Адреса
/
Ленинградская обл/Волховский р-н/Иссад д
Волховский район | |
Рубрики | |
ВОЛХОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 5124 кв. км., нас. – 97,3 тыс. чел. Образован в 1927. Адм. центр – г. Волхов. В состав В. р. входят гг. Сясьстрой, Новая Ладога, 277 сел. населенных пункта. Расположен в Южн. Приладожье на обоих берегах р. Волхов в ее ниж. течении. Среди осн. рек – Сясь, Паша, Валгомка, Воронежка. По терр. района проходят Ладожские и Сясьские кан. Имеет ж.-д. сообщение с СПб., Вологдой, Новгородом, Петрозаводском, Мурманском. Параллельно путям жел. дорог проходят автомоб. трассы, наиболее значимая – Мурманское ш. В месте впадения в р. Волхов р. Ладожки находится одно из древнейших поселений России – с. Старая Ладога. По р. Волхов проходил «Путь из варяг в греки». Терр. совр. В. р. входила в состав Водской и Обонежской пятин Новгородских владений (см.: Никольский Сясьский погост, Рождественский Пашский погост, Рождественский Сясьский погост). В нач. XVIII в. – в составе С.-Петерб. губ. После губ. реформы 1775 осн. часть р-на относилась к Новоладожскому у. На терр. р-на находились многочисл. мон.: Зеленецкий Свято-Троицкий, Васильевский, Гостинопольский Никольский, Стороженский Николаевский Преподобного Киприана, Староладожский Иоанно-Предтеченский, Староладожский Николаевский, Староладожский Успенский и др. Правосл. приходы ныне действуют в гг. Волхов, Новая Ладога, Сясьстрой, в дер. Кисельня (см. Феодора Стратилата Великомученика ц.), с. Рогожа (см. Собора Богородицы ц.), дер. Горка-Хваловская, с. Старая Ладога, дер. Чернавино, Дудачкино, Иссад. В В. р. находились усадьбы Успенское, Колчаново. Знаменитыми уроженцами В. р. являются худ.-передвижник В.М. Максимов, поэт Л.Н. Афанасьев. В годы ВОВ в юж. части р-на развернулись упорные бои, по ж.-д. путям района осуществлялось снабжение блокированного Ленинграда. В В. р. работают Волховская библиотека центральная районная (г. Волхов), 13 сел. б-к, б-ки в гг. Новая Ладога, Сясьстрой. Создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Издается газ. «Волховские огни». Пром. предприятия сосредоточены в гг. Волхов, Сясьстрой. Развивается лесное х-во (Волховский, Пашский и Волховский сел. лесхозы). В сел. х-ве ведущими отраслями являются молочное животноводство, картофелеводство, овощеводство. В последние годы развивается туризм (в т. ч. паломнические туры по мон.). В 1976 создан Гос. комплексный пам. природы «Староладожский» (см. с. Старая Ладога). Пам. природы являются также песчаные дюны на побережье Ладожского оз. в междуречье Волхова и Сяси. В 1870-е в этих местах А.А. Иностранцевым обнаружены остатки стоянок эпохи неолита. В 1973 открыта стоянка у дер. Березье, где найдена неолитическая керамика разл. типов, костяные орудия, останки животных. В В. р. обнаружено множество археол. находок эпохи Средневековья (см. курганы Южного Приладожья, Олегова могила). См. также: Волховского района герб и флаг. Лит.: Дичаров З.Л. Волхов. Л., 1961; Тропинки в прошлое: Краевед. альманах / Сост. В.В. Астафьев. Вып. 1. Волхов, 1996; Вып. 2. Волхов, 1998. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мусселиус Александр Васильевич (1822-1892), архитектор | |
Рубрики | |
МУССЕЛИУС Александр Васильевич (1822–1892). В 1844 окончил в СПб. Строительное уч-ще. В 1844-57 губ. арх. в Новгороде, с 1857 петерб. губ. арх., с 1873 также губ. инж. Построил ряд доходных домов и особняков в СПб. Член-учредитель С.-Петерб. об-ва архитекторов (осн. в 1870). Действительный статский советник. Один из авторов проектов ц. Троицы Пресвятой и, предположительно, ц. Св. Мч. Модеста в дер. Иссад. Похоронен в СПб. на Новодевичьем кладб. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала ХХ века: Справочник / Под общей ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.224; Зодчие Новой Ладоги. – http://www.newladoga.ru/zodchie.php А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Раннего металла эпоха | |
Рубрики | |
РАННЕГО МЕТАЛЛА ЭПОХА. Во II тыс. до н. э. на терр. Лен. обл. из Верх. Поволжья переселяются предки финно-угорских племен, к-рые включают в свой состав местное неолитическое нас. Они приносят с собой культуру текстильной, или сетчатой керамики и навыки металлургического произ-ва. Поселения эпохи раннего металла были открыты Н.Н. Гуриной по берегам рр. Волхов (Под Сопкой, Юшково, Иссады) и Паша (Усть-Рыбежна II). Впоследствии они были обнаружены в др. районах области. Очаги и печи-каменки с металлическими шлаками, находки глиняных льячек для разлива металла свидетельствуют о выплавке бронзы и железа. Однако металл еще не вытеснил кам. орудия. Широко использовались кремневые наконечники стрел, скребки и сланцевые топоры. Наличие орудий из светлого камня указывает на существование обмена с племенами Юж. Беломорья. Среди керамических изделий преобладают плоскодонные профилированные сосуды сильного обжига с примесью зерен кварца. Часть сосудов имела округлое дно. Поверхность сосудов покрыта отпечатками ткани, поверх к-рых располагаются оттиски гребенки, ямчатые вдавления или нарезки. Изредка встречаются стилизованные изображения уточек. На севере и востоке Лен. обл. известны также находки керамики с примесью асбеста и с органической примесью. На немногочисл. поселениях первых веков н. э. наряду с текстильной встречается штрихованная керамика. В целом исследованные поселения датируются второй пол. II тыс. до н. э. – 1-й пол. I тыс. н. э. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. М.; Л. 1961. С. 450-597; Гурина Н.Н. Некоторые итоги изучения древнейшей истории Ленинградской области // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 7-9; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 30-32. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинский Введенский монастырь | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Основан на правом берегу р. Тихвинка, вероятно, как и Свято-Успенский мон., по указу Ивана Грозного в 1560. Под руководством Ф.Д. Сыркова были возведены дерев. стены. Вблизи мон. у дер. Иссады возник Малый посад, населенный ремесленниками и торг. людьми. В 1613 в мон. находился лагерь воеводы С.В. Прозоровского, затем шведы захватили обитель и устроили в ней гл. лагерь, а при отступлении 14-17 сент. ее сожгли. После заключения Столбовского мира мон. возрожден при игум. Дарии. Имеются сведения, что кам. Введенский собор построен в сер. 1600-х, после Смутного времени; в 1645 пристроены приделы во имя Свят. Николая Чудотворца и Прп. Кирилла Белозерского. В 1645 построена кам. одностолпная трапезная с двухапсидной двуглавой теплой ц. Рождества Богородицы и Свят. Иоанна Новгородского (перестраивалась после пожаров в 1676, 1685, 1704). На 1764 мон. владел 1338 душами и 380 десятинами пахотной земли. Тогда же, при введении штатов, был отнесен ко второму классу. При игум. Августе (Свешниковой; настоятельница в 1823-58) обитель обновлена: введена общая трапеза, расширена терр., построена ограда с четырьмя угловыми башенками (сохр. фрагменты), келейный и настоятельский кам. корпуса (сохр.), четырехъярусная колокольня со Св. воротами и ц. Св. Вмц. Екатерины и Св. Мц. Августы в стиле классицизма (1834-36, арх. И.И. Шарлемань). При игум. Серафиме (Тимковской, настоятельница в 1858-76) мон. 19 июня 1859 посетил имп. Александр II. В 1861-72 в мон. жила Мария Солопова, будущая игум. Таисия Леушинская, подвижница благочестия. В 1882 при игум. Рафаиле (Варнот, настоятельница в 1876–1900) Введенский собор был реставрирован и приобрел богатое декорат. убранство в рус. стиле XVII в. В мон. была заключена и впоследствии похоронена на местном кладб. Е.А. Ганнибал, первая жена А.П. Ганнибала. 27 марта 1844 во Введенском соборе крещен Н.А. Римский-Корсаков. Обитель не раз посещали Мария (Мирра) Лохвицкая и ее сестра Надежда (Тэффи). В кон. XIX в. при мон. создан приют для девочек-сирот. К 1917 в обители находилось ок. 200 монахинь. Последняя игум. Иоанникия (Кожевникова) жила в мон. до 1920 в келье, расположенной в колокольне. Расстреляна 3 дек. 1937, канонизирована как новомученица. Церкви закрыты в 1924-26, в мон. зданиях разместилась дет. колония. Сохр. здания перестроены, внутр. убранство утрачено, церкви лишены заверший, заняты жил. и спорт. учреждениями; полностью уничтожено кладб. 4 дек. 1998 у Введенского собора воздвигнут памятный поклонный крест. Весной 2005 Тихвинскому Свято-Успенскому мон. передана колокольня, и в 2006 началось совершение молебнов в надвратной ц. Предполагается формирование монашеской общины. Лит.: Виноградова Л.В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005; Описание Тихвинского Введенского девичьего монастыря / Сост. Ю.Ю. Черемская. СПб., 2006. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Топонимия Ленинградской области | |
Рубрики | |
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Троицы Пресвятой церковь (дер. Иссад, Волховский р-н) | |
Рубрики | |
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Иссад, Волховский р-н). В рыбацком селе Иссад в сер. XVI в. находился Троицкий на Златыне мон., разоренный швед. интервентами в нач. XVII в. Дерев. монастырская (затем приходская) Троицкая ц. на берегу р. Волхов разобрана из-за ветхости в 1858. Новая кам. ц. с колокольней построена на ее месте в 1863-66 по проекту арх. К.А. Тона при участии арх. К.И. Брандта и А.В. Мусселиуса. В 1870 открыта церк.-приходская школа, в 1872 – попечительство. Ц. не действовала с 1935, закрыта 9 мая 1941, передана под «культурное учреждение». После ВОВ храм пустовал, разрушался. С 2005 в крипте ц. совершаются службы, началось ее восстановление. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 136-137. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |