Рубрикатор
/
Религия. Церковь
Баптизм | |
Рубрики | |
БАПТИЗМ. Разновидность протестантизма. В 1880 появился первый молитвенный зал баптистов в СПб., в 1884 там же прошел первый съезд баптистов и близких к ним евангельских христиан России. Вскоре последовал запрет на проповедь Б., отмененный в 1905. Один из руководителей евангельских христиан И.С. Проханов (вице-през. Всемирного союза баптистов) издавал в Петербурге в нач. XX в. журн. «Христианин» (1905-16) и «Утренняя звезда» (1909-16). В 1912 создана община в г. Шлиссельбург. В 1924 баптисты и евангельские христиане объединились. В 1920-х в Лен. обл. было 43 общины (4,5 тыс. членов). В Ленинграде находился Всесоюзный совет евангельских христиан. В 1940 закрыт последний в области молитвенный зал в г. Кингисепп. В период оккупации 1941-44 возрождены шесть общин: в Вырице, Тосно, Гатчине, Антропшино, Волосово и Котлах, но они не были зарегистрированы. В 1944 создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) как руководящий центр объединенных евангельских христиан, баптистов, а позже евангельских христиан в духе апостолов и братских меннонитов. Община ЕХБ в Ленинграде зарегистрирована в 1946, кроме нее, в обл. в 1950-е – 1960-е существовало 15 незарегистрированных групп (около 3 тыс. чл.). Так, в 1961 образована община из 200 чел. в Тосненском р-не. В Ленинграде баптистам были переданы правосл. церкви: Троицкая (с 1962) и Покровская (с 1989; Дом Евангелия). К 1991 имелось 4 общины ЕХБ в СПб. и 7 в обл.; на 2004 – 14 и 17 соответственно. Кроме того, в 2004 в обл. имелось еще 17 общин евангельских христиан и 2 - евангельских христиан в духе апостолов. В наши дни имеются филиалы Российского союза евангельских христиан-баптистов в Тихвине, Волхове, Выборге, Луге, Сланцах и пос. Прибытково (Гатчинский р-н). С 1993 по наст. время старший пресвитер Союза по СПб. и области – Ю.В. Подосенов. Лит.: Корразо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб., 2005; Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 64-68. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии | |
Рубрики | |
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Евангельское христианство»*, см. Баптизм | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Единоверие | |
Рубрики | |
ЕДИНОВЕРИЕ, объединение старообрядцев с РПЦ на основе иерархического подчинения ей и сохранения при этом старого богослужебного чина и обрядов, сложившихся до реформ сер. XVII в. (двуперстие, знаменное пение и т. д.) Начало Е. было положено в 1783, активным его деятелем был митр. Гавриил (Петров), первая единоверческая ц. в СПб. устроена в 1799. В янв. 1912 в СПб. прошел Первый Всерос. единоверческий съезд. В 1917 появился первый единоверческий иерарх – Симон (Шлеев), еп. Охтенский (убит в 1921, канонизирован в 2000). В С.-Петерб. епархии вне пределов столицы единоверческие приходы формировались преим. в царствование Николая I в местах со значительным старообрядческим (беспоповским) нас., в первую очередь, в Новоладожском у. К 1917 имелось шесть единоверческих храмов, в том числе три в нынешнем Волховском р-не. Старейшие ц. – Никольская в дер. Немятово (Волховский р-н) и Пантелеимоновская кладбищенская в г. Тихвин – были перестроены, соответственно, в 1849 и 1854 из дерев. старообрядческих моленных. Никольская ц. возобновлена в сер. 1870-х (арх. М.А. Щурупов), Пантелеимоновская – в 1902. Петропавловская ц. в одноименном селе на р. Волхов (построена в 1621, закрыта в 1840) в 1851 возобновлена как единоверческая. В 1899 построена единоверческая ц. во имя Донской иконы Божией Матери в дер. Селищи (Бокситогорский р-н), в 1902-05 – ц. Св. Димитрия Солунского в с. Бор (Волховский р-н; арх. К.Г. Резцов), в кон. XIX в. – ц. Свят. Николая Чудотворца в с. Кубасово Лужского у. (ныне Псковская обл.). К кон. 1930-х все единоверческие ц., за исключением Никольской, закрыты (в с. Бор – в 1936, в Тихвине – в 1939) и разрушены, духовенство репрессировано. Никольская ц. (здание сохр.) не действовала с 1935, закрыта в 1941, в 1944-45 верующие безрезультатно ходатайствовали об ее открытии. Ц. в Кубасово действовала в период оккупации с осени 1941 по окт. 1943, затем вновь закрыта. С 1990-х действуют приходы Никольской ц. в СПб. и в г. п. Павлово, где выстроена дерев. часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Православное единоверие. СПб., 2000; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ислам | |
Рубрики | |
ИСЛАМ. Приверженцы И., в осн. татары, появились в С.-Петерб. губ. в нач. XVIII в., когда по указу Петра I из центральных областей России собирали работных людей на стр-во новой столицы. В кон. XVIII в. при Екатерине II в СПб. открыта первая мусульманская молельня, в 1910-20 построена соборная мечеть. В нач. XX в. в губ. проживало более 6 тыс. мусульман, имелось пять молелен и мечетей, из них четыре в СПб. (здесь существовали также татарское и персидское кладб.) и одна – в Кронштадте (действовала в 1870–1928). Все они были закрыты к 1941, соборная мечеть – в 1940. В 1956 в Ленинграде зарегистрирована мусульманская община, к-рой передали соборную мечеть. В это время в Лен. обл. проживало ок. 8 тыс. мусульман. В кон. 1980-х начался рост числа общин и их членов. В настоящее время зарегистрированы две общины в СПб. и две в Лен. обл. Они представляют суннитское течение И. Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 89-94; Ислам в Петербурге. – http://muslim.by.ru/tatar_piter.htm М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Иудаизм | |
Рубрики | |
ИУДАИЗМ. Конфессия получила распространение в С.-Петерб. губ. с сер. XIX в. В 1863 была разрешена деятельность раввина в СПб. и создана первая молельня, в 1893 открыта Хоральная синагога. К нач. XX в. в губ. имелось семь синагог: в Шлиссельбурге (1870), Новой Ладоге (1881), Колпино (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901); в Петербурге – пять. После рев-ции 1917 их число значительно возросло. Почти все синагоги представляли собой приспособленные помещения в обычных зданиях. К 1941 все они (кроме Хоральной в Ленинграде) были закрыты. В послевоен. время на терр. обл. иудеи проводили молитвенные собрания в нелегальных домашних синагогах; в 1960-е в Ленинграде существовали одна зарегистрированная и три незарегистрированные религиозные группы иудеев. В кон. 1980-х отмечается значительный рост числа общин, увеличение кол-ва их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в СПб. и две – в Лен. обл. (в Выборгском р-не). Они представляют три течения И.: ортодоксальный, прогрессивный (реформированный) и хасидизм (возник в XVIII в.). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 86-89. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Католичество | |
Рубрики | |
КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лютеранство | |
Рубрики | |
ЛЮТЕРАНСТВО. На терр. современной Лен. обл. первый лютеранский приход возник в 1590 в Копорье. Распространение Л. в России началось после перехода в 1617 приневских земель к Швеции. В ходе Сев. войны (1700-21), приведшей к возвращению этих земель, Петр I уже в 1702 заявил о сохранении прав лютеран. После манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 иностранцы получили право селиться в империи, и в России возникло более 300 нем. колоний, в т. ч. под СПб. В 1804 создано выс. интендантство С.-Петерб. губ. (с 1810 – Управление духовных дел иностр. исповеданий). С XVIII в. Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) осуществляла образовательную и культурную функции в губ. Пасторы организовывали просвет. кружки и издавали литературу, в нем. колониях им был передан контроль над церквями и школами. С сер. XIX в. в губ. существовали две евангелические больницы, с 1876 – Евангелический союз религ.-нравственного попечения о протестантах и т. п. ЕЛЦ пользовалась расположением пр-ва, и число лютеранских ц. быстро росло. В 1897 в губ. жили 264 тыс. лютеран (69% составляли финны, 21% – немцы, 3% – латыши). Нем. колоний к нач. XX в. имелось 31, а также шесть приходов, десять ц., девять молитвенных домов и 18 церк. школ. В XIX – нач. XX вв. в губ. переселились десятки тыс. эстонцев и латышей. Мн. приходы были смешанными: в Кронштадте имелось две ц. – эстонско-фин.-швед. и нем.-латышская, в Гатчине и Шлиссельбурге ц. были нем.-фин.-эстонскими, и т. п. В 1917 в Петрогр. округе имелось 119 приходов, 167 ц., 683 молитвенных дома, 120 пасторов и 703 тыс. прихожан, из к-рых св. половины жило в трех сев.-зап. губерниях. По своим традициям, особенностям организации и практики церк. работы ЕЛЦ в России находилась в родстве с нем. лютеранством. Официальным яз. управления до кон. XIX в. был немецкий. С началом Первой мир. войны до февр. 1917 ограничивалась деятельность немецкоязычных пасторов, два пастора были высланы из губ. Гонения начались после окт. 1917, хотя в 1925-34 в Ленинграде еще существовала лютеранская семинария. В 1938 в Лен. обл. были закрыты последние ц., в нач. 1940-х немцев и финнов депортировали. Возрождение Л. в России началось в 1990-х (еще в 1977 открылась первая ц. в Пушкине). В 1994 в СПб. прошел 1-й Ген. Синод воссозданной ЕЛЦ России и др. стран СНГ (ELKRAS; вошло 58 общин), к-рую в 1994–2005 возглавлял еп. Георг Кречмар (с 2000 архиеп.). С 1992 в СПб. выходит журн. «Der Bote» («Вестник»). Кафедра архиеп. с 1997 находится в кирхе Св. Петра в СПб. С апр. 1997 работает Теологическая семинария в пос. Новосаратовка. См. также: Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. Лит.: Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI–XX вв.). М., 1996; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917–1938). М., 1999; Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справ. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Монастыри православные | |
Рубрики | |
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Подворья монастырские | |
Рубрики | |
ПОДВОРЬЯ МОНАСТЫРСКИЕ. Существовало два периода устройства П. м. в С.-Петерб. губ. / Лен. обл.: 1) кон. XIX – нач. XX вв., 2) кон. XX в. В первый период их создавали в осн. с целью иметь представительства провинциальных мон. в кр. населенных пунктах столичной епархии (в т. ч. для сбора пожертвований). Во второй период П. м. и скиты учреждали, гл. обр., петерб. мон. в сел. местности в кач. подсобных х-в. В 1896 в Гатчине устроено подворье Пятогорского Богородицкого женского мон., при к-ром в 1905-14 возведена кам. ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1900 создано подворье Воскресенского мон. в г. Любань, в 1901 освящена домовая ц. Воздвижения Креста Господня (закрыта в 1932, сгорела осенью 1943). В 1911 здание Дома трудолюбия в Любани передано подворью Верхнеуральского Покровского жен. мон., здесь была освященная в 1904 домовая ц. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (закрыта в 1920-е, не сохр.). В 1904 осн. подворье Староладожского Успенского мон. на ж.-д. ст. Званка (ныне Волховстрой) и построена часовня Свят. Николая Чудотворца, в 1920 она освящена как ц. (закрыта в 1926, не сохр.). В 1913 в Ивангороде открыто подворье Николаевского Илецкого жен. мон. Оренбургской епархии, на втором этаже его кам. здания в 1913-15 устроена домовая ц. Иверской иконы Божией Матери (арх. А.П. Аплаксин; закрыта и разрушена в 1944-45). В 1915 на ст. Пелла (ныне г. Отрадное Кировского р-на) на подворье Пекинской духовной миссии устроена дерев. ц. Преображения Господня (освящена в 1915, закрыта в 1930-е, не сохр.). В 1917 в Вырице создано подворье Успенского Моквинского жен. мон., в дерев. здании к-рого в 1918 освящена ц. Успения Пресв. Богородицы (с 1932 приходская; закрыта в 1939; в 1941-44 в здании существовал самостоятельный Успенский жен. мон., ц. закрыта в 1945, не сохр.). В 1933 в Выборге устроена ц. при подворье Линтульского Свято-Троицкого мон. (сгорела в 1940). Устройство П. м. возобновилось в 1990-е. С 1990 ц. Всех Святых в Приозерске действует как храм при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон. С 1991 Рождества Пресвятой Богородицы собор в Приозерске действует как храм подворья Коневского Рождество-Богородицкого мон. В 1993 ц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц в дер. Вартемяги передана под храм подворья Иоанновского жен. мон. В 1999 в пос. Лисино-Корпус устроено подворье Воскресенского Новодевичьего мон., ему передана ц. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Сектантство | |
Рубрики | |
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Старообрядчество | |
Рубрики | |
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Трезвенничество | |
Рубрики | |
ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО, религ.-нравственное движение. Распространялось в осн. среди рабочих и ремесленников, недавних выходцев из деревни. Основано И.А. Чуриковым, к-рый в 1906-07 создал в СПб. об-во «Трезвая жизнь» и в 1908 «Сельскохозяйственную трудовую коммуну трезвенников братца Иоанна Чурикова» в пос. Вырица Царскосельского у. Движение охватило неск. тыс. чел. В коммуне постоянно жило 30 чел. и ок. 200 периодически сменялось. На проповеди Чурикова в Вырицу приезжало до 1000 паломников. У чуриковцев сохранялись гл. элементы правосл. культа за исключением причастия. Ряд участников движения не признавал богослужебных правил, допускался прием неправославных. Центр. Совет об-ва располагался в Обухове под СПб.: здесь инструктировались проповедники, издавался журн. «Трезвый рассвет». В 1919 в Петрограде зарегистрирована «Община народных трезвенников, последователей братца Иоанна Чурикова». К нач. 1929 в Вырицкой коммуне состояло 184 чел. В марте 1929 религ.-просвет. деятельность чуриковцев запретили, руководителей приговорили к трем годам заключения, в 1932 срок продлили еще на три года. На пике движения в сер. 1920-х в СССР насчитывалось от 40 до 100 тыс. трезвенников (в Ленинграде и губ. – до 10 тыс.), из них 80% – рабочие. В разное время работало от 7 до 11 отделений об-ва. В 1920-е действовали и др. объединения трезвенников. В 1920 Петросовет разрешил проведение религ. бесед А.И. Смирнову, проповедовавшему с 1905; в 1922 им зарегистрировано «Всероссийское общество духовно-нравственных народных трезвенников» из 60 чел. С 1924 в Ленингр. губ. существовало также «Общество духовно-нравственных народных трезвенников братца Михаила Миронова». В июле 1928 руководителей мироновцев привлекли к суду по обвинению в антисоветской и антиобщественной деятельности, у остальных членов об-ва взяли подписку о прекращении религ.-трезвеннической работы. Окончательно движение Т. прекращено в кон. 1930-х. Последователи Чурикова в кон. 1980-х возобновили легальную деятельность. Центром ее по-прежнему является Вырица, где с 1989 действует «Дом братца Иоанна» с молитвенным залом на 300 чел. В наст. время число чуриковцев в России и за рубежом достигает неск. тысяч чел. Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290-291; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 – кон. 1930-х гг.). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Церкви православные военные | |
Рубрики | |
ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ, в С.-Петерб. губ. появились в нач. XVIII в. преим. как походные. В 1800 указом Павла I учреждена должность воен. обер-священника (позднее – протопресвитера воен. и мор. духовенства), в ведение к-рого в 1827 перешли и стационарные ц. – госпитальные, крепостные, батарейные и т. п. Армейские и флотские ц. управлялись назначаемыми обер-священником благочинными. В ц. отмечались события воен. истории, служились молебны и панихиды по погибшим воинам, хранились полковые знамена и воен. реликвии. В нач. XX в. в шести западных р-нах совр. Лен. обл. имелось 13 ц. Среди них две флотские: ц. Св. Марии Магдалины в форте Алексеевский (Красная Горка, Ломоносовский р-н; действовала в 1915-18) и домовая ц. Воздвижения Креста Господня форта Николаевский (Ино, ныне пос. Приветнинское Выборгского р-на; действовала в 1910-18, взорвана с укреплениями форта). Три ц. имелись в Выборге: Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка (действовала в 1913-18; см.: Выборгский кафедральный собор), Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финл. стрелкового полка в местн. Папула (арх.-стр. Н.С. Петров, действовала в 1906-24; не сохр.) и крепостная ц. Свв. Петра и Павла в Петровском форштадте (впервые упом. в 1753, действовала в 1845–1918, до 1868 – госпитальная; в наст. время начато воссоздание). Две ц. находились в Гатчине: Св. Николая Чудотворца (в здании казарм л.-гв. Кирасирского полка; действовала в 1861–1919; в храме хранились крест и Евангелие, пожалованные полку Петром I) и Св. Прп. Сергия Радонежского (в манеже 23-й арт. бригады; действовала в 1893–1919). В Луге имелась ц. Покрова Богородицы 24-й арт. бригады (действовала в 1904-23; кам. здание сохр.). В Ямбурге (Кингисеппе) – ц. Св. Георгия Победоносца в здании манежа 91-го пехотного Двинского полка (действовала в 1889-92, здание сохр.; в 1893 упразднена в связи с пристройкой к зданию манежа новой одноименной ц. 146-го Царицынского пех. полка, к-рая действовала до 1918). Две ц. находились во Всеволожском р-не: дерев. ц. Св. Архангела Михаила 200-го резервного Ижорского пех. полка в Медвежьем Стане (действовала в 1899-1918?) и ц. в казарме 22-го мортирного батальона в Островках (ныне пос. им. Свердлова; действовала в 1910-х). Две дерев. ц. имелись в Ломоносовском р-не: ц. Всех Святых в лагере л.-гв. Конно-гренадерского полка в Дмитреево (Аннино) (действовала в 1900-18) и ц. Св. Мч. Иоанна Воина в лагере л.-гв. Уланского полка в Куттузи (действовала в 1907-12). На терр. Нарвской крепости находилась ц. во имя Св. Николая Чудотворца 92-го пех. Печорского полка (1858), на терр. Шлиссельбургской крепости – собор Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1994 в пос. Каменка (Выборгский р-н) образована правосл. община и в 1996–2001 сооружена ц. Св. Георгия Победоносца – храм-памятник воинам, погибшим в Чечне. В 1997 в быв. солдатском клубе на терр. воинской части 02511 освящена солдатская ц. во имя Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Новое церк. здание строится на терр. 30-го воен. госпиталя. Лит.: Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 232-235; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |