Статьи / Введено-Оятский (Введено-Островский) монастырь
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель
Рубрики
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр. Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Аплаксин Андрей Петрович (1879-1931), архитектор
Рубрики
АПЛАКСИН Андрей Петрович (1879–1931), архитектор, художник, реставратор, историк архитектуры. Окончил Ин-т гражд. инженеров (1904) и Павловское воен. уч-ще (1906). С.-Петерб. епарх. арх. (1906-14). В СПб. руководил реставрацией Сампсониевского и Казанского соборов, Пантелеймоновской ц.; возвел монастырские подворья (в т. ч. Кашинского Сретенского жен. мон. на Б. Сампсониевском пр., 53 и др.). Построил церковь и школу в Гдовском у. (ныне Псковская обл.), Петропавловскую ц. в Дибунах, причтовый дом в Усть-Ижоре. В 1918-28 находился на воен. службе. В последние годы жизни работал в Москве гл. инж. «Экспортлеса». Автор ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Вычелобок Лужского р-на (1907-09), ц. Преображения Господня под г. Луга (1908-09), ц. Богоявления Господня во Введено-Оятском мон. (1908-10, не сохр.), ц. Преображения Господня в дер. Старосиверская Гатчинского р-на (1912-13), ц. Иверской Иконы Божией Матери в г. Ивангород (1913-15, не сохр.). В пос. Шапки (Тосненский р-н) по проекту А. в 1918 воссоздана пятикупольная ц. Покрова Пресвятой Богородицы (не сохр.). Похоронен в СПб. на Смоленском правосл. кладб. Лит.: Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ века / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 969-970; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 363-367; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Лодейнопольский район
Рубрики
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. расположен к востоку от Ладожского оз. в басс. р. Свирь. Граничит на северо-западе и севере с Олонецким р-ном Республики Карелия, на северо-востоке и востоке – с Подпорожским р-ном, на юге – с Тихвинским р-ном, на юго-западе – с Волховским р-ном Лен. обл. Образован в 1927 из части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1958 его терр. увеличилась за счет присоединения ликвидированного Оятского р-на. Нас. – 35,0 тыс. чел. Терр. – 4911 кв. км. На терр. Л. р. расположены 181 сел. населенных пункта, составляющих три сел. и два гор. поселения – Свирьстройское и Лодейнопольское. Кроме рус. населения, преимущественно в юж. части р-на проживают вепсы, на севере – группа карелов-ливвиков. Через терр. Л. р. пролегает жел. дорога Волховстрой – Мурманск. Параллельно ж.-д. магистрали проходит федеральная трасса «Кола» (СПб. – Мурманск), также развита сеть межрайонных и внутрирайонных автомоб. дорог. На р. Свирь, входящей в Волго-Балтийскую судоходную систему, расположено неск. пристаней. Археол. пам., существующие на терр. Л. р., свидетельствуют о его заселении не позднее эпохи неолита. Многочисл. курганные могильники по берегам р. Оять показывают систему расселения местного прибалт.-фин. населения в X – нач. XIII вв. К XV в. относится осн. Александро-Свирского Свято-Троицкого мон. Ряд поселений известен по док-там XVI в. В нач. XVIII в. на Свири была основана Лодейнопольская судоверфь. В 1915 по этим землям прошла ж.-д. магистраль СПб. – Петрозаводск. В 1933 построена Нижнесвирская ГЭС. В 1941-44 по терр. района проходила линия фронта. В послевоен. период осн. направлениями развития стали трансп. обслуживание, лесная и деревообрабатывающая пром-сть. В р-не работают Лодейнопольский историко-краеведческий музей, мемориал «Свирская победа», 24 б-ки, в т. ч. Лодейнопольская библиотека центральная городская, Лодейнопольская библиотека центральная детская, 25 домов культуры и клубов, две муз. школы, Передвижной центр культуры, Дом театра и кино, Дом нар. творчества, Дет. центр эстетического развития, камерный ансамбль «Классика», муниц. драм. театр-студия «Апрель», Лодейнопольский народный театр комедии. 14 худож. коллективов носят звание народных и образцовых. Проводятся фестиваль дет. творчества «Рождественская звезда» и фестивали провинциальных драм. театров малых городов «Искусство без границ», регулярно проходит праздник вепсской культуры «Энарьне ма» («Вонозерская земля»). Традиции местного гончарного промысла в с. Алёховщина продолжает ООО «Оятская керамика», здесь создан Центр возрождения ремесел. В районе имеется 136 пам. истории и культуры. Среди них дерев. храмы: ц. Архангела Михаила XVIII в. в с. Алёховщина, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Доможирово, ансамбли мон.: Введено-Оятского (Введено-Островского) , Тервеничского Покровского и Александро-Свирского Свято-Троицкого. На терр. Л. р. жили и работали худ. В.Д. Поленов и С.Н. Зенков. На западе р-на, в Приладожье, расположен Нижнесвирский природный заповедник. Выходит районная газ. «Лодейное Поле», работают радио «Лодья», телестудия «Телесвирь». См. также: Лодейнопольского района герб и флаг. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Васильев П. Сто лет Межозерья: Ист. очерк о терр. Присвирья и Приоятья. Кириши, 2000; Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002; МО «Лодейнопольский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100025 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…