Адреса / Ленинградская обл/Кингисеппский р-н
1 2
Нарова р.
Рубрики
НАРОВА (Нарва, устар. эст. – Алуксе), река. Дл. 77 км. Пл. водосбора 56,2 тыс. кв. км. Объем водостока 399 куб. м/с. Вытекает из Чудского оз., впадает в Нарвский зал. Балтийского моря. По Н. проходит граница между РФ и Эстонией. В Лен. обл. протекает по терр. Сланцевского и Кингисеппского р-нов. Россонь (фактически протока с переменным направлением течения) соединяет Н. с р. Лугой. Наиболее кр. притоки Н. в Лен. обл. – Втроя, в Эстонии – Городенка, Поруни. На Н. находятся Омутские пороги (в верх. течении выс. падения воды ок. 5 м), в ниж. течении находились водопады Кренгольмский (выс. падения воды 4-6 м) и Йоальский (выс. падения воды 6-7,5 м). Энергия водопадов использовалась на ф-ках гг. Нарва и Ивангород (наиболее кр. поселения на берегах Н.). Ниже Нарвских водопадов до моста Дружбы (автомоб. мост, соединяющий Нарву и Ивангород) Н. протекает в каньоне глубиной более 20 м. В 1955 построена Нарвская ГЭС (принадлежит Эстонии). В результате образовалось Нарвское водохранилище (в него впадает также быв. приток Н. – р. Плюсса), фактически исчезли водопады (возобновляются при открытии плотины ГЭС для спуска избыточной воды). Н. судоходна на протяжении 14,9 км; ниже ГЭС, до устья, также судоходно Нарвское водохранилище. Лит.: Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 31; Нарова. – http://prinarovie.narod.ru/prinnarova.htm А.А .Трипольская, А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Немцы
Рубрики
НЕМЦЫ (самоназвание – дойч), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Говорят на нем. яз. германской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики. Осн. нас. Германии. В России (на 2002) – 597,2 тыс. чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2,4 тыс. чел. Н. отмечены в Ингерманландии в XVII в. среди нас. Ниеншанца. Рост числ. Н. начался в XVIII в., в период реформ Петра I, к-рый приглашал специалистов из-за рубежа. Среди Н. были выходцы из Прибалтики и из Германии. Н. проживали в городах, значительная часть помещиков в зап. уездах СПб. губ. (совр. Кингисеппский, Волосовский р-ны) имела нем. происхождение (Корфы, Врангели, Веймарны и др.). Особую группу в составе Н. составили колонисты. В 1897 числ. Н. в СПб. губ. составляла 8,1 тыс. чел. Нем. лютеранские приходы (лютеране преобладали среди Н. Лен. обл.) находились в гг. Выборг (см. Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла), Ямбурге (Кингисеппе), пос. Ковалево (колония Смольная), дер. Новосаратовка (см. Новосаратовская колония, Лютеранская церковь Святой Екатерины), Янино, Кипень. Н. составляли часть прихожан (наряду с финнами и эстонцами) церквей в г. Гатчина (см. Лютеранская церковь Святителя Николая), гор. пос. Дружная Горка, дер. Кобрино, с. Ручьи (Ломоносовский р-н). После 1917 происходило сокращение числ. Н. Из Ленинграда и окрестностей Н. были депортированы в марте 1942 (см. Депортации этнические). В 1980–90-е часть Н. репатриировалась на ист. родину. Лит.: Кёппен П.И. Об инородческом, преимущественно немецком населении Санкт-Петербургской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. 1850. Ч. 32. Кн. 10. С. 181-209; Иванова Н.И. Немцы в Санкт-Петербурге и окрестностях. СПб., 1999. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Промысловая одежда рыбаков
Рубрики
Рыбачья промысловая одежда в Сойкинском, Кингисеппском и Ораниенбаумском районах носит название «кожан» и представляет собою коленкоровое пальто городского покроя с капюшоном. В целях непромокаемости кожан пропитывается олифой. Производством этой одежды занимаются специалистки портнихи, число которых весьма ограничено. Кожан носится как летом, так и зимою. В летнее время под кожан всегда надевается шерстяная фуфайка или вязаный жилет, так как работать приходится ночью (установка сетей) или ранним утром (лов рыбы). Летний промысловый костюм дополняют кожаные фартук, рукавицы и «улиги» (uilut), местная кожаная обувь до колен, а у некоторых кожаные шляпы. В зимнее время, кроме кожана, надеваемого поверх полушубка, рыбаки носят еще меховые шапки, шерстяные вязаные рукавицы и валенки. Последние иногда заменяются улигами, с которыми надеваются несколько пар шерстяных чулок. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Промыслы
Рубрики
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Радуница и Родительские субботы
Рубрики
Для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование Радуницы и Родительских суббот, а финнами эти праздники не отмечались. Несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла (ижора)
Рубрики
О значительном развитии ремесел у ижор сведений нет, известно лишь, что в XIV – XV веках многие жители Толдожского и Каргальского погостов (северная часть современного Кингисеппского района) выплавляли железо кричным способом, используя при этом болотную красную руду. Железо получалось высокого качества, из него изготовляли орудия труда и оружие, о чем говорят письменные источники и археологические данные. Издавна в ижорских деревнях развивалась торговля. Для продажи в Петербурге мелкие скупщики перекупали рыбу, ягоды, грибы и др. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду, часть которой везли в Финляндию. Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Сейчас почти все ремесла забыты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Садоводства коллективные
Рубрики
САДОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЕ, некоммерческие орг-ции, создаваемые в форме некоммерческих партнерств, товариществ или потребительских кооперативов (деятельность регулируется федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 янв. 1996, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 11 марта 1998). На практике – сезонные поселения, хотя формально населенными пунктами не являются. С. к. создали феномен сезонных миграций горожан и особую культуру проведения досуга, включающую с.-х. работу на участке. Орг-ция С. к. началась в сер. 1950-х в радиусе 50 км от СПб. на неудобных и неиспользуемых в сел. х-ве землях. В 1956 был принят Типовой устав садоводческого т-ва рабочих и служащих. В С. к. были преобразованы и нек-рые ранее существовавшие огороды горожан. В сер. 1980-х под С. к. начали выделять также с.-х. угодья и рекреационные терр. (в том числе с нарушениями природоохранного законодательства). К наст. времени площадь С.к . увеличилась с 14 кв. км в 1956 до почти 500 кв. км, многие С. к. удалены от СПб. более чем на 100 км. В 1980-е С. к. стали организовывать жители городов и мн. поселков Лен. обл. По данным обследования, проведенного TACIS, в Лен. обл. к 2000 насчитывалось 2700 садоводств (540 тыс. участков, из к-рых 62% принадлежали жителям СПб.); они были объединены в 632 дачно-садоводческих поселения, из к-рых 96 имели более 1000 участков (на них приходилось 77,5 % участков). Наиболее кр. массивы С. к. (Мшинская, Пупышево, Посадников Остров, Синявино, Дунай и др.), включающие 10-30 тыс. участков, сформировались к нач. 1980-х. С. к. находятся во всех р-нах обл. (во Всеволожском р-не – 98047, в Кировском – 68720, Выборгском – 65294, Гатчинском – 58093, Тосненском – 48187, Лужском – 37 779 участков). Участков, принадлежащих жителям СПб., нет в Бокситогорском и Сланцевском р-нах, в Тихвинском р-не таковых – 1,9%, Лодейнопольском р-не – 2,5%, Кингисеппском р-не – 5,5%. В сезон в садоводствах временно проживают ок. 2 млн. чел. В С. к. преобладают небольшие по площади участки (400–1000 кв.м). В кон. 1980-х С. к. производили ок. 3% от общеобластного произ-ва картофеля, 7% овощей (25% овощей закрытого грунта), 70% плодов и ягод. С. к. сыграли заметную роль в обеспечении нас. продуктами питания в условиях кризиса 1990-х. В 1995 создано Управление по развитию садоводства и огородничества СПб. и Лен. обл. (СПб., ул. Диагональная, 4/2). Пр-во СПб. осуществляет целевую программу «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей СПб. на 2003–2010 гг.». В 2006-09 на ее реализацию планируется выделять по 125 млн. руб. ежегодно. Отсутствие статуса поселений делает острыми для С. к. вопросы трансп. доступности, инженерной и соц. инфрастукруры (электроснабжения, пожарной безопасности, вывоза и утилизации отходов, снабжения водой, мед. обслуживания, охраны общественного порядка), к-рые в сов. период решались при финанс. поддержке предприятий и орг-ций, образующих С. к. Интересы С. к. представляет межрегиональная общественная организация «Союз садоводов СПб. и Лен. обл.» (создана в 1998), организующая обучение и повышение квалификации садоводов, фестивали, выставки, ярмарки на базе центра садоводов и фермеров «Русская деревня» (СПб., пр. Народного ополчения, 22). Лит: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Проект TACIS «Территориальная организация агрорекреационных зон и трансформация садоводческих массивов в благоустроенные населенные пункты». – http://www.tacis-synergy.leontief.net/tacis.phtml?Lang=1&Dir=pilot&Sub=4 А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сланцевский район
Рубрики
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сланцы, г.
Рубрики
СЛАНЦЫ, город, адм. центр Сланцевского р-на. Нас. – 47,9 тыс. чел. Расположен на р. Плюсса при одноим. ж.-д. ст. ветки СПб. – Гдов (открыта в 1940). В 1926 в междуречье Плюссы и Луги было открыто Гдовское (Ленингр.) месторождение горючих сланцев. В апр. 1930 в р-не дер. Б. Поля заложена опытно-эксплуатационная шахта. Это событие в наст. время считается датой основания С. В 1934 официально образован рабочий пос. С., с 1949 – город, с 1941 – адм. центр новообразованного Сланцевского р-на (за исключением 1963-65, когда Сланцевский р-н входил в состав Кингисеппского р-на). Осн. предприятиями С. являются АО «Ленинградсланец», ОАО «Завод «Сланцы». В гор. работают Сланцевский историко-краеведческий музей, Сланцевская библиотека центральная районная, дет. б-ка, худож. школа, муз. школа и ее филиал, Дворец культуры ОАО «Завод “Сланцы”», гор. дом культуры, на базе к-рого создан молодежный театр «Бумс». В 1968 в С. основан «Театр кукол» (награжден в 2003 дипломом «Лучший творческий коллектив» Комитета по культуре Лен. обл.). Имеется Парк культуры и отдыха. Выходят четыре газ., в т. ч. «Знамя труда», работает «Сланцевское городское радио», «Сланцевское телевидение». В С. функционируют филиалы Горного ин-та им. Г.В. Плеханова (Техн. ун-т), Сев.-зап. заочного техн. ун-та, Крест. гос. ун-та Кирилла и Мефодия. В 1585-87 упоминается находившийся на терр. совр. С. Никольский Польский мон. с дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (перестраивалась, разрушена в 1960-е). В 2000 в С. зарегистрирован правосл. приход, строится ц. Прп. Серафима Саровского, богослужения проводятся в одноименной часовне. Лит.: Афонский Н.М. Сланцы. Л. 1964; Иванов В.В. Сланцы. Л., 1988; Сайт города Сланцы. – http://www.slantcy.spb.ru/; Муниц. образование «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Театры национальные
Рубрики
ТЕАТРЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Нац. театральные труппы (фин., эстонские, польские и др.) начали появляться в СПб. в 1870-е. После 1917 они получили гос. поддержку. В 1930-32 на базе существовавших любительских трупп образованы проф. фин., эстонский, татарский и китайский театры, в сер. 1930-х – латышский. Они получили статус государственных (во второй пол. 1930-х часть их них стала называться передвижными совхозно-колхозными театрами). Их репертуар был рассчитан преим. на представителей нац. меньшинств, проживающих на терр. Лен. обл., труппы постоянно находились в разъездах (до 8 мес. в год), посещая более 100 «точек». Эстонский совхозно-колхозный театр выезжал в Гдовский, Мгинский, Кингисеппский, Полновский, Стругокрасненский, Тосненский, Ораниенбаумский, Красногвардейский (Гатчинский), Плюсский, Волосовский, Новосельский, Лядский и Середкинский р-ны. В 1935 он дал 227 спектаклей в колхозах и совхозах обл., за 9 мес. 1936 – 158. Фин. совхозно-колхозный театр выезжал в Пригородный, Мгинский, Кингисеппский, Тосненский, Токсовский, Оранниенбаумский, Красногвардейский, Полярный, Куйвозовский, Мурманский, Всеволожский и Слуцкий (Павловский) р-ны. В 1935 дал 16 спектаклей в райцентрах обл. и 173 – в колхозах и совхозах, за 9 месю 1936 – 136 спектаклей. Татарский театр в осн. выезжал на пром. стройки обл. (в пос. Волховстрой, Невастрой, гг. Хибиногорск, Кировск, Кандалакша, Мурманск), где компактно проживали привлеченные по оргнабору татарские рабочие. Имелся Ленингр. гор. латышский театр, к-рый обслуживал также латышские колхозы. Летом 1937 он выступил на терр. области 25 раз. Китайский театр, к-рый давал спектакли для китайских рабочих Ленинграда, регулярно выезжал в пригородный колхоз «Красный Восток». Осенью 1937, в связи с изменением гос. политики, Т. н. ликвидированы, Татарский театр прекратил существование еще в 1935. Лит.: Смирнова Т.М. Национальные театры Петрограда–Ленинграда (1917–1941). СПб., 1996; Она же. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 520-548. О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Традиционные поселения
Рубрики
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Троица (водь)
Рубрики
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Троица (ижора)
Рубрики
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Украшения (ижора)
Рубрики
В Кингисеппском районе с головным убором сапана, старухи носят особое височное украшение „ушникка" (ushnikka), состоящее из полосы холста, шириною в 2 см, к обоим концам которой пришивается по куску красного сукна, обметанному голубой шерстью и вышитому белым бисером. Каждый кусок оканчивается низанной из цветного бисера подвеской. Ушникка надевается под сапана таким образом, что неукрашенная холщевая полоса перекидывается через голову, а украшения спускаются на виски. Подобный способ укрепления височных и ушных украшений применяется восточными финнами, а также известен и среди южных великорусов. Из ушных украшений более ранней формой, исчезнувшей вместе со старинной одеждой, являются серебряные круглые, дутые серьги. На основное кольцо серег нанизывались граненые, дутые серебряные бусы в количестве 3—4 штук. О способе ношения этих серег в старое время население высказывается различно. Одни говорят, что серьги просто подвешивались к ушам при помощи веревочки; другие же - что за край сапана. К серьгам привязывались длинные ленты, которые, перекрещиваясь спереди под подбородком, шли назад, где вторично перекрещивались, и концы их, украшенные кистями, ложились спереди на грудь. Один экземпляр подобных серег встретился нам в д. Манновке Кингисеппского района, но, к сожалению, приобрести его не удалось, так как среди ижор до сих пор еще в силе обычай спрыскивать тяжело больных с серебряных вещей. В данном случае, помимо материала сыграло роль еще и то обстоятельство,что упомянутые серьги не менее 15 раз надевались под венец и, следовательно, приобрели в глазах населения особое значение и ценность. В старое время в Котельском и Кингисеппском районах носили еще грушевидные медные или серебряные серьги, иногда обвитые жемчугом. Этот тип серег широко распространен в северных губерниях, особенно в Олонецкой. В настоящее время носят серьги городского типа, самых разнообразных форм. Шейными украшениями служат бусы. Наиболее старинный тип бус представляют собою так называемые "хёлмет" (helmet). Они состоят из крученого шнурка, на который нанизаны граненые цилиндрические и круглые стеклянные бусы в таком порядке: две круглые желтые, две цилиндрические белые и две, такой же формы, синие. К связанным концам шнурка привязана тесьма, проходящая сквозь матерчатую пронизку и оканчивающаяся кистью из красных крученых шерстяных ниток, с белой бисеринкой на конце каждой нитки. Над кистью помещена слегка выпуклая, круглая металлическая бляшка. В этой миниатюрной бляшке, сохранившей по краям двойной ряд насечек, мы можем усматривать редуцированную форму тех металлических, полушаровидных, также украшенных насечкой, колпачков, которые прикрывают кисти косников и поясов у некоторых восточно-финских племен. (Ср. мари). Пронизка хелмет имеет форму квадратика толщиною в 1 см и состоит из куска туго свернутого красного сукна, обшитого с боков позументом; с лицевой и с задней сторон пронизка вышита белым стеклярусом. Узор представляет собою свастику, вписанную в круг. Хелмет надевались на шею таким образом, что кисть их спускалась сзади на сапана. Подобный способ ношения шейных украшений, со спущенной на спину кистью, известен также среди южных великорусов. Бусы более позднего происхождения как, например, "дутики" и др., перемешаны с перламутровыми раковинками и бывают всевозможных сортов. Молодые, только что вышедшие замуж женщины, независимо от форм костюма носят еще " бант "—украшение, прикрепляемое сзади к вороту. Оно состоит из широкой цветной шелковой ленты, завязанной бантом, с длинными концами. В некоторых местах молодуха носит бант до появления первого ребенка, но, во всяком случае, не дольше 5—6 лет по выходе замуж. В других районах бант носится только в течение года после свадьбы. Прыткова, Н. Ф.Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926—28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда.—Л.: Изд-во АН СССР , 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к.—(Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С.306—340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Церковные праздники
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Этническая история. Территория расселения (водь)
Рубрики
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
1 2