Персоны энциклопедии
/
Львов Николай Александрович
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник | |
Рубрики | |
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757–1825), живописец. Живописи обучался у отца, начинал с писания икон. В 1775 поступил на воен. службу. С 1788 в СПб, где вошел в круг Г.Р. Державина и Н.А. Львова. До 1792 брал уроки живописи у Д.Г. Левицкого и у И.-Б. Лампи-ст. Акад. живописи (1795), с 1802 – советник АХ. Создал портреты мн. современников, работал также в жанре миниатюры. Среди учеников Б. – А.Г. Венецианов. Умер в СПб., был похоронен на Смоленском кладб.; впоследствии прах перенесен в Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. В 1796 Б. написал в Гатчине портреты вел. кн. Марии Федоровны и ее дочерей Александры Павловны и Елены Павловны. С 1800-х Б. был постоянным посетителем имения А.Н. Оленина Приютино, где создал ряд портретов хозяев и гостей имения. Лит.: Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX вв. М., 1975; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131; Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Екатерины Великомученицы церковь (пос. Мурино, Всеволожский р-н) | |
Рубрики | |
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЦЕРКОВЬ (Всеволожский р-н, пос. Мурино, Кооперативная ул., 21). Построена в 1786-1790 в усадьбе Мурино гр. Воронцовых в память о скончавшейся в 1784 гр. Е.А. Воронцовой. Автор проекта арх. Н.А. Львов. В облике ц. сочетаются традиции классицизма с элементами древнерус. зодчества. К осн. кубическому объему примыкают две полукруглые апсиды. Его венчают дерев. восьмигранный ярус звона и ротонда с колоннадой коринфского ордера, увенчанная плоским куполом с крестом. Вход оформлен колонным порталом, в интерьере – колоннада, кессоны. Образа для полукруглого в плане иконостаса написал В.Л. Боровиковский. Освящена 17 февр. 1790. В приход входили: дер. Ручьи (там имелась часовня), Новая, Рыбацкая, Бугры. С 3 мая 1938 не действовала, официально закрыта 22 июля 1941. С авг. 1941 использовалась под наблюдательный пункт и для размещения эвакуированных. В 1944 передана парголовской конторе «Заготпункт», с 1958 использовалась под склад, в 1970-е – эксперим. скульпт.-производственный цех. В 1968 Всеволожский райсовет предпринял безуспешную попытку снять ц. с гос. охраны и разрушить. Возвращена верующим в июне 1988, 6 дек. 1988 освящена митр. Алексием (Ридигером), к-рый подарил храму икону св. Екатерины (ныне запрестольный образ). В 1989 на куполе установлен крест, а также воздвигнут крест за алтарем – в память клириков и прихожан, погибших в 1930-е. В 1997 восстановлена алтарная преграда. Часовня (1882) возвращена приходу в 1998, отреставрирована. Святыни: мозаичная икона св. Екатерины с частицей мощей работы мастерской Фроловых и образ вмч. Пантелеймона, единственный уцелевший из прежнего убранства храма. Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1971. С. 279-280; Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Львов Николай Александрович (1751-1803), архитектор | |
Рубрики | |
ЛЬВОВ Николай Александрович (1753–1803), архитектор, инженер, художник, литератор, музыкант. Член Рос. академии (1783), поч. ч. СПб. АХ (1786). В 1770-71 обучался в школе при л.-гв. Измайловском полку. Служил в л.-гв. Преображенском полку (1771-75), в Коллегии иностр. дел (1776-81), в Гл. правлении почт (1782-97). По проектам Л. в СПб. сооружены Невские ворота Петропавловской крепости (1784-87), здание Почтамта (1782-97), ц. Пресв. Троицы (1785-90) и др. Автор культовых построек в Могилеве и Торжке, усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губ. Один из основоположников пейзажного стиля в рус. садово-парковом иск-ве. Разнообразие интересов Л. нашло отражение в тематике его произв. Сочинял стихи, либретто комических опер, переводил произв. Анакреона, Сафо, Петрарки, Андреа Палладио и др. Первый гор. арх. г. Гатчина, где по проектам Л. построены Приоратский дворец (1797-99), земляной амфитеатр в Дворцовом саду (1797), каскад со шлюзом и Каскадный мост на р. Колпанка (1797-99; не сохр.). Автор проекта ц. Екатерины Великомученицы в усадьбе А.Р. Воронцова Мурино (1785-90; ныне пос. Мурино Всеволожского р-на) и собора Преображения Господня в Выборге (1784-88; строитель И. Брокман). Соч.: Избр. соч. СПб., 1994. Лит.: Глумов А. Н.А. Львов. М., 1980; Глинка Н.И. Николай Львов // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 828-878. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мурино, пос. | |
Рубрики | |
МУРИНО, поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5000 чел. Находится у границы с СПб. на берегу р. Охта, при ж.-д. ст. и ст. метро «Девяткино». Село известно с нач. XVIII в. По одной из версий, осн. крестьянами, переселенными из Муромского у. Владимирской губ. В 1749–1917 наряду с окрестными деревнями находилось в составе владений рода Воронцовых (Воронцовы проживали в Мурино до 1804). В XIX в. – популярное дачное место. В 1790 в М. построена кам. правосл. ц. Екатерины Великомученицы (арх. Н.А. Львов), к-рая действовала до 1938; возвращена верущим в 1988. В М. работает Театрально-концертное объединение «Маска». Сооружен мемориал «Авиаторам Балтики» в память о воен. аэродроме «Гражданка», находившемся во время ВОВ в окрестностях М. В СПб. существует одноименная ж.-д станция. Лит.: Серебрякова Н.Я., Баранова О.В. Мурино и его окрестности (Страницы истории). – http://nd-school.narod.ru/kray.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Почтовые станции | |
Рубрики | |
ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ. На почтовых трактах, ведущих от СПб. в Ямбург, Москву и Шлиссельбург, с 1722 стали устраивать ямские дворы (П. с.) с конюшнями, располагавшиеся через каждые 20-30 верст в приспособленных для этого крест. избах. Когда в 1785 на левом берегу Невы, по к-рому проходил Шлиссельбургский тракт, началось стр-во загородной резиденции Екатерины II Пелла, там по проекту Н.А. Львова была построена монументальная П. с., украшенная четырехколонным портиком (единственное здание, сохр. от ансамбля). В 1804 из казны были отпущены средства на стр-во семи кам. П. с. на Ямбургском тракте, типовой проект к-рых разработал Л. Руска. Их планировочное решение стало образцовым для подобных сооружений: станционный дом, обращенный фасадом к тракту, симметричные торцевые флигели для конюшен и сараев для экипажей, с воротами, ведущими во внутр. двор. На фасаде гл. корпуса, где находились комнаты для смотрителя, ямщиков и отдыха проезжающих, пять арочных проемов, на флангах – треугольные фронтоны. Сохр. пять таких станций, завершенных стр-вом в 1807: в Кипени, Каськове, Чирковицах, Ополье, Ивангороде. В 1809-10 новые П. с. были построены на Моск. тракте в связи с устройством шоссейной дороги. Планировочное решение их было аналогично ст. на Ямбургском тракте, но они отличались архит. решением фасадов (из 25 ст. на терр. области сохр. одна – в дер. Померанье Тосненского р-на). Альбомы типовых проектов П. с. издавались до 1842. Один из последних был использован для постройки ст. на Динабургском тракте (ныне ш. СПб. – Киев). К ст. этого типа принадлежит здание, сохр. в Гатчине (пр. 25 Октября, 33). На том же шоссе в здании П. с. у дер. Выра (построена между 1837 и 1841) с 1972 работает музей «Дом станционного смотрителя». В Тихвине сохр. двухэтажное дерев. строение П. с. на Сибирском тракте, проходившем в XIX в. через город (Московская ул., 5). Лит.: Рузов А.В., Яблочкин Ю.Н. Гатчина. Л., 1959. С. 94, 264; Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. Л., 1961; Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX в. М., 1984. С. 136-145; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Преображения Господня собор (г. Выборг) | |
Рубрики | |
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Выборг, Театральная пл., 1). Решение о постройке новой рус. церкви было принято летом 1783 во время пребывания имп. Екатерины II в Выборге. Эскизный проект выполнен предположительно Н.А. Львовым; переработан арх. И. Брокманом (с целью уменьшения размеров). Кам. храм построен в 1786-88 на гос. средства. В плане здание образует латинский крест, в классицистических формах заметно влияние итал. архитектуры. Стр-во возглавляли И. Брокман, подрядчик А. Буйбин. Приделы посвящены свт. Николаю и иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость». Первый прот. Василий Федоров. В 1795-96 построена новая колокольня, к-рую затем соединили с храмом. Ремонтировался в 1816-17; тогда же изготовлен вызолоченный крест. Новый колокол подарен в 1838 купцом Ф. Набилковым. Настоятель в 1828-58 – прот. Павел Виноградов. Собор реконструирован в 1863-66 (проект инж.-поручика Титова и арх. Г.И. Карпова; худож. работы С.В. Постемского). Приделы были перенесены в линию с гл. алтарем, устроены ризница и чугунная ограда, в отделке появились элементы рус. стиля. В 1888-98 арх. А. Исаксоном частично перестроена колокольня. С 1892 – кафедральный собор Финл. епархии, первый епископ – Антоний (Вадковский). В 1905-17 при соборе действовала правосл. миссия. Закрыт в марте 1940, иконостасы и большая ч. внутр. убранства утрачены. В 1941-44 занят финнами под склад сов. трофейного оружия. В 1944 пострадал в ходе боев. Открыт 14 марта 1948 по решению Совета Министров СССР. В нач. 2000-х отремонтирован. Святыни: иконы «Спас Оплечный», Божией Матери Троеручицы, Живоносный Источник; свят. Николая. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 271; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. XIII–XX. Выборг, 1997. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Приоратский дворец | |
Рубрики | |
ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Гатчина, Приоратский парк), уникальная землебитная постройка в стиле ложной готики (1797-99, арх. Н.А. Львов), неразрывно связанная с пейзажем Черного оз. и Приоратского парка. Стены П. д. возведены из утрамбованной в станке земли, пропитанной особым раствором (с дерев. кессонированными междуэтажными перекрытиями). Назв. этого «земляного Игуменства» связано с учреждением в России «вел. приорства» Мальтийского ордена, однако для орденских церемоний П. д. не использовался. Силуэт двухэтажного здания с высокой кровлей усложнен кам. башней со шпилем (выс. 30,8 м). Вплоть до 1880-х здание не нуждалось в ремонте, использовалось как запасной дворец, с 1885 в нем размещались придворные певчие. После рев-ции 1917 во дворце располагался дом отдыха, дом пионеров, затем Гатчинский краеведческий музей. В 2004 завершена науч. реставрация, дворец вновь открылся для посетителей. Лит.: Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001. С. 246-262; Сковпнев С. Три лица «Приората». Гатчина. 2001. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Усадьбы | |
Рубрики | |
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |