Персоны энциклопедии / Берташ Александр Витальевич
1 2 3 4
Епархия Новгородская
Рубрики
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Олонецкая и Каргопольская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Епархия Санкт-Петербургская
Рубрики
ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть РПЦ. Учреждена 1 сент. 1742 по указу имп. Елизаветы Петровны, ранее терр. входила в состав Новгородской епархии и Синодальной обл. В 1742-45 первым правящим архиереем стал еп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий). В 1764 Е. была отнесена к 1 классу, к ней отошли Эстляндия и «рус. Финляндия», в 1780-1781 – Луга, Гдов и Новая Ладога с уездами. С 1770 столичный архиерей титуловался С.-Петербургским и Ревельским, с 1775 стал первенствующим членом Синода с титулом Новгородский и С.-Петербургский (с 1783 – в сане митр., Новгородская епархия управлялась вместе с Е. до 1892). При первом митр. Гаврииле (Петрове) стала центром церк. жизни страны. Передел границ губерний в 1797 коснулся епархий, и в Е. вошли СПб., Эстляндская и Выбоpгская губ., в к-рых насчитывалось 23 гоpода и 324 церкви. В 1865 Эстляндия отошла к Рижской епархии, и к титулу правящих архиереев было добавлено «Финляндский», в 1892 Финляндия выделена в самостоятельную епархию, одновременно с Новгородской. С 1892 границы Е. совпадали с С.-Петерб. губ., она именовалась С.-Петербургская (с 1914 – Петроградская) и Ладожская. До 1917 Е. управляли архиеп. Феодосий (Янковский; 1745-50), Сильвестр (Кулябка; 1750-61); Вениамин (Пуцек-Григорович; 1761-62), Гавриил (Кременецкий; 1762-70), митрополиты Гавриил (Петров; 1770-99), Амвросий (Подобедов; 1799–1818), Михаил (Десницкий; 1818- 21), Серафим (Глаголевский; 1821-43), Антоний (Рафальский; 1843-48), Никанор (Клементьевский; 1848-56), Григорий (Постников; 1856-60), Исидор (Никольский; 1860-92), Палладий (Раев; 1892-98), Антоний (Вадковский; 1898–1912), св. Владимир (Богоявленский; 1912-15); Питирим (Окнов; 1915-17). В составе Е. существовали викариатства: Ревельское (1817-65), Выборгское (1859-92), Ладожское (1865-92, 1917), Нарвское (1887–1917), Гдовское (1892–1917), Ямбургское (с 1897), Кронштадтское (1907-17). Под непосредственным начальством митрополита находилась Духовная консистория. Через нее в Е. производились управление и церк. суд. В первой пол. XIX в. в нек-рых городах Е. имелись духовные правления. После 1840 их сменили благочиннические округа, в состав к-рых входило 10-30 приходов. К кон. XIX в. в Новоладожском у. было четыре, С.-Петерб., Гдовском, Лужском и Царскосельском – по три, Ямбургском – два округа. Существовали также единоверческий и эстонский благочиннический округа, благочиния монастырей Е. В 1721 при Александро-Невском мон. была открыта Славянская школа (с 1788 – Гл. семинария, с 1797 – Александро-Невская академия, с 1809 – СПб. Духовная академия). Церк.-приходские школы и школы грамоты находились в ведении епарх. Братства во имя Пресв. Богородицы. К епарх. учреждениям относились также С.-Петерб. Духовно-цензурный комитет, Комитет Правосл. миссионерского об-ва, свечной з-д, эмеритальная (пенсионная) касса, попечительства. В 1869-85 вышли в свет десять вып. «Историко-статистических сведений о С.-Петерб. епархии». С 1895 издавался журн. «С.-Петерб. духовный вестник», с 1902 – «Известия по С.-Петерб. епархии». К 1917 в Е. имелось 790 ц. при 1700 священниках, 16 мон. и 1629 монашествующих. После рев-ций 1917 начались гонения, закрытие мон., церквей и духовных школ. С кон. 1920-х усилились репрессии, в 1932-33 ликвидированы последние мон. – Воскресенский (Макарьева пустынь) и Александро-Невская лавра. К июню 1941 в Е. действовала 21 ц., в том числе восемь в Ленинграде. Во время ВОВ Е. занималась патриотической деятельностью, внесла в Фонд обороны 17423 тыс. руб. На оккупированной терр. Е. под эгидой Псковской Духовной миссии действовало 117 ц., к-рые принадлежали Балтийскому экзархату Зарубежной РПЦ (большую часть из них закрыли в 1944-45). В 1946 вновь открылись Духовные академия и семинария. Число приходов Е. в 1949 достигло 57, в том числе 16 в Ленинграде. В результате новых гонений (1958-64) в Е. в 1965 осталось 47 ц. и 120 священнослужителей. В сов. период Е. управляли митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский; 1917-22), митр. Ленинградские: Иосиф (Петровых; 1926-27), св. Серафим (Чичагов; 1928-33), Алексий (Симанский; 1933-45), Григорий (Чуков; 1945-55), Елевферий (Воронцов; 1955-59), Питирим (Свиридов; 1959-60), Гурий (Егоров; 1960-61), Пимен (Извеков; 1961-63), Никодим (Ротов; 1963-78), Антоний (Мельников; 1978-86). Возрождение Е. началось в 1988 при митр. Ленинградском и Новгородском Алексие II (Ридигер; 1986-90), ныне Патриархе Московском и всея Руси. В 1990-95 Е. управлял митр. Иоанн (Снычев). С 1995 Е. возглавляет митр. СПб. и Ладожский Владимир (Котляров). Границы Е. с 1990 совпадают с границами Лен. обл. На 2005 в Е. имелось 12 мон. (9 в области), 442 прихода и приписных храма (в том числе в Лен. обл. – 224). Богослужения совершаются в 338 ц. и 139 часовнях 509 священниками и 139 диаконами. С 1999 кафедральный храм Е. – Казанский собор. В Духовных академии и семинарии в 2005 обучалось 540 студентов; ректор – архиеп. Тихвинский Константин (Горянов). Приходы Е. входят в 20 благочиний и подчиняются С.-Петерб. епарх. управлению, к-рое возглавляет правящий архиерей. При нем действует Епарх. совет и семь отделов: издательский, миссионерский, по религ. образованию и катехизации, по благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по противодействию наркомании и алкоголизму, по связям с ГУИН, архит.-худож., а также комиссии – по канонизации и ревизионная. В 1998 организован сайт С.-Петерб. митрополии. С 2000 ежедневное вещание осуществляет епарх. радио «Град Петров». В Е. работают больница Св. блаж. Ксении Петербургской, богадельни при храме Св. Андрея Критского и др., дет. приют «Дом милосердия», Братство Св. Анастасии Узорешительницы, ночлежные дома, благотворительные столовые. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб., 1995; Справочник по С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. СПб., 2001; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Санкт-Петербургская митрополия. – http://www.mitropolia-spb.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
ЗЕЛЕНЕЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (ст. Зеленец, Волховский р-н). Осн. между 1565 и 1570 иноком Тихвинского мон. преп. Мартирием на Зеленом о-ве среди болот. При нем были построены (на средства купца Федора Сыркова) первые ц. – дерев. Троицкая и кам. Благовещенская, в 1601 – ц. Одигитрии на средства татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Дошедший до нас ансамбль в осн. сложился в 1674-98 при митр. Корнилии, к-рый ранее был иноком мон. В 1684 освящен пятиглавый Троицкий собор с Иоанно-Богословской ц. в подклете, в 1686 – Благовещенская ц. Сохранились восьмигранная трехъярусная колокольня, келейные корпуса (1680-е). Мон. имел подворья в Новгороде и Тихвинском посаде, к нему были приписаны Староладожские Иоанновский и Васильевский, Гостинопольский и новгородский Спасо-Нередицкий мон. В нач. XVIII в. обитель утратила привилегированное положение. В 1771 мон. переведен из Новгородской епархии в С.-Петербургскую и назначен местом ссылки для церк. покаяния. Последний кр. ремонт произведен в 1901-02. Один из последних настоятелей – свщмч. Виктор (Островидов). Мон. ликвидирован в 1930, в 1932 храмы закрыты, внутр. убранство полностью утрачено. Здания использовалось под разные цели, последним (до 1976) здесь находился психоневрологический интернат. Возвращен епархии в 1992. Реставрированы колокольня, затем ц. Благовещения, куда были перенесены мощи прп. Мартирия и останки свят. Корнилия; воссоздана часовня. Настоятель – игумен Пахомий (Трегулов). В 2001 к мон. проложена автомоб. дорога из г. Волхов. Монастырское подворье с ц. Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» находится в СПб. (пр. Обуховской обороны, 24). Лит.: Токмаков И.Ф. Краткий историко-статистический очерк Троицкого Зеленецкого мужского монастыря в связи с кратким житием Преподобного Мартирия, Зеленецкого чудотворца. М., 1904; Кондратьева Е.В. Ансамбль Зеленецкого монастыря // Андреева Л., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С. 134-164; Крушельницкая Е.В. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. СПб., 1998. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
«Знамение» Иконы Пресвятой Богородицы церковь (г. Ивангород)
Рубрики
«ЗНАМЕНИЕ» ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (г. Ивангород). Сооружена в 1786-96 из местного известняка на месте обветшавшей дерев. ц. Средства предоставлены жителями Ивангородского форштадта. Здание было выполнено в стиле провинциального классицизма с элементами барокко. Имелось два придела: Воздвижения Креста Господня и Пророка Илии. Первоначально служила гарнизонной, в 1833 передана в Епарх. ведомство и приписана к Преображенскому собору в Нарве, с 1848 – самостоятельный приход. Гл. святыня – икона Божией Матери «Знамение» (с 1945 – в Нарвском Воскресенском соборе). К ц. была приписана построенная в 1852-54 зимняя Никольская ц.; в 1903 она передана эстонской правосл. общине. В 1919 ц. пострадала в ходе воен. действий, настоятель (с 1889) свмч. прот. Димитрий Чистосердов 8 января 1919 расстрелян большевиками (похоронен в ограде церкви; канонизирован). Ремонтировалась в 1923 и 1934. В 1944 вновь пострадала в ходе боев, в 1946 передана под снос и вскоре разрушена. Лит.: Синякова Г.А. Русская Нарва // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 64-85. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Зосима (Верховский) (1767-1838), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ЗОСИМА (Захарий Васильевич Верховский, 1767–1838), Преподобный. Служил в гвардии. В 1786, оставив имение, ушел в брянские леса в скит к старцу иером. Адриану (Блинскому), где познакомился с монахом Василиском (Гавриловым), к-рый стал его духовным отцом. В 1786 З. был принят в число братии Коневского Рождество-Богородицкого монастыря. В мон. служил пономарем, вскоре был пострижен в иноческий чин. Затем вместе с о. Василиском поселился в уединенной пустыни, где переплетал и переписывал книги. В 1800 с благословения настоятеля прп. Адриана З. и о. Василиск удалились в Сибирь в поисках места, подходящего для пустынной жизни, и поселились в лесу неподалеку от г. Кузнецк, где прожили в уединении 24 года. В 1826 основал пустынную Троице-Одигитриевскую жен. обитель в Верейском у. Московской губ. Канонизирован 23 июля 2000. Является наиболее вероятным прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Соч.: Зосима (Верховский), монах; Паисий, иером. Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого Ионы. М., 1849. Лит.: Андрианов А.Ю. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы (Верховского) // Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91; Берташ А. В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Вера (Верховская), игумения. Старец Зосима Верховский. М., 1994. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель
Рубрики
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Илии Пророка церковь (дер. Черное, Кировский р-н)
Рубрики
ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ (дер. Черное, Кировский р-н). Первоначальная дерев. ц. построена до 1572, сгорела в 1760. В 1760-63 построена новая дерев. ц. Богоявления Господня, разобрана из-за ветхости после 1875. В 1874-75 по проекту арх. В. Пильца возведена кам. ц. Пророка Илии с приделами свят. Николая и прп. Аркадия. Иконы были написаны в мастерской В.М. Пешехонова. До 1917 приход состоял из 270 дворов, действовало церк.-приходское попечительство. Закрыта в кон. 1930-х, передана под клуб. Открыта решением Совета Министров от 29 окт. 1945. После окончания ремонтных работ 24 нояб. 1946 начались богослужения. Не действовала с 1960 из-за отсутствия священника. Закрыта в 1962, здание в 1964 передано для хоз. нужд рыболовецкого колхоза. В сер. 1990-х возвращена возрожденной общине, богослужения пока не возобновлены. С 1995 предпринимались безуспешные попытки восстановления храма. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 134; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанна Предтечи Рождества собор (г. Шлиссельбург)
Рубрики
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ РОЖДЕСТВА СОБОР (г. Шлиссельбург, о-в Орешек). В XV в. в крепости Орешек (см. Шлиссельбургская крепость) действовал муж. Николаевский Ляликин мон., исчезнувший в годы швед. владычества. До 1568 на Корельской стороне (местность на правом берегу Невы в р-не ст. Петрокрепость) построена дерев. ц. Св. Иоанна Предтечи. После 1599 она не упоминается, вероятно, уничтожена шведами. Существовавший в крепости собор Спасителя после сдачи Орешка шведам в нач. XVII в., вероятно, был обращен в лютеранскую ц. После взятия крепости рус. войсками в окт. 1702 он обращен в правосл. храм. Тогда же обретена ставшая гл. святыней собора Казанская икона Божией Матери. Петр I неск. раз присутствовал в Шлиссельбурге на праздновании дня взятия крепости и принес в дар храму, освященному в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, крест с частицами мощей св. Андрея Первозванного и др. святых. Кам. собор на месте прежнего храма построен в 1776-79 (арх. А.Ф. Вист). С 1802 не действовал, в 1822 разобран. Новый кам. собор в стиле классицизма возведен в 1826-31 (арх. А.Е. Штауберт). К осн. объему с плоским куполом пристроена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем. До 1917 использовался как гарнизонный и тюремный храм. Закрыт в конце 1917, использовался под склад. В 1941-43 был занят частями сов. гарнизона, оборонявшего крепость от немцев. Сильно пострадал от обстрелов и бомбардировок. Сохраняется в руинах в качестве пам. ВОВ. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Иов (?-1716), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОВ (сер. XVII в. – 1716), митрополит Новгородский, церк. деятель. Происходил из духовенства Нижегородского края. В молодости принял постриг в Троице-Сергиевом мон. С 1690 – архим., настоятель Высокопетровского мон. в Москве, в 1694-97 – Троице-Сергиева мон. В 1697 – еп., затем митр. Новгородский и Великолуцкий. Активно занимался просветительской и благотворительной деятельностью. В 1706 учредил в Новгороде греко-латинское и славянское уч-ща, впоследствии открыл в епархии еще 14 школ, а также три больницы и дома для воспитания подкинутых младенцев. Ходатайствовал перед Петром I о переводе Библии на рус. язык. Окормлял возвращенные в ходе Сев. войны земли на побережье Невы и Балтики (терр. совр. Лен. обл.), к-рые вошли в состав его епархии. В 1704 освятил в СПб. ц. Свв. Петра и Павла в крепости. Лит.: Белоброва О.А. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 85-86. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Исидор (Никольский ) (1799-1892), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИСИДОР (Никольский Иаков Сергеевич; 1799–1892), митрополит. Родился в семье диакона. Окончил духовное уч-ще и семинарию в Туле (1821), затем – СПб. ДА (1825). В 1825 пострижен в монашество, иеромонах. Преподавал в ДА. С 1829 архим., ректор Орловской духовной семинарии, с 1833 – Моск. семинарии. С 1834 – еп. Дмитровский, викарий Моск. епархии. С 1837 – еп. Полоцкий и Витебский, с 1840 – Могилевский и Мстиславский. В 1841 – архиеп., с 1844 – экзарх Грузии. В 1856 возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 назначен митр. Киевским и Галицким. 1 июля 1860 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, первенствующий чл. Св. Синода. Период управления И. был самым длительным за всю историю С.-Петерб. епархии. Почетный чл. всех четырех духовных академий России, Имп. Рус. Географического об-ва, Археологического об-ва, АН (1857) и мн. др.; гл. попечитель и пред. совета Имп. Человеколюбивого об-ва (с 1860). Издал свое «Собрание слов и речей» (1876). Содействовал церк. стр-ву в епархии, при И. был основан Вохоновский Мариинский мон. Неоднократно посещал храмы епархии (в Новой Ладоге, Нарве и др.). Активно участвовал в переводе на рус. язык Библии (изд. в 1876) и творений св. отцов. В 1869 создал в СПб. Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания, в нач. 1870-х на свои средства устроил Епархиальное (Исидоровское) жен. уч-ще, содействовал расширению Исидоровского дома убогих. В 1880-х подарил б-ке СПб. ДА собранную им ценную коллекцию рукописей и док-тов. Скончался в СПб., погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. В 1932 прах И. перенесен на братскую часть Никольского кладб. лавры, в 1988 на могиле установлен крест. Лит.: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 214-224; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 323-361. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (г. Луга)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР (г. Луга, ул. Гагарина, 27). Построена в 1901-04 по проекту арх. Н.Г. Кудрявцева, к-рый пожертвовал для церкви святыню – крест с частицами Животворящего Древа и Голгофы. Освящена 10 авг. 1904. Здание выполнено в византийском стиле. Необычно сочетание традиционной для рус. храмов трехчастной композиции с колокольней над притвором и центричного осн. объема с тремя полуциркульными в плане выступами. Закрыта в 1936 (официально – в 1938), передана под автошколу; сделаны междуэтажные перекрытия, убранство утрачено. Здание использовалось под склад, гараж, общежитие, б-ку; в авг. 1941 здесь располагался штаб 41-го стрелкового корпуса. С нач. оккупации открыта, сделана разборка перекрытий и ремонт. 20 окт. 1942 освящена. С марта 1947 – собор. В 1976-77 проведен ремонт, расписаны интерьеры. 3 февр. 1977 храм освящен еп. Мелитоном (Соловьевым; настоятель собора в 1955-65). В 1991 открыта воскресная школа. В 2005 осуществлен капитальный ремонт кровли и фасадов. Святыни: иконы Успения Пресвятой Богородицы («Печерская»), Божией Матери Казанской и Тихвинской (из усадебной ц. Кудрявцевых), Спасителя, Николая Чудотворца; свв. кн. Ольги и Владимира из Воскресенского собора Луги. Лит.: Казанская церковь в Луге // Невский духовный вестник. 1990. № 4. С. 7-8; Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (г.Тосно)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (г. Тосно, на гор. кладб.). Первонач. дерев. ц. (построена в 1715-17; старейшая с таким посвящением в С.-Петерб. епархии) сгорела в 1734. В 1735 построена кам. ц. с приделом свят. Николая Чудотворца, она сгорела в 1817. Восстановлена в 1818, в 1821 возведена колокольня в стиле классицизма. В 1905 перестроена (арх. А.Г. Успенский). При ц. до 1918 имелись дет. приют, богадельня и приходская школа. Закрыта пост. През. Леноблисполкома от 21 мая 1936, передана под клуб, настоятель прот. Александр Степанов выслан. В 1936 устроена одноименная дерев. часовня на кладб. за городом. В период нем. оккупации ц. отремонтирована, 1 апр. 1942 открыта. В июне 1944 занята районным клубом, перестроена. В 1951-52 при прот. Владимире Демичеве на месте кладбищенской часовни построена одноименная дерев. ц. Чтимые святыни: иконы Казанской Божией Матери, Пресвятой Троицы, свят. Николая, прп. Макария Римлянина, ап. Матфея (мозаичная). Лит.: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб, 2005. С. 301. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (пос. Вырица, Гатчинский р-н)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (пос. Вырица, пр. Кирова, 49). Дерев. ц. Братства во имя Казанской иконы Божией Матери на 600 чел. построена в 1913-14 в память 300-летия Дома Романовых (арх. М.В. Красовский при участии В.П. Апышкова). Строитель и первый настоятель – прот. Порфирий Десницкий. Шатровый храм в сев.-рус. стиле окружен галереями, с запада – звонница псковского типа. Освящена 6 июля 1914, позднее устроены приделы: правый свят. Николая Чудотворца и нижний – прпп. Алексия Человека Божия и Серафима Саровского. В 1919 в ц. переданы мозаичная икона свят. Николая работы М.И. Зощенко, три иконы работы Н.А. Кошелева и иконостас из петрогр. ц. Свят. Николая при Доме призрения в память Н. и Е. Бруснициных. Прежний иконостас перемещен в Никольский придел. Ц. не действовала с 1937, закрыта пост. През. Леноблисполкома от 23 июля 1939. Открыта в конце авг. 1941. В 1930-49 прихожанином был прп. Серафим Вырицкий (похоронен вблизи ц). Настоятель ц. в 1945-50 прот. Алексий Кибардин, духовник прп. Серафима, арестован и осужден в 1950 (после освобождения жил в Вырице в 1955-64, похоронен на поселковом кладб.); в 1968-2005 – прот. Алексий Коровин. Святыни: иконы Казанской Божией Матери, св. Пантелеимона, два образа прп. Серафима Саровского (один – с частицей мощей). Лит.: Попов И.В. Святая Вырица // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28-29. С. 79-102. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Климентовского прихода храмы (г. Новая Ладога)
Рубрики
КЛИМЕНТОВСКОГО ПРИХОДА ХРАМЫ (Новая Ладога, пр. Карла Маркса, 41). В Старой Ладоге с XII в. существовали кам. Климентовский собор (1153) и Спасская ц. (1159-61), разрушенные шведами в 1617. Построенные на их месте дерев. церкви в 1704 по повелению Петра I были перенесены в Новую Ладогу. В 1741-43 на средства купца Д.И. Константинова построена кам. Климентовская ц., в 1758-65 на пожертвования купца С. Третьякова – кам. зимняя ц. Спаса Нерукотворного Образа с приделами Рождества Св. Иоанна Предтечи и Введения. Храмы Климентовского прихода отличаются архаичностью форм. Климентовская ц. – одноглавая, со столпообразной восьмигранной колокольней; невысокая Спасская ц. завершается глухим луковичным пятиглавием. В июле 1873 приход посетил митр. Исидор (Никольский). После его визита Климентовская ц. была отремонтирована (проект инж.-арх. К.В. Фортунатова) и расписана (сохр. фрагменты росписей). 30 июня 1878 ее освятил еп. Гермоген (Добронравин). В приходе находились две часовни, пустошь «Климентовщина», церк.-приходская школа. Хранился крест из с. Сари, с к-рым было связано спасение рус. отряда в 1701 от шведов. Спасская ц. закрыта в 1935, Климентовская в 1938 переоборудована под кинотеатр. Внутр. убранство и иконостасы уничтожены. Настоятель прот. Николай Лавров расстрелян в 1937. С 1948 здесь разместился рыбзавод, с нач. 1990-х здания пустуют и разрушаются. Между церквями уцелело надгробие благотворителя новоладожского купца Н.Ф. Кулагина. Лит.: Марков Н.П. Новая Ладога, уездный город Санкт-Петербургской губернии в современном его состоянии. Остров, 1892; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Колоколов Алексий Петрович (1836-1902), священник, церковный деятель
Рубрики
КОЛОКОЛОВ Алексий Петрович (1836–1902), церк. деятель, благотворитель, проповедник. Родился в с. Прусынская Горка Новоладожского у. в семье священника. В 1857 окончил Александро-Невское духовное уч-ще и семинарию. С 1858 – иерей церкви в с. Хотово Новоладожского у. По инициативе К. в селе построена новая дерев. церковь вместо сгоревшей, в 1867 сооружена еще одна, каменная. Вскоре стал известен далеко за пределами своего прихода. В 1874 – настоятель ц. Св. Георгия при Георгиевской общине сестер милосердия в СПб. Возведен в сан протоиерея (1876), награжден митрой (1897). Активно участвовал в работе Епарх. попечительства о бедных духовного звания, Рос. об-ва Красного Креста, мн. благотворительных орг-ций. Среди духовных детей К. был писатель Евгений Поселянин (Погожев). Использовал пожертвования влиятельных богатых прихожан на благотворительные цели. При активном участии К. построены церкви в сс. Средняя Верховина, Помялово, Прусыни, Куйвози (Новоладожский у.). В 1876–1880-е по инициативе К. на Успенском о-ве на р. Волхов (ныне о. Октября) устроены комплекс благотворительных учреждений (приют, богадельня) и Успенская ц. (1876; арх. М.А. Щурупов). Скончался в СПб., похоронен в склепе под церковью на Успенском о-ве. В кон. 1930-х останки перезахоронены на кладб. у дер. Болотово; в 2001 – на Прусыногорском сел. кладб., рядом с могилами родителей. Лит.: Астафьев В. Островок человечности // Волховская земля. 2001. № 20. С. 6-8; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь
Рубрики
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Коневской иконы Божией Матери церковь (пос. Саперное, Приозерский р-н)
Рубрики
КОНЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (пос. Саперное, Приозерский р-н, Богородичный пер., 1). Дерев. часовня-церковь построена в 1994-95 у кладб. (арх. Н.С. Веселов). В 1996-98 сооружен церк.-приходской дом, в 1999 – ферма; продолжено расширение храма. В 2003 еп. Тихвинским Константином (Горяновым) освящен ниж. храм во имя прп. Сергия Радонежского, в 2002-04 осуществлены росписи и сооружение кам. иконостаса (худ. Д.Г. Мироненко и др.). В 2004-05 устроена домовая Петропавловская ц. С апр. 1996 при ц. действует первый в России Епарх. реабилитационный центр для наркозависимых. К ц. приписаны построенные в наше время дерев. храмы: Андреевский близ пос. Васильево (2000), Никольский в пос. Торфяное (2001), Троицкий в пос. Мельниково (2002). Лит.: Бельков Сергий, прот., Мироненко Д.Г. Благосердием Богородицы. Храмовый комплекс в пос. Саперное. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Кричинский Степан Самойлович (1874-1923), архитектор
Рубрики
КРИЧИНСКИЙ Степан Самойлович (1874–1923), архитектор. В 1897 окончил Ин-т гражд. инженеров в СПб. С 1900 – арх., затем гл. арх. управления Отд. корпуса пограничной стражи; проф. архитектуры. С 1922 – нач. Архит.-строительного управления. Автор ок. 100 проектов домов, усадеб, церк. и общественных зданий в России и за границей. В СПб. и окрестностях по проектам К. построен Феодоровский собор-памятник к 300-летию дома Романовых (1911-14); соборная мечеть (1910-13; в соавт.); Федоровский городок в Царском Селе (1913-17) и мн. др. Работы К. отличаются разнообразием стилистических решений («рус. стиль», неоклассицизм, модерн). В Гатчине по проектам К. построен дом Щербова (1910-11; см. Щербова П.Е. историко-мемориальный музей-усадьба) и маг. Гвардейского экон. об-ва (Соборная ул., 17); в Любани – здание Коммерческого уч-ща. Похоронен в СПб. на Литераторских мостках Волковского кладб. Лит.: Саблин И.Д. Степан Кричинский // Зодчие Санкт-Петербурга. ХIХ – нач. ХХ вв. / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 826-841; Новиков П.Ф. Архитектор Кричинский // Нева. 2002. № 12. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Линтульский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
ЛИНТУЛЬСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Огоньки, Выборгский р-н). Первый жен. мон. в Финляндии. Осн. в 1894 тайным советником Ф.П. Нероновым в приобретенной для этой цели усадьбе Линтула. В 1894-95 построена дерев. ц. Пресвятой Троицы (арх. Е.Л. Морозов). 10 авг. 1896 открылась община, состоявшая из 26 сестер (первые приехали из Казанского Мокшанского мон. Пензенской губ.). Богослужение совершали св. прав. Иоанн Кронштадтский и архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский). 11 сент. 1905 общине присвоен статус монастыря. В 1900-е построены двухэтажные дерев. здания для келий и сиротского дома, где в 1911 устроена домовая ц. Свв. мц. Софии и кн. Владимира. В 1916 гл. церковь сгорела, в 1919 на ее месте на средства кн. И.Н. Салтыкова построена новая Троицкая ц. (арх. И. Бах) – дерев. на кам. основании храм в неорус. стиле. В 1939 в связи с нач. Сов.-финл. войны все 40 монахинь уехали в Финляндию, удалось спасти только чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери. В ходе воен. действий в 1939-44 разрушены здания церкви и приюта, келии и трапезная сохр. Монахини в 1946 переехали в с. Паллоки (Финляндия), где в 1973 была освящена новая ц. Пресв. Троицы. Лит.: Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48; № 6-7. С. 47. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Макарий (1482-1563), митрополит, церковный деятель
Рубрики
МАКАРИЙ (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, в миру – Михаил Леонтьевич. В юности принял монашество в Пафнутьево-Боровском мон. С 1523 – архим. Можайского Лужецкого мон. С 1526 – еп. Вел. Новгорода и Пскова с возведением в сан архиеп. В новгородских, а затем и др. рус. обителях с 1527 вводил общежительный устав, что привело к сооружению обширных трапезных при церквях (напр., в Александро-Свирском Свято-Троицком мон.). При М. активно велось кам. церковное стр-во. Занимался духовным просвещением края, искоренением остатков язычества: в 1526 благословил прп. Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям. В 1529 собственноручно поновлял чудотворную икону Божией Матери «Знамение», в 1555 – икону свят. Николая «Великорецкого». 19 марта 1542 возведен на митрополичий престол. Благословил на осн. монастырей прпп. Адриана Пошехонского (1543) и Феодосия Тотемского (1554). Составил «Чин венчания на царство», по к-рому 16 янв. 1547 происходила церемония венчания на царство Ивана IV; в дальнейшем оказывал влияние на его политику, входил в «Избранную Раду». Способствовал браку царя и в 1547 совершил венчание Иоанна с царицей Анастасией. Внес особый вклад в прославление рус. святых. На созванных им в 1547 и 1549 поместных соборах канонизированы 45 местночтимых угодников, в т. ч. св. Александр Невский. При участии М. в Новгороде начался сбор рус. духовной литературы и составление крупнейшего житийного свода Русской церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи), при работе над к-рыми М. выступал как рук., ред. и автор. При М. в 1551 состоялся Стоглавый Поместный собор. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Под рук. М. составлены своды канонических правил («Сводная Кормчая») и рус. ист. док-тов – продолжена «Книга степенная царского родословия». По благословению М. в 1563 начал свои труды первопечатник Иван Федоров. В 1988 канонизирован. Лит.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. С. 275-280; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Макарий, митрополит Московский и всея Руси. – http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=669 свящ. Александр Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Медведский Никольский монастырь
Рубрики
МЕДВЕДСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Новая Ладога). Осн. не позднее XV в. на левом берегу р. Волхов, на п-ове близ ее устья. Урочище Медведково упомянуто в договорах новгородцев XIII в. как крайний пункт их владений. Мон. служил местом остановки и ориентиром для плывущих по пути «Из варяг в греки» и посвящен свят. Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих. В кон. XVI в. в обители проживало 30 монашествующих, имелся кам. Никольский собор; вероятно, позднее (до 1628) сооружена кам. трапезная с Иоанно-Богословской ц. В 1582-83 обитель пострадала при нападении «немецких людей», возобновлена в 1584. В январе 1611 стала местом сражения отрядов пр-ва Семибоярщины и интервентов; в 1612 разорена шведами, игумен подвергся заточению. В 1653 приписана к Саввино-Сторожевскому мон. В 1704 упразднена Петром I, братия переведена в Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. Терр. окружена земляными укреплениями и превращена в крепость, монастырский собор стал гл. храмом нового города – Новой Ладоги. Лит.: Берташ А. В., Векслер А. В. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 18-19. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Михаила Архангела собор (пос. Токсово, Всеволожский р-н)
Рубрики
МИХАИЛА АРХАНГЕЛА СОБОР (пос. Токсово, Лыжная ул., 16). В 1993 в поселке построена дерев. часовня Св. Михаила Архангела, в 1994-95 к ней пристроили алтарь и притвор и 19 нояб. 1995 освятили как церковь. В 1999–2003 возведен кирпичный пятиглавый собор в неорус. стиле (арх. В.Ф. Назаров). Его выс. 37 м, выс. пристроенной трехкупольной звонницы «псковского типа» – 25 м, в 2001 установлен колокол. Фарфоровый иконостас изготовлен мастером-керамистом Ю. Волкотрубом, иконы – в мастерской диакона Валерия Калинина. Освящен 19 сент. 2004 митр. Владимиром (Котляровым), получил статус собора. Ведется стр-во церк. дома с богадельней и домовым храмом вместо сгоревшего в 1998. Лит.: Освящение храма Архистратига Божия Михаила пос. Токсово // Церковный вестник. 2003. № 11. С. 43-44. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Михаила Архангела церковь (дер. Удосолово, Кингисеппский р-н)
Рубрики
МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЦЕРКОВЬ (дер. Удосолово, Кингисеппский р-н). Первая дерев. церковь на Каргальском Никольском погосте существовала до 1500. Возобновлялась в 1729 и в 1758-61. На ее месте в 1807 построена новая ц. из кирпича и бутовой плиты, перестроена в 1859-69. Храм в стиле классицизма увенчан одной главой, над притвором – колокольня с дерев. верхним ярусом. С 1891 до 1915 настоятель – благочинный прот. Михаил Лавров. С мая 1928 и до нач. 1930-х ц. относилась к иосифлянскому течению. Не действовала с 1937, закрыта 10 окт. 1940. Здание передано под клуб. Вновь открыта в 1942. Не действовала из-за отсутствия священника с 1961. Закрыта в нояб. 1963, здание вновь использовалось под клуб. В наст. время сильно разрушена. На церк. кладб. сохранились могилы семейств Блоков и Миквиц, владельцев окрестных имений. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 98. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Николая Святителя костел (г. Луга)
Рубрики
НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ КОСТЕЛ (г. Луга, ул. Урицкого, 44). В 1894-95 католики Лужского у. (460 чел.) дважды подавали прошение о постройке дерев. каплицы на участке, пожертвованном купцом Л.И. Бульоном. В 1898 начато стр-во кирпичного здания ц. с колокольней в готическом стиле (проект арх.-худ. И.И. Дитриха). Освящена 20 июня 1904 митр. Г.И. Шембеком. С 1910 Луга и уезд образовали самостоятельный католич. приход. Числ. общины, преимущественно польской, быстро возрастала; к 1915 насчитывалось 3 тыс. чел. Ц. закрывалась с дек. 1922 по июнь 1923, окончательно закрыта 8 дек. 1937; здание передано под гор. физкультурный клуб. Настоятель о. Иоанн Ворслав и члены приходского совета в 1937 расстреляны. Ц. действовала в период нем. оккупации – с осени 1941 до 1944. Вновь передана верующим в 1995. Вторично освящена 9 нояб. 1996 архиеп. Тадеушем Кондрусевичем. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А. К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 35, 114-115, 220. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя собор (г. Новая Ладога)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ СОБОР (г. Новая Ладога, пр. К. Маркса, 49). Старейший храм города, первоначально относился к Медведскому Никольскому мон. Возведен новгородскими мастерами в кон. XV – XVI в. из волховской плиты и кирпича. Выс. кубического храма с куполом достигает 23 м. Его архит. облик соответствует традициям зодчества новгородской периферии. В 1711 пристроен сев. Успенский придел. Вероятно, в 1812 устроен главный четырехъярусный золоченый иконостас, украшенный резьбой. По ходатайству ладожан в 1892-96 в подклете собора устроен еще один придел (арх. М.А. Щурупов). На наружной стене храма в открытой, обращенной к реке нише на высоте 8 м находился чтимый образ свят. Николая Чудотворца (XVI в.) У иконы горели бронзовый фонарь с лампадой – маяк для судов, шедших по р. Волхов. В сер. 1870-х перед иконой устроены крыльцо, чугунные лестница и балкон на колоннах (сохр.). Образ и внутр. убранство храма утрачены после закрытия собора в 1938 (возвращен в 1947, повторно закрыт в 1961). В наст. время находится в полуразрушенном состоянии. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.В. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 65-72. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (г. Шлиссельбург)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (г. Шлиссельбург, Красная пл., 2). Первонач. дерев. ц. построена в 1737-39, перенесена в с. Гавсарь (ныне Кировский р-н; не сохр.). Небольшая кам. ц. в стиле барокко построена в 1770, реконструирована в 1851-53 (арх. А.И. Швецов), получив завершение в виде главки с шатром. Фасады оформлены наличниками, характерными для 1730-х. Расположена у юж. (бокового) фасада собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с собором и кам. Казанской часовней (постр. в 1847 или в 1864; арх. Г. Ершов) образует главный гор. архит. ансамбль. В 1923 в ц. из Казанской часовни перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. 15 февр. 1933 ц. закрыта, передана под столовую, затем – ф-ку, в храме сделано дополнительное перекрытие. Сильно пострадала от обстрелов в годы ВОВ. Возвращена верующим в 1995. Совершаются регулярные богослужения. Продолжаются реставрационные работы. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 267-269; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Кобона. Кировский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Кобона, Кировский р-н). В 1568 в Кобоне существовала ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра. Никольская ц. впервые упоминается в первой пол. XVII в. 21 апр. 1765 храм сгорел. По прошению помещика ген.-лейтенанта М.М. Измайлова и благословению митр. Гавриила (Петрова) в 1765 из дер. Дубно перевезена и переосвящена в честь свят. Николая дерев. церковь. 6 марта 1816 она сгорела. В 1820-21, при владельце кобонского имения гр. И.А. Мусине-Пушкине, священником Стефаном Алексеевым с прихожанами была сооружена новая кам. церковь на берегу Ладожского канала. В 1860-61 незначительную перестройку здания осуществил арх. М.А. Щурупов, придел во имя Свв. Петра и Павла упразднили. Ц. сохраняет древнерус. луковичное пятиглавие, по отделке фасадов соответствует традициям переходной эпохи от барокко к классицизму. У храма находилось кладб. (в наст. время сохр. несколько дорев. надгробий, в т. ч. священника Капитона Михайловского и новоладожских купцов Грибановых). Храм закрыт в 1936 (официально – в 1939), настоятель прот. Иаков Чулков расстрелян. В ВОВ в храме находился эвакопункт для жителей блокадного Ленинграда, затем склад. С 2000 ц. приписана к Зеленецкому Свято-Троицкому мон. В наст. время закончено восстановление наружного облика ц., совершаются регулярные богослужения. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. С. 92, 248. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
1 2 3 4