Персоны энциклопедии / Николай I, император
Гонзаго Петр Федорович (1751-1831), художник
Рубрики
ГОНЗАГО (Гонзага) (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо (Петр Федорович) (1751–1831), художник-живописец, сценограф, теоретик иск-ва, архитектор, садовый декоратор. В 1792 приглашен в СПб. возглавить декорационную часть имп. театров. Тогда же назначен первым придворным худ. российского двора. Почетный вольный общник АХ (1794). В 1792-1828 оформил более 200 спектаклей в петерб. и моск. театрах, в придворных театрах Гатчины, Павловска, Петергофа. По проекту Г. построен театр в с. Архангельское, подмосковной усадьбе кн. Юсуповых (1817). Сделал роспись галереи в Павловском дворце («Галерея Гонзага»; 1822-23). Готовил декорации для коронационных торжеств Александра I (1801) и Николая I (1826) в Москве. В Гатчине Г. делал эскизы к плафонам дворца, оформил неск. опер и балетов для придворного театра. Умер в СПб., похоронен на Ново-Волковском кладб. (могила не сохр). Соч.: Information a mon chef ou eclaircissement convenable du decorateur-theatral Pierre Gothard Gonzague sur l"exercice de sa profession. St.-Petersbourg, 1807; La musique des yeux et l"optique theatrale, St.-Petersbourg, 1807(переизд.: Петро Гонзага. Музыка для глаз. М., 2001). Лит.: Гозенпуд А.А., Сыркина П.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. М., 1974; Сыркина П.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество // Гонзага П.Г. Сочинения. М., 1974. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Единоверие
Рубрики
ЕДИНОВЕРИЕ, объединение старообрядцев с РПЦ на основе иерархического подчинения ей и сохранения при этом старого богослужебного чина и обрядов, сложившихся до реформ сер. XVII в. (двуперстие, знаменное пение и т. д.) Начало Е. было положено в 1783, активным его деятелем был митр. Гавриил (Петров), первая единоверческая ц. в СПб. устроена в 1799. В янв. 1912 в СПб. прошел Первый Всерос. единоверческий съезд. В 1917 появился первый единоверческий иерарх – Симон (Шлеев), еп. Охтенский (убит в 1921, канонизирован в 2000). В С.-Петерб. епархии вне пределов столицы единоверческие приходы формировались преим. в царствование Николая I в местах со значительным старообрядческим (беспоповским) нас., в первую очередь, в Новоладожском у. К 1917 имелось шесть единоверческих храмов, в том числе три в нынешнем Волховском р-не. Старейшие ц. – Никольская в дер. Немятово (Волховский р-н) и Пантелеимоновская кладбищенская в г. Тихвин – были перестроены, соответственно, в 1849 и 1854 из дерев. старообрядческих моленных. Никольская ц. возобновлена в сер. 1870-х (арх. М.А. Щурупов), Пантелеимоновская – в 1902. Петропавловская ц. в одноименном селе на р. Волхов (построена в 1621, закрыта в 1840) в 1851 возобновлена как единоверческая. В 1899 построена единоверческая ц. во имя Донской иконы Божией Матери в дер. Селищи (Бокситогорский р-н), в 1902-05 – ц. Св. Димитрия Солунского в с. Бор (Волховский р-н; арх. К.Г. Резцов), в кон. XIX в. – ц. Свят. Николая Чудотворца в с. Кубасово Лужского у. (ныне Псковская обл.). К кон. 1930-х все единоверческие ц., за исключением Никольской, закрыты (в с. Бор – в 1936, в Тихвине – в 1939) и разрушены, духовенство репрессировано. Никольская ц. (здание сохр.) не действовала с 1935, закрыта в 1941, в 1944-45 верующие безрезультатно ходатайствовали об ее открытии. Ц. в Кубасово действовала в период оккупации с осени 1941 по окт. 1943, затем вновь закрыта. С 1990-х действуют приходы Никольской ц. в СПб. и в г. п. Павлово, где выстроена дерев. часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Православное единоверие. СПб., 2000; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Епархия Олонецкая и Каргопольская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Клодт Петр Карлович (1805-1867), художник
Рубрики
КЛОДТ (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович, барон (1805 – 1867, имение Халола Выборгской губ.), скульптор, литейщик, акад. и проф. АХ (с 1838), зав. литейной мастерской АХ. С 1829 посещал АХ. Автор монументальных и станковых произв., в к-рых сочетал традиции классицизма с непосредственностью жизненных наблюдений: шестерка коней для Нарвских триумфальных ворот (1833), четыре группы «Укротители коней» на Аничковом мосту (установлены в 1849-50), пам. И. А. Крылову в Летнем саду (1848-55) и имп. Николаю I на Исаакиевской пл. (1856-59), фриз «Лошадь на службе у человека» для Мраморного дворца (кон. 1840-х) в СПб., Бистрому К.И. памятник в его имении Романовка (г. Кингисепп). В 1850 К. приобрел имение в дер. Халола Выборгской губ. (ныне пос. Клеверное Выборгского р-на). Здесь была устроена мастерская , в к-рой К. изваял статую Мартина Лютера и передал ее в дар лютеранской ц. в Уусикиркко (не сохр.). Умер в имении, похоронен на Смоленском лютеранском кладб. в СПб. В 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Лит.: Васильев Е.Н., Закатилов Н.И. Выборг. Л., 1975. С. 194; Петров В. Н. Петр Карлович Клодт. 2-е изд. Л., 1985; Клодт Г.А. «Лепил и отливал Петр Клодт...» М., 1989. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Павла Апостола собор (г. Гатчина)
Рубрики
ПАВЛА АПОСТОЛА СОБОР (г. Гатчина, Соборная ул., 26). Гл. гор. храм заложен 17 октября 1846 по указу Николая I. Крестообразное в плане здание построено по проекту арх. Р.И. Кузьмина в псевдорус. стиле с элементами классицизма. В оформлении собора участвовали худ. Ф.А. Бруни, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, М.И. Скотти, археолог Ф.Г. Солнцев, скульптор А. Дылев. Гл. престол в честь небесного покровителя Павла I освящен в 1852. Отделка завершена в 1863. С 1852 в собор для поклонения верующих стали ежегодно переноситься из ц. Зимнего дворца Мальтийские (Гатчинские) святыни, подаренные в 1798 Павлу I. В 1919 настоятель собора прот. Иоанн Богоявленский, уходя с отступавшей белой армией, увез их в Эстонию; ныне находятся в Черногории. Настоятель прот. Алексий Благовещенский (в 1919–1938; с перерывом) расстрелян в 1938. Собор закрыт в 1939; в апр. 1941 утвержден проект его переустройства под кинотеатр (арх. В.П. Калмыков), начались работы. Во время ВОВ пострадал от огня артиллерии. Ниж. храм действовал с окт. 1941, здесь же укрывались горожане при обстрелах. Настоятель прот. Александр Петров (в 1941-42) расстрелян немцами. В 1944 после ремонта кровли возобновились службы в верх. храме. В 1946 в ниж. храме освящен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При настоятеле прот. Петре Белавском (в 1949-55) возобновлено празднование в честь Мальтийских святынь. К сер. 1950-х в значительной степени восстановлены утраченные интерьеры; в 1952 освящен правый придел, в 1956 – главный престол верхнего храма; в 1957 – левый придел. Святыни: список Филермской иконы Божией Матери, частицы мощей св. Иоанна Крестителя и Животворящего Древа Господня, мощей св. Андроника, иконы Покрова Богоматери; Божией Матери «Утоли моя печали», Казанской; св. Пантелеимона и св. Анны Кашинской с частицами их мощей; свят. Николая; три мозаичных образа работы В.А. Фролова (нач. XX в.). Лит.: Славинский В., прот. Гатчинский собор Св. Ап. Павла // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884; Белавский П., прот. Столетие Гатчинского Павловского собора // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 8. С. 66-67. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…