Рубрикатор / Религия. Церковь / Церкви православные
1 2 3 4 5
«Приневский край», газета
Рубрики
«ПРИНЕВСКИЙ КРАЙ», газета Сев.-зап. армии ген. Н.Н. Юденича. Агитационно-пропагандистское антибольшевистское изд., предназначавшееся для гражд. нас. на занимаемой терр. Издавалась в Гатчине, последние номера – в Нарве. Тираж первоначально 307 экз., затем – до 1000. В «П. к.», помимо пропагандистских статей, печатались приказы и воззвания армейского руководства, сообщения о боевых действиях, статьи на ист. темы (преим. написанные П.Н. Красновым), антибольшевистские лозунги и афоризмы. Вышли № 1-50 (19 окт. 1919 – 7 янв. 1920). Ред. – П.Н. Краснов, глава агитотдела Штаба армии. Первые неск. номеров (до 2 нояб. 1919) фактическим рук. «П. к.» был А.И. Куприн, опубликовавший в газ. ряд статей и очерков. Лит.: Куприн А.И. Голос оттуда: 1919–1943. М., 1999; Газеты СССР, 1917–1949: Библиограф. указатель: В 5 т. М., 1970–1984; Глезеров С.Е. Участие А.И. Куприна в издательской деятельности белого движения на Северо-Западе России в годы Гражданской войны // История библиотечного, книжного и архивного дела Санкт-Петербурга: По материалам «Петербургских чтений» 1997–2002 гг. СПб., 2003. С.192–196. О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
«Приорат», информационный историко-краеведческий бюллетень
Рубрики
«ПРИОРАТ», информационный ист.-краевед. бюллетень Гатчинского гор. и районного отд. Всерос. об-ва охраны пам. истории и культуры (ВООПИиК). В 1986-90 выходил как тематическая стр. в газ. «Гатчинская правда» (45 вып.), с нояб. 1990 по 2000 – самостоятельная газ. (вышло ок. 200 номеров). Периодичность - один раз в мес. Тираж в 1990 – 3 тыс. экз., в 2000 – 15 тыс. экз. Назв. дано в память об издававшемся в Гатчине в 1911 одноим. журнале. Первоначально – исключительно ист.-культурная краевед. тематика, с 1998 печатались также материалы по истории пром. предприятий Гатчины. Издавались приложения: «Суйдинские храмы» и «Сиверские храмы» (1992); «Гамаюн» («газета в газете»; 1992); газ. «Дворянское собрание» (1992-98), «Книжная лавка» (1994-95; орган С.-Петерб. Союза писателей), «Библиотечка “Приората”» (3 вып.). Также выходили спецвыпуски: к 280-летию г. Красное Село (1994), «Царское Село» (1998). С 2006 возобновлено изд. бюллетеня Гатчинского районного отд. ВООПИиК под назв. «Коннетабль» (вышло 2 номера). Лит.: Сковпнев С.Л. Три лица «Приората». Гатчина, 2001. О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
подробнее…
Приоратский дворец
Рубрики
ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Гатчина, Приоратский парк), уникальная землебитная постройка в стиле ложной готики (1797-99, арх. Н.А. Львов), неразрывно связанная с пейзажем Черного оз. и Приоратского парка. Стены П. д. возведены из утрамбованной в станке земли, пропитанной особым раствором (с дерев. кессонированными междуэтажными перекрытиями). Назв. этого «земляного Игуменства» связано с учреждением в России «вел. приорства» Мальтийского ордена, однако для орденских церемоний П. д. не использовался. Силуэт двухэтажного здания с высокой кровлей усложнен кам. башней со шпилем (выс. 30,8 м). Вплоть до 1880-х здание не нуждалось в ремонте, использовалось как запасной дворец, с 1885 в нем размещались придворные певчие. После рев-ции 1917 во дворце располагался дом отдыха, дом пионеров, затем Гатчинский краеведческий музей. В 2004 завершена науч. реставрация, дворец вновь открылся для посетителей. Лит.: Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001. С. 246-262; Сковпнев С. Три лица «Приората». Гатчина. 2001. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пудость, пос.
Рубрики
ПУДОСТЬ, поселок в Гатчинском р-не. Нас. – 2,5 тыс. чел. Находится при одноим. ж.-д. станции ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Расположен на правом берегу р. Ижора (в прошлом верх. течение Ижоры до впадения в нее р. Парица называли р. Пудость). Назв. происходит от диалектного рус. «пудас» – протока, рукав реки (заимствовано из прибалт.-фин. языков: карельское – puvas, вепсское – pudas). В П. находились каменоломни известкового туфа (пудостского камня), к-рый использовался на стр-ве в СПб., Царском Селе, Гатчине. В кон. XIX в. запасы камня в осн. исчерпаны. На терр. совр. П. находилась усадьба Ивановка, место рождения А.И. Штакеншнейдера. Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В нач. XX в. в П. неоднокр. бывал поэт И. Северянин. В пос. работают б-ка, культурно-досуговый центр (дом культуры). В 2005 в П. прошел районный фестиваль альтернативного творчества «Движение улиц» с участием музыкантов, художников боди-арт и граффити, танцоров брейкданса, байкеров. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 107-117; Горюнова Т.В. Пудостский камень: строительный и скульптурный материал, объект реставрации // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. 2005. №8. –http://www.cathedral.ru/digest/num8/gorunova А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), литератор
Рубрики
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799–1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям – Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А.П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А.П.Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О.А.Ганнибал, а с 1781 – мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С.Л. Пушкин и Н.О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А.Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А.С.Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш.К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотри-теля», музей). В 1827-28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А.Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А.А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники. Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949. Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Пушкинские праздники
Рубрики
ПУШКИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Проводятся с 1986 в Гатчинском р-не. Организаторы – К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства, администрация МО «Гатчинский район» и Областной колледж культуры и искусства. Торжества в честь поэта под общим назв. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» проходят в неск. этапов. В июне отмечается день рождения поэта, в окт. – день открытия Лицея, в дек. – мероприятия в память о восстании декабристов, в февр. – день памяти поэта («Последняя дорога»). Места действия праздника определяют разножанровый характер представлений. В пос. Суйда (см. «Суйда», музей-усадьба) устраиваются докум. спектакли и композиции. В дер. Кобрино (см. Кобрино, усадьба) проводятся дет. праздники, выступают фольклорные коллективы. В дер. Выра (см. «Дом станционного смотрителя», музей) проходят представления с участием лит. героев произв. Пушкина. В г. Гатчина организуется фестиваль иск-в. В праздничных мероприятиях принимают участие рос. и заруб. гости, в т. ч. потомки Пушкиных и Ганнибалов. Постоянный худож. рук. и реж. праздников М.И. Лейкин. Лит.: Бурлаков А. России первая любовь: Пушкинские праздники на Гатчинской земле. Гатчина, 1995. М.И. Лейкин
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пятогорский Богородицкий женский монастырь
Рубрики
ПЯТОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Курковицы, Волосовский р-н). Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906). Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы. В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии. Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Равдоникас Владислав Иосифович (1894-1976), ученый
Рубрики
РАВДОНИКАС Владислав Иосифович (1894, Тихвин – 1976), археолог, чл.-корр. АН СССР (1946). В сер. 1910-х увлекся раскопками курганов Тихвинского у. В 1916-17 учился в Михайловском арт. уч-ще, в 1918-23 (с перерывами) – на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та. Участвовал в культурной и общественной жизни Тихвина, был избран делегатом IX Всерос. съезда Советов. С 1928 сотрудник ГАИМК (с 1937 – Ин-тут истории материальной культуры), в 1944-45 и 1946-49 заведовал его Ленингр. отд. С 1929 преподавал в ЛГУ, проф., в 1936-48 зав. кафедрой археологии. Один из создателей теоретических основ сов. археологии 1930-х – 1940-х. Автор трудов по истории первобытного об-ва, проблемам истории Северо-Запада России (неолит, расселение прибалт.-фин. племен, становление раннего феодализма на землях Приладожья и Карелии). В 1930-х исследовал пам. неолита (Оленеостровский могильник в Карелии, петроглифы Онежского оз. и Белого моря), курганы Приладожья X–XI вв., ижорский могильник в г. Гатчина. В 1938-41 экспедиция ЛГУ под рук. Р. провела раскопки Земляного городища Старой Ладоги. С кон. 1940-х отошел от науч. деятельности. Его иссл. продолжены многочисл. учениками. Соч.: Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин, 1924; За марксистскую историю материальной культуры // Известия ГАИМК. Т. 7. Вып. 3-4. Л., 1930; Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1-2. М.; Л., 1936–1938; История первобытного общества. Ч. 1-2. Л., 1939–1947; Старая Ладога (Из итогов археологических исследований 1938-1947 гг.). // Советская археология. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 5-54; Т. XII. М.; Л., 1950. С. 7-40; Raudonikas W.J. Die Normannen der wikingerzeit und das Ladogagebiet. Stockholm, 1930. Лит.: Белановская Т.Д., Шаскольский И.П. 80-летие В.И. Равдоникаса // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 127-129; Борисковский П.И. Владислав Иосифович Равдоникас (1894–1976) // Вопросы истории. 1977. № 3. С. 217-218; Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора В.И. Равдоникаса: Тезисы докладов. СПб., 1994; Столяр А.Д. В.И. Равдоникас как исследователь первобытного искусства // Проблемы археологии. 1994. Вып. 3. С. 5-11, 14-29; Формозов А.А. К столетнему юбилею В.И. Равдоникаса // Российская археология. 1996. № 3. С. 197-202. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Рубрики
РЕПИН Илья Ефимович (1844–1930), художник, педагог. В СПб. с 1863. Учился у И.Н. Крамского в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, в 1864-71 – в АХ у П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа. В 1873-76 пенсионер АХ в Италии и Франции. Акад. живописи (с 1876), д. ч. АХ (с 1893). В 1893–1907 преподавал в АХ (проф.-рук. мастерской, в 1898-99 – ректор). В 1877-82 жил в Москве. С 1878 член Т-ва передвижных худож. выставок. Автор эпических полотен на совр. и ист. темы: «Бурлаки на Волге» (1870-73), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-91), «Торжественное заседание Гос. Совета 7 мая 1901» (1901-03) и мн. др. Мастер психологического портрета. Летом 1899 Р. купил дачу «Villa Penates» («Вилла Пенаты») в Куоккале (ныне – пос. Репино Приморского р-на СПб.) и с 1903 поселился здесь постоянно. Умер и похоронен в «Пенатах». В 1940 здесь открыт мем. музей. В 1870-80-х Р. часто гостил на даче Крамского в Сиверском. В 1890 провел лето в дер. Каменское (ныне дер. Кобрино, ул. Репина, 23) в доме своего брата В.Е. Репина. В 1894 и 1899 приезжал в Гатчину к поэту К.М. Фофанову. В 1890-х вместе с В.А. Серовым побывал в Выборге и его окрестностях. Соч.: Далекое близкое. 9-е изд. Л., 1986. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 87, 165, 167, 396; Грабарь И.Э. Репин. В 2 т. М., 1963–1964; Прибульская Г.И. Репин в Петербурге. Л., 1970; Чуковский К.И. Илья Репин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Реставрация архитектурных памятников
Рубрики
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ринальди Антонио (ок. 1709-1794), архитектор
Рубрики
РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1709 – 1794), архитектор. Выходец из Италии. С 1752 служил у гетмана Малороссии К.Г. Разумовского (проектировал и строил в Батурине, Глухове, Козельце, Почепе). С 1754 в СПб., арх. вел. кн. Петра Федоровича, после его восшествия на престол – придворный арх. Много строил в Ораниенбауме (дворец Петра III, Китайский дворец, Орловские ворота и др.) и СПб. (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор, костел Св. Екатерины, Большой театр и др.). В 1764-83 возвел Екатерины Великомученицы собор в г. Ямбург (ныне г. Кингисепп). Играл гл. роль на первом этапе (до 1783) стр-ва Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. По его проектам в 1766-81 возведен Гатчинский дворец, распланирован парк, построены Чесменский обелиск, колонна Орла, Мозинские ворота, декорированы Восьмигранный колодец и грот «Эхо». В 1784 вернулся в Италию. Лит.: Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1984; Она же. Антонио Ринальди // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 379-464. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Рождествено, с.
Рубрики
РОЖДЕСТВЕНО, село в Гатчинском р-не. Нас. – 1900 чел. Расположено на трассе Киевского ш. при слиянии рр. Оредеж и Грязной. В окрестностях Р. выявлены ср.-век. курганные погребения. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 как с. Грязно (Грезно), центр Грезневского Никольского погоста. Дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца разорена в XVII в., в годы швед. владычества. В нач. XVIII в. Куровицкой мызой, в к-рую входило с. Грязно, владел сын Петра I царевич Алексей. После стр-ва в 1713-16 ц. Рождества Пресвятой Богородицы появился топоним Рождествено. С 1738 во владениях Александро-Невской лавры. В 1780 – город Р. (Рождественск), центр Рождественского у. В 1780-90 велось стр-во кам. домов. В 1781-84 построена кам. ц. Вознесения Господня (арх. Ф.И. Волков; здание сохр., руинировано). В 1787 по дороге в Крым Р. посетила имп. Екатерина II. В 1796 Р. утратило статус города, уездное правление переехало в Гатчину. В 1797 указом Павла I Р. было пожаловано надворному советнику Н.Е. Ефремову. При нем началось формирование усадебного комплекса, тесно связанного с историей села (см. «Рождествено», музей-усадьба В.В.Набокова). Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В разные годы в Р. бывали актриса В.Ф. Комиссаржевская, скульп. С.Т. Коненков, худ. П.П. Кончаловский. В селе имеются дом культуры, Рождественская библиотека сельская. На берегу р. Грязная находятся пещеры естественного происхождения. Лит.: Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003. С. 63-69; Дмитриева В.С. Рождествено. Экскурс в историю села. – http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/7/010706.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рождествено, усадьба
Рубрики
РОЖДЕСТВЕНО, усадьба (с. Рождествено, Гатчинский р-н). В нач. XVIII в. принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Назв. появилось в 1713, после стр-ва ц. Рождества Пресвятой Богородицы. В 1797 Павел I подарил имение ген. Н.Е. Ефремову. В 1825 на месте старого дворца построен усадебный дом: двухэтажное дерев. здание с бельведером на кам. цоколе, с трех сторон украшенное выступающими четырехколонными портиками, а с гл. фасада – многомаршевой лестницей. Перед домом разбит регулярный парк. В 1890 усадьбу купил золотопромышленник И.В. Рукавишников. При нем перестроен усадебный дом, появилось множество хоз. построек, в парке устроен теннисный корт. В 1916, согласно завещанию последнего владельца, имение перешло к В.В. Набокову. После национализации в 1924 из имения были вывезены худож. коллекция, книги, мебель и пр. (частично – в Гатчинский дворец-музей). С 1973 в усадьбе организован сел. краевед. музей, на базе к-рого в 1987 создан «Рождествено», музей-усадьба В.В.Набокова. В 1995 быв. господский дом пострадал во время пожара, в наст. время идет реставрация. Лит.: Гришина Л.И., Фанштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 192-193; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 288-293; Музей-усадьба «Рождествено». – http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/17/guide.html И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Руска Луиджи (1762-1822), архитектор
Рубрики
РУСКА (Ruska) Луиджи (1762–1822), архитектор. Выходец из Швейцарии. В 1783 приехал в СПб., работал кам. дел мастером у Ю.М. Фельтена, Дж. Кваренги, Ф.И. Волкова, Е.Т. Соколова, В. Бренны. Самостоятельную деятельность начал в 1790-х. Гл. работы в СПб.: казармы Гренадерского, Кавалергардского и Измайловского полков, Дом ордена иезуитов, дворец Бобринских (П.В. Мятлева), портик Перинной линии, Скорбященская ц. на Шпалерной ул. Строил в пригородах СПб. и во мн. городах России. Производил разл. работы во дворцах и парках Гатчины и Ропши, в т. ч. построил Полковничий корпус Ропшинского дворца (1802-06). По заказу Почтового управления в 1805 создал образцовый проект, по к-рому были построены станционные почтовые дома по Нарвскому и Моск. трактам. До наших дней сохр. здания почтовых ст. в дер. Кипень (Ломоносовский р-н), дер. Каськово и Чирковицы (Волосовский р-н), дер. Ополье (Кингисеппский р-н), дер. Померанье (Тосненский р-н). В 1818 уехал из России. Лит.: Александрова Л.Б. Луиджи Руска. Л., 1990; Малиновский К.В. Семья Руска в Санкт-Петербурге и окрестностях. Гатчина, 2003. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Русско-эстонское благочиние
Рубрики
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Сафронова Нина Михайловна (1923-2006), библиотекарь
Рубрики
САФРОНОВА Нина Михайловна (1923, г. Луга – 2006, г. Гатчина), библиотекарь. Окончила Лен. гос. библиотечный ин-т им. Н.К. Крупской (1955). С 1954 по 1982 – дир. Гатчинской библиотеки центральной городской им. А.И.Куприна. По инициативе С. в 1959 б-ке было присвоено имя А.И. Куприна. Активно способствовала стр-ву нового здания б-ки (1973). Обеспечила внедрение прогрессивного метода обслуживания читателей – открытый доступ к книжным фондам, за что б-ка была удостоена диплома Мин-ва культуры РСФСР – «Лучшая библиотека РСФСР» (1958). Засл. работник культуры РСФСР (1969). Неоднократно избиралась в гор. и обл. Советы нар. депутатов. Похоронена на Гатчинском гор. кладб. Лит.: Из истории библиотеки. – http://cuprinka.gtn.ru/history.html Л.К. Блюдова
Авторы
  •  
подробнее…
Сектантство
Рубрики
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Серафимовский скит
Рубрики
СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ, располагался в Лужском у., в 13 км от ст. Преображенская (ныне г. п. Толмачёво). В 1901 лавра приобрела поместье Зачеренье (пл. 560 га). Существовавший двухэтажный дом на берегу р. Оредеж был отремонтирован и переоборудован. Возведены дерев. дом для зав. имением, два дома для братии, дом для рабочих, а также свинарник, птичник, пять ледников, пасека, молочня и пр. Летом 1906 состоялась закладка храма на 800 чел. во имя Прп. Серафима Саровского (проект лаврского арх. Л.П. Шишко; подрядчики К.П. Данилов, К.М. Крусанов, Д.В. Осипов и др.). Здание в стиле необарокко завершал плоский купол, на к-ром возвышался барабан с луковицей. Трапезная соединяла храм с трехъярусной колокольней, ее обрамляли портики с гранитными колоннами. Кирпич изготавливался своими силами на устроенном в скиту заводе; шесть колоколов отлил з-д А.С. Лаврова в Гатчине. В 1907-08 установлен трехъярусный дубовый иконостас (худ. Ф.К. Платонов, резчик Д.В. Дудаков) с иконами Прпп. Корнилия Комельского и Антония Печерского. Храм освящен 2 нояб. 1908; 2 авг. 1909 освящен нижний придел во имя Прп. Антония Печерского. Утварь поставило Т-во «П.И. Оловянишников и сыновья». Скит получил наим. Серафимо-Антониевский, а имение – Серафимово; число братии –11-13 чел. Во время Первой мир. войны братский корпус был отведен под лазарет для раненых, в 1915 построен приют для увечных воинов. После 1917 в скиту разместился туберкулезный санаторий. Церковь закрыта в 1923. В наст. время не уцелело ни одного строения. Лит.: Антонов В.В. Серафимо-Антониевский скит Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. СПб., 2000. С. 71-75; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 2001. Т. 1. С. 402-404; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 241-245. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Скульптура и памятники
Рубрики
СКУЛЬПТУРА И ПАМЯТНИКИ. Первые образцы скульптуры в окрестностях СПб. появились во время правления Петра I. На протяжении XVIII в. декорат. скульптура была неотъемлемой частью парковых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. Во второй пол. XVIII – нач. XX вв. появляются пам. в честь воен. побед и в память об осн. городов. В XIX в. под патронажем членов имп. фам. происходит установка пам. императорам. Так появились Петру I памятники, пам. Павлу I в Гатчине, Александру II памятник. В городах Выборгской и С.-Петерб. губ. возникает традиция увековечения памяти людей, их прославивших. В Выборге открыты пам. основателю Выборгского замка Торкелю Кнутсону (скульп. В. Вальгрен) и просветителю Микаэлю Агриколе (скульп. Э. Викстрем; утрачена в 1940-е). В ряде имений С.-Петерб. губ. имелось значительное собр. скульптуры, в т. ч. в усадьбах Монрепо, Марьино, Котлы. После рев-ции 1917 скульптура становится важной частью пропаганды новой идеологии. Согласно ленинскому плану «О монументальной пропаганде» (утвержден 12.4.1918 декретом СНК), на месте памятников рус. царям и их приближенным ставились пам. революционерам. Так, в г. Новая Ладога вместо пам. Александру II в 1918 был установлен пам. Карлу Марксу. Особенно популярны были В.И.Ленину памятники и С.М.Кирову памятники. Широкое распространение получило увековечение памяти деятелей науки, культуры. В с. Павлово был создан комплекс пам. ученым (скульп. И.Ф. Безпалов): И.В. Сеченову (1935), И.В. Павлову (1936), Р. Декарту (1936), Ч. Дарвину (1949); в пос. Воейково (Всеволожский р-н) – пам. А.И. Воейкову (1957; скульп. М.К. Аникушин, Ф.А. Гепнер); в г. Тихвине – пам. Н.А. Римскому-Корсакову (1969), скульп. Н.В.Дыдыкин) и др. В послевоен. период было принято решение об установке пам. героям ВОВ. В 1965 началось стр-во комплекса мем. сооружений «Зеленый пояс славы». Одноврем. ведутся реставрац. работы и восстанавливается скульптура пригородов Ленинграда, районных центров Лен. обл., открываются новые пам. В Выборге, известном своими необычными пам. (в т. ч.«Лось»; 1928, скульп. Ю.Мянтюнен), с 1980-х формируется т. н. «парк скульптуры». Декорат. скульптура (1979, скульп. А.Н. Черницкий) украшает парк г. Светогорск. В наши дни в Лен. обл. продолжается сооружение новых пам.: в т. ч. в г. Пикалёво установлена скульпт. композиция «Мать и сын», посвященная воинам, погибшим в Афганистане (1990, скульп. А.Н.Черницкий), в г. Сосновый Бор – пам. акад. А.П. Александрову (1997, скульп. А.С. Чаркин), в пос. Ленинское Выборгского р-на – пам. Александру Невскому (2000; скульп. А.С. Чаркин) и мн. др. Лит.: Калинин Б.Н. Памятники Ленинграда и его окрестностей. М., 1959; Гришина Л. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Кепп Е.Е. Выборг. Л., 1988; Сокол К. Г. Монументы империи. СПб., 1999; Скульптура Выборга. – http://www.vyborgcity.ru/text/text_24.htm И.А. Карпенко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975), литератор
Рубрики
СОКОЛОВ-МИКИТОВ Иван Сергеевич (1892–1975), писатель. С 1910 учился на Выс. с.-х. курсах в СПб. (не окончил). Работал сотрудником газ. «Ревельский листок», плавал матросом на судах торг. флота, в годы Первой мир. войны был добровольцем-медбратом, мотористом в авиационном отряде тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». В 1920-22 жил в Англии и Германии. После возвращения на родину мн. путешествовал, участвовал в неск. полярных экспедициях. Первое опубл. произв. – сказка «Соль земли» (1916). Автор кн. «Засупоня» (1918), «Кузовок» (1921), «Чижикова лавра» (1926), «Голь перекатная» (1927), «На речке Невестнице» (1928), «Елена» (1929), «Пути корабля» (1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробужденной земле» (1941), «Рассказы о Родине» (1947), «Лисьи увертки» (1956), «Былицы» (1962), «На своей земле» (1969) и др. В 1929-33 жил в г. Красногвардейск (г. Гатчина). Похоронен на Гатчинском кладб. Соч. Собр. соч. Т.1-4. Л., 1985-87. Лит.: Смирнов В. Иван Соколов-Микитов: Очерк жизни и писательства. М., 1983; Воспоминания об И.С. Соколове-Микитове: Сб. М., 1984. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сологуб (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927), литератор
Рубрики
СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863–1927), литератор. Окончил С.-Петерб. учительский ин-т (1882). Работал учителем математики; сначала в провинции, с 1893 – в СПб. После выхода в отставку в 1907 всецело занялся лит. деятельностью. Автор стихотв. (сб. «Пламенный круг», 1908) и прозаических произв. (сб. рассказов «Жало смерти», 1904; «Истлевающие личины», 1907; романов «Мелкий бес», 1902; «Творимая легенда», 1907-13 и др.). В 1913-14 в изд-ве «Сирин» вышло его Собр. соч. в 20 т. Устраивал на своих квартирах еженедельные лит. вечера. Салон С. посещали мн. писатели, художники, режиссеры, актеры и музыканты. Умер в Ленинграде, похоронен на Смоленском кладб. В дет. годы С. нередко гостил в доме Витбергов в Гатчине. В нач. 1900-х летние сезоны проводил на даче в Сиверской. Здесь написаны стихотв. «На гармонике рев трепака…» (1903), «Маленькие кусочки счастья…», «Люби меня ясно, как любит заря…» (оба 1904) и др. Летом 1908 снимал дачу в имении Елицы (не сохр.) в 3 км от ж.-д. ст. Суйда. Лит.: Неизданный Ф.Сологуб: Стихи. Документы. Мемуары: Сб. М., 1997; Нет больше в Суйде Лукоморья… / Сост. А.Бурлаков. Б. м., 2001. С. 25-28. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Старообрядчество
Рубрики
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Тайцы, г.п.
Рубрики
ТАЙЦЫ, гор. пос. в Гатчинском р-не. Нас. – 2600 чел. Находится при ж.-д. ст. Тайцы ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Пос. образован в 1960. Существуют также дер. Б. Тайцы и М. Тайцы. Топоним обозначает ключи, подземные «тайные» воды: в окрестностях Т. берут начало Таицкие (Орловские) ключи. В 1774 здесь был создан водовод для снабжения прудов Царского Села и Павловска, к-рый действовал до 1905. В XVI–XVII вв. в Т. находились цц. Свят. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы, разоренные в период швед. владычества. В 1770-е построена усадьба Тайцы, ее парк запечатлен на картине С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга» (1779). Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В 1880-81 и 1883-84 в Т. летом жил комп. Н.А. Римский-Корсаков, работавший здесь над оперой «Снегурочка», «Симфониеттой», Четвертой симфонией, учебником гармонии. В 1924 в Т. отдыхал поэт Б.Л. Пастернак. В 1920-е Т. – один из центров иосифлянства. В пос. имеются досуговый центр (на его базе существуют вокально-инструментальный ансамбль «Пульс», ансамбль «Антураж»), б-ка, дет. муз. школа. Хореогр. коллектив «Сюрприз» из Т. – неоднократный лауреат междунар. конкурсов. В 2004 создан молодежный центр, открыты разл. спорт. секции. Действует ц. Алексия митрополита Московского Святителя. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 94-106; Мещанинов М.Ю. Таицкие храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. –http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.shtml А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театр юного зрителя (г. Гатчина)
Рубрики
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (ТЮЗ) (г. Гатчина). Образован в мае 2003 по решению Пр-ва Лен. обл. как обл. выездной театр. Худож. рук. и дир.р – С.А. Рытов. В репертуар ТЮЗа вошли лучшие дет. спектакли гатчинских муниц. театров «Встречи» и «Причастие». ТЮЗ не имеет постоянного помещения, его мобильная труппа гастролирует по Лен. обл. и др. р-нам Северо-Запада России. Театр показывает более 120 спектаклей в год: среди них дет. спектакли: «О страшном драконе и храбром сапожнике» М. Ковнадской, «Жираф и Носорог» Г. Хорста и «Золушка» Е. Шварца (постановка Е. Котельниковой); спектакли для взрослых: «Поза эмигранта» Г. Слуцкой, «Ах, эти женщины» У. Гаррисона, «Счастливый день» А.Н. Островского (режиссер М. Карлина). В Гатчине планируется стр-во здания для ТЮЗа. С.А. Рытов
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театры
Рубрики
ТЕАТРЫ. Первые Т. в пригородах СПб. появились в кон. XVIII в. при имп. загородных дворцах (придворные Т.) и в усадьбах вельмож (крепостные Т.). На 1861 в окрестностях СПб. существовало 27 крепостных усадебных Т. При Конторе театральной дирекции с кон. XVIII до нач. XX вв. числилось шесть казенных и дворцовых загородных Т. Один из них, гатчинский Т. (1760-е – 1820-е) располагался в Конюшенном каре Гатчинского дворца (в 1783 построено отд. театр. здание; не сохр.). При «малом дворе» вел. кн. Павла Петровича до 1788 действовал любительский театр «Гатчинские забавы». Среди наиб. значительных казенных Т., работавших на терр. совр. Лен. обл., – гор. театр в г. Выборг, созданный в 1832 (спец. здание построено в 1843; в 1944 разрушено) и закрытый в 1918. После того как в 1882 была упразднена монополия Театральной дирекции на орг-цию публ. зрелищ, появляются «дачные театры», к-рые работали в летний сезон на антрепризной основе. На терр. Выборгской и С-Петерб. губ. такие Т. имелись в Териоках, Сестрорецке, Райволе, Парголове, Тосно. После 1882 развитие получили народные Т. двух типов: любительские и общедоступные (для малообеспеченных слоев нас.). Театральные сцены появились в Луге, Сиверской, Дибунах, Саблино (ныне г. п. Ульяновка). Пользовался популярностью любительский театр в Рябово (терр. совр. г. Всеволожск); неск. летних Т. располагалось в Шлиссельбургском у. Ряд театров был рассчитан не только на дачников, но и на местных жит. В частности, в Волосове имелся театр артистов-любителей, состоявший из гатчинской, мариенбургской и волосовской молодежи, его спектакли проходили в помещении Волосовского ж.-д. уч-ща. При пром. предприятиях открывались Народные дома, при к-рых устраивались Т. В 1905 при Лиговском нар. доме в СПб. начал функционировать Первый передвижной драм. театр под рук. П.П. Гайдебурова, к-рый положил начало системе передвижных Т. В летние месяцы театр давал спектакли в уездных гор. С.-Петерб. губ., а также гастролировал по России. Театр работал до 1928. В 1920–1930-е в Ленинграде имелось неск. гос. передвижных Т. («Свободный театр», «Комедия» и др.), к-рые давали спектакли в городе и области. На антрепризной основе работали также эстрадные Т., цирковые антрепризы, молодежные Т. («Синяя блуза», «Живая газета», «Комсоглаз» и др.), выезжавшие с представлениями в города обл. Передвижные Т. продолжали работать во время ВОВ, выезжая в боевые части на фронте. В послевоен. время развитие сети передвижных Т. было продолжено. Первым гос. стационарным театром на терр. совр. Лен. обл. стал Выборгский театр рус. драмы, учрежденный в 1940. В наст. время в ведении К-та по культуре Пр-ва Лен. обл. имеется шесть обл. Т., расположенных в СПб., Выборге и Гатчине: Драматический театр на Литейном; «Комедианты», драматический театр; Театр сатиры на Васильевском; «Святая крепость», драматический и кукольный театр, «Эльфы», детский эстрадно-музыкальный театр-студия (оба – в Выборге), выездной Театр юного зрителя (г. Гатчина). В ряде городов обл. появились муниц. Т., а также имеется 35 нар. Т. (см. Национальные театры, Народные театры). Лит.: Глезеров С. Дачные театры. –http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=6639; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В.Голованова, И.А.Базарова. СПб., 2003. Н.В. Дмитриева, Ю.Н. Кружнов
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Типографское и издательское дело
Рубрики
ТИПОГРАФСКОЕ И ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО, в С.-Петерб. губ. развива-лось сравнительно слабо, что было обусловлено близостью к СПб. – крупней-шему полиграф. и издательскому центру. В 1904 существовало по одной типо-графии в Луге, Гатчине, Тихвине и во входивших тогда в состав губ. Гдове и Нарве. В 1910 имелось 3 типографии в Луге, 1 – в Гатчине, 2 – в Тихвине (в тот период в составе Новгородской губ.), позднее появилась типография в Шлиссельбурге. Это были мелкие предприятия, печатавшие в осн. т. н. акцидентную продукцию (бланки, этикетки, объявления и пр.) и лишь изредка – брошюры и кн. небольшого объема и тиража. Губ. типография, как и ред. газ. «С.-Петерб. губ. ведомости», находилась в СПб. Книжных изд-в в С.-Петерб. губ. не было. В качестве издающих орг-ций выступали местные земства, мед., образователь-ные и др. учреждения, выпускавшие отчеты, журн. и пр., но печатали их в осн. в СПб. В 1918 полиграф. дело в стране было полностью национализировано. В 1923 в Ленинграде было создано кооперативное изд-во «Кирья» («Книга»), к-рое выпускало литературу на прибалт.-фин. языках для финноязычного нас. области (в 1937 ликвидировано). После создания Лен. обл., в 1930-е в ходе орг-ции сети районных газет создавались и районные типографии, для к-рых из типографий Ленинграда передавалось неиспользуемое оборудование, направлялись специалисты и квалифицированные рабочие. В период ВОВ многие типографские здания были разрушены. В 1950е – 1960-е в обл. шло планомерное стр-во новых типографий (в Волхове, Кингисеппе, Киришах, Луге, Мге, Соснове, Рощине), оснащение их новым оборудованием. Созданная в этот период сеть типографий и сейчас составляет осн. полиграфии Лен. обл. В районных изд-вах, кроме районных газет, выпускались пропагандистские и популярные брошюры на местном материале. Осн. часть книжной продукции выходила в Лениздате, обслуживавшем город и область. В процессе реформ гос.-парт. аппарата назва-ние и компетенция органа, ведавшего полиграфией и изд-вами, менялись: Объединение по делам газет и полиграфии Лен. обл. (Леноблиздат), с 1941 – Управление изд-в и полиграф. пром-сти (Леноблполиграфиздат), с 1950 –Управление по делам полиграф. пром-сти и торговле при Леноблисполкоме, с 1953 – Отдел изд-в и полиграф. пром-сти Управления культуры Леноблиспол-кома, с 1964 – Управление по печати Ленгорсиполкома (в его ведении находились типографии Ленинграда и обл.). В 1991 были образованы Комитеты по печати и СМИ раздельно города и области; в наст. время это Комитет по информационной политике и телекоммуникациям Лен. обл. На 2005 в Лен. обл. зарегистрировано 36 типографий, в т. ч. 10 гос. предприятий. По одной типографии имеется в Бокситогорске (ГП «Бокситогорская типография»), Волхове (МУА «Волховская типография»), Киришах ( МУП «Издательский дом «Кириши»»), Кингисеппе (ГП «Кингисеппская типография»), Кировске (типография входит в МУП ИД «Ладога»), Лодейном Поле (ОАО «Лодейнопольская типография»), Луге (ГП «Лужская типография», входит в объединение ППП № 1), Подпорожье (МИПК «Свирские огни»), Сланцах (ГП «Сланцевская типография», вхо-дит в ППП № 1), Шлиссельбурге, а также в пос. Сосново и Воейково; в Выборге работают 3 типографии (ГП «Выборгская типография», ОАО «Карелия Принт», ООО «Ред. газ. «Выборгские ведомости»»), в Гатчине – 5 (ГП «Гатчинская типография», «Дон Боско», ОАО «Северо-западный печатный двор», ООО «Профи-Центр», «Латона»). Кр. коммерческих книжных изд-в на терр. Лен. обл. нет. Издательские дома – «Крепкий орешек» (Шлиссельбург), «Невская заря» (Всеволожск), «Ладога» (Кировск), «Кириши» – печатают в осн. периодические изд. и рекламную продукцию. Частные изд-ва, как правило, существуют неск. лет и выпускают не больше десятка назв. книг: «Прана» (Тосно), «Справедливость» (Волхов), «Фантакт» и «Анкор» (Выборг) и др. В качестве издающих орг-ций выступают и типографии (напр., Волховская). Изд-ва и ред.-изд. отделы существуют при вузах, ряд орг-ций и учреждений издают кн. и брошюры для собственных нужд и на продажу, отд. книги издают их авторы. Лит.: Николаев В.И. Путь длиною в 125 лет: Из истории Гатчинской типогра-фии: 1876–2001. Гатчина, 2001; Положение о Комитете по информационной политике и телекоммуникациям Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/gov/committee/it/problem?notpl=1 О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Топонимия Ленинградской области
Рубрики
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Успенский Глеб Иванович (1843 – 1902), литератор
Рубрики
УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843–1902), писатель. Учился в Петерб. (1861) и Моск. (1862) ун-тах, курса не окончил. В 1867 сдал экзамены на звание учителя. Сотрудничал в журн. «Современник» и «Отеч. записки». Автор циклов повестей, рассказов и очерков: «Петербургские очерки» (1865), «Нравы Растеряевой улицы» (1866), «Разоренье» (1869-71), «Новые времена, новые заботы» (1873-78), «Из деревенского дневника» (1877-80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882) и др. В 1880 поселился в деревне близ ст. Чудово Новгородской губ. (ныне там имеется мемор. музей). С нач. 1890-х обострилась тяжелая душевная болезнь У., сделавшая невозможным продолжение его лит. деятельности. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб. В 1872 и 1874 У. жил в Гатчине. В очерке «Якобы дела» (1885) им описан быт крестьян Глажевской вол. (ныне Киришский р-н). Соч.: Собр. соч.: В 9 т. М., 1955–1957. Лит.: Соколов Н. Г.И.Успенский: Жизнь и творчество. Л., 1968; Гришина В.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.174, 239; Михайлова С.Б. Глеб Успенский в Петербурге. Л., 1987. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870), педагог
Рубрики
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824–1870), педагог, литератор. В 1844 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1846-49 – проф. Ярославского Демидовского лицея. Сотрудничал в журн. «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1859-62 инспектор классов Смольного ин-та, где провел прогрессивные реформы. В 1859-62 ред. «Журнала Мин-ва нар. просвещения». Основоположник отеч. науч. педагогики. Автор классических учебников: «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864). В основе пед. теории У. – идея народности воспитания, цель к-рого – развитие активной творческой личности. В 1854-59 жил в г. Гатчина, работал преподавателем рус. словесности и юрид. предметов Гатчинского сиротского ин-та (г. Гатчина, ныне просп. 25 Октября, 2; мемор. доска), с 1855 инспектор его классов. Лит.: Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. М., 1960; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 436-438; Зажурило В.К. Ушинский в Петербурге. Л., 1979. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Фестивали искусств
Рубрики
ФЕСТИВАЛИ ИСКУССТВ, смотры достижений разл. видов искусства. Как правило, имеют периодичность, проходят в большинстве гор. и нек-рых сел. поселениях Лен. области. С 1980 в г. Луга проводится фестиваль «Театральная весна» – один из старейших в области. В нач. 1990-х возникли фестиваль-конкурс дет. хореогр. коллективов «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), Фестиваль кукольных театров Ленинградской области (г. Сланцы), фестиваль-конкурс «Художественное творчество инвалидов» (г. Гатчина), фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо» (г. Выборг), музыкальный фестиваль «Провинциальные встречи мастеров искусств России» (г. Бокситогорск), кинофестиваль «Окно в Европу» и др. Вторая пол. 1990-х – нач. 2000-х гг. стали периодом расцвета фестивального движения, его инициаторами наряду с гос. учреждениями выступали общественные орг-ции и частные лица. К 2006 в Лен. обл. проводилось ок. 100 междунар., межрегиональных, обл., районных и гор. Ф. и. Больше половины из них проходят в гг. Выборг, Гатчина, Луга, Тихвин, Приозерск, Всеволожск, Волосово и Сосноый Бор, к-рые являются лидерами фестивального движения. Наиболее многочисл. и популярны музыкальные и музыкально-хореографические Ф. и., в т. ч. «Балтийский берег» (г. Сосновый Бор), «Весенний ключ» (г. Волхов), «Весенний фейерверк» (пос. Новый Свет Гатчинского района, г. Всеволожск), «Дверь в лето» (г. Выборг), «22 июня, ровно в 4 часа…» (пос. Рахья Всеволожского р-на), «Кумиры XXI века», «Музыка военных лет» (г. Луга), «Ночной вояж» (г. Выборг), «О чем поют солдаты» (г. Тихвин), «Песни о самом главном» (г. Волхов), «Сентябрь в Тихвине» (г. Тихвин), «С песней по жизни» (г. Кириши), «Серенады Выборгского замка» (г. Выборг), «Шаг за горизонт» (г. Волосово), «Ямгородская станица» (г. Кингисепп), а также обл. фестивали ансамблей бального танца (гг. Гатчина, Сосновый Бор), духовной музыки (гг. Выборг, Тосно), бардовской песни (с. Старая Ладога, г. Гатчина, дер. Горбунки Ломоносовского р-на) и др. Среди Ф. и. следует также отметить фольклорные (нар. творчества): «Древо жизни» (с. Винницы Подпорожского р-на), Ижорский праздник (дер. Вистино Кингисеппского р-на), «Киришские кружева» (г. Кириши), «К родным истокам вечная любовь» (г. Кириши), «Лоскутный стиль» (СПб.), «Мировая деревня» (г. п. Рощино, г. Выборг), «Плюсский венок» (г. Сланцы), «Праздничные звоны» (г. Тихвин), «Русский двор» (г. Пикалево), «Святочные забавы в царстве Снегурия» (г. Приозерск); театральные: «Авангард и традиции» (г. Гатчина), «Играй, театр, играй!» (г. Волосово), «Искусство без границ» / «Драматический этюд» (г. Лодейное Поле), «Кукольный дом» (пос. Лесколово Всеволожского р-на), «Театральная весна» (г. Луга), «Театральная осень» (г. Волосово), «Театральный остров» (г. Гатчина); кинофестивали: «Литература и кино» (г. Гатчина), «Лужские кинопосиделки» (г. Луга), «Окно в Европу» (г. Выборг); изобразительного иск-ва: «Сосновоборская мозаика» (г. Сосновый Бор); военно-исторические: «Русская крепость» (г. Приозерск), «Рыцарский замок» (г. Выборг). Особое место в культурной жизни обл. занимают разнообразные фестивали дет. худож. творчества: «Ангел надежды» (г. Всеволожск), «Встречи друзей» (г. Гатчина), «Выборгская весна» (г. Выборг), «Гатчинская радуга» (г. Гатчина), «Джаз-Парнас» (СПб.), «Звезда Рождества» (г. Приозерск), «Звездный дождь» (г. Гатчина), «Золотой петушок» (г. Тихвин), «Ладожские звездочки» (Всеволожский р-н), «Место встречи – Андерсенград» (г. Сосновый Бор), «Музыкальная капель» (г. Всеволожск), «Надежда» (г. Луга), «Подснежник» (гг. Ломоносов, Гатчина), «Рождественская звезда» (г. Лодейное Поле), «Тихвинский Лель» (г. Тихвин), «Тысяча и один шар» (г. Приозерск), «Хрустальный ключ» (г. Сосновый Бор), «Паруса надежды» (г. Гатчина), «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха» (г. Волосово, пос. Извара), «Цветы планеты» (гг. Выборг, Гатчина) и др. Ф. и. способствуют объединению общественных и гос. инициатив, направленных на развитие и популяризацию всех видов иск-ва в Лен. области, помогают продвижению культуры региона на междунар. арене. См. также: Праздничная культура Ленинградской области. Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003; Туристический путеводитель по Ленинградской области / Под ред. М.Б. Биржакова. СПб., 2003. С. 297-301; Область культуры: Информационно-методический сб. Спец. вып. 2004. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5