Персоны энциклопедии
/
Берташ Александр Витальевич
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Котлы, Кингисеппский р-н) | |
Рубрики | |
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Котлы, Кингисеппский р-н). Первонач. дерев. ц. на терр. Толдожского Никольского погоста «в Чюди» построена не позднее 1499. Неоднократно перестраивалась и строилась заново на месте обветшавшей, в т. ч. в 1729, 1774 (перенесена на др. место), 1837, 1854. Кам. ц. с пристроенной колокольней возведена в рус.-византийском стиле в 1882-88 по проекту арх. И.И. Буланова вблизи усадьбы Альбрехтов (см. Котлы, усадьба). Освящена в 1888 св. Иоанном Кронштадтским. В 1910 перестроена арх. Н.Н. Никоновым. Трехчастный храм из красного кирпича с колокольней над притвором увенчан массивным куполом на низком барабане, в отделке использованы элементы «узорочья» XVII в.: кокошники, ширинки, наборные колонки. Приходу принадлежала церк.-приходская школа, 3 дома и 5 часовен. Ц. закрыта 13 мая 1938, передана под клуб. В 1941-43, во время нем. оккупации, использовалась под воен. объект. Возвращена верующим и освящена в июле 1943. С приходом сов. войск в февр. 1944 временно перестала действовать, т. к. община не была зарегистрирована (отсутствовал постоянный священник). Вновь начала действовать в июне 1945. С июня 1945 по янв. 1952 настоятель – священник Алексий Азиатский. Закрыта в дек. 1960, здание долгое время пустовало, затем передано под клуб. Ц. возвращена верующим в 1991, возобновлены богослужения. Проведены реставрационные работы, установлен новый иконостас, храм расписан в 2006. Имеется ковчег с частицей мощей свят. Николая Чудотворца. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 115-122; Клавинг В.А. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 50; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 309, 311; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Ямбургское благочиние. Знакомство со святынями. Котлы. Б. м., б. г. [СПб., 2006]. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Согинцы, Подпорожский р-н) | |
Рубрики | |
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Согинцы, Подпорожский р-н). Дерев. столпообразная ц. на терр. Согинского погоста (в Погостском) построена в 1696-98. Ц. рублена от земли восьмериком с расширением в верх. части и крыта шатром. К осн. объему примыкают прирубы трапезной с крыльцом и алтаря. Украшенная резными декорат. деталями шатровая колокольня (соединяется сенями с ц.) и притвор срублены в XVIII в. Закрыта в 1935 вместе с тремя приписными часовнями, передана колхозу. В 1941-44, в период фин. оккупации, использовалась как склад и конюшня. Верх. часть шатра была разбита снарядом, после войны ее заменили временной главкой из меди. Сохр. остов резного иконостаса и часть икон (ныне в ГРМ). В ходе реставрационных работ (1973-76; проект арх. М.И. Коляды, И.А. Мачерет) шатер восстановлен, заменено тесовое покрытие и ряд венцов в срубе колокольни. С 1990-х в храме изредка совершаются богослужения. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 209-213; Карсаков В. Посвирье. – http://olegu.narod.ru/ М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Павла Апостола собор (г. Гатчина) | |
Рубрики | |
ПАВЛА АПОСТОЛА СОБОР (г. Гатчина, Соборная ул., 26). Гл. гор. храм заложен 17 октября 1846 по указу Николая I. Крестообразное в плане здание построено по проекту арх. Р.И. Кузьмина в псевдорус. стиле с элементами классицизма. В оформлении собора участвовали худ. Ф.А. Бруни, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, М.И. Скотти, археолог Ф.Г. Солнцев, скульптор А. Дылев. Гл. престол в честь небесного покровителя Павла I освящен в 1852. Отделка завершена в 1863. С 1852 в собор для поклонения верующих стали ежегодно переноситься из ц. Зимнего дворца Мальтийские (Гатчинские) святыни, подаренные в 1798 Павлу I. В 1919 настоятель собора прот. Иоанн Богоявленский, уходя с отступавшей белой армией, увез их в Эстонию; ныне находятся в Черногории. Настоятель прот. Алексий Благовещенский (в 1919–1938; с перерывом) расстрелян в 1938. Собор закрыт в 1939; в апр. 1941 утвержден проект его переустройства под кинотеатр (арх. В.П. Калмыков), начались работы. Во время ВОВ пострадал от огня артиллерии. Ниж. храм действовал с окт. 1941, здесь же укрывались горожане при обстрелах. Настоятель прот. Александр Петров (в 1941-42) расстрелян немцами. В 1944 после ремонта кровли возобновились службы в верх. храме. В 1946 в ниж. храме освящен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При настоятеле прот. Петре Белавском (в 1949-55) возобновлено празднование в честь Мальтийских святынь. К сер. 1950-х в значительной степени восстановлены утраченные интерьеры; в 1952 освящен правый придел, в 1956 – главный престол верхнего храма; в 1957 – левый придел. Святыни: список Филермской иконы Божией Матери, частицы мощей св. Иоанна Крестителя и Животворящего Древа Господня, мощей св. Андроника, иконы Покрова Богоматери; Божией Матери «Утоли моя печали», Казанской; св. Пантелеимона и св. Анны Кашинской с частицами их мощей; свят. Николая; три мозаичных образа работы В.А. Фролова (нач. XX в.). Лит.: Славинский В., прот. Гатчинский собор Св. Ап. Павла // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884; Белавский П., прот. Столетие Гатчинского Павловского собора // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 8. С. 66-67. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петра и Павла Апостолов церковь (г. Любань, Тосненский р-н) | |
Рубрики | |
ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ ЦЕРКОВЬ (Тосненский р-н, г. Любань, Загородное ш., 1). Кам. шатровая ц. при станции Николаевской ж. д. построена в 1865-67 арх. Ф.Н. Соболевским по проекту К.А. Тона. В 1880 в ц. похоронен министр путей сообщения П.П. Мельников (мем. доска). В храме находилась памятная мраморная доска с именами инж.-первостроителей жел. дороги. Ц. закрыта в 1938; настоятель прот. Петр Ильиногорский и священник Косьма Евдокимов в 1937 расстреляны. В 1941 ц. сильно пострадала от нем. снарядов, богослужения были возобновлены в устроенном рядом молитвенном доме. Ц. действовала в 1942-43, закрыта в 1945. Руины ц. возвращены верующим в 1989, начато восстановление на средства Мин-ва путей сообщения и Октябрьской ж. д. Действует с 1993 как приходская и «железнодорожная» ц.; после восстановления освящена в 1999 Патриархом Алексием II. Восстановлены захоронения у ц. (в частности, геодезиста и топографа А.П. Болотова), на терр. сооружена надкладезная часовня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Храм Свв. Петра и Павла. – http://lubancity.narod.ru/ М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петра и Павла Апостолов церковь (г.п. Сиверский, Гатчинский р-н) | |
Рубрики | |
ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ ЦЕРКОВЬ (Гатчинский р-н, г. п. Сиверский, Красная ул., 29). Первая ц. в дачной местности Сиверская. Дерев. храм построен в 1888-89 ( арх. П.С. Самсонов) на средства дачников (в т. ч. поэта А.Н. Майкова, врача В.Т. Никитина). Храм в рус. стиле с шатровым верхом отличается богатым резным декором и уникальным иконостасом. В 1902 возведена отдельно стоящая дерев. колокольня. В 1938 ц. закрыта, в июне 1941 передана под пионерский клуб. С осени 1941 службы возобновились. В 1953 освящена после капитального ремонта. В 1980-е разобрана старая колокольня и построена новая, ближе к ц. Святыни: особо чтимая икона Божией Матери «Троеручица», иконы Тихвинская, Казанская, Покрова и др. При ц. имелись две приписные часовни: Св. кн. Александра Невского на ст. Сиверская (закрыта в 1919, снесена в кон. 1930-х); Свв. Флора и Лавра в дер. Межно (закрыта в 1938, руины). Лит.: Петропавловская церковь в Сиверской // Невский духовный вестник. 1989. № 12. С. 7-8; Бурлаков А. Сиверские храмы. Сиверская, 1993. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петра и Павла Апостолов церковь (пос. Вырица, Гатчинский р-н) | |
Рубрики | |
ПЕТРА И ПАВЛА АПП. ЦЕРКОВЬ (г. п. Вырица, ул. Павассара, 28). Первая ц. в поселке, сооруженная по решению владельцев земельных участков (в том числе И.А. Чурикова) и преимущественно на их пожертвования. Однокупольный храм в рус. стиле (проект гражд. инж. Н.И. Котовича) освящен 22 июня 1908. К новому приходу отошли пос. Вырица, дер. Красницы и Петровка. В сов. время репрессирован настоятель (с 1911) Георгий Преображенский и др. священники: Симеон Бирюкович, Андрей Корнилов, Николай Багрянский, прот. Владимир Иродионов, диакон Аркадий Молчанов. В 1938 храм закрыт, использовался под клуб. В нач. ВОВ разрушены завершения, оккупантами в ц. устроена конюшня. В 1942 открыта и освящена; иконостас перенесен из церкви с. Б. Ящера, Царские врата – из церкви с. Введенского. Тогда же в храм помещен мощевик с частицами мощей 14 святых, в т. ч. апп. Петра и Павла. Следующий ремонт проведен прот. Владимиром Сидоровым (настоятель в 1963-97). Среди святынь храма – четыре иконы с частицами мощей, три иконы Божией Матери, свят. Николая и др. Лит.: Попов И.В. Святая Вырица // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 79-102. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Пимен (Гаврилов) (1828/29-1910), архимандрит, церковный деятель | |
Рубрики | |
ПИМЕН (Петр Гаврилов, 1828 (29?) – 1910, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель, духовный писатель. В 1852 поступил в Валаамский мон., в 1858 принял постриг, в 1861 – священный сан. Знал пять языков, составил опись монастырской б-ки и ризницы. Ок. 27 лет исполнял послушание письмоводителя. Опубл. труды П. посвящены истории, разъяснению смысла монашества (неоднократно переизд.). С 1884 архим., настоятель Коневского Рождества-Богородицкого мон. При П. возросло число братии. К 500-летию мон. в 1893 составил его подробное ист. описание, организовал празднование юбилея. В 1895 – настоятель Пафнутиево-Боровского мон. Калужской еп. С 1903 – за штатом, проживал и скончался в Коневском мон. Могила утрачена. Соч.: Три слова о монашестве. СПб., 1867; В защиту монашества. СПб., 1876; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883; Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. С. 27. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Покрова Пресвятой Богородицы собор (г.Гатчина) | |
Рубрики | |
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР подворья Пятогорского мон. (г. Гатчина, Красная ул., 3). Подворье основано на месте гор. усадьбы, пожертвованной в 1895 Вохоновскому Мариинскому мон. крестьянином-торговцем К.К. Карповым, он же выделил средства на стр-во кам. храма. Закладка состоялась 3 июня 1907. Храм в рус. стиле увенчан массивной луковичной главой и четырьмя боковыми, отличается ступенчатой композицией с полуциркульными арочками (проект арх. Л.М. Харламова, при участии А.А. Барышникова). Перекрытия выполнены из монолитного железобетона. Иконы написаны монахинями, дубовый резной иконостас выполнен в мастерской Д.В. Дударова (1913). В 1914 освящены гл. правый (Св. Александра Невского) и левый (Свят. Николая) престолы. В подвале в 1917 предполагалось устройство теплого придела во имя Св. Иоанна Крестителя и Мч. Лидии. Отделка паперти и штукатурные работы не были окончены. Почиталась икона Покрова, подаренная Карповым (похоронен в притворе). Прихожанка храма – проживавшая неподалеку схимонахиня Мария Гатчинская. В 1929 подворье, где жило 50 монахинь, было закрыто, в 1939 – закрыт храм; здание использовалось под склад. В 1990 собор передан приходу, в 1991 состоялось первое богослужение. В крипте освящен придел Св. Иоанна Кронштадтского. С 1994 восстановлением руководит настоятель прот. Михаил Юримский. Главные святыни – три мощевика с частицами мощей многих (более 70) святых, в т. ч. ап. Андрея и Киево-Печерских угодников. Лит.: Якимова Н.В. Историко-методическая записка по Покровскому подворью Пятогорского Богородицкого монастыря в г. Гатчине. Л., 1989; Покровский собор г. Гатчина. – http://pokrov.gatchina.ru/ А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Преображения Господня собор (г. Выборг) | |
Рубрики | |
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Выборг, Театральная пл., 1). Решение о постройке новой рус. церкви было принято летом 1783 во время пребывания имп. Екатерины II в Выборге. Эскизный проект выполнен предположительно Н.А. Львовым; переработан арх. И. Брокманом (с целью уменьшения размеров). Кам. храм построен в 1786-88 на гос. средства. В плане здание образует латинский крест, в классицистических формах заметно влияние итал. архитектуры. Стр-во возглавляли И. Брокман, подрядчик А. Буйбин. Приделы посвящены свт. Николаю и иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость». Первый прот. Василий Федоров. В 1795-96 построена новая колокольня, к-рую затем соединили с храмом. Ремонтировался в 1816-17; тогда же изготовлен вызолоченный крест. Новый колокол подарен в 1838 купцом Ф. Набилковым. Настоятель в 1828-58 – прот. Павел Виноградов. Собор реконструирован в 1863-66 (проект инж.-поручика Титова и арх. Г.И. Карпова; худож. работы С.В. Постемского). Приделы были перенесены в линию с гл. алтарем, устроены ризница и чугунная ограда, в отделке появились элементы рус. стиля. В 1888-98 арх. А. Исаксоном частично перестроена колокольня. С 1892 – кафедральный собор Финл. епархии, первый епископ – Антоний (Вадковский). В 1905-17 при соборе действовала правосл. миссия. Закрыт в марте 1940, иконостасы и большая ч. внутр. убранства утрачены. В 1941-44 занят финнами под склад сов. трофейного оружия. В 1944 пострадал в ходе боев. Открыт 14 марта 1948 по решению Совета Министров СССР. В нач. 2000-х отремонтирован. Святыни: иконы «Спас Оплечный», Божией Матери Троеручицы, Живоносный Источник; свят. Николая. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 271; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. XIII–XX. Выборг, 1997. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Преображения Господня собор (г. Тихвин) | |
Рубрики | |
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Тихвин, пл. Свободы, 9). В 1560 в связи с открытием Тихвинского Свято-Успенского мон. Пречистенский посад (жил. и торг. постройки Тихвина) был перенесен на новое место. Работами руководил новгородский строитель Ф.Д. Сырков, он же соорудил дерев. трехпрестольный храм. Вокруг Преображенской ц. сформировался центр поселения. Храм возобновлен после Смутного времени в 1625, сгорел в 1662; возобновлен в 1663 с приделами Благовещения и прп. Варлаама Хутынского, сгорел в 1693. Кам. собор начат стр-вом в 1693 по благословению Новгородского митр. Корнилия; стр-во было окончено в 1732-48. Пострадал от пожара в 1770. В 1872-83 пристроена обширная трапезная, декорированная в рус. стиле, сюда перенесены приделы (арх. И.И. Буланов). Гл. святыней являлась икона Стокгольмской Божией Матери (Тихвинская), к-рая в 1671 была выкуплена тихвинскими купцами в Стокгольме (утрачена). При соборе действовали приходское попечительство, об-во трезвости. Зимой 1931 взорвана 40-метровая колокольня, затем собор закрыт и занят под кинотеатр, луковичное пятиглавие снесено. Храм возвращен в 1993, богослужения начались в 1994 в вост. Преображенском приделе (с 2006 в нем ведутся ремонтно-реставрац. работы); с 3 июля 2004 службы совершаются в зап. Благовещенском приделе. В 1998 окончена реставрация фасада. Чтимые святыни: икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, «Явление Богородицы и свят. Николая пономарю Георгию», финифтяный образ двунадесятых праздников, иконы Феодоровской Божией Матери, свт. Николая, вмц. Параскевы. Лит.: Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. СПб., 2006. С. 25-31, 120. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Пятая Гора, усадьба | |
Рубрики | |
ПЯТАЯ ГОРА, усадьба. Волосовский р-н, Калитинская вол. (20 км от г. Волосово). Устройство усадьбы у дер. Пятая Гора началось в кон. XVIII в. Небольшой деревянный усадебный дом находился на склоне холма, к нему вели три луча аллей. В композицию парка был включен пруд. После первых владелиц – сестер Е.М. Ренкевич и Х.М. Фок, урожд. Шнее, с 1804 хозяином П. г. стал сенатор Ф.М. Брискорн. Его вдова, Ольга Константиновна, урожд. Струкова, построила в деревне в 1827-31 каменную ц. Троицы Пресвятой – основное украшение ансамбля. Здание храма выполнено в стиле классицизма, имеет овальный план и окружено 24 трехчетвертными колоннами ионического ордера. Единый антаблемент завершен с боковых фасадов фронтонами. Освящена в 1831. Была приписана к приходской церкви в дер. Дылицы. Пришла в ветхость, закрыта в 1890. В 1902 произведен капитальный ремонт, последний – в 1921. Являлась приходской. В мае 1941 была одной из двух церквей, действующих в Волосовском р-не, готовилось ее закрытие. Не действовала с декабря 1943 из-за отсутствия священника, закрыта в мае 1945. 21 ноября 1947 Леноблисполком отклонил ходатайство верующих об открытии церкви. В наст. время здание церкви руинировано, следов имения не сохранилось. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 270-272; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 307-308. Ю.М. Пирютко, свящ. Александр Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Новая Ладога) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Новая Ладога, пр. К. Маркса, 49). Собор строился (предположительно, в сер. XVI в.) как трапезная ц. Николо-Медведского мон. В качестве материала использовались известняковая плита и кирпич. Освящен во имя Св. Апостола Иоанна Богослова. Возобновлен в 1702, являлся теплым храмом при гор. Николаевском соборе. В 1750-56 пристроена с зап. столпообразная восьмигранная 40-метровая колокольня. Из 12 колоколов самый большой, весом ок. семи т, был отлит в 1845 Н.М. Стуколкиным. В 1870-е при настоятеле прот. Матфее Розанове храм был перестроен от основания (проект арх. М.А. Щурупова), освящен в 1877. Рождественский придел устроен в 1733-34 из быв. трапезной. После реконструкции собора придел стал больше старого гл. храма; для него был изготовлен новый четырехъярусный резной иконостас в «рус.-романском стиле» (43 из 47 икон написал В.М. Пешехонов; частично сохр. ниж. ярусы). Закрыт в 1935, восстановлен после 1949. Среди святынь имеются старинное Распятие, образ Коронования Богоматери, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», Иверской, Троеручицы и др.; с 1889 в храме находятся иконы Св. Пантелеимона с Афона и Св. Кн. Владимира в память 900-летия Крещения Руси. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.В. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 67-72. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Приозерск) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Приозерск, ул. Калинина, 11), гл. храм города. Его предшественниками были соборный приходской храм Воскресения Христова (1296; в 1612 переоборудован шведами под кирху) и Спасская ц. на Спасском о-ве. Правосл. собор был устроен в 1716 в Новой крепости из первой на Карельском перешейке кам. кирхи (1684-92) и освящен в честь Рождества Богородицы (город был отвоеван у шведов в 1710 в день этого праздника). Его гл. святыней стала явленная икона Нерукотворенного Спаса. Впоследствии храм обветшал, в 1836 был закрыт и в 1898 разобран. В 1836-47 на возвышении в зап. части торг. площади (впоследствии – Соборная, ныне пл. Ленина) была сооружена новая кам. церковь (арх. Л.Т.И. Висконти). Одноглавый храм выс. ок. 20 м с колокольней над притвором выполнен с использованием элементов древнерус. зодчества (кокошники). Достопримечательностью считался швед. колокол 1649 весом ок. тонны. Собор закрыт в 1940, в здании находился интендантский склад; в 1941-43 при фин. властях возобновились богослужения. Затем в здании размещались музей (с 1949), дом пионеров и школьников (1952), типография (с 1953), позднее – комб-т быт. обслуживания. Храм возвращен верующим в 1991, с 1995 приписан в качестве подворья к Коневскому Рождество-Богородицкому мон. Святыня – икона с частицей мощей прп. Арсения (1997). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 240-242. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы церковь ( с. Рождествено, Гатчинский р-н) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (с. Рождествено, ул. Соколова, 2). Дерев. ц. Свят. Николая построена в Грезневском Никольском погосте до 1500; в XVII в., при швед. владычестве, разорена. В 1713-16 в с. Грезнево построена дерев. ц. Рождества Богородицы, разобрана в 1785 и тогда же устроена новая. Ц. сгорела 11 сент. 1837. С 1870 под руководством арх. И.И. Буланова началось стр-во кам. церкви (предположительно, по проекту Г.И. Карпова); освящена 9 сент. 1885. Здание сочетает в себе черты древнерус. и византийского стилей. Над притвором находится колокольня (выс. 29 м). Приделы Свят. Николая и Св. Кн. Александра Невского. Не действовала с 1938, закрыта пост. Леноблисполкома от 22 июня 1941 и передана под школу. Действовала с окт. 1941. Настоятель в 1942 – янв. 1944 прот. Петр Кудринский служил также и в четырех лагерях военнопленных, находившихся в Рождествено. 21 сент. 2003 к 120-летию освящения ц. открыта воскресная школа в новом здании и обновлена звонница (приобретены шесть колоколов). Около ц. находятся захоронения священнослужителей и помещиков Рукавишниковых. Чтимые иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Божией Матери Казанской, «Всех Скорбящих Радость», Покрова, свят. Николая, св. кн. Александра Невского. К ц. были приписаны три часовни, одна из них, в Рождествено, в наст. время восстановлена. Лит.: Бурлаков А. Сиверские храмы. Сиверская, 1993. С. 12, 38-40; Рябов Д. Рождественские храмы. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождества Пресвятой Богородицы церковь (дер. Пенино, Сланцевский р-н) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Пенино, Сланцевский р-н). Первоначальная дерев. церковь впервые упоминается в 1499. В 1771 она сгорела, к 1789 восстановлена. В 1893–1900 к юго-вост. от старой церкви была построена кам. трехпрестольная ц. – один из лучших в епархии образцов «рус. стиля» (арх. Н.Н. Никонов). Гл. престол в 1900 освятил св. Иоанн Кронштадтский. Настоятель (до 1932) прот. Иоанн Кадников репрессирован в 1937. В 1939 закрыты обе церкви. В начале ВОВ церкви пострадали при обстрелах, дерев. разрушена. Кам. церковь в 1942 восстановлена и в нач. 1943 освящена, но вскоре вновь повреждена и закрыта. В 1953 передана колхозу «Декабрист» под склад. Здание сохр. частично. В наши дни зарегистрирован приход, к-рый начал восстановит. работы. Лит.: Мнушко А. И. Пенино. Козья Гора // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. Вып. 28-29. С. 77-78; Пенино (Сумерский погост). – www.rogatka.orthodoxy.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Рождество-Богородицкий Имоченский погост (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н) | |
Рубрики | |
РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ИМОЧЕНСКИЙ ПОГОСТ (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н). До XVII в. осн. Рождественский жен. мон., упраздненный после 1600. Первонач. дерев. монастырская ц. Рождества Пресв. Богородицы построена до 1582. В 1717 на ее месте возведена новая дерев. церковь с двумя приделами (в т. ч. прп. Алексия Человека Божия). Закрыта 10 июня 1934, передана под сельсовет, избу-читальню и красный уголок колхоза. Здание ц. разрушено в нач. 1960-х. В наст. время периодические богослужения совершаются в ц. Свят. Василия Великого, построенной в 2001-02 худ. И.Л. и Ю.С. Грецкими (освящена в память небесного покровителя худ. В.Д. Поленова, владельца усадьбы Имоченицы). 10 окт. 1934 закрыты три приписные часовни: Ширинская (Тихвинской иконы Божией Матери), Шангинская (Прор. Илии) и Никоновская (Преображения Господня). Другая дерев. монастырская ц. Свят. Николая Чудотворца построена до 1582, разорена во время войны со шведами в нач. XVII в., возобновлялась в 1616 и 1653. С нач. XVIII в. – приходская ц., в 1895 перенесена на левый берег р. Оять. В 1898-99 на ее месте по проекту арх. П.Ф. Вахрушева построена новая дерев. ц. Закрыта 1 авг. 1935, здание передано под клуб. В 1998 находившаяся в аварийном состоянии ц. разобрана, на ее месте в 1998–2003 сооружен новый дерев. Никольский храм. Лит.: Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин; СПб., 1999. С. 9; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Русско-эстонское благочиние | |
Рубрики | |
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Сенновский Свято-Троицкий скит | |
Рубрики | |
СЕННОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СКИТ (дер. Сенно, Бокситогорский р-н). Вероятно, в XVI в., в дер. Сенно была построена ц. Свв. Мчч. Флора и Лавра, относившаяся к Колбецкому погосту. В XVII в. она расширена двумя приделами. Ц. дважды горела (в 1653 и в 1771) и дважды отстроена заново (в 1655 и 1777). Новая ныне существующая ц. сооружена в 1881-83. Одноглавая кам. ц. Пресвятой Троицы с шатровой колокольней построена в 1888(1892?) – 1898 в рус. стиле. В приход входило десять деревень; при нем действовали попечительство, об-во трезвости прп. Серафима Саровского, церк.-приходская школа. В 1937 ц. закрыты, настоятель репрессирован, помещения использовались под клуб и магазин. В 1996 на месте быв. прихода осн. скит Тихвинского Свято-Успенского мон. во главе с монахиней Тавифой. Храмы восстановлены (Троицкая ц. в 1998, Флоровская – в 2001-02); в 2005-06 сооружена новая ц. Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. В Троицкой ц. находится мощевик, ряд чтимых икон, вблизи скита – два источника. Лит.: Тихвинский земский календарь. Справочник на 1917 год. Ч. II. Тихвин, 2006. С. 32; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Серафимовский скит | |
Рубрики | |
СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ, располагался в Лужском у., в 13 км от ст. Преображенская (ныне г. п. Толмачёво). В 1901 лавра приобрела поместье Зачеренье (пл. 560 га). Существовавший двухэтажный дом на берегу р. Оредеж был отремонтирован и переоборудован. Возведены дерев. дом для зав. имением, два дома для братии, дом для рабочих, а также свинарник, птичник, пять ледников, пасека, молочня и пр. Летом 1906 состоялась закладка храма на 800 чел. во имя Прп. Серафима Саровского (проект лаврского арх. Л.П. Шишко; подрядчики К.П. Данилов, К.М. Крусанов, Д.В. Осипов и др.). Здание в стиле необарокко завершал плоский купол, на к-ром возвышался барабан с луковицей. Трапезная соединяла храм с трехъярусной колокольней, ее обрамляли портики с гранитными колоннами. Кирпич изготавливался своими силами на устроенном в скиту заводе; шесть колоколов отлил з-д А.С. Лаврова в Гатчине. В 1907-08 установлен трехъярусный дубовый иконостас (худ. Ф.К. Платонов, резчик Д.В. Дудаков) с иконами Прпп. Корнилия Комельского и Антония Печерского. Храм освящен 2 нояб. 1908; 2 авг. 1909 освящен нижний придел во имя Прп. Антония Печерского. Утварь поставило Т-во «П.И. Оловянишников и сыновья». Скит получил наим. Серафимо-Антониевский, а имение – Серафимово; число братии –11-13 чел. Во время Первой мир. войны братский корпус был отведен под лазарет для раненых, в 1915 построен приют для увечных воинов. После 1917 в скиту разместился туберкулезный санаторий. Церковь закрыта в 1923. В наст. время не уцелело ни одного строения. Лит.: Антонов В.В. Серафимо-Антониевский скит Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. СПб., 2000. С. 71-75; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 2001. Т. 1. С. 402-404; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 241-245. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Спаса Нерукотворного Образа церковь (г.Всеволожск) | |
Рубрики | |
СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ЦЕРКОВЬ (г. Всеволожск, ул. Шишканя, 11а). Построена в 1899–1901 вдовой П.А. Всеволожского на Румболовской горе над склепом мужа как храм-усыпальница Всеволожских. Кирпичное здание имеет форму восьмигранника; ц. рассчитана на 500 мест. Освящена 16 авг. 1901, с февр. 1916 – приходская. Закрыта в окт.е 1931 и передана коммуне «Труд»; использовалась под разл. хоз. нужды. В годы ВОВ мимо ц. проходила «Дорога жизни». С 1960-х пустовала. Возвращена верующим 29 дек. 1989, богослужения начались 13 апр. 1990; одновременно проводились восстановит. работы (проект арх. В.Е. Жукова). Освящена 24 нояб. 1991. В 1991 сооружена металлическая звонница и установлены колокола. Святыня: Нерукотворный образ Спасителя (XVII в.). Лит.: Реннер М. Церковь Спаса Нерукотворного. Всеволожск, 1991; Попов И.В. Церковь Спаса Нерукотворного образа на Румболовской горе во Всеволожске // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 42-47. М. В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Иоанно-Предтеченский монастырь | |
Рубрики | |
1150 / 1000 СТАРОЛАДОЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иванский, Ивановский). Основан на Малышевой горе (сев. оконечность Ладоги) предположительно новгородским архиеп. Климентом (управлял епархией в 1276-99). Не закрывался в Смутное время. Кам. ц. Рождества Св. Иоанна Предтечи сооружена в 1695. Облик храма архаичен и соответствует традициям XVI в. С притвором у юж. входа соединена столпообразная колокольня (завершение шпилем – XVIII в.). С сев. стороны – теплый придел Вмч. Параскевы. В 1704 в обитель переведены иноки Николо-Медведского мон. Обращена в приход в 1764. В 1848 в притворе похоронен подвижник, юродивый Александр Лосев. Мон. закрыт в 1919, церковь – в 1930-е. Единственная сохр. Предтеченская ц. возвращена епархии в 1991 как приходская; восстановление начато иером. Евстафием (Жаковым). Внутреннее убранство утрачено, в летнем храме сохр. фрагменты подкупольных росписей XIX в. Среди новых святынь – образа Тихвинской Божией Матери, прп. Нила Столобенского. Храм украшен новыми росписями в трапезной, шитьем и ковкой. Лит.: Иоанн, игумен. Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря. СПб., 1865. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Николаевский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Успенский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Старообрядчество | |
Рубрики | |
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Стороженский Николаевский Преподобного Киприана монастырь | |
Рубрики | |
СТОРОЖЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ПРЕПОДОБНОГО КИПРИАНА МОНАСТЫРЬ (дер. Сторожно, Волховский р-н). Временем основания мон. на Стороженском мысу Загубского п-ова считается сер. XVI в. Прп. Киприан – бывший пират, промышлявший на Ладожском оз., отрекшись от своих прежних занятий, принял постриг и на месте разбойничьего вертепа основал иноческую обитель в честь покровителя мореходов свят. Николая. Вероятно, еще при прп. Киприане на берегу озера построен двухэтажный трехпрестольный кам. храм Свят. Николая Чудотворца. Церковь архаична и напоминает крепостное сооружение. Прямоугольная в плане, она не имеет алтарных апсид, почти лишена декора, в грубой кладке применены валуны. В ниж. теплом этаже находился Успенский придел, в верх. холодном, – Никольский и Богоявленский. Храм соединен с одностолпной трапезной. Над захоронением прп. Киприана рядом с ц. возвышалась часовня, еще одна часовня была посвящена свят. Николаю. Мон. упомянут в Писцовой кн. Обонежской пятины 1582-83, он владел вотчинами в Христорождественском Пашском погосте. Являлся укрепленным сторожевым пунктом в противостоянии со шведами; о его значении говорит тот факт, что обитель в 1587 и 1598 освобождалась от податей. Рядом возникла Подмонастырская слободка (Сторожки), жители к-рой, как и братия, занимались рыболовством. В 1718 был образован приход в ближайшей дер. Загубье с дерев. Спасо-Преображенской ц., ее освятил настоятель обители. В 1778 мон. упразднен, ц. стала приходской; в 1833 приписана к ц. в дер. Загубье. В 1910 сгорели колокольня, крыльцо и наружная дерев. лестница. В 1914 ц. исследовал Н.И. Репников. Закрыта в 1930, перестроена в 1939, использовалась под склад. Утрачено внутр. убранство, а также луковичная глава, завершавшая храм, и обе часовни. В 1999 приписана к ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье; первая литургия отслужена в 2001. Лит.: Кондратьева Е.В. Пашский перевоз – Свирица – Загубье – Сторожно // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.124-134. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тервеничский Покровский монастырь | |
Рубрики | |
ТЕРВЕНИЧСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Лодейнопольский р-н, дер. Тервеничи, Нагорная ул., 30). Осн. в 1997 на месте погоста (впервые упом. в 1137), к-рый в XVI в. назывался Михайловским – по ц. во имя Св. Архангела Михаила (1574). На рубеже XVIII–XIX вв. сооружены ц. Покрова и Успения Богородицы, в 1861 на пожертвования – новая кам. Успенская ц. в стиле позднего классицизма. Успенский храм закрыт в 1935, в нем был устроен клуб, позже – склады зерна и удобрений; пр. здания погоста и кладб. разрушены. Работы по реставрации Успенской ц. начались летом 1991, в 1994 она переосвящена в честь Покрова. Среди святынь – список с находящейся в Одессе Касперовской-Корсунской иконы Божией Матери «Умиление» (Тервеничской). В 1997 сооружены две кам. часовни, одна из них – над чтимым источником (колодцем); в 2001 построена часовня во имя Воскресения Христова на кладб. Монастырское хоз-во включает 45 га земли, швейную и худож. мастерские. Мон. устраивается силами сестричества СПб. церкви во имя Свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии (с 1997 – мон. подворье). Лит.: Тервеничский Покровский женский монастырь. СПб., 1998. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинский Введенский монастырь | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Основан на правом берегу р. Тихвинка, вероятно, как и Свято-Успенский мон., по указу Ивана Грозного в 1560. Под руководством Ф.Д. Сыркова были возведены дерев. стены. Вблизи мон. у дер. Иссады возник Малый посад, населенный ремесленниками и торг. людьми. В 1613 в мон. находился лагерь воеводы С.В. Прозоровского, затем шведы захватили обитель и устроили в ней гл. лагерь, а при отступлении 14-17 сент. ее сожгли. После заключения Столбовского мира мон. возрожден при игум. Дарии. Имеются сведения, что кам. Введенский собор построен в сер. 1600-х, после Смутного времени; в 1645 пристроены приделы во имя Свят. Николая Чудотворца и Прп. Кирилла Белозерского. В 1645 построена кам. одностолпная трапезная с двухапсидной двуглавой теплой ц. Рождества Богородицы и Свят. Иоанна Новгородского (перестраивалась после пожаров в 1676, 1685, 1704). На 1764 мон. владел 1338 душами и 380 десятинами пахотной земли. Тогда же, при введении штатов, был отнесен ко второму классу. При игум. Августе (Свешниковой; настоятельница в 1823-58) обитель обновлена: введена общая трапеза, расширена терр., построена ограда с четырьмя угловыми башенками (сохр. фрагменты), келейный и настоятельский кам. корпуса (сохр.), четырехъярусная колокольня со Св. воротами и ц. Св. Вмц. Екатерины и Св. Мц. Августы в стиле классицизма (1834-36, арх. И.И. Шарлемань). При игум. Серафиме (Тимковской, настоятельница в 1858-76) мон. 19 июня 1859 посетил имп. Александр II. В 1861-72 в мон. жила Мария Солопова, будущая игум. Таисия Леушинская, подвижница благочестия. В 1882 при игум. Рафаиле (Варнот, настоятельница в 1876–1900) Введенский собор был реставрирован и приобрел богатое декорат. убранство в рус. стиле XVII в. В мон. была заключена и впоследствии похоронена на местном кладб. Е.А. Ганнибал, первая жена А.П. Ганнибала. 27 марта 1844 во Введенском соборе крещен Н.А. Римский-Корсаков. Обитель не раз посещали Мария (Мирра) Лохвицкая и ее сестра Надежда (Тэффи). В кон. XIX в. при мон. создан приют для девочек-сирот. К 1917 в обители находилось ок. 200 монахинь. Последняя игум. Иоанникия (Кожевникова) жила в мон. до 1920 в келье, расположенной в колокольне. Расстреляна 3 дек. 1937, канонизирована как новомученица. Церкви закрыты в 1924-26, в мон. зданиях разместилась дет. колония. Сохр. здания перестроены, внутр. убранство утрачено, церкви лишены заверший, заняты жил. и спорт. учреждениями; полностью уничтожено кладб. 4 дек. 1998 у Введенского собора воздвигнут памятный поклонный крест. Весной 2005 Тихвинскому Свято-Успенскому мон. передана колокольня, и в 2006 началось совершение молебнов в надвратной ц. Предполагается формирование монашеской общины. Лит.: Виноградова Л.В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005; Описание Тихвинского Введенского девичьего монастыря / Сост. Ю.Ю. Черемская. СПб., 2006. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинский Николаевский Беседный монастырь | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ БЕСЕДНЫЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Первый мон. в гор. черте совр. Тихвина. Осн. между 1510 и 1515 по указу вел. кн. Василия III Иоанновича на месте явления клирику Георгию и беседы с ним (отсюда назв. мон.) Божией Матери и свят. Николая Чудотворца. В мон. находилась древняя икона, изображающая это событие. Первоначально место явления было обозначено Никольским дерев. храмом, с основанием мон. его сменила кам. церковь. В 1560-е сооружены две кам. церкви – Свят. Николая Чудотворца и Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. В 1613 в мон. находилась штаб-квартира швед. полководца Эверта Горна. Сожжен шведами. Возобновлен в 1648, тогда же к собору пристроен придел Рождества Богородицы. В 1662-69 настоятелем был Досифей, проповедник старообрядчества, почитавшийся среди сторонников «старой веры» святым. Мон. упразднен в 1764; восстановлен в 1774 в связи с упразднением Тихвинского Николо-Боровинского мон. В 1815-18 сооружена колокольня. При иером. Сосфене (управлял обителью в 1832-53) сложился классицистический ансамбль мон. Были построены собор Свят. Николая Чудотворца (1842-45) и ц. Владимирской иконы Божией Матери (1829-37), часть старого храма Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи сохранялась в качестве придела. Были сооружены также кам. настоятельский (1836) и три братских корпуса (1848-49), надкладезная часовня (1843) у большой дороги, где хранился чтимый крест. Мон. закрыт в 1924, церкви – в 1929-1931. Пострадал в нояб.-дек. 1941 в ходе наступательных боев Красной армии, все строения полностью разобраны после 1945. На терр. расположено автопредприятие. В нач. 2000-х напротив места, где находился мон., в память о нем поставлена дерев. часовня. Лит.: Сергий, игумен. Краткая летопись Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря // Летописец. Тихвинский краеведческий альманах. Вып. III. Тихвин, 2005. С. 3-14; Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. СПб., 2006. С. 168-173. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинский Успенский монастырь | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). В память об обретении 26 июня 1383 на берегу р. Тихвинка чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии (впоследствии – Тихвинская) была построена приходская дерев. ц. Успения Богородицы. Между 1507 и 1515 на том же месте по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича сооружен кам. Успенский собор по образцу Успенского собора Моск. Кремля – кубический пятиглавый шестистолпный храм с тремя апсидами (строители Дм. Сырков и Фрязин). Храм посещали Василий III (1526) и Иван IV (1547). По указу Ивана IV при храме 12 февр. 1560 устроен муж. общежительный мон. Комплекс, сооруженный Ф.Д. Сырковым, окружали дерев. стена и ров. В 1581 сооружена двухэтажная трапезная палата с ц. Рождества Богородицы, в 1591-93 – Св. врата с ц. Вознесения Господня и приделом Св. Вмч. Феодора Стратилата. В 1593–1600 на средства Бориса Годунова построена пятишатровая трехъярусная звонница. В 1613 мон. выдержал осаду швед. войск. В 1623 сильно пострадал при пожаре. В 1668-70 к собору пристроены приделы Прор. Илии и Ап. Иоанна Богослова (арх. Ларион Осипов), сооружены кам. башни над зап. и вост. вратами монастыря, где в дальнейшем были устроены цц. Тихвинской иконы Божией Матери и Свят. Николая. В 1682-90 построены кам. больничные палаты с ц. Св. Ап. Андрея (позднее – Двенадцати Апостолов), архимандричьи, келарские, казенные, братские кельи. Последние сооружениями XVII в. были Покровская ц. (1691, 1699–1702) и часовня иконы Божией Матери «Споручница грешных». С 1721 в обители открыты первые в Тихвине школа и богадельня. Мон. был отнесен к I классу, он пользовался особым вниманием рос. императоров: здесь бывали Петр I (1717), Елизавета Петровна вместе с будущими Петром III и Екатериной II (1747), Павел I (1799), Александр I (1823) и Александр II (1858). Во время ремонта собора в 1795-98 устроены четырехскатная кровля и луковичные главы, он был расписан ярославскими мастерами под рук. Лонгина Шустова. В 1784–1801 возведены башни и кирпичные стены. В 1802-04 построено кам. здание богадельни с ц. Божией Матери «Всех скорбящих радости», в 1803 открыто духовное уч-ще. Парадные ворота (установлены в 1805) по приказу Павла I украсила решетка с ограды Аничкова дворца. В 1860-65 Тихвинская ц. расширена кам. часовней «Крылечко», выдержанной в формах рус. «узорочья» XVII в. (арх. Н.Л. Бенуа, он же перестроил в 1871-77 в «русско-романском» стиле Покровскую ц., позднее переосвященную в Крестовоздвиженскую). В 1871-76 перестроена и переосвящена в честь Покрова трапезная ц. На терр. обители были похоронены иноки и настоятели мон., один из рук. обороны мон. в Смутное время кн. Симеон Прозоровский (схимонах Сергий), историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов; А.П. Римский-Корсаков, отец комп. Мон. закрыт не ранее 1924, Успенский собор – в 1930-е, Тихвинская ц. – в 1937. Полностью уничтожены кладб., гостиница, вост. стена с Никольской башней и церковью и сев. стена. Кельи и церкви использовались как жилье и под произв-во. 158 икон из собора после 1955 перевезены в ГРМ. Часть архива и б-ки находится ныне в СПб. Ин-те истории РАН. В 1968 ряд помещений передан Тихвинскому историко-мемориальному и архитектурно-художественному музею. В окт. 1944 приходу возвращена Тихвинская ц., к-рая до 1989 была единственной действующей в р-не. Мон. вновь открыт в июле 1995, 9 июля 1997 первую литургию в соборе служил митр. С.-Петерб. и Ладожский Владимир. С сент. 1998 настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2000-03 установлены колокола. Чудотворная икона Божией Матери, захваченная нем. войсками в 1941 во время оккупации Тихвина, 8 июля 2004 возращена в мон. Лит.: Тихвинская чудотворная. Тихвин, 1993; Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – история – почитание. СПб., 2001; Колесникова Л.А., Александр Гарклавс, прот. Тихвинская икона Божией Матери. Возвращение. СПб., 2004; К Тихвинской на богомолье. СПб., 2004; Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Сост. Е.В. Крушельницкая. СПб., 2004; Виноградова Л.В. С Тобою, Богородица… СПб., 2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинской иконы Божией Матери церковь (дер. Романщина, Лужский р-н) | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (дер. Романщина, Лужский р-н). Первонач. дерев. ц. Св. Пророка Илии построена в 1679 как усадебный храм помещиков Елагиных. Разобрана в 1840. В 1770-76 на средства Е.Н. Елагина вблизи усадьбы возведена кам. ц. по типу небольших вотчинных храмов XVII в. («восьмерик на четверике»). Отдельно стоящая кам. шатровая колокольня соединена с ц. дерев. переходом. У алтаря похоронен адм. И.И. де Траверсе. Не действовала с 1938, закрыта 19 дек. 1939. Передана под «культурное учреждение». Вновь открыта в 1943 священником Василием Сергеевым (настоятель до 1947). С 1940-х состоит на учете как пам. архитектуры. Окончательно закрыта 2 окт. 1962. С 1963 использовалась под с.-х. склад. Здания церкви (в т. ч. купол с крестом) и колокольни (без шатра) сохр. В нач. 2000-х передана лужскому казачеству, ведутся восстановительные работы. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 195-200. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |