Статьи / Ингерманландские финны
1 2
Большая Ижора, г.п.
Рубрики
БОЛЬШАЯ ИЖОРА, городской поселок в Ломоносовском р-не. Нас. – 3800 чел. Расположен на юж. берегу Финского зал. при ж.-д. ст. Б. Ижора ветки Ораниенбаум–Калище. Через Б. И. протекает Черная речка (в XVIII в. – Ижорка, ижор. – Сапаоя или Сапайоки). Топоним связан с этнической общностью ижора, часть к-рой в XVII в. приняла лютеранство и вошла в состав ингерманландских финнов. Пос. образован в 1939. Совр. Б. И. включила с. Б. Ижора, дер. Сагомилье, часть дачного пос. Приморский хутор. В XVII в., когда Ингерманландия входила в состав Швеции, здесь по берегу Финского зал. проходила королевская дорога, соединявшая Ниеншанц и Нарву. На рус. карте 1740 на этом месте отмечена дер. Ижорин. В нач. XVIII в. западнее Б. И. близ оз. Ижорского находился путевой дворец Петра I. В нач. ХХ в. в Б. И. на даче жил проф. Военно-мед. акад. И.Э. Гаген-Торн. Его дочь этнограф Н.И. Гаген-Торн в 1920-е изучала культуру ижоры; оставила восп. о жизни в Б. И. На быв. церковном кладб. находится братская могила красных матросов-кронштадцев, погибших в 1919; могила капитана I ранга И.П. Белавенца, нач. Кронштадтской компасной обсерватории. В Б. И. работают дом культуры, б-ка. В 1960–80-е в р-не Б. И. возникли садоводства коллективные. В наст. время разрабатываются планы стр-ва между Б. И. и ж.-д. ст. Бронка рекреационно-развлекательной зоны, включающей спорт. сооружения, аквапарк. Лит.: Гаген-Торн Н.И. Memoria. М., 1994; Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб., 2002; С. 362-366; Сайт «Большая Ижора – наша родина». – http://izora.spb.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Всеволожский район
Рубрики
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Депортации этнические
Рубрики
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Деревни
Рубрики
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый
Рубрики
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Жилище (водь)
Рубрики
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки как правило строили из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой. Еще в 20-е гг. нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ингерманландия
Рубрики
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Календарные обряды (ижора)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Кикерино, г. п.
Рубрики
КИКЕРИНО, городской поселок в Волосовском р-не. Нас. – 2000 чел. Находится на шоссе Б. Колпаны – Волосово. Назв., вероятно, связано с прибалт.-фин. фам. Кекки (Кекке). Топоним К. упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 (ныне близ К. существуют дер. Большое Кикерино и Малое Кикерино). Собственно пос. К. возник при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород (открыта в 1870). В 1906 П.К. Ваулин открыл в К. керамическую мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» на базе кирпичного з-да, существовавшего в К. с 1878. Здесь изготавливали облицовочную плитку, к-рая широко использовалась при отделочных работах в СПб., а также печные и каминные изразцы, вазы, киоты, майоликовые иконы (см. Ваулина керамический завод). В К. находились дерев. церкви, принадлежавшие Пятогорскому Богородицкому мон.: Казанской Божией Матери (1902-03; сгорела в 1907), Преображения Господня (1907-09, арх. В.А. Воротилов; закрыта в 1939; не сохр.). В нач. ХХ в. в К. построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (возвращена общине в 1993). Работают дом культуры, б-ка. В 1997 в К. в рамках соглашения между Финляндией и Пр-вом Лен. обл. открыт интернат (дом престарелых) на 24 места для ингерманландских финнов. Лит.: Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни». Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 82-85. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Колтушское сельское поселение
Рубрики
КОЛТУШСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, в составе Всеволожского р-на. Нас. – 9,0 тыс. чел. В 1996–2005 являлось самостоятельным МО «Колтушская волость», с 1 янв. 2006 имеет статус муниц. образования первого уровня. Расположено на Колтушской возвышенности. В состав К. с. п. входят пос. Воейково (адм. центр), с. Павлово, 17 деревень (в т. ч. дер. Колтуши). Наиболее кр. поселение – дер. Старая (нас. – 4,5 тыс. чел.). Автомоб. дорога соединяет К. с. п. с СПб. и г. Всеволожск. Топоним Колтуши (фин. – Keltto) происходит, вероятно, от ижорского koltola – колдун и восходит к дохристианским временам. Колтуши и нек-рые др. поселения волости впервые упомянуты в Новгородской писцовой книге 1499/1500. Природные условия Колтушской возвышенности способствовали развитию земледелия; плотность нас., среди к-рого преобладали ижоры, была высокой. В XVII в. эта терр. была заселена ингерманландскими финнами, к-рые составляли большинство нас. до депортации в марте 1942 (см. Депортации этнические). В сов. период на территории совр. К. с. п. возникли науч. центры: в с. Павлово – Ин-т физиологии РАН им. И.П. Павлова, в пос. Воейково – Ин-т радарной метеорологии, Науч.-иссл. центр дистанционного зондирования атмосферы (филиал Гл. геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова), магнито-ионосферная обсерватория «Воейково» С.-Петерб. филиала Ин-та земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН. На территории К. с. п. в дер. Колбино находятся Теологический ин-т Евангелическо-лютеранской ц. Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы и лютеранская ц. Св. Георгия (лютеранский приход возник еще в 1628). Православная ц. Св. Прав. Иоанна Кронштадтского расположена в с. Павлово. В пос. Воейково работает дом культуры, при к-ром создан дет. хореогр. ансамбль «Радуга»; Колтушская библиотека сельская; издается газ. «Колтуши». Холмистая местность способствует развитию горнолыжного спорта (в пос. Воейково работают горнолыжные клубы). Проводятся соревнования по конному спорту (в дер. Токари находится база спец. дет.-юношеской школы олимпийского резерва по конному спорту и пятиборью), авто- и мотокроссу. Одним из организаторов соревнований является спорт.-техн. клуб «Колтушский меридиан» в пос. Воейково, трасса спорт.-техн. стадиона находится у дер. Красная Горка. См. также: Павлова И.П. музей. Лит.: Болондинский В.К., Никитина Т.Б. Памятники Колтушей: Альбом иллюстраций. СПб., 2000. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Ломоносовский район
Рубрики
ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН. Терр. – 1990,8 кв. км. Нас. – 65,3 тыс. чел. Образован в 1927. В состав Л. р. входят гор. пос. Большая Ижора и Лебяжье и 140 сел. населенных пунктов. Граничит с СПб., Кингисеппским, Волосовским, Гатчинским р-нами Лен. обл. Органы администрации Л. р. находятся на терр. Ломоносовского р-на соседнего субъекта федерации – в СПб. По терр. р-на проходит ж.-д. ветка СПб. – Калище – Усть-Луга (построена в 1926-31), ш. СПб.–Таллин. Л. р. расположен в сев. части Ижорской возвышенности и на юж. побережье Финского зал. В Л. р. находятся Гос. природный ботанический заказник «Гостилицкий» (см. Гостилицы), гос. гидрологический и геол. пам. природы «Радоновые источники и озера у пос. Лопухинка» (создан в 1976), водно-болотное угодье «Лебяжье» (см. Лебяжье). На терр. Л. р. нет крупных рек. Характерной геол. особенностью этих земель являются многочисл. валуны, принесенные в древности отступавшим на север ледником. В 3 км от Ломоносова находится самый большой на Северо-Западе России валун «Бизон» (дл. 4,5 м, выс. 2 м). В древности эти территории населяли прибалт.-фин. племена – предки ижоры. С проникновением славян связывают распространение ср.-век. курганно-жальничных погребений. В XIII в. возник новгородский адм. центр и крепость Копорье (см. Копорская крепость).В XVII в. здесь, как и в др. р-нах Ингерманландии, селились выходцы из Финляндии (ингерманландские финны). На побережье Финского зал. находятся форты Красная Горка, Серая Лошадь, входившие в систему обороны Кронштадтской крепости. В память о воен. действиях, проходивших на терр. Л. р. во время Гражд. и Вел. Отеч. войн, установлены монументы, ряд из них входит в «Зеленый пояс Славы». К наиболее значимым архит. памятникам р-на относится Ропшинский дворцово-парковый ансамбль (пос. Ропша). Близость к СПб. определила возникновение большого числа помещичьих усадеб на терр. Л. р.: Воронина, Гостилицы, Копорье, Лопухинка, Усть-Рудица. С Л. р. связаны биографии ученых М.