Статьи / Коневский Рождество-Богородицкий монастырь
Адриан (Блинский) (1722-1812), иеромонах, церковный деятель
Рубрики
АДРИАН, иеромонах (в схиме Адриан; в миру Блинский Василий Иоаннович; 1722–1812), подвижник благочестия, настоятель Коневского мон. Родился в дворянской семье, рано осиротел и лишился наследства. Определен родственниками в солдаты, служил полковым музыкантом в г. Болхов Орловской губ. Через шесть лет добился отставки и поступил в Площанскую пустынь Орловской епархии вместе с Иоанном, мещанином из Болхова, впоследствии – иером. Ионой, ближайшим сподвижником А. В 1772 перевелся в моск. Симонов мон., где принял постриг с именем Адриана; иером. (1774). В 1790 утвержден строителем Коневского мон., выстроил кельи на Змеиной горе для прибывших на о-в подвижников – прп. Зосимы и Василиска, иером. Сильвестра. Родоначальник скитской жизни на Коневце. Основал Казанский скит и, вероятно, сам составил проект храма, заложенного в 1794 и освященного 13 июля 1798. Внутри мон. соорудил девять келий. При нем были приобретены неск. святынь: частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери. По описанию преп. Зосимы, о. А. был «лицом худ и бледен, тонок, сух телом и высок ростом». Носил ветхую одежду, часто ходил босой. Любил записывать изречения св. отцов, добавлял к ним свои толкования. Занимался лечением больных птиц и животных. В 1800 А. возвратился в Симонов мон. на покой, через год принял вел. схиму. Предсказал нашествие французов и скончался незадолго до него. Похоронен у алтаря Духовской ц. Над могилами А. и о. Ионы (умер в 1821) впоследствии была воздвигнута часовня. Могила вскрыта в 1928, вскоре уничтожена. Лит.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Московского Симонова монастыря. М., 1903 (Душеполезное чтение. 1875. Март); Сорок сороков / Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. М., 1992. Т.1. С. 280-291; Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993. С. 12-14. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Василиск (Гаврилов) (1734-1824), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995), митрополит. Учился в Орском техникуме. С 1945 – в г. Бузулук: келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленингр. ДА, канд. богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секр. архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сент. 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышев, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 – С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 августа 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в С.-Петерб. епархии число храмов выросло почти в три раза, открылись первые мон., в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил св. 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Скончался в СПб., погребен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730-1801), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГАВРИИЛ (Петров-Шапошников Петр Петрович; 1730–1803), митрополит, церк. деятель. Родился в семье священника, в 1753 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. С 1754 работал в Синодальной типографии, с 1758 – учитель риторики в Троицкой духовной семинарии. В 1758 первый лаврский соборный иеромонах, ректор Троицкой духовной семинарии и учитель богословия, наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761 назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и архим. Заиконоспасского мон. в Москве. В 1763 – еп. Тверский, назначен чл. Комиссии по составлению новых законов (1765), Комиссии по подготовке училищной реформы (1766). Депутат от Св. Синода в Комиссии по составлению нового Уложения (1768). С 1769 чл. Синода. С 1770 – архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, с 1775 – также архиеп. Новгородский и первенствующий член Синода. С 1783 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Олонецкий. Оказывал большое влияние на церк. политику Екатерины II. С 1774 руководил стр-вом Александро-Невского мон., возведенного по его ходатайству в 1797 в степень лавры. В 1788 соединил Петерб. и Новгородскую духовные семинарии в одну – Главную (в 1797 преобразована в С.-Петерб. ДА). Содействовал учреждению единоверия, заботился о духовном просвещении и миссионерском деле. При Г. к С.-Петерб. епархии присоединены Коневский Рождество-Богородицкий, Валаамский и Череменецкий Иоанно-Богословский мон. Крупный ученый-богослов, философ, церк. историк, археолог и филолог, автор многих опубл. трудов, инициатор изд. сборника аскетических творений «Добротолюбие» (1793). В 1776 избран почетным, в 1783 – д. ч. АН, неофициально временно был ее вице-през. и през. Являлся пред. ученой комиссии по составлению словаря рус. языка. Первым принес присягу Павлу I при вступлении его на имп. престол. Позднее попал в опалу. В 1800 по прошению удалился на покой с увольнением из членов Синода. Скончался в Новгороде, погребен в Новгородском Софийском соборе. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 94-100; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. С. 23-30, 245-248; Руководители Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 291-293. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Епархия Корельская
Рубрики
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель
Рубрики
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Иоанн (Снычев) (1927-1995), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995) митр. Учился в Орском техникуме; с 1945 – в г. Бузулук, келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленинградскую ДА, кандидат богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секретарь архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сентября 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышева, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 авг. 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в СПб. епархии число храмов выросло почти в 3 раза, открылись первые монастыри, в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил свыше 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Имя «Иоанна Петербургского» стало символом борьбы против неообновленчества, униатства, экуменизма. Умер в СПб., похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
«Конь-камень», памятник природы
Рубрики
КОНЬ-КАМЕНЬ, памятник природы и истории на о-ве Коневец (Приозерский р-н). Представляет собой ледниковый валун (дл. – 9,2 м, шир. – 6,4 м, выс. – более 4,3 м, вес более 750 т). В языческие времена карелы использовали о-в как летнее пастбище для лошадей и ежегодно приносили в жертву на этом камне коня (отсюда назв.; кроме того, по форме К.-к. напоминает лошадиную голову). По легенде, прп. Арсений, основатель Коневского Рождество-Богородицкого мон., прибыв в 1393 на Коневец, совершил молебен у камня и окропил его святой водой. Тогда из камня вылетели бесы в облике воронов и улетели в сторону бухты, впоследствии названной Чертовой Лахтой (она же бухта Владимирская). Вместе с бесами с о-ва исчезли и змеи. В память об этом событии на камне установлена часовня (считается, что первую часовню поставил сам прп. Арсений Коневецкий; существующее здание построено в 1815). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля. История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 70-72; Монастыри Санкт-Петербургской епархии: Справочник паломника. СПб., 2001. С. 115-117; Конь-камень. – http://konevets.spb.ru/03/100.htm А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лесков Николай Семенович (1831-1895), литератор
Рубрики
ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831–1895), писатель. Учился в Орловской гимназии (1841-46, курса не окончил). В 1847-57 служил в Орловской палате уголовного суда и в Киевской казенной палате. В 1857-60 агент коммерческой компании «Шкотт и Вилькенс». В 1861 переехал в СПб. Лит. деятельностью занимался с 1860. Автор романов, повестей, рассказов, очерков: «Овцебык» (1862), «Житье одной бабы» (1863), «Некуда» (1864), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «На ножах» (1870-71), «Соборяне» (1872), «Очарованный странник» (1873), «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887), «Административная грация» (1893), «Заячий ремиз» (1894, опубл. в 1917) и др. Умер в СПб., похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб. Свои впечатления о посещении Коневского Рождество-Богородицкого мон. (о. Коневец) и Кексгольма (ныне г. Приозерск) Л. изложил в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873) и в повести «Очарованный странник». Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1993. Лит.: Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. Л., 1975; Лесков А.Н. Жизнь Н.Лескова: В 2 т. М., 1984; Аннинский Л. Лесковское ожерелье. 2-е изд. М., 1986; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. Приозерск, 2003. С. 243-245. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Приозерский район
Рубрики
ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 63,3 тыс. чел. (в т. ч. 20,5 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Приозерск). Терр. – 3 563,1 кв. км. Расположен в вост. и сев.-вост. частях Карельского перешейка. Граничит с Всеволожским и Выборгским р-нами, Республикой Карелия, Финляндией. Вост. граница проходит по берегу Ладожского оз. Включает в себя г. п. Кузнечное, 103 сел. населенных пункта. Образован в 1944 (до 1948 – Кексгольмский р-н) после включения части терр. Карело-Финской ССР в состав Лен. обл. Через П. р. проходит жел. дорога СПб. – Сортавала (построена в 1917) и параллельная ей автомоб. трасса. Внутр. озера занимают 12% терр. П. р. Крупнейшая из рек –Вуокса. Леса, в осн. сосновые, занимают 63% пл. К пам. природы относятся оз. Красное (Пуннусярви), комплексные заказники «Озеро Ястребиное (Хауккалампи)», «Гряда Вяярямяенселькя». На терр. района сделаны многочисл. археол. находки, среди к-рых обнаружены стоянки эпохи неолита и раннего металла, ср.-век. грунтовые могильники, ритуальные кам. кучи в окрестностях оз. Суходольское. На рубеже I–II тыс. н. э. cев.-зап. Приладожье населяли карельские племена (см. карелы). В XIV в. на месте более древних поселений возникли новгородские крепости Тиверский городок, Корела. Центром христианизации края стал правосл. Коневский Рождество-Богородицкий мон. (осн. в 1393). В XVII в. религ. притеснение правосл. карельского нас. и тяжелое экон. положение в регионе привело к бегству части нас. в Россию; на опустевшие земли переселились финны-лютеране. В ходе Сев. войны терр. П. р. вошла в состав России. Включена в С.-Петерб. губ., в 1744 передана Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского). В XVIII в. земли Карельского перешейка раздавались рус. помещикам. О тяжелой доле крестьян донационных (дарственных) земель напоминают установленные арх. А. Кааримо в 1936 пам. в виде башен из дикого камня. В 1842-93 в дер. Суотниеми (ныне – пос. Яркое) работал первый в Финляндии фарфоро-фаянсовый з-д Х.В. Лёфстрёма, изготовлявший посуду и статуэтки из местн. белой глины. На терр. П. р. родились худ. А.М. Матвеев, комп. Э. Мелартин; жили скульп. А. Каасинен, исполнительница рун Ларин Параске, писатели В.А. Лебедев, С.А. Воронин; работали ученые Н.Я Озерецковский, Т. Швиндт. Во второй пол. ХХ в. р-н стал популярным местом отдыха. Здесь жили на дачах писатели Ю.П. Герман, Г.А. Матвеев, И.М. Меттер, И.С. Соколов-Микитов, актеры В.В. Меркурьев, И.О. Горбачев. В П. р. (включая г. Приозерск) функционируют 25 домов культуры, 23 б-ки (см. Приозерская библиотека центральная районная), четыре дет. худож. и муз. школы. Ежегодно проводятся водный фестиваль «Вуокса» в пос. Лосево, фестиваль карельского иск-ва. Выходит районная газ. «Красная звезда». Правосл. приходы созданы в пос. Громово, Красноозерное, Мельниково, Саперное, Сосново, Плодовое, Торфяное. Лютеранская община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существует в пос. Севастьяново на базе лютеранской ц. Св. Иоанна (быв. приход Каукола). В П. р. установлены многочисл. пам. на братских могилах воинов, погибших в Сов.-финл. и Вел. Отеч. войнах. С 1992 устанавливаются пам. на местах захоронений фин. военнослужащих. См. также: Приозерского района герб Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту–Саккола (Сосново–Громово). СПб., 2000; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 82-83; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004; Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005; Официальный сайт Приозерска и Приозерского р-на. – http://www.priozersk.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Приозерск)
Рубрики
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Приозерск, ул. Калинина, 11), гл. храм города. Его предшественниками были соборный приходской храм Воскресения Христова (1296; в 1612 переоборудован шведами под кирху) и Спасская ц. на Спасском о-ве. Правосл. собор был устроен в 1716 в Новой крепости из первой на Карельском перешейке кам. кирхи (1684-92) и освящен в честь Рождества Богородицы (город был отвоеван у шведов в 1710 в день этого праздника). Его гл. святыней стала явленная икона Нерукотворенного Спаса. Впоследствии храм обветшал, в 1836 был закрыт и в 1898 разобран. В 1836-47 на возвышении в зап. части торг. площади (впоследствии – Соборная, ныне пл. Ленина) была сооружена новая кам. церковь (арх. Л.Т.И. Висконти). Одноглавый храм выс. ок. 20 м с колокольней над притвором выполнен с использованием элементов древнерус. зодчества (кокошники). Достопримечательностью считался швед. колокол 1649 весом ок. тонны. Собор закрыт в 1940, в здании находился интендантский склад; в 1941-43 при фин. властях возобновились богослужения. Затем в здании размещались музей (с 1949), дом пионеров и школьников (1952), типография (с 1953), позднее – комб-т быт. обслуживания. Храм возвращен верующим в 1991, с 1995 приписан в качестве подворья к Коневскому Рождество-Богородицкому мон. Святыня – икона с частицей мощей прп. Арсения (1997). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 240-242. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Слупский Иван Благиевич (1826-1891), архитектор
Рубрики
СЛУПСКИЙ Иван Благиевич (1826–1891), архитектор, акад. архитектуры (1861). Окончил Варшавскую худож. школу (1850). Аттестован АХ (1854) и СПб. строительным уч-щем (1857). В СПб. построил подворье и часовню Коневского Рождество-Богородицкого мон. на Загородном пр. (1857), часовню Спасо-Преображенского собора (1886), ряд доходных домов и др. Автор проектов цц. Коневской иконы Божией Матери на о. Коневец (1874-76), Свят. Николая Чудотворца в дер. Рель Лужского р-на (1870-87, совм. с арх. А.Д. Фиалковским), Рождества Христова в дер. Старополье Сланцевского р-на (1878-88). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М.Кирикова. СПб., 1996. С.280-281; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…