Адреса / Сопредельные территории/Финляндия
1 2 3
Агрикола Микаэль (1510-1557), просветитель, церковный деятель
Рубрики
АГРИКОЛА (Agricola) Микаэль (ок. 1510 – 1557), фин. религиозный деятель, основоположник фин. литературного языка. В 1536-39 учился в Виттенбергском ун-те у М. Лютера и Ф. Меланхтона. Глава Реформации в Финляндии. С 1554 – еп. Абоской (Туркуской) епархии. В 1556-57 участвовал в швед. посольстве в Москву. Издал первый фин. букварь (1542). Осн. труды А. – переводы на фин. язык Нового завета (1548), части Ветхого завета (1551-52), псалтыри, ряда молитвенников. Переводы А. сопровождались очерками истории и культуры Финляндии, календарем и сводкой агрономических сведений. Умер 9.04.1557 по пути из Москвы в Або (Турку) в дер. Кюрённиеми прихода Уусикиркко (ныне Выборгский р-н, дер. не сохр.). Был похоронен в кафедральном соборе г. Выборг (могила не сохр.) В 2001 на месте, где скончался А. (мыс Кюрённиеми) был воссоздан памятный знак, первоначально установленный в 1900. Планируется воссоздать уничтоженный в 1940 пам. А. в Выборге. Лит.: Хейнинен С. Реформатор Микаэл Агрикола // Страницы выборгской истории: Сб. статей. Кн. 2. Выборг, 2004. С.48-54; Митюрин Д. Вызов Его Величеству // Всемирный Следопыт. 2006. №18. С.51-55; Памятник Микаелю Агриколе <на мысе Кюренниеми>. – http://around.spb.ru/guide/vyborg/agrikola.php А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Аренберг Йохан Якоб (1847-1914), архитектор
Рубрики
АРЕНБЕРГ (Ahrenberg) Йохан Якоб (Жак) (1847, Выборг – 1914), архитектор, писатель, этнограф. В 1870-75 учился в Королевской акад. свободных иск-в в Стокгольме. В 1876-77, 1879-82 преподаватель рисования и истории иск-в в Политехн. ин-те в Хельсинки (ныне Технол. ун-т). В 1877–1914 гражд. арх. в Гл. управлении общественных зданий в Хельсинки. В 1884 нач. конторы губ. строений в Оулу, в 1885-87 выборгский губ. арх. Спроектировал ряд зданий в разных городах Финляндии, в т. ч. в Выборге: резиденцию губернатора (1891; Крепостная ул., 35), фин. классический лицей (1892; ул. Пушкина, 10), здание губ. правления (1895; Советская ул., 12), фин. реальный лицей (1896; Советская ул., 9), фин. школу для девочек (1906; Школьная пл., 2), гл. почтамт (1914; Советская ул., 14). Автор неосуществленных проектов реставрации Выборгского замка и Круглой башни. В Кексгольме (Приозерске) построил правосл. Всех Святых церковь (1894; ул. Пушкина, 17). Занимался фольклорными и этногр. иссл. на Карельском перешейке и в Сев. Приладожье, автор труда «Финский орнамент» («Finsk ornamentik», 1878-82, в 8 ч.), беллетристических произв. Умер в Хельсинки. Лит.: Иванова Е.В. Три архитектора Выборгской губернии кон. XIX – первой трети XX века [Я. Аренберг, У Уллберг, А. Линдгрен] // Вуокса. Приозерск, 2001. Вып. 2. Т. 1. С. 258-267; Meurman O.-I. Viipurin arkkitehdit // Viipurin Suomalaisen Kirjallisuusseuran toimiteitta. 2. Helsinki, 1977. S. 30-33; Lukkarinen V. Classisism and History: Anachronistic architectural thinking in Finland at the turn of the century. Jac. Ahrenberg and Gustaf Nystrom. Helsinki, 1989. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Барышево, пос.
Рубрики
БАРЫШЕВО, пос. в Выборгском р-не. Нас. – 299 чел. Расположен на берегу р. Вуокса. Образован в 1949 при слиянии населенных пунктов Пааккола, Ояпелто, Сеппяля и Пёлляккяля. Пёлляккяля (Pollakkala; назв. происходит от крест. фамилии Пёлляккя) известна с 1553-54, была крупной дер., в 1925-40 являлась центром волости и церк. прихода Эуряпяэ (Ayrapaa; волость образована в 1925). До 1940 – важный ж.-д. узел (жел. дорога построена в 1930, ныне не существует) и пристань на р. Вуокса на терр. Финляндии. В 1933-34 на мысу Ламмасниеми (Крючок) построена лютеранская ц., к-рая в 1940 была разрушена. На ее месте установлен памятный знак. Совр. название присвоено в 1949 в память мл. лейтенанта Л.А. Барышева, погибшего в 1944 у дер. Пааккола. Лит.: Орехов Д.И. Карельский перешеек – земля неизведанная. Ч. 7: Центральный сектор. Муолаа – Яюряпяя (Красносельское – Барышево). СПб., 2004. С. 71-77, 189-201. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Безпалов Иннокентий Федорович (1877-1959), архитектор
Рубрики
БЕЗПАЛОВ Иннокентий Федорович (1877–1959), архитектор, художник и скульптор. Учился в 1898–1910 (с перерывами) в С.-Петерб. АХ. Работал в Красноярске, Твери, Вышнем Волочке, на Украине, в Финляндии. В СПб. проектировал и строил дом и мастерскую скульп. З.В. Мариной (1908), здание Школы нар. иск-ва (совм. с Н.Е. Лансере), жил. дом Тверского т-ва квартировладельцев (1914-16; совм. с И.А. Претро) и др. Автор пам. «Научным экспериментам» («Памятник собаке») в саду Ин-та эксперим. медицины на Аптекарском о-ве, надгробных пам. на Литераторских мостках Волковского кладб. в СПб. На территории Шлиссельбургского порохового з-да (ныне г. п. имени Морозова, Всеволожский р-н) Б. в 1910-х построил ц. Апп. Петра и Павла (проект арх. В.А. Покровского), жил. дома, здание клуба, выставочные павильоны (не сохр.). Автор здания Ст. лаборатории биостанции (1929-32), коттеджей (1930-е) и др. сооружений науч. городка в Колтушах (с. Павлово, Всеволожский р-н), в т. ч. памятников-бюстов Ч. Дарвину, Р. Декарту, Д.И. Менделееву, Л. Пастеру, И.М. Сеченову. Лит.: Исаченко В.Г. Иннокентий Безпалов // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ в. СПб., 1998. С. 924-933. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Большое Кузёмкино, дер.
