Адреса / Топографические ориентиры/Коваши р.
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ижорский язык
Рубрики
Ижорский язык — язык малочисленной народности ижора, проживающей в Ленинградской области Российской Федерации. Относится к северной группе прибалтийско-финских языков. Близок к карельскому. Традиционно выделяется четыре основных диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский (в нижнем течении реки Луга от дер. Извоз до дер. Липово), хэвасский (в нижнем течении реки Коваш и вдоль побережья Финского залива к востоку от г. Сосновый Бор) и оредежский (несколько деревень к югу от пос. Вырица и Сиверский). Нижнелужский диалект заметно отличается от остальных ижорских диалектов, что обусловлено влиянием водского и финского языков. В настоящее время живыми ижорскими диалектами являются только сойкинский и нижнелужский. Хэвасский и оредежский диалекты вымерли в конце ХХ века. До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. Издавались учебники, которые представляли собой обычно переводы с русского, но затем, в 1937 году, и этот эксперимент был прекращен. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после административной ликвидации ижорских национально-территориальных образований. После этого никаких попыток создания ижорского литературного языка не было. Образцы сойккольского говора заимствованы из магнитофонной записи, сделанной Р. Е. Нирви в 1964 году и опубликованной в "Образцах уральских языков. III. Близкородственные языки", с. 50-51. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры назвали национальный язык родным. Библиография: Прибалтийско-финские народы : история и судьбы родствен. народов / сост. М. Йокипии ; ред. рус. изд. П. Мутанен.–Хельсинки : Атена , 1995.–504 с.: ил. : табл. – Из содерж.: Ижорский / П. Виртаранта.–С.30 Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленингр. обл. / сост. и науч. ред. К.В. Чистов.– СПб.: Лениздат, 1992 .–1 92 с., 23 л. ил.– Из содерж.: Ижора / О.И. Конькова. – С. 89-108. http://ru.wikipedia.org/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Изба
Рубрики
На Сойкинском полуострове даже в конце XIX века почти все избы топились по-чёрному. При этом печи выкладывались очень тщательно, дымоход делали с несколькими оборотами, и печи долго хранили тепло. В 1920-е годы встречались ещё печи с подвесным котлом на шестке, столь характерным для прибалтийско-финских народов. При этом были уже и такие русские печи, где шесток был превращён в плиту с подтопком. По диагонали от печи находился чистый угол, там стоял стол и висели иконы. На реке Коваш в начале XX века сохранялись ещё курные избы (топились по-чёрному). Поразительное сочетание чёрного от копоти, "бархатного" потолка и жёлто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
История финнов-ингерманландцев
Рубрики
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции.
Тематические группировки
подробнее…
Курные избы
Рубрики
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Места проживания
Рубрики
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185
Тематические группировки
подробнее…
Сосновый Бор, г.
Рубрики
СОСНОВЫЙ БОР, город в Лен. обл. Нас. – 66,1 тыс. чел. Находится на берегу Копорской бухты Финского зал., в устье р. Коваша, при ж.-д. ст. Калище (линия СПб. – Усть-Луга). Город расположен на песчаных дюнах, поросших сосновым лесом (отсюда назв.). Возник в 1958 как рабочий пос. в составе Ломоносовского р-на. В 1973, после запуска первой очереди градообразующего предприятия – Ленинградской АЭС (стр-во завершено в 1981; ныне – филиал концерна «Росэнергоатом»), получил статус города обл. подчинения. В С. Б. находится ряд науч.-иссл. ин-тов, работают филиалы СПб. гос. ин-та ядерной энергетики (СПбГТУ), СПб. гос. ун-та аэрокомического приборостроения, СПб. ин-та машиностроения, Сев.-Зап. академии гос. службы. В городе имеются Дворец культуры, культурный центр «Арт-Карусель», парк культуры и отдыха, театральный центр «Волшебный фонарь», танцевальный центр, Музей Морской Славы, Сосновоборский художественный музей современного искусства, детская худож. школа, детская муз. школа, Сосновоборская музыкально-хоровая школа «Балтика», клуб ЛАЭС, кукольный театр. Б-ки города объединены в централизованную библиотечную систему (см. Сосновоборская библиотека центральная городская). Издается 10 газ., в т. ч. «Тера-пресс», «Маяк», «Сосоновоборский строитель», работает телерадиокомпания «Тера-Студио». В 1980 к 175-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена в С. Б. открыт дет. игровой комплекс «Андерсенград», на базе к-рого проводятся разл. праздники, переросшие в обл. фестивали – дет. праздник «Место встречи – Андерсенград», фестиваль дет. эстрадного творчества «Хрустальный ключ», молодежный рок-фестиваль «Балтийский берег». Проводятся также фестиваль декорат.-прикладного и худож. творчества «Сосновоборская мозаика» и ряд др. В 1990 зарегистрирован правосл. приход ц. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Первоначально богослужения проходили в дер. Ручьи в доме, пожертвованном прихожанкой; с 1995 – в молитвенном доме в С. Б. Ведется стр-во кам. храма. См. также: Соснового Бора города герб. Лит: Рендель К.А. Сосновый Бор. Л., 1982; Сосновый Бор:Альбом. Л., 1986; Город Сосновый Бор. СПб., 1998; Сайт г. Сосновый Бор. – http://www.sbor.ru А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Усть-Рудица, усадьба
Рубрики
УСТЬ-РУДИЦА, усадьба (Ломоносовский р-н). В 1753 имп. Елизавета Петровна пожаловала М.В. Ломоносову мызу и четыре деревни в Копорском у. для стр-ва усадьбы и ф-ки цветного стекла. Выбор места у водораздела трех рек (Рудица, Черная и Коваши) был обусловлен обилием проточной воды и наличием песка, пригодного для произ-ва стекла. Плотина, сооруженная на р. Рудица, позволила создать большую запруду – разлив, к-рый стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса. Все заводские строения (печи, мельница, лесопилка) располагались на левом берегу запруды, усадебные строения (дерев. одноэтажный дом с мезонином и службы) – на правом. Рядом с домом располагались два флигеля. В левом была оборудована лаборатория, где разрабатывалась технология изготовления разных сортов стекла, бисера и мозаики; в правом находилась мастерская, в к-рой работали шлифовальщики и мозаичисты. Оборудование было изготовлено по моделям, созданным Ломоносовым. Ф-ка выпускала гл. обр. непрозрачное цветное стекло для «мозаичного художества» и разных украшений. В 1753-65 из полученных здесь мозаичных стекол было выполнено 27 портретов и картин, в т. ч. «Полтавская баталия» (ныне – в здании СПб. АН). Через неск. лет после смерти Ломоносова, в 1768, произ-во стекла было прекращено, ф-ка закрылась. Имение наследовали потомки Ломоносова – Константиновы, Раевские, Орловы. Усадьба неоднократно переоборудовалась, был выстроен дерев. господский дом, кам. службы, оранжереи, разбит «англ.» парк, хоз. постройки перемещены на берег р. Черная. Строения усадьбы не сохр. Место, где находилась ф-ка, в 1959 объявлено пам. отеч. науки и техники и взято под гос. охрану; установлен мем. обелиск. В 1950-е в результате раскопок на месте быв. ф-ки обнаружились фрагменты стекла, на основании изучения к-рых удалось восстановить технологию его изготовления. Макет усадьбы хранится в Гос. музее истории СПб. Лит.: Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге, Л., 1981; Белявский М.Г. Все испытал и все проник. М., 1986; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 1999. С. 154-156. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Усть-Рудицкий могильник
Рубрики
Усть-Рудицкий могильник находится в бассейне р. Коваши на южном побережье Финского залива и исследовался еще в 1866 г. Вскрыто было семь погребений с южной ориентировкой. Скелеты лежали на глубине 0,7 м. В одном из захоронений найдены серьги и два браслета неизвестных типов. При других погребениях обнаружены какие-то бусы, привеска и железные ножи. При одном из скелетов встречена монета Ивана III. Захоронения умерших в этом могильнике совершались в пределах небольшого естественного всхолмления. Время функционирования кладбища может быть определено весьма приблизительно XIV—XVI вв. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43.
Тематические группировки
подробнее…