Адреса
/
Сопредельные территории/Вологодская область
Вепсский язык | |
Рубрики | |
Вепсский язык относится к северной группе прибалтийско-финской ветви финно-угорской языковой семьи, он наиболее близок к карельскому, ижорскому, финскому языкам. Вепсский язык по своей структуре сравнительно однороден, хотя диалектные различия существуют. Ученые выделяют три диалекта: северновепсский, или прионежский, средневепсский и южновепсский. На северновепсском диалекте говорят вепсы, живущие в Вепсской национальной волости Карелии; на средневепсском - жители вепсских территорий Вологодской (Бабаевский и Вытеггорский районы) и Ленинградской областей (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы). В Бокситогорском районе Ленинградской области живет немногочисленная группа вепсов, говорящих на южновепсском диалекте. Число говорящих ок. 6 тыс. человек (2002 г., перепись). В вепсском языке выделяют три диалекта, но есть мнение, что они могут рассматриваться как говоры, различия между ними невелики и не могут существенным образом влиять на взаимопонимание. Для вепсского языка характерно, в отличие от других прибалтийско-финских языков, отсутствие чередования согласных. Гармония гласных является частичной. Вследствие синкопы и апокопы большинство двусложных слов превратилось в односложные. Отсутствует оппозиция кратких и долгих согласных (кроме южного диалекта, где имеются вторичные долгие гласные). Палатализация является фонологическим признаком. Вепсскому языку присуща синтетическая форма перфекта кондиционала. Своеобразна отрицательная форма имперфекта (в южном диалекте). Синтаксис сходен с карельским. Многочисленные лексические заимствования из русского языка. Вепсский язык преподается как предмет в начальной школе, изучается в вузах. На нем издается учебная и художественная литература, выходит ежемесячная газета, печатаются материалы в детском журнале, ведутся радиопередачи. Центрами научного изучения языка являются Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, факультет прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского университета, Институт Севера Педагогического университета им. Герцена. Созданная в 1930-е годы вепсская письменность развития не получила; с конца 1980-х годов разрабатывается новая письменность на основе латинского алфавита. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вепсы | |
Рубрики | |
ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас. Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений. Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вепсы на рубеже XX - XXI веков: данные социологических исследований и статистики | |
Рубрики | |
Большую известность в начале процесса демократизации получила информация о искажении учета вепсов в Ленинградской и Вологодской областях, где сокращение их численности оказалось неправдоподобно высоким - с 24 186 тыс. чел. в 1926 г. до 838 чел. в 1979 г., при значительно меньшей убыли вепсов за то же время в Карелии - с 8 587 до 5 864. При переписи 1989 г. о вепсах были получены достоверные данные, согласно которым их общая численность в России увеличилась с 7 550 до 12 142 человек: в Ленинградской области — до 4 273, в Вологодской — до 728, в Карелии — до 5 959 человек. Основной причиной убыли вепсов стала ликвидация «неперспективных» деревень в 1970-х — начале 1980-х гг. Городских вепсов насчитывалось в Ленинградской области в 1989 г. лишь 896 человек, сельских – 3 377. В 2002 г. в Ленинградской области насчитывалось 508 городских вепсов, сельских - 1 511. В 2002 г. впервые отмечено, что в городах проживает больше вепсов, чем в сельской местности. В 1989 г. вепсов в селах было ненамного больше, чем в городе (б 258 и 5 884 чел. соответственно), примерно равным был среди них удельный вес лиц пожилого и старшего возраста, но потери вепсов в селах к 2002 г. (2 642 чел.) оказались в два раза выше, чем у городских вепсов (1 260 чел.). Сельское население Ленинградской и Вологодской областей сократилось в два раза, а Карелии — на 21,0%. Впервые серьезную тревогу вызывает будущее вепсов в селах Ленинградской области: там доля детей до 15 лет составляет всего 4,0% (60 чел.), а лица старше трудоспособного возраста — 59,0% (892 чел.), средний возраст равен 64,2 года, тогда как в Карелии — 48,7 лет. В 1989 г. не наблюдалось существенной разницы в возрастной структуре вепсов в селах Карелии и Ленинградской области, поэтому такие различия к 2002 г. в темпах убыли вепсского сельского населения между данными регионами можно объяснить либо влиянием значительно худших по сравнению с Карелией социально-экономических условий жизни в вепсских селах Ленинградской области, либо неточным учетом вепсов в 2002 г. В 2002 г. вепсским языком владели 5 753 человека; в том числе в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях 5 213, за пределами этих регионов таких лиц оказалось больше всего в Санкт-Петербурге — 206 человек, в Мурманской области — 69 и в Кемеровской области — 42 человека. В Карелии насчитывается 2 295 человек, владеющих вепсским языком, вепсов из них — 1 849. Вепсы, знающие свой язык, составляют 38%. В городе таковых 1051 чел. (32,5%), в селах - 798 чел.(48,9%). В Ленинградской области вепсским языком владели 2 386 чел., среди них вепсов 1 413 (59,2%): из вепсского сельского населения свой язык знали 1 157 чел. (76,6%), в городах — 256 чел. (50,4%). В то же время в области зафиксировано 973 представителя других народов, владеющих вепсским языком. На фоне резкой убыли в области вепсов этот факт может объясняться возможной сменой у них (при сохранении знания языка) этнической идентификации, либо недостоверным учетом при переписи. В Вологодской области вепсским языком владеют 532 человека. Как и в Ленинградской области, их на 25% больше, чем вепсов. Среди вепсов знают язык 236 человек, или 55,2%. Данные 2002 г. свидетельствуют об углублении различий между вепсами Карелии и Ленинградской области по уровню образования. В Карелии он у вепсов значительно вырос: на 1 000 чел. в возрасте 15 лет и старше в городе приходится 155 чел. с высшим образованием, в сельской местности - 54 чел., что практически соответствует аналогичным показателям по республике — 164 и 56. В 1989 г. такие показатели были у вепсов в городе в два раза ниже, чем в целом у населения республики (59 и 107 чел.), на селе - в 1,5 раза ниже (28 и 44 чел.). | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Депортации этнические | |
Рубрики | |
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Древо жизни», вепсский фестиваль | |
Рубрики | |
«ДРЕВО ЖИЗНИ», вепсский фестиваль – праздник вепсской культуры. Вепсское назв. «Елон пу». Организован в с. Винницы Подпорожского р-на – одном из центров культуры вепсов в 1987, по инициативе Управления культуры Леноблисполкома и обл. науч.-методического центра нар. творчества и культ.-просвет. работы. Проводится ежегодно во второй пол. июня. В фестивале принимают участие делегации из вепсских р-нов Лен. и Вологодской обл. и Республики Карелия, фольклорные коллективы из разл. регионов РФ и Эстонской республики, представляющие творчество родственных вепсам финно-угорских народов. Во время праздника организуется ярмарка нар. промыслов, худож. ремесел, выставки живописных работ и экспозиции, отражающие традиционную культуру вепсов. В рамках первого праздника в Озёрах Подпорожского р-на (см. Озёра, группа вепсских деревень) была организована науч.-практическая конференция, посвященная проблемам сохр. яз. и культуры вепсов. Став традиционным, фестиваль проходит в разных насел. пунктах Подпорожского р-на с вепсским нас., в т. ч. в Озёрах, пос. Курбе, Немже. Кроме общевепсского фестиваля в Подпорожском р-не, организуются местные праздники с тем же назв. в наиболее кр. вепсских поселениях др. районов Лен. обл. Лит.: Лапин В.А. «Дерево жизни» — праздник вепсов // Этнография Петербурга–Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. Л., 1988. С. 44-46. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Олонецкая и Каргопольская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Золотарев Давид Алексеевич (1885-1937), ученый | |
Рубрики | |
ЗОЛОТАРЕВ Давид Алексеевич (1885–1935), антрополог, этнограф, проф. (1918). В 1903-04 учился на мед. ф-те Моск. ун-та; в 1904-07 жил в Париже, слушал лекции в Сорбонне и Рус. техн. школе. В 1912 окончил физ.-матем. фак-т СПб. ун-та, оставлен для подготовки к профессорскому званию. С 1911 принимал участие в работе Постоянной комиссии по сост. этногр. карт при Рус. Географическом об-ве (в 1916-19 ее секретарь), работал в экспедициях в Ярославской, Тверской, Новгородской, Вологодской, Архангельской губ. В 1920-е зав. отделением рус.-фин. этнографии Этногр. отдела РМ (ныне Рос. этногр. музей), где в 1927 под руководством З. была создана экспозиция, посвященная культуре прибалт.-фин. народов; зав. разрядами этнической антропологии и этнографии Рос. академии истории материальной культуры, пред. антрополого-этногр. секции Ленингр. об-ва изучения местного края. Преподавал в ЛГУ, Географическом ин-те (с 1925 – геогр. ф-т ЛГУ), Пед. ин-те им. А.И. Герцена. В 1920-30 З. возглавлял Европ. отдел Комиссии по изучению племенного состава народов СССР и сопредельных стран при АН СССР (КИПС). Руководил комплексными экспедициями: Верхневолжской (1921-25), Юго-восточной (1925-29), Северо-западной (1926-30; вел работы на Кольском п-ове, в Карелии, Ленингр., Новгородской и юге Вологодской обл.). Составил этногр. карту Лен. обл., изд. в приложении к книге З. «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР» (Л., 1927). Результаты работ Сев.-зап. экспедиции были представлены в «Карельском сборнике» (1929), «Западнофинском сборнике» (1930), изд. в серии «Труды КИПС». В 1930 арестован по делу краеведов. Отбывал наказание на Беломоро-Балтийском кан. Освобожден досрочно в 1932, вернулся в Ленинград. Работал проф. антропологии и музееведения Центрального геогр. музея. В 1933 вновь арестован, приговорен к пяти годам лагерей. Умер в г. Мариинск (ныне – Кемеровская обл.). В 1944 б-ка ЛГУ приобрела у наследников З. 3000 томов изд. по этнографии из его б-ки, составивших отдельный фонд. Лит.: Шангина И.И. Давид Алексеевич Золотарев (К 100-летию со дня рождения) // Советская этнография. 1985. №6. С. 76-84; Решетов А.М. Репрессированная ленинградская антропология (К постановке вопроса) // Палеоантропология, этническая антропология, этногенез. СПб., 2004. С. 201-219. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ленинградская область | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект РФ. Терр. – 83,9 тыс. кв. км (максимальная протяженность с запада на восток 446 км, с севера на юг – 325 км). Нас. (на 2002) – 1669 тыс. чел. Граничит с Псковской и Новгородской обл. на юге, Вологодской обл. на востоке, Республикой Карелия на севере, а также с иностр. гос-вами: на западе с Эстонией, на сев.-зап. с Финляндией. Органы управления Л. о. размещаются в соседнем субъекте федерации – СПб. Свидетельствами ист. прошлого Л. о. являются многочисл. археол. памятники. На р. Волхов находится первая столица Руси – Старая Ладога. Население края всегда было полиэтничным. Формирование региональной культуры происходило в условиях контакта финно-угорских народов и славян. В средние века территория Л. о. входила в состав владений Вел. Новгорода. На рубеже XV–XVI вв. регион был разделен между четырьмя пятинами (адм.-терр. единицы Новгородских земель) – Шелонской (левобережье р. Луга), Водской (междуречье рр. Луга и Волхов), Обонежской (восточнее р. Волхов), Бежецкой (вост. часть совр. Бокситогорского р-на). С кон. XVIII в. по нач. XX в. терр. Л. о. была разделена между С.-Петерб., Выборгской, Новгородской, Олонецкой губ. На экон. развитие региона с XVIII в. первостепенное влияние оказывает СПб. (см. Дороги). Л. о. создана 1 авг. 1927. Ее пл. составляла 360,4 тыс. кв. км. Л. о. состояла из девяти округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолукский (в 1929 передан Западной обл.), Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Мурманский, – к-рые делились на районы и сел. советы. В 1930 округа как адм. подразделения в составе обл. упразднены, за исключением Мурманского (ввиду его отдаленности). В 1931 Ленинград стал городом республ. подчинения, были разделены обл. и гор. орг-ции, что положило начало существованию Л. о. как самостоятельного адм.-хоз. субъекта. В 1937 Череповец и прилежащие р-ны переданы вновь образованной Вологодской обл. В 1938 Мурманский округ преобразован в самостоятельную обл. В 1944 образованы Новгородская и Псковская обл. В 1940, после Сов.-финл. войны, Л. о. была передана отвоеванная у Финляндии юж. часть Карельского перешейка (Каннельярви, Койвисто-Приморск, Рауту-Сосново). 24 нояб. 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР в состав Лен. обл. включены Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны Карело-Финской ССР, а также терр. Эстонской ССР восточнее р. Нарова с г. Ивангород. С этого времени Л. о. приобрела совр. границы. Л. о. включает 17 муниц. р-нов: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский. На терр. Л. о. расположены 31 город, 34 гор. пос., 2907 сел. пос. (численность сел. поселений постоянно изменяется). В 1996-97 были сформированы муницип. образования, реформированные в 2004-05 (в наст. время насчитывается 222 МО разл. уровней). В Л. о. сохр. памятники дерев. зодчества, крепости (см. Крепостное и оборонительное строительство), усадьбы; работают ист.-краевед. и отраслевые музеи, театры, школы иск-в, худож. школы, муз. школы. Сеть учреждений культуры Л. о. включает в себя дома и дворцы культуры, клубы, фольклорные центры, кружки самодеятельности (см. Самодеятельность художественная), библиотеки. Частью культурной жизни являются многочисл. фестивали и праздники (см.: Праздничная культура Ленинградской области, Фестивали искусств). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А, Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Ленинградская область: Ист. очерк. Л., 1986; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996; Ленинградская область – 70 лет: Альбом. СПб., 1997; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Народ лесных деревень | |
Рубрики | |
Вепсы – коренной народ, места традиционного проживания которого находятся в трех регионах Российской Федерации – в Вологодской и Ленинградской областях и в Республике Карелия. Численность вепсов – 12,5 тысяч человек. Традиционные занятия вепсов – рыболовство, охота и земледелие. До крещения Руси вепсы были язычниками, в некоторых селах язычество частично сохранялось и до XIX века. В современных обрядах вепсов сохранилось очень многое из язычества. Это относится и к верованиям – православие и язычество незаметно слились. По языковым особенностям вепсов можно разделить на три диалекта – северный, средний и южный. Все они имеют некоторые различия между собой, но носители разных диалектов прекрасно понимают друг друга. Носители северного диалекта живут около Онежского озера, на его юго-западном побережье. На среднем диалекте, по словарному запасу самом богатом, говорят вепсы рек Оять и Свирь, а также вепсы побережья Белого озера и Белозерско-Онежского водораздела. Южный же диалект, самый малоизвестный, сохранивший некоторые древние формы языка, бытует у вепсов Бокситогорского района Ленинградской области. Вепсский язык ученые относят к уральско-юкагирской языковой семье, прибалтийско-финской группе языков. Ученые-финно-угроведы вепсский язык называют даже санскритом прибалтийско-финских языков, настолько хорошо он сохранил древние формы, многие из которых восходят к прибалтийско-финскому праязыку. Кроме вепсов в прибалтийско-финскую группу на данный момент входят финны, карелы, эстонцы, саамы и др. История народа началась примерно 2 тысячи лет назад, когда вепсский народ с южного побережья Ладожского озера пришел осваивать нынешние территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и частично Архангельской области. Согласно топонимическим и археологическим исследованиям, а также упоминаниям письменных источников, вепсский народ занимал территорию от Ладожского озера до Северной Двины. До вепсского населения на этих территориях проживали саамы, о чем свидетельствуют названия географических объектов, в частности озер. Сейчас территория проживания вепсов во много раз меньше, чем было сотни, а то и десятки лет назад. Вепсские селения располагаются на юге Республики Карелия, на северо-востоке Ленинградской области и на северо-западе Вологодской. Перед революцией территория проживания вепсов была единой, и была тесная связь между вепсскими селами. После революции ситуация стала иной: Советское правительство создало новые административные образования, и единая до этого вепсская территория оказалась поделенной на три части, связь между селами оказалась нарушенной. Дороги, которые были единственным связующим звеном между ними, утратили свое значение и стали постепенно исчезать, так как о них перестали заботиться. Это был первый и очень болезненный удар по народу, который имел собственное самосознание. Но было много и положительного. Часть вепсов проживала в Республике Карелия, которая помимо государственного законодательства имела собственное, свою Конституцию. И благодаря тому что с самого образования республики ее правительство возглавляли карелы и финны, национальная политика в ней была лояльной и по отношению к вепсам. В Карелии вепсы имели возможность вписывать свою национальность в паспорт, свободно разговаривать на своем родном языке не только дома, но и в школах, общественных местах. Иная была ситуация в Ленинградской и Вологодской областях. Особенно в Вологодской области - власти никоим образом не заботились о маленьком народе, который проживал в ее северо-западной части. Жителям села Пяжозеро и другим вепсским селам в его окрестностях пришлось пережить перенос границы между Ленинградской и Вологодской областями. И село Пяжозеро мановением властной руки из Ленинградской области вдруг перенеслось в Вологодскую. Следующим тяжелым ударом для вепсов оказалось расселение наиболее удаленных сел «как неперспективных» в 1950-х годах. В числе таковых оказались большей частью вепсские села Вологодской области – Шимозеро, Кленозеро, Нажмозеро, Сяргозеро и т.д. В целом до расселения в группе сел, называвшихся еще Шимозерским кустом поселений, проживало около десяти тысяч вепсов. И из крупного культурного центра маленького народа Шимозерье вдруг превратилось в безлюдную лесную глушь. Из этих сел в Вологодской области сохранились только Пяжозеро, Куя и Пондала. Село Пяжозеро, например, сохранилось благодаря нежеланию людей покидать родные места, несмотря на угрозы властей. Жители села рассказывают: когда в Пяжозеро приехало районное начальство, и был организован всеобщий сход жителей, им на собрании объявили, чтобы они собирали свои вещи, забирали скот, заколачивали дома и шли, куда им скажут. Можно представить состояние людей, когда им это сказали. Возможно, люди бы и согласились, если их так вынуждали, но в самый разгар собрания одна бабушка встала и сказала: «Люди добрые, куда же вы пойдете, вы потом всю жизнь проклинать себя будете. Не сможете вы жить на чужом месте. Ведь это наша родина, здесь жили наши предки, это земля нашего народа». После этой речи никакие угрозы и увещевания начальников не смогли подействовать на людей. Пяжозеро осталось жить. Вплоть до конца 1980-х годов в Вологодской области вепсы не признавались как народ. «Нет такой национальности», – говорили в паспортной службе и вписывали в паспорт русскую национальность. В школах детям строго запрещалось разговаривать на родном языке, это считалось некультурным, за это стыдили. Может, поэтому в вепсских селах сейчас редко можно встретить ребенка, который говорит на своем родном языке. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Обонежье | |
Рубрики | |
ОБОНЕЖЬЕ, ист.-культурный регион на северо-западе Европ. части России. Включала в свой состав терр. вокруг Онежского оз. Являлась частью Новгородского гос-ва: по письм. источникам с XII в. известна Обонежская сотня как адм.-терр. образование Вел. Новгорода. С кон. XV в. появляются сведения об Обонежской пятине, к-рая была самым крупным регионом Новгородской земли. Площадь ее терр. составляла ок. 106 тыс. кв. км. В сер. XVI в. Обонежская пятина была разделена на Нагорную и Заонежскую половины. В 1708 терр. О. вошла в состав Ингерманландской (позднее С.-Петерб.) губ., в XIX – нач. ХХ вв. оказалась на смежных терр. Олонецкой и Новгородской губ. В наст. время регион О. охватывает смежные терр. востока Лен. обл., северо-запад Вологодской обл. и юго-восток Республики Карелия. Особенностью этой терр. является интенсивное межэтническое взаимодействие славянского и прибалт.-фин. (карельского и вепсского) нас. Здесь расположены природные парки (в т. ч. «Вепсский лес»), сохр. уникальные памятники дерев. зодчества. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Мусин А.Е. Становление Обонежского ряда в IX–XIV вв. // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 43-48. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Оять, р. | |
Рубрики | |
ОЯТЬ, река, левый приток р. Свирь. Дл. 266 км. Ср. расход воды в устье 54,8 куб. м/с, пл. водосбора 5220 кв. км. Берет начало из Чаймозера на Вепсовской возвышенности (терр. Вологодской обл., в 7 км от границы с Лен. обл). По территории Лен. обл. О. протекает в пределах Подпорожского и Лодейнопольского р-нов. Первоначально течет на запад, после дер. Шондовичи поворачивает на север, перед с. Винницы меняет направление на юго-зап., перед с. Алёховщина – на северо-запад, а в р-не дер. Никоновщина делает поворот и далее, сохраняя в целом зап. направление, образует многочисл. излучины и впадает в Свирь ниже дер. Доможирово. Наиболее значительные притоки: Нижняя Курба, Сондала, Тукша, Шокша, Кузра, Тянукса, Шапша, Ащина, Савинка, Вилига, Тикша, Большая Лублога, Чегла. Назв. реки связывается с прибалт.-фин. «ойя» – «ручей». В ср. и ниж. течении О. насчитывается неск. десятков курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н .э. В басс. О. находятся населенные пункты Винницы и Тервеничи, изв. с XII в., Ладва, Озера, Ярославичи, изв. по данным писцовых книг кон. XV в. В этих и в нек-рых др. поселениях в верховьях реки расселена оятская группа вепсов. В ср. течении О. находится усадьба Имоченицы, в к-рой жил худ. В.Д. Поленов. Ландшафт долины реки разнообразен и живописен. Басс. ее верх. течения включен в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 68; Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй половине XX – начале XXI века // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной научной конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. г., б. м. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Резьба и роспись по дереву | |
Рубрики | |
Искусство деревообработки было известно у вепсов издавна. Уже в археологических материалах древнего Белоозера найдены остатки деревянной посуды, украшенной долбленой резьбой, а также берестяной утвари с контурными узорами. В ХIХ – начале XX в. резьба по дереву – скульптурная и орнаментальная – применялась вепсами во внешнем и внутреннем оформлении жилищ, а также для украшения предметов домашнего обихода. В отличие от карельской резьбы по дереву, для которой был свойствен только геометрический орнамент, в вепсском декоре деревянных предметов и украшений жилища видное место занимали также изобразительные мотивы: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные. Это сближало его с севернорусской резьбой. Определенные сюжеты и формы орнаментов, украшавших детали дома, в частности, коньки и наличники, фактически повторяли сюжеты традиционных вышивок. К числу их можно отнести изображения двух противостоящих коней, женские скульптурки на верхней части наличников (у северных вепсов). Их трактовка, как и на вышивках, отличалась глубокой архаикой (головы в виде квадрата или розетки, колоколовидные одеяния, конечности треугольной формы и др.). Более того, данные статуарные образы имеют стилистическое сходство с раннесредневековыми антропоморфными подвесками из металла, которые археологи классифицируют как украшения-обереги древневесских и древнемерянских женщин. Изобразительная резьба была характерна не только для внешнего оформления жилищ. У средних и южных вепсов она встречалась также на старинной обрядовой утвари – ковшах из капа. Фигурные ручки ковшей ХVШ – ХIХ вв. моделировались в виде головок птицы, коня или какого-то схематичного животного. На боковых частях одних сосудов оставляли как украшение следы рабочих порезок, на других дополнительно вырезали геометрические узоры. Иногда на внешней стороне дна сосуда вырезали крупный крест, обрамленный кругом. В начале XX в. такие ковши стали использоваться уже для повседневных хозяйственных нужд. Мебель и другие предметы домашнего обихода обычно декорировались геометрическими узорами. Еще в XIX в. ими украшали посудные шкафы, столы, табуреты, кровати, а также киоты для икон, крюки для рукомойников, детали (берда) ткацких станов, ящики для рукоделий, прялки, рубели и т.д. Резьба, выполненная трехгранно-выемчатой, а также контурной техникой, свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства вепсских резчиков по дереву. Однако уже в начале XX в. традиция украшать эти деревянные предметы начала быстро исчезать. Из числа бытовых предметов, украшенных резным орнаментом, сохранились в основном прялки. Вепсские прялки вырезались из одного куска дерева (комля вместе с корневищем). Северновепсские прялки по форме относилась к широколопастным, распространенным и в смежных русских районах, в частности – в Пудожье, Каргополье, на Вологодчине и в некоторых других местностях русского Северо-Запада. У средних вепсов лопасти прялок были несколько ужe, а у южных и уже, и короче, чем у северных вепсов. Резные прялки у всех групп вепсов украшались исключительно геометрическими узорами, выполненными трехгранно-выемчатой и контурной резьбой. Ножки прялок, а иногда и края лопастей имели, кроме того, художественную профилировку. Композиции на прялках позднего изготовления, по сравнению с резными изделиями XIX в., были проще. У них украшалось обычно лишь основание лопасти, а узоры состояли из простейших бордюров, раппортов – выемчатых треугольников, косых крестиков, диагональных линий и других несложных фигур. То, что вепсская резьба на бытовых изделиях, в том числе прялках, пошла у вепсов по пути деградации, было вызвано рядом обстоятельств. Одним из них было то, что в уже в конце XIX в. резьба на прялках и других изделиях из дерева стала быстро заменяться кистевой полихромной росписью. Это было, несомненно, связано с поздним русским влиянием. Кистевая роспись получила наибольшее развитие у северной и средневепсской групп вепсов, у южных вепсов она встречалась редко. Узоры вепсских росписей не имели принципиальных отличий от росписи у русских, да и у других народов Северо-Запада. Это были вариации цветущих веток растений, отдельных цветов, вазонов. Они наносились на поверхности изделий по плотно окрашенному однотонному фону и без предварительных контуров рисунка. Мотивы, как и в поздних тамбурных вышивках, выполнялись в плавных, криволинейных контурах. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |