Статьи
/
Вохоновский Мариинский монастырь
Монастыри православные | |
Рубрики | |
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Покрова Пресвятой Богородицы собор (г.Гатчина) | |
Рубрики | |
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР подворья Пятогорского мон. (г. Гатчина, Красная ул., 3). Подворье основано на месте гор. усадьбы, пожертвованной в 1895 Вохоновскому Мариинскому мон. крестьянином-торговцем К.К. Карповым, он же выделил средства на стр-во кам. храма. Закладка состоялась 3 июня 1907. Храм в рус. стиле увенчан массивной луковичной главой и четырьмя боковыми, отличается ступенчатой композицией с полуциркульными арочками (проект арх. Л.М. Харламова, при участии А.А. Барышникова). Перекрытия выполнены из монолитного железобетона. Иконы написаны монахинями, дубовый резной иконостас выполнен в мастерской Д.В. Дударова (1913). В 1914 освящены гл. правый (Св. Александра Невского) и левый (Свят. Николая) престолы. В подвале в 1917 предполагалось устройство теплого придела во имя Св. Иоанна Крестителя и Мч. Лидии. Отделка паперти и штукатурные работы не были окончены. Почиталась икона Покрова, подаренная Карповым (похоронен в притворе). Прихожанка храма – проживавшая неподалеку схимонахиня Мария Гатчинская. В 1929 подворье, где жило 50 монахинь, было закрыто, в 1939 – закрыт храм; здание использовалось под склад. В 1990 собор передан приходу, в 1991 состоялось первое богослужение. В крипте освящен придел Св. Иоанна Кронштадтского. С 1994 восстановлением руководит настоятель прот. Михаил Юримский. Главные святыни – три мощевика с частицами мощей многих (более 70) святых, в т. ч. ап. Андрея и Киево-Печерских угодников. Лит.: Якимова Н.В. Историко-методическая записка по Покровскому подворью Пятогорского Богородицкого монастыря в г. Гатчине. Л., 1989; Покровский собор г. Гатчина. – http://pokrov.gatchina.ru/ А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Пятогорский Богородицкий женский монастырь | |
Рубрики | |
ПЯТОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Курковицы, Волосовский р-н). Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906). Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы. В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии. Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |