Адреса
/
Исторические топонимы/Кексгольм г
Всех Святых церковь (г. Приозерск) | |
Рубрики | |
ВСЕХ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ (г. Приозерск, ул. Пушкина, 17). По завещанию купеческой дочери Е. Андреевой в 1890-92 на кладб. возведена кам. ц. из местного кирпича (арх. Й.Я. Аренберг). Освящена в 1894. Закрыта весной 1940, после взятия Кексгольма (Приозерска) сов. войсками. В 1989 возвращена верующим, восстановлена. С 1990 действует как подворский храм Спасо-Преображенского муж. Валаамского мон. В 2000 рядом началось стр-во новой кам. церкви (проект арх. Е.А. Зюкина). Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Корельская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Приозерск) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Приозерск, ул. Калинина, 11), гл. храм города. Его предшественниками были соборный приходской храм Воскресения Христова (1296; в 1612 переоборудован шведами под кирху) и Спасская ц. на Спасском о-ве. Правосл. собор был устроен в 1716 в Новой крепости из первой на Карельском перешейке кам. кирхи (1684-92) и освящен в честь Рождества Богородицы (город был отвоеван у шведов в 1710 в день этого праздника). Его гл. святыней стала явленная икона Нерукотворенного Спаса. Впоследствии храм обветшал, в 1836 был закрыт и в 1898 разобран. В 1836-47 на возвышении в зап. части торг. площади (впоследствии – Соборная, ныне пл. Ленина) была сооружена новая кам. церковь (арх. Л.Т.И. Висконти). Одноглавый храм выс. ок. 20 м с колокольней над притвором выполнен с использованием элементов древнерус. зодчества (кокошники). Достопримечательностью считался швед. колокол 1649 весом ок. тонны. Собор закрыт в 1940, в здании находился интендантский склад; в 1941-43 при фин. властях возобновились богослужения. Затем в здании размещались музей (с 1949), дом пионеров и школьников (1952), типография (с 1953), позднее – комб-т быт. обслуживания. Храм возвращен верующим в 1991, с 1995 приписан в качестве подворья к Коневскому Рождество-Богородицкому мон. Святыня – икона с частицей мощей прп. Арсения (1997). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 240-242. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Столбовскому миру, памятный знак | |
Рубрики | |
«СТОЛБОВСКОМУ МИРУ», памятный знак (дер. Столбово Волховского р-на). 27 февр. 1617 в дер. Столбово (близ Тихвина) был подписан мирный договор между Швецией и Россией, получивший назв. Столбовского мира. По этому договору России были возвращены Новгород и Старая Русса, а гг. Орешек, Корела (Кексгольм), Ям, Копорье и Ивангород отошли к шведам. Необходимость установки памятного знака на месте заключения мира обсуждалась еще в XIX в. общественными орг-циями и тихвинскими краеведами. Существовали планы его установки в 1917, но им помешала революция. В 2002-03 на берегу р. Сясь установлен дерев. крест в память об этом событии. Лит.: Мордвинов П.И. Тихвин и Столбово в 1609–1617 г. Тихвин, 1917. С. 19-21. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
подробнее… | |
Швиндт Теодор (1851-1917), ученый | |
Рубрики | |
ШВИНДТ (Schvindt) Петер (Петр) Теодор (1851, усадьба Путория в Ряйсяля; ныне пос. Мельниково в Приозерском р-не – 1917), археолог, этнограф, фольклорист. Окончил гимназию в г. Выборг, учился в Политехн. ин-те (ныне Технол. ун-т Хельсинки), в 1883-85 – в Гельсингфорском ун-те, магистр гуманитарных наук (1885). В гимназические годы увлекся прошлым Карельского перешейка, пытался проводить археол. раскопки в усадьбе Путория. В 1877 Об-во фин. древностей предоставило Ш. стипендию для проведения обследования Кексгольмского у. На протяжении семи лет (с перерывами) Ш. вел раскопки на терр. Старой крепости в Кексгольме, во второй пол. 1880-х – нач. 1890-х занимался археол. и этногр. иссл. в Сев.-зап. Приладожье (Куркийоки, Сортавала), на Карельском перешейке (Кексгольм/Приозерск, Саккола/Громово, Пюхяярви/Отрадное, Рауту/Сосново, Валкъярви/Мичуринское). В 1914 вместе с Ю.Г. Ринне обследовал крепость Тиверский городок. По инициативе Ш. в 1894 в Кексгольме был открыт этногр. музей. В 1893-1917 Ш. – хранитель в Археол. комиссии. Находки Ш. находятся в собраниях Нац. музея Финляндии (Хельсинки), МАЭ РАН (Кунсткамера) им. Петра Великого (коллекция, собранная в 1895-96 по программе дир. Кунсткамеры В.В. Радлова). В 2001 в г. Приозерск прошла Междунар. науч.-просвет. конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Ш. В 2001 на месте усадьбы Путория установлен памятный знак. Соч.: Kansantaruja Laatokan luoteis-rannikolta kesalla 1879 koonnut T. Schvindt. Helsinki, 1883. – http://www.kirjazh.spb.ru/schvindt/pred.htm; Kakisalmen pesalinnan ja entisen linnoitetun kaupungin: Rakennushistorian aineksia. Helsinki, 1898; Kansanpukuja Suomessa 1800 luvulla. Helsinki, 1912. Лит.: Дмитриев А.П. Теодор Швиндт – первый историк и археолог Кексгольмской крепости // Вуокса. Вып. 3. Приозерск, 2003. С. 168-182; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: история и культура. СПб., Приозерск, 2004. С. 293-301; Sihvo P. Palava mieli: Kansatieteellinen arkeologi Theodor Schvindt. Saarijarvi, 2001. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |