл. программа, к-рая включает мероприятия, посвященные памятным событиям воен. истории России. Большинство торжественных акций, праздников и фестивалей на терр. Лен. обл. проводятся в местах, связанных с событиями ВОВ, – это «Невский пятачок», «Синявинские высоты», «Ораниенбаумский плацдарм», «Лужский рубеж», «Дорога жизни», памятники «Зеленого пояса Славы». В Кировском р-не 18 янв. традиционно проходит торжественная акция «На рубеже бессмертия», посвященная годовщине прорыва блокады Ленинграда; ежегодно в день снятия блокады 27 янв. организуется обл. встреча блокадников; в г. Луга 9 мая проходит межрегиональная встреча партизан; ежегодно проводится обл. акция «Мы родом не из детства, из войны», посвященная междунар. Дню освобождения узников фашистских концлагерей. С 1999 каждый год 22 июня, в день памяти, в г. п. Рахья Всеволожского р-на проводится Междунар. фестиваль военно-патриотической песни «22 июня, ровно в 4 часа…». С 1990 в с. Старая Ладога проводится обл. праздник «Венок Славы Александра Невского». С 1996 в г. Выборг – фестиваль «Рыцарский замок». С 2000 у стен Копорской крепости проводится обл. ист.-фольклорный праздник «Копорская потеха». С 2004 в г. Приозерск на терр. музея-крепости Корела проходит Междунар. воен.-ист. фестиваль «Русская крепость». В 2005 в Гатчине в честь празднования Дня флага России состоялось воен.-ист. костюмированное представление «Под шелест знамен». С 1990-х на терр. Лен. обл. проходят ролевые игры, ряд к-рых имеют воен.-ист. характер, и др. В орг-ции акций и фестивалей принимают участие ведущие реж. массовых праздников Лен. обл., проф. С.-Петерб. ун-та культуры и иск-ва, предст. Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, Учебно-методического центра культуры и искусства. Лит.: Войцехович Л.Н. «Алтарь Отечества» – областной исторический праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С. 6; Она же. «Еще не знают на земле страшней и радостней дороги…» // Область культуры. 2003. № 12. С. 24-26; Она же. Память сердца // Область культуры. 2005. № 12. С. 8-11; Лигвинцева Е. «Копорская потеха-2004» // Область культуры. 2004. № 7-8. С. 15-16; К юбилею снятия блокады. – http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=2490; Направления молодежной политики. – http://www.mplo.ru/sector/?2; Дни воинской славы России: Межрегиональный проект. – http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/activity/vov/material.shtml Л.Н. Войцехович
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Воинам-интернационалистам памятники
Рубрики
ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ ПАМЯТНИКИ, посвящены памяти сов. солдат, погибших в Афганистане (1979-89). С афганской войны не вернулось 92 жителя Лен. обл. Увековечение их памяти проходило по инициативе ветеранов и общественных объединений. Один из первых пам. воинам-интернационалистам «Мать и сын» (1990; скульп. А.Н. Черницкий) открыт в г. Пикалёво. В г. Тосно 8 мая 2003 установлен пам. «Вера и верность» (скульп. Н.Н. Лыков). Еще один мем. комплекс расположен на Румболовской горе (г. Всеволожск). С 2005 стр-во мемориалов и пам. ведется в гг. Кириши, Тихвин, Кингисепп. Памятный знак воинам, погибшим в локальных войнах и воен. конфликтах, открыт в 2005 в г. Гатчина. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
подробнее…
Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Волосовский район
Рубрики
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Вырицкие гобелены
Рубрики
ВЫРИЦКИЕ ГОБЕЛЕНЫ, гобеленовые миниатюры произ-ва ОАО «Узор» (пос. Вырица, Оредежская ул., 2). Ф-ка «Узор» осн. в 1944 на базе швейной артели (с 1991 – ОАО). Наряду с гобеленовыми и мебельно-декорат. тканями с 1994 выпускает В. г. Оригинальные рис. для них разрабатываются фабричные художники, выпускники С.-Петерб. худож.-пром. академии. Всего ими создано ок. 250 наименований В. г. К 70-летнему юбилею Лен. обл. была выпущена серия гобеленов с видами Гатчины («Гатчинский парк», «Приорат»), Гатчинско-го р-на («Выра», «Оредеж» и др.) и СПб.; к 200-летию А.С. Пушкина – серия гобеленов, посвященных жизни и творчеству поэта; по заказу Русского музея разработана серия В. г. с видами всех его филиалов. Гобелены этих серий, пользующиеся спросом как сувениры, разрабатывались на осн. старинных гравюр и акварелей. Продукция ОАО «Узор» удостоена многих дипломов и медалей, в т. ч. диплома лауреатов «100 лучших товаров России». В 2001 в пос. Вырица открыт фирменный маг. ОАО «Узор». Лит.: Ганцев Р. Вырицкий узор // Оредеж: Лит.-краевед. альманах. Вып.1. СПб., 2002. С. 195-196; Сайт ОАО «Узор». – www.uzor.biz/ О.Н. Ансберг, Е.А. Фролова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Гармоника», оркестр аккордеонистов
Рубрики
«ГАРМОНИКА», оркестр аккордеонистов. Создан в 1950 на базе оркестра аккордеонистов Гатчинской детской музыкальной школы им. М.М. Иполлитова-Иванова педагогом Ф.Ф. Савиным. Совр. назв. получил в 1990. В настоящее время – один из ведущих оркестров аккордеонистов России, насчитывает более 60 исполнителей. В репертуаре – произв. рус. и заруб. комп. С 1995 оркестр из г. Гатчина является активным участником всерос. и междунар. конкурсов и фестивалей в России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии, Бельгии, Италии и др., в т. ч.: «Балтика-Гармоника», «Звезды баяна и аккордеона», «Салют Победы», «Петропавловские ассамблеи» и мн. др. Лауреат и обладатель многочисл. наград, в т. ч. фестивалей «Sata-Hame Soy» в Финляндии (2001, поч. диплом), «Надежды. Таланты. Мастера» в Болгарии (2002, Гран-при), Европ. муз. фестиваля (г. Неерпельт, Бельгия; 2005, Гран-при) и др. Ежегодно дает ок. 20 концертов на площадках СПб. и Лен. обл. Постоянный участник кинофестиваля «Литература и кино». С 1990 худож. рук. и гл. дирижер – В.Н. Казанцев. Лит.: Оркестр «Гармоника». – http://www.gorod.gatchina.biz/first_musical; Сайт оркестра. – http:// www.harmonica.gatchina.ru В.А. Егорова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гатчинский городской краеведческий музей
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Открыт в 1967, до 1978 располагался в помещениях Приоратского дворца. В экспозиции были представлены материалы по истории г. Гатчина, об архит. пам. города, о развитии авиации, событиях ВОВ. В 1992 преобразован в Щербова П.Е. историко-мемориальный музей-усадьбу (см.). Лит.: Бурлаков А. Поедем в Гатчинский район: Путеводитель по Гатчинской земле. – http://history-gatchina.ru/guide/begin.htm И.А. Карпенко
Авторы
  •  
подробнее…
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гатчинский район
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 111,6 тыс. чел. Терр. – 2850,3 кв. км. Образован в 1927. В связи с переименованиями г. Гатчина в 1927-29 наз. Троцким, в 1929-44 – Красногвардейским. Граничит с СПб., Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским р-нами. В состав Г. р. входят гг. Гатчина и Коммунар, пять г. п.: Вырица, Дружная Горка, Кобринское, Сиверский, Тайцы; 234 сел. поселения. Адм. центр – г. Гатчина. По терр. р-на проходит автотрасса СПб. – Киев. Ж.-д. ветки связывают р-н с СПб., Кингисеппом, Ивангородом, Псковом. Г. р. расположен на вост. отрогах Ижорской возвышенности и Лужско-Оредежской равнине. В сев. части р-на находятся Дудергофские высоты. Леса занимают ок. 50% пл. р-на (в осн. на юге и востоке), болота – ок. 10%, с.-х. угодья – 21%, луга – 8%. Наиболее значимые рр. Оредеж, Ижора, Суйда. В окрестностях Пудости находятся залежи камня (мягкий желтый известняк), к-рый использовался при стр-ве Гатчинского дворца и мн. зданий в СПб. На терр. Г. р. организован «Верхний Оредеж», природно-исторический парк. Пам. природы является ледниковый валун «Лунный камень» у пос. Сиверский. На терр. р-на сделаны многочисл. археол. находки (см. Археологические памятники): ср.-век. курганные, жальничные и грунтовые погребения. В дер. Лампово сохр. пам. дерев. зодчества, связанные с культурой рус. крестьян-старообрядцев. Близость к СПб. способствовала появлению на терр. Г. р. большого числа помещичьих усадеб (в разн. степени сохр. 26 усадебных комплексов XVIII–XIX вв.): Батово, Белогорка, Выра, Дружноселье, Дылицы, Жабино, Ивановка, Кобрино, Орлино, Рождествено, Сиворицы, Тайцы. В разные годы в Г. р. жили писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, А.Н. Плещеев, А.М. Горький, А.Н. Толстой, И.А. Ефремов; худ. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, И.И. Шишкин; арх. И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. И. Штакеншнейдер. Музеефицированы усадьбы Рождествено, где провел дет. годы писатель В.В. Набоков; Суйда, принадлежавшая предку А.С. Пушкина А.П. Ганнибалу. С пушкинскими местами связаны музеи «Дом станционного смотрителя» в дер. Выра; «Домик няни А.С. Пушкина» в дер. Кобрино (см. Яковлева Арина Родионовна). На терр. р-на установлены многочисл. монументы в память о событиях ВОВ (см.: «Защитникам Ленинградского неба», мемориал). В наши дни р-н является традиционным местом дачного отдыха петербуржцев, в 1970–80-е возникли кр. массивы коллективных садоводств. В Г. р. работают 79 учреждений культуры, в т. ч. 34 клуба, 37 б-к (см. Вырицкая библиотека поселковая, Гатчинская библиотека центральная районная, Сиверская народная библиотека-читальня им. А.Н. Майкова), 8 дет. муз. школ, коллективы худож. самодеятельности, в т. ч. детский академический хор «Апрель» и хореогр. ансамбль «Сюрприз» (пос. Войсковицы), нар. театр «Лица». Культурная жизнь р-на освещается в газ. «Гатчинская правда». Правосл. приходы функционируют в пос. Белогорка, Вырица, Дылицы, Карташевская (см. Петра и Павла Апостолов ц.), г. Коммунар, Орлино (см. Преображения Господня ц.), Рождествено, Сиверском, Суйде (Воскресенском), Сусанино, Сяськелево, Тайцах. К Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии относятся приходы Колпанский (см.: Лютеранская церковь Святого Петра) и Скворицкий (см.: Лютеранская церковь Святой Екатерины). См. также: Гатчинского района герб и флаг. Лит.: Иванова И.П. Культурная жизнь Гатчинского района // 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гатчины города герб
Рубрики
ГАТЧИНЫ ГОРОДА ГЕРБ, официально утвержденная геральдическая эмблема (решение Представительского собрания муниципалитета г. Гатчина от 4 окт. 1995 № 15 и пост. Главы МО «Город Гатчина» от 18 марта 1998 № 151). Геральдическое описание герба: «Щит пересечен. Вверху, в золотом поле, российский государственный двуглавый орел времен правления императора Павла I: черный с золотыми клювами и лапами и червлеными языками, увенчанный тремя императорскими коронами, из которых средняя больше, с золотыми скипетром и державой в лапах, с серебряным мальтийским крестом под короной Великого магистра Державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Суверенного военного Мальтийского ордена) на груди; поверх креста положен червленый щиток, обремененный золотым вензеловым именем императора Павла I. В лазоревом поле золотая литера “G”». Герб исторический, разработан при личном участии имп. Павла I в кон. XVIII в. Высочайше утвержден 13 дек. 1800. Внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 270. Лит.: Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1990. С. 39; «Если ехать Вам случится…». Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель. СПб., 2000. С. 119-120; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 172. А.А. Трипольская
Авторы
  •  
подробнее…
Геральдика Ленинградской области
Рубрики
ГЕРАЛЬДИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, берет начало в XV в. и является одной из старейших в РФ. В ист.-геральдическом отношении терр. совр. Лен. обл. распадается на три региона: Карельский перешеек, Ингерманландия и вост. р-ны области. Первые два региона в XV–XVII вв. находились в составе Швеции и испытали сильное воздействие швед. геральдической традиции. Старейший из гербов в Лен. обл. – герб г. Выборг – возник около 1448 и служил как гор. символом, так и гербом прилежащих терр.: Выборгского лена, губернаторства Выборг и Савонлинна, Выборгских провинции, наместничества и губ. Ингерманландия получила свой герб в 1630-х (старейшее изображение – 1633). Герб неоднократно изменялся, сохраняя вплоть до наших дней осн. мотив – в синем поле две серебр. крепостные стены наискось (либо стена, а под ней серебр. волнистая линия). Из гор. гербов швед. Ингерманландии известен герб г. Ивангород. Он также неск. раз изменялся, сохраняя при этом преемственность с ингерманландским гербом, к-рая отдаленно прослеживается и в рус. гербе города (1730). В XVIII в., когда вся терр. совр. Лен. обл. вошла в состав России, развитие геральдики региона обуславливалось общерос. тенденциями, но имело и особые черты, связанные с пристоличным положением региона, а также с сознанием возвращения в состав России этих земель. При Петре I начинается централизованное и основанное на соблюдении правил геральдики развитие знаковой культуры всей России. От полковых эмблем петровского времени произошли гербы совр. гг. Шлиссельбург и Приозерск; эмблемы Ингерманландского, Невского, Ладожского и Карельского полков рассматривались в свое время как гербы соответственных терр. Наиб. часто встречающимся мотивом этих гербов было сочетание ключа и якоря (идея открытия России пути в моря). В 1770–80-х, в связи с реформой местного управления, каждый город Российской империи получил герб (в т. ч. Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Ямбург (Кингисепп), Рождествено, Тихвин). С 1857 гербом уезда считался герб уездного города. На рубеже XVIII–XIX вв. особые гербы получили города-резиденции имп. фамилии в окрестностях (в частн., г. Гатчина). После рев-ции 1917 гербы вышли из употребления, хотя формально не были отменены законодательно и, т. о., представляют ныне едва ли не единственный остающийся в силе отдел права Российской империи. В 1960–70-х мн. города Лен. обл. создали знаки, утвержденные местными органами власти как «гербы». В осн. они не имели связи с ист. гербами и содержали многочисл. отступления от геральдических правил. С образованием РФ, принятием Конституции, закона о местном самоуправлении и провозглашением принципа проведения единой гос. политики в области геральдики Лен. обл. как субъект РФ получила право обладания гербом, флагом и др. символами (наградами, знаком губернатора). Объектом терр. геральдического права стали муниц. образования, к-рые, согласно федеральному законодательству, получили возможность иметь официальные символы – гербы, флаги, эмблемы и пр. Их создание и учреждение ведется местными силами при участии и поддержке Гос. герольдии при Президенте РФ (с 1999 – Геральдического совета при През. РФ), знаки утверждаются решениями законодательных органов своих владельцев и подлежат регистрации путем внесения в Гос. геральдический регистр РФ. Осн. принципами геральдического стр-ва в новых условиях являются предельное внимание к ист. традиции и соблюдение правил геральдики. На этом основании старинные гербы подлежат восстановлению в использовании в тех версиях, в к-рых они были утверждены до рев-ции. Так были восстановлены гербы гг. Гатчина, Ивангород, Шлиссельбург, Выборг, Кингисепп (в качестве герба Кингисеппского р-на), Лодейное Поле (в качестве герба Лодейнопольского р-на), Луга (в качестве герба Лужского р-на), Приозерск (в качестве герба Приозерского р-на), Тихвин (в качестве герба Тихвинского р-на). Для остальных муниц. образований гербы создавались заново, в нек-рых были использованы мотивы старинных гербов (герб Ломоносовского р-на с мотивом герба Ораниенбаума; герб Подпорожского р-на с мотивом герба г. Боровичи Новгородской обл.; герб г. Сосновый Бор с мотивом герба Ингерманландии) или гербов сов. времени (гербы г. Волхов и Киришского р-на). Совершенно новыми являются гербы гг. Коммунар, Пикалево, Светогорск, Сертолово и Бокситогорского, Волховского, Всеволожского, Гатчинского, Кировского, Сланцевского, Тосненского р-нов. Почти все новые гербы внесены в Гос. геральдический регистр РФ. Геральдические традиции ХХ в. вызвали к жизни появление флагов. В наст. время флаги имеют Лен. обл., Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Подпорожский, Тихвинский р-ны, гг. Коммунар и Сертолово. С началом муниц. реформы 2004 (срок окончания – 2008) структура муниц. образований Лен. обл. изменилась, а их кол-во многократно увеличилось. В этих условиях происходят нек-рые изменения принадлежности гербов (напр., герб Киришского р-на сохранен за р-ном, а в Киришском гор. поселении (г. Кириши) ведется работа по созданию собств. герба). Значительно расширился круг образований, имеющих право обладать гербом и др. знаками. Т. о., процесс стр-ва геральдики Лен. обл. продолжается, при этом его основу – символы самой области и осн. муниц. образований, входящих в ее состав, – следует признать вполне сложившейся, корректной с ист. и геральдической точек зрения и отвечающей практическим потребностям региона. Лит.: «Если ехать Вам случится…». Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель. СПб., 2000; Символика России. М., 2004. С. 68-69; Башкиров К.С., Штейнбах С.Ю. Справочная книга по истории и геральдике Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ч. 1. СПб., 2005; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 170-177. А.А. Трипольская
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945), литератор
Рубрики
ГИППИУС Зинаида Николаевна (в замужестве Мережковская; 1869–1945), литератор. Получила домашнее образование. В 1889 вышла замуж за Д.С. Мережковского, с к-рым прожила 52 года. Первые стихи напечатала в 1888; в 1904 и 1910 вышли два сб. «Собрание стихов» Г., утвердившие ее славу декадентской поэтессы. Автор сб. рассказов «Новые люди» (1896), «Зеркала» (1898), «Третья книга рассказов» (1902), «Алый меч» (1906), «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912); романов «Победители» (1898), «Чертова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913). В разные годы являлась критиком журн. «Мир искусства», соредактором журн. «Новый путь». Квартира Мережковских в СПб. была местом встреч символистов и религиозных философов. С 1919 в эмиграции, где продолжила лит. работу; автор мемуаров «Живые лица» (1925), «Петербургские дневники» (1929). Летние месяцы Мережковские проводили в дачных местах, гл. образом, к югу от Гатчины: в имении Дылицы (1898, 1903), в с. Орлино (1899), в Мариенбурге (1904), в имении Кобрино (1905, 1908), в Сиверской (1914), в имении Дружноселье (1917, 1918). Умерла и похоронена в Париже. Соч.: Стихотворения. Проза. Л., 1991; Стихотворения. СПб., 1999; Дневники. Т. 1-2. М., 1999. Лит.: Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. С. 132-185; Бурлаков А. Нет больше в Суйде Лукоморья… Б. м., 2001. С. 13-21. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Глазунов Александр Константинович (1865-1936), музыкант
Рубрики
ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865– 1936), композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. С 1879 обучался музыке у М.А. Балакирева (фп.) и у Н.А. Римского-Корсакова (теория и композиция). С 1882 признан одним из ведущих комп. петерб. школы. С 1888 дирижер в Рус. симфонических концертах М.П. Беляева. С 1896 постоянно выступал с концертами в гор. России, Европы, США. В 1899 в дирекции С.-Петерб. отделения Рус. муз. об-ва, тогда же – проф. Петерб. консерватории, в 1905-28 – ее дир. Автор восьми симфоний, симфонических поэм, фантазий, фортепианных концертов, трех балетов, музыки к драм. спектаклям, романсов, кантат, инструментальных произв. Почетный д-р Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Нар. артист Республики (1922). С 1928 жил за границей. Начиная с мая 1881 неоднократно посещал усадьбу Суур-Мерийоки (не сохр.) в 8 км к северо-западу от Выборга (ныне пос. Селезнёво). В 1880–1920-е часто бывал в Гатчине: в 1882 вместе с В.В. Стасовым посещал поселившегося там М.А. Балакирева, встречался с гатчинскими музыкантами, приезжал на дачу к пианистке А.А. Луговой. В нач. 1920-х Г. летом снимал квартиру в кухонном каре Гатчинского дворца. В Гатчине Г. написал один из своих вальсов. Умер в Париже, похоронен в Нейи. В 1972 прах Г. перевезен в Ленинград и перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Соч..: Глазунов А.К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958; Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.418; Крюков А.Н. Александр Константинович Глазунов. М., 1984. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Глинка Василий Андреевич (1790-1831), архитектор
Рубрики
ГЛИНКА Василий Андреевич (1790–1831), архитектор, акад. архитектуры (1824), мастер классицизма. В СПб. перестроил дом Н.П. Румянцева на Английской наб. для «Публичного музеума» (1820-е), участвовал в стр-ве зданий Мин-ва нар. просвещения и Дирекции имп. театров по проекту К.И. Росси (с 1828). Проектировал Московские ворота с кордегардиями в Царском Селе (1829-30). В г. Гатчина по проектам Г. в 1830-32 сооружены Ингебургские и Смоленские (Динабургские, Двинские) ворота, здания казарм л.-гв. Гарнизонного батальона (перестроены в 1875-76). Похоронен в СПб. на Смоленском правосл. кладб. Лит.: Петров А.Н., Петрова Е.Н., Раскин А.Г. и др. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 312-313, 318; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2001. С. 268-273. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Глинка Михаил Иванович (1804-1857), музыкант
Рубрики
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804–1857), композитор, родоначальник рус. музыкальной классики. В 1822 окончил Петерб. Благородный пансион при Гл. пед. ин-те. В 1834 совершил путешествие по Италии и Германии, где брал уроки у теоретика композиции З. Дена. По возвращении начал работу над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), премьера к-рой состоялась в 1836 в СПб. в Большом театре. В 1836-39 – рук. хора Придворной певческой капеллы. В 1842 завершил оперу «Руслан и Людмила». В 1844 совершил путешествие по Франции и Испании; результатом поездки стали симфонические пьесы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». В 1848 создал фантазию «Камаринская». Скончался в Берлине. В мае 1857 прах Г. был перевезен в СПб. и захоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры. Летом 1828 Г. провел неск. дней в усадьбе Марьино, участвовал в любительском спектакле в качестве певца. В авг. того же года гостил в имении Олениных Приютино. В июне 1829 посетил Выборг, где останавливался в гостинице Мотти (Прогонная ул., 2; мем. доска), совершил поездки в усадьбу Монрепо и к водопаду Иматра. По пути записывал нар. фин. песни, одна из к-рых легла в основу «Финской фантазии», другая – баллады Финна из оперы «Руслан и Людмила». В 1838 по дороге в Новоспасское провел неск. дней в Гатчине и Луге. В кон. 1830-х вместе с К.П. Брюлловым побывал на оз. Хепоярви близ Токсово. Лит.: Орлова А.А. Летопись жизни и творчества М.И. Глинки. М., 1952; Она же. Глинка в Петербурге. Л., 1970; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131, 133, 137, 145, 390, 393. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5