Статьи / Вепсы
1 2
Фасадная резьба
Рубрики
ФАСАДНАЯ РЕЗЬБА. С развитием дерев. крест. архитектуры развивалась и резьба по дереву. Резной обработке подвергались несущие водоспуски на кровле. Резьбой (первоначально глухой, в кон. XIX в. – пропильной) украшались крыльца, фронтоны домов, балконы, усадебные постройки. Причелины фронтона состояли из 2-3 накладных резных досок: ниж. чаще всего оформлялась геометрическим узором из полукружий или треугольных зубцов с круглыми отверстиями над ними, верх. украшалась рядом круглых отверстий. Доски, спускающиеся с конца фронтона («полотенца»), орнаментировались узором из кругов, розеток, квадратов, ромбов. Распространенными мотивами резьбы наличников были круги и полукруги с лучами, прямоугольники, ромбы, фестоны. Резьба на наличниках часто покрывалась яркими масляными красками. Типичные для сев. архитектуры дома, украшенные резьбой, встречаются в Подпорожском р-не (дер. Гимрека, Шилейка, г. п. Важины). У вепсов орнаменты, украшавшие детали дома, повторяли сюжеты традиционных вышивок. Большинство резных наличников на домах Ладвинского об-ва (совр. Подпорожский р-н; см. Ладва) изготовил в 1920-е вологодский плотник Сергей Прокич с сыновьями Константином и Николаем. Для вепсских домов Корвальского сельсовета Бокситогорского р-на характерны крыльца с резными столбиками. В водских и ижорских дер. Ямбургского у. до 1930-х сохранялись дома с кровлями, опирающимися на корневища елей («курицы»), с резными подзорами под крышей и под оконами, со ставнями, украшенными глухой резьбой и разноцветной росписью. В окрестностях с. Котлы верх. и ниж. части наличника украшали резьбой и раскрашивали в 2-3 цвета. Своими резчиками по дереву славился г. Тихвин. Дерев. дома, богато украшенные резьбой (наличники, фронтоны, балконы) сохр. в дер. Лампово Гатчинского р-на. Лит.: Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып. 16. Л., 1930; Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов // Там же; Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // Советская этнография. 1939. № 2; Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л., 1983. И.П. Рыжова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Финно-угорские народы
Рубрики
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ, этнические общности, говорящие на яз. финно-угорской группы, к-рая входит (наряду с самодийской и юкагирской группами) в состав уральской (урало-юкагирской) языковой семьи. Ф.-у. н. ист. проживают на терр. РФ, Финляндии (финны, саамы), Латвии (ливы), Эстонии (эстонцы), Венгрии (венгры), Норвегии (саамы), Швеции (саамы). По мнению лингвистов, прауральская языковая общность фиксируется в эпоху мезолита (IX–VI тыс. до н. э.). Согласно антропологическим данным, Ф.-у. н. сформировались на терр., расположенной между ареалами европеоидной и монголоидной рас. Впоследствии расселение в разл. геогр. зонах Сев.-вост. Европы и Зап. Сибири, контакты с иноэтничными соседями (носителями индоевропейских, тюркских яз.) обусловили значительные различия в антропологическом типе, х-ве, культуре, языках Ф.-у. н. В сер. III тыс. до н. э. произошло обособление угорской ветви (предки хантов, манси, венгров). В I тыс. до н. э. выделись ветви: поволжская (предки мордвы, марийцев), пермская (предки коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов), прибалт.-фин. (предки вепсов, води, ижоры, ингерманландских финнов, карел, ливов, сету, финнов, эстонцев). Особую ветвь составили саамы. В Европ. России с Ф.-у. н. связывают археол. культуры: дьяковскую (вторая пол. I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э., басс. Верх. Волги, Оки, Валдайская возвышенность), городецкую (VII в. до н. э. – V в. н. э., ср. и ниж. течение Оки, Ср. Поволжье, басс. рр. Мокша, Цна), ананьинскую (VIII–III вв. до н. э., басс. Камы, отчасти Ср. Волги, Вятки, Белой), пьяноборскую (II в. до н. э. – V в. н. э., басс. Камы). На терр. Лен. обл. ист. проживают народы, говорящие на прибалт.-фин. яз. (вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, карелы, финны, эстонцы). Они относятся к беломоро-балтийскому типу (расе) европеоидной расы. См. также: Вепсы, Водь, Ижора (Ижорцы), Ингерманландские финны, Карелы, Эстонцы. Лит.: Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Vuorela T. The Finno-Ugric Peoples. Bloomington, 1964; Сайт «Информационный центр финно-угорских народов». – http://www.finugor.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Фольклор
Рубрики
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Фольклорные центры
Рубрики
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕНТРЫ. Программа развития культуры в Лен. обл. разработана с учетом полиэтнического состава нас. и способствует созданию условий для возрождения, сохр. и развития нац. культуры и языка коренных народов. В г. Выборг с 1999 работает «Вереск», центр русского фольклора, в его составе образцовая дет. фольклорная студия «Вереск», ансамбль «Гусельки». Центром осуществляется программа фольклорных классов в общеобразовательных школах города. В большинстве р-нов обл. созданы и успешно работают разл. фольклорные студии и коллективы. Среди них «Домовушка», народная студия (г. Лодейное Поле), «Цвети, наш край», театр фольклора (г. Тихвин), фольклорный театр «Ямгород» (г. Кингисепп), нар. хор Дома рус. нар. творчества в дер. Новоселье Сланцевского р-на и мн. др. Организуются междунар. и региональные фестивали нац. традиций, культур и ремесел «Мировая деревня», «Плюсский венок». В с. Винницы Подпорожского р-на в 1998 основан Центр вепсского фольклора, к-рый ставит задачей возрождение культуры вепсов, их старинных промыслов и ремесел. На базе Центра работает фольклорный коллектив «Армас», вепсский нац. театр кукол, создан музей, экспозицию к-рого составляют предметы быта вепсского народа. Нац.-культурный центр вепсов работает также в дер. Вонозеро Лодейнопольского р-на. С 1987 организуется «Древо жизни», вепсский фестиваль. В 1995 в дер. Вистино Кингиссепского р-на организован Центр ижорской культуры, при нем работают ижорские фольклорные ансамбли «Рыбачка», «Сойкинские напевы». Открыт Ижорский музей. В 2004 в Вистино состоялся Ижорский праздник. Один из центров фин. культуры находится в пос. Калитино Волосовского р-на. Широко изв. фин. фольклорные коллективы «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на), дет. ансамбль «Ауринко» (г. п. Кузьмолово Всеволожского р-на). В г. Отрадное Кировского р-на создан балаганный театр, дающий представления на фин. яз. С 1989 на терр. Лен. обл. ежегодно проходит нац. фин. праздник «Юханнус». Карельский нар. культурный центр создан в дер. Андреевщина Лодейнопольского р-на. В 1999 в г. Приозерске впервые состоялся Фестиваль карельского искусства. С 1991 в СПб. работает Фольклорно-этнографический центр (в ведении Мин-ва культуры РФ), к-рый осуществляет разработку региональных программ по созданию местных (обл.) центров традиционной нар. культуры. Лит.: Национально-культурные центры. – http://www.lenobl.ru/culture/nation/centre?notpl=1 Н.В. Назарова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Центр вепсского фольклора
Рубрики
ЦЕНТР ВЕПССКОГО ФОЛЬКЛОРА (с. Винницы, Подпорожский р-н). Создан в 1998 на базе местного дома культуры. Располагается в двухэтажном дерев. здании. Задачи Ц. в. ф. – сохр. вепсского яз. и культуры, развитие традиционных промыслов и ремесел. Значительную часть центра занимает этногр. музей, его экспозиция представляет культуру вепсов, проживающих в Подпорожском р-не, а также знакомит с др. финно-угорскими народами. В музее экспонируются орудия труда, утварь, одежда и предметы, отражающие мировоззрение вепсов. При Ц. в. ф. работают 10 коллективов худож. самодеятельности, в т. ч. Вепсский театр кукол, нар. ансамбль «Армас», дет. фольклорный коллектив «Веселый ручеек», хоровая группа «Росинка», ВИА «Вечер». Здесь производится обучение детей ткачеству, лоскутной технике, резьбе по дереву, изготовлению берестяных изделий. Лит.: Реестр туристических ресурсов МО «Подпорожский район». Подпорожье, 2001; Центр культуры вепсов (Винницы). – http://vepssles.narod.ru/vinnicy.htm С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Этнические общности Ленинградской области
Рубрики
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ярославичи, дер.
Рубрики
ЯРОСЛАВИЧИ, деревня в Подпорожском р-не. Нас. – 216 чел.. Расположена на правом берегу р. Оять. Через Я. проходит автомоб. дорога, соединяющая дер. с селами Винницы и Алёховщина. Рус. наименование связано с древним славянским именем Ярослав. Основное нас. – вепсы, на языке к-рых дер. называется Вильхал, предположительно, от прибалт.-фин. личного имени или прозвища Вилха со значением «прямой, длинный, стройный». Вероятно, селение возникло в кон. I – нач. II тыс. н. э. В XX в. дер. объединила два населенных пункта: собственно Я. и Берег. Следы ранее самостоятельных поселений прослеживаются в совр. облике Я. Выделяются приречная часть, сохр. более традиционный облик и приподнятый над речной террасой совр. центр. В Я. работают б-ка, клуб, при школе создан краевед. музей. В конце июня отмечается вепсский праздник «Древо жизни». Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б.г. С. 29. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
1 2