Библиография
/
Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997
Деревни | |
Рубрики | |
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дом и двор | |
Рубрики | |
Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. В 1930-е годы стали появляться постройки однорядного типа, в которых скотный двор примыкал к торцу жилища. Кроме помещений для скота и сараев, стоявших вместе с домом, отдельно ставились баня (кюлю) и клеть (айтта), а также рига с печью и гумном, где сушили и молотили хлеб. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3. Шлыгина, Н. В. Ижорцы http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дохристианские верования | |
Рубрики | |
Дохристианские элементы сохранялись в обрядности весьма устойчиво вплоть до ХХ века. Верили в различных духов: домового, охранявшего двор крестьянина и его семью, духа-покровителя домашнего скота; «рижника», обитавшего в риге; «банника», жившего в бане. Предполагалось, что некоторые из этих духов воплощались в змей (вероятно, это были ужи), их было принято прикармливать, если они поселялись во дворе. Сохранялось почитание священных рощ, отдельных деревьев, источников и камней, им приносили в жертву первое зерно нового урожая, молозиво после отела коровы и т п. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Шлыгина, Н. В. Ижорцы // http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 3. Россия Великая // http://www.russia.rin.ru 4.Религия ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2188 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище (водь) | |
Рубрики | |
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки как правило строили из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой. Еще в 20-е гг. нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище (ижора) | |
Рубрики | |
Крестьянские жилища отличались наличием внешнего декора: ветровыми досками с резьбой, резными наличниками окон, ставнями, расписанными многоцветными узорами. В наше время жилища стали просторнее, нередко в них встречается не симметричная, а анфиладная планировка. Появились просторные застеклённые террасы, стали совершенствоваться способы отопления и освещения, появились газовые плиты и т д. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изба | |
Рубрики | |
На Сойкинском полуострове даже в конце XIX века почти все избы топились по-чёрному. При этом печи выкладывались очень тщательно, дымоход делали с несколькими оборотами, и печи долго хранили тепло. В 1920-е годы встречались ещё печи с подвесным котлом на шестке, столь характерным для прибалтийско-финских народов. При этом были уже и такие русские печи, где шесток был превращён в плиту с подтопком. По диагонали от печи находился чистый угол, там стоял стол и висели иконы. На реке Коваш в начале XX века сохранялись ещё курные избы (топились по-чёрному). Поразительное сочетание чёрного от копоти, "бархатного" потолка и жёлто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История води | |
Рубрики | |
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Места проживания | |
Рубрики | |
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Места расселения | |
Рубрики | |
Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в Советском Союзе проживает 67 человек водской национальности. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Общие сведения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - самоназвание вадьялайн, живут в Ингерманландии, которая простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") – древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой. Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. Библиография: Информационный центр финно-угорских народов // http://www.finugor.ru/ Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Постройки (ижора) | |
Рубрики | |
Постройки были восточно-славянского типа. Дома строились из брёвен на тщательно выложенном фундаменте, рассчитанном на местные почвы с высоким стоянием грунтовых вод. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Жилище состояло обычно из двух изб (пертти), соединённых сенями (эукши), а также пятистенки; у бедноты жилище было двухкамерным (изба и сени). Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальковые; их крыли соломой или дранкой. Долгое время сохранялись архаичные формы конструкции крыш: соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещённые над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название "харакат" ("сороки"). Длинные притиски предохраняли крыши от ветра. Еще в 1920-е гг. в ижорских деревнях встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Похоронная обрядность (ижора) | |
Рубрики | |
Похоронный обряд совершался по церковным нормам, однако при этом соблюдалось множество магических обрядов и действий, связанных со старыми представлениями о загробной жизни. В гроб покойнику клали шерстяные вожжи, т.к. предполагалось, что в поездке на кладбище он сам правит лошадью. В могилу при погребении опускали запас еды – хлеб, мясо, горох. В погребальном инвентаре средневековых ижорских могильниках обычно встречается нож. Ещё в конце XIX – начале ХХ века на могиле принято было причитать, что делали профессиональные плачеи. Несмотря на принадлежность к православию, в похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Ижорское кладбище имело своеобразный вид и напоминало о древних священных рощах. Ижорцы на кладбище ничего не трогали, войти и выйти из него можно было лишь одной дорогой. На могилах ставились кресты, на которые вешали небольшие полотенца с вышитыми на них именами покойников. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Похоронная обрядность ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2201 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рацион питания | |
Рубрики | |
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Свадебная обрядность (ижора) | |
Рубрики | |
Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой. При этом в свадебном обряде долго сохранялись архаичные элементы символики связанной с ритуальным переходом невесты из рода отца в род жениха. Выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Свадебная обрядность ижоры отличалась сложным сватовством, которое делилось на три этапа: 1) первый приезд свата в дом невесты; 2) получение ответа, когда сват и невеста обменивались залогами; 3) обручение. Обязательным элементом второго и третьего этапов было курение всеми участниками обряда табака. Накануне свадьбы, как невеста, так и жених совершали ритуальное мытьё в бане. Венчание в церкви происходило обычно перед переездом в дом жениха и свадебным пиром. После венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених — в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни все ехали в дом жениха. Затем садились за свадебный стол. Невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей к угощениям. В XIX веке традиция двухходовой свадьбы постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялись в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были каравай куппелилейбя (в ходе свадьбы эти караваи не ели). Наутро невеста одаривала родню жениха, взамен её одаривали деньгами. Обряд раздачи подарков, который в прошлом носил ритуальный характер и определял её право войти в новую родню, сохранялся долго. С течением времени этот обряд был совмещён со сбором подарков и денег для молодых. Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и вновь отращивала косы только после рождения первого ребёнка. Характерной чертой ижорской свадьбы были причитания невесты. Во время варки пива для свадьбы и выпечки свадебного каравая исполнялись ритуальные песни. В доме жениха ритуальные песни исполнялись при его мытье в бане в канун свадьбы и при обувании перед отправлением за невестой. В ходе свадебного пира пели особые песни, поучающие молодых, как вести себя в семейной жизни. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Свадебная обрядность ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2201 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сотворение мира. Мировое яйцо | |
Рубрики | |
Исследователи отмечают большое количество произведений эпической поэзии. Древние мифологические сюжеты сохранились в рунах ижоры. Наибольшую известность получили руны о Куллерво. В ижорской руне мир из яйца творит ласточка - «птица воздуха». Она находит кочку посреди вод, отливает гнездо из меди и кладёт туда золотое яйцо. Тут налетает большая туча и скатывает гнездо в воду. Тогда ласточка летит к кузнецу и просит сковать ей грабли со стальными зубьями. Этими граблями птичка достаёт лишь половину белка и половину желтка. Разбившаяся скорлупа становится звёздами на небе. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Мифы и предания // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2203 3. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Социальные институты | |
Рубрики | |
Сельская община с регулярными переделами земли представляла основной социальный институт ижоры. Основная форма семьи в начале ХХ века - малая семья. Ижоры не сохраняли отцовскую фамилию, а носили фамилию по имени деда. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Социальный институт Ижоры // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2196 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Христианство | |
Рубрики | |
Представители народа ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Ещё в XVI веке ижора оставалась язычниками и поклонялась природным объектам (камням и деревьям), на что, в частности, жаловался Новгородский митрополит Макарий. В документах того времени отмечены жрецы - "арбуи". В XVII веке ижора, так же как и остальное православное население Ингрии, ушла с исконных земель, когда после Столбовского мира шведский король предпринял попытку обратить население завоёванной Ингрии в лютеранство. После того, как Ингрия была возвращена России (1721 год), большая часть ижоры вернулась на прежние места обитания. Какая-то часть ижоры, оставшейся в Ингрии после Столбовского мира, была всё же обращена в лютеранство, но она утратила свою этническую принадлежность и постепенно слилась с финским населением, заселившим в ходе XVII века опустевшие земли. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Шлыгина, Н. В. Ижорцы // http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 3. Россия Великая // http://www.russia.rin.ru 4.Религия ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2188 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этногенез (водь) | |
Рубрики | |
Мнения учёных относительно этногенеза водского народа и формирования его языка разделились. Согласно наиболее известной точки зрения, предками води были переселившиеся к востоку от реки Нарвы северные эстонцы, которые в продолжение I тыс. н. э. стали отдельным народом. По другой гипотезе, водский народ сформировался из местного населения эпохи неолита и раннего железного века, которое как в этническом, так и в лингвистическом отношении находилось в более близком родстве с жившими западнее эстонскими племенами. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 2. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… |