Адреса
/
Топографические ориентиры/Ижора р.
Археологические памятники | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Археологические памятники (ижора) | |
Рубрики | |
Археологические памятники ижоры остаются крайне слабо изученными. В археологической литературе и архивных материалах имеются сведения о 10 грунтовых могильниках, расположенных в земле ижоры. Может быть, с разрушенными погребениями связаны и другие находки карельских вещей, именуемые в литературе «кладами». Это – находки вещей карельских типов у д. Пупышево на западном берегу Волхова, а также пластинчатая подковообразная фибула с растительным орнаментом и цепедержатель карельского облика, обнаруженные в окрестностях Гатчины. Отдельные находки вещей карельских типов известны в Войскорове на р. Ижоре и в Кельто (Колтуши) к северу от Невы. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Венок Славы Александра Невского», праздник | |
Рубрики | |
«ВЕНОК СЛАВЫ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», обл. праздник в честь 750-летия Невской битвы в устье р. Ижора (ныне Колпинский р-н СПб.). Впервые состоялся 7-8 июля 1990. Его инициатором выступил Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Впоследствии проведение праздника стало традиционным. После выхода Указа Президента РФ «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского» (1995), в местах, связанных с жизнью и подвигами полководца, стал проводиться праздник, к-рый получил совр. назв. На терр. Лен. обл. местом торжественных мероприятий является с. Старая Ладога. В их орг-ции наряду с музеем-заповедником участвуют К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., администрация МО «Волховский район», Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Программа праздника включает театрализованное представление, выступление муз. и хореогр. коллективов из разных р-нов Лен. обл., нар. гулянья. Отмечается во второе воскресенье июля. Лит.: Войцехович Л. «Венок славы Александра Невского» – областной праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С. 7-8; «Венок славы Александра Невского»: Сб. / Сост. Д.А. Горб, А.Г. Рыжов, И.П. Рыжова. СПб., 2003. И.П. Рыжова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Гатчинский район | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 111,6 тыс. чел. Терр. – 2850,3 кв. км. Образован в 1927. В связи с переименованиями г. Гатчина в 1927-29 наз. Троцким, в 1929-44 – Красногвардейским. Граничит с СПб., Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским р-нами. В состав Г. р. входят гг. Гатчина и Коммунар, пять г. п.: Вырица, Дружная Горка, Кобринское, Сиверский, Тайцы; 234 сел. поселения. Адм. центр – г. Гатчина. По терр. р-на проходит автотрасса СПб. – Киев. Ж.-д. ветки связывают р-н с СПб., Кингисеппом, Ивангородом, Псковом. Г. р. расположен на вост. отрогах Ижорской возвышенности и Лужско-Оредежской равнине. В сев. части р-на находятся Дудергофские высоты. Леса занимают ок. 50% пл. р-на (в осн. на юге и востоке), болота – ок. 10%, с.-х. угодья – 21%, луга – 8%. Наиболее значимые рр. Оредеж, Ижора, Суйда. В окрестностях Пудости находятся залежи камня (мягкий желтый известняк), к-рый использовался при стр-ве Гатчинского дворца и мн. зданий в СПб. На терр. Г. р. организован «Верхний Оредеж», природно-исторический парк. Пам. природы является ледниковый валун «Лунный камень» у пос. Сиверский. На терр. р-на сделаны многочисл. археол. находки (см. Археологические памятники): ср.-век. курганные, жальничные и грунтовые погребения. В дер. Лампово сохр. пам. дерев. зодчества, связанные с культурой рус. крестьян-старообрядцев. Близость к СПб. способствовала появлению на терр. Г. р. большого числа помещичьих усадеб (в разн. степени сохр. 26 усадебных комплексов XVIII–XIX вв.): Батово, Белогорка, Выра, Дружноселье, Дылицы, Жабино, Ивановка, Кобрино, Орлино, Рождествено, Сиворицы, Тайцы. В разные годы в Г. р. жили писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, А.Н. Плещеев, А.М. Горький, А.Н. Толстой, И.А. Ефремов; худ. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, И.И. Шишкин; арх. И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. И. Штакеншнейдер. Музеефицированы усадьбы Рождествено, где провел дет. годы писатель В.В. Набоков; Суйда, принадлежавшая предку А.С. Пушкина А.П. Ганнибалу. С пушкинскими местами связаны музеи «Дом станционного смотрителя» в дер. Выра; «Домик няни А.С. Пушкина» в дер. Кобрино (см. Яковлева Арина Родионовна). На терр. р-на установлены многочисл. монументы в память о событиях ВОВ (см.: «Защитникам Ленинградского неба», мемориал). В наши дни р-н является традиционным местом дачного отдыха петербуржцев, в 1970–80-е возникли кр. массивы коллективных садоводств. В Г. р. работают 79 учреждений культуры, в т. ч. 34 клуба, 37 б-к (см. Вырицкая библиотека поселковая, Гатчинская библиотека центральная районная, Сиверская народная библиотека-читальня им. А.Н. Майкова), 8 дет. муз. школ, коллективы худож. самодеятельности, в т. ч. детский академический хор «Апрель» и хореогр. ансамбль «Сюрприз» (пос. Войсковицы), нар. театр «Лица». Культурная жизнь р-на освещается в газ. «Гатчинская правда». Правосл. приходы функционируют в пос. Белогорка, Вырица, Дылицы, Карташевская (см. Петра и Павла Апостолов ц.), г. Коммунар, Орлино (см. Преображения Господня ц.), Рождествено, Сиверском, Суйде (Воскресенском), Сусанино, Сяськелево, Тайцах. К Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии относятся приходы Колпанский (см.: Лютеранская церковь Святого Петра) и Скворицкий (см.: Лютеранская церковь Святой Екатерины). См. также: Гатчинского района герб и флаг. Лит.: Иванова И.П. Культурная жизнь Гатчинского района // 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландия | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История води | |
Рубрики | |
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История финнов-ингерманландцев | |
Рубрики | |
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Коммунар, г. | |
Рубрики | |
КОММУНАР, город в Гатчинском р-не. Нас. – 17,2 тыс. чел. Расположен на берегу р. Ижора в 2 км от ж.-д. ст. Антропшино. В XVIII в. мызой в долине р. Славянка владели Екатерина I, затем гр. Карл Скавронский и его потомки. С 1829 имение принадлежало гр. Ю.П. Самойловой и называлось Графская Славянка (с 1846, после покупки Деп-том уделов, – Царская Славянка). Начало поселению было положено основанием в 1843 писчебумажной ф-ки. В сов. время ф-ка называлась «Коммунар», это же имя получил и поселок. В 1953 К. – рабочий пос., а в 1993 – город районного подчинения. В наст. время фабрика (АООТ «Бумажная ф-ка “Коммунар”») является одной из ведущих в стране. В К. функционируют две б-ки (см.: Коммунарская библиотека городская); Центр культуры, досуга и творчества, при к-ром работают вокальные и хореогр. коллективы (с 1983 – дет. ансамбль «Славяночка»); Школа иск-в (коллективный член Петровской академии наук и иск-в); издаются газ. «Ижора-Коммунар», «Карманная газета», «Регион бизнес plus», с 2002 выходит в эфир любительская радиостанция «Radio Extreme». В 1999 в К. открыт первый в России поминальный знак «Жертвам Второй мировой войны» (арх. А. Ким и худ.-скульп. У. фон Ляйстнер). См. также: Коммунара города герб и флаг. Лит.: Хмельник Т. Бумажный городок // Аргументы и факты Петербург. 2005. №33, 18 авг. С. 22; История г. Коммунар. – http://tymanka.ucoz.ru/index/0-2 А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Могильники ижоры | |
Рубрики | |
МОГИЛЬНИКИ ИЖОРЫ, сосредоточены на ее племенной терр. в басс. рр. Ижора и Нева и по юж. берегу Финского зал. (см. Ижора). Имеются сведения о 33 грунтовых могильниках. Раскопки производились в дер. Усть-Рудица Ломоносовского р-на, дер. Гамалово Кингисеппского р-на (XV–XVII вв), дер. Кирсино Кировского р-на (сер. XII – XIII вв.) Позднесредневековые грунтовые могильники исследованы на терр. СПб. Изв. находки украшений карельских типов XI–XIII вв. (дер. Колтуши, дер. Мишкино в междуречье рр. Мга и Назия, дер. Инкере-Войскорово в ниж. течении р. Ижора). Влияние карельско-ижорской культуры прослеживается в нек-рых древнерус. курганно-жальничных могильниках Ижорской возвышенности. В крепости Орешек в слоях XIV–XV вв. обнаружена серия украшений карельских типов, свидетельствующих о присутствии ижоры. К числу М. и. предположит. относят древнерус. могильник XIV–XV вв. в г. Гатчина. Археол. материалы подтверждают, что ижора отделилась от южнокарельских племен не ранее кон. I – нач. II тыс. н. э. Лит.: Рябинин Е.А. Ижора // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 31-41; Сорокин П.Е. Раскопки ижорских могильников в бассейне р. Невы // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 1. СПб., 2006. С.94-111. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Нева р. | |
Рубрики | |
НЕВА, река на терр. Лен. обл. и СПб. Образовалась ок. 3000 лет тому назад вследствие прорыва воды из Ладожского оз. в Балтийское море по старым долинам рр. Мга и Тосна. Топоним «Нева» заимствован из прибалт.-фин. языков, означает топкое заболоченное место. Дл. – 74 км. Площадь басс. – 281 тыс. кв. км. Вытекает из бухты Петрокрепость (Шлиссельбургской губы) Ладожского оз., впадает в Финский зал. Балтийского моря. Протекает по Приневской низменности – долине шир. 30-50 км. Преобладающая глубина 8-11 м; наибольшая (24 м) у правого берега Н., против Арсенальной ул. в СПб., наименьшая (4-4,5 м) – в Ивановских порогах. Наибольшая шир. – ок. 1200 м (в дельте), наименьшая – 210 м (у Ивановских порогов, напротив мыса Святки), средняя – 400-700 м. По водоносности (годовой расход воды – 77 куб. км) занимает четвертое место среди рек Европ. России (после Волги, Камы, Печоры). В пределах Лен. обл. на Н. расположены три о-ва: Орешек в истоке, Фабричный у г. Шлиссельбург, Главрыба вблизи Ивановских порогов. Крупнейшие о-ва находятся в черте СПб. в дельте Н. Имеет 26 притоков, в том числе Мга, Тосна, Ижора, Охта. Н. не имеет поймы. На ней не бывает половодий и паводков, но в низовьях (в черте СПб.) регулярно происходят наводнения. В Н. водятся лосось, ряпушка, окунь, плотва, ерш, весной из Финского зал. заходит корюшка (осн. промысловая рыба). Н. является важнейшим трансп. путем. В X–XI вв. являлась частью торг. «Пути из варяг в греки». Ныне – часть Волго-Балтийской и Беломорско-Балтийской водных систем. На берегах Н. находятся гг. Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, г. п. Дубровка, Павлово, им. Свердлова. В Лен. обл. на Н. построен автомоб. Ладожский мост у дер. Марьино на трассе «Кола», Кузьминский ж.-д. мост у г. п. Павлово. В 1323 на о-ве в устье Н. возникла крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). В 1703 в дельте Н. был основан СПб. В р-не излучины Кривое колено расположен Невский лесопарк. В годы ВОВ (1941-44) Н. от истока до Колпина стала линией фронта; в память об этом на ее берегах установлены многочисл. монументы и памятные знаки. Среди них музейные комплексы «Невский пятачок», «Прорыв блокады Ленинграда», мемориалы «Холм Славы», «Невский пятачок», «Ивановский пятачок», «Невский порог», «Прорыв». Топоним «Нева» приобрел символическое значение для региона, встречается в назв. предприятий, учреждений культуры и т. п. (напр.: ЗАО «Бодегас Вальдепабло-Нева»; АОЗТ «Птицефабрика Невская»; газ. «Невская заря»). Лит.: Рузов В.Я. Нева. Путеводитель. Л.; М., 1940; Евгеньев Г.Я. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; Нежиховский Р.А. Река Нева. Л., 1973; Он же. Река Нева и Невская губа. Л., 1981; Он же. Вопросы гидрологии реки Невы и Невской губы. Л., 1988. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Ям-Ижора, Тосненский р-н) | |
Рубрики | |
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Ям-Ижора, Тосненский р-н). Первоначальная дерев. ц. построена в XV в. на берегу р. Ижора, к югу от дер. Ям-Ижора. В XVII в. обращена в лютеранскую ц. В 1837-41 на новом месте, тоже на берегу Ижоры, по проекту арх. Д.И. Висконти возведена кам. церковь в стиле классицизма с пристроенной колокольней. Закрыта 15 апр. 1937, передана под клуб. В дек. 1937 расстрелян настоятель священник Борис Колесников. Действовала с 1942. Разрушена в 1943. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 191; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Общие сведения (ижора) | |
Рубрики | |
ИЖЕРА. ИЖЕРЯНЕ прибалтийское финно-угорское племя, обитавшее и низовьях Луги, на реке Оредеж, Ижора и в районе озера Вялье. Были союзниками Великого Новгорода в битве Александра Невского со шведами в 1240 г. Это сражение, известное как Невская битва, произошло в районе впадения Ижоры в Неву. Первое летописное упоминание ижоры относится к l228 г. Библиография: Ижора // http://www.hrono.ru/etnosy/izhora.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пудость, пос. | |
Рубрики | |
ПУДОСТЬ, поселок в Гатчинском р-не. Нас. – 2,5 тыс. чел. Находится при одноим. ж.-д. станции ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Расположен на правом берегу р. Ижора (в прошлом верх. течение Ижоры до впадения в нее р. Парица называли р. Пудость). Назв. происходит от диалектного рус. «пудас» – протока, рукав реки (заимствовано из прибалт.-фин. языков: карельское – puvas, вепсское – pudas). В П. находились каменоломни известкового туфа (пудостского камня), к-рый использовался на стр-ве в СПб., Царском Селе, Гатчине. В кон. XIX в. запасы камня в осн. исчерпаны. На терр. совр. П. находилась усадьба Ивановка, место рождения А.И. Штакеншнейдера. Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В нач. XX в. в П. неоднокр. бывал поэт И. Северянин. В пос. работают б-ка, культурно-досуговый центр (дом культуры). В 2005 в П. прошел районный фестиваль альтернативного творчества «Движение улиц» с участием музыкантов, художников боди-арт и граффити, танцоров брейкданса, байкеров. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 107-117; Горюнова Т.В. Пудостский камень: строительный и скульптурный материал, объект реставрации // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. 2005. №8. –http://www.cathedral.ru/digest/num8/gorunova А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Славянка, р. | |
Рубрики | |
СЛАВЯНКА, река на терр. Гатчинского р-на Лен. обл. и СПб., левый приток р. Нева. Дл. – 39 км. Пл. водосбора – 249 кв. км. Сток – 1,8 куб. м/с. Берет начало у Таицких ключей на Пязелевской возвышенности (см. Тайцы). Притоки: рр. Тызва, Поповка. Назв. (первоначальное – Словенка) указывает на поселения ильменских словен, появившиеся здесь в IX в. На берегах С. находится г. Павловск, входящий в состав СПб. В 1780-е С. соединена каналом (дл. 1,2 км) с р. Ижора у дер. Антелево (Гатчинский р-н) для отвода воды Ижоры в парки Павловска (действовал вплоть до первой пол. XIX в.). Лит.: Савелова Е.А. Река Славянка и ее притоки. –http://baltchild.org.ru/rus/ourvalue/ohv30.htm А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Территория расселения | |
Рубрики | |
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Топонимия Ленинградской области | |
Рубрики | |
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… |