Адреса
/
Топографические ориентиры/Коневец остров
Адриан (Блинский) (1722-1812), иеромонах, церковный деятель | |
Рубрики | |
АДРИАН, иеромонах (в схиме Адриан; в миру Блинский Василий Иоаннович; 1722–1812), подвижник благочестия, настоятель Коневского мон. Родился в дворянской семье, рано осиротел и лишился наследства. Определен родственниками в солдаты, служил полковым музыкантом в г. Болхов Орловской губ. Через шесть лет добился отставки и поступил в Площанскую пустынь Орловской епархии вместе с Иоанном, мещанином из Болхова, впоследствии – иером. Ионой, ближайшим сподвижником А. В 1772 перевелся в моск. Симонов мон., где принял постриг с именем Адриана; иером. (1774). В 1790 утвержден строителем Коневского мон., выстроил кельи на Змеиной горе для прибывших на о-в подвижников – прп. Зосимы и Василиска, иером. Сильвестра. Родоначальник скитской жизни на Коневце. Основал Казанский скит и, вероятно, сам составил проект храма, заложенного в 1794 и освященного 13 июля 1798. Внутри мон. соорудил девять келий. При нем были приобретены неск. святынь: частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери. По описанию преп. Зосимы, о. А. был «лицом худ и бледен, тонок, сух телом и высок ростом». Носил ветхую одежду, часто ходил босой. Любил записывать изречения св. отцов, добавлял к ним свои толкования. Занимался лечением больных птиц и животных. В 1800 А. возвратился в Симонов мон. на покой, через год принял вел. схиму. Предсказал нашествие французов и скончался незадолго до него. Похоронен у алтаря Духовской ц. Над могилами А. и о. Ионы (умер в 1821) впоследствии была воздвигнута часовня. Могила вскрыта в 1928, вскоре уничтожена. Лит.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Московского Симонова монастыря. М., 1903 (Душеполезное чтение. 1875. Март); Сорок сороков / Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. М., 1992. Т.1. С. 280-291; Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993. С. 12-14. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель | |
Рубрики | |
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь | |
Рубрики | |
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Конь-камень», памятник природы | |
Рубрики | |
КОНЬ-КАМЕНЬ, памятник природы и истории на о-ве Коневец (Приозерский р-н). Представляет собой ледниковый валун (дл. – 9,2 м, шир. – 6,4 м, выс. – более 4,3 м, вес более 750 т). В языческие времена карелы использовали о-в как летнее пастбище для лошадей и ежегодно приносили в жертву на этом камне коня (отсюда назв.; кроме того, по форме К.-к. напоминает лошадиную голову). По легенде, прп. Арсений, основатель Коневского Рождество-Богородицкого мон., прибыв в 1393 на Коневец, совершил молебен у камня и окропил его святой водой. Тогда из камня вылетели бесы в облике воронов и улетели в сторону бухты, впоследствии названной Чертовой Лахтой (она же бухта Владимирская). Вместе с бесами с о-ва исчезли и змеи. В память об этом событии на камне установлена часовня (считается, что первую часовню поставил сам прп. Арсений Коневецкий; существующее здание построено в 1815). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля. История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 70-72; Монастыри Санкт-Петербургской епархии: Справочник паломника. СПб., 2001. С. 115-117; Конь-камень. – http://konevets.spb.ru/03/100.htm А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Крестовый камень» Тиверска | |
Рубрики | |
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений". Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка. Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень. Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня. Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень"). Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки. Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Библиография: ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Культовые камни | |
Рубрики | |
КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ. Поклонение К. к. зарегистрировано на всем севере Вост. Европы, включая страны Прибалтики и Скандинавию. Широко представлены камни-следовики с выбитым углубленным изображением отпечатков человеческой ступни. Иногда такие изображения сопровождаются углублениями в виде следов животных. Реже встречаются отпечатки человеческой руки и изображения рогов, рыбы, трезубца, треугольника, круга, овала, стрелы и т. д. Особые группы образуют чашечные камни с характерными круглыми углублениями и камни-крестовики. Существует предположение о связи камней-следовиков с культом Велеса, покровителя домашнего скота; позднее он трансформировался в почитание св. Власия. К. к. – характерный элемент традиционной аграрной культуры, отражающий длительное взаимодействие языческих и христианских представлений (т. н. «двоеверие»). В процессе христианизации сел. нас. их уничтожали, исполнение др. обрядов запрещали. Позднейшие легенды и предания о К. к. связаны с христианскими верованиями. В XIX–XX вв. местные жители сохр. представление о лечебных свойствах К. к., обычай приносить им дары. Сведения о камнях со знаками на терр. Лен. обл. систематизированы А.В. Курбатовым. Большая часть К. к. до наших дней не сохр. Нек-рые камни исследованы археологами. Среди них огромный валун с изображением ступни на окраине курганного могильника у дер. Большая Вруда в Волосовском р-не (Е.А. Рябинин, 1971), камень «Пятница» у дер. Большое Конезерье в Лужском р-не (Г.С. Лебедев, 1979), неск. камней в Приозерском р-не (А.И. Сакса, 1980; В.А. Лапшин, 1990) и др. Широко известен Конь-камень на о. Коневец в Ладожском оз., к-рый служил местом языческих жертвоприношений. Лит.: Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков, 1987. С. 67-69; Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С.179-193; Рябинин Е.А. От язычества к христианству (По материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 130-149. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ладожское озеро | |
Рубрики | |
ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО. Расположено на территориях Лен. обл. и Республики Карелия. В ср. века наз. Нево (прибалт.-фин. nevo – «моховое болото»). Совр. назв. происходит от ср.-век. скандинавского Альдога (от прибалт.-фин. Alodejogi – «Нижняя река», так именовалась р. Ладожка; либо от фин. aalto – «волна»). Пл. – 18,1 тыс. кв. км (в т. ч. пл. о-вов 456,6 кв. км). Крупнейшее оз. в Европе (16-е место среди озер мира). Макс. длина – 219 км, макс. ширина – 125 км. Наиб. глубина – 225 м (сев. о-ва Валаам), средняя – ок. 50 м. Басс. Л. о. (пл. водосбора – 258 тыс. кв. км) состоит из четырех вторичных басс.: частный басс. Л. о. (28,4 тыс. кв. км), Онежско-Свирский (83,2 тыс. кв. км), Ильмень-Волховский (80,2 тыс. кв. км), Саймо-Вуоксинский (66,7 тыс. кв. км). Крупнейшие реки, впадающие в Л.о. – Волхов, Свирь, Вуокса. Из оз. вытекает только р. Нева, соединяющая его с Финским зал. Балтийского моря. На Л. о. ок. 660 о-ов (из них более 500 расположены у сев.-зап. берега). Крупнейшие из них: Риеккалансари (55,3 кв. км), Мантинсари (39,4 кв. км), Кильпола (32,1 кв. км), Тулонсари (30,3 кв. км), Валаам (27,8 кв. км). Сев. берега оз. высокие, скалистые, изрезаны шхерами, юж. – низкие, заболоченные. В Л. о. обитает ок. 60 видов рыб, промысловое значение имеют лосось, палия, сиг (наиб. известен сиг-лудога), ряпушка, корюшка, рипус, судак, лещ, окунь. В раннее Средневековье через Л. о. проходил «Путь из варяг в греки». Судох-ву препятствовали частые штормы и наличие в юж. части оз. многочисл. песчаных и каменистых кос и мелей, а также скопления валунов на дне. Для обеспечения судох-ва в XVIII–XIX вв. вдоль юж. берега были построены Ладожские каналы. Свободное судох-во стало возможным на Л.о . лишь во второй пол. ХХ в. после появления судов класса «река–море». На побережье Л. о. (в пределах Лен. обл.) находятся гг. Приозерск, Шлиссельбург, Новая Ладога; в Карелии – Лахденпохья, Сортавала, Олонец. Науч. изучение оз. началось в XVIII в. (см. Н.Я. Озерецковский). В 1858-67 и 1873 на Л. о. работала экспедиция А.П. Андреева, организованная Гидрогр. деп-том Мор. мин-ва. В 1897-99 и 1901-03 исслед. на Л. о. проводил Ю.М. Шокальский. В 1951-56 оз. обследовала Балтийская гидрогр. экспедиция. С 1956 мониторинг проводится Ин-том озероведения РАН, с 1992 – также Ин-том водных проблем Севера РАН (Петрозаводск). В 1980-е начинают проводиться мероприятия по улучшению экологической обстановки Л. о. В 1984 принято постановление Совета Министров СССР «О доп. мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и др. природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского, Ильмень». С 1990-х в связи с сокращением хоз. активности в период экон. кризиса произошло улучшение экологической обстановки: в 1997 в пределах водосбора Л. о. сброс сточных вод составил 411 млн. куб. м, что на 24% меньше, чем в 1992. Популярным туристским местом являются Ладожские шхеры в сев. части Л. о. Осуществляются экскурсионные и паломнические поездки на о-ва Валаам, Коневец. Лит.: Калесник С.В. Ладожское озеро. Л., 1968; Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974; Ладожское озеро. Мониторинг, исследование современного состояния и проблемы управлением Ладожским озером и другими большими озерами. Петрозаводск, 2000; Ладожское озеро – прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2002; Сайт «Ладожское озеро». – http://www.laatokka.info А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лесков Николай Семенович (1831-1895), литератор | |
Рубрики | |
ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831–1895), писатель. Учился в Орловской гимназии (1841-46, курса не окончил). В 1847-57 служил в Орловской палате уголовного суда и в Киевской казенной палате. В 1857-60 агент коммерческой компании «Шкотт и Вилькенс». В 1861 переехал в СПб. Лит. деятельностью занимался с 1860. Автор романов, повестей, рассказов, очерков: «Овцебык» (1862), «Житье одной бабы» (1863), «Некуда» (1864), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «На ножах» (1870-71), «Соборяне» (1872), «Очарованный странник» (1873), «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887), «Административная грация» (1893), «Заячий ремиз» (1894, опубл. в 1917) и др. Умер в СПб., похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб. Свои впечатления о посещении Коневского Рождество-Богородицкого мон. (о. Коневец) и Кексгольма (ныне г. Приозерск) Л. изложил в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873) и в повести «Очарованный странник». Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1993. Лит.: Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. Л., 1975; Лесков А.Н. Жизнь Н.Лескова: В 2 т. М., 1984; Аннинский Л. Лесковское ожерелье. 2-е изд. М., 1986; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. Приозерск, 2003. С. 243-245. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Пимен (Гаврилов) (1828/29-1910), архимандрит, церковный деятель | |
Рубрики | |
ПИМЕН (Петр Гаврилов, 1828 (29?) – 1910, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель, духовный писатель. В 1852 поступил в Валаамский мон., в 1858 принял постриг, в 1861 – священный сан. Знал пять языков, составил опись монастырской б-ки и ризницы. Ок. 27 лет исполнял послушание письмоводителя. Опубл. труды П. посвящены истории, разъяснению смысла монашества (неоднократно переизд.). С 1884 архим., настоятель Коневского Рождества-Богородицкого мон. При П. возросло число братии. К 500-летию мон. в 1893 составил его подробное ист. описание, организовал празднование юбилея. В 1895 – настоятель Пафнутиево-Боровского мон. Калужской еп. С 1903 – за штатом, проживал и скончался в Коневском мон. Могила утрачена. Соч.: Три слова о монашестве. СПб., 1867; В защиту монашества. СПб., 1876; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883; Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. С. 27. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Сергий (Страгородский) (1867-1944), Патриарх, церковный деятель | |
Рубрики | |
СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944), патриарх. Окончил Нижегородскую семинарию (1886) и СПб. ДА (1890; канд. богословия). 30 янв. 1890 пострижен в монашество, 21 мая 1890 рукоположен во иеромонаха. Работал в Японской духовной миссии, СПб. и Моск. ДА, служил в посольской церкви в Афинах, архимандрит. Магистр богословия, автор ряда богословских тр. С июля 1899 – ректор С.-Петерб. семинарии, с 24 янв. 1901 – ректор СПб. ДА. С 25 нояб. 1901 – еп. Ямбургский, викарий С.-Петерб. епархии. С 6 окт. 1905 – архиеп. Финляндский и Выборгский. Содействовал распространению православия среди карел, организовал миссию при Преображенском соборе в Выборге, открыл в с. Видлицы Олонецкой губ. Православное Карельское братство (1907). Участвовал в устройстве Линтульской общины, неоднократно посещал о. Валаам и о. Коневец. В 1911-17 – член Св. Синода, с 1913 – пред. его Учебного комитета. В авг. 1917 избран архиеп. Владимирским, с ноября – митрополитом. С 1924 – митр. Нижегородский, с 1925 – зам. Патриаршего местоблюстителя. В 1927 вместе с чл. Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» о лояльности церкви сов. власти. В 1934 – митр. Московский и Коломенский, с 1937 – Патриарший местоблюститель. В 1941-43 – в эвакуации в Ульяновске. 8 сент. 1943 на Архиерейском соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. Умер в Москве, погребен в Богоявленском соборе. Лит.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Одинцов М.И. Русские Патриархи XX века. М., 1999; Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) / Авт.-сост. С. Фомин. М., 2003; Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). СПб., 2005. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Слупский Иван Благиевич (1826-1891), архитектор | |
Рубрики | |
СЛУПСКИЙ Иван Благиевич (1826–1891), архитектор, акад. архитектуры (1861). Окончил Варшавскую худож. школу (1850). Аттестован АХ (1854) и СПб. строительным уч-щем (1857). В СПб. построил подворье и часовню Коневского Рождество-Богородицкого мон. на Загородном пр. (1857), часовню Спасо-Преображенского собора (1886), ряд доходных домов и др. Автор проектов цц. Коневской иконы Божией Матери на о. Коневец (1874-76), Свят. Николая Чудотворца в дер. Рель Лужского р-на (1870-87, совм. с арх. А.Д. Фиалковским), Рождества Христова в дер. Старополье Сланцевского р-на (1878-88). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М.Кирикова. СПб., 1996. С.280-281; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |