1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Пояса
Рубрики
Старинный женский пояс «путта» (putta), носившийся при хурстуксет, был кожаный, шириной 4 см. Он оканчивался двумя металлическими кольцами, на одном из которых имелся крючок, а второй заменял собою петлю. По всей длине пояса в три ряда были расположены украшения из олова: в верхнем и нижнем ряду косые крестики, в среднем — острые уголки. Другой старинный пояс «сельга-вюо» (selga-vyo), из Петергофского уезда, носился с "ааннуа". Пояс состоял из красного шерстяного шнура, к нижнему краю которого пришиты три полоски из желтого и зеленого бисера с подвешенными к ним белыми раковинами (Cyprea moneta). Ширина пояса с украшением 6 см. Этот старинный пояс, видимо, давно уже вышел из употребления. Некоторые пояса носились с сарафанами. Косоклинный сарафан везде подпоясывается «вюo» (vyo) — узким шерстяным пояском домашнего плетения. Преобладающим цветом вюo является красный. Концы его иногда украшаются белым бисером. Там, где синяк является единственной одеждой, в праздничные дни этот поясок заменяется длинным и узким полотенцем «кушакка» (kushakka) из белого холста, с вышитыми концами. С прямым сарафаном раньше носили кушаки из позументной серебряной или золотой ленты, позднее в большом употреблении были ременные пояса, надеваемые поверх передника. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Праздники (ингерманландских финны)
Рубрики
Для ингерманландских финнов характерно празднование Иванова дня с традиционным мытьем в бане накануне, гаданием, зажиганием костров и т. д. Костры нередко жгли также и на Троицу. Торжественно отмечался Егорьев день — день выгона стада и «конский праздник» — день Флора и Лавра, кое-где справлялся и «овечий праздник». Финны соблюдали «время деления» (со дня всех святых по Мартынов день): в это время нельзя было прясть, забивать скот и т. д. Сохранились также воспоминания о братчинах (vakkovo), праздниках, на которых в складчину устраивали угощение, в частности, варили пиво. В празднике принимала участие вся деревенская община. Братчины устраивались на Петров день и на Ильин день. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 326
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Праздничная одежда (ижора)
Рубрики
Праздничной одеждой у стариков служит обыкновенная домотканая одежда. Шьется она большей частью из белого холста, реже — из холста, окрашенного в синий или красный цвета. Праздничной одеждой остального мужского населения являются современные городские костюмы – «толстовка» или «тройка». Обувь, носимая в праздничные дни, также городская. Что касается старинного типа мужской одежды, то в Котельском районе еще лет 30 тому назад бытовал «рюди» (rydi), белый кафтан из рядного холста, с отделкой из голубой покупной ткани по вороту и борту. Спина кроилась в талию, а по бокам вставлялись клинья, образующие сборы. Рюди являлся, прежде всего, свадебной одеждой жениха, не надевался также и в праздничные дни. Подпоясывался он шерстяным, темно-красным плетеным поясом домашнего изготовления, шириной 3 см. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Предварительная обрядность (карелы)
Рубрики
Обряды родильные, как и любые обряды "перехода", содержали 4 блока обрядов: предварительную обрядность, обрядность "отделения" от прежних обстоятельств (период беременности), обрядность собственно "перехода" (родов) и обрядность "закрепления" нового статуса в обществе. Объектами перехода были два субъекта - ребенок и роженица. Предварительная обрядность включала элементы из периода детства, свадьбы и семейной жизни до начала беременности. Пример из детства: "Не сиди на камне - замуж не выйдешь, детей не будет". Пример из свадебных способов регулирования детности: "Дай вам Бог детушек с убылью" (чтобы семья не была излишне многодетной). Особо внимание на свадьбе уделялось охране половой потенции новобрачных. Если свадебная порча затрагивала половую сферу, ходили к колдунам, чтобы излечить "нестоянку" у молодого или "открыть проходы" у молодой. Бездетность преодолевали рациональными способами (прогревали "проходы" женщине над горячими углями) или, опять же, обращались к колдунам. Чтобы завести мальчика, под кровать клали мужские символы (топор или пилу), а чтобы родилась девочка, под кровать клали прялку или веретено. Библиография: ОБРЯДЫ родильные [у карел] // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/born/
Тематические группировки
подробнее…
Прием головных денег
Рубрики
Когда на семейном совете вопрос о свадьбе решен положительно, тогда начинается прием „головных" денег. Если у жениха нет своих денег, то он занимает их у других. Патьвашка кладет деньги на стол (от 30—100 рублей, в зависимости от состоятельности жениха), а сидящие кругом стола родственники невесты по очереди берут их себе, при чем каждый отсчитывает себе 1—10 копеек, остальные передают жениху. Лишь отец невесты оставляет для себя 3 рубля и 10 копеек в часовню. Следующим обрядом является так называемый обряд оберегания, которое имеет целью предохранить новобрачных от "порчи", от посягательств злых людей и нечистой силы; происходит он в клети. Жених и невеста встают друг против друга, жених держит на сковородке правую ногу, а невеста — левую. Сковородка должна быть теплой, чтобы молодые горячее любили друг друга. Патьвашка обходит с косой вокруг них два раза по солнцу и один раз против солнца и, делая косой крестообразные движения в воздухе, причитает. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Приозерск, г.
Рубрики
ПРИОЗЕРСК (Корела, до 1948 – Кексгольм, фин. – Кякисалми), город, адм. центр Приозерского р-на. Нас. – 19,3 тыс. чел. С 1310 – центр рус. владений в Карелии. В составе Швеции в 1580-95 и в 1611-1710. После вхождения в состав России – в С.-Петерб. губ., в 1744 – в Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского, с 1918 – независимой Финляндии). С 1940 – в составе СССР (до 1944 – в Карело-Финской ССР). Начало городу положило в 1310 основание на месте древнего поселения на р. Вуоксе новгородской крепости Корела (в швед. источниках – Кексгольм). В ср. века – один из кр. городов Северо-Запада. В сер. XVI в. в нем проживало более 3 тыс. чел., в городе находились пять монастырей, четыре приходские ц. В 1809 крепость утратила оборонительное значение, Кексгольм стал обычным уездным городом. В 1897 на о-ве Каллиосаари (Скалистый о-в, ныне – гор. парк) возник курорт с водогрязелечебницей. Город являлся одним из центров вост.-фин. культуры. В 1880 здесь состоялся первый на Карельском перешейке нар. муз. праздник. В 1894 в Круглой башне крепости Корела была открыта этногр. экспозиция (см.: «Корела», музей-крепость; Корела, крепость). На рубеже ХIХ–ХХ вв. Т. Швиндт проводил археол. раскопки. Здесь жили и работали комп. Э.Г. Мелартин, органист и дирижер А. Неувонен (1874–1941), скульптор А. Каасинен (1892–1970). В черте совр. П. находилась усадьба Ю.Ампиала – культурный центр фин. творческой интеллигенции в 1900-36 (в 2001 усадьба признана пам. садово-паркового иск-ва и дерев. зодчества). В 1910 на гор. площади установлен пам. Петру I (скульп. Вербель; утрачен в 1918, восстановлен в 1972, скульп. В.Э. Горевой). В П. имеется дом культуры, при к-ром созданы Нар. драм. театр (с 1959), ансамбль рус. нар. музыки «Лесная сказка» (с 1972) и др. коллективы. Работает культурный центр «Карнавал», Приозерская центральная б-ка. В П. два правосл. храма: Рождества Пресвятой Богородицы собор; ц. Всех святых (1894, арх. И. Аренберг). Сохр. кам. здание лютеранской кирки (1929-30, арх. А. Линдгрен), к-рое занимает Центр досуга молодежи. В сквере у кирки в 1996 открыт пам. на месте захоронения 105 фин. военнослужащих, погибших в 1941-44 (арх. К. Кокко). В П. издаются газ.«Красная звезда», краевед. альманах «Вуокса», работает радиостанция «Радио Приозерска». Лит.: Громов В.И., Потемкин Л.П., Шаскольский И.П. Приозерск. Л., 1976; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Приозерский историко-краеведческий музей «Крепость Корела»
Рубрики
Историко-краеведческий музей “Крепость Корела” находится в одном из живописнейших мест Карельского перешейка - в городе Приозерске Ленинградской области. За свою историю город назывался Кякисалми, Кексгольм, Приозерск. В разные времена в городе жили карелы, шведы, финны. Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Первое упоминание о городе встречается в шведской хронике Эрика в 1295 году. Крепость Корела известна как памятник новгородского оборонительного зодчества XIV века. В результате захватов, пожаров крепость часто перестраивалась. Сохранились оборонительные валы от укреплений XVI-XVII веков. Дошедшая до нас Круглая башня является шведской постройкой конца XVI века. Она имела большое оборонное значение в крепости и в XIII-XIX веках использовалась как тюрьма. Находящееся рядом здание Старого арсенала, также являющееся шведской постройкой конца XVI века, использовалось для хранения оружия. Современный музей в Приозерске был открыт 17 июня 1962 года как музей историко-краеведческий, в 1972 году - приобрел статус государственного. В 1992 году в Музее была произведена реэкспозиция, и сейчас в пяти основных разделах представлено как историческое прошлое края – карельская культура, так и средние века, узники крепости, события, связанные с историей края во время вхождения в независимое государство Финляндия, военный период, современность. Музейный фонд Приозерского историко-краеведческого музея составляет свыше 17 тыс. единиц хранения. Большая коллекция археологических находок собрана на территории Карельского перешейка и самой крепости, где неоднократно в последнее время совместно с учеными из Финляндии, Швеции, Прибалтийских стран работали Санкт-Петербургские археологи. Большой успех имела выставка “Из археологического наследия Карельского перешейка”, в которой была представлена финская и шведская культура: ювелирные украшения XI-XIV веков, керамика, древние монеты и т.д. Адрес музея: 188760, Ленинградское шоссе, д.3. Крепость-музей “Корела” Тел. (812-79) - 23-830. Часы работы с 10 до 17 (с 1 июня по 31 августа – с 9 до 18 ч.); Выходной день – понедельник. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Экспозиция музея] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/002.shtml
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Причети (вепсы)
Рубрики
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети, однако вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же обращение к их исследованию привело к крайне любопытным выводам вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Библиография: Строгальщикова, 3. И. Этнокультурные процессы в Карелии // http://vottovaara.ru/karelia/obrad/pogr.html
Тематические группировки
подробнее…
Проект «Финского национального парка «Туутари»
Рубрики
Под эгидой общества «Инкерин Лиитто» разрабатывается проект «Финского национального парка «Туутари» (д. Тайцы Гатчинского района), который состоит из двух основных комплексов. В первый комплекс – этнографический включена деревня Тайцы, перестроенная в соответствии с проектом реконструирующим традиционный облик деревни ингерманландских финнов конца XIX века. Второй комплекс – историко-этнографический будет осуществлен в форме реконструкции мызы Куллерво (одного из главных героев Калевалы). В сумме оба комплекса составят единый историко-этнографический музей под открытым небом. Общую координацию деятельности всех заинтересованных в реализации «Туутари» организаций осуществляет редакция журнала «Инкерин Уутисет». Создание национального парка должно привлечь значительное число туристов как из России, так и из зарубежья, сто потребует создания соответствующей туристической инфраструктуры. Реализация проекта «Национальный парк «Туутари» в дальнейшем может служить в качестве образца для осуществления аналогичных проектов во всем мире. Идея создания национальных парков актуальна для всех стран, на территории которых существуют отдельные регионы – анклавы, населенные малыми народами. Кроме того, национальный парк «Туутари» будет способствовать укреплению традиционно дружеских отношений между народами России, Финляндии и Швеции. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3.
Тематические группировки
подробнее…
Промысловая одежда рыбаков
Рубрики
Рыбачья промысловая одежда в Сойкинском, Кингисеппском и Ораниенбаумском районах носит название «кожан» и представляет собою коленкоровое пальто городского покроя с капюшоном. В целях непромокаемости кожан пропитывается олифой. Производством этой одежды занимаются специалистки портнихи, число которых весьма ограничено. Кожан носится как летом, так и зимою. В летнее время под кожан всегда надевается шерстяная фуфайка или вязаный жилет, так как работать приходится ночью (установка сетей) или ранним утром (лов рыбы). Летний промысловый костюм дополняют кожаные фартук, рукавицы и «улиги» (uilut), местная кожаная обувь до колен, а у некоторых кожаные шляпы. В зимнее время, кроме кожана, надеваемого поверх полушубка, рыбаки носят еще меховые шапки, шерстяные вязаные рукавицы и валенки. Последние иногда заменяются улигами, с которыми надеваются несколько пар шерстяных чулок. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Промыслы
Рубрики
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Прощание с покойником
Рубрики
В доме с покойником прощались редко и только те, кто по каким-то причинам не мог присутствовать при выносе. Тот, кто не шел на кладбище, прощался на улице, у дома, на росстанях, на краю деревни. Раньше у северных и средних вепсов при проводах поминали умершего «белым» киселем из общей чашки, у южных и соседних с ними средних (тихвинских) кроме киселя обязательными поминальными кушаньями были кутья и вареные яйца. Здесь вся поминальная еда выносилась обязательно в решете. Каждый, прощаясь, должен был непременно помянуть покойного. Для выноса покойного делались специальные носилки из двух еловых жердей. В похоронной обрядности вепсов, так же как и других финно-угорских народов, погребальные носилки играли важную роль. На них, если кладбище было недалеко, покойного несли до могилы. В случае если на погост приходилось ехать, гроб на носилках доносили до росстаней или до конца деревни. И теперь, когда чаще всего гроб везут на кладбище на машине, до могилы его непременно несут на носилках. Носилки с гробом ставят над могилой для последнего прощания. После погребения носилки используются как надмогильные сооружения. У части средних (пяжозерских и тихвинских) вепсов известен обычай «погребицы», когда на крышку гроба стелили «узорное» полотенце или холст. В Тихвинском районе этот обычай сочетался с правилом «первой встречи», т. е. «погребица» вручалась первому, кто встречался похоронной процессии. Пяжозерские вепсы передавали ее на кладбище нищим, или она шла в пользу церкви. У тихвинских вепсов, если никто по пути на кладбище не встретился, «погребицу» вешали на могильную палочку. Этот обычай бытовал и среди пяжозерцев.
Тематические группировки
подробнее…
Радуница и Родительские субботы
Рубрики
Для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование Радуницы и Родительских суббот, а финнами эти праздники не отмечались. Несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Разновидности вышивки (ингерманландские финны)
Рубрики
Выделяются две разновидности народной вышивки двусторонним швом. В западной части Ямбургского уезда преобладали вышивки цветной шерстью с узорами геометрического характера: в виде косых крестов, розеток, ромбов. Большинство узоров исполнены ярко-красным, синим и зеленым гарусом; некоторые дополнены темно-красным, серо-голубым, темно-зеленым, желтым цветом. Узоры миниатюрны, отчетливы, словно прорисованы тонкими яркими линиями. В вышивке восточной части уезда, выполненной красной нитью по полотну, чаще встречаются изображения птиц с хвостом-розеткой, всадников на двухголовых конях, женские фигуры. Они вышиты широкими рельефными стежками – «шашками», отличаются крупным масштабом фигур. Финские головные уборы - «сорокки» с прямоугольным ожерельем из парчи, шелка или кумача, с нашитыми лентами или галуном, сохранялись до конца прошлого века во многих деревнях.
Тематические группировки
подробнее…
Расплетание косы
Рубрики
Коса расплетается при участии всех родственников, хотя главную роль тут играют крестная мать и плачея.Невеста с плачем просит гребенку, затем ходят три раза вокруг сундука, на котором сидит невеста. Ходьба повторяется, причем два раза невеста сама садится на сундук, а на третий раз невесту сажают - только после того, как патьвашка своим кнутом ударит крестообразно по поверхности сундука. При этом патьвашка должен быть в возбужденном состоянии. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Рацион питания
Рубрики
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Ребенок учится ходить
Рубрики
Движение является важнейшим показателем жизнеспособности человека. Поэтому такие моменты в физическом развитии ребёнка, как вставание на ноги при поддержке за опору и совершение первых самостоятельных шагов вепсы отмечали ритуалами. Любой член семьи, впервые увидев ребёнка, вставшего на ноги с помощью опоры, должен был закрепить его успех следующими словами: «Dubi, dubi, dubi» или «Loli, loli, loli» – «Стой, стой, стой», – которые произносились шепотом, чтобы не испугать ребенка. У южных и средних вепсов с началом ходьбы был связан обряд "capta putut" (букв. «рубить путы»), имеющий аналогии в культуре многих европейских и азиатских народов. Его совершали, когда ребёнок делал первые попытки пойти самостоятельно. Кто-либо из домочадцев, улучив такой момент, хватал нож и делал им такое движение, будто бы разрезает что-то на полу между ножками малыша. Считалось, что после этого ребёнок быстро научиться ходить. В случае, если начало ходьбы малыша запаздывало, совершался обряд "capta jalged" (букв. «рубить следы»). В северновепсском варианте обряда участвовало несколько действующих лиц разных поколений, как бы выстраивающих предстоящий «путь жизни» ребёнка. Мать или бабушка ставили ребёнка на пол и, держа за руки, вели по одной половице. В это время между самым старшим ребёнком в семье и предпоследним три раза произносился диалогический заговор. Старший после каждого шага малыша рубил топором его мнимые следы на половице и говорил: «Рублю, рублю, рублю», а предпоследний спрашивал: «Что рубишь?» Услышав вопрос, первенец отвечал: «Страх рублю». На что предпоследний заканчивал: «Руби на век свой». Подобные обряды, связанные с началом самостоятельной ходьбы, можно рассматривать как вступление ребёнка на дорогу жизни и устранение препятствий, стоящих на его пути.
Тематические группировки
подробнее…
Резьба и роспись по дереву
Рубрики
Искусство деревообработки было известно у вепсов издавна. Уже в археологических материалах древнего Белоозера найдены остатки деревянной посуды, украшенной долбленой резьбой, а также берестяной утвари с контурными узорами. В ХIХ – начале XX в. резьба по дереву – скульптурная и орнаментальная – применялась вепсами во внешнем и внутреннем оформлении жилищ, а также для украшения предметов домашнего обихода. В отличие от карельской резьбы по дереву, для которой был свойствен только геометрический орнамент, в вепсском декоре деревянных предметов и украшений жилища видное место занимали также изобразительные мотивы: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные. Это сближало его с севернорусской резьбой. Определенные сюжеты и формы орнаментов, украшавших детали дома, в частности, коньки и наличники, фактически повторяли сюжеты традиционных вышивок. К числу их можно отнести изображения двух противостоящих коней, женские скульптурки на верхней части наличников (у северных вепсов). Их трактовка, как и на вышивках, отличалась глубокой архаикой (головы в виде квадрата или розетки, колоколовидные одеяния, конечности треугольной формы и др.). Более того, данные статуарные образы имеют стилистическое сходство с раннесредневековыми антропоморфными подвесками из металла, которые археологи классифицируют как украшения-обереги древневесских и древнемерянских женщин. Изобразительная резьба была характерна не только для внешнего оформления жилищ. У средних и южных вепсов она встречалась также на старинной обрядовой утвари – ковшах из капа. Фигурные ручки ковшей ХVШ – ХIХ вв. моделировались в виде головок птицы, коня или какого-то схематичного животного. На боковых частях одних сосудов оставляли как украшение следы рабочих порезок, на других дополнительно вырезали геометрические узоры. Иногда на внешней стороне дна сосуда вырезали крупный крест, обрамленный кругом. В начале XX в. такие ковши стали использоваться уже для повседневных хозяйственных нужд. Мебель и другие предметы домашнего обихода обычно декорировались геометрическими узорами. Еще в XIX в. ими украшали посудные шкафы, столы, табуреты, кровати, а также киоты для икон, крюки для рукомойников, детали (берда) ткацких станов, ящики для рукоделий, прялки, рубели и т.д. Резьба, выполненная трехгранно-выемчатой, а также контурной техникой, свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства вепсских резчиков по дереву. Однако уже в начале XX в. традиция украшать эти деревянные предметы начала быстро исчезать. Из числа бытовых предметов, украшенных резным орнаментом, сохранились в основном прялки. Вепсские прялки вырезались из одного куска дерева (комля вместе с корневищем). Северновепсские прялки по форме относилась к широколопастным, распространенным и в смежных русских районах, в частности – в Пудожье, Каргополье, на Вологодчине и в некоторых других местностях русского Северо-Запада. У средних вепсов лопасти прялок были несколько ужe, а у южных и уже, и короче, чем у северных вепсов. Резные прялки у всех групп вепсов украшались исключительно геометрическими узорами, выполненными трехгранно-выемчатой и контурной резьбой. Ножки прялок, а иногда и края лопастей имели, кроме того, художественную профилировку. Композиции на прялках позднего изготовления, по сравнению с резными изделиями XIX в., были проще. У них украшалось обычно лишь основание лопасти, а узоры состояли из простейших бордюров, раппортов – выемчатых треугольников, косых крестиков, диагональных линий и других несложных фигур. То, что вепсская резьба на бытовых изделиях, в том числе прялках, пошла у вепсов по пути деградации, было вызвано рядом обстоятельств. Одним из них было то, что в уже в конце XIX в. резьба на прялках и других изделиях из дерева стала быстро заменяться кистевой полихромной росписью. Это было, несомненно, связано с поздним русским влиянием. Кистевая роспись получила наибольшее развитие у северной и средневепсской групп вепсов, у южных вепсов она встречалась редко. Узоры вепсских росписей не имели принципиальных отличий от росписи у русских, да и у других народов Северо-Запада. Это были вариации цветущих веток растений, отдельных цветов, вазонов. Они наносились на поверхности изделий по плотно окрашенному однотонному фону и без предварительных контуров рисунка. Мотивы, как и в поздних тамбурных вышивках, выполнялись в плавных, криволинейных контурах.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Религия (водь)
Рубрики
Водь - православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Несмотря на сравнительно раннее принятие христианства, в быту и в различных праздничных ритуалах сохранялись пережитки дохристианских верований. Известно, что древняя водь поклонялась источникам, деревьям и камням. Почитание священных рощ, деревьев, жертвенных камней сохранялось до XX века. Библиография: Водь. Водский язык и культура // http://www.vod.org.ua/ Водь - Россия, Russia // http://russia.rin.ru/guides/4709.html Религия води // http://www.finnougoria.ru/community/folk/4/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=342&ELEMENT_ID=2149
Тематические группировки
подробнее…
Религия (ижора)
Рубрики
Ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечены жрецы – "арбуи". Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до ХХ в.
Тематические группировки
подробнее…
Религия (ингерманландские финны)
Рубрики
За души ингерманландцев вели борьбу Византийская и Римская церкви. Граница религий установилась на реке Нарва; Эстония относилась к западу, Ингерманландия - к востоку. После заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора в Ингерманландии утвердили право на свободу вероисповедания, но на самом деле православная религия была запрещена. Многие бежали в Россию и на их места переселялись финны-лютеране. Когда в 1721 г. Ингерманландия отошла к России, в силу снова вступил закон о свободе вероисповедания. Положение лютеранской церкви обещали сохранить. В 1832 г. Ингерманландию присоединили к Санкт-Петербургской епархии. Лютеранство сохранилось в Ингерманландии и было связующей нитью среди финского населения и препятствовало заключению смешанных браков. После закрытия в 1930-е гг. лютеранских церквей финны посещали ближайшую русскую церковь, руководствуясь формулой: "какая разница - Бог один". На бытовом уровне ингерманландцы воспринимают лютеранство не как конфессию принципиально отличную от православия, а как церковь, где богослужение ведется на родном языке. С 1993 г. церковь Ингрии является автономной, в неё входят 60 приходов в разных уголках России, из них 15 - в Ингерманландии. Церковь двуязычна. Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/ Чистяков А.Ю. Традиционная культура финнов юга Ингерманландии (по материалам полевых исследований в Волосовском и Гатчинском районах) // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998 .
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла (ижора)
Рубрики
О значительном развитии ремесел у ижор сведений нет, известно лишь, что в XIV – XV веках многие жители Толдожского и Каргальского погостов (северная часть современного Кингисеппского района) выплавляли железо кричным способом, используя при этом болотную красную руду. Железо получалось высокого качества, из него изготовляли орудия труда и оружие, о чем говорят письменные источники и археологические данные. Издавна в ижорских деревнях развивалась торговля. Для продажи в Петербурге мелкие скупщики перекупали рыбу, ягоды, грибы и др. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду, часть которой везли в Финляндию. Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Сейчас почти все ремесла забыты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла, промыслы (водь)
Рубрики
Неземледельческие промыслы, ремесла и занятия Водской земли отличались большим разнообразием. В Водской земле древний кузнечный промысел не только отделился в ряде случаев от сельского хозяйства, но, соединяя в себе первоначально все процессы от добычи руды до готового изделия, выделил к концу XV века в особые промыслы: добычу руды, выплавку железа, изготовление изделий из него или собственно кузнечное дело. При рассмотрении других, неземледельческих занятий Водской земли можно отметить, что в районе преимущественного развития промыслов по обработке льна изготовление берд выделялось в особую специальность, создав профессию бердников. Гончарное дело является, как известно, одним из тех производств, которое раньше всего выделяется в ремесло, но следует отметить скудость сведений писцовой книги в этом отношении. «Портные» мастера, являющиеся в городах ремесленниками, в деревнях вели крестьянское хозяйство. Они оставались крестьянами, портняжничество же являлось для них подсобным занятием. Чисто крестьянскими промыслами являлось изготовление ведер и решет. Все ведерники и решетники сидели на пашне и платили обычный крестьянский оброк. Наконец, можно указать еще одну профессию, связанную с удовлетворением культурных запросов на селе - скоморошество. Существование многих крестьянских промыслов и занятий с работой на вотчинника и возникло и развилось из нужд боярского двора. На такую связь указывает наличие среди крестьян скорохода и пивоваров. В XVIII - XIX вв. в основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. К сожалению, нет возможности судить о том, насколько широко эти промыслы были распространены, а те сведения, которые почерпнуты из писцовой книги, не отражают всей широты спектра ремесел и промыслов населения Водской земли. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 4. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ремесла, промыслы. Общая статья
Рубрики
В ХIХ – начале ХХ в. у вепсов, как и у других народов лесной полосы Европейского Севера, существовал комплексный тип хозяйства. Наряду с земледелием и тесно связанным с ним животноводством – основными направлениями хозяйственной деятельности вепсов – существовал и ряд подсобных занятий: рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы (лесные разработки, сплав леса, камнетесный промысел и др.). Комплексное хозяйство было характерно для вепсов уже в древности - во второй половине I – начале II тыс. н.э., однако тогда соотношение в нем присваивающих и производящих видов деятельности было другим. Так, у веси, проживающей по р. Суда, основу системы хозяйства составляла охота в сочетании с животноводством и рыболовством. Роль земледелия была ограниченной. Высокого уровня достигли металлургическое производство, ювелирное и костерезное дело. В Юго-Восточном Приладожье IX–XIII вв., судя по археологическим материалам, основными занятиями обитающих здесь древневепсских групп являлись земледелие и животноводство. Важную роль в хозяйстве играли также рыболовство, охота, собирательство, различные ремесла и промыслы. Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр – д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти. Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города. Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками. Катовальный промысел был распространен среди оятских (с. Озера), исаевских (ныне обрусевших) и шимозерских вепсов. Известны фамилии некоторых изготовителей валяной обуви из Шимозерья: Я. М. Гаврилов, Г. В. Мишкин (Сюрьга), С. Е. Климов (Линжозеро), С. Г. Павшуков (Полозеро). В зимнее время Олонецкая и Новгородская губернии становились местом заработков вепсских катовалов. Каждый хозяин, на которого работал катовал, обязан был, помимо оплаты заказа, обеспечить его ночлегом и питанием на это время, а также необходимым сырьем. Средние вепсы деревень Бахарево и Пелдуши занимались таким доходным делом, как закупка племенного скота для Петербурга. Район закупки был довольно обширный: Ладва, Озера, Шимозеро, деревни Вытегорщины. В конце XIX в. среди вепсов, проживающих вблизи сплавных рек Свири, Ояти, Капши, Паши, широкое развитие получили заготовка и сплав леса. Этими промыслами крестьяне занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной. Жители с. Залесье в вепсском Прионежье были знаменитыми печниками. Вепсы Шокши и Рыбреки прославились своим каменнотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, каменные тумбы, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ремесла. Промыслы (ингерманландские финны)
Рубрики
В результате Северной войны 1700-1721 Ингерманландия была возвращена России. В 1703 началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В 1820 в Петербурге насчитывалось 5800 финнов, к 1869 их число возросло до 15100, к 1890 до 21300, но уже в 1897 проживало 17600, а в 1910 -15000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра, плотника. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 они составляли 62% всех столичных трубочистов. В целом в промышленности и ремёслах было занято св. 4/5 всех петербургских финнов. Женщины работали в качестве прислуги (св. 60%), а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей. Ремесленные занятия, даже в рамках собственного хозяйства, были у местных финнов развиты слабо. С. Халтсонен, один из лучших специалистов по традиционной культуре финноязычного населения края, писал что финны-ингерманландцы ремесленниками «не славятся», хотя среди них есть хорошие кузнецы, но в основном хозяйственный инвентарь финские крестьяне сами не изготавливали, а приобретали за деньги. Но все же ремесленники были и среди местных финнов. Так, известны, мастера, изготовлявшие «финские сани»; на Карельском перешейке, в приходе Валкъярви, делали колесные транспортные средства: брички, коляски и т. п., а в Усть-Луге – плотники-корабелы, специализировались на изготовлении лодок и парусников. Традиционными промыслами для финнов-ингерманландцев были морское и речное рыболовство, охота на тюленя, лесные промыслы – смолокурение, заготовка банных веников, метел, плетение корзин и лукошек, заготовка ивовой коры для дубления кож, деревообработка, в том числе изготовление деревянной утвари. Многие финские крестьяне держали пчел, мед всегда был в цене. В ближайших окрестностях столицы разводили яблоневые сады и садовые ягоды, привозили на рынки и лесные ягоды и грибы. В городе можно было выгодно продать также сено и солому, веники, осиновую кору, мочало и т.д. К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и рестораны.
Тематические группировки
подробнее…
Родильная обрядность вепсов
Рубрики
В вепсской семье отмечались такие важнейшие события в жизни каждого её члена, как рождение, вступление в брак, смерть. Все они сопровождались многочисленными, традиционно передающимися от поколения к поколению, обрядами. В традиционной обрядности вепсов, связанной с рождением человека, обнаруживается довольно много аналогий как с отдаленными, так и с соседними народами. Их появление имеет различные причины: воплощение общечеловеческих идей, этногенетическое родство, заимствования и т.д. В то же время в вепсской родильной обрядности можно встретить черты, характерные для данного этноса. Они обусловлены неповторимыми путями его индивидуального развития. В целом на всей территории расселения вепсов существовал единый в своей основе родильный ритуал. Локальные особенности по вепсским группам были не очень значительны. Они сформировались самостоятельно или под влиянием местных традиций соседних народов. Северновепсская родильная обрядность, например, подвергшаяся влиянию соседнего карельского населения, несколько отличалась от средневепсской и южновепсской, обнаруживших достаточное единство. Родильная обрядность была ориентирована в основном на удачный исход родов и сохранение и защиту здоровья матери и ребёнка. Она подразделялась на три цикла: 1. обычаи и обряды, связанные с беременностью; 2. обычаи и обряды, cопровождающие появление ребёнка на свет; 3. послеродовые обряды очищения и социализации. Для сферы обрядовой практики, связанной с рождением человека, характерна скрытность, таинственность. В ней участвовал узкий круг лиц: новорожденный, его мать, свекровь или повивальная бабка–главные исполнители; отец, родственницы и соседки, священник - персонажи второго плана. На сегодняшний день традиционная родильная обрядность вепсов представляет собой плохо уцелевшую от времени систему. Её разрушение началось в 30-е годы ХХ в. в результате происходивших в советской стране коренных социально-экономических преобразований: борьбы с религией, повышения культурного уровня и улучшения медицинского обслуживания сельского населения. Большая часть обрядов, связанных с появлением ребёнка на свет, очищением, социализацией, сохраняется лишь в памяти вепсских женщин очень преклонного возраста (80 лет и старше), т.е. в пассивной форме. Эти обряды отмирают на наших глазах вместе с уходом их носительниц. Среди реально бытующих родильных обычаев следует назвать запреты, регламентирующие поведение беременной, а также приметы, определяющие пол будущего ребёнка. Продолжает сохраняться вера в сглаз ребёнка. В некоторых вепсских деревнях по-прежнему применяются религиозно-магические действия и заговоры при лечении щетинки, грыжи, ночного плача и других детских болезней. В результате изменившейся в 1990-е годы политики государства по отношению к церкви, возросшего интереса людей к религии, крещение снова становится обязательным обрядом, сопровождающим рождение человека.
Тематические группировки
подробнее…
Роды (карелы)
Рубрики
Рожать уходили тайно в одиночку либо в сопровождении повитухи (русское - бабки "пупорезки", карельское - "боабо"), которая знала, как правильно принять младенца, остановить послеродовое кровотечение, заговорить младенца от золотухи, родимца и других болезней младенцев. Роды "от натуги" часто случались в поле, в дороге и т.д. Для родов лучшими считались помещения в доме, где нет мужчин, а также хлев, у вепсов - подполье. В бане рожали только под присмотром повитухи, боясь подмены дитя на отродье банных духов. Обрядность, связанная с собственно родами, заканчивалась после обряда приобщения ребенка к домашним духам и духам домашнего очага. Заговаривание болезней младенца могло быть перенесено на более поздний срок, тогда оно проходило на месте родов или при первом намывании ребенка в доме или в бане. Библиография: ОБРЯДЫ родильные [у карел] // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/born/
Тематические группировки
подробнее…
Рождество, Крещение и Святки (карелы)
Рубрики
Рождество у карел было праздником начала года, при этом в нем переплетались древние языческие традиции с их христианским значением. Основным названием Рождества у карел было "Сюндю", что означает "рождение", а днем рождения (synnynpaiva) считался сочельник - день под Рождество. Под именем Сюндю подразумевался и Спаситель (Христос), и некое мифическое существо, которое в канун Рождества, по одним представлениям, спускается с неба, по другим - появляется из водного царства. Возможно, что это мифологическое существо олицетворяло собой посланца умерших предков (syndyzet). С Рождества до Крещения (с 25.12 по 6.01 ст.ст.) праздновались святки, в которых также элементы христианских традиций переплетались с древними языческими обрядами. Святки носили различные локальные названия syndyzet, syn-nyinvali, rostuo, vierista, vieristan keski, vieristan vali, viandoi, viandoi aiga. На Рождество и в период святок посещали церковные службы, молодежь и дети ходили славить Христа по дворам. Они просили при этом хозяйку дома испечь им блин. Наряду с блинами славящих одаривали также мелкими монетами. Блины и сканцы с пшеном или творогом были обязательными рождественскими угощениями. Сканец, а в некоторых местностях небольшой ржаной хлебец клали под образа, где он лежал до весны, до начала сева овса, когда его брали с собой на поле, а потом скармливали скоту. Время святок было связано также с гаданиями и хождением ряженых. Ряженые - хухлякат (huhlakat, smuutat) - термин, вероятно, восходит к слову "кукольник". Ряженые ходили по дворам, пели, плясали, изображали различные сценки. Их угощали чаем, давали угощение с собой, они потом его совместно съедали. Среди ряженых можно было видеть "нищих", "калек"; мужчины надевали женскую одежду, а женщины - мужскую. При входе в дом лица закрывали концом платка или маской, пытаться заглядывать под них запрещалось. У северных карел были распространены представления об особом мифологическом существе - "старухе Виеристя". Она могла появляться не только зимой, но и летом, в период летнего солнцестояния. Ее представляли старухой с длинными черными волосами, могла она являться и в виде копны сена. Старуха была злокозненной ведьмой, которую очень боялись. Считалось, что Виеристя могла переходить с неба на землю, а затем в подводное царство. При этом крест, который на севере страны было принято ставить под Крещение у проруби, и служил тем путем, по которому она могла двигаться, — во время святок, по древним представлениям, существовала прямая связь двух миров. Гадали в святочный период в первую очередь о будущем: видах на урожай в новом году, предстоящих свадьбах, дальних дорогах, болезнях и т.д. Считалось, что изобилие на столе еды на Рождество предвещает хороший урожай. Существовали магические приемы, которые должны были принести и приплод скота. Так, корове, чтобы она приносила телочек, скармливали первый рождественский блин. Для гаданий использовались также рождественские блины. В них делали дырки для глаз, и тогда через них можно было увидеть будущее. При гаданиях использовалось множество средств и предметов: кольца, уголь от лучины, зеркало, стакан с водой, решето и т.д. Под Крещение лили олово. Очень верным считалась такая форма гадания, как "слушание" в различных местах: под окном, в поле у риги, у проруби, на развилке трех дорог. Последнее "слушание" рассматривалось как самое опасное, на него отваживался не каждый. Девушки, чтобы скорее найти жениха, проводили в вечернее время магический обряд "расчищения дороги" сватам. Для этого брали топор или косу и шли, начиная от стола, через открытую дверь во двор и далее до перекрестка дорог, имитируя рубящие движения. Свою судьбу девушки стремились предугадать и по поведению коровы, на рога которой на ночь привязывали ленту, по мусору, который собирали, подметая пол поперек половиц или от двери к красному углу. Надежным средством повышения девичьей привлекательности считалось умывание заговоренной водой, которую девушка должна была на Крещение первой набрать в колодце. По православной традиции, наряду с церковной службой священнослужитель освящал Иорданскую прорубь, и у карел достаточно широко был распространен обычай купания в проруби-иордани. В народе считалось, что купание в Иорданской проруби очищает человека от грехов. Купались в проруби и по ранее данному обету для исцеления от болезней. Крещение завершало период святок. После святок начинались зимние будни, заполненные различными домашними и лесными работами. Женщинам следовало закончить прядение -после Масленицы начинали ткать. Девушки занимались прядением, вязанием и иным рукоделием на посиделках, но праздничные беседы в это время не устраивались. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Росссийский этнографический музей
Рубрики
Коллекция по этнографии карельского народа из Фонда отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики музея насчитывает 4900 экспонатов. Значительную, а порой уникальную ценность имеют полные комплекты свадебной одежды тихвинских карел, а также ритуальные предметы, связанные с их родильной, свадебной, поминальной обрядностью; струнные и духовые инструменты карел и др. прибалтийско-финских народов Северо-Запада России. Достаточно полное представление собрание дает о таких занятиях, как морское и речное рыболовство, деревообработка, гончарство, средства передвижения. В числе создателей фонда такие известные исследователи как Ю. Вихман, Х. Гейкель, М. Е. Евсевьев, В. А. Плотников, И. К. Зеленов, С. И. Сергель, Т. Е. Евсеев, Т. А. Крюкова, М. А. Браун, Е. Н. Котова, Л. М. Лойко, Л. А. Добрачева, А. Ю. Заднепровская. Библиография: ФОНДЫ отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики // Сайт Рос. этнографического музея [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section343/1489/1494/2497.htm
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14