Статьи / Пятогорский Богородицкий женский монастырь
Волосовский район
Рубрики
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Вохоновский Мариинский монастырь
Рубрики
ВОХОНОВСКИЙ МАРИИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Вохоново, Гатчинский р-н). В янв. 1883 помещик А.П. Платонов и его дочь Наталья Александровна подарили Воскресенскому Новодевичьему мон. 6,5 десятин леса для устройства скита. Скит учрежден в 1884, 3 июня 1884 заложена ц. Св. Равноап. Марии Магдалины. Дерев. храм с шатровой колокольней, увенчанный одной главой, выполнен в рус. стиле (арх. С.В. Садовников), освящен 16 сент. 1884. Были также устроены иконописная, золотошвейная, башмачная мастерские, молочная ферма, сад, огород и пасека, приют и школа для сирот. В нач. 1889 скит обращен в общежительный заштатный мон., на 1892 в нем жило ок. 70 монахинь. После выделения в 1899 из обители Пятогорского Богородицкого мон. в ней осталось 40 сестер (в 1917 – 46). В. м. вел миссионерскую работу среди эстонцев-лютеран, принимал богомольцев. Закрыт в 1930, его здания занял совхоз «Делегатка». В февр. 1932 17 последних монахинь арестованы и приговорены к ссылке. Ц. закрыта 10 мая 1932, передана под общежитие. В 1933 переплавлены семь колоколов. Здание ц. разрушено в 1941. Лит.: Воейков С. Женский Вохоновский Мариинский общежительный монастырь. СПб., 1892; Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Кикерино, г. п.
Рубрики
КИКЕРИНО, городской поселок в Волосовском р-не. Нас. – 2000 чел. Находится на шоссе Б. Колпаны – Волосово. Назв., вероятно, связано с прибалт.-фин. фам. Кекки (Кекке). Топоним К. упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 (ныне близ К. существуют дер. Большое Кикерино и Малое Кикерино). Собственно пос. К. возник при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород (открыта в 1870). В 1906 П.К. Ваулин открыл в К. керамическую мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» на базе кирпичного з-да, существовавшего в К. с 1878. Здесь изготавливали облицовочную плитку, к-рая широко использовалась при отделочных работах в СПб., а также печные и каминные изразцы, вазы, киоты, майоликовые иконы (см. Ваулина керамический завод). В К. находились дерев. церкви, принадлежавшие Пятогорскому Богородицкому мон.: Казанской Божией Матери (1902-03; сгорела в 1907), Преображения Господня (1907-09, арх. В.А. Воротилов; закрыта в 1939; не сохр.). В нач. ХХ в. в К. построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (возвращена общине в 1993). Работают дом культуры, б-ка. В 1997 в К. в рамках соглашения между Финляндией и Пр-вом Лен. обл. открыт интернат (дом престарелых) на 24 места для ингерманландских финнов. Лит.: Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни». Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 82-85. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Подворья монастырские
Рубрики
ПОДВОРЬЯ МОНАСТЫРСКИЕ. Существовало два периода устройства П. м. в С.-Петерб. губ. / Лен. обл.: 1) кон. XIX – нач. XX вв., 2) кон. XX в. В первый период их создавали в осн. с целью иметь представительства провинциальных мон. в кр. населенных пунктах столичной епархии (в т. ч. для сбора пожертвований). Во второй период П. м. и скиты учреждали, гл. обр., петерб. мон. в сел. местности в кач. подсобных х-в. В 1896 в Гатчине устроено подворье Пятогорского Богородицкого женского мон., при к-ром в 1905-14 возведена кам. ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1900 создано подворье Воскресенского мон. в г. Любань, в 1901 освящена домовая ц. Воздвижения Креста Господня (закрыта в 1932, сгорела осенью 1943). В 1911 здание Дома трудолюбия в Любани передано подворью Верхнеуральского Покровского жен. мон., здесь была освященная в 1904 домовая ц. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (закрыта в 1920-е, не сохр.). В 1904 осн. подворье Староладожского Успенского мон. на ж.-д. ст. Званка (ныне Волховстрой) и построена часовня Свят. Николая Чудотворца, в 1920 она освящена как ц. (закрыта в 1926, не сохр.). В 1913 в Ивангороде открыто подворье Николаевского Илецкого жен. мон. Оренбургской епархии, на втором этаже его кам. здания в 1913-15 устроена домовая ц. Иверской иконы Божией Матери (арх. А.П. Аплаксин; закрыта и разрушена в 1944-45). В 1915 на ст. Пелла (ныне г. Отрадное Кировского р-на) на подворье Пекинской духовной миссии устроена дерев. ц. Преображения Господня (освящена в 1915, закрыта в 1930-е, не сохр.). В 1917 в Вырице создано подворье Успенского Моквинского жен. мон., в дерев. здании к-рого в 1918 освящена ц. Успения Пресв. Богородицы (с 1932 приходская; закрыта в 1939; в 1941-44 в здании существовал самостоятельный Успенский жен. мон., ц. закрыта в 1945, не сохр.). В 1933 в Выборге устроена ц. при подворье Линтульского Свято-Троицкого мон. (сгорела в 1940). Устройство П. м. возобновилось в 1990-е. С 1990 ц. Всех Святых в Приозерске действует как храм при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон. С 1991 Рождества Пресвятой Богородицы собор в Приозерске действует как храм подворья Коневского Рождество-Богородицкого мон. В 1993 ц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц в дер. Вартемяги передана под храм подворья Иоанновского жен. мон. В 1999 в пос. Лисино-Корпус устроено подворье Воскресенского Новодевичьего мон., ему передана ц. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Садовников Сергей Васильевич (1835-1906), архитектор
Рубрики
САДОВНИКОВ Сергей Васильевич (1835–1906), архитектор, акад. архитектуры (1881). Сын худ. В.С. Садовникова (1800–1879). Окончил СПб. АХ (1859). Арх. Синода. Участвовал в раширении подворья Троице-Сергиевой лавры (1870-72), отделке ниж. храма Рождества Христова в ц. Михаила Архангела (1880-е, не сохр.) в СПб. Строил и реставрировал храмы и др. здания в с. Старая Ладога. По проекту С. была возведена ц. Николая Чудотворца Святителя на кладб. в дер. Ям-Ижора (1881-87, не сохр.). В Вохоновском Мариинском жен. мон. (не сохр., находился у совр. пос. Елизаветино Гатчинского р-на) по проекту С. построены дерев. ц. Св. Марии Магдалины (1884), два келейных корпуса и ряд хоз. сооружений. Автор многочисл. построек в Пятогорском Богородицком женском мон.: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1894-99), дерев. ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1894-95), дерев. двухэтажная школа для девочек (1901), здание гостиницы и водокачка (1902), здание б-цы (1906), к к-рой примыкала кам. однопрестольная ц. Св. Вмч. Пантелеймона. Похоронен в СПб. на Митрофаньевском кладб. (не сохр.). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.273; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…