Адреса / Сопредельные территории/Финляндия
1 2 3
Топонимия Ленинградской области
Рубрики
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Тюнни Каапре (1877-1953), ученый
Рубрики
ТЮННИ (Tynni) Каапре (Габриэль) (1877, дер. Нижняя Загвоздка / Ala-Sakoska Царскосельского у. С-Петерб. губ. – 1953), просветитель, общественный деятель. В 1899 закончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. Работал сел. учителем, в 1905 преподавал рус. язык, историю и географию в нем. сиротском доме в СПб., в 1906-12 – в Петерб. фин. средней школе. Редактор газет социал-демокр. направления «Ууси Инкери» («Новая Инкери», 1905-06), «Нева» (с 1907). В 1917 закончил Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т, магистр философии. По убеждениям социалист, в 1917 близок к меньшевикам, выступал за предоставление финноязычному населению Ингерманландии культурной автономии. Делегат съездов ингерманландских финнов, проходивших в Петрограде в апреле (избран предс. Центрального Ингерманландского к-та), в сент. 1917 и марте 1918 (избран предс. Ингерманландского нац. совета). В 1917-19 ректор Колпанской учительско-кистерской семинарии. В 1919 эмигрировал в Финляндию. Принимал активное участие в орг-циях ингерманландских эмигрантов. В 1929 составил и издал сб. «Десять роковых лет борьбы за свободу Ингерманландии». Дочь Т. – Аале Тюнни стала известной фин. поэтессой и переводчицей. Лит.: Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. Петрозаводск, 1999. С. 159-161; Tynni A. Inkeri, Inkerini. Porvoo, Helsinki, Juva, 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Финно-угорские народы
Рубрики
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ, этнические общности, говорящие на яз. финно-угорской группы, к-рая входит (наряду с самодийской и юкагирской группами) в состав уральской (урало-юкагирской) языковой семьи. Ф.-у. н. ист. проживают на терр. РФ, Финляндии (финны, саамы), Латвии (ливы), Эстонии (эстонцы), Венгрии (венгры), Норвегии (саамы), Швеции (саамы). По мнению лингвистов, прауральская языковая общность фиксируется в эпоху мезолита (IX–VI тыс. до н. э.). Согласно антропологическим данным, Ф.-у. н. сформировались на терр., расположенной между ареалами европеоидной и монголоидной рас. Впоследствии расселение в разл. геогр. зонах Сев.-вост. Европы и Зап. Сибири, контакты с иноэтничными соседями (носителями индоевропейских, тюркских яз.) обусловили значительные различия в антропологическом типе, х-ве, культуре, языках Ф.-у. н. В сер. III тыс. до н. э. произошло обособление угорской ветви (предки хантов, манси, венгров). В I тыс. до н. э. выделись ветви: поволжская (предки мордвы, марийцев), пермская (предки коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов), прибалт.-фин. (предки вепсов, води, ижоры, ингерманландских финнов, карел, ливов, сету, финнов, эстонцев). Особую ветвь составили саамы. В Европ. России с Ф.-у. н. связывают археол. культуры: дьяковскую (вторая пол. I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э., басс. Верх. Волги, Оки, Валдайская возвышенность), городецкую (VII в. до н. э. – V в. н. э., ср. и ниж. течение Оки, Ср. Поволжье, басс. рр. Мокша, Цна), ананьинскую (VIII–III вв. до н. э., басс. Камы, отчасти Ср. Волги, Вятки, Белой), пьяноборскую (II в. до н. э. – V в. н. э., басс. Камы). На терр. Лен. обл. ист. проживают народы, говорящие на прибалт.-фин. яз. (вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, карелы, финны, эстонцы). Они относятся к беломоро-балтийскому типу (расе) европеоидной расы. См. также: Вепсы, Водь, Ижора (Ижорцы), Ингерманландские финны, Карелы, Эстонцы. Лит.: Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Vuorela T. The Finno-Ugric Peoples. Bloomington, 1964; Сайт «Информационный центр финно-угорских народов». – http://www.finugor.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Финны
Рубрики
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны. Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Финский залив
Рубрики
ФИНСКИЙ ЗАЛИВ, в вост. части Балтийского моря. Пл. – ок. 29,8 тыс. кв. км (7% пл. Балтийского моря). Дл. – 400 км (от п-ва Ханко до СПб.). Максимальная шир. – 130 км (у зап. границ Лен. обл., на меридиане о-ва Мощный). В Невской губе (т. н. вершина Ф. з.) шир. составляет 15-20 км., в р-не п-ва Ханко (т. н. горло Ф. з.) – 70-75 км. Максимальная глубина 123 м, ср. глубина ок. 40 м. Вост. часть залива мелководна (ср. глубина 7 м). Рельеф дна холмисто-грядовый, в вост. части из-за выноса реками большого кол-ва осадочного материала дно представляет собой хорошо выровненные аккумулятивные равнины. В Ф. з. впадают рр. Нева, Луга, Нарва. Пл. водосбора 421 тыс. кв. км. Сайменский канал соединил с Ф. з. озера Вост. Финляндии. В Лен. обл. Ф. з. образует неск. малых заливов, среди к-рых наиб. являются Нарвский, Копорский и Выборгский заливы, Лужская губа. Вост. частью Ф. з. является Невская губа. Значительный приток пресной воды обусловил низкую соленость вод – 6% (поверхностных вод – 2-3%), что ниже, чем у Балтийского моря. Осн. о-ва в Лен. обл. – Б. Березовый, Зап. Березовый, Сев. Березовый, Высоцкий, Мощный; в СПб. – Котлин. Лед на Ф. з. образуется в дек., сходит в апр. (в ср. 110-130 дней). Сев. берег скалист, здесь много шхер. Юж. и вост. берега низменные. Низменность вдоль юж. берега Ф. з. ограничена глинтом, к-рый состоит из плоских террас, поднимающихся уступами вверх и представлящих собой берег древнего моря. В раннее Средневековье по Ф. з. проходил торг. «Путь из варяг в греки». В Лен. обл. на побережье Ф. з. находятся гг. Выборг, Высоцк, Приморск, Сосновый Бор; в Финляндии – Хельсинки, Котка, Ловиса; в Эстонии – Таллин, Кохтла-Ярве, Палдиски. Развивается судох-во. Осн. порты: СПб., Выборг (Россия), Таллин (Эстония), Хельсинки, Котка (Финляндия). Ведется стр-во портовых сооружений в р-нах пос. Усть-Луга и г. Приморск. С 1978 на Ф. з. строится Комплекс сооружений по защите СПб. от наводнений (дамба). Побережье залива имеет рекреационное значение. В Лен. обл. прибрежная зона пользуется популярностью у любителей подледного лова. В последние годы развиваются иссл. в сфере археологии подводной. Лит.: Евгеньев Г.Е. По Финскому заливу: Путеводитель. М., 1964; Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. 3: Балтийское море. СПб., 1992; Антонов А.Е. Настоящее и будущее Балтики (долгосрочный метеорологический прогноз). СПб., 1994; Глазкова Е.А. Флора островов восточной части Финского залива: Состав и анализ. СПб., 2001. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Хутора
Рубрики
ХУТОРА, поселения (преим. однодворные), обособленные усадьбой на земельном участке, находящемся в индивидуальном пользовании или владении. В рус. традиции Х. называли х-ва в фин. деревнях разбросанной планировки (в т. ч. поселения ингерманландских финнов в юж. части Карельского перешейка) – фактически скопления отд. Х. В сев. части Карельского перешейка (Выборгская губ.) развитию хуторского х-ва способствовал выкуп помещичьих (т. н. донационных) земель, начавшийся по инициативе пр-ва Вел. княжества Финляндского в 1867 (в остальной ч. Финляндии передел общинных земель был проведен по королевскому указу 1757). Х. просуществовали до окончательного перехода Выборгской Карелии в состав СССР в 1944, сопровождавшегося полной сменой населения. Перенос построек в более компактные поселения проводился в 1950-55. Строения, перенос к-рых считался нецелесообразным, уничтожались спец. комсомольскими отрядами. Х. в зап. части Лен. обл. возникли во второй пол. XIX в. в связи с массовой миграцией эстонских крестьян, к-рые воспроизводили в новых условиях привычный хуторской тип расселения. Под влиянием контактов с эстонцами в нач. XX в. в рус. говорах Ингерманландии хутора называли также «грунты» от эст. «крунт» – двор, х-во (зафиксировано в рукоп. материалах переписи 1920). После начала Столыпинской аграрной реформы (1906) и позднее, в 1920-е, на Х. стали выделяться рус., фин., ижорские. вепсские х-ва. Это привело к формированию нового типа расселения, представлявшего собой дер., окруженные Х. Выделение на хутор не означало прекращения всех связей с деревенской общиной (хуторяне выпасали скот в деревенском стаде, пользовались общим деревенским колодцем и т. п.), тогда как эстонский хутор был замкнутой хоз. системой. В годы коллективизации (1929-39) хуторяне могли вступать в колхозы, не переезжая в деревни. Так в Ингерманландии возникали колхозы, часть или большинство членов к-рых жили на Х. Ликвидация Х. произошла в 1939, согласно Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания», к-рое, среди пр., упоминало Лен. обл. как терр. со значительной долей хуторских х-в. Пост. предусматривало срок до 1 сент. 1940, но власти на местах принимали «повышенные обязательства» и сселили хуторян в деревни до нач. уборки урожая 1939. При отказе хозяев добровольно перевезти свой дом в дер., это проходило в принудит. порядке: обычно представители власти сбрасывали с дома крышу и не позволяли ее восстанавливать. См. также: Ингерманландия, Выборгский р-н, Приозерский р-н. Лит. : Ютиккала Э. Отдельные этапы заселения в исторический период // Финляндия: Геогр. сб. М., 1953. С. 282-288; Крюков А.В. О расположении, структуре и типологии финских деревень в Ингерманландии (1830–1930 гг.) // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 201-223; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 123-168. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Шёгрен Андрей Михайлович (1794-1855), ученый
Рубрики
ШЁГРЕН (Sjogren) Андреас Йохан (Андрей Михайлович) (1794–1855), этнограф, лингвист. Акад. СПб. АН (1831). Родился в Финляндии в семье сапожника. Учился в гимназии в Борго (Порвоо), в 1819 окончил Абосский (Туркусский) ун-т со степенью д-ра философии. С 1820 жил в СПб., изучал рус. яз. и историю. В 1822-23 служил библиотекарем у гр. Н.П. Румянцева. В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-26 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губ., Финляндии; в 1826-28 продолжил путешествие по Вятской, Казанской, Пермской губ. Ш. изучал локальную историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни в населении рус. Севера, копировал архивные док-ты. В 1829 – адъюнкт СПб. АН. В 1833 Ш. первым описал ингерманландских финнов как особую группу, выделил в их составе этнические группы савакот и эвремейсет. Ш. заинтересовался культурой и языком нас. Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в дер. Губаницы (ныне – Волосовский р-н). В 1835-38 совершил путешествие на Сев. Кавказ, где изучал яз. осетин с целью определения его места среди индоевропейских яз. В 1844 издал «Осетинскую грамматику с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским». В 1846 и 1852 посетил Лифляндию и Курляндию, где изучал ливов (малочисл. прибалт.-фин. этническая общность) и кревингов – потомков води, переведенных нем. рыцарями в Прибалтику в XV в. Ш. стал единственным исследователем, зафиксировавшим культуру кревингов перед их окончательной ассимиляцией. Материалы этой экспедиции Ш. хранятся в архиве РГО. Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Соч.: Uber die finnische Bevolkerung des St.-Peterburgischen Governements. SPb, 1833. Лит.: Академик А.М. Шегрен // Журнал Министерства народного просвещения. 1855. Ч. LXXXVI. Отд. V. С. 1-8; Branch M. A. J. Sjogren studies of the North. Helsinki, 1973. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Шапки, пос.
Рубрики
ШАПКИ, поселок в Тосненском р-не. Нас. – 549 чел. Находится при ж.-д. ст. Шапки (ветка соединяет пос. с г. Тосно). Расположен у Шапкинских высот (по форме напоминают шапки, отсюда назв.) – камовых холмов, к-рые достигают выс. 89 м над уровнем моря. Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1499/1500. В XVII в. – в составе Швеции; здесь селились выходцы из Финляндии (см. Ингерманландские финны), в XIX в. появились эстонские хутора. С 1774 – центр фин. лютеранского прихода Ярвисаари/Jarvisaari (возник в 1638). В 1846 освящена дерев. ц. Св. Иакова (Якуба) (закрыта в 1938, разрушена в 1944). Сохр. лютеранское кладб. В Ш. находится ц. Покрова Пресвятой Богородицы (по ней до 1917 поселение называли также с. Покровское). В XVIII в. возникла усадьба Шапки, сохр. парк, устроенный в 1820-30-е при помещике А.Д. Балашове. Севернее Ш. на оз. Долгом находилась усадьба Александровка (ныне – дер. Надино), где в 1851 отдыхал комп. П.И. Чайковский, неоднократно бывал артист Александринского театра В.В. Самойлов. В ХХ в. – дачное место. В 1930-е в Ш. отдыхали худ. А.А. Рылов, гидрограф Н.И. Евгенов. В 1967 в Ш. создан лесопарк (пл. 33 га). В пос. работает б-ка. С 1998 на берегу Нестеровского оз. близ Ш. татарская и башкирская общины Тосненского р-на ежегодно проводят праздник (сабантуй). Лит.: Яковлев В.Г. Шапки: Краеведческий очерк. Тосно, 1999. –http://www.sablino.ru/tosn/shap_ogl.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Шаскольский Игорь Павлович (1918-1995), ученый
Рубрики
ШАСКОЛЬСКИЙ Игорь Павлович (1918–1995), историк, доктор ист. наук (1965). В 1936-41 учился на ист. ф-те ЛГУ. Во время учебы определилась сфера науч. интересов Ш. – изучение отношений России со странами Сев. Европы в IX–XVIII вв. и роль в них прибалт.-фин. народов. В 1944-47 – аспирант ЛГУ. В 1949-53 науч. сотрудник Ин-та языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР (Петрозаводск), в 1953-56 – Музея истории религии и атеизма (Л.), с 1956 – науч. сотрудник ЛО Ин-та истории АН СССР (ныне – СПб. ин-т истории РАН). Автор ок. 300 работ по средневековой истории, ист. географии, источниковедению Сев.-Зап. России, скандинавских стран, Финляндии, Карелии, Прибалтики. Соавтор ист.-кравед. книг «Приозерск» (совм. с В.И. Громовым; 1-е изд. – 1960, 2-е – 1963, 3-е – 1976), «Тихвин» (совм. с Л.А. Файнштейном и М.Л. Самушенковой; 1-е издание – 1961, 2-е – 1984). Соч.: Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством. М.; Л., 1964; Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978; Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Кон. XIII – нач. XIV вв. Петрозаводск, 1987; Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV в. Л., 1987; Экономические отношения России и Шведского государства в XVII в. СПб., 1998 (полный список трудов Ш.на с. 296-317). Лит. Свердлов М.Б. Игорь Павлович Шаскольский (1918–1995) // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 1997. Т. 26. С. 328-335. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Шведы
Рубрики
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные ареалы расселения). На Руси IX–XI вв. выходцы из Скандинавии составляли компонент нас. Ладоги, скандинавские дружины (викинги, в рус. традиции – варяги) играли важную роль в полит. жизни. В XIII в. Швеция подчинила осн. терр. Финляндии, что сопровождалось христианизацией региона. Ш. компактно селились на Туркуском архипелаге, нек-рых участках побережья Балтийского моря вплоть до р. Кюми на востоке (Аландские о-ва были заселены выходцами из Швеции еще в VI в.). Центром швед. культуры на терр. совр. Лен. обл. стал г. Выборг. Попытки Швеции расширить свои владения до р. Нева к нач. XIV в. потерпели неудачу. В XVII в. швед. власти раздавали дворянам во владение земли в Ингерманландии, однако обычно владельцы управляли поместьями, не переселяясь в них. В результате Сев. войны Швеция утратила свои владения в Приневье и на Карельском перешейке. В XVIII в. в Выборге, принадлежавшем России с 1710, адм. языком стал немецкий, но после присоединения Выборгской губ. к Вел. княжеству Финляндскому в 1811 им снова стал шведский. В Финляндии Ш. (или шведоязычное нас.) составляли привилегированные слои об-ва (в т. ч. творческую интеллигенцию), были наиболее квалифицированными ремесленниками. Подъем фин. нац. движения в XIX в. сопровождался в среде интеллигенции сменой швед. идентичности на финскую, выразившейся во мн. случаях и в переводе фамилий. В 1863 фин. яз. официально получил равные права со шведским, а в 1922 был издан закон, провозгласившей финский и шведский гос. языками Финляндии. Шведоязычное нас. сохранялось в Выборге до Сов.-финл. войны, когда было эвакуировано вглубь Финляндии. Лит.: Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. С. 172-193; Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Страницы Выборгской истории. Вып. 1-2. Выборг, 2000, 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Шульман Аллан Карл Вольдемар (1863-1937), архитектор
Рубрики
ШУЛЬМАН (Schulman) Аллан Карл Вольдемар (1863–1937, Выборг), архитектор. В 1889 закончил Политехн. ин-т в Гельсингфорсе (ныне Технол. ун-т Хельсинки). В 1889-91 – чертежник в архит. бюро Kihlberg & Christopherson в Буэнос-Айресе, в 1891-94 – чертежник Управления общественных зданий в Хельсинки (с 1889 – внештатный арх.). Впоследствии работал в разл. частях Вост. Финляндии. В СПб. построил дом И.В. фон Бессера на Владимирской пл. (1904). Строил в Териоках (Зеленогорск) и в Куоккале (Репино). В 1906-32 – выборгский губ. арх. В Выборге по проектам Ш. построено свыше 10 разл. зданий: школа совм. обучения финноязычных детей (1912, совм. с Г. Фразером; совр. адрес: Школьная пл., 5; ныне – ср. школа № 11), доходные дома по адресам: Северная ул., 12 (1902), пр. Ленина, 6, Морская наб., 24 (оба – 1904), Ленинградское ш., 1 (1905), Вокзальная ул., 7 (1906), Ленинградский пр., 9 (1907). В 1907 совместно с арх. Ю.Ф. Бруни построил ц. Св. Благов. кн. Александра Невского в имп. санатории «Халила» (пос. Сосновый Бор Выборгского р-на). В 1913 возвел больничный корпус Нового Александровского отделения этого санатория. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общей ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.343; Meurman O.-I. Viipurin arkkitehdit // Viipurin Suomalaisen Kirjallisuusseuran toimiteitta. 2. Helsinki, 1977. S. 40-44. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Элиас Леннрот в стране вепсов
Рубрики
Великого человека мы узнаем лишь тогда, когда он проявит свое величие. Таким был в нашем финно-угорском мире Элиас Леннрот из местечка Самматти (Финляндия) – врач-терапевт, который в XIX столетии проявил себя в области культуры. Он работал в поселке Каяни, ныне городе Каяни, в то время малонаселенной местности, поэтому работа врача не была особенно обременительной. Медицинское управление Финляндии часто предоставляло Леннроту освобождение от служебных обязанностей, чтобы дать ему, любителю народного фольклора, возможность совершать длительные поездки за песнями-рунами. Должность же окружного врача обеспечивала его материально и давала возможность заниматься любимым делом на благо народа. И, наверное, не найдется такой области культуры, в которой он не оставил бы следа. Элиас Леннрот был избран членом многих зарубежных научных обществ и академий; а в 1876 г. – почетным членом Российской Академии наук. Собранные и обработанные им руны «Калевалы» признали одним из великих мировых эпосов. Путешествуя, он побывал в двухстах четырех наиболее значительных населенных пунктах, а также во многих вепсских деревнях, в том числе в нынешнем административном центре Вепсской национальной волости селе Шелтозере. По словам местных жителей, он останавливался в доме семьи Кярнинен; этот дом и поныне стоит, лишь такой фамилии в нашем селе теперь не существует. Элиас Леннрот прибыл в «страну» вепсов в 1842 году и, будучи здесь, писал в свою полевую тетрадь: «Когда жителям одной из вепсских деревень стало известно, что я изучаю язык и говорю на семи языках, то они заявили, что мне осталось выучить два языка и я буду генералом, так как, по мнению этих людей, человек, владеющий девятью языками, непременно становится генералом». Главным образом, целью приезда Леннрота к вепсам было изучение вепсского языка. В другой своей путевой заметке он сообщал: «Поскольку основными задачами для меня на этот раз явилось изучение грамматики вепсского языка и составление словаря, которые занимали все время, я не успел собрать почти ничего другого, единственное, что я все же записал, это несколько сказок, пословиц и загадок. Возможно, сумел бы записать и песни, которые поются в народе, но мне пришлось уезжать прежде, чем я научился хорошо понимать и пользоваться их языком. Этот язык небезынтересен». У Элиаса Леннрота срок научной экспедиции подходил к концу, и он должен был срочно покинуть «страну» вепсов, выехать к себе на родину и там приступить к своей основной работе в медицинском учреждении. Примечательно, что в связи с двухсотлетием со дня рождения Элиаса Леннрота этот год был объявлен в Финляндии Годом вепсской культуры. Это уже второй подобный год, который в настоящее время проводится за рубежом; первый состоялся в 1992 году. В Финляндию из шелтозерского вепсского этнографического музея доставлена передвижная выставка, рассказывающая о минувших временах, дающая возможность зримо представить, как жили вепсы прежде, чем занимались, что выходило из-под рук вепсских умельцев.
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Энгель Карл (1778–1840), архитектор
Рубрики
ЭНГЕЛЬ (Engel) Карл Людвигович (Карл Людвиг) (1778–1840), архитектор, градостроитель. Выходец из Германии, окончил Академию архитектуры в Берлине. Работал в Або (Турку) и Гельсингфорсе (Хельсинки). С 1825 руководил всем стр-вом в Финляндии. Э. высоко ценил петерб. архитектуру, находился под ее влиянием, что отразилось в облике Хельсинки, где по его проектам построено 25 общественных зданий. В 1820-30-х Э. принимал участие в проектировании и стр-ве ряда сооружений в Выборге: по его проектам реконструировался собор Доминиканского мон. (Выборгская, 13); перестраивались здания, образующие двор Выборгского замка; возводились декорат. сооружения в усадьбе Монрепо, в т. ч. дерев. готические ворота. В 1834 предположительно по проекту Э. перестраивался дом бургомистра (Прогонная, ул. 14). В 1815 Э. построил усадьбу Ала-Урпала под Выборгом. Дерев. усадебный дом сохр. в перестроенном виде. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 99, 108; Страницы Выборгской истории: Сб. ст. Кн. 2. Выборг, 2004. C. 314; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 178. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Этнические общности Ленинградской области
Рубрики
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Этнонимы вепсов
Рубрики
Особенности формирования вепсов и их расселения отражаются в отсутствии у них единого самоназвания. Этноним вепсы (vерslаizеd, bерslаizеd) известен лишь в части вепсских говоров. Он распространен в основном у южных вепсов (в форме bерslааnе) и у части средних вепсов на верхнем течении Ояти. В прошлом этот этноним имел явно более широкий ареал. Об этом свидетельствует, например, то, что паданские карелы называют вепсами (vерsаd) своих южных соседей – карел-людиков. В пограничной зоне расселения карел-людиков и собственно карел в северо-западном Обонежье сосредоточена и группа топонимов с основой vерs-/вепс-, что отмечает границу былого распространения вепсов в северо-западном Обонежье. Следы этого этнонима обнаруживаются и в топонимии восточного Обонежья, а также в северо-западном Приладожье и в восточной Финляндии, где термин vерsa-вепся хорошо известен также в качестве антропонимной основы, закрепившейся в целом ряде финских фамилий. Финский этнограф Нийло Валонен склонен связывать распространение этнонима в этих местах с вепсской экспансией, что, однако, не находит убедительных лингвистических и археологических подтверждений. В связи с этим интересно предположение о карельском-ливвиковском посредничестве в распространении названий, в которых выступает вариант vерsu-. Прионежские вепсы, а также часть приоятских вепсов (западные говоры) называют себя так же, как и карелы-людики, людиками (ludinik, ludilаinе), а свой язык соответственно людиковским (ср.: раgistа ludiks – «говорить по-вепсски»). Этот этноним с явными русскими истоками распространился, видимо, вдоль Свири и вытеснил здесь самоназвание вепсы (vерslainе), сохранившееся на окраинах прежнего ареала – на территории, удаленной от Свири. Активное функционирование этнонимов характерно для зон межэтнического контактирования. Там же, где контакты были ограничены, этнонимическая система не получила особого развития. Эта закономерность особенно наглядно проявляется в восточновепсском ареале, в глухом углу Онежско-Белозерского водораздела, где у вепсов никакого особого самоназвания нет. Они называют себя и соплеменников просто tahinе, tagаlаinе «здешний», а его язык характеризуют словами tеidе kаrttе раgizеb – «по нашему говорит», tou kеl'uu раgizеb – «на этом языке говорит». На южной границе вепсского ареала в качестве самоназвания бытует этноним чухарь (cuhаr', мн. ч. cuhаrid), воспринятый из смежных русских говоров. Этноним чухарь проник на восток из Новгородской земли, очевидно, по южным окраинам вепсской территории вдоль того пути новгородской колонизации, который шел из Приильменья в Белозерье. Термин чухарь известен и на других вепсских территориях, однако не в качестве самоназвания, а как пренебрежительное прозвище в среде русских соседей. Русские соседи называли вепсов также кайванами и чудью. Последний этноним широко использовался в XIX – начале XX в. в научной и справочной литературе о вепсах. Лишь в 1920–1930-e годы, в период национально-государственного и языкового строительства, в литературе, а также в сознании носителей вепсского языка постепенно утвердилось единое название народности вепсы. Традиционно считается, что в исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь. Функционирование двух терминов связано, очевидно, с тем, что западная часть вепсской территории тяготела к Приладожью (чудь), в то время как восточная – к Белозерью (весь), и вследствие этого народ различно назывался их соседями с запада и востока. В действительности это, видимо, слишком упрощенное представление, и литература, освещающая проблему древних этнонимов, полна противоречивых, взаимоисключающих представлений. В древнерусских документах весь устойчиво связывается с Белым озером. Видимо, вследствие того, что в период зарождения Древнерусского государства Белозерский ареал играл благодаря волжской торговле более важную роль, чем Приладожье, в документах упоминается именно белозерская весь.
Тематические группировки
подробнее…
Юханнус, праздник
Рубрики
ЮХАННУС, праздник. Известен у финнов с дохристианских времен, приурочен ко дню летнего солнцестояния (Иванов день, фин. – Юханнус). Лютеранская церковь отмечает Ю. 24 июня (нар. гуляния проходят в канун праздника). В ХIХ в. трансформировался в певческий праздник. На терр. С.-Петер. губ. праздник ингерманландских финнов впервые прошел в 1899 в пос. Пудость по инициативе комп. М. Путро. До 1918 состоялось семь праздников. На терр. Лен. обл. традиция возродилась в 1989, организатором выступила фин. общественная орг-ция «Инкерин Лиитто». Первый Ю. состоялся в дер. Колтуши, в нем приняло участие ок. 5 тыс. чел. Проводится регулярно в разл. фин. центрах: на горе Кирхгоф (Ломоносовский р-н), у Скворицкой ц. (Гатчинский р-н), у ц. Петра и Павла Святых Апостолов (г. п. Токсово, Всеволожский р-н), в Колтушах и СПб. В программе праздника – выступления самодеятельных коллективов. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в нац. костюмы. Отдельно организуются дет. конкурсы, ярмарки нар. ремесел. Вечером зажигают костер – «кокко». На праздниках присутствуют гости из разл. районов Лен. обл., а также из Швеции, Эстонии и Финляндии. Лит.: Ульяночкин К. Ингерманландский певческий праздник. – http://www.toksov.spb.ru/juhannus.htm И.Н. Илларионова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3