Статьи
/
Екатерины Великомученицы собор (г. Луга)
Воскресения Христова собор (г. Луга) | |
Рубрики | |
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). В связи со значительным ростом прихожан собора Екатерины Великомученицы в Луге, в 1869 было создано попечительство по постройке рядом нового храма. Проект трехпрестольного собора в рус.-византийском стиле (арх. В.В. Виндельбандт) утвержден 10 дек. 1870. Закладка состоялась в 1873, собор полностью строился на частные пожертвования. К-т по постройке возглавлял купец А.И. Болотов. В связи с недостаточностью средств стр-во было приостановлено и проект переработан с целью удешевления (арх. Г.И. Карпов). Пятиглавие заменено на одну большую главу в окружении восьми малых главок, уменьшена колокольня, убрана большая часть наружных украшений. Собор в осн. построен в 1884, отделочные работы завершены в 1887, гл. престол освящен 20 сент. 1887. Позднее освящен сев. (левый) придел Успения Пресв. Богородицы, 12 нояб. 1896 св. Иоанн Кронштадтский освятил юж. придел св. Ап. Иоанна Богослова. Среди святынь собора особо почиталась Печерская икона Успения Божией Матери, список чудотворной Череменецкой иконы св. ап. Иоанна Богослова (ежегодно в мае совершался крестный ход из Череменецкого Иоанно-Богословского мон. в собор с этой иконой). К собору были приписаны четыре часовни: в гор. саду, на рынке и в окрестных дер. Раковичи и Естомичи; при нем работали церк.-приходская школа и попечительство. После учреждения Лужского викариатства в июле 1917 собор стал кафедральным. Ремонтировался летом 1936. В 1937 арестованы и в дек. расстреляны все члены причта. Закрыт 13 мая 1938. Большая часть икон вывезена и сожжена, разрушен четырехярусный резной иконостас, уничтожены колокола. В 1938-41 использовался как танцплощадка. В период оккупации 1941-44 был занят нем. частью. После войны пустовал, разрушался. В 1991 передан верующим. С 1993 ведутся реставрационные работы, восстановлен крест на колокольне. Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский; А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Иконы чтимые и чудотворные | |
Рубрики | |
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Луга, г. | |
Рубрики | |
ЛУГА, город, адм. центр Лужского р-на. Расположен в 142 км (139 км по жел. дороге) к югу от СПб. на р. Луга, по назв. к-рой получил наименование. Нас. - 40,4 тыс. чел. Город является узлом автомоб и ж.-д. магистралей, ведущих на СПб., Новгород, Псков и в населенные пункты Лужского р-на. Окрестности Л. богаты археол. пам. – от эпохи неолита до периода Средневековья. Предшественником Л. считается «сельцо Лусское», впервые упоминаемое в кон. XVI в. 3 авг. 1777 указом Екатерины II учрежден г. Луга, с 1802 он стал центром одноим. уезда С.-Петерб. губ. В 1857 Л. была соединена жел. дорогой с СПб., что привело к интенсивному развитию города и его окрестностей. В 1927-30 – окружной город, районный центр Лен. обл. С 23 авг. 1941 по 12 февр. 1944 Л. находилась под нем.-фаш. оккупацией. В 1977 город награжден орд. Отеч. войны I степени. Луга как город изначально развивался по регулярному плану, составленному в кон. XVIII в. Наиболее интенсивное стр-во осуществлялось во второй пол. ХХ в. Совр. Л. состоит из трех частей: центра, заречной ч. и кварталов к западу от жел. дороги. В городе сохр. пам. архитектуры кон. XVIII в.: адм. здания, Преображенская ц., Екатерины Великомученицы собор. В сов. период установлены пам. В.И. Ленину, С.М. Кирову, созданы мемориалы, посвященные боям на Лужском рубеже в 1941. В Л. действуют Крест. ин-т им. Кирилла и Мефодия, гор. дом культуры, Дом творчества юных, дет. худож. школа, Дет. муз. школа им. Н.А. Римского-Корсакова, Школа иск-в, гор., районная и дет. б-ки, краевед. музей, выставочный зал, киноцентр «Смена», киностудия «Луга-фильм». Выходят неск. газ., в т. ч. «Лужская правда», «Православная Луга»; работает радиостанция «Говорит Луга» и ред. телевещания «КТВ-Луга». Проводятся фестивали нар. творчества, бардовской песни, «Театральная весна», «Играй, гармонь», «Молодые голоса», «Танцует юность», «Римский-Корсаков на Лужской земле», «Музыка военных лет», конкурсы «Праздник Терпсихоры», «Серебряный карандаш». Лит.: Баскаченко И., Зерцалов В. Луга. Л., 1964; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 268-270; Зерцалов В.И. Луга. Путеводитель. Л., 1972; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 74-75; Луга: Гор. информационный сайт. – http://www.luga.ru С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Русско-эстонское благочиние | |
Рубрики | |
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |