Персоны энциклопедии
/
Мельников Павел Петрович
Вокзалы железнодорожные | |
Рубрики | |
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891), архитектор | |
Рубрики | |
ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821–1891), инженер, тайный советник (1876), лауреат Демидовской премии (1855). Окончил Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1842). В 1842-50 участвовал в изысканиях, проектировании и стр-ве жел. дороги СПб. – Москва (см. Октябрьская железная дорога), в 1851-57 – С.-Петерб. – Варшавской и южных ж. д. В 1857-58 совм. с инж. А.С. Рехневским и П.П. Мельниковым произвел замену дерев. шпиля Петропавловского собора на железный. В 1871-76 участвовал в переустройстве Мариинской водной системы и Ладожских каналов. В 1877-84 дир. Деп-та жел. дорог Мин-ва путей сообщения. В 1883-89 член Совета этого мин-ва. Осн. труды в области строительной механики: разработал теорию дерев. ферм с жел. тяжами и применил ее к расчету мостов через рр. Веребья, Волга, Волхов и др. Член Рус. техн. об-ва (с 1866, с 1876 поч. ч.; в 1866-76 пред. его строительного отдела). Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Ракчеев Е.Н. Дмитрий Иванович Журавский. М., 1984. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Любань, г. | |
Рубрики | |
ЛЮБАНЬ, город в Тосненском р-не. Нас. – 4600 чел. Расположен на р. Тигода. Через город проходит линия жел. дороги СПб. – Москва, сообщение с др. населенными пунктами р-на и области осуществляется по автомоб. трассам. Назв. поселения имеет славянское происхождение. Педполагается, что основа «люб/луб» указывает на одно из занятий местного нас. – плетение из луба. Первые сведения о поселении встречаются в писцовой книге Водской пятины 1499/1500. С сер. XIX в. Л. – волостной центр Новгородского у. Новгородской губ. В 1851 вступила в эксплуатацию жел. дорога, к-рая прошла через Л. В результате объединения трех осн. населенных пунктов: дер. Любань, усадьбы Горка и поселения при ж.-д. станции образуется пос. Любань-Горка. 13 апр. (по др. сведениям, 3 июня) 1917 он преобразован в г. Любань. С 1927 – районный центр Лен. обл., с 1930 – в составе Тосненского р-на. В период ВОВ с 1941 по нач. 1944 город находился под нем. оккупацией. 30 нояб. 1966 Л. награждена орденом Ленина. В архитектуре совр. Л. сочетаются здания сел. и гор. типа. Жел. дорога и р. Тигода разделяют поселение на отд. кварталы. В Л. сохр. ряд архит. пам. Среди них здание ж.-д. вокзала (1850; арх. Р.А. Желязевич), ц. Петра и Павла Апостолов. В 1955 установлен бронзовый бюст П.П. Мельникова (скульп. Д.М. Епифанов). На кладб. у церкви установлены пам. и обелиски на месте захоронений сов. солдат. С Л. и ее окрестностями связана жизнь и деятельность мн. деятелей рус. культуры. В 1763 через Л. проезжал А.Н. Радищев, посвятивший селению главу в кн. «Путешествие из Петербурга в Москву». Летом 1860 здесь отдыхал и работал Н.Г. Чернышевский. В разное время в Л. жили писатели Н.К. Михайловский и П.В. Засодимский. Возле Л. родились худ. А.П. Боголюбов и В.В. Матэ. С 1887 по 1904 в окрестностях Л. жил и работал худ. А.П. Рябушкин (в 1957 его останки были перезахоронены в Л.). В городе работают дом культуры, Любанская библиотека городская, дет. б-ка, дет. школа иск-в. Лит.: Измайлов А.Ф. Любань. Л., 1979; Толмачев А.Л., Цуканов П.Д. Век Любани. СПб., 2001; Неофициальный сайт г. Любань. – http://lubancity.narod.ru С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мельников Павел Петрович, (1804-1880), архитектор | |
Рубрики | |
МЕЛЬНИКОВ Павел Петрович (1804 – 1880, г. Любань), инженер, гос. деятель. Окончил Моск. Благородный пансион (1820) и СПб. Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1825); оставлен преподавателем, с 1833 – проф. Преподавал также в Арт. уч-ще. В 1839 вместе с инж. Н.О. Крафтом направлен с США для изучения техники стр-ва жел. дорог. Автор проекта и один из рук. стр-ва Петерб.-Моск. ж. д. (с 1855 – Николаевской). Поч. ч. СПб. АН (1858), член Гос. Совета (с 1863). С 1862 Главноуправляющий путей сообщения, в 1866-69 – первый в России мин. путей сообщения. Основоположник науч.-техн. дисциплины «Механика ж.-д. транспорта». В 1867 на ст. Любань на средства М. возведена ц. Петра и Павла Апостолов – пам. в честь строителей Николаевской ж. д. В Любани М. построены школа, богадельня, приют для сирот, к-рому М. завещал свой капитал. С 1869 поселился в Любани, здесь же умер и похоронен под алтарем церкви. В 1955 в сквере на ст. Любань установлен бюст М. (скульп. Д.М. Епифанов). Лит:. Воронин М.И., Воронина М.М. Павел Петрович Мельников, 1804–1880. Л., 1977; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С.438-439; История железнодорожного транспорта. Т. 1. СПб.; М., 1994. С. 66-67. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петра и Павла Апостолов церковь (г. Любань, Тосненский р-н) | |
Рубрики | |
ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ ЦЕРКОВЬ (Тосненский р-н, г. Любань, Загородное ш., 1). Кам. шатровая ц. при станции Николаевской ж. д. построена в 1865-67 арх. Ф.Н. Соболевским по проекту К.А. Тона. В 1880 в ц. похоронен министр путей сообщения П.П. Мельников (мем. доска). В храме находилась памятная мраморная доска с именами инж.-первостроителей жел. дороги. Ц. закрыта в 1938; настоятель прот. Петр Ильиногорский и священник Косьма Евдокимов в 1937 расстреляны. В 1941 ц. сильно пострадала от нем. снарядов, богослужения были возобновлены в устроенном рядом молитвенном доме. Ц. действовала в 1942-43, закрыта в 1945. Руины ц. возвращены верующим в 1989, начато восстановление на средства Мин-ва путей сообщения и Октябрьской ж. д. Действует с 1993 как приходская и «железнодорожная» ц.; после восстановления освящена в 1999 Патриархом Алексием II. Восстановлены захоронения у ц. (в частности, геодезиста и топографа А.П. Болотова), на терр. сооружена надкладезная часовня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Храм Свв. Петра и Павла. – http://lubancity.narod.ru/ М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |