Статьи / Водь
1 2
Аристе Пауль, (1905-1990), ученый
Рубрики
АРИСТЕ (Ariste) Пауль (1905–1990), лингвист, этнограф. Д-р филологии (1939), акад. АН Эстонской ССР (1954). В 1927 сменил нем. фамилию Берг на эстонскую Аристе (по назв. села и залива Аристе). Учился в Тартуском ун-те (1925-29) у филолога-слависта П. Арумаа. Работал в университетской б-ке, Эстонском нац. музее, Эстонском архиве фольклора. В 1932-33 стажировался за рубежом. С 1933 – преподаватель Тартуского ун-та. В мае 1945 – мае 1946 арестовывался по полит. обвинению. С 1944 – зав. кафедрой эстонского и финно-угорских яз., в 1946-77 – зав. кафедрой финно-угорских яз. Тартуского ун-та. Труды А. посвящены проблемам общего финно-угорского языкознания, эстонскому яз. (в т. ч. экспериментальному и ист. изучению эстонской фонетики и фонологии). А. изучал водский, ижорский, ливский языки; занимался сбором полевого материала в ареале обитания води в Лен. обл., составил грамматику водского яз. (1948). Подготовил ряд специалистов-филологов для науч. центров в финно-угорских регионах СССР. Доктор ун-тов: Хельсинкского (1969), Сегедского (Венгрия, 1971), Тампере (1975), Латвийского (1989). Поч. ч. Финно-угорского науч. об-ва (Финляндия), Венгерской (1967) и Финской (1980) АН, член Американского лингвистического об-ва. В 1964 основал жур. «Советское финно-угроведение» (с 1990 – «Linguistica Uralica»), его гл. ред. в 1964-90. Соч.: Формирование прибалтийско-финских языков и древнейший период их развития // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. С. 5-27; Vadja kiele grammatika. Tartu, 1948 (то же на англ. яз.: A grammar of the Votic language // Indiana University Publications. Uralic and Altaic Series. Bloomington: Indiana University, 1968. Vol. 68); Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. Лит.: Мосин М.В. Пауль Аристэ (Памяти учителя) // Вестник Мордовского университета. 1990. № 2. С. 55-57. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Вербное воскресенье (ижора)
Рубрики
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время, в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Вероисповедание (ингерманландские финны)
Рубрики
По вероисповеданию финны-ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры. Хотя, по условиям Столбовского мира, жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру, под влиянием чего православное население, среди которых большое количество води и ижорцев, массово бежало во внутренние области России. В 1655 г. в Ингерманландии уже действовало 58 религиозных евангелистских общин с 36 церквями и 42 священниками. Лютеранские приходы, созданные при шведском владычестве, продолжали действовать и в XVIII в. В середине столетия к ним прибавлялись возникавшие на окраинах капелланские общины, которые в первое время не имели самостоятельности, но постепенно по мере роста благосостояния, тоже становились самостоятельными. К началу советского периода в Ингерманландии насчитывалось 34 финских лютеранских прихода, в них числилось около 120 тыс. прихожан. При Священном Синоде, который с 1721 г. начал управлять Русской православной церковью, был образован, без долгих проволочек «консисториальный отдел юридической коллегии по делам иноверцев» (своего рода церковное правление), под властью которого с 1734 г. оказались дела лютеранской церкви Ингерманландии. Пока этим учреждением руководили авторитетные священнослужители из петербургских немцев, лютеранские приходы в Ингерманландии особых затруднений не испытывали. В 1820 г. они получили даже своего епископа Сакари Сюгнеуса - младшего из Порвоо, который прослужил в Петербурге с 1820 по 1830 г. В настоящее время финны-ингерманландцы переживают эпоху пробуждения национального самосознания. Возродились вновь восстановленные общественные и религиозные организации, которые раньше играли столь значительную роль в сохранении чувства своей национальной принадлежности у финнов-ингерманландцев. В наше время в Ингерманландии действуют 15 евангелистских общин.
Тематические группировки
подробнее…
Водская земля
Рубрики
ВОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Вотская), ист.-культурный и адм. регион ср.-век. Руси, расположенный в сев.-зап. части владений Вел. Новгорода (зап. часть совр. Лен. обл.). Впервые упомянута в летописи под 1338: в уставе «о мостех» кн. Ярослава Ярославича 1260-х фигурирует «Вочская сотня», к-рую идентифицируют с В. з. Топоним связан с этнической общностью водь, проживавшей на этой терр. Точные границы В. з. неизвестны. Наиболее вероятно, что она располагалась в междуречье рр. Луга и Стрелка (при этом погосты «в чюди» – район Котлов и Ополья – в ее состав не входили), а в юж. направлении доходила до Новгорода. Новгородская писцовая книга 1499/1500 упоминает уже Водскую пятину (см. Пятины). На терр. В. з. (особенно на Ижорской возвышенности) выявлено большое кол-во археол. памятников (см.: Курганы древнерусские, Могильники води). Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Волосовский район
Рубрики
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Депортации этнические
Рубрики
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Деревни
Рубрики
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый
Рубрики
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел
Рубрики
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html
Тематические группировки
подробнее…
Ильин день – 20 июля (2 августа)
Рубрики
Особенно торжественно ижора, как и водь, отмечала Ильин день, когда устраивались «братчины» – совместные трапезы ритуального характера всей деревенской общины. Непременно в этот день убивали домашнее животное – барана, рыжего быка или свинью. Этот обычай раньше был широко распространен у северных русских и прибалтийских финнов. Судя по всему, на «братчины» собирались жители нескольких деревень, при этом мяса жертвенных животных, как сообщают источники, хватало лишь на старейшин. Праздник проходил либо рядом с часовней, либо в специально отгороженном месте. В Ильин день исполнялись песни-заклинания: «Илья, святой хозяин, святой Педрой [Петр] милостивый, сойди на землю, приди к нам в гости». Илью считали покровителем земледелия, поскольку по народным представлениям, он посылал дождь на поля. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Ингерманландия
Рубрики
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
История финнов-ингерманландцев
Рубрики
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции.
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (ижора)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Кингисеппский район
Рубрики
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Копорская крепость
Рубрики
КОПОРСКАЯ КРЕПОСТЬ (с. Копорье, на берегу р. Копорка) расположена на вершине скалы, окруженной долиной реки и оврагами, в 12 км от берега Финского зал. Удобная стратегическая позиция с XIII в. привлекала фортификаторов. В 1240 немцы сожгли погост Копорье и поставили дерев. замок, вскоре уничтоженный новгородской ратью Александра Невского. В 1279 кн. Дмитрий, сын Александра Невского, возвел дерев. город, а в 1280 заменил его каменным. В 1282 Дмитрий потерял новгородское княжение, и новгородцы разрушили укрепления. В связи с опасностью вторжений шведов, датчан и немцев в 1297 новгородцы строят новую кам. крепость, ставшую центром Водской земли. В кон. XIII в. К. к. с ее криволинейными замкнутыми стенами – образец кам. фортификации доогнестрельного периода. После 1361 первонач. стены были надстроены примерно на 2 м. К. к. упоминается в летописях в связи с боями с немцами (1338), пожалованиями служилым князьям (1333, 1383) и как убежище новгородских бояр (1342, 1350). После постройки крепости Ям (1384) оборонительное значение К. к. снижается. В 1520-25 она была перестроена с учетом возросшей мощи артиллерии. Стр-вом руководили итал. фортификаторы, направленные пр-вом Василия III. Они учли особенности рельефа. С юж. и юго-зап. стороны, защищенной речной долиной, стены XIII в. были сохранены и утолщены. Сев. и вост. стены с четырьмя пятиярусными башнями высотой 20 м и прямолинейными пряслами между ними построены заново. Двухпролетное воротное устройство с подъемным мостом, фланкированное двумя башнями на вост. стороне крепости, пятиметровые в основании стены со стрелковыми бойницами наверху, пушечные бойницы с печурами, сводчатые казематы первых ярусов башен рассчитаны на противоборство огнестрельному нападению. В нач. XVII в. крепость захвачена шведами и до 1703 являлась опорой швед. владычества на берегу Финского зал. В ходе Сев. войны после осады была взята рус. войсками. Сохр. широкий пролом в юго-зап. стене – результат действия рус. артиллерии. В 1707 Петр I пожаловал Копорье А.Д. Меншикову в вечное пользование. В XVIII в. К. к. утратила воен. значение. Археол. раскопки проведены О.В. Овсянниковым в 1970-73. Культурные отложения содержат слои XIII–XV, XV–XVI, XVII–XVIII вв. В ниж. слое встречены остатки срубных домов, предметы новгородских типов, а также украшения води и эстов. Вскрыты участки стен XIII в., фундаменты ц. Преображения Господня (воссоздана в 2003), комендантской канцелярии XVII в. С 2002 работает краевед. музей «Копорская крепость». Лит.: Овсянников О.В. Копорье: Ист.-архит. очерк. Л. 1976; Кирпичников А.Н. Овсяников О.В. Древнерусский храм в Копорье // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 139-146; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 150-159 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Места проживания
Рубрики
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185
Тематические группировки
подробнее…
Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли»
Рубрики
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов, школ, библиотек. Музей создан Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке комитета по молодежи и связи с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Его создавали представители коренных народов Петербургской земли – финнов, ижор и води. Всего в создании музея приняли участие более ста человек. Автор и руководитель проекта – научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ольга Конькова. 28 февраля 2007 года, в День Калевалы, музей открылся как выставка музея антропологии и этнографии. Музей содержит редкие бытовые вещи рубежа XIX – XX веков. На стендах размещены более тысячи уникальных фотографий и рисунков. Во время создания музея была проделана огромная работа по воссозданию народных костюмов ингерманландских финнов, води и ижор. Многие комплексы народной одежды были буквально воссозданы по отдельным фрагментам, сохранившимся в музеях Финляндии и Эстонии. Ярким дополнением, вызывающим небывалый интерес не только у детей, но и у взрослых служат жанровые кукольные сцены («Иванов день у финнов – эурямейсет», «Рождество у финнов-савакот» и др.). Деревянные куклы выполнены в народной технике, у них настоящие «финские» лица, а их народную одежду со всеми мельчайшими деталями и вышивками, сшили участники группы реконструкции одежды. Восхищение зрителей неизменно вызывает необычная карта расселения коренных народов Петербургской губернии – она выполнена настоящей ингерманландской мастерицей Лильей Шуваловой в старинной технике лоскутного шитья. Надписи на карте заслуживают особого внимания: для них был специально разработан шрифт на основе старинных ингерманландских знаков собственности – «талонмеркит». Понять историю и культуру Ингерманландии помогает и необычное музыкальное сопровождение: известный музыкант Н. Кочетков, работающий и с ингерманландским хором «Пиетрин куоро» и с фолькгруппой «Корпи», создал специальный диск, где шум моря сменяется старинными наигрышами на пастушьей трубе, а стук дождя перекрывается древними финскими и ижорскими песнями. Мобильный музей должен обогатить культуру Петербурга и Ленинградской области, раздвинуть горизонты нашей истории, включив в нее самобытную и пока малоизвестную культуру и историю коренных народов нашей земли. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3.
Тематические группировки
подробнее…
Могильники води
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на). Древнейший тип представлен кам. могильниками I–III вв. К ним примыкают грунтовые могилы XII–XVII вв. с кам. оградками на поверхности. Погребальный ритуал характеризуется трупоположениями с зап. и вост. ориентировкой, порчей орудий труда. Жен. убор (нагрудные булавки и цепочки с привесками, орнаментация одежды спиральками, колечками, бляшками и др.) отражает локальные племенные традиции и имеет прибалт.-фин. облик. Славяно-рус. влияние прослеживается только в хоз. деятельности. Сев.-вост. водь, обитавшая на плодородных землях Ижорской возвышенности, оказалась в зоне массового сел. расселения словен и кривичей. В материалах древнерус. курганно-жальничных могильников XI–XV вв. можно проследить сближение чересполосно обитавших разноэтничных общин. Культурное влияние Новгорода способствовало формированию единой обл. культуры, что отразилось в элементах погребального ритуала и инвентаря. Юж. водь (предположит., «норова») обитала в cев.-вост. Причудье, между рр. Нарова и Плюсса. Древнерус. курганы распространяются здесь с XI–XII вв. В их культуре сочетаются славянские и прибалт.-фин. элементы. В теч. XII–XIII вв. под новгородским влиянием местные типы украшений заменяются общерусскими. См. также: Водь. Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Население
Рубрики
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Общие вопросы (ижора)
Рубрики
Хозяйство ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIX в. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Одежда ижор
Рубрики
Одежда ижор может быть разделена на несколько основных групп. В отличие от женской одежды, мужская старинных форм почти не сохранила. Из мужской одежды нужно отметить промысловую, будничную и праздничную. Женская одежда разделяется на будничную и праздничную, хотя различие это заключается, главным образом, в материале одежды и количестве украшений; покрой остается без изменения. В пределах этих двух групп женской одежды различаются: одежда детская, девичья, замужних женщин и старух. Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века. Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске и форме головного убора. Особого покроя головной платок — саппано — замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днем, ни ночью. Основным элементом нательной одежды была холщовая рубаха «рятсиня» сложного покроя, скреплявшаяся у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом». Рубахи были необычайно богато украшены сложным тканым орнаментом и вышивкой. Поверх рубахи надевали очень своеобразную одежду: два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках.Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях. Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны). Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. Letopisi.Ru - «Время вернуться домой» http://letopisi.ru/index.php?title=%D0%98%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&printable=yes#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Тематические группировки
подробнее…
Одежда (ингерманландские финны)
Рубрики
Финны-ингерманландцы в целом держались довольно изолированно от коренного населения края – води, ижоры и местных русских. Женская одежда эвримейсет и савакот существенно различалась. Одежда эвримейсет имела локальные различия. Наиболее красивой считалась одежда в Дудергофе (Туутари). Женские рубахи имели нагрудный разрез сбоку, на левой стороне, а на середине груди трапециевидный вышитый нагрудник – рекко. Разрез застегивался круглой фибулой. Рукава рубахи были длинными, с манжетой у кисти. Поверх надевалась одежда в виде сарафана: синяя юбка, пришитая к лифу с проймами, сделанными из красного сукна. Голову девушки повязывали суконной лентой, украшенной белым бисером и оловянными нашивками. Женщины носили на голове так называемый хунту, небольшой кружок из белой ткани, укреплявшийся на волосах у пробора надо лбом. Волосы носили стриженные, девушки имели обычно короткие волосы с челкой. Православные замужние женщины носили уборы типа сороки с богато вышитым очерельем и небольшим «хвостом» сзади. Здесь девушки заплетали волосы в одну косу, а после выхода замуж – две косы, которые укладывались на темени венцом. Передник у эвримейсет был шерстяной полосатый, а в праздники – белый, украшенный красной вышивкой крестом и бахромой. Теплой одеждой служили белый или серый суконный кафтан и овчинные шубы. Летом носили «костоли» - полотняный кафтан длиной до бедер. Долго сохранялось ношение шитых из полотна (зимой из красного сукна) ноговиц, закрывающих голени. У женщин-савакот рубахи были с широкими рукавами, которые поддергивали до локтя. Рубаха имела разрез посреди груди, её застегивали на пуговицу. Поясной одеждой были пестрые юбки, часто клетчатые. В праздники поверх будничной юбки надевали шерстяную или ситцевую. С юбкой носили или безрукавый лиф или кофты, которые застегивались на талии и у ворота. Обязателен был белый передник. Широко использовались платки – головные и наплечные. В некоторых деревнях Западной Ингрии савакот перешли на ношение сарафанов русского типа. В конце XIX века во многих местностях эвримейсет стали переходить на сакотский тип одежды. Мужчины носили такую же одежду, как окрестное русское и карельское население. Суконные штаны, полотняную рубаху, серый суконный кафтан в талию с клиньями, расширяющими его от пояса. Праздничные высокие сапоги надевали и летом по большим праздником. Они служили определенным символом благосостояния. Наряду с войлочными шляпами носили и кепки, которые покупали в городе. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Одежда : с. 502-508.
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (ижора)
Рубрики
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Поселения и жилище (водь)
Рубрики
Большая часть водских земель раскинулась на Ижорском плато, поднимающимся между Нарвой и Санкт-Петербургом на высоту до 150 метров над уровнем моря. На краю плато и находился центр водской земли - деревня Котлы, к северу от которой глинт круто обрывается, давая место широкой низменности, покрытой густыми лесами. Еще в XVIII веке отмечалось, что водь любит «жить на открытом воздухе и совместно». Это стремление к некоторой скученности сохранилось и до середины ХХ века: дома были поставлены тесно, деревни не имели строгого плана, хотя в некоторых больших деревнях, например в Котлах, по примеру русских можно было наблюдать развитие уличной планировки. Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово «рихи» обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. так же как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских – жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки строили, как правило, из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, покрытые соломой или дранкой. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. В водском доме в прежние времена бытовали своеобразные традиции внутреннего разделения жилого помещения, размещения гостей и членов семьи. Часть комнаты у дверей – место, где происходил как бы отбор гостей; войти дальше в избу без разрешения хозяев никто не мог. Люди «незначительные» там и оставались, а родственники или важное лицо (особенно мужчину) приглашали садиться на заднюю скамейку (у стенки напротив входа). Разграничительным знаком при приеме гостей была балка, несущая потолок ( в русской избе – «матица»). Стол в доме занимал в зависимости от событий различное положение: в будние дни, в дни похорон и поминок он стоял у конца боковой скамейки, которую считали скамейкой умершего, в дни свадеб стол стоял перед задней скамейкой. В основном за столом ели только мужчины, женщины ели в другом месте, например у очага. Порой ели в три приема: сначала мужчины, потом женщины, следом дети. Передний угол избы по диагонали от печи назывался «юмаланурк»(а)» – («божий угол»). Там располагался особый шкафчик «коло», в котором хранили иконы, туда же клали вербы и яйца, ветки троициных берез и клочек сена Иванова дня – ими окуривались для выздоровления. Использованные источники: 1. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 82–84. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
подробнее…
Радуница и Родительские субботы
Рубрики
Для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование Радуницы и Родительских суббот, а финнами эти праздники не отмечались. Несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Рунопевцы
Рубрики
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Санкт-Петербургская губерния
Рубрики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сарафаны
Рубрики
Наиболее старинный сарафан «уммикко» (ummikko) сохранился только в Кингисеппском и Котельском районах. По своему покрою он относится к типу косоклинных сарафанов. Лямки уммикко целиком выкраиваются из переднего и заднего полотнища. Спереди делается небольшой разрез, по бокам которого нашиваются узкие полоски вышитого красной бумагой холста. Пуговицы и украшения отсутствуют. Разрез на груди завязывается при помощи двух льняных шнурков. Материал, из которого шились уммикко, был домотканый, так называемый рядной холст, белого цвета, чем и объясняется второе название, присвоенное для уммикко, — «беляки». Уммикко, прежде всего, являлся свадебной одеждой невесты; кроме того, служил праздничной одеждой замужних женщин и, наконец, погребальной одеждой для старух. В других обследованных нами районах уммикко совершенно неизвестен. Другой сарафан, бытующий у ижор и води уже на протяжении последних 50—60 лет, имеет два названия: «синяк» и «красик». Это — типичный косоклинный сарафан, встречаемый у великорусов нашего Севера. Кроить его умеют только немногие старухи. Шьется он из домашнего холста, окрашенного в синий цвет, или из китайки. Носится синяк как в будние, так и в праздничные дни. Будничный сарафан не имеет никаких украшений, за исключением ряда белых фарфоровых пуговиц, нашиваемых спереди вдоль сарафана и указывающих на существование прежде сарафана распашного типа. На подол нашивается в несколько рядов цветная тесьма, шириною в 1 см красного, синего или зеленого цветов. Напротив, праздничный сарафан украшается очень богато: лямки обшиваются тесьмой по верхнему краю и спереди, под пуговицами нашивается покупная тканая или шелковая широкая лента, а на подол – тесьма. Пуговицы спереди нашиваются более крупные. Иногда встречаются небольшие шаровидные металлические пуговицы с ажурным узором. Синяк составлял когда-то одежду девиц, но затем постепенно заменился новою одеждою и, в конце концов, перешел к старухам, этот сарафан в большом распространении у ижор и води Кингисеппского района. В Сойкинском и Котельском районах он встречается только как будничная одежда. Новой модной одеждой, сменившей синяк, явился прямой сарафан. Он шьется не из домашнего холста, а из ситца, коленкора или других бумажных тканей; в праздники надевается шелковый или шерстяной сарафан. Делается он из четырех и более полотнищ. Спереди на груди он собирается в сборку, сзади же закладывается в мелкую складочку; узкие пришивные лямки делаются из той же материи, что и сарафан. В настоящее время во всех районах, за исключением Ораниенбаумского, — прямой сарафан в большом употреблении только у замужних женщин; девицы его не носят. В прежнее время этот сарафан, наряду с замужними женщинами, носили и девицы. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Традиционные поселения
Рубрики
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
1 2