Статьи
/
Ижорский музей в деревне Вистино
Пасха (водь) | |
Рубрики | |
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пасха (ижора) | |
Рубрики | |
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пасха (карелы) | |
Рубрики | |
Период Великого поста заканчивался празднованием Пасхи, которая в традициях православной церкви занимала даже более высокое место, чем Рождество; в народе Пасха часто называлась "Велик день". Пасхальный стол должен был быть обильным не только в честь этого праздника, но и для "гарантии" будущего благополучия. На пасхальном столе обязательно должны были быть крашеные яйца, для этого использовалась традиционная луковая шелуха или цветная креповая бумага. Первый день Пасхи был семейным и тихим праздником: в гости не ездили, не устраивали свадеб, молодежь не собиралась на беседы. В некоторых местностях к началу пасхальных недель ставили качели (это было характерно и для соседних народов). Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пасхальная ночь (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не вырывая их из земли, затем возвращаются на свое поле и сеют на нем невидимое жито. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Передники | |
Рубрики | |
С юбкой хурстуксет вместо передника носилась ширинка с вышитыми концами. Она складывалась вдвое таким образом, что верхний конец ее был короче нижнего, а узоры располагались один над другим. Особый вид передника представлял собою «рукавникат» (rukavnikat). Это была разрезанная сзади рубаха с рукавами, доходившая до пояса. Стан ее состоял из одного полотнища домашнего холста, перекинутого через плечи. Ворог отделывался тканой тесьмой; разрез на груди делался посредине и также обшивался тесьмой и узкой вышивкой. Покрой рукава совершенно совпадал с покроем, описанным выше для рукава рубахи. Сзади, снизу, приблизительно до середины спины, шел разрез, оканчивавшийся вверху круглым отверстием, обшитым тесьмой, концы которой служили завязками. Подол украшался широкой вышивкой, полосой кумача и кружевом. Sirelius, говоря об этой одежде (в б. Сойкинской вол.), приводит ее название «уммикке» (ummikke). Это название несомненно более старое, ибо современное название, записанное нами, обнаруживает явно русское происхождение. По словам ижор Ораниенбаумского района, у них прежде была в употреблении подобная же одежда, носившая название «хартиа ватике» (hartia vatike). Ближайшие аналогии рукавникат мы можем усматривать в «занавесках» или «запонах с оконцем», встречаемых у южных великорусов, в частности, в Калужской и Рязанской губ. Более распространенным передником, как будничным, так и праздничным, является пестрый домотканый передник. Праздничный домотканый передник отличается от обычного только тем, что нижний конец его украшается домашним кружевом из красной бумаги. Этот передник тесно связан с косоклинным сарафаном. С прямым же сарафаном стали носить ситцевые передники всевозможных цветов, шелковые передники с широким поясом из ленты, завязывающейся сзади бантом, и, наконец, так называемые «финляндские» передники, вышитые тамбуром. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Период между сватовством и свадьбой (карелы) | |
Рубрики | |
Период между сватовством и свадьбой может продолжаться несколько-дней, неделю, а иногда и больше, в зависимости от состояния жениха. В этот период невеста с плачеей и с подругами с распухшими и заплаканными глазами ходит по деревне, посещая своих родственников и близких, и плачет, собирая от них подарки. Кто дает сорочку, кто платок, кто денег и т. д. В субботу накануне свадьбы подруги топят баню, где они моют невесту, чтобы в доме жениха не начали обидными словами ругать и смотреть. Перед свадьбой, в субботу вечером жених, патьвашка, шуая-ниайни и брат жениха ходят дарить подарки невесте и ее родне. Подарки обычно следующие: невесте — зеркало, гребенка, сорочка или повойник, родственникам — рубашки, теще — сарафан. По прибытии жениха, невеста с плачеей и с отцом идут в женский угол, где жених с патьвашкой, кланяясь, предлагают подарки невесте. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Петров день – 29 июня (12 июля). | |
Рубрики | |
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни Вистино (Виистина). Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Печь (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В жилищах финнов печи были обычно с плитами и пирамидальным колпаком, подобно печам в финской Карелии. Печи занимали примерно четвертую часть пола, были выбелены известью. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 319. Западнофиннский сборник… – стр. 154. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Печь (карелы) | |
Рубрики | |
Роль печи в жилище общеизвестна: это его центр, важнейшее место. Прежде изба была единственным отапливаемым помещением в доме. Все прочие комнаты, даже жилые, оставались лишенными печей. Очагу карелы придавали большое значение. Ему приписывали функции оберега и целебные свойства. При переходе в новый дом из старой печи в новую всегда переносили огонь, иногда горячие угли в горшке. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Письменность (ижора) | |
Рубрики | |
До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после административной ликвидации ижорских национально-территориальных образований. http://ru.wikipedia.org/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Письменность (карелы) | |
Рубрики | |
Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв. В XIX в. издано несколько книг религиозного содержания на собственно карельском и ливвиковском диалектах на киррилической основе. В 1930-1937 гг. тверские карелы имели письменность на латинской основе. В конце 1930-х гг. была создана письменность единая для всех карел Карельской АССР с использованием русской графики. Игнорирование диалектных различий привело к трудностям в использовании созданной письменности, а политические причины (создание Карело-Финской ССР) повлекли отказ от неё. В конце 1980-х гг. стала создаваться письменность на всех диалектах карельского языка с использованием латинской графической основы. Библиография КАРЕЛА: основные сведения // Сайт «Хронос» [Электр. ресурс] / Ред. В. Румянцев. – 12.01.2002. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/etnosy/karely.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Питание ребенка | |
Рубрики | |
Здоровье новорожденного во многом зависело от его питания. Ребёнка кормили молоком матери до рождения у нее следующего младенца. Последний или единственный ребёнок в семье мог получать грудное молоко вплоть до пятилетнего возраста. С кормлением ребёнка материнским молоком были связаны различные обряды. Важным моментом являлось первое кормление, происходившее обязательно на пороге избы и начинавшееся с правого соска. Если ребёнок неохотно сосал материнскую грудь, прибегали к особому обряду: встав у горячей печи, предлагали ребёнку грудь и произносили заклинание: «Как ребенок льнет к теплу, так пусть льнет к материнской груди». Разнообразные магические действия сопровождали и отлучение от груди, которое в народном сознании рассматривалось как разрыв близкой связи между матерью и ребёнком. Один из обрядов представлял собой кормление ребёнка трижды через стол. Считалось, что разрыв с матерью мог вызвать у ребёнка тоску, для избавления от неё существовал специальный ритуал с использованием камня и воды – символов холода. Камнем обводили вокруг головы ребёнка и бросали камень в сосуд с водой. Водой мыли лицо ребёнка и произносили заклинание: «Lahkha kibu kivehe, a tusk vetehe. Amin, amin, amin» – «Уходи боль в камень, а тоска в воду. Аминь, аминь, аминь». После этого камень с водой бросали в ручей, из которого они были взяты. Примерно через месяц после рождения пищевой рацион ребёнка дополнялся разжеванным хлебом, коровьим молоком, разбавленным водой, жидкими кашами. Прикармливание производилось с помощью «рожка» с соскою из коровьего вымени. В северновепсских деревнях в прошлом считалось грехом давать мясо ребёнку, не достигшему трёх лет. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пища (водь) | |
Рубрики | |
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки («иивакко»), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. Использованные источники: сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пища (ижора) | |
Рубрики | |
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. В период полевых этнографических исследований 2000 г. на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-н Ленинградской обл.) материалы по теме "пища и утварь" были собраны в 17 деревнях. Опрашивались лица 1910-х - 1930-х годов рождения; информация по современности собрана методом непосредственного наблюдения. Основным занятием как ижорского, так и русского населения Сойкинского полуострова является рыболовство, поэтому в рационе преобладают рыбные блюда. Рыбу (корюшку, салаку, плотву, окуня) готовят по-разному: сушат, жарят, пекут. Из-за недостатка растительного масла во время войны предпочитали запекать рыбу на ольховом полене, поливая водой. Пироги с рыбой делали как на праздник, так и в обычные дни. Излюбленными повседневными блюдами были картофельная каша и маканец (яйцо, масло, сливки, иногда сметану помещали в глиняный горшок и томили в печке, затем в эту смесь макали хлеб и ели). Молочные продукты стояли на втором месте после рыбных по частоте употребления. Сейчас домашнее молоко стало редкостью, а магазинное стоит дорого, так что молочные продукты не так популярны как раньше. Из молока делали сметану, масло (существовали специальные деревянные маслобойки), сливки, творог. Что касается обрядовой пищи, то специфических блюд, которые готовили именно на свадьбу, обнаружено не было. Однако информанты упоминали об изготовлении специального хлеба на Егорьев день, хлебных птичек на Троицу, пасхи и кулича на Пасху (причем ижоры предпочитали готовить только пасху; в то время как русские делали как кулич, так и пасху). Для приготовления пасхи сначала использовали деревянные формы; после войны появились железные (именно в это время стали применять также формы из железа для выпечки хлеба). На праздники варили пиво: бедные деревни в складчину, а в богатых каждый двор сам. Любимым детским напитком был солод. Из отходов пивного производства готовили квас. Также пили брагу, самогон, домашнее вино. Повсеместно использовались в пищу дары леса. Бруснику мочили бочками, солили грибы, сушеную чернику добавляли в чай. На зиму также квасили капусту, мочили яблоки, заготавливали творог. Во время войны люди употребляли в пищу мох, травы; заменителем сахара служила патока из свеклы. Большинство из опрошенных регулярно постились. Во время поста питались различными рыбными продуктами, овощами, ягодами. Постные щи стали едва ли не символом поста. Сейчас посты не соблюдают. После войны население стало постепенно переходить на покупные продукты питания. Перестали самостоятельно печь хлеб, делать масло. Однако пироги пекут и по сей день (в основном рыбные), изредка делают маканец; некоторые информанты готовят тушенку, холодец. Пожилые люди с недоверием относятся к современным продуктам питания, считают, что раньше пища была вкуснее, калорийнее и полезнее. Ижорцы // http://letopisi.ru/ Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 Оселедько, Ю. В. (СПбГУ) Пища и утварь ижорского населения Сойкинского полуострова (традиции и современность) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пища (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши. Упоминаются и каши из различных круп, в первую очередь ячменная; похлебки разного рода: щи, уха, гороховый суп. Умели приготовлять овсяный кисель. Хлеб выпекался из кислого ржаного теста, в форме высоких ковриг. Пекли также лепешки из ячменной муки. Мясо на столе было редкостью. При этом ели довольно много рыбы, которую ловили как в море, так и местных реках и озерах. Ее заготавливали впрок в вяленом и соленом виде. Молоко шло в пищу обычно в кислом виде, но вообще употребление молочных продуктов было ограниченным, поскольку они шли на продажу. Видимо, именно рынок повлиял на то, что финны производили для продажи такие молочные продукты, которые не были для них традиционными: наряду с подсоленным "чухонским маслом" готовили и пресное, делали варенец, творог, сметану. Естественно, что эти продукты в какой-то мере входили и в домашний рацион. В некоторых заметках путешественников отмечается, что финны покупали в Петербурге льняное масло и считали его вкусным, в то время как в Финляндии в прошлом растительные масла вообще не употреблялись. Характерно, что в пищу широко шли грибы. В свое время О. Грундстрем отмечал, что в этих местах грибов очень много, и ему казалось странным, что здесь финны едят многие их сорта, которые в других местах считаются ядовитыми, причем "безо всяких плохих последствий". Такое употребление разных сортов грибов развилось у местных финнов явно под влиянием русского населения. Сохранились перечни довольно многочисленных праздничных блюд, содержащиеся в первую очередь в описаниях свадебного стола. Похлебки, которые подавали в этом случае, были те же, что и в будни: уха, щи, гороховый и картофельный супы. Из каш наряду с ячменной упоминаются также гречневая и рисовая. На праздничном столе должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления. Из напитков были распространены кофе и чай. Их названия свидетельствуют об их проникновении в среду местных финнов через русский город: здесь говорили "тсай" и "кохв", в то время как в Финляндии обычными наименованиями были "тее" и "кахви". В конце XIX в. в домашний обиход местных финнов вошли самовары. Характерно, что по праздникам в них варили кофе. В целом скудные сведения о местной финской кухне свидетельствуют об определенном воздействии на нее как традиций окружающего иноэтничного населения, так и о городских влияниях. http://www.vottovaara.ru/ Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 315-316 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Побочные заработки (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Одним из побочных занятий было пчеловодство. На побережье Финского залива у финнов-ингерманландцев было развито рыболовство – преимущественно зимний лов салаки; выезжали на лед с санями и досчатыми «будками», которых жили. Конная тяга в Петербурге формировала стойкий спрос на сено и овес, то и другое ингерманландцы возили в город возами. В конце XIX века крестьяне-ингерманландцы стали сдавать свои жилые помещение петербуржцам под дачи. В масленицу в Петербург прибывали финские извозчики, было модно прокатится на «чухонских» санях – «вейках»: считалось, что это приносит счастье на целый год. Важным источником заработка для ингерманландцев стал труд извозчика в городе. В 1928 г. в Петербурге насчитывалось 30 тыс. извозчиков, десятую часть которых составляли ингерманландцы из пригородов. Существовал еще один, особый источник дохода. Крестьяне-ингерманландцы брали в семью на воспитание ребенка из петербургского приюта для брошенных младенцев. Маленьким сиротам нужны были кормилицы и опекуны, которым российская казна хорошо платила. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Погребальный инвентарь | |
Рубрики | |
Погребальный инвентарь, несмотря на хронологическую близость, а, порой, и совпадение с зафиксированным богатым этнографическим костюмом ижоры, крайне беден. Возможно, это связано со сравнительно ранней христианизацией ижоры (в захоронениях XVI—XVIII вв. встречено большое количество нательных крестов); и последующим обеднением погребальной одежды. Другим объяснением является отсутствие в исследуемое время традиции хоронить в свадебной или праздничной одежде. Эта бедность инвентаря ижорских погребений противопоставляет их водским захоронениям того же времени, представившим богатые наборы металлических украшений (правда, без нательных крестов) в могилах вплоть до XVII в. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Погребение | |
Рубрики | |
Об участии близких в выносе, копании могилы, опускании и зарывании покойного в разных местах высказываются по-разному. У северных вепсов это делали дальние родственники или соседи, мотивируя тем, что «своим нельзя», «казаться будет», «неудобно вроде своего убирать». Но известны случаи участия в погребении близких родствеников: «я сама отцу могилу копала». Жители отдаленных деревень утверждают, что раньше все делали свои, т. е. сыновья, дочери. В Вологодской обл. (у куйско-пондальских вепсов) «убирать» покойника также должны свои родственники, у пяжозерских – больше свои, как было принято раньше. Подобная же ситуация отмечена и у средних вепсов Ленинградской области. Здесь родственники сами все делают, но известно, что «вроде убирать покойника своим нельзя». Такое же примерно представление бытует у южных вепсов д. Радогощь и примыкающих к ней селений. Южные вепсы Сидоровского сельского совета убеждены, что все должны делать «родные руки», «как последний почет отдаем» и даже что «не свои не должны и касаться». По всей вероятности, у вепсов в прошлом не было отстранения близких родственников от этих обязанностей. Отголоски прежних традиций видны и при совершении погребения по новым правилам. Так, при соблюдении запрета «зарывать покойного сыновьям, дочерям» им, однако, полагается первыми кинуть горсть земли на опущенный в могилу гроб. Перед погребением в могилу бросали медные деньги, выкупая, по мнению большинства информаторов, место для покойного. Имеется одно высказывание, что при этом приговаривали: «передайте их моим родным». На кладбище иконку и крест с умершего снимали. Раньше иконку до сорокового дня у средних вепсов оставляли на могиле, а южные вепсы хранили ее в церкви или в часовне. Перед тем как закрыть гроб, на лицо покойного натягивали холст, бросали на него три щепотки земли (желательно «отпетой» в церкви) – «два раза на голову, один раз в ноги». Гроб опускали на полотенцах, холсте, веревках. Иногда отмечали, что на веревках опускали лишь ту часть гроба, где находились ноги покойного. У северных и средних вепсов, проживающих в Ярославичах, раньше было принято опускать незакрытый гроб на руках. Его при этом передавали двум спустившимся в могилу мужчинам, в обязанности которых входило бросить на покойника несколько горстей земли перед закрытием гроба. В тех местах, где гроб опускали на руках, отмечают, что могилы рыли неглубокие. Полотенца и холст, на которых опускали гроб, назад домой не приносили: у северных и средних вепсов их отдавали вдовам, старым девам или нищим (у северных вепсов их можно было зарыть также и в могиле), а у южных – тем, кто копал могилу. При погребении крест не устанавливали. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Подарки умершим | |
Рубрики | |
Для оятских памятников характерно присутствие подарков умершему в виде монет, ожерелий из бус и других предметов. В ходе раскопок оятских курганов было найдено много разнообразных ювелирных изделий как местного производства, так и привозных. При раскопках собраны кости домашних животных: коровы, овцы, свиньи; промысловых: кабана, лося, медведя. Обнаружены кости птиц, захоронения лошадей. Найдены кусочки меха медведя, белки, хорька. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Подготовка к похоронам (вепсы) | |
Рубрики | |
По обычаю хоронили только на третьи сутки после смерти, непременно до полудня. Покойника перекладывали в гроб утром в день похорон. Ложе устраивали из березовых листьев, снятых с веников. Иногда под ноги и голову клали льняную кудель. Старики осуждают появившуюся в последнее время «моду» стелить на дно гроба вату: она легко воспламеняется и, по их мнению, опасна при переходе через «огненную» реку. В гроб укладывали некоторые вещи покойного, используемые при его «обряжении», а мужчинам также табак, папиросы, водку. Пожилым вручали «подорожную» (разрешительную и молитву), на лоб накладывали «венчик». Их покупали заранее и хранили в узелке со смертной одеждой. Сверху тело покойного раньше накрывали белым холстом. Края покрывала не обрезали ножницами и не обшивали: ткань нужной длины должна была отрываться руками. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Подготовка к родам | |
Рубрики | |
В вепсских семьях женщины занимались различными хозяйственными работами вплоть до самого наступления родов. Запрещалось только мытье полов, ибо у беременной, находившейся при таком занятии в резко согнутом положении, пуповина могла обвиться вокруг плода. По народному убеждению, если женщина, ожидающая ребёнка, будет подолгу сидеть без дела, то плод вырастет большим и роды будут тяжелыми. Свекровь учила молодуху, готовившуюся стать матерью: «Носи хоть камни или пригоршни земли из угла в угол, если у тебя нет никакой другой работы». Работа «до первых схваток» приводила к довольно распространенным в вепсских деревнях случаям родов в лесу, поле, на покосе и т.д., где роженица часто обходилась без посторонней помощи. В домашних условиях вепсянки предпочитали рожать в хлеву, реже – в подполье, а в летнее время – в сарае. Традиция рождения ребенка в бане, широко бытовавшая у прибалтийско-финских и русского народов, была в незначительной степени распространена только среди вепсов Прионежья (чаще всего зимой и при трудных родах) и Белозерья. Вепсы даже с опасением относились к бане, считая, что там новорожденный может получить болезни или быть подмененным банным духом-хозяином. Такой взгляд на баню возможно связан с тем, что это строение появилось в вепсской среде довольно поздно. Еще в начале ХХ в. большая часть вепсского населения мылась и парилась в домашних печах. В основе обычая рождения человека за пределами людского жилья лежали различные народные представления: о «нечистоте» родового процесса и роженицы, о необходимости соблюдения тайны родов (чем больше людей будет знать о родах, тем они тяжелее). Кроме того, в этом обычае отразились взгляды народа на рождение ребёнка как на его приход в мир людей из иного мира. У вепсов, в отличие от многих европейских народов, не получил достаточного развития институт повивальных бабок. Главной помощницей роженицы, как правило, была свекровь. Только в исключительных случаях, если в семье не было свекрови или роды проходили с осложнениями, обращались к деревенской знахарке (baboi, tedai) или колдуну (noid). | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Подпорожский историко-краеведческий музей | |
Рубрики | |
Идея создания музея в Подпорожье возникла в 1965 г. Сначала был образован краеведческий кружок, для чего в Доме культуры выделили комнату, которая превратилась в Уголок истории Присвирья. Именно туда стали поступать первые экспонаты. Работой по созданию музея руководил И.С. Толстой. В декабре 1976 г. музей открыл свои двери для посетителей. В 1969 г. решением Подпорожского горисполкома был образован Подпорожский историко-краеведческий музей. Более 15 лет на базе музея ведутся археологические экспедиции по Подпорожскому району, открыто свыше 25 стоянок первобытного человека. В музее собран богатый этнографический материал о жизни русской и вепсской народностей. Представлены образцы прикладного искусства вепсов, предметы их быта, документы, газета "Вепсская правда", книги на вепсском языке. Многие экспонаты поступают музею в дар от населения. Особую ценность представляет "Букварь" на вепсском языке, изданный в 1932 г., к которому приложена разрезная азбука "Естествознание" для 4 класса (1936). Основной фонд музея составляет 23000 единиц хранения. С 1996 года одним из основных направлений в работе музея стала выставочная деятельность. Все выставки оформляются самими сотрудниками музея. Организуются и проводятся выездные экскурсии по памятникам деревянного зодчества Подпорожского района, а также по действующим монастырям Лодейнопольского района. Разрабатываются и проводятся новые занятия для воспитанников детских садов и учащихся школ с использованием интерактивных методов по программе "Приобщение детей к истокам народной культуры". Подпорожский историко-краеведческий музей работает ежедневно с 9.00 до 17.00 (без обеда), кроме понедельника и воскресенья; по субботам с 10.00 до 15.00 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклон на шубе | |
Рубрики | |
Брат невесты подстилает под ноги невесте шубу. Невеста, встав на нее, кланяется на все четыре стороны вместе с плачеей, приговаривая: "Простите улицы любимого отца, может, я сердитая с плохими словами по ним хаживала". Затем она с подругами идет на улицу погулять и поребячиться Перед входом в избу она с плачем просит отца последний раз открыть ей дверь. Отец два раза открывает дверь и после третьего раза невеста входит в избу. В избе невесту приглашают танцевать. Она танцует и благодарит девушек за приглашение. В избе она снимает ленточку и ходит с ней по избе в сопровождении плачеи, при этом, плача и причитая, она пробует положить её то на вешалку, то на полку, то в печку и т.д., но куда ни положит, кажется, все жаль ее оставить (ленточка — признак девичества). Наконец, она передает ленточку своей сестре. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклонение водяному (вэдэхийне) | |
Рубрики | |
Одним из наиболее почитаемых духов является водяной. Он соединяет в себе духа – хозяина вод и духа, связанного с царством мертвых. В представлении вепсов – это тучный мужчина с длинными волосами. Но показывается он в разных обличьях: то в виде утопленника, – его взяли в лодку, а он вывалился, только его и видели, то в виде коряги, а то в виде большой старой щуки. О «вэдэхийне» (водяном) ходит много быличек. Указывают места его обитания – глубокие и узкие проливы. В д. Ладва Подпорожского района рассказывают, что «вэдэхийне» много раз утаскивал людей в проливе, где ходит паром, особенно любит хватать молодых светловолосых женщин. У него, как и у лесного хозяина, есть семья: жена, дети. «Часто рассказывают про водяную. Сидит она на берегу, чешет гребнем голову, волосы по песку далеко. Она белая, полная, садится под сосну». «Водяным силам» надо угождать, по-видимому, в древности им приносились большие жертвы, возможно, даже человеческие. Не об этом ли напоминает символическое купание людей и скота («по завету», т.е. обету) в Шидр-ярвь - Сидоровском озере 21 июля (д. Сидорово Бокситогорского района). Праздник, во время которого это происходит, называется «Сурь пигя пяйвь» – Большой день. Он слился с христианским праздником Казанской божьей матери. Проходит он следующим образом: утром люди идут к часовне, приносят туда небольшие жертвы (масло, творог, яйца, хлеб, деньги). Собирается процессия и идет к озеру, впереди – двое с иконой. Подойдя к озеру, все останавливаются, затем проходят, как бы в ворота, под иконой, и идут купаться в озеро. Купаются те, у кого дан обет, т.е. за какую-либо милость со стороны «сил». «По завету» же купают скот (если скотина болела и выздоровела, например). Подобный же праздник наблюдали эстонские этнографы в июле месяце 1972 г. в д. Озёра Подпорожского района. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклонение деревьям | |
Рубрики | |
У южных вепсов (д. Сидорово) имелось почитаемое дерево можжевельника. Оно стояло на холме, в праздник Пасхи бывало увешано ленточками, к нему приносили жертвы, так же, как к камню в Озёрах. К нему же весной, в первый день выгона скота (23 апреля), слившийся с христианским праздником Св. Георгия, рано утром приходили хозяева домов (мужчины) после обхода своих дворов, разбивали о его ствол яйцо, которое здесь же съедали. Украшенное ленточками деревцо можжевельника ставили на могилу. Такое деревцо встретилось на кладбище в д. Сяргозеро. Ветки можжевельника клали в доме над дверью для охраны от злых духов, под подушку новобрачным, в колыбель к новорожденному, в подойник для защиты скота. Священное дерево финских народов – береза. В гроб к покойнику родственники кладут оборванные с сухих веников березовые листья, образующие ему как бы постель. Какую-то роль, связанную с культом мертвых играла осина. Она упоминается в сказках-быличках. Так, в сказке о возвращении жениху половой силы помогает самый верхний листочек осины, сорванный по велению лесной старухи. В связи с этим необходимо отметить известное у заонежан поговорье, по которому заклятого [умершего не своей смертью] человека отделяет от дома только осиновый лист. Осиновый кол избавляет от «нечистых» покойников, чтобы они не вредили живым. Его забивают в могилу, иногда и мертвеца пробивают им. Это поверье встречается по всему краю, как у вепсов, так и у русских. Каким-то образом связана с духами леса рябина. Ее используют пастухи для кнутовища, на него может быть сделан «обход» колдуном (нойдой), то есть своего рода договор пастуха с духами леса об охране стада. «Если Лес [лесовик] сделал человеку лихо, то надобно его заклясть. Для этого отправляются в лес, отыскивают лядину [заброшенное поле] чтобы на ней росла рябина, и от рябины была бы отростелина, и с той рябины вырубают несколько рябиновых батожков: вооружившись ими, крестьянин начинает выговаривать заклятья ...». Кроме отдельных деревьев, почитались целые рощи. Христианские церкви и часовни строили в еловых и сосновых рощах, используя «святые места» языческих мольбищ. Так, часовня у д. Харагеничи Тихвинского района стоит в еловой роще, состоящей из очень старых деревьев, в то время как вокруг – молодой лес. Видимо, в прошлом эта роща была священным местом, где деревья вырубать запрещалось. Дерево – распространенный мотив вышитых вепсских полотенец, занимавших в быту очень почетное место и присутствовавших на важнейших событиях в жизни человека. Это – известный у многих народов мира мотив «священного дерева». Это дерево пронизывает три мира, (небесный, земной и подземный), на нем живут птицы, с ним рядом стоят фантастические звери, кони, птицы, порой человеческие фигуры с молитвенно поднятыми руками. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклонение камням | |
Рубрики | |
О языческих верованиях населения Обонежья, где жили и вепсы, упоминается в посланиях новгородского епископа Макария в первой половине ХVI в.: «Суть же скверные молбища их лес и камение, и реки, и блата, источники и горы, и холми, солнце и месяц, и звезда, и озера ...». О поклонении камням у вепсов есть свидетельства прямые и косвенные. В Алексеевском сельсовете Тихвинского района (бывший погост) между деревнями Корбеничи и Усть-Капша есть на холме в сосновой роще кладбище с оградой из больших валунов, ими же обложены и могилы. Думалось, что это очень старое кладбище, а оказалось, что организовано оно в 1930-е гг. после закрытия церкви. На старом кладбище у церкви камней не обнаружено, по-видимому, церковь вела с этим борьбу. И языческая традиция проявилась при перенесении кладбища на новое место. В окрестности куста деревень, называемого Озёра (Подпорожский район), в 1930-е гг. проявился культ камня, бытующий до настоящего времени; возможно, это также связано с закрытием церкви. Жители рассказывают, что в эти года над лесом появился большой столб дыма, и на том месте обнаружили большой камень с отпечатком головы в шлеме. Возле камня тогда же поставили часовню, куда приносили и приносят жертвы (деньги, масло, яйца, шерсть, хлеб, полотенца). Камень, по-видимому, метеоритного происхождения и очень напоминает «сеид» – «летучий камень» саамов. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поклонение лесному хозяину («метц-ижанду») | |
Рубрики | |
Лесные и водяные «силы» обобщены в антропоморфных образах лесного и водяного хозяев – повелителей духов леса и воды. Они являются «силой», с которой считаются до сих пор. Лесного хозяина («метц-ижанд») представляют в виде человека то очень высокого «ростом с большую ель», то маленького, «с куст можжевельника», то в виде молодого мужика – черного, лохматого, то (чаще) в виде маленького старичка. Показывается он людям очень редко, иногда во сне. В д. Ладва Подпорожского района Н. С. Чарандова, 1910 г. рождения, рассказывала, что видела «метц-ижанда», когда ее в лесу из седла сбросила лошадь и она, упав, потеряла сознание. В это время «он» и подошел, и стал ее рассматривать и что-то бормотать. Он (в ее рассказе) – маленький, седенький, с длинными кудрявыми волосами, в колпачке (как у священника). Одежда у него застегнута не так, как у людей, а наоборот. У лесного хозяина есть жена, дети. Женою его может быть обыкновенная женщина. В лесу живут и другие духи. Зла людям особого они не делают, но с ними надо быть вежливыми, ночуя в лесу, спросить разрешения: «Лесные хозяева, позвольте переночевать!», нельзя также ложиться спать на лесной дороге. И. С. Фадеев, (1900 г. рождения), житель д. Ладва Подпорожского района, рассказывал: «Моя бабушка говорила, что если в лесу – чтобы не ложился спать на голой дороге. А я взял, набрал хворосту и лег. Только заснул, во сне чую, мужик говорит: «Чего разлегся, вставай!» и за ноги подергал. Проснулся – никого. Второй раз как будто на лошадях подъехали и опять за ноги дергают с силой. На третий раз я уже сам ушел. А так бы наехали». Раньше лесному хозяину оставляли на пеньке небольшие приношения – калитку (вид пирога), немного каши, блины. Вообще все информаторы утверждают, что лесные духи – добрые. Об этом упоминается в литературе: «Лесной хозяин – добрый дух и довольно благожелательно относится к вепсу, лишь его три года худо не поминай, а в особенности его жену «тойне поль» (другая половина). Ну, а если каким-либо образом рассердишь «метц-ижанда», то предохранить себя от его действий можно лишь путем бегства куда-либо в бурьян, где необходимо как можно скорей схватиться за эту растительность, называемую «роудыг», и тогда сила лесного хозяина парализуется». | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поминки | |
Рубрики | |
После погребения на кладбище устраивали поминки. У северных вепсов раньше обязательно брали с собой кутью, но теперь это делают редко, поэтому традиция поминальной трапезы на могиле исчезает. Уже появились сведения о том, что на могиле «ничем не поминают». Средние вепсы (вологодские и оятские) кроме кутьи приносили кисель. Только в Ладве поминали одним яичным «блином» (munakurs), который делился на кусочки по числу присутствующих. У южных и их соседей средних вепсов (тихвинских) обязательны были кутья, кисель и вареные яйца, а у сидоровских – и сусло. Разрешалось приносить и другую еду – рыбники, колобы и даже «стопочку». Нельзя поминать лишь мясными кушаньями. Еду вепсы Вологодской области раскладывали на поминальной доске или полотенце, иногда на разостланном на доске полотенце, а вепсы Ленинградской области – только на доске. В Ладве яичный «блин» разрезался прямо на доске. У южных вепсов свежую могилу закрывали хвоей и на ней располагали еду. Существует поверье, что после поминок надо сразу уходить с кладбища, не заходя на другие могилы, – «все покойники встречают, встали хоронить», а членам семьи умершего «нельзя до сорочин на чужие могилки заходить». Поминки в доме покойного сейчас устраивают повсеместно. Раньше они проводились значительно скромнее, лишь для близких. Только у южных вепсов, судя по высказываниям пожилых информаторов, прежде поминок в доме совсем не справляли – их заменял обход односельчан с решетом, наполненным поминальной едой – кутьей, киселем, вареными яйцами. Так сейчас справляют здесь 9-й и 20-й день. Состав поминальной еды по группам вепсов несколько различался. Обязательными везде считались кутья и кисель, но особенно кушанья из яиц: у южных вепсов подавались вареные яйца, у средних и северных готовился яичный «блин». Кроме того, южные вепсы варили сусло, а средние и северные пекли масленые блины с толокном. Кутью принято было подавать в начале поминок, а кисель – в конце. После этого трапеза кончалась, оставшуюся еду раздавали беднякам. На поминках у северных и части средних (озерских) вепсов покойнику за столом места не оставляли. Здесь еда и питье готовились для него только до выноса и вновь лишь на сороковой день: «провоженный, так и не ложут», «у нас, когда вынесут, и чашку разбивают и больше места не выделяли, но на 40-й день ложут». У остальных вепсов покойнику, как почетному гостю, на углу стола клали ложку, выпечку. Через угол, где якобы сидел покойник «нельзя никому проходить, иначе прогонишь покойника». Весьма любопытно, что еда и ложка покойного должны быть закрыты, «чтобы невидимкою ел». Южные и средние вепсы Ленинградской области ложку и колоб клали под скатерть, а вологодские – закрывали сверху яичным «блином», называя прикрытую блином еду для покойника – panafid. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Порученье | |
Рубрики | |
«Порученье» («рукобитье») назначалось на один из ближайших дней после первого визита сватов. В доме невесты помимо обычной праздничной еды готовились специальные (ритуальные) блюда: яичница и сканые (тонкие) пироги в форме полумесяца. Стол накрывали в переднем углу, сначала пили чай, потом подавался обед. Невеста обходила гостей со стаканом водки. Жених должен был опустить в него кольцо или серебряную монету, «чтобы брак был так же крепок, как крепка водка, и так же светел, как светло серебро». После угощения все выходили из-за стола, оставались только отец жениха и отец невесты. Со стола все убирали, накрывали лучшей скатертью, ставили солонку и круглый хлеб. Перед иконами зажигали свечу. Отцы вставали за столом друг против друга. Затем отец невесты надевал шубу или кафтан или «пинжак» и шапку. Таким же образом одевался и отец жениха. Одевшись по-торжественному и молча, тот и другой надевали на правую руку рукавицы и через стол три раза ударяли друг друга по руке в знак заключения союза, и через стол же троекратно целовались. После рукобитья кто-либо из родственников невесты брал дугу с колокольчиком и звонил, возвещая этим о совершившемся. В некоторых деревнях «порученье» совершалось несколько иначе: со сватами велся торг, невеста ставила на стол блюдо, на которое они выкладывали крупную купюру. Когда торг заканчивался, зажигали свечу перед иконами, все молились. Затем отцы жениха и невесты пожимали друг другу руки через полы кафтанов, а крестный невесты звонил в колокольчик и объявлял: «Поручена!» После этого невесту впервые накрывали платком – так, чтобы угол платка закрывал голову и часть лица или полностью все лицо. На «порученье» начинались причитания невесты. Причитывать ей помогала «vodii» (водящая, вожатая); во время исполнения причитаний две женщины водили невесту под руки. Если не было в живых кого-то из родителей, невеста в сопровождении плакальщиц выходила на крыльцо и звала умершего на «порученьице». Затем возвращалась в дом, плачеи или «vodii» водили ее посреди избы или вдоль половиц от стола к двери, туда и обратно с причитанием, в котором выражалось сожаление по поводу предстоящей разлуки с родным домом. Для исполнения причитаний вепсы использовали как родной язык, так и русский. Под конец «порученья» жених передавал невесте сладости и вино для угощения девушек на девичнике. Невеста дарила ему полотенце и платок, который тут же повязывался ему на шею. Отцу жениха в качестве подарка также вручалось полотенце, матери – рубаха, повойник, другим членам семьи – пояса и т.д. За дары все давали невесте деньги. Помимо даров девушка давала жениху что-нибудь из своих вещей в залог, например, шелковый платок, который в случае, если она передумает, мог женихом и не возвращаться. На «порученье» назначался день свадьбы – обычно через одну-две недели. Сваты ехали домой под звон бубенцов и поддужного колокольчика. Этот звон возвещал об удачном сватовстве. В течение предсвадебной недели проводилась подготовка к свадьбе, каждый вечер устраивались молодежные вечера. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Поселения вепсов | |
Рубрики | |
Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 1930-х г. По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения – речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека). С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг – хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а затем особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами – прибалто-финским – ла или русским – чи,– ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корбиничи). Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс протекал в годы советской власти. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |