Персоны энциклопедии / Берташ Александр Витальевич
1 2 3 4
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Котлы, Кингисеппский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Котлы, Кингисеппский р-н). Первонач. дерев. ц. на терр. Толдожского Никольского погоста «в Чюди» построена не позднее 1499. Неоднократно перестраивалась и строилась заново на месте обветшавшей, в т. ч. в 1729, 1774 (перенесена на др. место), 1837, 1854. Кам. ц. с пристроенной колокольней возведена в рус.-византийском стиле в 1882-88 по проекту арх. И.И. Буланова вблизи усадьбы Альбрехтов (см. Котлы, усадьба). Освящена в 1888 св. Иоанном Кронштадтским. В 1910 перестроена арх. Н.Н. Никоновым. Трехчастный храм из красного кирпича с колокольней над притвором увенчан массивным куполом на низком барабане, в отделке использованы элементы «узорочья» XVII в.: кокошники, ширинки, наборные колонки. Приходу принадлежала церк.-приходская школа, 3 дома и 5 часовен. Ц. закрыта 13 мая 1938, передана под клуб. В 1941-43, во время нем. оккупации, использовалась под воен. объект. Возвращена верующим и освящена в июле 1943. С приходом сов. войск в февр. 1944 временно перестала действовать, т. к. община не была зарегистрирована (отсутствовал постоянный священник). Вновь начала действовать в июне 1945. С июня 1945 по янв. 1952 настоятель – священник Алексий Азиатский. Закрыта в дек. 1960, здание долгое время пустовало, затем передано под клуб. Ц. возвращена верующим в 1991, возобновлены богослужения. Проведены реставрационные работы, установлен новый иконостас, храм расписан в 2006. Имеется ковчег с частицей мощей свят. Николая Чудотворца. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 115-122; Клавинг В.А. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 50; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 309, 311; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Ямбургское благочиние. Знакомство со святынями. Котлы. Б. м., б. г. [СПб., 2006]. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Согинцы, Подпорожский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Согинцы, Подпорожский р-н). Дерев. столпообразная ц. на терр. Согинского погоста (в Погостском) построена в 1696-98. Ц. рублена от земли восьмериком с расширением в верх. части и крыта шатром. К осн. объему примыкают прирубы трапезной с крыльцом и алтаря. Украшенная резными декорат. деталями шатровая колокольня (соединяется сенями с ц.) и притвор срублены в XVIII в. Закрыта в 1935 вместе с тремя приписными часовнями, передана колхозу. В 1941-44, в период фин. оккупации, использовалась как склад и конюшня. Верх. часть шатра была разбита снарядом, после войны ее заменили временной главкой из меди. Сохр. остов резного иконостаса и часть икон (ныне в ГРМ). В ходе реставрационных работ (1973-76; проект арх. М.И. Коляды, И.А. Мачерет) шатер восстановлен, заменено тесовое покрытие и ряд венцов в срубе колокольни. С 1990-х в храме изредка совершаются богослужения. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 209-213; Карсаков В. Посвирье. – http://olegu.narod.ru/ М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Павла Апостола собор (г. Гатчина)
Рубрики
ПАВЛА АПОСТОЛА СОБОР (г. Гатчина, Соборная ул., 26). Гл. гор. храм заложен 17 октября 1846 по указу Николая I. Крестообразное в плане здание построено по проекту арх. Р.И. Кузьмина в псевдорус. стиле с элементами классицизма. В оформлении собора участвовали худ. Ф.А. Бруни, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, М.И. Скотти, археолог Ф.Г. Солнцев, скульптор А. Дылев. Гл. престол в честь небесного покровителя Павла I освящен в 1852. Отделка завершена в 1863. С 1852 в собор для поклонения верующих стали ежегодно переноситься из ц. Зимнего дворца Мальтийские (Гатчинские) святыни, подаренные в 1798 Павлу I. В 1919 настоятель собора прот. Иоанн Богоявленский, уходя с отступавшей белой армией, увез их в Эстонию; ныне находятся в Черногории. Настоятель прот. Алексий Благовещенский (в 1919–1938; с перерывом) расстрелян в 1938. Собор закрыт в 1939; в апр. 1941 утвержден проект его переустройства под кинотеатр (арх. В.П. Калмыков), начались работы. Во время ВОВ пострадал от огня артиллерии. Ниж. храм действовал с окт. 1941, здесь же укрывались горожане при обстрелах. Настоятель прот. Александр Петров (в 1941-42) расстрелян немцами. В 1944 после ремонта кровли возобновились службы в верх. храме. В 1946 в ниж. храме освящен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При настоятеле прот. Петре Белавском (в 1949-55) возобновлено празднование в честь Мальтийских святынь. К сер. 1950-х в значительной степени восстановлены утраченные интерьеры; в 1952 освящен правый придел, в 1956 – главный престол верхнего храма; в 1957 – левый придел. Святыни: список Филермской иконы Божией Матери, частицы мощей св. Иоанна Крестителя и Животворящего Древа Господня, мощей св. Андроника, иконы Покрова Богоматери; Божией Матери «Утоли моя печали», Казанской; св. Пантелеимона и св. Анны Кашинской с частицами их мощей; свят. Николая; три мозаичных образа работы В.А. Фролова (нач. XX в.). Лит.: Славинский В., прот. Гатчинский собор Св. Ап. Павла // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884; Белавский П., прот. Столетие Гатчинского Павловского собора // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 8. С. 66-67. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Петра и Павла Апостолов церковь (г. Любань, Тосненский р-н)
Рубрики
ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ ЦЕРКОВЬ (Тосненский р-н, г. Любань, Загородное ш., 1). Кам. шатровая ц. при станции Николаевской ж. д. построена в 1865-67 арх. Ф.Н. Соболевским по проекту К.А. Тона. В 1880 в ц. похоронен министр путей сообщения П.П. Мельников (мем. доска). В храме находилась памятная мраморная доска с именами инж.-первостроителей жел. дороги. Ц. закрыта в 1938; настоятель прот. Петр Ильиногорский и священник Косьма Евдокимов в 1937 расстреляны. В 1941 ц. сильно пострадала от нем. снарядов, богослужения были возобновлены в устроенном рядом молитвенном доме. Ц. действовала в 1942-43, закрыта в 1945. Руины ц. возвращены верующим в 1989, начато восстановление на средства Мин-ва путей сообщения и Октябрьской ж. д. Действует с 1993 как приходская и «железнодорожная» ц.; после восстановления освящена в 1999 Патриархом Алексием II. Восстановлены захоронения у ц. (в частности, геодезиста и топографа А.П. Болотова), на терр. сооружена надкладезная часовня. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Храм Свв. Петра и Павла. – http://lubancity.narod.ru/ М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Петра и Павла Апостолов церковь (г.п. Сиверский, Гатчинский р-н)
Рубрики
ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ ЦЕРКОВЬ (Гатчинский р-н, г. п. Сиверский, Красная ул., 29). Первая ц. в дачной местности Сиверская. Дерев. храм построен в 1888-89 ( арх. П.С. Самсонов) на средства дачников (в т. ч. поэта А.Н. Майкова, врача В.Т. Никитина). Храм в рус. стиле с шатровым верхом отличается богатым резным декором и уникальным иконостасом. В 1902 возведена отдельно стоящая дерев. колокольня. В 1938 ц. закрыта, в июне 1941 передана под пионерский клуб. С осени 1941 службы возобновились. В 1953 освящена после капитального ремонта. В 1980-е разобрана старая колокольня и построена новая, ближе к ц. Святыни: особо чтимая икона Божией Матери «Троеручица», иконы Тихвинская, Казанская, Покрова и др. При ц. имелись две приписные часовни: Св. кн. Александра Невского на ст. Сиверская (закрыта в 1919, снесена в кон. 1930-х); Свв. Флора и Лавра в дер. Межно (закрыта в 1938, руины). Лит.: Петропавловская церковь в Сиверской // Невский духовный вестник. 1989. № 12. С. 7-8; Бурлаков А. Сиверские храмы. Сиверская, 1993. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Петра и Павла Апостолов церковь (пос. Вырица, Гатчинский р-н)
Рубрики
ПЕТРА И ПАВЛА АПП. ЦЕРКОВЬ (г. п. Вырица, ул. Павассара, 28). Первая ц. в поселке, сооруженная по решению владельцев земельных участков (в том числе И.А. Чурикова) и преимущественно на их пожертвования. Однокупольный храм в рус. стиле (проект гражд. инж. Н.И. Котовича) освящен 22 июня 1908. К новому приходу отошли пос. Вырица, дер. Красницы и Петровка. В сов. время репрессирован настоятель (с 1911) Георгий Преображенский и др. священники: Симеон Бирюкович, Андрей Корнилов, Николай Багрянский, прот. Владимир Иродионов, диакон Аркадий Молчанов. В 1938 храм закрыт, использовался под клуб. В нач. ВОВ разрушены завершения, оккупантами в ц. устроена конюшня. В 1942 открыта и освящена; иконостас перенесен из церкви с. Б. Ящера, Царские врата – из церкви с. Введенского. Тогда же в храм помещен мощевик с частицами мощей 14 святых, в т. ч. апп. Петра и Павла. Следующий ремонт проведен прот. Владимиром Сидоровым (настоятель в 1963-97). Среди святынь храма – четыре иконы с частицами мощей, три иконы Божией Матери, свят. Николая и др. Лит.: Попов И.В. Святая Вырица // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 79-102. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пимен (Гаврилов) (1828/29-1910), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ПИМЕН (Петр Гаврилов, 1828 (29?) – 1910, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель, духовный писатель. В 1852 поступил в Валаамский мон., в 1858 принял постриг, в 1861 – священный сан. Знал пять языков, составил опись монастырской б-ки и ризницы. Ок. 27 лет исполнял послушание письмоводителя. Опубл. труды П. посвящены истории, разъяснению смысла монашества (неоднократно переизд.). С 1884 архим., настоятель Коневского Рождества-Богородицкого мон. При П. возросло число братии. К 500-летию мон. в 1893 составил его подробное ист. описание, организовал празднование юбилея. В 1895 – настоятель Пафнутиево-Боровского мон. Калужской еп. С 1903 – за штатом, проживал и скончался в Коневском мон. Могила утрачена. Соч.: Три слова о монашестве. СПб., 1867; В защиту монашества. СПб., 1876; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883; Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. С. 27. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Покрова Пресвятой Богородицы собор (г.Гатчина)
Рубрики
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР подворья Пятогорского мон. (г. Гатчина, Красная ул., 3). Подворье основано на месте гор. усадьбы, пожертвованной в 1895 Вохоновскому Мариинскому мон. крестьянином-торговцем К.К. Карповым, он же выделил средства на стр-во кам. храма. Закладка состоялась 3 июня 1907. Храм в рус. стиле увенчан массивной луковичной главой и четырьмя боковыми, отличается ступенчатой композицией с полуциркульными арочками (проект арх. Л.М. Харламова, при участии А.А. Барышникова). Перекрытия выполнены из монолитного железобетона. Иконы написаны монахинями, дубовый резной иконостас выполнен в мастерской Д.В. Дударова (1913). В 1914 освящены гл. правый (Св. Александра Невского) и левый (Свят. Николая) престолы. В подвале в 1917 предполагалось устройство теплого придела во имя Св. Иоанна Крестителя и Мч. Лидии. Отделка паперти и штукатурные работы не были окончены. Почиталась икона Покрова, подаренная Карповым (похоронен в притворе). Прихожанка храма – проживавшая неподалеку схимонахиня Мария Гатчинская. В 1929 подворье, где жило 50 монахинь, было закрыто, в 1939 – закрыт храм; здание использовалось под склад. В 1990 собор передан приходу, в 1991 состоялось первое богослужение. В крипте освящен придел Св. Иоанна Кронштадтского. С 1994 восстановлением руководит настоятель прот. Михаил Юримский. Главные святыни – три мощевика с частицами мощей многих (более 70) святых, в т. ч. ап. Андрея и Киево-Печерских угодников. Лит.: Якимова Н.В. Историко-методическая записка по Покровскому подворью Пятогорского Богородицкого монастыря в г. Гатчине. Л., 1989; Покровский собор г. Гатчина. – http://pokrov.gatchina.ru/ А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Преображения Господня собор (г. Выборг)
Рубрики
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Выборг, Театральная пл., 1). Решение о постройке новой рус. церкви было принято летом 1783 во время пребывания имп. Екатерины II в Выборге. Эскизный проект выполнен предположительно Н.А. Львовым; переработан арх. И. Брокманом (с целью уменьшения размеров). Кам. храм построен в 1786-88 на гос. средства. В плане здание образует латинский крест, в классицистических формах заметно влияние итал. архитектуры. Стр-во возглавляли И. Брокман, подрядчик А. Буйбин. Приделы посвящены свт. Николаю и иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость». Первый прот. Василий Федоров. В 1795-96 построена новая колокольня, к-рую затем соединили с храмом. Ремонтировался в 1816-17; тогда же изготовлен вызолоченный крест. Новый колокол подарен в 1838 купцом Ф. Набилковым. Настоятель в 1828-58 – прот. Павел Виноградов. Собор реконструирован в 1863-66 (проект инж.-поручика Титова и арх. Г.И. Карпова; худож. работы С.В. Постемского). Приделы были перенесены в линию с гл. алтарем, устроены ризница и чугунная ограда, в отделке появились элементы рус. стиля. В 1888-98 арх. А. Исаксоном частично перестроена колокольня. С 1892 – кафедральный собор Финл. епархии, первый епископ – Антоний (Вадковский). В 1905-17 при соборе действовала правосл. миссия. Закрыт в марте 1940, иконостасы и большая ч. внутр. убранства утрачены. В 1941-44 занят финнами под склад сов. трофейного оружия. В 1944 пострадал в ходе боев. Открыт 14 марта 1948 по решению Совета Министров СССР. В нач. 2000-х отремонтирован. Святыни: иконы «Спас Оплечный», Божией Матери Троеручицы, Живоносный Источник; свят. Николая. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 271; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. XIII–XX. Выборг, 1997. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Преображения Господня собор (г. Тихвин)
Рубрики
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СОБОР (г. Тихвин, пл. Свободы, 9). В 1560 в связи с открытием Тихвинского Свято-Успенского мон. Пречистенский посад (жил. и торг. постройки Тихвина) был перенесен на новое место. Работами руководил новгородский строитель Ф.Д. Сырков, он же соорудил дерев. трехпрестольный храм. Вокруг Преображенской ц. сформировался центр поселения. Храм возобновлен после Смутного времени в 1625, сгорел в 1662; возобновлен в 1663 с приделами Благовещения и прп. Варлаама Хутынского, сгорел в 1693. Кам. собор начат стр-вом в 1693 по благословению Новгородского митр. Корнилия; стр-во было окончено в 1732-48. Пострадал от пожара в 1770. В 1872-83 пристроена обширная трапезная, декорированная в рус. стиле, сюда перенесены приделы (арх. И.И. Буланов). Гл. святыней являлась икона Стокгольмской Божией Матери (Тихвинская), к-рая в 1671 была выкуплена тихвинскими купцами в Стокгольме (утрачена). При соборе действовали приходское попечительство, об-во трезвости. Зимой 1931 взорвана 40-метровая колокольня, затем собор закрыт и занят под кинотеатр, луковичное пятиглавие снесено. Храм возвращен в 1993, богослужения начались в 1994 в вост. Преображенском приделе (с 2006 в нем ведутся ремонтно-реставрац. работы); с 3 июля 2004 службы совершаются в зап. Благовещенском приделе. В 1998 окончена реставрация фасада. Чтимые святыни: икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, «Явление Богородицы и свят. Николая пономарю Георгию», финифтяный образ двунадесятых праздников, иконы Феодоровской Божией Матери, свт. Николая, вмц. Параскевы. Лит.: Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. СПб., 2006. С. 25-31, 120. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Пятая Гора, усадьба
Рубрики
ПЯТАЯ ГОРА, усадьба. Волосовский р-н, Калитинская вол. (20 км от г. Волосово). Устройство усадьбы у дер. Пятая Гора началось в кон. XVIII в. Небольшой деревянный усадебный дом находился на склоне холма, к нему вели три луча аллей. В композицию парка был включен пруд. После первых владелиц – сестер Е.М. Ренкевич и Х.М. Фок, урожд. Шнее, с 1804 хозяином П. г. стал сенатор Ф.М. Брискорн. Его вдова, Ольга Константиновна, урожд. Струкова, построила в деревне в 1827-31 каменную ц. Троицы Пресвятой – основное украшение ансамбля. Здание храма выполнено в стиле классицизма, имеет овальный план и окружено 24 трехчетвертными колоннами ионического ордера. Единый антаблемент завершен с боковых фасадов фронтонами. Освящена в 1831. Была приписана к приходской церкви в дер. Дылицы. Пришла в ветхость, закрыта в 1890. В 1902 произведен капитальный ремонт, последний – в 1921. Являлась приходской. В мае 1941 была одной из двух церквей, действующих в Волосовском р-не, готовилось ее закрытие. Не действовала с декабря 1943 из-за отсутствия священника, закрыта в мае 1945. 21 ноября 1947 Леноблисполком отклонил ходатайство верующих об открытии церкви. В наст. время здание церкви руинировано, следов имения не сохранилось. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 270-272; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 307-308. Ю.М. Пирютко, свящ. Александр Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Новая Ладога)
Рубрики
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Новая Ладога, пр. К. Маркса, 49). Собор строился (предположительно, в сер. XVI в.) как трапезная ц. Николо-Медведского мон. В качестве материала использовались известняковая плита и кирпич. Освящен во имя Св. Апостола Иоанна Богослова. Возобновлен в 1702, являлся теплым храмом при гор. Николаевском соборе. В 1750-56 пристроена с зап. столпообразная восьмигранная 40-метровая колокольня. Из 12 колоколов самый большой, весом ок. семи т, был отлит в 1845 Н.М. Стуколкиным. В 1870-е при настоятеле прот. Матфее Розанове храм был перестроен от основания (проект арх. М.А. Щурупова), освящен в 1877. Рождественский придел устроен в 1733-34 из быв. трапезной. После реконструкции собора придел стал больше старого гл. храма; для него был изготовлен новый четырехъярусный резной иконостас в «рус.-романском стиле» (43 из 47 икон написал В.М. Пешехонов; частично сохр. ниж. ярусы). Закрыт в 1935, восстановлен после 1949. Среди святынь имеются старинное Распятие, образ Коронования Богоматери, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», Иверской, Троеручицы и др.; с 1889 в храме находятся иконы Св. Пантелеимона с Афона и Св. Кн. Владимира в память 900-летия Крещения Руси. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.В. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 67-72. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Рождества Пресвятой Богородицы собор (г. Приозерск)
Рубрики
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Приозерск, ул. Калинина, 11), гл. храм города. Его предшественниками были соборный приходской храм Воскресения Христова (1296; в 1612 переоборудован шведами под кирху) и Спасская ц. на Спасском о-ве. Правосл. собор был устроен в 1716 в Новой крепости из первой на Карельском перешейке кам. кирхи (1684-92) и освящен в честь Рождества Богородицы (город был отвоеван у шведов в 1710 в день этого праздника). Его гл. святыней стала явленная икона Нерукотворенного Спаса. Впоследствии храм обветшал, в 1836 был закрыт и в 1898 разобран. В 1836-47 на возвышении в зап. части торг. площади (впоследствии – Соборная, ныне пл. Ленина) была сооружена новая кам. церковь (арх. Л.Т.И. Висконти). Одноглавый храм выс. ок. 20 м с колокольней над притвором выполнен с использованием элементов древнерус. зодчества (кокошники). Достопримечательностью считался швед. колокол 1649 весом ок. тонны. Собор закрыт в 1940, в здании находился интендантский склад; в 1941-43 при фин. властях возобновились богослужения. Затем в здании размещались музей (с 1949), дом пионеров и школьников (1952), типография (с 1953), позднее – комб-т быт. обслуживания. Храм возвращен верующим в 1991, с 1995 приписан в качестве подворья к Коневскому Рождество-Богородицкому мон. Святыня – икона с частицей мощей прп. Арсения (1997). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 240-242. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Рождества Пресвятой Богородицы церковь ( с. Рождествено, Гатчинский р-н)
Рубрики
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (с. Рождествено, ул. Соколова, 2). Дерев. ц. Свят. Николая построена в Грезневском Никольском погосте до 1500; в XVII в., при швед. владычестве, разорена. В 1713-16 в с. Грезнево построена дерев. ц. Рождества Богородицы, разобрана в 1785 и тогда же устроена новая. Ц. сгорела 11 сент. 1837. С 1870 под руководством арх. И.И. Буланова началось стр-во кам. церкви (предположительно, по проекту Г.И. Карпова); освящена 9 сент. 1885. Здание сочетает в себе черты древнерус. и византийского стилей. Над притвором находится колокольня (выс. 29 м). Приделы Свят. Николая и Св. Кн. Александра Невского. Не действовала с 1938, закрыта пост. Леноблисполкома от 22 июня 1941 и передана под школу. Действовала с окт. 1941. Настоятель в 1942 – янв. 1944 прот. Петр Кудринский служил также и в четырех лагерях военнопленных, находившихся в Рождествено. 21 сент. 2003 к 120-летию освящения ц. открыта воскресная школа в новом здании и обновлена звонница (приобретены шесть колоколов). Около ц. находятся захоронения священнослужителей и помещиков Рукавишниковых. Чтимые иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Божией Матери Казанской, «Всех Скорбящих Радость», Покрова, свят. Николая, св. кн. Александра Невского. К ц. были приписаны три часовни, одна из них, в Рождествено, в наст. время восстановлена. Лит.: Бурлаков А. Сиверские храмы. Сиверская, 1993. С. 12, 38-40; Рябов Д. Рождественские храмы. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Рождества Пресвятой Богородицы церковь (дер. Пенино, Сланцевский р-н)
Рубрики
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Пенино, Сланцевский р-н). Первоначальная дерев. церковь впервые упоминается в 1499. В 1771 она сгорела, к 1789 восстановлена. В 1893–1900 к юго-вост. от старой церкви была построена кам. трехпрестольная ц. – один из лучших в епархии образцов «рус. стиля» (арх. Н.Н. Никонов). Гл. престол в 1900 освятил св. Иоанн Кронштадтский. Настоятель (до 1932) прот. Иоанн Кадников репрессирован в 1937. В 1939 закрыты обе церкви. В начале ВОВ церкви пострадали при обстрелах, дерев. разрушена. Кам. церковь в 1942 восстановлена и в нач. 1943 освящена, но вскоре вновь повреждена и закрыта. В 1953 передана колхозу «Декабрист» под склад. Здание сохр. частично. В наши дни зарегистрирован приход, к-рый начал восстановит. работы. Лит.: Мнушко А. И. Пенино. Козья Гора // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. Вып. 28-29. С. 77-78; Пенино (Сумерский погост). – www.rogatka.orthodoxy.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рождество-Богородицкий Имоченский погост (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н)
Рубрики
РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ИМОЧЕНСКИЙ ПОГОСТ (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н). До XVII в. осн. Рождественский жен. мон., упраздненный после 1600. Первонач. дерев. монастырская ц. Рождества Пресв. Богородицы построена до 1582. В 1717 на ее месте возведена новая дерев. церковь с двумя приделами (в т. ч. прп. Алексия Человека Божия). Закрыта 10 июня 1934, передана под сельсовет, избу-читальню и красный уголок колхоза. Здание ц. разрушено в нач. 1960-х. В наст. время периодические богослужения совершаются в ц. Свят. Василия Великого, построенной в 2001-02 худ. И.Л. и Ю.С. Грецкими (освящена в память небесного покровителя худ. В.Д. Поленова, владельца усадьбы Имоченицы). 10 окт. 1934 закрыты три приписные часовни: Ширинская (Тихвинской иконы Божией Матери), Шангинская (Прор. Илии) и Никоновская (Преображения Господня). Другая дерев. монастырская ц. Свят. Николая Чудотворца построена до 1582, разорена во время войны со шведами в нач. XVII в., возобновлялась в 1616 и 1653. С нач. XVIII в. – приходская ц., в 1895 перенесена на левый берег р. Оять. В 1898-99 на ее месте по проекту арх. П.Ф. Вахрушева построена новая дерев. ц. Закрыта 1 авг. 1935, здание передано под клуб. В 1998 находившаяся в аварийном состоянии ц. разобрана, на ее месте в 1998–2003 сооружен новый дерев. Никольский храм. Лит.: Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин; СПб., 1999. С. 9; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Русско-эстонское благочиние
Рубрики
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Сенновский Свято-Троицкий скит
Рубрики
СЕННОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СКИТ (дер. Сенно, Бокситогорский р-н). Вероятно, в XVI в., в дер. Сенно была построена ц. Свв. Мчч. Флора и Лавра, относившаяся к Колбецкому погосту. В XVII в. она расширена двумя приделами. Ц. дважды горела (в 1653 и в 1771) и дважды отстроена заново (в 1655 и 1777). Новая ныне существующая ц. сооружена в 1881-83. Одноглавая кам. ц. Пресвятой Троицы с шатровой колокольней построена в 1888(1892?) – 1898 в рус. стиле. В приход входило десять деревень; при нем действовали попечительство, об-во трезвости прп. Серафима Саровского, церк.-приходская школа. В 1937 ц. закрыты, настоятель репрессирован, помещения использовались под клуб и магазин. В 1996 на месте быв. прихода осн. скит Тихвинского Свято-Успенского мон. во главе с монахиней Тавифой. Храмы восстановлены (Троицкая ц. в 1998, Флоровская – в 2001-02); в 2005-06 сооружена новая ц. Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. В Троицкой ц. находится мощевик, ряд чтимых икон, вблизи скита – два источника. Лит.: Тихвинский земский календарь. Справочник на 1917 год. Ч. II. Тихвин, 2006. С. 32; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Серафимовский скит
Рубрики
СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ, располагался в Лужском у., в 13 км от ст. Преображенская (ныне г. п. Толмачёво). В 1901 лавра приобрела поместье Зачеренье (пл. 560 га). Существовавший двухэтажный дом на берегу р. Оредеж был отремонтирован и переоборудован. Возведены дерев. дом для зав. имением, два дома для братии, дом для рабочих, а также свинарник, птичник, пять ледников, пасека, молочня и пр. Летом 1906 состоялась закладка храма на 800 чел. во имя Прп. Серафима Саровского (проект лаврского арх. Л.П. Шишко; подрядчики К.П. Данилов, К.М. Крусанов, Д.В. Осипов и др.). Здание в стиле необарокко завершал плоский купол, на к-ром возвышался барабан с луковицей. Трапезная соединяла храм с трехъярусной колокольней, ее обрамляли портики с гранитными колоннами. Кирпич изготавливался своими силами на устроенном в скиту заводе; шесть колоколов отлил з-д А.С. Лаврова в Гатчине. В 1907-08 установлен трехъярусный дубовый иконостас (худ. Ф.К. Платонов, резчик Д.В. Дудаков) с иконами Прпп. Корнилия Комельского и Антония Печерского. Храм освящен 2 нояб. 1908; 2 авг. 1909 освящен нижний придел во имя Прп. Антония Печерского. Утварь поставило Т-во «П.И. Оловянишников и сыновья». Скит получил наим. Серафимо-Антониевский, а имение – Серафимово; число братии –11-13 чел. Во время Первой мир. войны братский корпус был отведен под лазарет для раненых, в 1915 построен приют для увечных воинов. После 1917 в скиту разместился туберкулезный санаторий. Церковь закрыта в 1923. В наст. время не уцелело ни одного строения. Лит.: Антонов В.В. Серафимо-Антониевский скит Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. СПб., 2000. С. 71-75; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 2001. Т. 1. С. 402-404; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 241-245. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Спаса Нерукотворного Образа церковь (г.Всеволожск)
Рубрики
СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ЦЕРКОВЬ (г. Всеволожск, ул. Шишканя, 11а). Построена в 1899–1901 вдовой П.А. Всеволожского на Румболовской горе над склепом мужа как храм-усыпальница Всеволожских. Кирпичное здание имеет форму восьмигранника; ц. рассчитана на 500 мест. Освящена 16 авг. 1901, с февр. 1916 – приходская. Закрыта в окт.е 1931 и передана коммуне «Труд»; использовалась под разл. хоз. нужды. В годы ВОВ мимо ц. проходила «Дорога жизни». С 1960-х пустовала. Возвращена верующим 29 дек. 1989, богослужения начались 13 апр. 1990; одновременно проводились восстановит. работы (проект арх. В.Е. Жукова). Освящена 24 нояб. 1991. В 1991 сооружена металлическая звонница и установлены колокола. Святыня: Нерукотворный образ Спасителя (XVII в.). Лит.: Реннер М. Церковь Спаса Нерукотворного. Всеволожск, 1991; Попов И.В. Церковь Спаса Нерукотворного образа на Румболовской горе во Всеволожске // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 42-47. М. В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Староладожский Иоанно-Предтеченский монастырь
Рубрики
1150 / 1000 СТАРОЛАДОЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иванский, Ивановский). Основан на Малышевой горе (сев. оконечность Ладоги) предположительно новгородским архиеп. Климентом (управлял епархией в 1276-99). Не закрывался в Смутное время. Кам. ц. Рождества Св. Иоанна Предтечи сооружена в 1695. Облик храма архаичен и соответствует традициям XVI в. С притвором у юж. входа соединена столпообразная колокольня (завершение шпилем – XVIII в.). С сев. стороны – теплый придел Вмч. Параскевы. В 1704 в обитель переведены иноки Николо-Медведского мон. Обращена в приход в 1764. В 1848 в притворе похоронен подвижник, юродивый Александр Лосев. Мон. закрыт в 1919, церковь – в 1930-е. Единственная сохр. Предтеченская ц. возвращена епархии в 1991 как приходская; восстановление начато иером. Евстафием (Жаковым). Внутреннее убранство утрачено, в летнем храме сохр. фрагменты подкупольных росписей XIX в. Среди новых святынь – образа Тихвинской Божией Матери, прп. Нила Столобенского. Храм украшен новыми росписями в трапезной, шитьем и ковкой. Лит.: Иоанн, игумен. Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря. СПб., 1865. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Николаевский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Успенский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Старообрядчество
Рубрики
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Стороженский Николаевский Преподобного Киприана монастырь
Рубрики
СТОРОЖЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ПРЕПОДОБНОГО КИПРИАНА МОНАСТЫРЬ (дер. Сторожно, Волховский р-н). Временем основания мон. на Стороженском мысу Загубского п-ова считается сер. XVI в. Прп. Киприан – бывший пират, промышлявший на Ладожском оз., отрекшись от своих прежних занятий, принял постриг и на месте разбойничьего вертепа основал иноческую обитель в честь покровителя мореходов свят. Николая. Вероятно, еще при прп. Киприане на берегу озера построен двухэтажный трехпрестольный кам. храм Свят. Николая Чудотворца. Церковь архаична и напоминает крепостное сооружение. Прямоугольная в плане, она не имеет алтарных апсид, почти лишена декора, в грубой кладке применены валуны. В ниж. теплом этаже находился Успенский придел, в верх. холодном, – Никольский и Богоявленский. Храм соединен с одностолпной трапезной. Над захоронением прп. Киприана рядом с ц. возвышалась часовня, еще одна часовня была посвящена свят. Николаю. Мон. упомянут в Писцовой кн. Обонежской пятины 1582-83, он владел вотчинами в Христорождественском Пашском погосте. Являлся укрепленным сторожевым пунктом в противостоянии со шведами; о его значении говорит тот факт, что обитель в 1587 и 1598 освобождалась от податей. Рядом возникла Подмонастырская слободка (Сторожки), жители к-рой, как и братия, занимались рыболовством. В 1718 был образован приход в ближайшей дер. Загубье с дерев. Спасо-Преображенской ц., ее освятил настоятель обители. В 1778 мон. упразднен, ц. стала приходской; в 1833 приписана к ц. в дер. Загубье. В 1910 сгорели колокольня, крыльцо и наружная дерев. лестница. В 1914 ц. исследовал Н.И. Репников. Закрыта в 1930, перестроена в 1939, использовалась под склад. Утрачено внутр. убранство, а также луковичная глава, завершавшая храм, и обе часовни. В 1999 приписана к ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье; первая литургия отслужена в 2001. Лит.: Кондратьева Е.В. Пашский перевоз – Свирица – Загубье – Сторожно // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.124-134. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тервеничский Покровский монастырь
Рубрики
ТЕРВЕНИЧСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Лодейнопольский р-н, дер. Тервеничи, Нагорная ул., 30). Осн. в 1997 на месте погоста (впервые упом. в 1137), к-рый в XVI в. назывался Михайловским – по ц. во имя Св. Архангела Михаила (1574). На рубеже XVIII–XIX вв. сооружены ц. Покрова и Успения Богородицы, в 1861 на пожертвования – новая кам. Успенская ц. в стиле позднего классицизма. Успенский храм закрыт в 1935, в нем был устроен клуб, позже – склады зерна и удобрений; пр. здания погоста и кладб. разрушены. Работы по реставрации Успенской ц. начались летом 1991, в 1994 она переосвящена в честь Покрова. Среди святынь – список с находящейся в Одессе Касперовской-Корсунской иконы Божией Матери «Умиление» (Тервеничской). В 1997 сооружены две кам. часовни, одна из них – над чтимым источником (колодцем); в 2001 построена часовня во имя Воскресения Христова на кладб. Монастырское хоз-во включает 45 га земли, швейную и худож. мастерские. Мон. устраивается силами сестричества СПб. церкви во имя Свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии (с 1997 – мон. подворье). Лит.: Тервеничский Покровский женский монастырь. СПб., 1998. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тихвинский Введенский монастырь
Рубрики
ТИХВИНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Основан на правом берегу р. Тихвинка, вероятно, как и Свято-Успенский мон., по указу Ивана Грозного в 1560. Под руководством Ф.Д. Сыркова были возведены дерев. стены. Вблизи мон. у дер. Иссады возник Малый посад, населенный ремесленниками и торг. людьми. В 1613 в мон. находился лагерь воеводы С.В. Прозоровского, затем шведы захватили обитель и устроили в ней гл. лагерь, а при отступлении 14-17 сент. ее сожгли. После заключения Столбовского мира мон. возрожден при игум. Дарии. Имеются сведения, что кам. Введенский собор построен в сер. 1600-х, после Смутного времени; в 1645 пристроены приделы во имя Свят. Николая Чудотворца и Прп. Кирилла Белозерского. В 1645 построена кам. одностолпная трапезная с двухапсидной двуглавой теплой ц. Рождества Богородицы и Свят. Иоанна Новгородского (перестраивалась после пожаров в 1676, 1685, 1704). На 1764 мон. владел 1338 душами и 380 десятинами пахотной земли. Тогда же, при введении штатов, был отнесен ко второму классу. При игум. Августе (Свешниковой; настоятельница в 1823-58) обитель обновлена: введена общая трапеза, расширена терр., построена ограда с четырьмя угловыми башенками (сохр. фрагменты), келейный и настоятельский кам. корпуса (сохр.), четырехъярусная колокольня со Св. воротами и ц. Св. Вмц. Екатерины и Св. Мц. Августы в стиле классицизма (1834-36, арх. И.И. Шарлемань). При игум. Серафиме (Тимковской, настоятельница в 1858-76) мон. 19 июня 1859 посетил имп. Александр II. В 1861-72 в мон. жила Мария Солопова, будущая игум. Таисия Леушинская, подвижница благочестия. В 1882 при игум. Рафаиле (Варнот, настоятельница в 1876–1900) Введенский собор был реставрирован и приобрел богатое декорат. убранство в рус. стиле XVII в. В мон. была заключена и впоследствии похоронена на местном кладб. Е.А. Ганнибал, первая жена А.П. Ганнибала. 27 марта 1844 во Введенском соборе крещен Н.А. Римский-Корсаков. Обитель не раз посещали Мария (Мирра) Лохвицкая и ее сестра Надежда (Тэффи). В кон. XIX в. при мон. создан приют для девочек-сирот. К 1917 в обители находилось ок. 200 монахинь. Последняя игум. Иоанникия (Кожевникова) жила в мон. до 1920 в келье, расположенной в колокольне. Расстреляна 3 дек. 1937, канонизирована как новомученица. Церкви закрыты в 1924-26, в мон. зданиях разместилась дет. колония. Сохр. здания перестроены, внутр. убранство утрачено, церкви лишены заверший, заняты жил. и спорт. учреждениями; полностью уничтожено кладб. 4 дек. 1998 у Введенского собора воздвигнут памятный поклонный крест. Весной 2005 Тихвинскому Свято-Успенскому мон. передана колокольня, и в 2006 началось совершение молебнов в надвратной ц. Предполагается формирование монашеской общины. Лит.: Виноградова Л.В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005; Описание Тихвинского Введенского девичьего монастыря / Сост. Ю.Ю. Черемская. СПб., 2006. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тихвинский Николаевский Беседный монастырь
Рубрики
ТИХВИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ БЕСЕДНЫЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Первый мон. в гор. черте совр. Тихвина. Осн. между 1510 и 1515 по указу вел. кн. Василия III Иоанновича на месте явления клирику Георгию и беседы с ним (отсюда назв. мон.) Божией Матери и свят. Николая Чудотворца. В мон. находилась древняя икона, изображающая это событие. Первоначально место явления было обозначено Никольским дерев. храмом, с основанием мон. его сменила кам. церковь. В 1560-е сооружены две кам. церкви – Свят. Николая Чудотворца и Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. В 1613 в мон. находилась штаб-квартира швед. полководца Эверта Горна. Сожжен шведами. Возобновлен в 1648, тогда же к собору пристроен придел Рождества Богородицы. В 1662-69 настоятелем был Досифей, проповедник старообрядчества, почитавшийся среди сторонников «старой веры» святым. Мон. упразднен в 1764; восстановлен в 1774 в связи с упразднением Тихвинского Николо-Боровинского мон. В 1815-18 сооружена колокольня. При иером. Сосфене (управлял обителью в 1832-53) сложился классицистический ансамбль мон. Были построены собор Свят. Николая Чудотворца (1842-45) и ц. Владимирской иконы Божией Матери (1829-37), часть старого храма Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи сохранялась в качестве придела. Были сооружены также кам. настоятельский (1836) и три братских корпуса (1848-49), надкладезная часовня (1843) у большой дороги, где хранился чтимый крест. Мон. закрыт в 1924, церкви – в 1929-1931. Пострадал в нояб.-дек. 1941 в ходе наступательных боев Красной армии, все строения полностью разобраны после 1945. На терр. расположено автопредприятие. В нач. 2000-х напротив места, где находился мон., в память о нем поставлена дерев. часовня. Лит.: Сергий, игумен. Краткая летопись Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря // Летописец. Тихвинский краеведческий альманах. Вып. III. Тихвин, 2005. С. 3-14; Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. СПб., 2006. С. 168-173. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Тихвинский Успенский монастырь
Рубрики
ТИХВИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). В память об обретении 26 июня 1383 на берегу р. Тихвинка чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии (впоследствии – Тихвинская) была построена приходская дерев. ц. Успения Богородицы. Между 1507 и 1515 на том же месте по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича сооружен кам. Успенский собор по образцу Успенского собора Моск. Кремля – кубический пятиглавый шестистолпный храм с тремя апсидами (строители Дм. Сырков и Фрязин). Храм посещали Василий III (1526) и Иван IV (1547). По указу Ивана IV при храме 12 февр. 1560 устроен муж. общежительный мон. Комплекс, сооруженный Ф.Д. Сырковым, окружали дерев. стена и ров. В 1581 сооружена двухэтажная трапезная палата с ц. Рождества Богородицы, в 1591-93 – Св. врата с ц. Вознесения Господня и приделом Св. Вмч. Феодора Стратилата. В 1593–1600 на средства Бориса Годунова построена пятишатровая трехъярусная звонница. В 1613 мон. выдержал осаду швед. войск. В 1623 сильно пострадал при пожаре. В 1668-70 к собору пристроены приделы Прор. Илии и Ап. Иоанна Богослова (арх. Ларион Осипов), сооружены кам. башни над зап. и вост. вратами монастыря, где в дальнейшем были устроены цц. Тихвинской иконы Божией Матери и Свят. Николая. В 1682-90 построены кам. больничные палаты с ц. Св. Ап. Андрея (позднее – Двенадцати Апостолов), архимандричьи, келарские, казенные, братские кельи. Последние сооружениями XVII в. были Покровская ц. (1691, 1699–1702) и часовня иконы Божией Матери «Споручница грешных». С 1721 в обители открыты первые в Тихвине школа и богадельня. Мон. был отнесен к I классу, он пользовался особым вниманием рос. императоров: здесь бывали Петр I (1717), Елизавета Петровна вместе с будущими Петром III и Екатериной II (1747), Павел I (1799), Александр I (1823) и Александр II (1858). Во время ремонта собора в 1795-98 устроены четырехскатная кровля и луковичные главы, он был расписан ярославскими мастерами под рук. Лонгина Шустова. В 1784–1801 возведены башни и кирпичные стены. В 1802-04 построено кам. здание богадельни с ц. Божией Матери «Всех скорбящих радости», в 1803 открыто духовное уч-ще. Парадные ворота (установлены в 1805) по приказу Павла I украсила решетка с ограды Аничкова дворца. В 1860-65 Тихвинская ц. расширена кам. часовней «Крылечко», выдержанной в формах рус. «узорочья» XVII в. (арх. Н.Л. Бенуа, он же перестроил в 1871-77 в «русско-романском» стиле Покровскую ц., позднее переосвященную в Крестовоздвиженскую). В 1871-76 перестроена и переосвящена в честь Покрова трапезная ц. На терр. обители были похоронены иноки и настоятели мон., один из рук. обороны мон. в Смутное время кн. Симеон Прозоровский (схимонах Сергий), историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов; А.П. Римский-Корсаков, отец комп. Мон. закрыт не ранее 1924, Успенский собор – в 1930-е, Тихвинская ц. – в 1937. Полностью уничтожены кладб., гостиница, вост. стена с Никольской башней и церковью и сев. стена. Кельи и церкви использовались как жилье и под произв-во. 158 икон из собора после 1955 перевезены в ГРМ. Часть архива и б-ки находится ныне в СПб. Ин-те истории РАН. В 1968 ряд помещений передан Тихвинскому историко-мемориальному и архитектурно-художественному музею. В окт. 1944 приходу возвращена Тихвинская ц., к-рая до 1989 была единственной действующей в р-не. Мон. вновь открыт в июле 1995, 9 июля 1997 первую литургию в соборе служил митр. С.-Петерб. и Ладожский Владимир. С сент. 1998 настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2000-03 установлены колокола. Чудотворная икона Божией Матери, захваченная нем. войсками в 1941 во время оккупации Тихвина, 8 июля 2004 возращена в мон. Лит.: Тихвинская чудотворная. Тихвин, 1993; Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – история – почитание. СПб., 2001; Колесникова Л.А., Александр Гарклавс, прот. Тихвинская икона Божией Матери. Возвращение. СПб., 2004; К Тихвинской на богомолье. СПб., 2004; Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Сост. Е.В. Крушельницкая. СПб., 2004; Виноградова Л.В. С Тобою, Богородица… СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Тихвинской иконы Божией Матери церковь (дер. Романщина, Лужский р-н)
Рубрики
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (дер. Романщина, Лужский р-н). Первонач. дерев. ц. Св. Пророка Илии построена в 1679 как усадебный храм помещиков Елагиных. Разобрана в 1840. В 1770-76 на средства Е.Н. Елагина вблизи усадьбы возведена кам. ц. по типу небольших вотчинных храмов XVII в. («восьмерик на четверике»). Отдельно стоящая кам. шатровая колокольня соединена с ц. дерев. переходом. У алтаря похоронен адм. И.И. де Траверсе. Не действовала с 1938, закрыта 19 дек. 1939. Передана под «культурное учреждение». Вновь открыта в 1943 священником Василием Сергеевым (настоятель до 1947). С 1940-х состоит на учете как пам. архитектуры. Окончательно закрыта 2 окт. 1962. С 1963 использовалась под с.-х. склад. Здания церкви (в т. ч. купол с крестом) и колокольни (без шатра) сохр. В нач. 2000-х передана лужскому казачеству, ведутся восстановительные работы. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 195-200. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
1 2 3 4