Персоны энциклопедии / Александр Свирский, прп.
Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (с. Старая Слобода / Свирское, Лодейнопольский р-н). Осн. прп. Александром Свирским. В 1484 он поселился в лесной местности близ р. Свирь, на берегу Рощинского оз. С приходом его учеников (прп. Адриан Андрусовский, Афанасий Сяндемский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Геннадий Костромской и др.) образовалась монашеская община. В 1508 рядом была устроена пустынь (в 1533 прп. Александр погребен здесь на братском кладб.). Вскоре были сооружены деревянные Троицкий собор, Преображенский и Никольский храмы. В период игуменства прп. Александра началось стр-во кам. Покровской ц. Эта бесстолпная одноглавая ц. с трапезной – старейшая из сохранившихся монастырских построек. Богатые вклады в обитель направляли цари Иоанн IV, Феодор Иоаннович, Борис Годунов. В Смуту мон. трижды разоряли; восстановлен при участии царственной инокини Марфы. В 1644 в быв. пустыни построен кам. Преображенский собор. В 1668 к юж. фасаду храма пристроена ц. Свв. Захарии и Елисаветы, в 1716 к сев. – придел Прп. Александра Свирского. Между 1647 и 1674 заново отстроена многошатровая звонница Троицкой части мон. При архим. Ермогене (1673-99) мон. стал центром церк. управления Олонецкого края. В 1677-90 построена кам. ограда из двухэтажных корпусов со рвом снаружи (окружность 525 м). В 1694-97 разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый. Храм на высоком подклете с трех сторон окружен галереей, в его архит. облике сочетаются черты новгородской и моск. школ. В 1708-15 храм расписан Леонтием Марковым с товарищами (сохр.). В 1716 к северу возведена больничная ц. Св. Иоанна Дамаскина. Мон. являлся кр. землевладельцем в Межозерье (34 деревни). В 1723 к мон. были приписаны 27 обителей. С 1817 стал центром старчества. В 1873-74 расширен Преображенский собор. Новый расцвет обители связан с архим. Агафангелом (Амосовым). В 1903-4 возведена колокольня Преображенского части (гражд. инж. С.М. Беляков). В 1915 была освящена ц. в скиту на сев. берегу озера, в 1917 – на пристани. К 1917 – первоклассный общежительный мон., насчитывал 109 чел., владел 6 тыс. га земли. В 1918 разорен, произведено первое в Сов. России официальное вскрытие св. мощей. В 1919 закрыт мон., в 1925 – церкви (скитская – в 1933); внутреннее убранство и колокола утрачены. С 1927 на терр. разместилась колония, с 1956 и по наст. время (в кельях Троицкой части) – психиатрич. больница. Разрушены все строения на пристани и ц. в скиту. В 1997 мон. официально передан РПЦ, в 1998 возвращены мощи прп. Александра Свирского. После ремонтных работ богослужения начались в Захариевском приделе (ныне здесь собрание икон XVI – нач. XX в.), с 2001 – в Преображенском соборе, в 2005 – в Покровской трапезной ц. Настоятель – архим. Лукиан (Куценко). Ист. подворье обители в СПб. (Боровая ул., 1) полностью перестроено; с 2000 действует новое (ул. Челиева, 10), с храмом Рождества Христова; с 1998 – подворье в пос. Свирьстрой с Никольской ц. Лит.: Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1901; Святой преподобный Александр Свирский. М., 2003; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Введено-Оятский (Введено-Островский) монастырь
Рубрики
ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ (ВВЕДЕНО-ОСТРОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ (ст. Оять, Лодейнопольский р-н). Расположен на левом берегу в излучине р. Оять, в 186 км от СПб. Назв. происходит от возвышения («острова») среди монастырских лугов, к-рые прежде затапливались рекой. Впервые упоминается в житии прп. Александра Cвирского (род. в 1448), родители к-рого были крестьянами соседнего с. Мандера и впоследствии приняли в мон. схиму. Здесь были погребены семь преподобных учеников св. Александра Свирского, к обители к-рого с XVII в. до 1764 был приписан В.-О. м. Неоднократно разорялся интервентами (в частности, в 1592 и 1613), дерев. здания страдали от пожаров. При Петре I сооружены дерев. Богоявленская (1705) и Александро-Свирская (1703) ц. В 1814-17 при иером. Кирилле построена Введенская соборная ц. с Тихвинским приделом – старейшее из сохр. доныне сооружений мон. При иером. Израиле (Андрееве) в 1839-59 построены кам. кельи, гостиница, колокольня. Богоявленский храм после пожара отстроен в камне в неорус. стиле (1908-10; арх. А.П. Аплаксин). К 1917 мон. был самым немногочисленным из мужских: в нем жили десять монахов и три послушника. После закрытия в 1920-е здания использовались местным совхозом, в кон. 1932 закрыта и вскоре разобрана Богоявленская ц. С дек. 1992 – жен. мон. До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались в вост. братском корпусе. В соборе находится мощевик с частицами мощей пяти святых. В 1994-95 построена часовня над мощами родителей прп. Александра Свирского, в 2005 – часовня над целебным йодисто-радоновым источником. Мон. владеет с.-х. угодьями (106 га). В СПб. В.-О. м. передано и восстанавливается быв. подворье Кашинского Сретенского жен. мон. (Б. Сампсониевский пр., 53) с ц. во имя Св. благоверной кн. Анны Кашинской (1903; арх. А.П. Аплаксин). Лит.: Берташ Александр, диакон. Введено-Оятский монастырь // Град Духовный. 2004. № 2. С. 36-37; Введено-Оятский женский монастырь. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Выборгская и Финляндская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Епархия Олонецкая и Каргопольская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых
Рубрики
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…