Адреса
/
Сопредельные территории/Финляндия
«Крестовый камень» Тиверска | |
Рубрики | |
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений". Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка. Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень. Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня. Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень"). Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки. Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Библиография: ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кузнечное, г.п. | |
Рубрики | |
КУЗНЕЧНОЕ, городской поселок в Приозерском р-не. Нас. – 5200 чел. Находится на северо-востоке Карельского перешейка, у берега Ладожского оз. близ границы с Республикой Карелия и Финляндией. Назв. получил в 1948. С 1961 К. – рабочий пос. (в его состав вошло и селение Хакала). В 1996–2005 – отд. муниц. образование. С 1917 связан жел. дорогой с СПб. и Сортавалой. К. развивается на месте разработки месторождения у дер. Каарлахти (фин. Kaarlahti – «изогнутый залив»), где пром. добыча гранита началась в 1945 (в 4 км от К. на берегу Ладожского оз. выявлены каменоломни XVIII в.). В 1950-е карьер «Кузнечное» стал крупнейшим по добыче гранита на Карельском перешейке. В К. функционируют ОАО «Гранит-Кузнечное» и ДОАО «458 КНИ» (эти градообразующие предприятия – крупнейшие в Сев.-Зап. регионе производители щебня), ООО «Камнеобрабатывающий завод "Возрождение"», карьер «Бородинское», где ведется добыча розового и серого гранита (используется для памятников). В К. имеются два дома культуры – «Алмаз» и «Юбилейный», две б-ки, муниц. школа иск-в (включает муз. и худож. школы). Окрестности пос. представляют интерес для развития водного туризма и скалолазания, автомоторалли. Лит.: Исаченко А.Г. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 320-325 А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кякисалми-Корела (Корельский город) | |
Рубрики | |
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ларин Параске | |
Рубрики | |
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ленинградская область | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект РФ. Терр. – 83,9 тыс. кв. км (максимальная протяженность с запада на восток 446 км, с севера на юг – 325 км). Нас. (на 2002) – 1669 тыс. чел. Граничит с Псковской и Новгородской обл. на юге, Вологодской обл. на востоке, Республикой Карелия на севере, а также с иностр. гос-вами: на западе с Эстонией, на сев.-зап. с Финляндией. Органы управления Л. о. размещаются в соседнем субъекте федерации – СПб. Свидетельствами ист. прошлого Л. о. являются многочисл. археол. памятники. На р. Волхов находится первая столица Руси – Старая Ладога. Население края всегда было полиэтничным. Формирование региональной культуры происходило в условиях контакта финно-угорских народов и славян. В средние века территория Л. о. входила в состав владений Вел. Новгорода. На рубеже XV–XVI вв. регион был разделен между четырьмя пятинами (адм.-терр. единицы Новгородских земель) – Шелонской (левобережье р. Луга), Водской (междуречье рр. Луга и Волхов), Обонежской (восточнее р. Волхов), Бежецкой (вост. часть совр. Бокситогорского р-на). С кон. XVIII в. по нач. XX в. терр. Л. о. была разделена между С.-Петерб., Выборгской, Новгородской, Олонецкой губ. На экон. развитие региона с XVIII в. первостепенное влияние оказывает СПб. (см. Дороги). Л. о. создана 1 авг. 1927. Ее пл. составляла 360,4 тыс. кв. км. Л. о. состояла из девяти округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолукский (в 1929 передан Западной обл.), Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Мурманский, – к-рые делились на районы и сел. советы. В 1930 округа как адм. подразделения в составе обл. упразднены, за исключением Мурманского (ввиду его отдаленности). В 1931 Ленинград стал городом республ. подчинения, были разделены обл. и гор. орг-ции, что положило начало существованию Л. о. как самостоятельного адм.-хоз. субъекта. В 1937 Череповец и прилежащие р-ны переданы вновь образованной Вологодской обл. В 1938 Мурманский округ преобразован в самостоятельную обл. В 1944 образованы Новгородская и Псковская обл. В 1940, после Сов.-финл. войны, Л. о. была передана отвоеванная у Финляндии юж. часть Карельского перешейка (Каннельярви, Койвисто-Приморск, Рауту-Сосново). 24 нояб. 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР в состав Лен. обл. включены Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны Карело-Финской ССР, а также терр. Эстонской ССР восточнее р. Нарова с г. Ивангород. С этого времени Л. о. приобрела совр. границы. Л. о. включает 17 муниц. р-нов: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский. На терр. Л. о. расположены 31 город, 34 гор. пос., 2907 сел. пос. (численность сел. поселений постоянно изменяется). В 1996-97 были сформированы муницип. образования, реформированные в 2004-05 (в наст. время насчитывается 222 МО разл. уровней). В Л. о. сохр. памятники дерев. зодчества, крепости (см. Крепостное и оборонительное строительство), усадьбы; работают ист.-краевед. и отраслевые музеи, театры, школы иск-в, худож. школы, муз. школы. Сеть учреждений культуры Л. о. включает в себя дома и дворцы культуры, клубы, фольклорные центры, кружки самодеятельности (см. Самодеятельность художественная), библиотеки. Частью культурной жизни являются многочисл. фестивали и праздники (см.: Праздничная культура Ленинградской области, Фестивали искусств). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А, Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Ленинградская область: Ист. очерк. Л., 1986; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996; Ленинградская область – 70 лет: Альбом. СПб., 1997; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ленинградский областной государственный архив в Выборге | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ В г. ВЫБОРГЕ (ЛОГАВ) (г. Выборг, ул. Штурма, 1). Образован в 1940 как филиал Центрального гос. ар-хива НКВД Карело-Финской ССР; в 1951 переименован в Гос. архив Лен. обл. в г. Выборге. В 1964-69 – филиал Лен. гос. архива Октябрьской рев-ции и социалистического стр-ва. С 1969 самостоятельный архив с совр. назв. Всего (на 2004) в 3346 фондах ЛОГАВ числилось 1178,9 тыс. дел за 1653–1999. Значит. объем док-тов архива, их большое разнообразие и широкий хронологический диапазон позволяют раскрыть состояние и развитие нар. х-ва Лен. обл., историю городов, р-нов, населенных пунктов, учреждений и орг-ций за 1917-93. Представлены также материалы более раннего периода (139,3 тыс. дел за 1653–1944), перешедшие из быв. Выборгского провинциального архива Финляндии (до 1940 размещался в занимаемом ЛОГАВ здании). Это док-ты учреждений, об-в, общин, частных предприятий, фирм быв. Выборгской, Куопиоской и Миккельской губ. В их числе фонды местных органов гос. управления и самоуправления, суда и юстиции, воен. учреждений и общественно-полит. орг-ций, а также фонды по всем отраслям х-ва, нар. образования, здравоохранения, религ. культа. Осн. часть док-тов на старо-швед., швед. и фин. яз. Значительную часть док-тов ЛОГАВ составляют фонды исполкомов окружных, гор., районных, поселковых, сел. Советов и их отделов, в материалах к-рых отражены вопросы деятельности органов власти на терр. области: об экон. состоянии гор. и р-нов, о числ. и возрастном составе нас., о застройке, жил. и гражд. стр-ве; электрификации деревень; экон. показатели колхозов, совхозов, пром. предприятий; нехозяйственные кн., поселковые списки жит.; гос. книги регистрации земель, земельные балансы, материалы по земле-устройству, отводу земельных участков; сведения о размерах посевных площадей, о состоянии животноводства, полеводства, птицеводства, звероводства; экон. показатели с.-х. учреждений. Хранятся книги учета лесосечного фонда и лесных культур, сан. обзоры, описания лесничеств, отчеты об отпуске леса. Док-ты архива свидетельствуют о состоянии нар. образования в обл., здравоохранения, культ.-просвет. работы. Коллекция док-тов деятелей культуры Лен. обл. представлена личными фондами писателя-фантаста А.О. Хлебникова, поэта П.М. Князева, искусствоведов Е.Е. Кеппа и Н.И. Золочевской, а также ряда выборгских художников. Науч.-справочная б-ка архива насчитывает 26,9 тыс. томов. Здание ЛОГАВ построено в 1932-34 по проекту фин. арх. У. Ульберга спец. для архива. Лит.: Краткий справочник по фондам Ленинградского областного государственного ар-хива в г. Выборге / Сост. Т.С. Конюхова, И.Б. Лозинская и Т.И. Прицева. Л., 1997; Документы личного происхождения в архивных учреждениях Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. СПб., 2002; Сайт ЛОГАВ. – http://spb.rusarchives.ru/logav В.Ф. Пантелеев | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лесогорский, г.п. | |
Рубрики | |
ЛЕСОГОРСКИЙ (до 1948 – Яски, также Яаски, Яскис; фин. – Jaaski), городской поселок в Выборгском р-не. Нас. – 3000 чел. Находится на левом берегу р. Вуокса при ж.-д. ветке Каменногорск – Иматра. Предполагается, что назв. имеет славянское происхождение. Село Яаски являлось центром одноим. волости и прихода Св. Петра. Впервые упоминается в тексте Ореховецкого мир. договора 1323, передавшего Швеции приходы (погосты) Яскис, Эуряпя, Саволакс. После Рус.-швед. войны 1741-43 – в составе России (см. Выборгская губ.). В 1918-40 – в независимой Финляндии. С 1940 – рабочий пос. в составе СССР (в 1940-44 – в Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл.). До 1960 – центр Лесогорского (до 1948 – Яскинского) р-на, затем – в составе Выборгского р-на. В Яаски родился У.Т. Сирелиус (1872–1929), один из основоположников фин. этногр. школы, проф. Хельсинкского ун-та. В Л. находится ОАО «Лесогорский з-д искусственного волокна». Работают дом культуры, б-ка. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Линдгрен Армас Элиэль (1874-1929), архитектор | |
Рубрики | |
ЛИНДГРЕН (Lindgren) Армас Элиэль, (1874–1929), архитектор. В 1897 окончил Политехн. ин-т в Гельсингфорсе (Хельсинки; ныне Технол. ун-т). В 1898-99 стажировался в странах Европы. В 1896-1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен». Участвовал в проектировании павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900), ряда зданий в Хельсинки, в т. ч. здания Нац. музея (1901-10). Преподавал в разл. уч. заведениях Хельсинки: читал историю иск-в в Политехн. ин-те (1899–1901), руководил школой прикладного иск-ва (1902-12). С 1919 – проф. архитектуры Технол. ун-та. Автор учебника по стилям архитектуры и декорации (1914). В 1902-03 участвовал в проектировании виллы Суур-Мерийоки под Выборгом (ныне в черте города, разрушена в годы Второй мир. войны), жил. дома в Выборге (1908, совм. с Б. Юнгом и О. Боманссоном; совр. адрес: Ленинградский пр., 21). По проекту Л. построена лютеранская ц. в Кексгольме (Приозерске) (1929-30; ныне – Центр досуга молодежи, в 2002 здание пострадало при пожаре). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб., Приозерск, 2004. С. 380-381; Иванова Е.В. Три архитектора Выборгской губернии кон. XIX – первой трети XX в. [Я. Аренберг, У. Уллберг, А. Линдгрен] // Вуокса. Вып. 2. Т. 1. Приозерск, 2001. С. 258-267. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Линтульский Свято-Троицкий монастырь | |
Рубрики | |
ЛИНТУЛЬСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Огоньки, Выборгский р-н). Первый жен. мон. в Финляндии. Осн. в 1894 тайным советником Ф.П. Нероновым в приобретенной для этой цели усадьбе Линтула. В 1894-95 построена дерев. ц. Пресвятой Троицы (арх. Е.Л. Морозов). 10 авг. 1896 открылась община, состоявшая из 26 сестер (первые приехали из Казанского Мокшанского мон. Пензенской губ.). Богослужение совершали св. прав. Иоанн Кронштадтский и архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский). 11 сент. 1905 общине присвоен статус монастыря. В 1900-е построены двухэтажные дерев. здания для келий и сиротского дома, где в 1911 устроена домовая ц. Свв. мц. Софии и кн. Владимира. В 1916 гл. церковь сгорела, в 1919 на ее месте на средства кн. И.Н. Салтыкова построена новая Троицкая ц. (арх. И. Бах) – дерев. на кам. основании храм в неорус. стиле. В 1939 в связи с нач. Сов.-финл. войны все 40 монахинь уехали в Финляндию, удалось спасти только чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери. В ходе воен. действий в 1939-44 разрушены здания церкви и приюта, келии и трапезная сохр. Монахини в 1946 переехали в с. Паллоки (Финляндия), где в 1973 была освящена новая ц. Пресв. Троицы. Лит.: Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48; № 6-7. С. 47. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ломоносовский район | |
Рубрики | |
ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН. Терр. – 1990,8 кв. км. Нас. – 65,3 тыс. чел. Образован в 1927. В состав Л. р. входят гор. пос. Большая Ижора и Лебяжье и 140 сел. населенных пунктов. Граничит с СПб., Кингисеппским, Волосовским, Гатчинским р-нами Лен. обл. Органы администрации Л. р. находятся на терр. Ломоносовского р-на соседнего субъекта федерации – в СПб. По терр. р-на проходит ж.-д. ветка СПб. – Калище – Усть-Луга (построена в 1926-31), ш. СПб.–Таллин. Л. р. расположен в сев. части Ижорской возвышенности и на юж. побережье Финского зал. В Л. р. находятся Гос. природный ботанический заказник «Гостилицкий» (см. Гостилицы), гос. гидрологический и геол. пам. природы «Радоновые источники и озера у пос. Лопухинка» (создан в 1976), водно-болотное угодье «Лебяжье» (см. Лебяжье). На терр. Л. р. нет крупных рек. Характерной геол. особенностью этих земель являются многочисл. валуны, принесенные в древности отступавшим на север ледником. В 3 км от Ломоносова находится самый большой на Северо-Западе России валун «Бизон» (дл. 4,5 м, выс. 2 м). В древности эти территории населяли прибалт.-фин. племена – предки ижоры. С проникновением славян связывают распространение ср.-век. курганно-жальничных погребений. В XIII в. возник новгородский адм. центр и крепость Копорье (см. Копорская крепость).В XVII в. здесь, как и в др. р-нах Ингерманландии, селились выходцы из Финляндии (ингерманландские финны). На побережье Финского зал. находятся форты Красная Горка, Серая Лошадь, входившие в систему обороны Кронштадтской крепости. В память о воен. действиях, проходивших на терр. Л. р. во время Гражд. и Вел. Отеч. войн, установлены монументы, ряд из них входит в «Зеленый пояс Славы». К наиболее значимым архит. памятникам р-на относится Ропшинский дворцово-парковый ансамбль (пос. Ропша). Близость к СПб. определила возникновение большого числа помещичьих усадеб на терр. Л. р.: Воронина, Гостилицы, Копорье, Лопухинка, Усть-Рудица. С Л. р. связаны биографии ученых М.В. Ломоносова (см. Усть-Рудица), Н.И. Пирогова, И.П. Белавенца (см. Большая Ижора), писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Бианки, худ. И.Е. Репина. В г. Ломоносов (СПб.) находятся Ломоносовский историко-краеведческий музей, Ломоносовская библиотека центральная районная, Ломоносовская дет. б-ка; 22 б-ки работают в нас. пунктах. В районе имеется 22 дома культуры, Центр дет. творчества, театральная школа «Рубикон» (открыта в 2002), горнолыжный центр «Туутари-парк» на Дудергофских высотах. Издается газ. «Балтийский луч» (с 1931). Правосл. приходы действуют в гор. пос. Лебяжье, Большая Ижора, дер. Гостилицы, пос. Аннино, дер. Гора-Валдай (см. Троицы Пресвятой ц.), дер. Горбунки, с. Копорье. В дер. Иннолово в 1995 построена дерев. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (приход Хиетамяки Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). На месте прежней приходской кирки в дер. Яльгелево (разрушена во время ВОВ) в 1997 установлен памятный крест. См. также: Ломоносовского района герб и флаг. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Сайт газ. «Балтийский луч». – http://bluch.spb.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Миних Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) (1683-1767), граф, военный деятель, архитектор | |
Рубрики | |
МОНРЕПО, усадьба (г. Выборг, на берегу Защитной бухты Выборгского залива в сев.-зап. части о. Твердыш). Устройство парка на о-ве началось в 1760, когда эта местность стала имением воен. коменданта Выборга П.А. Ступишина. Для этого голые скалы были покрыты слоем плодородной земли и высажены лиственные деревья. Название (от mon repos (фр.) – «мой отдых») было дано усадьбе уже новым владельцем – принцем Фридрихом Вюртембергским, наместником Выборга в 1784-88. При нем был построен дерев. усадебный дом, продолжались работы в парке. В 1788 право на владение имением приобрел през. СПб. АН А.Л. Николаи. Последние 17 лет жизни он провел в М., здесь и похоронен в фамильном склепе. При следующем владельце, дипломате П.А. Николаи в 1820–1830-е М. достигло расцвета. Появились декорат. сооружения (ок. 70-ти), украсившие ансамбль (в частности, гранитный обелиск на скале). Усадебный дом перестраивался в 1820 в стиле рус. классицизма по проекту Ж. Мартинелли. В центральной гостиной находился 56-метровый живописный плафон «Марс и Венера» работы неизв. итал. худ. XVIII в. (похищен в нач. 1970-х); славилась коллекция живописи, скульптуры и старинного оружия. Во флигеле располагалась уникальная б-ка из 9000 томов (ныне в Хельсинкском ун-те). Редкое сочетание морских ландшафтов, скалистых бухт и декорат. построек привлекало в М. многих ценителей. О М. писали М.В. Севергин, А.П. Керн, Я.К. Грот и мн. др. Среди сохр. достопримечательностей: дерев. готические ворота (1830, арх. К. Энгель; воссозданы в 1982); замок Людвигштайн на о-ве; Храм Нептуна (1820-е, арх. А.И. Штакеншнейдер; воссоздан в 1990-е), источник «Нарцисс», колонна Павла I. В 1944 в М. разместился воен. госпиталь, в конце 1940-х – дом отдыха, в 1966-88 использовался как гор. парк. Начатая в 1973 работа по реставрации усадебного дома не завершена. С 1988 – Гос. историко-архитектектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Лит.: Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992. С. 118-135; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 168-171. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли» | |
Рубрики | |
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов, школ, библиотек. Музей создан Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке комитета по молодежи и связи с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Его создавали представители коренных народов Петербургской земли – финнов, ижор и води. Всего в создании музея приняли участие более ста человек. Автор и руководитель проекта – научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ольга Конькова. 28 февраля 2007 года, в День Калевалы, музей открылся как выставка музея антропологии и этнографии. Музей содержит редкие бытовые вещи рубежа XIX – XX веков. На стендах размещены более тысячи уникальных фотографий и рисунков. Во время создания музея была проделана огромная работа по воссозданию народных костюмов ингерманландских финнов, води и ижор. Многие комплексы народной одежды были буквально воссозданы по отдельным фрагментам, сохранившимся в музеях Финляндии и Эстонии. Ярким дополнением, вызывающим небывалый интерес не только у детей, но и у взрослых служат жанровые кукольные сцены («Иванов день у финнов – эурямейсет», «Рождество у финнов-савакот» и др.). Деревянные куклы выполнены в народной технике, у них настоящие «финские» лица, а их народную одежду со всеми мельчайшими деталями и вышивками, сшили участники группы реконструкции одежды. Восхищение зрителей неизменно вызывает необычная карта расселения коренных народов Петербургской губернии – она выполнена настоящей ингерманландской мастерицей Лильей Шуваловой в старинной технике лоскутного шитья. Надписи на карте заслуживают особого внимания: для них был специально разработан шрифт на основе старинных ингерманландских знаков собственности – «талонмеркит». Понять историю и культуру Ингерманландии помогает и необычное музыкальное сопровождение: известный музыкант Н. Кочетков, работающий и с ингерманландским хором «Пиетрин куоро» и с фолькгруппой «Корпи», создал специальный диск, где шум моря сменяется старинными наигрышами на пастушьей трубе, а стук дождя перекрывается древними финскими и ижорскими песнями. Мобильный музей должен обогатить культуру Петербурга и Ленинградской области, раздвинуть горизонты нашей истории, включив в нее самобытную и пока малоизвестную культуру и историю коренных народов нашей земли. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Население | |
Рубрики | |
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Находки захоронений. Украшения женского костюма (вепсы) | |
Рубрики | |
Продукция ювелирного ремесла представлена украшениями для женского костюма. С помощью изделий из цветных металлов удается выявить конкретные исторические связи народа с различными, порой весьма удаленными территориями на определенных временных отрезках. Так, для женского комплекта украшений X в. характерны гривны — шейные обручи, изготовленные из железа, бронзы и изредка серебра. Наиболее употребительными в это время были гривны из круглой проволоки, один конец которой заканчивался многогранной головкой, а другой — петлей. Они импортировались из Финляндии и Прибалтики. У населения р. Ояти проявилась особая склонность к бусам. В курганах представлены целые ожерелья из сердоликовых, стеклянных, пастовых глазчатых бусин. Уникальна низка бус массой около 800 г, состоявшая из очень крупных черных глазчатых бусин. Такие бусы изготовлялись, скорее всего, в Византии и попали на Оять в результате торговых контактов. На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами-застежками западноевропейского, точнее скандинавского происхождения. Эти фибулы получили широкое распространение не только в Скандинавии, но и в Центральной Европе, на территории Советского Союза. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы : верхняя, иногда позолоченная “скорлупка” накладывалась на нижнюю гладкую, по ободку которой шел орнамент. Поверхность фибулы покрывалась узором в виде ленточного плетения, изображениями переплетающихся чудовищ, стилизованных масок. Фибулы соединялись друг с другом цепочками или низками бус. Вместо скорлупообразных фибул могли использоваться подковообразные. На груди (в центре) располагалась трилистная или щитообразная фибула тоже скандинавского происхождения. На руках носили массивные бронзовые браслеты. Выпуклая, ажурная верхняя часть браслета украшалась кусочками драгоценных металлов (к сожалению, при раскопках они не обнаружены). Не все предметы в женском костюме X в. были западноевропейскими. К парным фибулам на длинных спиральках подвешивались пластинчатые и объемные подвески-уточки, бубенчики, бусы-“флакончики”, ножи в ножнах и т. д., характерные для финно-угорского мира. К началу XI в. число таких украшений увеличивается. Появляются копоушки, названные так археологами, поскольку использовались они для чистки ушей и в качестве украшений. Кроме того, входят в употребление бронзовые амулеты в виде ключей, ложечек, кресала для высекания огня с бронзовыми рукоятями и пластинчатые с ушками и прочие предметы. В XI в. многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым в свою очередь подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки. В целом же для женского костюма по-прежнему характерно обилие бронзовых украшений на груди, поясе и руках. В XI—XII вв. в обиход входят славянские изделия. В одних случаях они свидетельствуют о славянском влиянии, в других — о наличии славян в древневепсской среде. Разнообразные височные кольца являлись украшением для головы. Они делались из бронзы или серебра и крепились ремешками к вискам по нескольку штук с каждой стороны. Крестики и крестовидные подвески, серебро- и золотостеклянные бусы, витые браслеты, игольники (в них хранились швейные иглы) с ажурными или сплошными орнаментированными навершиями подвешивались к поясу на шнурках или ремешках и дополняли комплект украшений. В XII—XIII вв. набор женских украшений становится более скромным: конические шумящие изделия с бутылкообразными или лапчатыми привесками, бронзовые бусы с напаянными кружочками, височные кольца, браслеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Неолита памятники | |
Рубрики | |
НЕОЛИТА ПАМЯТНИКИ. Неолит (новый кам. век, VIII–III тыс. до н. э.) – эпоха появления земледелия и скотоводства, прядения и ткачества, новых техник обработки камня, керамики. В лесной зоне Вост. Европы неолит датируется V–II тыс. до н. э. и характеризуется устойчивым рыболовецко-охотничьим х-вом. В период раннего неолита на юге совр. Лен. обл. и в Юж. Приладожье появляются стоянки, относящиеся к Нарвской культуре. Эталонным пам. сев. варианта этой культуры считается ниж. слой стоянки Сяберская III в Лужском р-не (раскопки В.И. Тимофеева, 1988-89). Нарвская керамика и костяные изделия обнаружены и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Тонкостенные сосуды изготовлялись из узких лент глины с примесью органических остатков и толченой раковины, верх. часть сосудов украшена редким орнаментом из горизонтальных рядов насечек, вдавлений, наколов, оттисков. Характерны расчесы поверхности гребенчатым штампом. Кремневый инвентарь немногочислен. Ряд находок, собранных при прокладке Нового Сясьского кан., вошел в «Коллекцию А.А. Иностранцева». Нарвская культура граничит с ранненеолитической культурой Сперрингс, основной ареал к-рой находился на терр. Финляндии и Карелии. Находки керамики этого типа представлены в составе комплексов стоянок Карельского перешейка, Юж. Приладожья и востока области. В материалах стоянки Забелье на востоке Лен. обл. (раскопки Ю.Н. Урбана, 1987) обнаружена керамика, близкая ранним этапам валдайской и верхневолжской культур. В эпоху развитого неолита на терр. области складывается прибалт. культура с гребенчато-ямочной керамикой. Этот тип керамики был выделен А. Европеусом. Для него характерно преобладание оттисков гребенчатого штампа, покрывающих всю поверхность крупных, полуяйцевидной формы сосудов. Зоны оттисков разделены рядами глубоких ямок. В орнаменте также присутствуют геометрические фигуры и горизонтальные зигзаги, специфические оттиски и насечки. Помимо керамики, комплексы стоянок характеризуются обилием орудий из кремня, а также сериями изделий из кварца. Отмечены находки восточноприбалт. янтарных украшений. Радиоуглеродный анализ дает представление о возрасте пам. с гребенчато-ямочной керамикой: ранние датированы кон. IV тыс. до н. э., наиболее поздние относятся к кон. III – нач. II тыс. до н. э. Эталонным пам. неолитической культуры считается поселение Усть-Рыбежна I при впадении р. Рыбежка в р. Паша (раскопки Н.Н. Гуриной, 1952-54, 1956, 1958-59). Его культурный слой отличается прекрасной сохранностью. Большое кол-во стоянок известно в Приладожье, на Карельском перешейке, в зап. р-нах обл., а также в Лужском р-не. Лит.: Иностранцев А.А. Доисторический человек побережья Ладожского озера. СПб., 1882; Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. М.; Л., 1961. С. 450-597; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (Славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 8-34; Europeus – Aerapaa A. Die relative Cronologie der Steinzeitlichen Keramik in Finnland. I. Acta Archaeologica. Vol. I, fasc. 2. Kobenhavn, 1930. S. 179-186. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Нурменская детская школа искусств | |
Рубрики | |
НУРМЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ (дер. Нурма, Тосненский р-н). Осн. в 1987, учредитель – администрация МО «Тосненский район». Имеются отд.: классическое (фп., скрипка, флейта, аккордеон, домра, ксилофон, гитара), эстрадно-джазовое (ударные, электрогитара, бас-гитара, саксофон, джазовое фп., джазовый вокал) и фольклорное. Уч-ся и преподаватели школы – постоянные участники и лауреаты разл. фестивалей и конкурсов в СПб. и в Москве, а также за рубежом – в Финляндии (хор «Аистенок-2004»), в Чехии («Пражская осень-2005»). В 1997 школа выступила организатором междунар. дет. конкурса «Джаз-Парнас» (проводится в СПб. раз в два года). По инициативе школы были проведены фестивали и конкурсы «Колыбель виртуоза» (фп.), «Юный аккомпаниатор», «Старый Новый год» (хоровой), «Красная Горка» (фольклорный), «Вице-премьер». Лит.: Регламент IV конкурса юных исполнителей «Джаз-Парнас» // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2001. № 11. С. 10-13; Розина И.В. V Международный детский фестиваль-конкурс «Джаз-Парнас» // Область культуры. 2003. № 5. С. 30-32. О.В.Осипов | |
Авторы | |
подробнее… | |
Общие вопросы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
ИНГРИЕЙ, или ИНГЕРМАНЛАНДИЕЙ, называют район расселения прибалтийско – финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве он граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60 километров от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Переселения 1945-1950-х | |
Рубрики | |
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 1940–50-х, миграции, вызванные полит. (выселение отд. категорий граждан, признанных неблагонадежными, в т. ч. мероприятия по очистке пограничной полосы) и экон. (необходимость привлечения рабочей силы) факторами. На терр. Лен. обл. массовые миграции начались после Сов.-финл. войны (1939-40), в ходе к-рой прежнее нас. р-нов, перешедших к СССР, было эвакуировано фин. пр-вом в Финляндию. В 1940 на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов появились переселенцы, завербованные в разл. областях России. После нач. Вел. Отеч. войны летом 1941 они были эвакуированы, а фин. и нем. нас. Лен. обл. депортировано (см. Депортации этнические). Новый этап заселения Карельского перешейка начался в 1945, после пост. ГКО от 15 янв. 1945 № 7326/с «О переселении хозяйств колхозников в районы Карельского перешейка, входящие в состав Лен. обл.». Вербовка нас. на опустевшие терр. в окрестностях Ленинграда была организована в соответствии с пост. Совета Министров СССР № 155 от 27 янв. 1948 «О переселении колхозников в колхозы пригородных районов Лен. обл.» (предполагалось переселять жителей Владимирской, Рязанской, Калининской, Горьковской, Ярославской обл.). Весной 1948 в Лен. обл. прибыли 11693 чел. (2185 семей), из них 8198 чел. были поселены на территории Ингерманландии, остальные – на Карельском перешейке. Впоследствии часть мигрантов, недовольных условиями жизни в Лен. обл., вернулась обратно. Организованное переселение продолжалось и в 1950-е. Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 143-150; Степаков В.Н., Балашов Е.А. В «новых районах»: Из истории освоения Карельского перешейка 1940-1941, 1944-1950 гг. СПб., 2001; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 279-339. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Приморск, г. | |
Рубрики | |
ПРИМОРСК (швед. – Bjorko / Бьёрке, Бъёрке, фин. – Koivisto / Койвисто), с 1948 – Приморск), город в Выборгском р-не. Нас. – 5,3 тыс. чел. Важный порт на Балтийском море. Соединен ж.-д. путями с СПб. (1916) и г. Выборг (1925). Впервые упомянут в летописи под 1268 как новгородский торг. пункт Березовское. Далее менял свое назв. на швед. Бьерке (до 1918), фин. Койвисто (в переводе с обоих яз. – «береза»). Природные условия окрестностей П. (шхеры и бухты) способствовали развитию мореходства, рыболовства, торговли рыбой и тюленьим жиром, осуществлявшейся при посредничестве купцов Ганзейского союза. По Ореховецкому договору 1323 – в составе Швеции. С 1721 (фактически с 1710) в составе России, с 1811 – Вел. княжества Финляндского, в 1917-40 – в независимой Финляндии. В 1940, после Сов.-финл. войны, отошел к России, что сопровождалось полной сменой нас. города. С 1940 – районный центр Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В наст. время известен крупным нефтеналивным терминалом (с 2001), а также рыбодобывающими и рыбоперерабывающими предприятиями. С П. связано название рус.-германского Бьёркского договора, подписанного в 1905 Николаем II и германским имп. Вильгельмом II. В кон. 1950-х в П. проходил испытания первый в мире атомный ледокол «Ленин». Сохр. здание лютеранской кирки Св. Марии Магдалины (1904, арх. И.Д. Стенбек). В наст. время в нем находятся дом культуры (с 1948) и ист.-краевед. музей (с 1996). В П. имеются гор. и дет. б-ки, дом дет. творчества, муз. и худож. школы. Работает муницип. телекомпания «Приморский парус» (с 1996). Установлены пам. «Парус и крест» (1992, скульп. А. Саало) – символ дружбы между рус. и фин. народами и пам. сов. воинам, павшим в 1941-44. В июне 2005 прошел фестиваль поэзии и авторской песни «Приморские зори» (в рамках празднования Дня города). В окрестностях П. расположен заказник «Березовые острова» (с 1996 имеет самостоятельный статус), его пл. 12 тыс. га, из них 7 тыс. га – акватория залива. Лит.: Берёзовское–Бьёрке–Койвисто–Приморск / Ред. А.П. Кандыбко. СПб., 1998; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. СПб., 2003. Ч. 5-6: Койвисто–Йоханнес (Приморск–Советский). С.63-73; Kansanaho E. Koivisto. Sen vaiheista, asukkaista ja elinkeinoista. Vammala, 1953; Сайт г. Приморск. – http://www.primorsk.ru А..Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Приозерск, г. | |
Рубрики | |
ПРИОЗЕРСК (Корела, до 1948 – Кексгольм, фин. – Кякисалми), город, адм. центр Приозерского р-на. Нас. – 19,3 тыс. чел. С 1310 – центр рус. владений в Карелии. В составе Швеции в 1580-95 и в 1611-1710. После вхождения в состав России – в С.-Петерб. губ., в 1744 – в Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского, с 1918 – независимой Финляндии). С 1940 – в составе СССР (до 1944 – в Карело-Финской ССР). Начало городу положило в 1310 основание на месте древнего поселения на р. Вуоксе новгородской крепости Корела (в швед. источниках – Кексгольм). В ср. века – один из кр. городов Северо-Запада. В сер. XVI в. в нем проживало более 3 тыс. чел., в городе находились пять монастырей, четыре приходские ц. В 1809 крепость утратила оборонительное значение, Кексгольм стал обычным уездным городом. В 1897 на о-ве Каллиосаари (Скалистый о-в, ныне – гор. парк) возник курорт с водогрязелечебницей. Город являлся одним из центров вост.-фин. культуры. В 1880 здесь состоялся первый на Карельском перешейке нар. муз. праздник. В 1894 в Круглой башне крепости Корела была открыта этногр. экспозиция (см.: «Корела», музей-крепость; Корела, крепость). На рубеже ХIХ–ХХ вв. Т. Швиндт проводил археол. раскопки. Здесь жили и работали комп. Э.Г. Мелартин, органист и дирижер А. Неувонен (1874–1941), скульптор А. Каасинен (1892–1970). В черте совр. П. находилась усадьба Ю.Ампиала – культурный центр фин. творческой интеллигенции в 1900-36 (в 2001 усадьба признана пам. садово-паркового иск-ва и дерев. зодчества). В 1910 на гор. площади установлен пам. Петру I (скульп. Вербель; утрачен в 1918, восстановлен в 1972, скульп. В.Э. Горевой). В П. имеется дом культуры, при к-ром созданы Нар. драм. театр (с 1959), ансамбль рус. нар. музыки «Лесная сказка» (с 1972) и др. коллективы. Работает культурный центр «Карнавал», Приозерская центральная б-ка. В П. два правосл. храма: Рождества Пресвятой Богородицы собор; ц. Всех святых (1894, арх. И. Аренберг). Сохр. кам. здание лютеранской кирки (1929-30, арх. А. Линдгрен), к-рое занимает Центр досуга молодежи. В сквере у кирки в 1996 открыт пам. на месте захоронения 105 фин. военнослужащих, погибших в 1941-44 (арх. К. Кокко). В П. издаются газ.«Красная звезда», краевед. альманах «Вуокса», работает радиостанция «Радио Приозерска». Лит.: Громов В.И., Потемкин Л.П., Шаскольский И.П. Приозерск. Л., 1976; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Приозерский историко-краеведческий музей «Крепость Корела» | |
Рубрики | |
Историко-краеведческий музей “Крепость Корела” находится в одном из живописнейших мест Карельского перешейка - в городе Приозерске Ленинградской области. За свою историю город назывался Кякисалми, Кексгольм, Приозерск. В разные времена в городе жили карелы, шведы, финны. Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Первое упоминание о городе встречается в шведской хронике Эрика в 1295 году. Крепость Корела известна как памятник новгородского оборонительного зодчества XIV века. В результате захватов, пожаров крепость часто перестраивалась. Сохранились оборонительные валы от укреплений XVI-XVII веков. Дошедшая до нас Круглая башня является шведской постройкой конца XVI века. Она имела большое оборонное значение в крепости и в XIII-XIX веках использовалась как тюрьма. Находящееся рядом здание Старого арсенала, также являющееся шведской постройкой конца XVI века, использовалось для хранения оружия. Современный музей в Приозерске был открыт 17 июня 1962 года как музей историко-краеведческий, в 1972 году - приобрел статус государственного. В 1992 году в Музее была произведена реэкспозиция, и сейчас в пяти основных разделах представлено как историческое прошлое края – карельская культура, так и средние века, узники крепости, события, связанные с историей края во время вхождения в независимое государство Финляндия, военный период, современность. Музейный фонд Приозерского историко-краеведческого музея составляет свыше 17 тыс. единиц хранения. Большая коллекция археологических находок собрана на территории Карельского перешейка и самой крепости, где неоднократно в последнее время совместно с учеными из Финляндии, Швеции, Прибалтийских стран работали Санкт-Петербургские археологи. Большой успех имела выставка “Из археологического наследия Карельского перешейка”, в которой была представлена финская и шведская культура: ювелирные украшения XI-XIV веков, керамика, древние монеты и т.д. Адрес музея: 188760, Ленинградское шоссе, д.3. Крепость-музей “Корела” Тел. (812-79) - 23-830. Часы работы с 10 до 17 (с 1 июня по 31 августа – с 9 до 18 ч.); Выходной день – понедельник. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Экспозиция музея] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/002.shtml | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Приозерский район | |
Рубрики | |
ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 63,3 тыс. чел. (в т. ч. 20,5 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Приозерск). Терр. – 3 563,1 кв. км. Расположен в вост. и сев.-вост. частях Карельского перешейка. Граничит с Всеволожским и Выборгским р-нами, Республикой Карелия, Финляндией. Вост. граница проходит по берегу Ладожского оз. Включает в себя г. п. Кузнечное, 103 сел. населенных пункта. Образован в 1944 (до 1948 – Кексгольмский р-н) после включения части терр. Карело-Финской ССР в состав Лен. обл. Через П. р. проходит жел. дорога СПб. – Сортавала (построена в 1917) и параллельная ей автомоб. трасса. Внутр. озера занимают 12% терр. П. р. Крупнейшая из рек –Вуокса. Леса, в осн. сосновые, занимают 63% пл. К пам. природы относятся оз. Красное (Пуннусярви), комплексные заказники «Озеро Ястребиное (Хауккалампи)», «Гряда Вяярямяенселькя». На терр. района сделаны многочисл. археол. находки, среди к-рых обнаружены стоянки эпохи неолита и раннего металла, ср.-век. грунтовые могильники, ритуальные кам. кучи в окрестностях оз. Суходольское. На рубеже I–II тыс. н. э. cев.-зап. Приладожье населяли карельские племена (см. карелы). В XIV в. на месте более древних поселений возникли новгородские крепости Тиверский городок, Корела. Центром христианизации края стал правосл. Коневский Рождество-Богородицкий мон. (осн. в 1393). В XVII в. религ. притеснение правосл. карельского нас. и тяжелое экон. положение в регионе привело к бегству части нас. в Россию; на опустевшие земли переселились финны-лютеране. В ходе Сев. войны терр. П. р. вошла в состав России. Включена в С.-Петерб. губ., в 1744 передана Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского). В XVIII в. земли Карельского перешейка раздавались рус. помещикам. О тяжелой доле крестьян донационных (дарственных) земель напоминают установленные арх. А. Кааримо в 1936 пам. в виде башен из дикого камня. В 1842-93 в дер. Суотниеми (ныне – пос. Яркое) работал первый в Финляндии фарфоро-фаянсовый з-д Х.В. Лёфстрёма, изготовлявший посуду и статуэтки из местн. белой глины. На терр. П. р. родились худ. А.М. Матвеев, комп. Э. Мелартин; жили скульп. А. Каасинен, исполнительница рун Ларин Параске, писатели В.А. Лебедев, С.А. Воронин; работали ученые Н.Я Озерецковский, Т. Швиндт. Во второй пол. ХХ в. р-н стал популярным местом отдыха. Здесь жили на дачах писатели Ю.П. Герман, Г.А. Матвеев, И.М. Меттер, И.С. Соколов-Микитов, актеры В.В. Меркурьев, И.О. Горбачев. В П. р. (включая г. Приозерск) функционируют 25 домов культуры, 23 б-ки (см. Приозерская библиотека центральная районная), четыре дет. худож. и муз. школы. Ежегодно проводятся водный фестиваль «Вуокса» в пос. Лосево, фестиваль карельского иск-ва. Выходит районная газ. «Красная звезда». Правосл. приходы созданы в пос. Громово, Красноозерное, Мельниково, Саперное, Сосново, Плодовое, Торфяное. Лютеранская община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существует в пос. Севастьяново на базе лютеранской ц. Св. Иоанна (быв. приход Каукола). В П. р. установлены многочисл. пам. на братских могилах воинов, погибших в Сов.-финл. и Вел. Отеч. войнах. С 1992 устанавливаются пам. на местах захоронений фин. военнослужащих. См. также: Приозерского района герб Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту–Саккола (Сосново–Громово). СПб., 2000; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 82-83; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004; Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005; Официальный сайт Приозерска и Приозерского р-на. – http://www.priozersk.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы церковь (дер. Гимрека, Подпорожский р-н) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Гимрека, Подпорожский р-н). Дерев. шатровая ц. в Гиморецком погосте построена в 1650-95, приделы посвящены прпп. Антонию Римлянину и Антонию Великому. Прямоугольная в плане клеть четверика поднимает два поставленных друг на друга восьмерика, к-рые служат основанием шатра. Шатер покрыт тесом и увенчан цилиндрической шеей с главкой-луковицей, покрытой лемехом. В ансамбль входят отд. стоящая шатровая колокольня, ограда, рубленые ворота и примыкающее кладб. В XIX в. высокое крыльцо заменено холодными сенями с широкой одномаршевой лестницей, здание ц. поднято на высокий подклет и поставлено на ленточный фундамент. Церковь отремонтирована в 1858. Закрыта в кон. 1930-х. Действовала в период фин. оккупации (1942-44); в этот период в ней служили иеромонахи Валаамского мон., при ц. действовала школа с преподаванием на фин. яз. При эвакуации финны увезли антиминсы с трех престолов, напрестольный серебр. крест, царские врата и неск. икон, к-рые находятся сейчас в музее в Финляндии. Официально закрыта в окт. 1945, несмотря на ходатайства верующих. В 1972-83 проведена реставрация с возвращением первоначального облика, колокольня в 1974-76 разобрана и восстановлена с заменой обветшавших элементов. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 207-209; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 32; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
"Рыцарский замок", военно-исторический фестиваль | |
Рубрики | |
«РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК», военно-исторический фестиваль. Проводится ежегодно с 1996 в сер. лета. Посвящен годовщине Невской битвы (1240). Организаторы – «Выборгский замок», государственный музей и С.-Петерб. воен.-ист. клуб «Княжеская дружина». Выборгский замок, единственный сохр. рыцарский замок в России, входит в ассоциацию Балтийских замков, его древние стены представляют собой необходимый ист. фон для проведения фестиваля. Обычно мероприятия продолжаются три дня. Возраст участников не ограничивается, однако к сражению допускаются лица, достигшие 18 лет. Действо начинается с построения и смотра рыцарских войск, к-рые затем участвуют в общем сражении (бугурте). Далее проводятся пешие турниры, соревнование по стрельбе из лука, конкурсы на лучший ист. костюм и доспехи. Организуется ярмарка ср.-век. мастеров – ремесленные мастерские по изготовлению оружия и доспехов, обуви и гончарных изделий. В программу также включены концерт ср.-век. музыки и танцев, выступления фольклорных коллективов. В последний день устраивается финальное театрализованное «сражение». Праздник завершается торжественным шествием участников фестиваля по улицам и площадям Выборга. В мероприятии участвуют представители воен.-ист. клубов России, Прибалтики и Финляндии. В рамках фестиваля проходит науч.-практический семинар, посвященный проблемам ист. реконструкции. С.А. Абдуллина | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Савакот | |
Рубрики | |
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сайменский канал | |
Рубрики | |
САЙМЕНСКИЙ КАНАЛ. Построен в 1843-56. Соединяет оз. Сайма с Финским зал. Находится на терр. Выборгского р-на Лен. обл. и Финляндии. Попытки стр-ва кан. предпринимались в 1499–1511, 1607-09. В 1835 проводились изыскания на трассе кан. Первоначально его дл. составляла 59 км, шир. от 11,8 до 15 м, глубина – 2,67 м; включал 28 шлюзов. С. к. сделал возможным быструю доставку грузов из внутр. р-нов Финляндии. В 1926-39 проводилась реконструкция. Во время Второй мир. войны С. к. поврежден. В 1962 Финляндия получила в аренду на 50 лет часть кан., находящуюся на терр. СССР, и о-в Малый Высоцкий в Выборгском зал. В 1968 после реконструкции кан. возобновил работу. Дл. – ок. 50 км. (в Лен. обл. – 28 км; включая участки, проходящие по озерам), на нем восемь шлюзов (пять – в Лен. обл.), 13 мостов (7 разводные). Движение продолжается в ср. 211 дней в году. В нач. 1990-х по С. к. перевозилось ок. 30% валового экспорта Финляндии. Способствует развитию туризма. Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 276-279; Усыскин И. Сайменский канал. – http://karelkurs.narod.ru/files/saima.en.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Светогорск, г. | |
Рубрики | |
СВЕТОГОРСК (до 1948 – Энсо; фин. – Enso), город в Выборгском р-не; в 1995–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 15,7 тыс. чел. Расположен в сев. части Карельского перешейка у границы с Финляндией, на берегах р. Вуокса. С. имеет ж.-д. сообщение с Каменногорском (с 1892), через к-рый проходит ж.-д. ветка Выборг – Хиитола. В 7 км от С. находится фин. г. Иматра. В 2002 в С. открыт междунар. автомоб. пропускной пункт. Быстрое развитие поселка было связано со стр-вом в 1887 деревообрабыт. з-да «Энсо» (фин. – «первенец») у водопада Ряйккёля на р. Вуокса (ныне – ЦБК ОАО «Светогорск»). Так же назв. и прилегающий к з-ду поселок (до того – местность Пелкола), входивший в состав Выборгской губ. С 1916 застройка С. велась по проекту, разработанному арх. Б. Брунила. С 1918 – в независимой Финляндии. После присоединения к СССР в 1940 Энсо получил статус города и включен в состав Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В 1949 переименован в Светогорск. В 1957 в С. был открыт Дом культуры на 550 мест, в 1978 –Дом спорта, в 1991 – басс. «Дельфин». В С. находится филиал Технол. ун-та растительных полимеров, дет. худож. школа. Работает муз. школа (осн. в 1966), в к-рой обучаются ок. 500 детей. С 1998 при ее активном участии проводится междунар. фестиваль иск-в «Вуокса» с участием дет.-юношеских коллективов из населенных пунктов Лен. обл. и Финляндии, расположенных по р. Вуокса. Гала-концерты фестиваля проходят в С. и Иматре. В рамках Дет.-юношеского центра творчества (ДЮЦТ) работают муз.-образовательная студия «Лира», ансамбли рус. нар. песни «Сударушка» и «Веретенце», ансамбль «Радуга», хореогр. студия «Мозаика», кружки декоративно-прикладного творчества, спорт. кружки. С 1996 издается газ. «Вуокса». В 1995 зарегистрирован приход ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1990-х в окрестностях С. развивается туризм, чему способствуют природно-климатические условия региона (разнообразные водные ресурсы, пересеченные местности и скальные ландшафты). См. также: Светогорска города герб, Светогорская библиотека городская. Лит.: Светогорск, 1941–1945 гг.: Книга памяти героев Великой Отечественной войны / Ред.-сост. С.М. Кудряшов. Выборг, 1995; Светогорск: Краевед. очерк / По материалам А.А. Осмакова. СПб., 2002; Светогорский информационный портал. – http://www.svetogorsk.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сертолово, г. | |
Рубрики | |
СЕРТОЛОВО, город во Всеволожском р-не. Нас. – 38,4 тыс. чел. (70% составляют военнослужащие и чл. их семей). Расположен на участке междунар. автодороги «Скандинавия». Рядом с границей города проходит кольцевая автодорога. В 6 км от С. находится ж.-д. ст. Песочное (ветка СПб. – Выборг). Впервые дер. Сиротала упомянута в Новгородской писцовой книге Водской пятины 1500. Позднее называлась Сертолово (фин. – Сертола). Топоним прибалт.-фин. происхождения, возможно, происходит от слов siro – «изящный» и talo – «дом», «усадьба». Данных об этническом составе жит. на тот период нет, вероятно, это были ижоры. В XIX – нач. XX в. в С. проживали ингерманландские финны. В 1936 в С., недалеко от границы с Финляндией (до 1939), возник воен. поселок. В эти же годы началось принудительное выселение местных жит. в целях зачистки погранполосы. В 1950-70-е в С. развернулось интенсивное жилищное стр-во. В 1977 воен. городки Сертолово-1, Сертолово-2 и Черная Речка (до наст. времени это три обособленных р-на С.) объединены в рабочий пос. Сертолово. В 1996–2005 – самостоятельное муниц. образование, в 1998 получил статус города. Числ. нас. С. значительно возросла в 1990-е (в 1989 составляла 14,6 тыс. чел.) за счет размещения здесь воинских частей и предоставления жилья воен. пенсионерам. Важнейшие пром. предприятия: Сертоловский пром. комбинат, Комбинат жел.-бетон. изделий Мин. обороны РФ, ООО «ЦБИ». До 10 тыс. жителей С. работают и учатся в СПб. В С. имеются Дом офицеров на 800 мест, муниц. школа иск-в, три универсальные б-ки. Издается неск. газ., в том числе «Петербургский рубеж», «Сертолово и окрестности». В 2002 построена дерев. ц. Св. прп. Сергия Радонежского, ведется стр-во ц. Свв. Царственных страстотерпцев Николая и Александры. См. также: Сертолово города герб и флаг, «Сад мира» Лит.: Официальный сайт администрации г. Сертолово. – http://www.srtl.ru; Сертолово и мы. – http://sertolovo1.narod.ru/; http://www.sertolovo.bashnya-club.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сестра, р. | |
Рубрики | |
СЕСТРА (швед. – Systerback, фин. – Rajajoki / «Пограничная река»), река во Всеволожском и Выборгском р-нах Лен. обл. и СПб. Дл. 74 км. Глубина до 3 м (в р-не устья). Пл. водосбора – 393 кв. км. Начинается в болоте в 5 км сев. урочища Термолово (Всеволожский р-н), впадает в оз. Сестрорецкий Разлив. В осн. топонима С., вероятно, карельское слово siehtari – «черная смородина». Впервые упомянута как р. Сестрея в тексте Ореховецкого мирного договора (1323), являлась одним из природных рубежей, определивших границу между Швецией и Новгородскими владениями. В ср. течении С. сохранился пограничный знак – камень с вырезанным крестом (т. н. крестовый камень). В XVIII в. по С. проходила граница между Выборгской и С.-Петерб. губ., с 1811 – между Россией и Вел. Княжеством Финляндским. В 1930-е на левом берегу С. были построены доты, входившие в сов. Карельский долговременный укрепленный район (КаУР). На берегу С. находится пос. Ленинское. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек – земля неизведанная. СПб., 1996. Ч. 1: Юго-западный сектор. С. 61-67. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сосново, пос. | |
Рубрики | |
СОСНОВО (до 1948 – Рауту, фин. – Rautu), поселок в Приозерском р-не. Нас. – 6000 чел. Находится южнее оз. Раздолинского (фин. – Leihinkylanjarvi) при ж.-д. ст. Сосново ветки СПб. – Приозерск. Топоним «Рауту» происходит либо от фин. rauta – «железо», к-рое добывали в этой местности из болотной руды; либо от диалектного назв. рыбы хариус. В XV в. – центр Ровдужского Васильевского погоста Водской пятины Новгородских земель. В 1620-е возникла лютеранская община. Последняя лютеранская ц. построена в 1925-26, в 1939 взорвана фин. войсками при отступлении. Во время гражд. войны в Финляндии весной 1918 Рауту стало местом ожесточенных боев. В 1948 поселению последовательно присваивались назв. Лесогорская, Никитино (в память о Герое Сов. Союза Н.Н. Никитине), затем – Сосново, по «геогр. особенностям». В 1940-е – районный центр Раутовского, в 1948–1960-е – Сосновского р-на Лен. обл. Работают дом культуры (находится на месте лютеранской ц.), поселковая б-ка им. Юрия Германа, дет. б-ка. В 1994–2000 построена дерев. ц. Всех Святых в Российской земле просиявших. С. – популярное место дачного отдыха. Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту – Саккола (Сосново – Громово). СПб., 2000. С. 10-53; Pusa N. Raudun historia. Pieksamaki, 1965. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |