Статьи / Епархия Санкт-Петербургская
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Броневик, Бокситогорский р-н), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Основан прп. Антонием Дымским (по одному варианту жития, род. в сер. XII в. и умер в 1224; по другому – жил в 1206-73), к-рый в поисках уединения поселился на берегу оз. Дымского. Здесь он провел более 30 лет, занимаясь духовным просвещением Обонежского края. Мощи святого обретены в 1370. Мон. дважды разорялся – в 1409 отрядом хана Едигея, затем в Смутное время (после 1611). С 1578 до 1618 в обители находила приют братия из разоренного шведами Валаамского мон. Первый кам. храм во имя прп. Антония Великого, Казанской Богоматери и Свят. Николая сооружен в 1656. С 1692 мон. приписан к Софийскому архиерейскому дому. В 1764-94 был упразднен, затем восстановлен. В 1806 закончен второй ярус собора с престолами Пресв. Троицы и Прп. Антония Дымского. Дерев. храм Рождества Св. Иоанна Предтечи переустраивался в 1783 и 1840. После 1917 разрушена дерев. ц., собор закрыт в 1934-37. Последний инок иером. Иов убит. В зданиях находились разл. орг-ции, при них монастырские здания и ограды разобраны, в 1956 разрушен собор (кроме ниж. ярусов колокольни). В 1997 обитель возобновлена как скит Тихвинского Успенского мон. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е), воссоздается собор (проект арх. Е.П. Варакина). Братия проживает в быв. гостиных кельях. Настоятельский корпус – в руинах. В июле 2001 вторично обретены мощи прп. Антония Дымского и перенесены в Успенский собор Тихвинского мон. Лит.: Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. Новгород, 1901; Преподобный Антоний Дымский / Сост. священник Геннадий Беловолов. СПб.; Тихвин, 2002; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Новгородская
Рубрики
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель
Рубрики
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Русско-эстонское благочиние
Рубрики
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Староладожский Успенский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…