Рубрикатор / Религия. Церковь / Персоналия
Агрикола Микаэль (1510-1557), просветитель, церковный деятель
Рубрики
АГРИКОЛА (Agricola) Микаэль (ок. 1510 – 1557), фин. религиозный деятель, основоположник фин. литературного языка. В 1536-39 учился в Виттенбергском ун-те у М. Лютера и Ф. Меланхтона. Глава Реформации в Финляндии. С 1554 – еп. Абоской (Туркуской) епархии. В 1556-57 участвовал в швед. посольстве в Москву. Издал первый фин. букварь (1542). Осн. труды А. – переводы на фин. язык Нового завета (1548), части Ветхого завета (1551-52), псалтыри, ряда молитвенников. Переводы А. сопровождались очерками истории и культуры Финляндии, календарем и сводкой агрономических сведений. Умер 9.04.1557 по пути из Москвы в Або (Турку) в дер. Кюрённиеми прихода Уусикиркко (ныне Выборгский р-н, дер. не сохр.). Был похоронен в кафедральном соборе г. Выборг (могила не сохр.) В 2001 на месте, где скончался А. (мыс Кюрённиеми) был воссоздан памятный знак, первоначально установленный в 1900. Планируется воссоздать уничтоженный в 1940 пам. А. в Выборге. Лит.: Хейнинен С. Реформатор Микаэл Агрикола // Страницы выборгской истории: Сб. статей. Кн. 2. Выборг, 2004. С.48-54; Митюрин Д. Вызов Его Величеству // Всемирный Следопыт. 2006. №18. С.51-55; Памятник Микаелю Агриколе <на мысе Кюренниеми>. – http://around.spb.ru/guide/vyborg/agrikola.php А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Адриан (Блинский) (1722-1812), иеромонах, церковный деятель
Рубрики
АДРИАН, иеромонах (в схиме Адриан; в миру Блинский Василий Иоаннович; 1722–1812), подвижник благочестия, настоятель Коневского мон. Родился в дворянской семье, рано осиротел и лишился наследства. Определен родственниками в солдаты, служил полковым музыкантом в г. Болхов Орловской губ. Через шесть лет добился отставки и поступил в Площанскую пустынь Орловской епархии вместе с Иоанном, мещанином из Болхова, впоследствии – иером. Ионой, ближайшим сподвижником А. В 1772 перевелся в моск. Симонов мон., где принял постриг с именем Адриана; иером. (1774). В 1790 утвержден строителем Коневского мон., выстроил кельи на Змеиной горе для прибывших на о-в подвижников – прп. Зосимы и Василиска, иером. Сильвестра. Родоначальник скитской жизни на Коневце. Основал Казанский скит и, вероятно, сам составил проект храма, заложенного в 1794 и освященного 13 июля 1798. Внутри мон. соорудил девять келий. При нем были приобретены неск. святынь: частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери. По описанию преп. Зосимы, о. А. был «лицом худ и бледен, тонок, сух телом и высок ростом». Носил ветхую одежду, часто ходил босой. Любил записывать изречения св. отцов, добавлял к ним свои толкования. Занимался лечением больных птиц и животных. В 1800 А. возвратился в Симонов мон. на покой, через год принял вел. схиму. Предсказал нашествие французов и скончался незадолго до него. Похоронен у алтаря Духовской ц. Над могилами А. и о. Ионы (умер в 1821) впоследствии была воздвигнута часовня. Могила вскрыта в 1928, вскоре уничтожена. Лит.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Московского Симонова монастыря. М., 1903 (Душеполезное чтение. 1875. Март); Сорок сороков / Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. М., 1992. Т.1. С. 280-291; Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993. С. 12-14. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Алексий (Симанский) (1877-1970), Патриарх, церковный деятель
Рубрики
АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. Родился в Москве в семье камергера. В 1896 окончил Николаевский лицей, в 1899 – юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1902 пострижен в монашество, в 1903 –иеромонах. Окончил Моск. ДА (1904), назначен инспектором Псковской семинарии. В 1906 – ректор Тульской семинарии, архим. В 1911 ректор Новгородской семинарии, одновременно назначен настоятелем мон. Прп. Антония Римлянина. В 1913 еп. Тихвинский, викарий Новгородской епархии. В 1913-21 подолгу жил в Тихвине, служил в его церквах. В 1920-21 находился под арестом. С 1921 назначен еп. Ямбургским, первым викарием Петрогр. епархии, служил в церквах Ямбурга. С авг. 1922 возглавил Петрогр. автокефалию, боровшуюся с обновленцами. 21 окт. 1922 арестован, сослан в Казахстан. 7 апр. 1926 вернулся в Ленинград, вскоре назначен упр. Новгородской епархией, архиеп. Тихвинский (с кон. 1926 – Хутынский). В 1932 митр. Старорусский, в 1933 – митр. Новгородский. С 5 окт. 1933 по 4 февр. 1945 – митр. Ленинградский. В 1941-44 находился в блокадном Ленинграде, постоянно совершал богослужения в храмах, выступал с патриотич. посланиями к пастве. В мае 1944 передал свою дачу на ст. Сиверская под дет. дом. В качестве чл. «Ленингр. обл. комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем.-фаш. захватчиков...» участвовал в обследовании освобожденных р-нов. 15 мая 1944 назначен местоблюстителем Патриаршего престола. На Всерос. Поместном Соборе 2 февр. 1945 избран Патриархом Московским и всея Руси. Д-р богословия (с 1949). Скончался на Патриаршем подворье в с. Лукино Моск. обл. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Лит.: Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. 1998. Сб. 34. С. 13-185; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель
Рубрики
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр. Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Василиск (Гаврилов) (1734-1824), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995), митрополит. Учился в Орском техникуме. С 1945 – в г. Бузулук: келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленингр. ДА, канд. богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секр. архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сент. 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышев, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 – С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 августа 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в С.-Петерб. епархии число храмов выросло почти в три раза, открылись первые мон., в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил св. 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Скончался в СПб., погребен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Вениамин (Казанский) (1873-1922), митрополит, Священномученик, церковный деятель
Рубрики
ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), митрополит, священномученик. Родился в семье священника. В 1887 окончил Каргопольское духовное уч-ще, в 1893 – Олонецкую духовную семинарию и в 1897 – СПб. ДА, канд. богословия. Активно участвовал в деятельности Об-ва распространения религ.-нравственного просвещения. В 1895 принял монашество, иеродиакон, с 1896 – иеромонах. Преподаватель Рижской духовной семинарии (1897), инспектор Холмской семинарии (1898), С.-Петерб. семинарии (1899; с 1905 – ректор), ректор Самарской семинарии (с 1902), архимандрит. С 24 янв. 1910 еп. Гдовский, четвертый викарий С.-Петерб. епархии. Часто проповедовал на фабричных окраинах столицы и в приходах своего викариатства, первым из архиереев совершал ранние литургии с общенародным пением. Пред. Епарх. училищного совета (1910-17) и Епарх. братства Пресв. Богородицы, заведовал делами церк. школ епархии. Часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников, в т. ч. в Лужском у. С 1914 – первый викарий С.-Петерб. епархии, 6 марта 1917 вступил во временное управление епархией, 24 мая избран архиеп. петрогр. кафедры. 13-14 авг. 1917 возведен в сан митр. Петроградского и Гдовского. С 25 сент. 1918 – член Св. Синода. Боролся с закрытием домовых церквей и монастырей епархии. 1 июня 1922 арестован и привлечен к суду по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», 5 июля приговорен Петрогр. губревтрибуналом к высшей мере наказания. 13 авг. расстрелян и похоронен на Ржевском арт. полигоне (Всеволожский р-н). Реабилитирован 31 окт. 1990, в 1992 причислен к лику святых на Архиерейском соборе. Лит: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Бовкало А.А., Галкин А.К. Священномученик митрополит Вениамин // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. № 11. С. 65-71; Коняев Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Виктор (Островидов К.А. 1875-1934), епископ, Священномученик, церковный деятель
Рубрики
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович; 1875–1934), епископ, священномученик. Окончил Казанскую ДА (1903). С 1909 – в братии Александро-Невской лавры; в 1910 назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого мон., возведен в сан архим. В 1918-19 – наместник лавры; в 1920 – еп. Уржумский, викарий Вятской епархии; в 1926 назначен еп. Ижевским и Воткинским. Неоднократно подвергался заключению и ссылкам (1920, 1922, 1926). Активно боролся с обновленцами. В 1927 возглавил оппозицию митр. Сергию, названную его именем («викторианская»). В. был запрещен в священнослужении, в 1928 арестован. Находился в заключении на Соловках, затем в ссылке (с. Нерица Усть-Цилемского р-на), где скончался. В 1997 мощи помещены в ц. Свято-Троицкого Макариевского жен. мон. (г. Киров). Причислен к лику святых (2000). Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 249-250; Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 34, 50-55, 57, 59, 61-63, 69, 144, 279-281, 285. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730-1801), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГАВРИИЛ (Петров-Шапошников Петр Петрович; 1730–1803), митрополит, церк. деятель. Родился в семье священника, в 1753 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. С 1754 работал в Синодальной типографии, с 1758 – учитель риторики в Троицкой духовной семинарии. В 1758 первый лаврский соборный иеромонах, ректор Троицкой духовной семинарии и учитель богословия, наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761 назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и архим. Заиконоспасского мон. в Москве. В 1763 – еп. Тверский, назначен чл. Комиссии по составлению новых законов (1765), Комиссии по подготовке училищной реформы (1766). Депутат от Св. Синода в Комиссии по составлению нового Уложения (1768). С 1769 чл. Синода. С 1770 – архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, с 1775 – также архиеп. Новгородский и первенствующий член Синода. С 1783 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Олонецкий. Оказывал большое влияние на церк. политику Екатерины II. С 1774 руководил стр-вом Александро-Невского мон., возведенного по его ходатайству в 1797 в степень лавры. В 1788 соединил Петерб. и Новгородскую духовные семинарии в одну – Главную (в 1797 преобразована в С.-Петерб. ДА). Содействовал учреждению единоверия, заботился о духовном просвещении и миссионерском деле. При Г. к С.-Петерб. епархии присоединены Коневский Рождество-Богородицкий, Валаамский и Череменецкий Иоанно-Богословский мон. Крупный ученый-богослов, философ, церк. историк, археолог и филолог, автор многих опубл. трудов, инициатор изд. сборника аскетических творений «Добротолюбие» (1793). В 1776 избран почетным, в 1783 – д. ч. АН, неофициально временно был ее вице-през. и през. Являлся пред. ученой комиссии по составлению словаря рус. языка. Первым принес присягу Павлу I при вступлении его на имп. престол. Позднее попал в опалу. В 1800 по прошению удалился на покой с увольнением из членов Синода. Скончался в Новгороде, погребен в Новгородском Софийском соборе. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 94-100; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. С. 23-30, 245-248; Руководители Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 291-293. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Григорий (Чуков) (1870-1955), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГРИГОРИЙ (Чуков Николай Кириллович;1870–1955), митрополит, церк. деятель, д-р богословия. Родился в крест. семье. В 1889 окончил Олонецкую духовную семинарию, в 1895 – СПб. ДА. Иерей (1897), протоиерей (с 1907). В 1895 – наблюдатель церк.-приходских школ Олонецкой епархии. Мн. сделал для духовного просвещения Карелии, развития сети школ и б-к. В 1911-18 – ректор Олонецкой духовной семинарии; арестован, выслан из губ., поселился в Петрограде. В 1918-21 – настоятель церкви Петрогр. ун-та, затем – Казанского собора. С 1920 – ректор Петрогр. Богословского ин-та, товарищ пред. правления Об-ва православных приходов Петрограда и губ. В 1922-23 в заключении. В 1924-30 и 1932-35 – настоятель Николо-Богоявленского собора, затем выслан в Саратов. Овдовел, пострижен в монашество. С 14 окт. 1942 – еп. Саратовский, с 26 мая 1944 – архиеп. Псковский и Порховский, упр. Ленинградской и Новгородской епархиями, с кон. 1944 – еще тремя епархиями. 7 сент. 1945 определен митр. Ленинградским и Новгородским. Содействовал сохранению от закрытия более 30 церквей на освобожденной терр. Лен. обл., направив в них в 1944-45 священников. Способствовал открытию в 1945-48 церквей на востоке обл. (в Тихвине, Всеволожске, Новой Ладоге, пос. Саблино, дер. Черное и Рогожа). Помогал восстановлению пострадавших зданий церкви в пос. Елизаветино, собора Павла Апостола в Гатчине и др. С 1946 возглавлял Уч. комитет Патриархии и работу по возрождению богословских школ. Умер в Москве, погребен в СПб. под Крестовой ц. в Свято-Духовом кор. Александро-Невской лавры. 25 августа 1961 останки перенесены в склеп под Троицкий собор. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 267-269; Владимир Сорокин, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Евпраксия (Нахотинина) (ок. 1730-1823), церковный деятель
Рубрики
ЕВПРАКСИЯ (Нахотинина Евдокия Федоровна; между 1729 и 1734 – 1823, с. Старая Ладога), схиигумения, подвижница благочестия. Родилась в семье купца, обучилась грамоте. С 1768 в Староладожском Успенском мон.; с 1777 – монахиня, с 1779 – настоятельница. Занималась благоустройством мон.: в 1781 построила новые кельи, в 1802 – притвор Благовещенского придела собора. В Абрамовском лесу недалеко от Ладоги устроила уединенную пустынь с часовней, собственноручно вырыла колодец, над к-рым установила крест. Игуменью Е. почитали миряне и духовные лица. Митр. Гавриил (Петров) называл ее «духовною сестрой» и определил для управления Смольным мон. (до 1798). С 1822 Е. ушла в затвор, приготовив для себя надгробную плиту. Посмертно выяснилось, что она пострижена в вел. схиму. Похоронена у алтаря Успенского собора, могила утрачена после 1917. Лит.: Шахова Е.Н. Жизнь схиигумении Евпраксии. СПб., 1862; Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902. С. 18-32; Шахова Е.Н., Корольков Н.Ф. Жизнь схиигумении Евпраксии, настоятельницы Старо-Ладожского Успенского монастыря. СПб., 1910; Очерки по истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Зосима (Верховский) (1767-1838), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ЗОСИМА (Захарий Васильевич Верховский, 1767–1838), Преподобный. Служил в гвардии. В 1786, оставив имение, ушел в брянские леса в скит к старцу иером. Адриану (Блинскому), где познакомился с монахом Василиском (Гавриловым), к-рый стал его духовным отцом. В 1786 З. был принят в число братии Коневского Рождество-Богородицкого монастыря. В мон. служил пономарем, вскоре был пострижен в иноческий чин. Затем вместе с о. Василиском поселился в уединенной пустыни, где переплетал и переписывал книги. В 1800 с благословения настоятеля прп. Адриана З. и о. Василиск удалились в Сибирь в поисках места, подходящего для пустынной жизни, и поселились в лесу неподалеку от г. Кузнецк, где прожили в уединении 24 года. В 1826 основал пустынную Троице-Одигитриевскую жен. обитель в Верейском у. Московской губ. Канонизирован 23 июля 2000. Является наиболее вероятным прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Соч.: Зосима (Верховский), монах; Паисий, иером. Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого Ионы. М., 1849. Лит.: Андрианов А.Ю. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы (Верховского) // Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91; Берташ А. В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Вера (Верховская), игумения. Старец Зосима Верховский. М., 1994. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель
Рубрики
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (1829-1908), Святой, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Иван Ильич Сергиев; 1829–1908), святой, церк. деятель. Изв. проповедник, духовный писатель. Окончил Архангельское духовное уч-ще, семинарию (1851; с отличием) и СПб. ДА (1855; канд. богословия). С 12 дек. 1855 священник Андреевского собора в Кронштадте, с 26 апреля 1875 – протоиерей, с 8 февр. 1895 до кончины – настоятель собора. Законоучитель в кронштадтских гор. уч-ще (с 1857) и гимназии (с 1862). С 1880-х получил широкую изв. в России и за границей. И.К., единственному пастырю РПЦ, было предоставлено право совершать общие исповеди. Ежегодно к нему в Кронштадт приезжало до 80 тыс. паломников. На стекавшиеся пожертвования И.К. создал первые в стране Дома трудолюбия (в Кронштадте – в 1882), ясли, странноприимные, ночлежные дома и др. благотворит. заведения. С 1893 – почетный чл. СПб. ДА. 6 мая 1899 награжден митрой, 9 дек. 1905 – орд. Св. кн. Александра Невского. Основал более 30 мон. В пределах совр. С.-Петерб. епархии участвовал в постройке и освятил неск. десятков храмов, в т. ч. Линтульского Свято-Троицкого мон. (1895), Паданского Введенского (1897) мон., Пореченского Покровского мон., а также ряда храмов Ораниенбаума и его окрестностей, церкви в с. Пенино. Скончался в Кронштадте. 23 дек. 1908 похоронен в церкви-усыпальнице Свв. Прор. Илии и Царицы Феодоры основанного им Иоанновского жен. мон. в СПб. Канонизирован на Поместном соборе РПЦ 8 июня 1990. В Кронштадте открыт музей-квартира И.К. Лит.: Кончина и погребение отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909; К прославлению Святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского. Л., 1990; Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995; Светильник веры и благочестия. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Житие и новые чудеса. СПб., 1996. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанн (Снычев) (1927-1995), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995) митр. Учился в Орском техникуме; с 1945 – в г. Бузулук, келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленинградскую ДА, кандидат богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секретарь архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сентября 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышева, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 авг. 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в СПб. епархии число храмов выросло почти в 3 раза, открылись первые монастыри, в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил свыше 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Имя «Иоанна Петербургского» стало символом борьбы против неообновленчества, униатства, экуменизма. Умер в СПб., похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иов (?-1716), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОВ (сер. XVII в. – 1716), митрополит Новгородский, церк. деятель. Происходил из духовенства Нижегородского края. В молодости принял постриг в Троице-Сергиевом мон. С 1690 – архим., настоятель Высокопетровского мон. в Москве, в 1694-97 – Троице-Сергиева мон. В 1697 – еп., затем митр. Новгородский и Великолуцкий. Активно занимался просветительской и благотворительной деятельностью. В 1706 учредил в Новгороде греко-латинское и славянское уч-ща, впоследствии открыл в епархии еще 14 школ, а также три больницы и дома для воспитания подкинутых младенцев. Ходатайствовал перед Петром I о переводе Библии на рус. язык. Окормлял возвращенные в ходе Сев. войны земли на побережье Невы и Балтики (терр. совр. Лен. обл.), к-рые вошли в состав его епархии. В 1704 освятил в СПб. ц. Свв. Петра и Павла в крепости. Лит.: Белоброва О.А. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 85-86. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Исидор (Никольский ) (1799-1892), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИСИДОР (Никольский Иаков Сергеевич; 1799–1892), митрополит. Родился в семье диакона. Окончил духовное уч-ще и семинарию в Туле (1821), затем – СПб. ДА (1825). В 1825 пострижен в монашество, иеромонах. Преподавал в ДА. С 1829 архим., ректор Орловской духовной семинарии, с 1833 – Моск. семинарии. С 1834 – еп. Дмитровский, викарий Моск. епархии. С 1837 – еп. Полоцкий и Витебский, с 1840 – Могилевский и Мстиславский. В 1841 – архиеп., с 1844 – экзарх Грузии. В 1856 возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 назначен митр. Киевским и Галицким. 1 июля 1860 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, первенствующий чл. Св. Синода. Период управления И. был самым длительным за всю историю С.-Петерб. епархии. Почетный чл. всех четырех духовных академий России, Имп. Рус. Географического об-ва, Археологического об-ва, АН (1857) и мн. др.; гл. попечитель и пред. совета Имп. Человеколюбивого об-ва (с 1860). Издал свое «Собрание слов и речей» (1876). Содействовал церк. стр-ву в епархии, при И. был основан Вохоновский Мариинский мон. Неоднократно посещал храмы епархии (в Новой Ладоге, Нарве и др.). Активно участвовал в переводе на рус. язык Библии (изд. в 1876) и творений св. отцов. В 1869 создал в СПб. Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания, в нач. 1870-х на свои средства устроил Епархиальное (Исидоровское) жен. уч-ще, содействовал расширению Исидоровского дома убогих. В 1880-х подарил б-ке СПб. ДА собранную им ценную коллекцию рукописей и док-тов. Скончался в СПб., погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. В 1932 прах И. перенесен на братскую часть Никольского кладб. лавры, в 1988 на могиле установлен крест. Лит.: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 214-224; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 323-361. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Колоколов Алексий Петрович (1836-1902), священник, церковный деятель
Рубрики
КОЛОКОЛОВ Алексий Петрович (1836–1902), церк. деятель, благотворитель, проповедник. Родился в с. Прусынская Горка Новоладожского у. в семье священника. В 1857 окончил Александро-Невское духовное уч-ще и семинарию. С 1858 – иерей церкви в с. Хотово Новоладожского у. По инициативе К. в селе построена новая дерев. церковь вместо сгоревшей, в 1867 сооружена еще одна, каменная. Вскоре стал известен далеко за пределами своего прихода. В 1874 – настоятель ц. Св. Георгия при Георгиевской общине сестер милосердия в СПб. Возведен в сан протоиерея (1876), награжден митрой (1897). Активно участвовал в работе Епарх. попечительства о бедных духовного звания, Рос. об-ва Красного Креста, мн. благотворительных орг-ций. Среди духовных детей К. был писатель Евгений Поселянин (Погожев). Использовал пожертвования влиятельных богатых прихожан на благотворительные цели. При активном участии К. построены церкви в сс. Средняя Верховина, Помялово, Прусыни, Куйвози (Новоладожский у.). В 1876–1880-е по инициативе К. на Успенском о-ве на р. Волхов (ныне о. Октября) устроены комплекс благотворительных учреждений (приют, богадельня) и Успенская ц. (1876; арх. М.А. Щурупов). Скончался в СПб., похоронен в склепе под церковью на Успенском о-ве. В кон. 1930-х останки перезахоронены на кладб. у дер. Болотово; в 2001 – на Прусыногорском сел. кладб., рядом с могилами родителей. Лит.: Астафьев В. Островок человечности // Волховская земля. 2001. № 20. С. 6-8; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Лауриккала Селим Ялмари (1882-1957), церковный деятель
Рубрики
ЛАУРИККАЛА Селим Ялмари (1882–1957), пропст, финский церк. деятель. Обучался богословию в Гельсингфорском ун-те (1905-08). С 1909 в России; пастор в приходе Котлы (1910-13); затем – в приходе Рябово (1914-37). После рев-ции 1917 одновременно служил в приходах латышских, фин. и швед. церквей области. В 1919 кратковременно арестовывался по подозрению в связи с белофиннами. С 1919 – зам. пред. Ингерманландского Высшего церк. совета (ВЦС); затем его пред. (1924-37). С 1923 – пропст Сев. Ингрии. Л. называли «духовным отцом ингерманландских финнов». В 1930-37 возглавлял также Эстонский ВЦС. В нояб. 1927 выслан из СССР, в связи с ходатайствами фин. дипломатов и прихожан в дек. получил разрешение вернуться. В 1937 обвинен в шпионаже, провел неск. месяцев в тюрьме и вновь выслан. В 1937-52 – в Финляндии, где в 1939-40 и 1941-43 проповедовал среди сов. военнопленных, а в 1943-44 – среди перемещенных ингерманландцев. С 1990-х имя Л. носит Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 62-64, 66-71, 77, 81, 260, 290, 312; Laurikkala K.S. S.J. Laurikkala inkerinsuomalaisten hengellinen isa. Inkerissa 1909–1937, Ruotsissa, 1952–1957. Unsikaupunku, 1970. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Любушка Сусанинская (Любовь Ивановна Лазарева) (1911-1997), блаженная
Рубрики
ЛЮБУШКА СУСАНИНСКАЯ (Любовь Ивановна Лазарева; 1911/1912 (?) – 1997), блаженная, подвижница благочестия. После смерти родителей с 1923 жила в Петрограде у ст. брата. Работала на з-де «Красный треугольник», затем на бельевой ф-ке. Помещена в психиатрическую б-цу, откуда бежала. Жила без дома и паспорта, странствовала, юродствовала Христа ради. Перед войной уехала на Кубань, где провела шесть лет, затем вернулась в Ленинград. Жила в лесу, на кладбищах. К числу ее духовных наставников относят прп. Серафима Вырицкого и архим. Наума из Троице-Сергиевой лавры. Семь лет провела в пос. Вырица без жилья, с 1974 – в доме Л.И. Мироновой, с 1983 – в пос. Сусанино Гатчинского р-на, где Миронова купила дом. Л. С. была широко известна как пророчица, за духовным советом к ней приезжали тысячи людей. С кон. 1995 ок. года провела в Николо-Шартомском мон. Ивановской обл., с 1997 – в Казанском жен. мон. в г. Вышний Волочок Тверской обл., где скончалась после тяжелой болезни. Похоронена в Казанском мон., над ее могилой сооружена часовня. В Сусанино вблизи церкви построен «Любушкин домик» с молитвенной комнатой. Лит.: Блаженные Санкт-Петербурга. От Святой Блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. СПб., 2001. С. 248-253; Ильинская А. Блаженная Любушка // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2001. № 1, 2, 7. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Макарий (1482-1563), митрополит, церковный деятель
Рубрики
МАКАРИЙ (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, в миру – Михаил Леонтьевич. В юности принял монашество в Пафнутьево-Боровском мон. С 1523 – архим. Можайского Лужецкого мон. С 1526 – еп. Вел. Новгорода и Пскова с возведением в сан архиеп. В новгородских, а затем и др. рус. обителях с 1527 вводил общежительный устав, что привело к сооружению обширных трапезных при церквях (напр., в Александро-Свирском Свято-Троицком мон.). При М. активно велось кам. церковное стр-во. Занимался духовным просвещением края, искоренением остатков язычества: в 1526 благословил прп. Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям. В 1529 собственноручно поновлял чудотворную икону Божией Матери «Знамение», в 1555 – икону свят. Николая «Великорецкого». 19 марта 1542 возведен на митрополичий престол. Благословил на осн. монастырей прпп. Адриана Пошехонского (1543) и Феодосия Тотемского (1554). Составил «Чин венчания на царство», по к-рому 16 янв. 1547 происходила церемония венчания на царство Ивана IV; в дальнейшем оказывал влияние на его политику, входил в «Избранную Раду». Способствовал браку царя и в 1547 совершил венчание Иоанна с царицей Анастасией. Внес особый вклад в прославление рус. святых. На созванных им в 1547 и 1549 поместных соборах канонизированы 45 местночтимых угодников, в т. ч. св. Александр Невский. При участии М. в Новгороде начался сбор рус. духовной литературы и составление крупнейшего житийного свода Русской церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи), при работе над к-рыми М. выступал как рук., ред. и автор. При М. в 1551 состоялся Стоглавый Поместный собор. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Под рук. М. составлены своды канонических правил («Сводная Кормчая») и рус. ист. док-тов – продолжена «Книга степенная царского родословия». По благословению М. в 1563 начал свои труды первопечатник Иван Федоров. В 1988 канонизирован. Лит.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. С. 275-280; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Макарий, митрополит Московский и всея Руси. – http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=669 свящ. Александр Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Никодим (Ротов) (1929-1978), митрополит, церковный деятель
Рубрики
НИКОДИМ (Борис Георгиевич Ротов; 1929–1978), митрополит, церк. деятель. Учился в Рязанском пед. ин-те. В 1947 пострижен в монахи; в 1949 – иеромонах, служил в приходах Ярославской епархии. С 1952 – клирик Феодоровского собора (с 1954 – настоятель) и секретарь архиеп. Ярославского и Ростовского. Учился заочно: в 1953 закончил Ленингр. семинарию, в 1955 – ДА; канд. богословия (1959). В 1956 – чл. Рус. Духовной миссии в Иерусалиме, в 1957 – ее нач. Игумен, затем архим. (1957). С 1959 в Моск. Патриархии: зав. канцелярией; в 1960-72 – пред. отдела внешних церк. сношений; одновременно (в 1960-63) – пред. издательского отд., руководил выходом сб. «Богословские труды». Еп. (1960), архиеп. (1961), митр. Минский и Белорусский (1963), затем Ленинградский и Ладожский (с 1967 – Ленинградский и Новгородский). Пред. Комиссии при Св. Синоде по вопросам христианского единства. Стремился к установлению обширных внеш. контактов РПЦ, добился усиления сотрудничества с Поместными правосл. церквями. После принятия в 1961 РПЦ в члены Всемирного Совета церквей Н. избран чл. его ЦК, в 1975 – один из президентов. В 1971-78 – през. Христианской мирной конференции; в 1974 также Патриарший экзарх Зап. Европы. Магистр богословия (1970), д-р богословия (1975). Скончался в Риме во время приема у Папы Иоанна Павла I от сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 272-275; Человек Церкви. М., 1999; Августин (Никитин), архим. Митрополит Никодим (1929–1978) в воспоминаниях современников. СПб., 2004. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Пимен (Гаврилов) (1828/29-1910), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ПИМЕН (Петр Гаврилов, 1828 (29?) – 1910, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель, духовный писатель. В 1852 поступил в Валаамский мон., в 1858 принял постриг, в 1861 – священный сан. Знал пять языков, составил опись монастырской б-ки и ризницы. Ок. 27 лет исполнял послушание письмоводителя. Опубл. труды П. посвящены истории, разъяснению смысла монашества (неоднократно переизд.). С 1884 архим., настоятель Коневского Рождества-Богородицкого мон. При П. возросло число братии. К 500-летию мон. в 1893 составил его подробное ист. описание, организовал празднование юбилея. В 1895 – настоятель Пафнутиево-Боровского мон. Калужской еп. С 1903 – за штатом, проживал и скончался в Коневском мон. Могила утрачена. Соч.: Три слова о монашестве. СПб., 1867; В защиту монашества. СПб., 1876; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883; Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. С. 27. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Серафим Вырицкий (Муравьев) (1866-1949), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ (Василий Николаевич Муравьев; 1866–1949), преподобный, церк. деятель. В 1876 переехал в СПб., работал рассыльным в Гостином дворе. В 1890 женился, имел детей. С 1892 – приказчик. В 1897 окончил Высшие коммерческие курсы. В нач. 1900-х ездил на Афон, после возвращения получил благословение на старчество от Св. Иоанна Кронштадтского. Духовный сын прп. старца Варнавы Гефсиманского, под влиянием к-рого стал вести аскетическую жизнь. С 1920 – в Александро-Невской лавре. 29 окт. 1920 принял постриг с именем Варнава (тогда же стала монахиней его жена), затем иеродиакон, иеромонах (1921). В 1924 назначен казначеем и членом Духовного собора. На рубеже 1926-27 пострижен в вел. схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. В нач. 1927 избран духовником Лавры. Вследствие тяжелой болезни по настоянию врачей и митр. Ленингр. Серафима в 1930 поселился на ст. Поповка на даче прот. Леонида Богоявленского. С весны 1932 – в пос. Вырица, там же вместе с ним поселилась быв. жена С., схимонахиня Серафима (Муравьева). Был прихожанином Казанской ц. По преданию, в годы ВОВ (в период оккупации поселка) молился в саду на камне перед иконой прп. Серафима Саровского о спасении России и возрождении РПЦ. Скончался в Вырице, был похоронен у Казанской ц. (ныне мощи покоятся в часовне у алтаря). Канонизирован в 2000 на Архиерейском соборе. Лит.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий / Авт.-сост. А. Трофимов. М., 1996; Филимонов В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 2001; Соколова Л.И. Несение скорбей. Семья Муравьевых (К жизнеописанию прп. Серафима Вырицкого) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. № 28-29. С. 95-101, 149-164. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сергий (Страгородский) (1867-1944), Патриарх, церковный деятель
Рубрики
СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944), патриарх. Окончил Нижегородскую семинарию (1886) и СПб. ДА (1890; канд. богословия). 30 янв. 1890 пострижен в монашество, 21 мая 1890 рукоположен во иеромонаха. Работал в Японской духовной миссии, СПб. и Моск. ДА, служил в посольской церкви в Афинах, архимандрит. Магистр богословия, автор ряда богословских тр. С июля 1899 – ректор С.-Петерб. семинарии, с 24 янв. 1901 – ректор СПб. ДА. С 25 нояб. 1901 – еп. Ямбургский, викарий С.-Петерб. епархии. С 6 окт. 1905 – архиеп. Финляндский и Выборгский. Содействовал распространению православия среди карел, организовал миссию при Преображенском соборе в Выборге, открыл в с. Видлицы Олонецкой губ. Православное Карельское братство (1907). Участвовал в устройстве Линтульской общины, неоднократно посещал о. Валаам и о. Коневец. В 1911-17 – член Св. Синода, с 1913 – пред. его Учебного комитета. В авг. 1917 избран архиеп. Владимирским, с ноября – митрополитом. С 1924 – митр. Нижегородский, с 1925 – зам. Патриаршего местоблюстителя. В 1927 вместе с чл. Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» о лояльности церкви сов. власти. В 1934 – митр. Московский и Коломенский, с 1937 – Патриарший местоблюститель. В 1941-43 – в эвакуации в Ульяновске. 8 сент. 1943 на Архиерейском соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. Умер в Москве, погребен в Богоявленском соборе. Лит.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Одинцов М.И. Русские Патриархи XX века. М., 1999; Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) / Авт.-сост. С. Фомин. М., 2003; Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Феодор (Пользиков Федор Ильич) (1756-1822), церковный деятель, схимонах
Рубрики
ФЕОДОР (Пользиков Федор Ильич; в мантийном постриге Филимон; 1756–1822), схимонах, подвижник благочестия. В 1782 в тайне от семьи ушел в монастырь, в 1784 принял постриг в Нямецком мон. у прп. Паисия (Величковского) и в 1798 – вел. схиму. С 1805 жил в Белобережском мон., с 1813 – во Всесвятском скиту Валаамского мон., где в духовных беседах наставлял братию. После 1817 Ф. с учениками перешел в Александро-Свирский мон., где основал «школу монашества»; в 1820 имп. Александр I посетил обитель специально для встречи с Ф. Умер в монастыре, похоронен у алтаря Преображенского собора (могила утрачена). Почитается как местночтимый святой, в 2006 воссоздана церковь на месте его пустыни. Лит.: Схимонах Феодор. СПб.; Валаамский мон., 1997; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. С. 46-86; Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 116-127, 647. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Чуриков Иван Алексеевич (1861-1933), проповедник
Рубрики
ЧУРИКОВ Иван Алексеевич (1861–1933), проповедник, основатель движения трезвенничества. Окончил сел. школу, занимался торговлей. После самоубийства жены и пожара, уничтожившего имущество, раздал уцелевшее и отправился странствовать. С 1894 в СПб., проводил на частных квартирах духовно-нравственные беседы о вреде пьянства. Выслан за незаконное присвоение мирянином права проповедовать и толковать слово Божие; в 1898 помещен в Самарскую больницу для душевнобольных, в 1900 – в арестное отделение Спасо-Евфимиевского мон. в Суздале. Освобожден благодаря ходатайствам последователей, вернулся в СПб. В 1906-08 создал в СПб. и пос. Вырица первые орг-ции трезвенников (см. Трезвенничество). Поселился в Вырице, где регулярно проводил собрания «на тему Евангелия по отрезвлению народа от пьянства». С 1910 устраивал проповеднические собр. в Обухове (ныне СПб.), где для этой цели построил кам. дом; здесь же находился Центр. совет об-ва. В 1913 Ч. запрещено проведение собр. и бесед, в 1914 он и его последователи по указанию С.-Петерб. епарх. управления не допускаются к причастию «за сектантские заблуждения». После рев-ций 1917 получил свободу проповеди. В 1918-29 жил в осн. в Вырице: пред. созданной им с.-х. коммуны, занимался наставничеством и врачеванием, изредка бывал в Обухове. В дек. 1922 юрисдикцией обновленческого Петрогр. епарх. управления с Ч. снят запрет на причастие. В 1927 арестован вместе с помощниками, в 1928 16 чел. приговорены к трем годам концлагеря. Ч. «ввиду преклонного возраста» освобожден, но в 1929 вновь арестован, перевезен в Москву. Обращение во ВЦИК об освобождении Ч. подписали более 1 200 ленингр. рабочих. Приговорен к трем годам лишения свободы; в 1932 срок продлен еще на три года. Умер в Ярославском политизоляторе. Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектанства в Советской России (1917 – конец 1930-х годов). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…