Рубрикатор / Религия. Церковь / Конфессиональная жизнь
Алексеевское общество дел милосердия
Рубрики
АЛЕКСЕЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ, одно из крупнейших в С.-Петерб. епархии. Возникло на основе комплекса благотворительных учреждений и общины сестер милосердия, устроенных по инициативе прот. Алексия Колоколова в 1881 на Прусынском о-ве (р. Волхов). Остров был приобретен на пожертвование жены действительного статского советника А.И. Скворцовой, духовной дочери о. Алексия. Стр-во велось преим. по проектам М.А. Щурупова. В 1876 были устроены богадельня на 100 чел. с Успенской ц. (по ней о-в получил назв. Успенского), б-ца (1881), общежитие, дом для духовенства, церк.-приходская школа, сиротский приют на 40 детей, позже – бесплатные столовая, амбулатория и аптека, дача для учеников-сирот Александро-Невского уч-ща, школа сестер милосердия, библиотека. Устав А. о. зарегистрирован 28 февр. 1903. Об-ву переданы все учреждения на Успенском о-ве и сам остров, а также Вындин о-в и предоставлено единовременное пособие (6 тыс. руб.) из средств казны. Попечителем А. о. состоял митр. Антоний (Вадковский), предс. Совета – сенатор В.К. Саблер (впоследствии обер-прокурор Синода), вице-предс. – М.В. Бельгард, осуществлявшая непосредственное руководство деятельностью благотворительных учреждений. Среди членов Совета (всего более 250) был акад. архитектуры Н.А. Мельников, поч. ч. состоял проф. хирург Г.Н. Турнер (с 1907). С 1904 девочки из приюта, помимо общеобразовательных предметов, обучались нотной грамоте, церк. пению, игре на фисгармонии, а также вышиванию, плетению кружев, изготовлению искусственных цветов и вязанию чулок. Мальчиков обучали столяры, плотники, маляры, кузнецы, сапожники, садовники. В 1920-е все благотворит. учреждения, кроме больницы, прекратили существование. В 1923 закрыта церковь, Успенский о-в переименован в о-в Октября. В сер. 1930-х его занимала колония малолетних преступников, затем до 1964 (с перерывами) – дом инвалидов. В настрящее время здания находятся в аварийном состоянии. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 97-100. свящ. Александр Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Братство препп. Сергия и Германа Валаамских
Рубрики
подробнее…
Епархия Выборгская и Финляндская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Епархия Корельская
Рубрики
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Епархия Новгородская
Рубрики
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Олонецкая и Каргопольская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Епархия Санкт-Петербургская
Рубрики
ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть РПЦ. Учреждена 1 сент. 1742 по указу имп. Елизаветы Петровны, ранее терр. входила в состав Новгородской епархии и Синодальной обл. В 1742-45 первым правящим архиереем стал еп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий). В 1764 Е. была отнесена к 1 классу, к ней отошли Эстляндия и «рус. Финляндия», в 1780-1781 – Луга, Гдов и Новая Ладога с уездами. С 1770 столичный архиерей титуловался С.-Петербургским и Ревельским, с 1775 стал первенствующим членом Синода с титулом Новгородский и С.-Петербургский (с 1783 – в сане митр., Новгородская епархия управлялась вместе с Е. до 1892). При первом митр. Гаврииле (Петрове) стала центром церк. жизни страны. Передел границ губерний в 1797 коснулся епархий, и в Е. вошли СПб., Эстляндская и Выбоpгская губ., в к-рых насчитывалось 23 гоpода и 324 церкви. В 1865 Эстляндия отошла к Рижской епархии, и к титулу правящих архиереев было добавлено «Финляндский», в 1892 Финляндия выделена в самостоятельную епархию, одновременно с Новгородской. С 1892 границы Е. совпадали с С.-Петерб. губ., она именовалась С.-Петербургская (с 1914 – Петроградская) и Ладожская. До 1917 Е. управляли архиеп. Феодосий (Янковский; 1745-50), Сильвестр (Кулябка; 1750-61); Вениамин (Пуцек-Григорович; 1761-62), Гавриил (Кременецкий; 1762-70), митрополиты Гавриил (Петров; 1770-99), Амвросий (Подобедов; 1799–1818), Михаил (Десницкий; 1818- 21), Серафим (Глаголевский; 1821-43), Антоний (Рафальский; 1843-48), Никанор (Клементьевский; 1848-56), Григорий (Постников; 1856-60), Исидор (Никольский; 1860-92), Палладий (Раев; 1892-98), Антоний (Вадковский; 1898–1912), св. Владимир (Богоявленский; 1912-15); Питирим (Окнов; 1915-17). В составе Е. существовали викариатства: Ревельское (1817-65), Выборгское (1859-92), Ладожское (1865-92, 1917), Нарвское (1887–1917), Гдовское (1892–1917), Ямбургское (с 1897), Кронштадтское (1907-17). Под непосредственным начальством митрополита находилась Духовная консистория. Через нее в Е. производились управление и церк. суд. В первой пол. XIX в. в нек-рых городах Е. имелись духовные правления. После 1840 их сменили благочиннические округа, в состав к-рых входило 10-30 приходов. К кон. XIX в. в Новоладожском у. было четыре, С.-Петерб., Гдовском, Лужском и Царскосельском – по три, Ямбургском – два округа. Существовали также единоверческий и эстонский благочиннический округа, благочиния монастырей Е. В 1721 при Александро-Невском мон. была открыта Славянская школа (с 1788 – Гл. семинария, с 1797 – Александро-Невская академия, с 1809 – СПб. Духовная академия). Церк.-приходские школы и школы грамоты находились в ведении епарх. Братства во имя Пресв. Богородицы. К епарх. учреждениям относились также С.-Петерб. Духовно-цензурный комитет, Комитет Правосл. миссионерского об-ва, свечной з-д, эмеритальная (пенсионная) касса, попечительства. В 1869-85 вышли в свет десять вып. «Историко-статистических сведений о С.-Петерб. епархии». С 1895 издавался журн. «С.-Петерб. духовный вестник», с 1902 – «Известия по С.-Петерб. епархии». К 1917 в Е. имелось 790 ц. при 1700 священниках, 16 мон. и 1629 монашествующих. После рев-ций 1917 начались гонения, закрытие мон., церквей и духовных школ. С кон. 1920-х усилились репрессии, в 1932-33 ликвидированы последние мон. – Воскресенский (Макарьева пустынь) и Александро-Невская лавра. К июню 1941 в Е. действовала 21 ц., в том числе восемь в Ленинграде. Во время ВОВ Е. занималась патриотической деятельностью, внесла в Фонд обороны 17423 тыс. руб. На оккупированной терр. Е. под эгидой Псковской Духовной миссии действовало 117 ц., к-рые принадлежали Балтийскому экзархату Зарубежной РПЦ (большую часть из них закрыли в 1944-45). В 1946 вновь открылись Духовные академия и семинария. Число приходов Е. в 1949 достигло 57, в том числе 16 в Ленинграде. В результате новых гонений (1958-64) в Е. в 1965 осталось 47 ц. и 120 священнослужителей. В сов. период Е. управляли митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский; 1917-22), митр. Ленинградские: Иосиф (Петровых; 1926-27), св. Серафим (Чичагов; 1928-33), Алексий (Симанский; 1933-45), Григорий (Чуков; 1945-55), Елевферий (Воронцов; 1955-59), Питирим (Свиридов; 1959-60), Гурий (Егоров; 1960-61), Пимен (Извеков; 1961-63), Никодим (Ротов; 1963-78), Антоний (Мельников; 1978-86). Возрождение Е. началось в 1988 при митр. Ленинградском и Новгородском Алексие II (Ридигер; 1986-90), ныне Патриархе Московском и всея Руси. В 1990-95 Е. управлял митр. Иоанн (Снычев). С 1995 Е. возглавляет митр. СПб. и Ладожский Владимир (Котляров). Границы Е. с 1990 совпадают с границами Лен. обл. На 2005 в Е. имелось 12 мон. (9 в области), 442 прихода и приписных храма (в том числе в Лен. обл. – 224). Богослужения совершаются в 338 ц. и 139 часовнях 509 священниками и 139 диаконами. С 1999 кафедральный храм Е. – Казанский собор. В Духовных академии и семинарии в 2005 обучалось 540 студентов; ректор – архиеп. Тихвинский Константин (Горянов). Приходы Е. входят в 20 благочиний и подчиняются С.-Петерб. епарх. управлению, к-рое возглавляет правящий архиерей. При нем действует Епарх. совет и семь отделов: издательский, миссионерский, по религ. образованию и катехизации, по благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по противодействию наркомании и алкоголизму, по связям с ГУИН, архит.-худож., а также комиссии – по канонизации и ревизионная. В 1998 организован сайт С.-Петерб. митрополии. С 2000 ежедневное вещание осуществляет епарх. радио «Град Петров». В Е. работают больница Св. блаж. Ксении Петербургской, богадельни при храме Св. Андрея Критского и др., дет. приют «Дом милосердия», Братство Св. Анастасии Узорешительницы, ночлежные дома, благотворительные столовые. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб., 1995; Справочник по С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. СПб., 2001; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Санкт-Петербургская митрополия. – http://www.mitropolia-spb.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Иконы чтимые и чудотворные
Рубрики
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Колпанская учительско-кистерская семинария
Рубрики
КОЛПАНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКО-КИСТЕРСКАЯ СЕМИНАРИЯ (дер. Малые Колпаны, Гатчинский р-н), среднее уч. заведение. Осн. в 1863 при Лютеранской церкви Святого Апостола Петра. Готовила лютеранско-евангелических пасторов и учителей нар. школ, а также органистов и церк. служителей (кистеров). Первый дир. – Ф.О. Гроундстрем. С 1880-х семинария передана в ведение Мин-ва нар. просвещения. Срок обучения составлял три года, в программу входили религиоведение, фин. и рус. яз., математика с основами геометрии и практических землемерных работ, география, история, естествознание, педагогика, пение и органная музыка. Обучение велось на фин. яз. После февр. 1917 семинария получила финанс. поддержку губ. земства, что позволило увеличить число уч-ся и открыть еще один класс. В 1917 в течение неск. месяцев дир. семинарии был К. Тюнни. В 1919 прекратила существование. За годы работы подготовлено ок. 1200 выпускников. Лит.: Карху Э. Г. Малые народы в потоке истории. Петрозаводск, 1999. С. 155-156, 160; Kolppanan seminaari 1863–1913. Viipuri, 1913. О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Подворья монастырские
Рубрики
ПОДВОРЬЯ МОНАСТЫРСКИЕ. Существовало два периода устройства П. м. в С.-Петерб. губ. / Лен. обл.: 1) кон. XIX – нач. XX вв., 2) кон. XX в. В первый период их создавали в осн. с целью иметь представительства провинциальных мон. в кр. населенных пунктах столичной епархии (в т. ч. для сбора пожертвований). Во второй период П. м. и скиты учреждали, гл. обр., петерб. мон. в сел. местности в кач. подсобных х-в. В 1896 в Гатчине устроено подворье Пятогорского Богородицкого женского мон., при к-ром в 1905-14 возведена кам. ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1900 создано подворье Воскресенского мон. в г. Любань, в 1901 освящена домовая ц. Воздвижения Креста Господня (закрыта в 1932, сгорела осенью 1943). В 1911 здание Дома трудолюбия в Любани передано подворью Верхнеуральского Покровского жен. мон., здесь была освященная в 1904 домовая ц. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (закрыта в 1920-е, не сохр.). В 1904 осн. подворье Староладожского Успенского мон. на ж.-д. ст. Званка (ныне Волховстрой) и построена часовня Свят. Николая Чудотворца, в 1920 она освящена как ц. (закрыта в 1926, не сохр.). В 1913 в Ивангороде открыто подворье Николаевского Илецкого жен. мон. Оренбургской епархии, на втором этаже его кам. здания в 1913-15 устроена домовая ц. Иверской иконы Божией Матери (арх. А.П. Аплаксин; закрыта и разрушена в 1944-45). В 1915 на ст. Пелла (ныне г. Отрадное Кировского р-на) на подворье Пекинской духовной миссии устроена дерев. ц. Преображения Господня (освящена в 1915, закрыта в 1930-е, не сохр.). В 1917 в Вырице создано подворье Успенского Моквинского жен. мон., в дерев. здании к-рого в 1918 освящена ц. Успения Пресв. Богородицы (с 1932 приходская; закрыта в 1939; в 1941-44 в здании существовал самостоятельный Успенский жен. мон., ц. закрыта в 1945, не сохр.). В 1933 в Выборге устроена ц. при подворье Линтульского Свято-Троицкого мон. (сгорела в 1940). Устройство П. м. возобновилось в 1990-е. С 1990 ц. Всех Святых в Приозерске действует как храм при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон. С 1991 Рождества Пресвятой Богородицы собор в Приозерске действует как храм подворья Коневского Рождество-Богородицкого мон. В 1993 ц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц в дер. Вартемяги передана под храм подворья Иоанновского жен. мон. В 1999 в пос. Лисино-Корпус устроено подворье Воскресенского Новодевичьего мон., ему передана ц. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых
Рубрики
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Теологическая семинария евангелическо-лютеранской церкви
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Теологический институт евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я.Лаурикалы
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ (ЕЛЦ) ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Церкви православные военные
Рубрики
ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ, в С.-Петерб. губ. появились в нач. XVIII в. преим. как походные. В 1800 указом Павла I учреждена должность воен. обер-священника (позднее – протопресвитера воен. и мор. духовенства), в ведение к-рого в 1827 перешли и стационарные ц. – госпитальные, крепостные, батарейные и т. п. Армейские и флотские ц. управлялись назначаемыми обер-священником благочинными. В ц. отмечались события воен. истории, служились молебны и панихиды по погибшим воинам, хранились полковые знамена и воен. реликвии. В нач. XX в. в шести западных р-нах совр. Лен. обл. имелось 13 ц. Среди них две флотские: ц. Св. Марии Магдалины в форте Алексеевский (Красная Горка, Ломоносовский р-н; действовала в 1915-18) и домовая ц. Воздвижения Креста Господня форта Николаевский (Ино, ныне пос. Приветнинское Выборгского р-на; действовала в 1910-18, взорвана с укреплениями форта). Три ц. имелись в Выборге: Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка (действовала в 1913-18; см.: Выборгский кафедральный собор), Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финл. стрелкового полка в местн. Папула (арх.-стр. Н.С. Петров, действовала в 1906-24; не сохр.) и крепостная ц. Свв. Петра и Павла в Петровском форштадте (впервые упом. в 1753, действовала в 1845–1918, до 1868 – госпитальная; в наст. время начато воссоздание). Две ц. находились в Гатчине: Св. Николая Чудотворца (в здании казарм л.-гв. Кирасирского полка; действовала в 1861–1919; в храме хранились крест и Евангелие, пожалованные полку Петром I) и Св. Прп. Сергия Радонежского (в манеже 23-й арт. бригады; действовала в 1893–1919). В Луге имелась ц. Покрова Богородицы 24-й арт. бригады (действовала в 1904-23; кам. здание сохр.). В Ямбурге (Кингисеппе) – ц. Св. Георгия Победоносца в здании манежа 91-го пехотного Двинского полка (действовала в 1889-92, здание сохр.; в 1893 упразднена в связи с пристройкой к зданию манежа новой одноименной ц. 146-го Царицынского пех. полка, к-рая действовала до 1918). Две ц. находились во Всеволожском р-не: дерев. ц. Св. Архангела Михаила 200-го резервного Ижорского пех. полка в Медвежьем Стане (действовала в 1899-1918?) и ц. в казарме 22-го мортирного батальона в Островках (ныне пос. им. Свердлова; действовала в 1910-х). Две дерев. ц. имелись в Ломоносовском р-не: ц. Всех Святых в лагере л.-гв. Конно-гренадерского полка в Дмитреево (Аннино) (действовала в 1900-18) и ц. Св. Мч. Иоанна Воина в лагере л.-гв. Уланского полка в Куттузи (действовала в 1907-12). На терр. Нарвской крепости находилась ц. во имя Св. Николая Чудотворца 92-го пех. Печорского полка (1858), на терр. Шлиссельбургской крепости – собор Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1994 в пос. Каменка (Выборгский р-н) образована правосл. община и в 1996–2001 сооружена ц. Св. Георгия Победоносца – храм-памятник воинам, погибшим в Чечне. В 1997 в быв. солдатском клубе на терр. воинской части 02511 освящена солдатская ц. во имя Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Новое церк. здание строится на терр. 30-го воен. госпиталя. Лит.: Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 232-235; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…