Статьи
/
Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь
Бередников Яков Иванович (1793-1854), ученый | |
Рубрики | |
БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (1793–1854, Тихвин), поэт, археограф, историк. Акад. СПб. АН (1841). Детство провел в Тихвине, где жили его родители. Закончил Тихвинское духовное уч-ще. В 1813-19 – вольнослушатель в Казанском и Моск. ун-тах. Закончив Моск. ун-т в 1820, в 1820-27 служил в Новгороде, СПб., Одессе. После выхода в отставку поселился в Тихвине, занимался иссл. работой в архиве Тихвинского Успенского мон. Первые результаты были опубл. в 1829 в журн. «Сын Отечества» и «Северный архив». В 1830 прикоман-дирован к Археограф. экспедиции П.М. Строева, вместе с ним в течение четырех лет обследовал ок. 200 монастырских архивов и б-к. Выявил большое кол-во уникальных док-тов, в т. ч. в Александро-Свирском Свято-Троицком мон. В 1834 назначен чл. комиссии для изд. собранных актов. С 1835 – зав. Первым отделением б-ки СПб. АН. С 1838 – гл. ред. Комиссии по изд. Полного собр. рус. летописей. Собирал материалы для обл. словаря великорус. языка, составил «Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря» (4 изд.: в 1856, 1888, 1905, 2004). Писал стихи, печатался в журн. «Вестник Европы», «Друг юношества», «Благонамеренный» и др. Похоронен в юго-зап. части монастырского кладб. ок. Тихвинского Успенского мон. Имя ученого носит Тихвинская библиотека городская, ежегодно проводится ист.-краевед. конкурс им. Я.И. Бередникова «Тихвин и Тихвинская земля». Лит.: Колесникова Л.А. Я.И. Бередников. Личность и судьба // Тезисы докладов XI Всероссийской конференции «Писцовые книги и другие историко-географический источники XVI–XX вв. Проблемы изучения монастырской культуры», посвященной памяти Я.И. Бередникова. Тихвин, 1999. С. 30-33; История Тихвина в лицах: Биобиблиограф. указатель. Вып. 1. Ч. 1: (XIII–XIX вв.). Тихвин, 2004. С. 29-33. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Олонецкая и Каргопольская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Зенков Семен Николаевич (1877-1941), художник | |
Рубрики | |
ЗЕНКОВ Семен Николаевич (1877, дер. Люговичи Олонецкой губ.; ныне Лодейнопольский р-н Лен. обл. – 1941), художник. Родился и вырос в крест. семье. Начал учиться живописи в Александро-Свирском Свято-Троицком мон. С 1904 – вольнослушатель Высшего худож. уч-ща при СПб. АХ, ученик П.П. Чистякова, В.Е. Маковского, В.В. Матэ. В 1912 окончил АХ с зол. медалью (за картину «Смех»). Автор живописных жанровых работ («Товарищи», «За чаепитием», «Спуск лесовоза на Балтийском заводе», «Лампочка Ильича» и др.), портретов А.М. Горького, артистов Н.Ф. Монахова, В.И. Касторского, М.С. Давыдова, Е.П. Корчагиной-Александровской, П.З. Андреева. Член Об-ва художников им. А.И. Куинджи, Ассоциации художников револ. России (АХРР). После рев-ции написал в родной дер. портреты «Тетушки Катерины», Н.И. Кононова, О.И. Акимова и др. В 1920 в г. Лодейное Поле состоялась персональная выставка З., приуроченная к уездному съезду Советов. В Лодейнопольском историко-краеведческом музее хранятся неск. картин и рисунков З., переданных в дар его дочерью. Умер и похоронен в блокадном Ленинграде. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 256-257; Автору «Лампочки Ильича» от земляков. – http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10854 А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель | |
Рубрики | |
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лодейнопольский район | |
Рубрики | |
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. расположен к востоку от Ладожского оз. в басс. р. Свирь. Граничит на северо-западе и севере с Олонецким р-ном Республики Карелия, на северо-востоке и востоке – с Подпорожским р-ном, на юге – с Тихвинским р-ном, на юго-западе – с Волховским р-ном Лен. обл. Образован в 1927 из части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1958 его терр. увеличилась за счет присоединения ликвидированного Оятского р-на. Нас. – 35,0 тыс. чел. Терр. – 4911 кв. км. На терр. Л. р. расположены 181 сел. населенных пункта, составляющих три сел. и два гор. поселения – Свирьстройское и Лодейнопольское. Кроме рус. населения, преимущественно в юж. части р-на проживают вепсы, на севере – группа карелов-ливвиков. Через терр. Л. р. пролегает жел. дорога Волховстрой – Мурманск. Параллельно ж.-д. магистрали проходит федеральная трасса «Кола» (СПб. – Мурманск), также развита сеть межрайонных и внутрирайонных автомоб. дорог. На р. Свирь, входящей в Волго-Балтийскую судоходную систему, расположено неск. пристаней. Археол. пам., существующие на терр. Л. р., свидетельствуют о его заселении не позднее эпохи неолита. Многочисл. курганные могильники по берегам р. Оять показывают систему расселения местного прибалт.-фин. населения в X – нач. XIII вв. К XV в. относится осн. Александро-Свирского Свято-Троицкого мон. Ряд поселений известен по док-там XVI в. В нач. XVIII в. на Свири была основана Лодейнопольская судоверфь. В 1915 по этим землям прошла ж.-д. магистраль СПб. – Петрозаводск. В 1933 построена Нижнесвирская ГЭС. В 1941-44 по терр. района проходила линия фронта. В послевоен. период осн. направлениями развития стали трансп. обслуживание, лесная и деревообрабатывающая пром-сть. В р-не работают Лодейнопольский историко-краеведческий музей, мемориал «Свирская победа», 24 б-ки, в т. ч. Лодейнопольская библиотека центральная городская, Лодейнопольская библиотека центральная детская, 25 домов культуры и клубов, две муз. школы, Передвижной центр культуры, Дом театра и кино, Дом нар. творчества, Дет. центр эстетического развития, камерный ансамбль «Классика», муниц. драм. театр-студия «Апрель», Лодейнопольский народный театр комедии. 14 худож. коллективов носят звание народных и образцовых. Проводятся фестиваль дет. творчества «Рождественская звезда» и фестивали провинциальных драм. театров малых городов «Искусство без границ», регулярно проходит праздник вепсской культуры «Энарьне ма» («Вонозерская земля»). Традиции местного гончарного промысла в с. Алёховщина продолжает ООО «Оятская керамика», здесь создан Центр возрождения ремесел. В районе имеется 136 пам. истории и культуры. Среди них дерев. храмы: ц. Архангела Михаила XVIII в. в с. Алёховщина, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Доможирово, ансамбли мон.: Введено-Оятского (Введено-Островского) , Тервеничского Покровского и Александро-Свирского Свято-Троицкого. На терр. Л. р. жили и работали худ. В.Д. Поленов и С.Н. Зенков. На западе р-на, в Приладожье, расположен Нижнесвирский природный заповедник. Выходит районная газ. «Лодейное Поле», работают радио «Лодья», телестудия «Телесвирь». См. также: Лодейнопольского района герб и флаг. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Васильев П. Сто лет Межозерья: Ист. очерк о терр. Присвирья и Приоятья. Кириши, 2000; Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002; МО «Лодейнопольский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100025 С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Макарий (1482-1563), митрополит, церковный деятель | |
Рубрики | |
МАКАРИЙ (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, в миру – Михаил Леонтьевич. В юности принял монашество в Пафнутьево-Боровском мон. С 1523 – архим. Можайского Лужецкого мон. С 1526 – еп. Вел. Новгорода и Пскова с возведением в сан архиеп. В новгородских, а затем и др. рус. обителях с 1527 вводил общежительный устав, что привело к сооружению обширных трапезных при церквях (напр., в Александро-Свирском Свято-Троицком мон.). При М. активно велось кам. церковное стр-во. Занимался духовным просвещением края, искоренением остатков язычества: в 1526 благословил прп. Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям. В 1529 собственноручно поновлял чудотворную икону Божией Матери «Знамение», в 1555 – икону свят. Николая «Великорецкого». 19 марта 1542 возведен на митрополичий престол. Благословил на осн. монастырей прпп. Адриана Пошехонского (1543) и Феодосия Тотемского (1554). Составил «Чин венчания на царство», по к-рому 16 янв. 1547 происходила церемония венчания на царство Ивана IV; в дальнейшем оказывал влияние на его политику, входил в «Избранную Раду». Способствовал браку царя и в 1547 совершил венчание Иоанна с царицей Анастасией. Внес особый вклад в прославление рус. святых. На созванных им в 1547 и 1549 поместных соборах канонизированы 45 местночтимых угодников, в т. ч. св. Александр Невский. При участии М. в Новгороде начался сбор рус. духовной литературы и составление крупнейшего житийного свода Русской церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи), при работе над к-рыми М. выступал как рук., ред. и автор. При М. в 1551 состоялся Стоглавый Поместный собор. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Под рук. М. составлены своды канонических правил («Сводная Кормчая») и рус. ист. док-тов – продолжена «Книга степенная царского родословия». По благословению М. в 1563 начал свои труды первопечатник Иван Федоров. В 1988 канонизирован. Лит.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. С. 275-280; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Макарий, митрополит Московский и всея Руси. – http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=669 свящ. Александр Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Монастыри православные | |
Рубрики | |
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Реставрация архитектурных памятников | |
Рубрики | |
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Свирь, р. | |
Рубрики | |
СВИРЬ, река на северо-востоке Лен. обл. Дл. 224 км. Ср. расход воды в устье 780 куб. м/с, пл. водосбора 84400 кв. км. Вытекает из Онежского оз. в его юго-зап. части, пересекает терр. Подпорожского и Лодейнопольского р-нов и впадает в Свирскую губу Ладожского оз. у пос. Свирица. Общее направление течения с северо-востока на юго-запад. Важнейшие притоки: Кузра, Святуха, Ивина, Остречинка, Шакшозерка, Важинка, Усланка, Мандрога, Яндеба, Янега, Каномка, Шамокша, Шоткуса, Оять, Паша. Предполагается, что назв. реки происходит из прибалт.-фин. языков и означает дословно «глубокое озеро» («сювя» – глубокий, «ярвь» – озеро). С кон. I тыс. н. э. С. служила важной трансп. магистралью, соединяя басс. Балтики с сев. и сев.-вост. р-нами Вост. Европы. Первые поселения на С. в письменных источниках упоминаются с XII в. Сооруженные во второй трети ХХ в. плотины гидроэлектростанций (см. Верхнесвирская ГЭС) подняли уровень воды, скрыли пороги, а при впадении в С. р. Ивина возникло искусств. водохранилище пл. 183 кв. км. На всем протяжении река является судоходной, составляя часть Волго-Балтийского водного пути. На реке находится большое кол-во островов. На берегах С. расположены гг. Подпорожье и Лодейное Поле, г. п. Вознесенье, Никольский, Важины, Свирьстрой; в ниж. течении создан Нижнесвирский орнитологический заповедник. В басс. реки имеются пам. дерев. зодчества XVII–XIX вв. Среди них ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, Георгиевская ц. в дер. Шустручей, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Согинцы. В басс. ниж. течения С. находится ансамбль Александро-Свирского мон., осн. в XV в. Лит.: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 53-114; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 54-57; Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. Л., 1979. С. 101-123; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С.60; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Феодор (Пользиков Федор Ильич) (1756-1822), церковный деятель, схимонах | |
Рубрики | |
ФЕОДОР (Пользиков Федор Ильич; в мантийном постриге Филимон; 1756–1822), схимонах, подвижник благочестия. В 1782 в тайне от семьи ушел в монастырь, в 1784 принял постриг в Нямецком мон. у прп. Паисия (Величковского) и в 1798 – вел. схиму. С 1805 жил в Белобережском мон., с 1813 – во Всесвятском скиту Валаамского мон., где в духовных беседах наставлял братию. После 1817 Ф. с учениками перешел в Александро-Свирский мон., где основал «школу монашества»; в 1820 имп. Александр I посетил обитель специально для встречи с Ф. Умер в монастыре, похоронен у алтаря Преображенского собора (могила утрачена). Почитается как местночтимый святой, в 2006 воссоздана церковь на месте его пустыни. Лит.: Схимонах Феодор. СПб.; Валаамский мон., 1997; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. С. 46-86; Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 116-127, 647. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… |