Рубрики
БОЛЬШОЕ КУЗЁМКИНО (фин. – Narvusi), деревня в Кингисеппском р-не. Нас. – 961 чел. Находится при впадении р. Мертвица в р. Луга. Встречается в швед. источниках с 1614 (в июле 2004 отметило 390-летие праздником «Гуляй, родимая деревня!»). Б. К. – один из центров расселения ижоры (нижнелужская группа), материалы по истории и культуре к-рых хранятся в собрании Кузёмкинской библиотеки сельской. Во второй пол. XIX в. рядом с Б. К. на пустоши Галики находилась усадьба В.Т. Байкова (не сохр.). Лютеранская община возникла в 1640, в 1690 объединена со швед. общиной Нарвского собора, с XVIII в. – с приходом ц. Св. Михаила в Нарве (отсюда назв. Нарвуси). В 1732 построена собственная дерев. ц. (см. Лютеранская церковь Святого Андрея), замененная в 1879 кам. ц., освященной во имя Св. Троицы (закрыта в 1938, действовала в 1941-44). В 1990 в Б. К. зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Ремонт церкви не завершен, но богослужения проходят – их ведут пасторы, приезжающие из Финляндии. Построена правосл. часовня. Лит.: Патанен И.А. Репрессии 1930–50-х гг. в Куземкинской волости / Подгот. к печати В.И. Миренков // Ингерманландцы. Начало Возрождения. №3. СПб., 1997. С. 42-45; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 197-202. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
«Вуокса», приозерский краеведческий альманах
Рубрики
«ВУОКСА», приозерский краеведческий альманах. Издавался в 1999–2003 по инициативе сотрудников музея-крепости «Корела» и местных краеведов при финанс. поддержке администрации Приозерского р-на. Назв. дано по р. Вуокса и в память о выходившей в 1889 в Кексгольмском уезде фин. газ. «Vuoksi» («Вуокса»). Вышло три выпуска: вып. 1 – двумя изд. (1-е изд. – 1999; 2-е, испр. и доп. – 2000), вып. 2 – в двух томах (2001–02), вып. 3 – в 2003. Тираж от 300 до 1000 экз. Публиковались науч. и популярные статьи и материалы: об истории Корелы-Кексгольма-Приозерска с древнейших времен в контексте рус.-швед., а позднее сов.-фин. отношений; об истории Корельской (Кексгольмской) епархии; истории войсковых подразделений, размещавшихся здесь; истории уч. заведений и общественных орг-ций; архитектуре города и работавших в нем архитекторах; об археол. находках; о природе края; материалы, посвященные фин. археологу и этнографу Т. Швиндту. Печатались также восп., очерки о приозерских краеведах с библиографией их трудов; рецензии на кн. местных писателей. Среди авторов альманаха – ученые из Москвы, СПб., Петрозаводска, из Финляндии. В наст. время издание прекращено. Лит.: Егоров Б.Ф. Новинки из глубинки // Филологические записки. Вып. 17. Воронеж, 2001. С.265-266; Информационный сайт г. Приозерск. – http://priozersk.ru/ О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Вуокса, р.
Рубрики
ВУОКСА, река. Берет начало из оз. Сайма (Финляндия), протекает по терр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Дл. – 156 км (из них 143 – в Лен. обл.). Делится на два рукава – северный и южный Сев. (включает оз. Балахановское и Вуокса) впадает в Ладожское оз. двумя протоками у г. Приозерск и пос. Бригадное, юж. – через оз. Суходольское (быв. Суванто) и р. Бурная (быв. Тайпале). Юж. рукав образовался в 1857 после стр-ва канала. Пл. водосбора – 68,7 тыс. кв. км. Сток – 605 куб. м/сек. Топоним В. происходит от фин. vuoksi – прилив, течение. В Финляндии при пересечении гряды Салпаусселкя (Salpausselka) В. образует крупнейший в Европе водопад Иматра. В Лен. обл. течение спокойное, пороги находятся лишь в р-не пос. Барышево и Лосево. Ниже г. Светогорск В. представляет собой цепь озер (наибольшее – оз. Вуокса), соединенных протоками. В ср. века В. имела выход в Выборгский зал. и являлась важной трансп. артерией, соединявшей Балтийское море и Ладожское оз. В XIV в. на В. была построена новгородская крепость Тиверский городок. На В. находятся гг. Приозерск, Светогорск, г. п. Лесогорский. В России на В. построены Светогорская и Лесогорская ГЭС; в Финляндии – еще две ГЭС. В. является популярным местом водного туризма. В пос. Лосево проводится водный фестиваль «Вуокса». В Приозерске издается альманах «Вуокса». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 57-61; Seppovaara O. Vuoksi. Jyvaskyla, 1984. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Выборг, г.
Рубрики
ВЫБОРГ (швед. – Wiborg; фин. – Viipuri, до 1948), город, адм. центр Выборгского р-на. Нас. – 79,2 тыс. чел. Топоним «Выборг» происходит от древнескандинавского Wiborg – «святая крепость». Осн. в 1293 на месте впадения р. Вуокса в Финский зал. швед. военачальником Т. Кнутссоном как швед. форпост на Карельском перешейке. Права города дарованы В. в 1403 швед. королем Эриком XIII Померанским. С 1527 – стапельный город (получил право принимать иностр. корабли). С 1710 в составе России (юрид. с 1721, по Ништадтскому мир. договору). В течение ста лет рос. город, адм. центр Выборгской губ. В 1811 В. присоединен к автономному Вел. княжеству Финляндскому в составе России. В 1917 вошел в состав независимой Финляндии, развивался и стал в ней вторым по величине городом. В 1920-30-е В. – центр рус. диаспоры в Вост. Финляндии (к кон. 1930-х из 86 тыс. жителей В. русскоязычными были ок. 4,5 тыс. чел.). После Сов.-финл. войны 1939-40 отошел к СССР. Местное нас. было эвакуировано в глубь Финляндии, и В. заселялся переселенцами из разл. областей России. В 1940-44 – районный центр Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В В. сохр. многочисл. фортификационные сооружения XIII–XVIII вв.: Выборгский замок (см. «Выборгский замок», государственный музей), Анненские укрепления, бастион Панцерлакс, Круглая башня. Образцами ср.-век. архитектуры являются Часовая башня (XV в.), башня ратуши. Сохр. здания жил. домов XVI–XVII вв., среди к-рых наиб. изв. «дом купца» (Прогонная ул., 7а), «дом горожанина» (Крепостная ул., 13а), дом быв. купеческой гильдии (Выборгская ул., 8), «дом на скале» (Прогонная ул., 5). В рос. период истории В. появились дворец наместника (1779-84), дом през. суда (1845-47, арх. Э. Лорман). Быстрый рост экономики В. начался после открытия Сайменского кан. (1856) и жел. дороги Рихимяки – СПб. (1870). В 1860-е были частично разобраны укрепления, проложены бульвары. К нач. ХХ в. – периоду наиболее активного стр-ва в В. – относятся здания Объединенного банка Сев. стран (1900, арх. В. Аспелин; 1901, арх. К.Г. Нюстрем). Архит. достопримечательностями 1920–30-х являются здания Выборгской библиотеки центральной городской им. Алвара Аалто, Ленинградского областного государственного архива (быв. Выборгский провинциальный архив), здание Школы живописи и картинной галереи (1931, арх. У. Ульберг), здание быв. Морского торг. уч-ща (1938, арх. Р. Упуя). В сов. период были построены новое здание ж.-д. вокзала (1953; арх. Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский), гостиница «Дружба» (1982, арх. В.Н. Щербин). В 1967 в реконструированном быв. здании ратуши открыт кинотеатр «Выборг» – первый широкоформатный кинотеатр в Лен. обл. В В. установлены пам. Т. Кнутссону (1908, скульп. В. Вальгрен), Петру I (1910, скульп. Л.А. Бернштам), В.И. Ленину (1957, скульп. Ш.В. Микатадзе); скульптура «Лось» в гор. парке (1924, скульп. Ю. Мянтюнен; авторские копии – в г. Лахти и Хельсинки). На окраине В. расположен парк Монрепо. В 1970 Пост. пр-ва РСФСР В. включен в список ист. городов России. В В. жили и работали мн. деятели фин. культуры: музыкант Э. Сивори (см. Выборгское культурное общество им. Э. Сивори), литераторы Я. Ютейни, А. Рахконен, К. Вала, здесь родился фин. этнограф И. Маннинен. В городе имеются две муз. школы, худож. школа, десять филиалов высших учеб. заведений. Работают Выборгская библиотека центральная районная, дет. районная б-ка, Дворец культуры, гор. дом культуры, драм. и кукольный театр «Святая крепость», центр рус. фольклора «Вереск», центр дет. эстрадного иск-ва «Эльфы», Ленина В.И. дом-музей, Музей боевой славы. В городе проводятся многочисл. фестивали: кинофестиваль «Окно в Европу» (с 1992), межрегиональный воен.-ист. фестиваль «Рыцарский замок», междунар. фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо», междунар. фольклорный фестиваль «Руна Балтики», мор. фестиваль «Паруса Выборга», фестиваль циркового иск-ва «Цветы России», джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», дет. фестиваль «Цветы планеты», междунар. фестивали театров кукол и мн. др. Издается св. 10 журн. и более 20 газ., в т. ч. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Работает «Выборгское радио» и телередакции «Выборг-ТВ», «СТС–Выборг». С кон. XIII в. В. – центр христианизации Вост. Финляндии (католичества, с XVI в. – лютеранства). С 1554 – центр самостоятельной Выборгской лютеранской епархии. С В. связаны жизнь и деятельность М. Агриколы. К пам. церк. архитектуры относятся Преображения Господня собор, лютеранский Выборгский кафедральный собор, Доминиканский монастырь, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Францисканский монастырь, костел Св. Гиацинта (он же Рыцарский дом). В наст. время в В. функционируют как правосл. приходы, так и приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Золочевская Н.И., Кепп Е.Е., Новоселова З.А. Выборг: Очерк-путеводитель. Л., 1980; Выборг / Сост. Е.Е.Кепп, фото Ю.Ф. Березовский. Л., 1986; Страницы Выборгской истории. Кн. 1-2. Выборг, 2002–2004; Kauppi, U.-R., Milcik M. I. Viipuri: Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993; Viipuri. 2000. – http://www.viipuri2000.vbg.ru/index_ru.html А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Выборгская губерния
Рубрики
ВЫБОРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России и Финляндии. Занимала сев. часть Карельского перешейка, Сев. Приладожье, юго-восток совр. Финляндии. На терр. В. г. в средние века происходил этногенез карел. После Сев. войны 1700-21 земли Карельского перешейка раздавались в качестве донационных (дарственных) рус. дворянам. В. г. образована в 1744 из Выборгской и Кексгольмской провинций С.-Петерб. губ. (в XVII в. – Выборгский и Кексгольмский лены Швеции) и присоединенных по Абосскому миру 1743 частей шведской Финляндии. Состояла из уездов: Выборгского, Вильманстрандского, Кексгольмского, Нейшлотского, Сердобольского, Фридрихсгамского. В 1784, в рамках губ. реформы Екатерины II, преобразована в Выборгское наместничество, с 1796 – вновь губерния. В 1802-11 именовалась Финляндской губ. (основу нас. В. г. составляли финны). В 1811 передана Вел. княжеству Финляндскому. Это повлекло кардинальные изменения в управлении и законодательстве (Финляндия получила автономию и сохраняла законы швед. времени) и эмиграцию в Россию части рус. населения, формировавшегося с нач. XVIII в. В нач. XX в. В. г. состояла из девяти уездов (Страндасский, Кюменский, Лаппвесиский, Яскисский, Эуряпясский, Кексгольмский, Кроноборгский, Сердобольский, Салмисский); население – 455 тыс. чел. С 1918 – в составе независимой Финляндии (в прежних границах). В 1940 после Сов.-финл. войны значит. часть В. г. отошла к СССР и была передана Карело-Финской ССР и Лен. обл.: Каннельярвский, Койвистовский, Раутовский р-ны (ныне – юж. волости Выборского и Приозерского р-нов) и г. Териоки (ныне – Зеленогорск, в составе СПб.). В ноябре 1944 Лен. обл. передана сев. часть Карельского перешейка (Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны). Части бывшей В. г. принадлежат Республике Карелия (Лахденпохский, Сортавальский р-ны) и Финляндии. См. также: Епархия Выборгская и Финляндская, Епархия Корельская. Лит.: Севергин В. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805; Любекер Е.Е. Выборгская губерния. СПб., 1850 (Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 1. Ч. 6); Острем А.-М. Системы хозяйствования в господских усадьбах на землях Выборгской губернии (XVIII–XIX вв.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1993. С. 52-60. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Выборгское культурное общество им. Эмиля Сивори
Рубрики
ВЫБОРГСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО им. Эмиля Сивори (г. Выборг, Физкультурная ул., 17). Создано в 1990. Носит имя фин. этнографа и комп. Э. Сивори, к-рый более 100 лет тому назад создал в Выборге фин. культурное об-во. Задачи В. к. о.: сохр. и развитие нац. культурных традиций, развитие и поддержка одаренных личностей. Особое внимание обращается на работу с молодежью. Об-во является организатором и участником разл. мероприятий и программ, в т. ч. дет. фольклорного фестиваля стран Балтийского моря «Руна Балтии» (в 1989–2003), междунар. фестиваля кукольных театров (в 1995-97). В. к. о. занимается расширением и укреплением дружеских и творческих отношений с Финляндией. В 2004-05 проводился совм. проект «Взаимодействие – ключ к успеху», посвященный обмену опытом по работе с молодежью. При активном содействии Об-ва группа взрослых жителей Выборга направлена в г. Коуола для бесплатного обучения фин. яз. Лит.: Культура без границ. Российско-финляндский форум культуры. –http://www.kultforum.natm.ru/tree2.html?id=72 А.Я. Устинова
Авторы
подробнее…
«Гардарика», радиостанция
Рубрики
«ГАРДАРИКА», Дом радио, ООО (СПб., ул. Смольного, 3). Радиостанция Пр-ва Лен. обл. Создана в 1993. Вещание распространяется, кроме гор. и р-нов обл. (Приозерск, Выборг, Луга, Кингисепп, Сланцы, Подпорожье, Тихвин и др.), на Финляндию и Эстонию. Имеет штатных и внештатных корр. в городах и большинстве кр. населенных пунктов обл. Аудитория радиостанции составляет ок. 1 млн слушателей. С 2001 в составе Д. р. «Г.» работают две радиостанции: «Невская волна» и Radio Studio. «Невская волна» рассчитана на взрослую аудиторию, выпускает преим. информационно-аналитические передачи, освещающие полит., эконом. и соц.-культ. жизнь обл. Radio Studio – молодежный канал (рассчитан на слушателей до 25 лет), преим. музыкальный, но включает также информационные блоки. Лит.: Сайт радиостанции. – http:/www.radionw.ru О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
подробнее…
«Гармоника», оркестр аккордеонистов
Рубрики
«ГАРМОНИКА», оркестр аккордеонистов. Создан в 1950 на базе оркестра аккордеонистов Гатчинской детской музыкальной школы им. М.М. Иполлитова-Иванова педагогом Ф.Ф. Савиным. Совр. назв. получил в 1990. В настоящее время – один из ведущих оркестров аккордеонистов России, насчитывает более 60 исполнителей. В репертуаре – произв. рус. и заруб. комп. С 1995 оркестр из г. Гатчина является активным участником всерос. и междунар. конкурсов и фестивалей в России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии, Бельгии, Италии и др., в т. ч.: «Балтика-Гармоника», «Звезды баяна и аккордеона», «Салют Победы», «Петропавловские ассамблеи» и мн. др. Лауреат и обладатель многочисл. наград, в т. ч. фестивалей «Sata-Hame Soy» в Финляндии (2001, поч. диплом), «Надежды. Таланты. Мастера» в Болгарии (2002, Гран-при), Европ. муз. фестиваля (г. Неерпельт, Бельгия; 2005, Гран-при) и др. Ежегодно дает ок. 20 концертов на площадках СПб. и Лен. обл. Постоянный участник кинофестиваля «Литература и кино». С 1990 худож. рук. и гл. дирижер – В.Н. Казанцев. Лит.: Оркестр «Гармоника». – http://www.gorod.gatchina.biz/first_musical; Сайт оркестра. – http:// www.harmonica.gatchina.ru В.А. Егорова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гезеллиус Герман (Херман) Эрнст Хенрик
Рубрики
ГЕЗЕЛЛИУС (Gesellius) Герман (Херман) Эрнст Хенрик (1874–1916), архитектор. В 1897 окончил Политехн. ин-т в Хельсинки. В 1896–1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен», после его закрытия в 1904-07 продолжал работать с Э. Саариненом. Участвовал в проектировании павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900), ряда зданий в Хельсинки (в т. ч. здания Нац. музея, 1901-10), виллы Суур-Мерийоки под Выборгом (1902-03), ж.-д. вокзала в Выборге (1913, совм. с Э. Саариненом; здание взорвано в авг. 1941 при отступлении сов. войск). А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Декоративно-прикладное искусство
Рубрики
В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду и отвозили в Финляндию. Женщины ткали полотна, плели из прутьев корзины. Библиография: Краеведение: книга для чтения в 3-4 классах. – Кингисепп, 1996. – с. 96.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Депортации этнические
Рубрики
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Диалекты и субдиалекты (карелы)
Рубрики
  • собственно карельский язык
    • северокарельский диалект
      • олангский говор
      • кестеньгской говор
      • керетьский говор
      • вица-тайпальский говор
      • пистоярвский говор
      • ухтинский (калевальский) говор
      • вуккиниемский говор
      • суомуссалмский говор
      • контокинский говор
      • юксюярвский говор
      • панаярвский говор
      • усманский говор
    • южнокарельский диалект
      • рукаярвский говор
      • тункинский говор
      • ребольский говор
      • паданский говор
      • пораярвский говор
      • мянтиселькинский говор
      • иломанцевский говор
      • корписелькинский говор
      • суоярвский говор
      • суйстамский говор
      • импилахтинский говор
    • тихвинский диалект
    • валдайский диалект
Большинство западноевропейских исследователей относят тихвинский и валдайский диалекты к говорам южнокарельского диалекта. Кроме того, в Финляндии существуют диалекты, официальной финской лингвистикой в рамках национальной идеи о монолитности финского народа трактуемые как говоры финского языка, но по сути являющиеся диалектами собственно карельского языка. Диалекты эти распространены на значительной части (более 1/3) территории Финляндии преимущественно в приграничных с Карелией районах, к тому же ранее они охватывали практически всю Ингерманландию. Это в первую очередь так называемые карельские или юго-восточные или выборгские (западнокарельские) диалекты и более близкая к финскому саволакская (савосская) группа диалектов. Обе диалектные группы состоят из многочисленных говоров. Выборгские диалекты делятся на два основных наречия, которые иногда называют эвремейским и савакотским, хотя название савакот известно только на Карельском перешейке и в Ингерманландии. Носители эвремейских говоров жили (живут) в районах, прилегающих к Финскому заливу. Носители говоров савакотского типа живут и жили в районах, прилегающих к Ладожскому озеру и южному берегу Сайменского озера. Эвремейская диалектная группа очень близка к ижорскому языку и достаточно близка к финскому языку, а говоры савакотской диалектной группы обнаруживают многочисленные связи с собственно карельским языком. Савосская диалектная группа подвергалась начиная с XII века сильному влиянию древнекарельского языка и имеет много общего с западнокарельскими (выборгскими) диалектами и собственно карельским языком. Вследствие трагических событий XX века почти все западнокарельские ("юговосточные") говоры к нашему времени практически изчезли. Единственным районом компактного проживания носителей этих говоров остался восточный угол финляндской губернии Южная Финляндия, включившая в себя после реформы 1997 года финляндскую Южную Карелию с городами Лаппеенранта и Иматра. Раньше этот район относился к Кюменскому лену, а до этого к Выборгской губернии (лену). Тамошние карельские говоры, особенно в городах и поселках, в послевоенное время подвергались сильному влиянию финского литературного языка и соседних савосских диалектов. Коренное, сельское население этого района традиционно считает себя карелами. Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык. Диалекты и субдиалекты // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
подробнее…
Евреи
Рубрики
ЕВРЕИ (самоназвание на иврите – йегудим, на идише – йид или айид), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Иврит относится к семитской группе афразийской языковой семьи; идиш, распространенный среди Е. России, – к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие Е. – иудаисты, нек-рые принимали христианство. Е. на терр. совр. Лен. обл. селились с XIX в. Росту числ. Е. препятствовали ограничения на расселение за «чертой оседлости» (окончательная линия определена в 1835), в к-рую входили зап. губернии Рос. империи. За «чертой оседлости» было разрешено селиться отставным солдатам и их потомкам (в 1827-56 практиковался набор еврейских детей в школы кантонистов с дальнейшим отбытием воинской повинности), с 1850-60-х – купцам первой гильдии, обладателям уч. званий, нек-рым категориям ремесленников. В 1897 в С.-Петерб. губ. проживали 4 тыс. Е. В осн. они селились в городах (в т. ч. в пригородах СПб., ныне входящих в его состав), в большинстве своем относились к мещанскому сословию. Еврейские общины существовали в Тихвине, Выборге (в 1890-е – 261 чел.). В 1920-30-е значительно возросла числ. Е. в Ленинграде и его пригородах. После начала Сов.-финл. войны Е. Выборга (около 300 чел.) были эвакуированы вместе с остальными гражданами Финляндии во внутр. р-ны этой страны. В 1941-44 Е., оказавшиеся на терр., оккупированной нем. войсками, подверглись репрессиям (по оценкам исследователей, жертвами холокоста в Лен. обл. стали 3,6 тыс. чел.). Во второй пол. ХХ в. происходило постепенное сокращение числ. Е. за счет ассимиляции и миграций. В 2002 в Лен. обл. проживало 1,7 тыс. евреев. В Выборге действует еврейское культурное об-во, в Киришах – об-во еврейской культуры «Надежда» («Атиква»), в Бокситогорске – семейный клуб «Мир». Еврейские общины зарегистрированы также во Всеволожске, Гатчине, Луге. Лит.: Плоткин К.М. Ленинград – зона холокоста. –http://school.ort.spb.ru/library/torah/shoa/plotkin.htm#_edn20 А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый
Рубрики
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Епархия Выборгская и Финляндская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Женский водский костюм
Рубрики
Женский костюм конца 18 века подробно описан Ф. Туманским. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому его можно было восстановить. Водский женский костюм имеет возрастные отличия; костюм девушки, костюм молодки, только что вышедшей замуж, костюм женщины через два года после свадьбы и костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества. Костюм девушки был восстановлен Кузнецовой К. и Ефимовой Т., костюм 3-го возраста - группой мастериц под руководством О. И. Коньковой. Костюмы были представлены на водском празднике "Лужицкая складчина -504" в 2004 году в д. Лужицы. «...Женщины чюдския (водские) все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрый глаза больше голубыя … росту оне хорошаго, волоса почти у всех светло-русия, тело имеют здоровое нежное белое и чистое; в убранстве своем красивы и от множества бисеров и звонков делают великой шум, когда идут...» Уборы женщин различны по возрасту, и разделяются на четыре отделения: 1) девки, 2) молодки, 3) женщины и 4) старухи, об отличии которых следует. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ижорский народный музей
Рубрики
ИЖОРСКИЙ НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ. Открыт в дер. Вистино (Кингисеппский р-н). 1 окт. 1993 в здании быв. начальной школы при поддержке рыболовецкого колхоза «Балтика». Ныне в подчинении отдела культуры администрации МО «Кингисеппский район». Посвящен истории и традиционной культуре ижоры (преимущественно сойкинской и нижнелужской групп, проживающих в р-не). В экспозиции представлены нар. костюмы, традиционные орудия рыболовецкого промысла, предметы быта, фотографии. Музей ведет большую краевед. работу, цель к-рой сохранение памяти об ижорской культуре и поддержание этнического самосознания ижоры. Большинство экспонатов являются дарами местных жителей. Экспозиция ежегодно обновляется за счет поступления новых экспонатов. Музей принимает участие в орг-ции празднования Иванова дня (см. «Юханнус»), Дня рыбака (традиционный проф. праздник для большинства жителей Сойкинского п-ова, второе воскресенье июля); в 2004 принял активное участие в подготовке и проведении «Ижорского праздника». Ежегодно музей посещают более 1500 чел. из СПб., Лен. обл., Финляндии. Лит.: Конькова О. Ижора // Пчела. 2001. № 34; http://www.pchela.ru/podshiv/34/ijora.htm А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ингерманландия
Рубрики
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ингерманландские финны
Рубрики
ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ФИННЫ (финны-инкери, финны ленинградские; устар. – чухонцы, маймисты; самоназвания – суомалайсет, инкерин суомалайсет), этническая общность. Говорят на местных говорах вост. диалектов фин. языка (прибалт.-фин. подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи). Верующие исповедуют лютеранство (см. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии). Проживают дисперсно в западных р-нах Лен. обл. (т. н. Ингерманландии). В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывалось 107 тыс. финнов (сел. население); в 2002 в Лен. обл. – ок. 8 тыс. финнов, в СПб. – 4 тыс. чел. Общность сформировалась в результате переселения финнов с Карельского перешейка и районов совр. Вост. Финляндии в Ингерманландию, присоединенную в 1617 к Швеции и находившуюся в запустении после Смутного времени. В XIX в. выделялись этнические группы савакот и эвремейсет. Особую группу (без самоназвания) составляли финны Кургальского п-ова. Групповые различия в осн. исчезли на рубеже XIX–XX вв., когда активно пошли консолидационные процессы. Большую роль здесь сыграла нац. интеллигенция, связанная с Лютеранской церковью (см. Колпанская учительско-кистерская семинария, Путро Моосес). И. ф. занимались земледелием, животноводством; с XIX в. развиваются отхожие промыслы. Осн. тип поселений – деревня. Финские дер., находившиеся к югу от р. Нева, имели уличную планировку; а те, что на Карельском перешейке (Всеволожский р-н), – разбросанную (из неск. групп домов – «поселков», расположенных на вершинах соседних холмов). Расселение в зоне контакта с ижорой, водью, русскими обусловили формирование культурных отличий от финнов-суоми (нас. Финляндии). Специфическим элементом муж. костюма был фин. нож (pukko). В XIX – нач. XX вв. женщины носили сарафаны, обычно красного и синего цветов. Нар. традиции сохранялись в обрядности празднования Егорьева дня (первый выгон скота), Иванова дня (см. Юханнус), свадебной обрядности (обряд «курения» при сватовстве) и т. п. В 1920-30-е на терр. Лен. обл. существовали нац. финские сельсоветы и Куйвазовский (Токсовский) нац. р-н (сев. часть совр. Всеволожского р-на). Репрессии и депортации 1930-40-х привели к формированию ингерманландской диаспоры в Карелии (в 2002 – 14,3 тыс. чел.) и Эстонии. В 1990-е часть И. ф. эмигрировала в Финляндию. В 1988 создана общественная орг-ция «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), занимающаяся сохр. и развитием культуры этой этнической общности. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 130-148; Заднепровская А.Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург. СПб., 2002. С. 528-541; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 402-431; Гильди Л.А. Судьба «социально-опасного» народа. СПб., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 16-88; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX–ХХ в. СПб., 2004; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 469-521; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ингерманландский певческий праздник
Рубрики
В XIX веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефиннский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел 1926 г. в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось только в 1989 году, когда прошел певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет прадник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в деревне Скворицы Гатчинского района. Праздник проходит по одному и тому же сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, исполняется национальный гимн «Nouse Inkere», поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Они представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. В 18.00 разжигают костер «кокко», три раза обходят его, взявшись за руки. Если костер падает – это плохая примета. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраивают спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. Продаются сувениры и поделки народных мастеров. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Эстонии, Швеции, Финляндии. В странах Балтии Иванов день – выходной. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
«Инкерин Лиитто», финская общественная организация
Рубрики
«ИНКЕРИН ЛИИТТО» («Ингерманландский союз»), общество ингерманландских финнов. Организовано в 1988 (учредительное собр. состоялось в пос. Тайцы), зарегистрировано в 1989. В СПб. и Лен. обл. действуют 18 отделений: С.-Петерб., Всеволожское (Колтушское), Тосненское, Колпинское, Выборгское, Сестрорецко-Зеленогорское, Отрадненское, Пушкинское, Стрельнинско-Ломоносовское, Сосновоборское, Токсовское, Гатчинское, Таицкое, Приозерское, Кипеньское, Кингисеппское, Волосовское, Новодевяткинское. Отделения существуют и в ряде других регионов России, где проживают представители ингерманландской фин. диаспоры (Москва, Псков, Иркутск). Высший орган управления «И. Л.» – ежегодный съезд, избирающий Совет и каждые два года председателя (с 1998 г. – А.И. Кирьянен). Объединяет более 3500 чел. Цель об-ва – «сохранение ингерманландских финнов как этнической общности на родной земле». Об-во разрабатывает и осуществляет мероприятия по нац.-культурному возрождению рос. финнов: это фольклорная работа (созданы неск. хоров и нар. муз. коллективов), организация курсов фин. яз. в Ингерманландии (СПб., Гатчина, Колтуши, Сосновый Бор, Тосно, Выборг), с 1989 ежегодно проводится нац. праздник «Юханнус». Вместе с фин. стороной «И.Л.» участвовал в создании Ингерманландской земледельческой школы (1993, г. Пушкин), домов престарелых в Тайцах, Колтушах, Мартышкине), Терволове (Гатчинский р-н), Кикерине. В 2000 в рамках финл. гос. проекта поддержки ингерманландских финнов открыт Гатчинский фин. многофункциональный центр. Об-во занимается проблемой трудоустройства, в т. ч. орг-цией сезонных работ в Финляндии для молодежи. «И. Л.» поддерживает контакты с Ингерманландским Союзом финнов Карелии, организациями ингерманландцев Эстонии, Швеции, Финляндии, Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, фин. общественными орг-циями «Вилла Инкери», «Волунтате»; участвует в деятельности Парламента заруб. финнов (осн. в 1997), представляющем интересы фин. диаспоры. С 1998 издает газ. «Инкери» (6 номеров в год). Лит.: Кокко В. «Инкерин Лиитто»: 15 лет национального строительства // Инкери. 2003. Октябрь-ноябрь. С. 1-2; «Inkerin Liitto». – http://www.inkeri.spb.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ино, форт
Рубрики
ИНО (до 1917 – Николаевский), форт. Расположен на мысе Инониеми на сев. берегу Финского зал., в районе ж.-д. ст. Приветнинское (Выборгский р-н). Строился в 1908-16. Назван в честь имп. Николая II. Включал ряд закрытых и открытых укреплений, четыре арт. батареи с 32 дальнобойными орудиями калибром от 305 до 155 мм, девять опорных пунктов, казематы, пороховые погреба, казармы. Выс. батарейных брустверов превышала 4 м, дл. доходила до 250 м. Для подвозки снарядов была построена жел. дорога протяженностью 3 км. Сообщение с юж. берегом залива проходило по подводному кабелю протяженностью 22 км. Арт. огонь форта, при поддержке с юж. берега, позволял полностью перекрыть подступы к Кронштадту. В 1917 гарнизон форта насчитывал 5500 чел. В связи с тем, что форт оказался на терр. независимой Финляндии, 14 мая 1918 его гарнизон был эвакуирован, а все сооружения в тот же день взорваны электрическим разрядом, поданным по кабелю с форта Красная Горка. После подавления Кронштадтского восстания в 1921 на терр. форта разместился лагерь беженцев. Попытки финнов в 1918 и 1941-44 установить на развалинах форта новые батареи подавлялись огнем. После вхождения Карельского перешейка в состав Лен. обл. форт не восстанавливался, однако до 1990 там размещались воинские части. В наст. время руины батарей, рвы, остатки гавани привлекают туристов. Лит.: Михаленя К.К. Форт «Ино». Строительство и разрушение // Цитадель. 1997. № 1; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведаннная. Юго-западный сектор. Ч.2: Уусикиркко (Поляны). СПб., 1998. С. 163-171. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Каменногорск, г.
Рубрики
КАМЕННОГОРСК (до 1948 – Антреа/Antrea, швед.– Санкт-Андре), город в Выборгском р-не. Нас. – 5,8 тыс. чел. Находится на берегу р. Вуокса. Первоначально терр. К. относилась к уезду Яаски (Jaaski; см. Лесогорский), по Ништадтскому договору разделенному границей в 1721 (см. Выборгская губ.). Оказавшиеся на терр. России быв. прихожане ц. Св. Петра в Яаски в 1725 построили дерев. лютеранскую ц. Св. Андрея, от названия к-рой и происходит топоним «Антреа» (по др. версии, по назв. мыса Антерниеми на р. Вуокса). В кон. XVIII – нач. XIX в. в р-не Антреа начали разрабатывать месторождения гранита. В 1892 построена ж.-д. ветка на Выборг, в 1893 – на Иматру (ныне – в Финляндии) и Хиитолу (ныне – в Республике Карелия). В 1918-40 пос. Антреа – в составе независимой Финляндии. В 1918, во время гражд. войны в Финляндии, важ. опорный пункт белой армии. Статус города получил в 1940. До 1944 – в Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. До 1960 – в составе Лесогорского р-на (до 1948 Яскинский), затем – Выборгского р-на. В 1948 переименован в Каменногорск, назв. связано с выходами кристаллических пород в окрестностях города и наличием карьеров, где ведется добыча гранита. В наши дни в К. работают карьероуправление (с 1969), Комбинат нерудных материалов (ККНМ), ООО «Минерал», карьер «Пурга». Гранит из К. используется на стр-ве в СПб. В городе имеются дет. муз. школа, б-ка. В 15 км от К. у быв. дер. Корпилахти обнаружены кам. и костяные мезолитические орудия. Повседневная жизнь Антреа сер. XIX в. описана в произв. выборгского поэта А. Рахконена. Расположение К. привлекает любителей водного туризма. Лит.: Каменногорск. – http://kamennogorsk.narod.ru; Simonen S. Antrea: Antrean ja Vuoksenrannan kuntien muistojulkaisu. Helsinki: Kustantaja, 1951. А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Катюша», театр костюма
Рубрики
«КАТЮША», театр костюма (г. Гатчина, Революционный пер., 1). Создан в 1991, организатор и бессменный рук. – Л.М. Иванова. Коллектив ставит задачей возрождение и развитие традиций рус. культуры в самодеятельном творчестве, совершенствование эстетического воспитания молодежи (в осн. девушек). С театром работают проф. дизайнеры, хореографы, преподаватели по пластике, подиумному шагу, стилисты-визажисты, парикмахеры; коллекции костюма для «К.» («Прогулка по Гатчине», «Кума-душечка» и др.) создают проф. худ.-модельеры. Ставятся костюмные спектакли-миниатюры: «Красавица Русь», «Ветка сирени», «Карнавал в Венеции» и мн. др. Ряд коллекций посвящен ист. событиям и выдающимся людям, истории Гатчины. «К.» – постоянный участник обл. конкурсов и фестивалей театров мод. Театр неоднократно выступал в СПб., гастролировал в Москве, Ярославле, Иванове, Сочи, Владимире, а также в гор. Финляндии, Дании, Болгарии, Германии, Литвы. Является дипломантом I степени Всерос. конкурса «Текстильный салон», лауреатом Всерос. конкурса «Русский костюм на рубеже эпох» (2004, Ярославль), дипломантом I степени междунар. конкурса «Русский силуэт» (2002, Москва). Лит.: Театр костюма «Катюша». – http://cult.gatchina.ru/katyusha/news.htm А.Б. Федулова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кикерино, г. п.
Рубрики
КИКЕРИНО, городской поселок в Волосовском р-не. Нас. – 2000 чел. Находится на шоссе Б. Колпаны – Волосово. Назв., вероятно, связано с прибалт.-фин. фам. Кекки (Кекке). Топоним К. упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 (ныне близ К. существуют дер. Большое Кикерино и Малое Кикерино). Собственно пос. К. возник при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород (открыта в 1870). В 1906 П.К. Ваулин открыл в К. керамическую мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» на базе кирпичного з-да, существовавшего в К. с 1878. Здесь изготавливали облицовочную плитку, к-рая широко использовалась при отделочных работах в СПб., а также печные и каминные изразцы, вазы, киоты, майоликовые иконы (см. Ваулина керамический завод). В К. находились дерев. церкви, принадлежавшие Пятогорскому Богородицкому мон.: Казанской Божией Матери (1902-03; сгорела в 1907), Преображения Господня (1907-09, арх. В.А. Воротилов; закрыта в 1939; не сохр.). В нач. ХХ в. в К. построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (возвращена общине в 1993). Работают дом культуры, б-ка. В 1997 в К. в рамках соглашения между Финляндией и Пр-вом Лен. обл. открыт интернат (дом престарелых) на 24 места для ингерманландских финнов. Лит.: Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни». Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 82-85. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Конкка Юхани (1904-1970), литератор
Рубрики
КОНККА (Konkka) Юхани (1904, Конккала близ пос. Токсово – 1970), писатель, переводчик. В 1915 поступил в нар. уч-ще в Импилахти, потом в семинарию в Сортавале. В 1919 семья К. уходит в Финляндию, и он добровольцем вступает в Североингерманландский полк Г.В. Элфвенгрена. В 1921-22 – участник гражд. войны в Карелии на стороне белых. В 1920-е семья К. жила в Рауту (ныне пос. Сосново). В 1927 К. окончил Журналистскую общественную высшую школу (Sanomalehtitutkinto Yhteiskunnallinen korkeakoulu). Уже в дет. годы начал писать стихи (с восьмилетнего возраста на фин., с двенадцатилетнего – также и на рус. яз.). В 1929 К. опубликовал под псевд. Урхо Торикка (Urho Torikka) первый роман «Мы герои» («Me sankarit»), рассказывающий о гражд. войне в Карелии. Наиболее известен его роман автобиографического характера «Огни Петрограда» («Pietarin valot», 1958) – о гражд. войне на Карельском перешейке. К. переводил на фин. яз. произв. рус. и сов. писателей: Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака и др. В 1937-44 и 1951-54 работал в изд-ве «WSOY» (г. Порвоо). В 1949-58 входил в правление Фин. писательского союза. В 1958 в составе делегации фин. писателей посетил СССР, приезжал в Токсово. Удостоен премии М. Агриколы (1961) и премии Фин. писательского союза (1962). На рус. языке произведения К. не изд. Соч.: Отрывок из романа Ю. Конка «Огни Петрограда» на рус. яз.. – http://www.toksovo.elci.ru/toks_konkka.htm Лит.: Konkka Juhani. – http://www.lappeenranta.fi/?deptid=12982 А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
1 2 3