В. Ломоносова (см. Усть-Рудица), Н.И. Пирогова, И.П. Белавенца (см. Большая Ижора), писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Бианки, худ. И.Е. Репина. В г. Ломоносов (СПб.) находятся Ломоносовский историко-краеведческий музей, Ломоносовская библиотека центральная районная, Ломоносовская дет. б-ка; 22 б-ки работают в нас. пунктах. В районе имеется 22 дома культуры, Центр дет. творчества, театральная школа «Рубикон» (открыта в 2002), горнолыжный центр «Туутари-парк» на Дудергофских высотах. Издается газ. «Балтийский луч» (с 1931). Правосл. приходы действуют в гор. пос. Лебяжье, Большая Ижора, дер. Гостилицы, пос. Аннино, дер. Гора-Валдай (см. Троицы Пресвятой ц.), дер. Горбунки, с. Копорье. В дер. Иннолово в 1995 построена дерев. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (приход Хиетамяки Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). На месте прежней приходской кирки в дер. Яльгелево (разрушена во время ВОВ) в 1997 установлен памятный крест. См. также: Ломоносовского района герб и флаг. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Сайт газ. «Балтийский луч». – http://bluch.spb.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Апостола Петра (дер. Мал.Колпаны, Гатчинский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА (дер. Малые Колпаны, Гатчинский р-н), финская ц. на кладб. (приход Колппана, основан в 1640). Ц. на 680 мест построена из бутового камня в 1799–1800 (арх. А.Д. Захаров) на средства имп. Павла I. Здание ц. сочетает в себе черты готики и классицизма. Иконостас и кафедра исполнены по рис. Захарова. По фигуре петуха на шпиле колокольни (выс. 22 м) получила прозвище «Церковь петуха». В 1863 при ц. основана Колпанская учительско-кистерская семинария. На 1917 – 2 544 прихожан (ингерманландские финны, эстонцы). Ц. закрыта в 1938. В 1941-44 сильно пострадала от обстрелов, шпиль колокольни разрушен. Здание использовалось для пром. целей. С 1991 по согласованию с дирекцией з-да «Авангард», к-рый занимает помещение ц., проводятся богослужения. 24 марта 1992 зарегистрирован приход. С Колпанским приходом связана деятельность комп. М. Путро. Лит.: Сойтту А. 200 лет церкви Св. Петра. 360 лет приходу Колпаны // Церковь Ингрии. 2000. №2; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 19; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004. С. 211. А.Ю. Чистяков, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Места проживания
Рубрики
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185
Тематические группировки
подробнее…
Население
Рубрики
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Общие вопросы (ижора)
Рубрики
Хозяйство ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIX в. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Общие сведения (ингерманландские финны)
Рубрики
Финны-ингерманландцы – одна из групп финноязычного населения, издавна проживающая в центральных и западных районах Ленинградской области и на территории современного Санкт-Петербурга. Сейчас их численность очень невелика. Большинство исповедует лютеранскую веру. На долю этой не очень многочисленной народности выпало много испытаний. Ингерманландские финны появились на территории своего современного проживания после Столбовского мира, когда земли между реками Наровой и Лавой были переданы шведам. Затем земли Ингерманландии вернулись России по Ништадтскому договору, но финские крестьяне в Финляндию не ушли и связали свое будущее с Россией. В 1920 - 30-е гг. на территории Ленинградской области существовали национальные финские сельские советы и Куйвазовский национальный район. Издавались газеты на финском языке, существовало свое издательство, театр, музей, радиовещание. Работали финские школы, техникумы, отделения институтов. В 1934-36 гг. в результате репрессий из Ингерманландии были выселены десятки тысяч финнов. Национальные сельсоветы и район были упразднены, обучение во всех финских учебных заведениях было переведено на русский язык, закрыты все лютеранские церкви. Новые беды принесла ингерманландским финнам война. Более 62 тысяч финнов остались на оккупированной немцами территории и были выселены в Финляндию в качестве рабочей силы. Более 55 тысяч ингерманландских финнов в 1944 г. отправились из Финляндии в СССР, но возвращаться в родные места им было запрещено. Возрождение финской культуры в Ингерманландии началось с момента создания в 1975 г. финских лютеранских общин в Колтушах и Пушкине. В 1988 г. была учреждена общественная организация "Инкерин Лито". В настоящее время на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга действует несколько финских лютеранских приходов, общественные организации, организуются курсы по изучению финского языка и национальные хоры, ведется большая работа по изучению и сохранению народных традиций ингерманландских финнов, проводятся учебные семинары по культуре и истории, организуются народные праздники. Сайт Музеи России: http://www.museum.ru/N28759 Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Одежда ижор
Рубрики
Одежда ижор может быть разделена на несколько основных групп. В отличие от женской одежды, мужская старинных форм почти не сохранила. Из мужской одежды нужно отметить промысловую, будничную и праздничную. Женская одежда разделяется на будничную и праздничную, хотя различие это заключается, главным образом, в материале одежды и количестве украшений; покрой остается без изменения. В пределах этих двух групп женской одежды различаются: одежда детская, девичья, замужних женщин и старух. Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века. Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске и форме головного убора. Особого покроя головной платок — саппано — замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днем, ни ночью. Основным элементом нательной одежды была холщовая рубаха «рятсиня» сложного покроя, скреплявшаяся у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом». Рубахи были необычайно богато украшены сложным тканым орнаментом и вышивкой. Поверх рубахи надевали очень своеобразную одежду: два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках.Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях. Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны). Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. Letopisi.Ru - «Время вернуться домой» http://letopisi.ru/index.php?title=%D0%98%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&printable=yes#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Тематические группировки
подробнее…
Савакот
Рубрики
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления. Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Санкт-Петербургская губерния
Рубрики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Токсово, г.п.
Рубрики
ТОКСОВО, городской посселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5,9 тыс. чел. В 1920-49 – районный центр (до 1936 – адм. центр финского нац. р-на). Топоним «Токсово» (фин. – Toksova) – прибалт.-фин. происхождения, возможно, происходит от tuoksuva – «благоухающий». Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500. Память о войнах со шведами сохр. в назв. Понтусова гора (она же – Лысая г.) и Понтусовы гати – в честь швед. военачальника Понтуса Делагарди, войско к-рого в 1581 прошло от Выборга к Орешку. В XVIII – XIX в. токсовские крестьяне (в осн. – ингерманландские финны) относились к особой категории гос. крестьян, находившихся в ведении Канцелярии коменданта Петропавловской крепости. Т. представляло в те годы дер. разбросанной планировки. С кон XVIII в. Т. называли «Петерб. Швейцарией» из-за живописного расположения среди озер (наиболее значимые оз. Кавголовское и Хепоярви) и холмов (Токсовских высот). В XIX в. в Т. бывали М.И. Глинка, К.П. Брюллов, А.И. Тургенев. Популярность Т. как дачного места возросла после открытия в 1917 жел. дороги. В 1920-е в Т. жили писатели А.Н. Толстой, А.С. Грин, поэт и переводчик М.Л. Лозинский, в 1930-е – акад. Д.С. Лихачев. В окрестностях Т. родился писатель Ю. Конкка. Лютеранский приход в Т. существует с 1625. Сохр. и действует (с 1995) кам. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1887, арх. К.Т. Соловьев). Работает поселковая б-ка. В 1991 и 2002 в Т. проходил ингерманландский праздник «Юханнус». В 1995-96 построен Михаила Архангела собор. Со второй пол. ХХ в. Т. развивается как центр отдыха и спорта (первый лыжный трамплин появился в 1937). Сейчас в Т. проводятся соревнования разл. уровня по лыжному спорту. В 1974 создан вольер зубробизонов. В 2005 в парке «Березовая роща» установлен памятный знак «Токсову 500 лет» (автор В.В. Горин). Лит.: Сыров А. (Тиайнен Антти). Токсово: Исторический очерк. Путеводитель. СПб., 1998; Кудрявцев В.И. Поселок на Токсовских высотах. СПб., 2005; Виртуальный причал Токсово. – http://www.toksov.spb.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Традиционные поселения
Рубрики
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Финно-угорские народы
Рубрики
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ, этнические общности, говорящие на яз. финно-угорской группы, к-рая входит (наряду с самодийской и юкагирской группами) в состав уральской (урало-юкагирской) языковой семьи. Ф.-у. н. ист. проживают на терр. РФ, Финляндии (финны, саамы), Латвии (ливы), Эстонии (эстонцы), Венгрии (венгры), Норвегии (саамы), Швеции (саамы). По мнению лингвистов, прауральская языковая общность фиксируется в эпоху мезолита (IX–VI тыс. до н. э.). Согласно антропологическим данным, Ф.-у. н. сформировались на терр., расположенной между ареалами европеоидной и монголоидной рас. Впоследствии расселение в разл. геогр. зонах Сев.-вост. Европы и Зап. Сибири, контакты с иноэтничными соседями (носителями индоевропейских, тюркских яз.) обусловили значительные различия в антропологическом типе, х-ве, культуре, языках Ф.-у. н. В сер. III тыс. до н. э. произошло обособление угорской ветви (предки хантов, манси, венгров). В I тыс. до н. э. выделись ветви: поволжская (предки мордвы, марийцев), пермская (предки коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов), прибалт.-фин. (предки вепсов, води, ижоры, ингерманландских финнов, карел, ливов, сету, финнов, эстонцев). Особую ветвь составили саамы. В Европ. России с Ф.-у. н. связывают археол. культуры: дьяковскую (вторая пол. I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э., басс. Верх. Волги, Оки, Валдайская возвышенность), городецкую (VII в. до н. э. – V в. н. э., ср. и ниж. течение Оки, Ср. Поволжье, басс. рр. Мокша, Цна), ананьинскую (VIII–III вв. до н. э., басс. Камы, отчасти Ср. Волги, Вятки, Белой), пьяноборскую (II в. до н. э. – V в. н. э., басс. Камы). На терр. Лен. обл. ист. проживают народы, говорящие на прибалт.-фин. яз. (вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, карелы, финны, эстонцы). Они относятся к беломоро-балтийскому типу (расе) европеоидной расы. См. также: Вепсы, Водь, Ижора (Ижорцы), Ингерманландские финны, Карелы, Эстонцы. Лит.: Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Vuorela T. The Finno-Ugric Peoples. Bloomington, 1964; Сайт «Информационный центр финно-угорских народов». – http://www.finugor.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Финны
Рубрики
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны. Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Финны-инкери*, см. Ингерманландские финны
Рубрики
подробнее…
Фольклор
Рубрики
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Хозяйство (водь)
Рубрики
Хозяйство водских крестьян в XVIII – ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны). Основой хозяйства являлось земледелие. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа, капуста), с XIXв. картофель. В начале ХХ в. преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Для обработки земли использовали соху, деревянную борону. Со второй половины XIX в. начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. В качестве тяглового скота использовали лошадь. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Зимой рыбаки уходили на залив на несколько дней и жили в специальных дощатых домиках – "будках". В зимнем лове принимали участие практически все население прибрежных деревень: как мужчины, так и женщины. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств. На р. Луга ловили рыбу с помощью различных ловушек. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в С.-Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы. Библиография: Седов, В. В. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М., 1987.
Тематические группировки
подробнее…
Церковные праздники
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Шёгрен Андрей Михайлович (1794-1855), ученый
Рубрики
ШЁГРЕН (Sjogren) Андреас Йохан (Андрей Михайлович) (1794–1855), этнограф, лингвист. Акад. СПб. АН (1831). Родился в Финляндии в семье сапожника. Учился в гимназии в Борго (Порвоо), в 1819 окончил Абосский (Туркусский) ун-т со степенью д-ра философии. С 1820 жил в СПб., изучал рус. яз. и историю. В 1822-23 служил библиотекарем у гр. Н.П. Румянцева. В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-26 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губ., Финляндии; в 1826-28 продолжил путешествие по Вятской, Казанской, Пермской губ. Ш. изучал локальную историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни в населении рус. Севера, копировал архивные док-ты. В 1829 – адъюнкт СПб. АН. В 1833 Ш. первым описал ингерманландских финнов как особую группу, выделил в их составе этнические группы савакот и эвремейсет. Ш. заинтересовался культурой и языком нас. Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в дер. Губаницы (ныне – Волосовский р-н). В 1835-38 совершил путешествие на Сев. Кавказ, где изучал яз. осетин с целью определения его места среди индоевропейских яз. В 1844 издал «Осетинскую грамматику с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским». В 1846 и 1852 посетил Лифляндию и Курляндию, где изучал ливов (малочисл. прибалт.-фин. этническая общность) и кревингов – потомков води, переведенных нем. рыцарями в Прибалтику в XV в. Ш. стал единственным исследователем, зафиксировавшим культуру кревингов перед их окончательной ассимиляцией. Материалы этой экспедиции Ш. хранятся в архиве РГО. Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Соч.: Uber die finnische Bevolkerung des St.-Peterburgischen Governements. SPb, 1833. Лит.: Академик А.М. Шегрен // Журнал Министерства народного просвещения. 1855. Ч. LXXXVI. Отд. V. С. 1-8; Branch M. A. J. Sjogren studies of the North. Helsinki, 1973. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Шапки, пос.
Рубрики
ШАПКИ, поселок в Тосненском р-не. Нас. – 549 чел. Находится при ж.-д. ст. Шапки (ветка соединяет пос. с г. Тосно). Расположен у Шапкинских высот (по форме напоминают шапки, отсюда назв.) – камовых холмов, к-рые достигают выс. 89 м над уровнем моря. Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1499/1500. В XVII в. – в составе Швеции; здесь селились выходцы из Финляндии (см. Ингерманландские финны), в XIX в. появились эстонские хутора. С 1774 – центр фин. лютеранского прихода Ярвисаари/Jarvisaari (возник в 1638). В 1846 освящена дерев. ц. Св. Иакова (Якуба) (закрыта в 1938, разрушена в 1944). Сохр. лютеранское кладб. В Ш. находится ц. Покрова Пресвятой Богородицы (по ней до 1917 поселение называли также с. Покровское). В XVIII в. возникла усадьба Шапки, сохр. парк, устроенный в 1820-30-е при помещике А.Д. Балашове. Севернее Ш. на оз. Долгом находилась усадьба Александровка (ныне – дер. Надино), где в 1851 отдыхал комп. П.И. Чайковский, неоднократно бывал артист Александринского театра В.В. Самойлов. В ХХ в. – дачное место. В 1930-е в Ш. отдыхали худ. А.А. Рылов, гидрограф Н.И. Евгенов. В 1967 в Ш. создан лесопарк (пл. 33 га). В пос. работает б-ка. С 1998 на берегу Нестеровского оз. близ Ш. татарская и башкирская общины Тосненского р-на ежегодно проводят праздник (сабантуй). Лит.: Яковлев В.Г. Шапки: Краеведческий очерк. Тосно, 1999. –http://www.sablino.ru/tosn/shap_ogl.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2