Персоны энциклопедии / Кузьмин Роман Иванович
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кузьмин Роман Иванович (1811-1867), архитектор
Рубрики
КУЗЬМИН Роман Иванович (1811–1867), архитектор, педагог. Окончил СПб. АХ (1832), акад. (1840), проф. (1841) архитектуры, преподаватель АХ. Арх. Гофинтендантской конторы придворного ведомства. Среди наиболее изв. построек в СПб. – футляр Домика Петра I (1844), особняк Л.В. Кочубея (1844-46), Греческая ц. Св. Димитрия Солунского (1861-66, не сохр.). Автор проектов церквей в Париже и в Афинах. В 1845-52 занимался расширением и отделкой Гатчинского дворца. В 1846-52 К. построил в г. Гатчина Павла Апостола собор, в 1855 – собственный дом. Похоронен на Смоленском правосл. кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Хомутецкий Н.Ф. Материалы к биографии архитекторов С.Л. Шустова и Р.И. Кузьмина // Архитектурное наследство. № 7. Л.; М., 1955. С.204-214; Архитекторы- строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. XX вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.184; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2001. С. 98-127, 264, 282-284. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Павла Апостола собор (г. Гатчина)
Рубрики
ПАВЛА АПОСТОЛА СОБОР (г. Гатчина, Соборная ул., 26). Гл. гор. храм заложен 17 октября 1846 по указу Николая I. Крестообразное в плане здание построено по проекту арх. Р.И. Кузьмина в псевдорус. стиле с элементами классицизма. В оформлении собора участвовали худ. Ф.А. Бруни, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, М.И. Скотти, археолог Ф.Г. Солнцев, скульптор А. Дылев. Гл. престол в честь небесного покровителя Павла I освящен в 1852. Отделка завершена в 1863. С 1852 в собор для поклонения верующих стали ежегодно переноситься из ц. Зимнего дворца Мальтийские (Гатчинские) святыни, подаренные в 1798 Павлу I. В 1919 настоятель собора прот. Иоанн Богоявленский, уходя с отступавшей белой армией, увез их в Эстонию; ныне находятся в Черногории. Настоятель прот. Алексий Благовещенский (в 1919–1938; с перерывом) расстрелян в 1938. Собор закрыт в 1939; в апр. 1941 утвержден проект его переустройства под кинотеатр (арх. В.П. Калмыков), начались работы. Во время ВОВ пострадал от огня артиллерии. Ниж. храм действовал с окт. 1941, здесь же укрывались горожане при обстрелах. Настоятель прот. Александр Петров (в 1941-42) расстрелян немцами. В 1944 после ремонта кровли возобновились службы в верх. храме. В 1946 в ниж. храме освящен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При настоятеле прот. Петре Белавском (в 1949-55) возобновлено празднование в честь Мальтийских святынь. К сер. 1950-х в значительной степени восстановлены утраченные интерьеры; в 1952 освящен правый придел, в 1956 – главный престол верхнего храма; в 1957 – левый придел. Святыни: список Филермской иконы Божией Матери, частицы мощей св. Иоанна Крестителя и Животворящего Древа Господня, мощей св. Андроника, иконы Покрова Богоматери; Божией Матери «Утоли моя печали», Казанской; св. Пантелеимона и св. Анны Кашинской с частицами их мощей; свят. Николая; три мозаичных образа работы В.А. Фролова (нач. XX в.). Лит.: Славинский В., прот. Гатчинский собор Св. Ап. Павла // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884; Белавский П., прот. Столетие Гатчинского Павловского собора // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 8. С. 66-67. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…