Персоны энциклопедии / Ринальди Антонио
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гостиные дворы
Рубрики
ГОСТИНЫЕ ДВОРЫ. Многочисл. дерев. торг. лавки и склады для хранения товаров, сосредоточенные на рыночных площадях уездных городов губ., создавали угрозу пожаров. С целью уменьшения такой угрозы и общего благоустройства городов со второй пол. XVIII в. строились кам. Г. д. Первый Г. д. был сооружен в г. Ямбург – предположительно, по проекту А. Ринальди, в рамках утвержденного в 1784 плана стр-ва города, одновременно с собором Екатерины Великомученицы и зданием присутственных мест. Комплекс из четырех двухэтажных корпусов с аркадами на ниж. этаже окружал восьмиугольную в плане площадь. Декорировка фасадов с пилястрами тосканского ордера, балюстрады с вазами по краю кровли несли черты архитектуры барокко. В первых этажах располагались лавки, верх. предназначались для квартир. Два корпуса на зап. стороне площади в 1819 перестроены под ситцевую ф-ку (здание было разрушено половодьем в нач. ХХ в.). Два вост. корпуса в 1832-35 перестраивались под казармы и службы квартировавшего в городе Царицынского полка. Тогда же между ними был построен кор. полкового манежа в стиле классицизма (1836, арх. А.Е. Штауберт). Здания, сильно пострадавшие во время ВОВ, восстановлены в 1952-70. Г. д. в г. Новая Ладога считался крупнейшим в губ. Построен в 1835-40 по проекту губ. арх. Н.Ф. Малинина, представляет собой комплекс из двух П-образно расположенных кам. одноэтажных корпусов с аркадами 34-х торг. лавок. К ним примыкали дерев. корпуса (не сохр.). Крылья Г. д. выходили к берегу р. Волхов, где находились рыбные лавки. В 1885 перестроен после пожара арх. М.А. Щуруповым. Здание, пострададавшее во время ВОВ, восстановлено в 1970-е (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). В гг. Луга и Тихвин сохр. корпуса Г. д. XIX в., в результате капитальных перестроек утратившие ист. ценность. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 248-251; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 51-52. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы собор (г. Кингисепп)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Кам. собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стр-во велось в 1764-83 по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783. Выдающийся пам. переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Ц. завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая выс. 36 м), с зап. – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Гл. святыня – икона Св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражд. войны (осень 1919). В 1920-21 настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937, новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 –1430 чел.). Храм закрыт пост. Президиума Ленсовета от 2 дек. 1931, переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 сильно пострадал от нем. обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е в здании собора находился краевед. музей. Возвращен верующим летом 1990, освящен 15 сент. 1991. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и др. святыни. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 54-55; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Кингисеппский историко-краеведческий музей
Рубрики
Кингисеппский историко-краеведческий музей находится в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища, возведенного в начале ХХ века на городище крепости Ям близ реки Луги. Он располагает этнографической коллекцией, представляющей материальную культуру малой народности «ижора», издавна проживающей на территории Ленинградской области. Музейная экспозиция также рассказывает об истории Кингисеппского края, включая период Великой Отечественной войны. Рядом с музеем находится Екатерининский собор (1764 - 1782 гг.), сооруженный по указу императрицы Екатерины II архитектором А. Ринальди.
Тематические группировки
подробнее…
Ринальди Антонио (ок. 1709-1794), архитектор
Рубрики
РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1709 – 1794), архитектор. Выходец из Италии. С 1752 служил у гетмана Малороссии К.Г. Разумовского (проектировал и строил в Батурине, Глухове, Козельце, Почепе). С 1754 в СПб., арх. вел. кн. Петра Федоровича, после его восшествия на престол – придворный арх. Много строил в Ораниенбауме (дворец Петра III, Китайский дворец, Орловские ворота и др.) и СПб. (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор, костел Св. Екатерины, Большой театр и др.). В 1764-83 возвел Екатерины Великомученицы собор в г. Ямбург (ныне г. Кингисепп). Играл гл. роль на первом этапе (до 1783) стр-ва Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. По его проектам в 1766-81 возведен Гатчинский дворец, распланирован парк, построены Чесменский обелиск, колонна Орла, Мозинские ворота, декорированы Восьмигранный колодец и грот «Эхо». В 1784 вернулся в Италию. Лит.: Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1984; Она же. Антонио Ринальди // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 379-464. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…