Персоны энциклопедии
/
Эльб Карп Карпович
Русско-эстонское благочиние | |
Рубрики | |
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых | |
Рубрики | |
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |