1
2
Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь | |
Рубрики | |
АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (с. Старая Слобода / Свирское, Лодейнопольский р-н). Осн. прп. Александром Свирским. В 1484 он поселился в лесной местности близ р. Свирь, на берегу Рощинского оз. С приходом его учеников (прп. Адриан Андрусовский, Афанасий Сяндемский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Геннадий Костромской и др.) образовалась монашеская община. В 1508 рядом была устроена пустынь (в 1533 прп. Александр погребен здесь на братском кладб.). Вскоре были сооружены деревянные Троицкий собор, Преображенский и Никольский храмы. В период игуменства прп. Александра началось стр-во кам. Покровской ц. Эта бесстолпная одноглавая ц. с трапезной – старейшая из сохранившихся монастырских построек. Богатые вклады в обитель направляли цари Иоанн IV, Феодор Иоаннович, Борис Годунов. В Смуту мон. трижды разоряли; восстановлен при участии царственной инокини Марфы. В 1644 в быв. пустыни построен кам. Преображенский собор. В 1668 к юж. фасаду храма пристроена ц. Свв. Захарии и Елисаветы, в 1716 к сев. – придел Прп. Александра Свирского. Между 1647 и 1674 заново отстроена многошатровая звонница Троицкой части мон. При архим. Ермогене (1673-99) мон. стал центром церк. управления Олонецкого края. В 1677-90 построена кам. ограда из двухэтажных корпусов со рвом снаружи (окружность 525 м). В 1694-97 разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый. Храм на высоком подклете с трех сторон окружен галереей, в его архит. облике сочетаются черты новгородской и моск. школ. В 1708-15 храм расписан Леонтием Марковым с товарищами (сохр.). В 1716 к северу возведена больничная ц. Св. Иоанна Дамаскина. Мон. являлся кр. землевладельцем в Межозерье (34 деревни). В 1723 к мон. были приписаны 27 обителей. С 1817 стал центром старчества. В 1873-74 расширен Преображенский собор. Новый расцвет обители связан с архим. Агафангелом (Амосовым). В 1903-4 возведена колокольня Преображенского части (гражд. инж. С.М. Беляков). В 1915 была освящена ц. в скиту на сев. берегу озера, в 1917 – на пристани. К 1917 – первоклассный общежительный мон., насчитывал 109 чел., владел 6 тыс. га земли. В 1918 разорен, произведено первое в Сов. России официальное вскрытие св. мощей. В 1919 закрыт мон., в 1925 – церкви (скитская – в 1933); внутреннее убранство и колокола утрачены. С 1927 на терр. разместилась колония, с 1956 и по наст. время (в кельях Троицкой части) – психиатрич. больница. Разрушены все строения на пристани и ц. в скиту. В 1997 мон. официально передан РПЦ, в 1998 возвращены мощи прп. Александра Свирского. После ремонтных работ богослужения начались в Захариевском приделе (ныне здесь собрание икон XVI – нач. XX в.), с 2001 – в Преображенском соборе, в 2005 – в Покровской трапезной ц. Настоятель – архим. Лукиан (Куценко). Ист. подворье обители в СПб. (Боровая ул., 1) полностью перестроено; с 2000 действует новое (ул. Челиева, 10), с храмом Рождества Христова; с 1998 – подворье в пос. Свирьстрой с Никольской ц. Лит.: Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1901; Святой преподобный Александр Свирский. М., 2003; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Андреевский скит | |
Рубрики | |
АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ (Агафонов луг близ дер. Коркино, Всеволожский р-н). В годы ВОВ в этих местах проходила «Дорога смерти», или «Дорога скорби», по к-рой шли солдаты к «Невскому пятачку». В кон. 1942 здесь формировались войска, прорвавшие 18 янв. 1943 блокаду Ленинграда, штаб находился поблизости в лесу. Скит возник на базе крест. хоз-ва «Краеугольный камень» В.М. Елгина. Узнав об ист. и духовной значимости места, он в 1995 сообщил об этом митр. Иоанну, к-рый благословил установление поклонного креста, утвердил проект часовни и предложил создать скит во имя Ап. Андрея Первозванного. 18 окт. 1998 утверждено положение о ските. Летом 1999 заложена часовня; позднее возник проект пристройки к часовне алтаря (с преобразованием ее в церковь) и колокольни с трапезной и б-кой. 27 дек. 2003 ц. Свв. Зосимы и Савватия освящена архим. Назарием; началось еженедельное совершение служб. Монах Серафим (В.М. Елгин) назначен строителем скита. В 2002 лавра получила в аренду участок леса размером 2,5 га. Продолжается возведение колокольни, братского корпуса и др. построек. Лит.: На «Дороге скорби». Скит Андрея Первозванного // Вестник военного и морского духовенства. 2005. Спецвыпуск. С. 276-277. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь | |
Рубрики | |
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Броневик, Бокситогорский р-н), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Основан прп. Антонием Дымским (по одному варианту жития, род. в сер. XII в. и умер в 1224; по другому – жил в 1206-73), к-рый в поисках уединения поселился на берегу оз. Дымского. Здесь он провел более 30 лет, занимаясь духовным просвещением Обонежского края. Мощи святого обретены в 1370. Мон. дважды разорялся – в 1409 отрядом хана Едигея, затем в Смутное время (после 1611). С 1578 до 1618 в обители находила приют братия из разоренного шведами Валаамского мон. Первый кам. храм во имя прп. Антония Великого, Казанской Богоматери и Свят. Николая сооружен в 1656. С 1692 мон. приписан к Софийскому архиерейскому дому. В 1764-94 был упразднен, затем восстановлен. В 1806 закончен второй ярус собора с престолами Пресв. Троицы и Прп. Антония Дымского. Дерев. храм Рождества Св. Иоанна Предтечи переустраивался в 1783 и 1840. После 1917 разрушена дерев. ц., собор закрыт в 1934-37. Последний инок иером. Иов убит. В зданиях находились разл. орг-ции, при них монастырские здания и ограды разобраны, в 1956 разрушен собор (кроме ниж. ярусов колокольни). В 1997 обитель возобновлена как скит Тихвинского Успенского мон. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е), воссоздается собор (проект арх. Е.П. Варакина). Братия проживает в быв. гостиных кельях. Настоятельский корпус – в руинах. В июле 2001 вторично обретены мощи прп. Антония Дымского и перенесены в Успенский собор Тихвинского мон. Лит.: Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. Новгород, 1901; Преподобный Антоний Дымский / Сост. священник Геннадий Беловолов. СПб.; Тихвин, 2002; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Богоявленский мужской монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Васильевский монастырь | |
Рубрики | |
ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Чернавино, Волховский р-н). Основан до 1555, ц. была посвящена Свят. Василию Великому. В 1580-е пришел в запустение. По просьбе братии Валаамского мон., вынужденной покинуть свою обитель, 11 июля 1618 царь Михаил Федорович позволил ей поселиться в В. м. и владеть его вотчиной. В 1620 в мон. проживали строитель Сильвестр и восемь старцев и слуг, по бедности В. м. был освобожден от повинностей и податей. В 1682-84 построена новая дерев. Преображенская ц., в 1686 освящена вновь сооруженная Васильевская ц. с трапезной. В 1687 В. м. приписан к Зеленецкому Свято-Троицкому мон., в 1764 упразднен и обращен в приход. В 1857 дерев. церковь как ист. памятник была перенесена на Валаам. В янв. 1871 освящена новая кам. Преображенская ц. (арх. Н.М. Грудистов, А.В. Мусселиус). С 1935 храмы не действовали, в 1940 закрыты. Васильевская ц. после 1995 частично восстановлена, Преображенская – пустует и разрушается. На церковном кладб. похоронен худ. В.М. Максимов. Лит.: Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 27-29; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005 (репр. с изд.: СПб., 1890–1897). А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Васильевский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Введено-Оятский (Введено-Островский) монастырь | |
Рубрики | |
ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ (ВВЕДЕНО-ОСТРОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ (ст. Оять, Лодейнопольский р-н). Расположен на левом берегу в излучине р. Оять, в 186 км от СПб. Назв. происходит от возвышения («острова») среди монастырских лугов, к-рые прежде затапливались рекой. Впервые упоминается в житии прп. Александра Cвирского (род. в 1448), родители к-рого были крестьянами соседнего с. Мандера и впоследствии приняли в мон. схиму. Здесь были погребены семь преподобных учеников св. Александра Свирского, к обители к-рого с XVII в. до 1764 был приписан В.-О. м. Неоднократно разорялся интервентами (в частности, в 1592 и 1613), дерев. здания страдали от пожаров. При Петре I сооружены дерев. Богоявленская (1705) и Александро-Свирская (1703) ц. В 1814-17 при иером. Кирилле построена Введенская соборная ц. с Тихвинским приделом – старейшее из сохр. доныне сооружений мон. При иером. Израиле (Андрееве) в 1839-59 построены кам. кельи, гостиница, колокольня. Богоявленский храм после пожара отстроен в камне в неорус. стиле (1908-10; арх. А.П. Аплаксин). К 1917 мон. был самым немногочисленным из мужских: в нем жили десять монахов и три послушника. После закрытия в 1920-е здания использовались местным совхозом, в кон. 1932 закрыта и вскоре разобрана Богоявленская ц. С дек. 1992 – жен. мон. До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались в вост. братском корпусе. В соборе находится мощевик с частицами мощей пяти святых. В 1994-95 построена часовня над мощами родителей прп. Александра Свирского, в 2005 – часовня над целебным йодисто-радоновым источником. Мон. владеет с.-х. угодьями (106 га). В СПб. В.-О. м. передано и восстанавливается быв. подворье Кашинского Сретенского жен. мон. (Б. Сампсониевский пр., 53) с ц. во имя Св. благоверной кн. Анны Кашинской (1903; арх. А.П. Аплаксин). Лит.: Берташ Александр, диакон. Введено-Оятский монастырь // Град Духовный. 2004. № 2. С. 36-37; Введено-Оятский женский монастырь. СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Воскресенский монастырь | |
Рубрики | |
ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тосненский р-н, Макариевская пустынь). Находился на левом берегу р. Лезна в 20 км к северо-востоку от Любани. Основан в кон. XIX в. на месте пустыни, устроенной в первой пол. XVI в. прп. Макарием Римлянином (в 1764 упразднена). В 1840 на месте обветшавшего Успенского храма (сер. XVI в.) построен новый, над захоронением прп. Макария поставлена резная рака. С сер. XIX в. к мощам стекались паломники, в 1870-е был устроен странноприимный дом. В 1894 обитель возобновлена как Воскресенский практическо-миссионерский мон. для противодействия сектантству и старообрядчеству. В мае 1895 в Успенской ц. начались нар. миссионерские беседы. При В. м. создано об-во трезвости, в 1915 преобразованное в Макариевское братство. В 1903-05 построены гостиница, братский и настоятельский корпуса. В 1915 освящен кам. храм Архангела Михаила; в 1900-01 на островке, где умер прп. Макарий, – дерев. ц. Всех Преподобных, в Посте и Подвиге Просиявших, а в 1914-16 одноименный кам. храм, при нем возник скит. Монастырские храмы при подворьях: домовая Крестовоздвиженская ц. на ст. Любань (1901) и дерев. ц. Иверской иконы Божией Матери на ст. М. Вишера (1901; обе не сохр.). В 1922 часть терр. мон. передана совхозу, но богослужения в храмах продолжались, в корпусах проживали 30-40 монахов. В 1932 вся братия (ок. 30 чел.) арестована и приговорена к лишению свободы. В мае 1932 монастырские храмы закрыты, корпуса переданы отделению Свирского лагеря. В 1935 освободившаяся часть братии поселилась вблизи мон., устраивались тайные службы. До 1941 в помещениях мон. находился инвалидный дом. Разрушен во время ВОВ. В 2005 обретены мощи прп. Макария; на средства благотворителей при участии Тихвинского Успенского мон. построена новая дерев. ц. Лит.: Сыренский А., диак. О Макариевской пустыни, находящейся в Новгородской губернии и уезде. СПб., 1873; Орлов В.С. Макариевская пустынь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. № 21/22. С. 92-105. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Вохоновский Мариинский монастырь | |
Рубрики | |
ВОХОНОВСКИЙ МАРИИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Вохоново, Гатчинский р-н). В янв. 1883 помещик А.П. Платонов и его дочь Наталья Александровна подарили Воскресенскому Новодевичьему мон. 6,5 десятин леса для устройства скита. Скит учрежден в 1884, 3 июня 1884 заложена ц. Св. Равноап. Марии Магдалины. Дерев. храм с шатровой колокольней, увенчанный одной главой, выполнен в рус. стиле (арх. С.В. Садовников), освящен 16 сент. 1884. Были также устроены иконописная, золотошвейная, башмачная мастерские, молочная ферма, сад, огород и пасека, приют и школа для сирот. В нач. 1889 скит обращен в общежительный заштатный мон., на 1892 в нем жило ок. 70 монахинь. После выделения в 1899 из обители Пятогорского Богородицкого мон. в ней осталось 40 сестер (в 1917 – 46). В. м. вел миссионерскую работу среди эстонцев-лютеран, принимал богомольцев. Закрыт в 1930, его здания занял совхоз «Делегатка». В февр. 1932 17 последних монахинь арестованы и приговорены к ссылке. Ц. закрыта 10 мая 1932, передана под общежитие. В 1933 переплавлены семь колоколов. Здание ц. разрушено в 1941. Лит.: Воейков С. Женский Вохоновский Мариинский общежительный монастырь. СПб., 1892; Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Георгиевский Застенный монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Горицкий Христорождественский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Гостинопольский Никольский монастырь | |
Рубрики | |
ГОСТИНОПОЛЬСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Находился на правом берегу р. Волхов, к югу от совр. дер. Вельца Волховского р-на (урочище Никольский погост). Впервые упоминается в 1500. Четырехстолпный крестовокупольный одноглавый Никольский храм построен в XV в. (1471-75?) и вскоре расписан. Его фрески – последний по времени пам. монументальной живописи новгородской школы. Вероятно, в кон. XV – нач. XVI в. в храме был устроен один из первых в новгорожской земле высокий иконостас (с 1930 14 икон – в ГТГ). В 1582 упоминается также дерев. Троицкая ц. Мон. пострадал от шведов в 1611. В 1749-51 построен новый дерев. храм. В 1764 мон. упразднен и обращен в приход. В 1913-14 Н.И. Репниковым сделано науч. описание Никольской ц. С 1935 церкви не действовали, закрыты в 1941. В 1942 Никольская ц. взорвана и в дальнейшем разобрана, Троицкая ц. также утрачена. Мон. является объектом археолог. исслед. Лит.: Смирнова Э.К., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 289-290, 336-343; Седов Вл. В. Церковь Николы в Гостинополье XV в. // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1990. С. 213-295; Мельник А.Г. Иконостасы второй пол. XV – нач. XIV вв. церкви Николы в Гостинополье. – http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/008/melnik01.html. Свящ. Александр Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Доминиканский монастырь | |
Рубрики | |
ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Выборг, Выборгская ул., 13). С 1318 в Выборге существовал дерев. доминиканский храм. В 1392 началось стр-во доминиканского мон. Черных братьев; в 1471-81 на старом фундаменте был возведен новый кам. собор. К нач. XVII в. орден доминиканцев утратил свое значение; монастырские постройки частично разобраны, собор превращен в зернохранилище. В 1613-14 собор отремонтирован и преобразован в лютеранскую финскую ц. В 1628 ц. сильно пострадала от пожара, перестраивалась ок. 20 лет. В 1643 под колокольню ц. была приспособлена башня ратуши. В 1828-33 ц. капитально отремонтирована и перестроена (проект арх. К.Л. Энгеля). Закрыта в марте 1940 после взятия Выборга сов. войсками. Башня-колокольня, поврежденная в 1941, утратила кровлю; в 1958-59 законсервирована, в 1979-81 реставрирована (проект арх. И.А. Хаустовой, И.П. Любаровой и Т.В. Коних). Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 203. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь | |
Рубрики | |
ЗЕЛЕНЕЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (ст. Зеленец, Волховский р-н). Осн. между 1565 и 1570 иноком Тихвинского мон. преп. Мартирием на Зеленом о-ве среди болот. При нем были построены (на средства купца Федора Сыркова) первые ц. – дерев. Троицкая и кам. Благовещенская, в 1601 – ц. Одигитрии на средства татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Дошедший до нас ансамбль в осн. сложился в 1674-98 при митр. Корнилии, к-рый ранее был иноком мон. В 1684 освящен пятиглавый Троицкий собор с Иоанно-Богословской ц. в подклете, в 1686 – Благовещенская ц. Сохранились восьмигранная трехъярусная колокольня, келейные корпуса (1680-е). Мон. имел подворья в Новгороде и Тихвинском посаде, к нему были приписаны Староладожские Иоанновский и Васильевский, Гостинопольский и новгородский Спасо-Нередицкий мон. В нач. XVIII в. обитель утратила привилегированное положение. В 1771 мон. переведен из Новгородской епархии в С.-Петербургскую и назначен местом ссылки для церк. покаяния. Последний кр. ремонт произведен в 1901-02. Один из последних настоятелей – свщмч. Виктор (Островидов). Мон. ликвидирован в 1930, в 1932 храмы закрыты, внутр. убранство полностью утрачено. Здания использовалось под разные цели, последним (до 1976) здесь находился психоневрологический интернат. Возвращен епархии в 1992. Реставрированы колокольня, затем ц. Благовещения, куда были перенесены мощи прп. Мартирия и останки свят. Корнилия; воссоздана часовня. Настоятель – игумен Пахомий (Трегулов). В 2001 к мон. проложена автомоб. дорога из г. Волхов. Монастырское подворье с ц. Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» находится в СПб. (пр. Обуховской обороны, 24). Лит.: Токмаков И.Ф. Краткий историко-статистический очерк Троицкого Зеленецкого мужского монастыря в связи с кратким житием Преподобного Мартирия, Зеленецкого чудотворца. М., 1904; Кондратьева Е.В. Ансамбль Зеленецкого монастыря // Андреева Л., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С. 134-164; Крушельницкая Е.В. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. СПб., 1998. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Иоанновский женский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь | |
Рубрики | |
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Линтульский Свято-Троицкий монастырь | |
Рубрики | |
ЛИНТУЛЬСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Огоньки, Выборгский р-н). Первый жен. мон. в Финляндии. Осн. в 1894 тайным советником Ф.П. Нероновым в приобретенной для этой цели усадьбе Линтула. В 1894-95 построена дерев. ц. Пресвятой Троицы (арх. Е.Л. Морозов). 10 авг. 1896 открылась община, состоявшая из 26 сестер (первые приехали из Казанского Мокшанского мон. Пензенской губ.). Богослужение совершали св. прав. Иоанн Кронштадтский и архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский). 11 сент. 1905 общине присвоен статус монастыря. В 1900-е построены двухэтажные дерев. здания для келий и сиротского дома, где в 1911 устроена домовая ц. Свв. мц. Софии и кн. Владимира. В 1916 гл. церковь сгорела, в 1919 на ее месте на средства кн. И.Н. Салтыкова построена новая Троицкая ц. (арх. И. Бах) – дерев. на кам. основании храм в неорус. стиле. В 1939 в связи с нач. Сов.-финл. войны все 40 монахинь уехали в Финляндию, удалось спасти только чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери. В ходе воен. действий в 1939-44 разрушены здания церкви и приюта, келии и трапезная сохр. Монахини в 1946 переехали в с. Паллоки (Финляндия), где в 1973 была освящена новая ц. Пресв. Троицы. Лит.: Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48; № 6-7. С. 47. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лоунатъйокская Свято-Серафимовская женская монашеская община | |
Рубрики | |
ЛОУНАТЪЙОКСКАЯ СВЯТО-СЕРАФИМОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА (с. Заходное, Выборгский р-н). Осн. в 1900-х в дачной местности Лоунатъйоки (с 1948 – Заходное) вблизи одноим. ст. Финляндской ж. д. по благословению архиеп. Финляндского Сергия (Страгородского). На купленном общиной участке земли в 1908-09 построены в сев.-рус. стиле большая дерев. ц. Прп. Серафима Саровского (23,5 м дл., 17 м шир.) и здание монашеских келий. Первоначально богослужения проводились в осн. в летнее время приезжавшими священниками и посещались дачниками, затем проходили постоянно. К 1917 в общине находилось 20-30 сестер. После получения Финляндией независимости большая часть монахинь в 1918-19 эвакуировалась в Петроград, нек-рые перебрались в Линтульский Свято-Троицкий мон. К 1920 община перестала существовать. Пустовавшее здание ц. в 1921 перевезено в приход Тиурула в Приладожской Карелии (на место сгоревшего в 1919 храма), освящено 24 дек. 1922. В 1922-39 ц. действовала как приходская. Сгорела в ходе боевых действий летом 1941. Лит.: Попов И.В. Храм преподобного Серафима Саровского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2005. № 1/2. С. 48. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Медведский Никольский монастырь | |
Рубрики | |
МЕДВЕДСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Новая Ладога). Осн. не позднее XV в. на левом берегу р. Волхов, на п-ове близ ее устья. Урочище Медведково упомянуто в договорах новгородцев XIII в. как крайний пункт их владений. Мон. служил местом остановки и ориентиром для плывущих по пути «Из варяг в греки» и посвящен свят. Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих. В кон. XVI в. в обители проживало 30 монашествующих, имелся кам. Никольский собор; вероятно, позднее (до 1628) сооружена кам. трапезная с Иоанно-Богословской ц. В 1582-83 обитель пострадала при нападении «немецких людей», возобновлена в 1584. В январе 1611 стала местом сражения отрядов пр-ва Семибоярщины и интервентов; в 1612 разорена шведами, игумен подвергся заточению. В 1653 приписана к Саввино-Сторожевскому мон. В 1704 упразднена Петром I, братия переведена в Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. Терр. окружена земляными укреплениями и превращена в крепость, монастырский собор стал гл. храмом нового города – Новой Ладоги. Лит.: Берташ А. В., Векслер А. В. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 18-19. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Паданский Введенский монастырь | |
Рубрики | |
ПАДАНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Подпорожский р-н). Основан ок. 1543 как Никольская Верхопаданская Корнилиева муж. пустынь, упразднен в 1764. Восстановлен в 1872 как жен. скит, с 1892 – жен. община, с 1900 – жен. мон. В 1919 в обители было 70 монахинь; имелось три ц., одна часовня, пять жил. дерев. домов. Мон. принадлежало 309 десятин земли. Закрыт в нач. 1920-х, из монахинь образована с.-х. артель. В 1929 здания мон. переданы колхозу «Красный Маяк». Древнейший из монастырских храмов – дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (построена между 1496 и 1563). В 1676 на ее месте возведена новая дерев. ц., ок. 1790 она перенесена в с. Винницы. Дерев. ц. Св. Прп. Александра Свирского построена ок. 1587, в 1688 на ее месте возведена новая, тоже дерев.; с 1764 – приходская, сгорела в нач. XIX в. В 1603 построена дерев. ц. Введения во Храм Пресв. Богородицы; с 1764 – приходская, перестроена в 1832, в 1905 обращена в часовню; закрыта 9 июля 1931, не сохр. Вторая дерев. ц. Введения во Храм Пресв. Богородицы с приделом св. прп. Корнилия Паданского возведена в нач. XX в.; закрыта 9 июля 1931, передана под клуб, не сохр. В 1993-94 выстроена одноим. дерев. ц. В 1894 построена дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами прп. Осии, свт. Иоанна Новгородского, св. Марфы, мц. Акилины, прп. Иоанна Рыльского, свят. Николая и мц. Александры; закрыта 9 июля 1931, не сохр. В 1898 построена дерев. ц. Св. Вмч. Пантелеимона Целителя и Св. Мч. Назария в скиту мон. (дер. Шакшезеро, ныне нежилая местность на р. Шакшезерка); закрыта 13 июля 1929, передана под красный уголок колхоза, не сохр. В 1993 создана Свято-Введенская Корнилиево-Паданская жен. монашеская община. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Поречский Покровский монастырь | |
Рубрики | |
ПОРЕЧСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Козья Гора, Сланцевский р-н). Прошение об учреждении женской монашеской общины подано 7 июня 1901 подрядчиками М.Е. Егоровым и А.А. Кудрявцевым. 10 декабря 1902 Св. Синод одобрил ее создание. По проекту арх. В.А. Косякова в 1904-05 сооружены домовая ц. Преп. Серафима Саровского в дерев. здании трапезной (освящена 11 февр. 1905) и кам. ц. Покрова Пресвятой Богородицы в стиле рус. храмов XVII в. 29 янв. 1908 освящен ее гл. престол, в 1913 – левый придел Свят. Николая, в 1916 – правый придел Апп. Петра и Павла и Преп. Максима Исповедника. Указом Синода от 17 марта 1919 община преобразована в мон. Число монахинь возросло с 21 (в 1907) до 42 (в 1925). В 1925 игумения Мария (Кудрявцева) арестована; мон. преобразован в трудовую артель, ликвидированную в 1929. Здания в 1929 занял колхоз «Красная Заря». Серафимовская ц. сгорела в 1930-е; Покровская ц. закрыта в 1937, вновь открыта осенью 1941 и действует до наст. времени. В апреле 1942 – августе 1945 настоятель прот. Алексий Кибардин. Чтимые иконы: преп. Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы. Лит.: Головин К.В., Соколова Л.И. Покровский Поречский женский монастырь на Козьей Горе // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28-29. С. 70-76. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Пречистенский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Пятогорский Богородицкий женский монастырь | |
Рубрики | |
ПЯТОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Курковицы, Волосовский р-н). Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906). Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы. В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии. Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождественский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Сенновский Свято-Троицкий скит | |
Рубрики | |
СЕННОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СКИТ (дер. Сенно, Бокситогорский р-н). Вероятно, в XVI в., в дер. Сенно была построена ц. Свв. Мчч. Флора и Лавра, относившаяся к Колбецкому погосту. В XVII в. она расширена двумя приделами. Ц. дважды горела (в 1653 и в 1771) и дважды отстроена заново (в 1655 и 1777). Новая ныне существующая ц. сооружена в 1881-83. Одноглавая кам. ц. Пресвятой Троицы с шатровой колокольней построена в 1888(1892?) – 1898 в рус. стиле. В приход входило десять деревень; при нем действовали попечительство, об-во трезвости прп. Серафима Саровского, церк.-приходская школа. В 1937 ц. закрыты, настоятель репрессирован, помещения использовались под клуб и магазин. В 1996 на месте быв. прихода осн. скит Тихвинского Свято-Успенского мон. во главе с монахиней Тавифой. Храмы восстановлены (Троицкая ц. в 1998, Флоровская – в 2001-02); в 2005-06 сооружена новая ц. Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. В Троицкой ц. находится мощевик, ряд чтимых икон, вблизи скита – два источника. Лит.: Тихвинский земский календарь. Справочник на 1917 год. Ч. II. Тихвин, 2006. С. 32; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Серафимовский скит | |
Рубрики | |
СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ, располагался в Лужском у., в 13 км от ст. Преображенская (ныне г. п. Толмачёво). В 1901 лавра приобрела поместье Зачеренье (пл. 560 га). Существовавший двухэтажный дом на берегу р. Оредеж был отремонтирован и переоборудован. Возведены дерев. дом для зав. имением, два дома для братии, дом для рабочих, а также свинарник, птичник, пять ледников, пасека, молочня и пр. Летом 1906 состоялась закладка храма на 800 чел. во имя Прп. Серафима Саровского (проект лаврского арх. Л.П. Шишко; подрядчики К.П. Данилов, К.М. Крусанов, Д.В. Осипов и др.). Здание в стиле необарокко завершал плоский купол, на к-ром возвышался барабан с луковицей. Трапезная соединяла храм с трехъярусной колокольней, ее обрамляли портики с гранитными колоннами. Кирпич изготавливался своими силами на устроенном в скиту заводе; шесть колоколов отлил з-д А.С. Лаврова в Гатчине. В 1907-08 установлен трехъярусный дубовый иконостас (худ. Ф.К. Платонов, резчик Д.В. Дудаков) с иконами Прпп. Корнилия Комельского и Антония Печерского. Храм освящен 2 нояб. 1908; 2 авг. 1909 освящен нижний придел во имя Прп. Антония Печерского. Утварь поставило Т-во «П.И. Оловянишников и сыновья». Скит получил наим. Серафимо-Антониевский, а имение – Серафимово; число братии –11-13 чел. Во время Первой мир. войны братский корпус был отведен под лазарет для раненых, в 1915 построен приют для увечных воинов. После 1917 в скиту разместился туберкулезный санаторий. Церковь закрыта в 1923. В наст. время не уцелело ни одного строения. Лит.: Антонов В.В. Серафимо-Антониевский скит Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. СПб., 2000. С. 71-75; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 2001. Т. 1. С. 402-404; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 241-245. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Староладожский Иоанно-Предтеченский монастырь | |
Рубрики | |
1150 / 1000 СТАРОЛАДОЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иванский, Ивановский). Основан на Малышевой горе (сев. оконечность Ладоги) предположительно новгородским архиеп. Климентом (управлял епархией в 1276-99). Не закрывался в Смутное время. Кам. ц. Рождества Св. Иоанна Предтечи сооружена в 1695. Облик храма архаичен и соответствует традициям XVI в. С притвором у юж. входа соединена столпообразная колокольня (завершение шпилем – XVIII в.). С сев. стороны – теплый придел Вмч. Параскевы. В 1704 в обитель переведены иноки Николо-Медведского мон. Обращена в приход в 1764. В 1848 в притворе похоронен подвижник, юродивый Александр Лосев. Мон. закрыт в 1919, церковь – в 1930-е. Единственная сохр. Предтеченская ц. возвращена епархии в 1991 как приходская; восстановление начато иером. Евстафием (Жаковым). Внутреннее убранство утрачено, в летнем храме сохр. фрагменты подкупольных росписей XIX в. Среди новых святынь – образа Тихвинской Божией Матери, прп. Нила Столобенского. Храм украшен новыми росписями в трапезной, шитьем и ковкой. Лит.: Иоанн, игумен. Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря. СПб., 1865. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Николаевский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Симеоновский монастырь | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Староладожский Успенский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |
1
2