Персоны энциклопедии / Шкаровский Михаил Витальевич
1 2 3 4 5 6
Георгия Победоносца Великомученика церковь ("Суворовская") (г. Новая Ладога)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ («СУВОРОВСКАЯ») (г. Новая Ладога, пр. Энгельса, 10). В 1764 солдатами Суздальского полка под командованием А.В. Суворова на его средства построена небольшая дерев. ц. Апп. Петра и Павла. По преданию, Суворов носил вместе с солдатами бревна и собственноручно изготовил крест. Храм, выполненнный в традициях рус. дерев. архитектуры, был окружен галереями, завершен одной главой. До 1768 использовался как полковой, в 1802 приписан к собору Рождества Пресвятой Богородицы, обновлен и переосвящен во имя Вмч. Георгия. Ремонтировался в 1820 на средства гр. Д.И. Хвостова. В 1861 на средства купца Е.И. Ильинского пристроен кам. придел Положения Ризы Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней в рус. стиле, освящен в 1863 в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. После ремонта в 1876-77 ц. освящена 29 июня 1878. В храме находился бюст А.В. Суворова. Закрыта 26 июля 1924. С 1951 в здании находился склад райпищекомбината, затем цех елочных игрушек, предприятие «Лаконд». В февр. 1989 сгорели дерев. части ц., затем она была разобрана. Сохр. ниж. ярусы колокольни и кам. притвор. С 2005 начались восстановительные работы, предполагается приспособление здания под музей. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 59, 75-76. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Григорий (Чуков) (1870-1955), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГРИГОРИЙ (Чуков Николай Кириллович;1870–1955), митрополит, церк. деятель, д-р богословия. Родился в крест. семье. В 1889 окончил Олонецкую духовную семинарию, в 1895 – СПб. ДА. Иерей (1897), протоиерей (с 1907). В 1895 – наблюдатель церк.-приходских школ Олонецкой епархии. Мн. сделал для духовного просвещения Карелии, развития сети школ и б-к. В 1911-18 – ректор Олонецкой духовной семинарии; арестован, выслан из губ., поселился в Петрограде. В 1918-21 – настоятель церкви Петрогр. ун-та, затем – Казанского собора. С 1920 – ректор Петрогр. Богословского ин-та, товарищ пред. правления Об-ва православных приходов Петрограда и губ. В 1922-23 в заключении. В 1924-30 и 1932-35 – настоятель Николо-Богоявленского собора, затем выслан в Саратов. Овдовел, пострижен в монашество. С 14 окт. 1942 – еп. Саратовский, с 26 мая 1944 – архиеп. Псковский и Порховский, упр. Ленинградской и Новгородской епархиями, с кон. 1944 – еще тремя епархиями. 7 сент. 1945 определен митр. Ленинградским и Новгородским. Содействовал сохранению от закрытия более 30 церквей на освобожденной терр. Лен. обл., направив в них в 1944-45 священников. Способствовал открытию в 1945-48 церквей на востоке обл. (в Тихвине, Всеволожске, Новой Ладоге, пос. Саблино, дер. Черное и Рогожа). Помогал восстановлению пострадавших зданий церкви в пос. Елизаветино, собора Павла Апостола в Гатчине и др. С 1946 возглавлял Уч. комитет Патриархии и работу по возрождению богословских школ. Умер в Москве, погребен в СПб. под Крестовой ц. в Свято-Духовом кор. Александро-Невской лавры. 25 августа 1961 останки перенесены в склеп под Троицкий собор. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 267-269; Владимир Сорокин, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Димитрия Солунского Великомученика церковь (дер. Щелейки, Подпорожский р-н)
Рубрики
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Щелейки, Подпорожский р-н). Первонач. дерев. ц. в Щелейском погосте впервые упоминается в 1628. Новая дерев. ц. с приделом Поклонения веригам Ап. Петра построена в 1780-83 вблизи дороги Вознесенье – Петрозаводск и Онежского оз. Храм относится к типу многоглавых обонежских церквей. Двусветный, квадратный в плане сруб завершается по всем четырем фасадам бочарным покрытием с главками, венчающими «бочки». Центральный восьмерик поддерживает пятую, большую главку. Шестая главка – над пониженным алтарным срубом. Колокольня перед зап. фасадом ц. представляет собой завершенный шатром шестерик на четырехгранном подклете, прорезанном аркой. В 1834 ц. и колокольня обшиты тесом, между ними создан переход – трапезная под двускатной крышей, пристроен двухколонный портик. В 1868 сделана жел. кровля главок и бочарного покрытия. К 1932 не действовала. Официально закрыта 10 мая 1932, здание передано под колхозный клуб. В период фин. оккупации (1941-44) богослужений не было, иконостасы, утварь и иконы вывезены в ц. дер. Шелтозеро. В 1972-78 проведена реставрация (проект арх. М.И. Коляды и И.А. Мачерет). Снята обшивка, разобран переход между ц. и колокольней (на его месте по сохр. врубкам зап. фасада трапезной воссоздано крыльцо), возрождено внешнее декорат. убранство. В наст. время храм не действует, нуждается в повторной реставрации. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 218-219. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Димитрия Солунского Великомученика церковь (с. Старая Ладога, Волховский р-н)
Рубрики
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (с. Старая Ладога). Первоначальная дерев. ц. на территории Староладожской крепости впервые упомянута в 1646. В 1731 разобрана, поновлена и вновь собрана на том же месте. Под контролем Имп. Археол. комиссии вторично разобрана в 1901, перебрана и воссоздана на кам. фундаменте. Сохр. древнейший трехчастный «клетский» тип. Повышенная центральная клеть под двускатной кровлей завершена небольшой главкой-луковицей, врезанной в конек. С востока к ней примыкает невысокий пятигранный объем апсиды, с запада – трапезная с сенями под общей кровлей. Постройку украшают декорат. крылечко на двух резных столбах и резьба причелин. Ц. закрыта в нач. 1920-х. В 1971 передана Староладожскому историко-архитектурному и археологическому музею-заповеднику под этногр. экспозицию. В 2006 начата реставрация. Планируется открыть в церкви экспозицию «Праздники православного христианства». Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 36-37; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 126. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Доминиканский монастырь
Рубрики
ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Выборг, Выборгская ул., 13). С 1318 в Выборге существовал дерев. доминиканский храм. В 1392 началось стр-во доминиканского мон. Черных братьев; в 1471-81 на старом фундаменте был возведен новый кам. собор. К нач. XVII в. орден доминиканцев утратил свое значение; монастырские постройки частично разобраны, собор превращен в зернохранилище. В 1613-14 собор отремонтирован и преобразован в лютеранскую финскую ц. В 1628 ц. сильно пострадала от пожара, перестраивалась ок. 20 лет. В 1643 под колокольню ц. была приспособлена башня ратуши. В 1828-33 ц. капитально отремонтирована и перестроена (проект арх. К.Л. Энгеля). Закрыта в марте 1940 после взятия Выборга сов. войсками. Башня-колокольня, поврежденная в 1941, утратила кровлю; в 1958-59 законсервирована, в 1979-81 реставрирована (проект арх. И.А. Хаустовой, И.П. Любаровой и Т.В. Коних). Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 203. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии
Рубрики
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Единоверие
Рубрики
ЕДИНОВЕРИЕ, объединение старообрядцев с РПЦ на основе иерархического подчинения ей и сохранения при этом старого богослужебного чина и обрядов, сложившихся до реформ сер. XVII в. (двуперстие, знаменное пение и т. д.) Начало Е. было положено в 1783, активным его деятелем был митр. Гавриил (Петров), первая единоверческая ц. в СПб. устроена в 1799. В янв. 1912 в СПб. прошел Первый Всерос. единоверческий съезд. В 1917 появился первый единоверческий иерарх – Симон (Шлеев), еп. Охтенский (убит в 1921, канонизирован в 2000). В С.-Петерб. епархии вне пределов столицы единоверческие приходы формировались преим. в царствование Николая I в местах со значительным старообрядческим (беспоповским) нас., в первую очередь, в Новоладожском у. К 1917 имелось шесть единоверческих храмов, в том числе три в нынешнем Волховском р-не. Старейшие ц. – Никольская в дер. Немятово (Волховский р-н) и Пантелеимоновская кладбищенская в г. Тихвин – были перестроены, соответственно, в 1849 и 1854 из дерев. старообрядческих моленных. Никольская ц. возобновлена в сер. 1870-х (арх. М.А. Щурупов), Пантелеимоновская – в 1902. Петропавловская ц. в одноименном селе на р. Волхов (построена в 1621, закрыта в 1840) в 1851 возобновлена как единоверческая. В 1899 построена единоверческая ц. во имя Донской иконы Божией Матери в дер. Селищи (Бокситогорский р-н), в 1902-05 – ц. Св. Димитрия Солунского в с. Бор (Волховский р-н; арх. К.Г. Резцов), в кон. XIX в. – ц. Свят. Николая Чудотворца в с. Кубасово Лужского у. (ныне Псковская обл.). К кон. 1930-х все единоверческие ц., за исключением Никольской, закрыты (в с. Бор – в 1936, в Тихвине – в 1939) и разрушены, духовенство репрессировано. Никольская ц. (здание сохр.) не действовала с 1935, закрыта в 1941, в 1944-45 верующие безрезультатно ходатайствовали об ее открытии. Ц. в Кубасово действовала в период оккупации с осени 1941 по окт. 1943, затем вновь закрыта. С 1990-х действуют приходы Никольской ц. в СПб. и в г. п. Павлово, где выстроена дерев. часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Православное единоверие. СПб., 2000; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы собор (г. Кингисепп)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Кам. собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стр-во велось в 1764-83 по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783. Выдающийся пам. переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Ц. завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая выс. 36 м), с зап. – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Гл. святыня – икона Св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражд. войны (осень 1919). В 1920-21 настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937, новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 –1430 чел.). Храм закрыт пост. Президиума Ленсовета от 2 дек. 1931, переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 сильно пострадал от нем. обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е в здании собора находился краевед. музей. Возвращен верующим летом 1990, освящен 15 сент. 1991. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и др. святыни. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 54-55; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы собор (г. Луга)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). Первый храм города. Небольшой однопрестольный собор в стиле раннего классицизма с одной апсидой и колонным портиком с запада построен на средства казны в 1780-86, вокруг разбит сад. Ок. 1848 перестроен, над притвором возведена небольшая одноярусная колокольня. В 1924-34 собор принадлежал обновленцам. Закрыт пост. Президиума Леноблисполкома от 10 июня 1934, передан под культ.-просвет. учреждение, перестроен с уничтожением завершения колокольни. В годы нем. оккупации Луги (1941-44) использовался под склад. До дек. 1992 здание собора занимал дет. кинотеатр «Родина». Возвращен верующим. Освящение и первая литургия состоялись 17 июня 1993. В 2001 при соборе возобновлена деятельность Александро-Невского об-ва трезвости (существовало в 1899–1918) со школой трезвения. В соборе хранится чтимая икона Успения Божией Матери с частицей мощей свят. Иоанна, патриарха Цареградского. С 1789 до закрытия собора в нем находилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы («Печерская»). До 1918 в июне совершались крестные ходы с иконой (возобновлены в 1996) из собора к часовне на Печерском источнике (снесена в 1930-е, воссоздана и освящена 14 июня 1996). Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы церковь (пос. Мурино, Всеволожский р-н)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЦЕРКОВЬ (Всеволожский р-н, пос. Мурино, Кооперативная ул., 21). Построена в 1786-1790 в усадьбе Мурино гр. Воронцовых в память о скончавшейся в 1784 гр. Е.А. Воронцовой. Автор проекта арх. Н.А. Львов. В облике ц. сочетаются традиции классицизма с элементами древнерус. зодчества. К осн. кубическому объему примыкают две полукруглые апсиды. Его венчают дерев. восьмигранный ярус звона и ротонда с колоннадой коринфского ордера, увенчанная плоским куполом с крестом. Вход оформлен колонным порталом, в интерьере – колоннада, кессоны. Образа для полукруглого в плане иконостаса написал В.Л. Боровиковский. Освящена 17 февр. 1790. В приход входили: дер. Ручьи (там имелась часовня), Новая, Рыбацкая, Бугры. С 3 мая 1938 не действовала, официально закрыта 22 июля 1941. С авг. 1941 использовалась под наблюдательный пункт и для размещения эвакуированных. В 1944 передана парголовской конторе «Заготпункт», с 1958 использовалась под склад, в 1970-е – эксперим. скульпт.-производственный цех. В 1968 Всеволожский райсовет предпринял безуспешную попытку снять ц. с гос. охраны и разрушить. Возвращена верующим в июне 1988, 6 дек. 1988 освящена митр. Алексием (Ридигером), к-рый подарил храму икону св. Екатерины (ныне запрестольный образ). В 1989 на куполе установлен крест, а также воздвигнут крест за алтарем – в память клириков и прихожан, погибших в 1930-е. В 1997 восстановлена алтарная преграда. Часовня (1882) возвращена приходу в 1998, отреставрирована. Святыни: мозаичная икона св. Екатерины с частицей мощей работы мастерской Фроловых и образ вмч. Пантелеймона, единственный уцелевший из прежнего убранства храма. Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1971. С. 279-280; Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Санкт-Петербургская
Рубрики
ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть РПЦ. Учреждена 1 сент. 1742 по указу имп. Елизаветы Петровны, ранее терр. входила в состав Новгородской епархии и Синодальной обл. В 1742-45 первым правящим архиереем стал еп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий). В 1764 Е. была отнесена к 1 классу, к ней отошли Эстляндия и «рус. Финляндия», в 1780-1781 – Луга, Гдов и Новая Ладога с уездами. С 1770 столичный архиерей титуловался С.-Петербургским и Ревельским, с 1775 стал первенствующим членом Синода с титулом Новгородский и С.-Петербургский (с 1783 – в сане митр., Новгородская епархия управлялась вместе с Е. до 1892). При первом митр. Гаврииле (Петрове) стала центром церк. жизни страны. Передел границ губерний в 1797 коснулся епархий, и в Е. вошли СПб., Эстляндская и Выбоpгская губ., в к-рых насчитывалось 23 гоpода и 324 церкви. В 1865 Эстляндия отошла к Рижской епархии, и к титулу правящих архиереев было добавлено «Финляндский», в 1892 Финляндия выделена в самостоятельную епархию, одновременно с Новгородской. С 1892 границы Е. совпадали с С.-Петерб. губ., она именовалась С.-Петербургская (с 1914 – Петроградская) и Ладожская. До 1917 Е. управляли архиеп. Феодосий (Янковский; 1745-50), Сильвестр (Кулябка; 1750-61); Вениамин (Пуцек-Григорович; 1761-62), Гавриил (Кременецкий; 1762-70), митрополиты Гавриил (Петров; 1770-99), Амвросий (Подобедов; 1799–1818), Михаил (Десницкий; 1818- 21), Серафим (Глаголевский; 1821-43), Антоний (Рафальский; 1843-48), Никанор (Клементьевский; 1848-56), Григорий (Постников; 1856-60), Исидор (Никольский; 1860-92), Палладий (Раев; 1892-98), Антоний (Вадковский; 1898–1912), св. Владимир (Богоявленский; 1912-15); Питирим (Окнов; 1915-17). В составе Е. существовали викариатства: Ревельское (1817-65), Выборгское (1859-92), Ладожское (1865-92, 1917), Нарвское (1887–1917), Гдовское (1892–1917), Ямбургское (с 1897), Кронштадтское (1907-17). Под непосредственным начальством митрополита находилась Духовная консистория. Через нее в Е. производились управление и церк. суд. В первой пол. XIX в. в нек-рых городах Е. имелись духовные правления. После 1840 их сменили благочиннические округа, в состав к-рых входило 10-30 приходов. К кон. XIX в. в Новоладожском у. было четыре, С.-Петерб., Гдовском, Лужском и Царскосельском – по три, Ямбургском – два округа. Существовали также единоверческий и эстонский благочиннический округа, благочиния монастырей Е. В 1721 при Александро-Невском мон. была открыта Славянская школа (с 1788 – Гл. семинария, с 1797 – Александро-Невская академия, с 1809 – СПб. Духовная академия). Церк.-приходские школы и школы грамоты находились в ведении епарх. Братства во имя Пресв. Богородицы. К епарх. учреждениям относились также С.-Петерб. Духовно-цензурный комитет, Комитет Правосл. миссионерского об-ва, свечной з-д, эмеритальная (пенсионная) касса, попечительства. В 1869-85 вышли в свет десять вып. «Историко-статистических сведений о С.-Петерб. епархии». С 1895 издавался журн. «С.-Петерб. духовный вестник», с 1902 – «Известия по С.-Петерб. епархии». К 1917 в Е. имелось 790 ц. при 1700 священниках, 16 мон. и 1629 монашествующих. После рев-ций 1917 начались гонения, закрытие мон., церквей и духовных школ. С кон. 1920-х усилились репрессии, в 1932-33 ликвидированы последние мон. – Воскресенский (Макарьева пустынь) и Александро-Невская лавра. К июню 1941 в Е. действовала 21 ц., в том числе восемь в Ленинграде. Во время ВОВ Е. занималась патриотической деятельностью, внесла в Фонд обороны 17423 тыс. руб. На оккупированной терр. Е. под эгидой Псковской Духовной миссии действовало 117 ц., к-рые принадлежали Балтийскому экзархату Зарубежной РПЦ (большую часть из них закрыли в 1944-45). В 1946 вновь открылись Духовные академия и семинария. Число приходов Е. в 1949 достигло 57, в том числе 16 в Ленинграде. В результате новых гонений (1958-64) в Е. в 1965 осталось 47 ц. и 120 священнослужителей. В сов. период Е. управляли митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский; 1917-22), митр. Ленинградские: Иосиф (Петровых; 1926-27), св. Серафим (Чичагов; 1928-33), Алексий (Симанский; 1933-45), Григорий (Чуков; 1945-55), Елевферий (Воронцов; 1955-59), Питирим (Свиридов; 1959-60), Гурий (Егоров; 1960-61), Пимен (Извеков; 1961-63), Никодим (Ротов; 1963-78), Антоний (Мельников; 1978-86). Возрождение Е. началось в 1988 при митр. Ленинградском и Новгородском Алексие II (Ридигер; 1986-90), ныне Патриархе Московском и всея Руси. В 1990-95 Е. управлял митр. Иоанн (Снычев). С 1995 Е. возглавляет митр. СПб. и Ладожский Владимир (Котляров). Границы Е. с 1990 совпадают с границами Лен. обл. На 2005 в Е. имелось 12 мон. (9 в области), 442 прихода и приписных храма (в том числе в Лен. обл. – 224). Богослужения совершаются в 338 ц. и 139 часовнях 509 священниками и 139 диаконами. С 1999 кафедральный храм Е. – Казанский собор. В Духовных академии и семинарии в 2005 обучалось 540 студентов; ректор – архиеп. Тихвинский Константин (Горянов). Приходы Е. входят в 20 благочиний и подчиняются С.-Петерб. епарх. управлению, к-рое возглавляет правящий архиерей. При нем действует Епарх. совет и семь отделов: издательский, миссионерский, по религ. образованию и катехизации, по благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по противодействию наркомании и алкоголизму, по связям с ГУИН, архит.-худож., а также комиссии – по канонизации и ревизионная. В 1998 организован сайт С.-Петерб. митрополии. С 2000 ежедневное вещание осуществляет епарх. радио «Град Петров». В Е. работают больница Св. блаж. Ксении Петербургской, богадельни при храме Св. Андрея Критского и др., дет. приют «Дом милосердия», Братство Св. Анастасии Узорешительницы, ночлежные дома, благотворительные столовые. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб., 1995; Справочник по С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. СПб., 2001; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Санкт-Петербургская митрополия. – http://www.mitropolia-spb.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
«Знамение» Иконы Пресвятой Богородицы церковь (г. Ивангород)
Рубрики
«ЗНАМЕНИЕ» ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (г. Ивангород). Сооружена в 1786-96 из местного известняка на месте обветшавшей дерев. ц. Средства предоставлены жителями Ивангородского форштадта. Здание было выполнено в стиле провинциального классицизма с элементами барокко. Имелось два придела: Воздвижения Креста Господня и Пророка Илии. Первоначально служила гарнизонной, в 1833 передана в Епарх. ведомство и приписана к Преображенскому собору в Нарве, с 1848 – самостоятельный приход. Гл. святыня – икона Божией Матери «Знамение» (с 1945 – в Нарвском Воскресенском соборе). К ц. была приписана построенная в 1852-54 зимняя Никольская ц.; в 1903 она передана эстонской правосл. общине. В 1919 ц. пострадала в ходе воен. действий, настоятель (с 1889) свмч. прот. Димитрий Чистосердов 8 января 1919 расстрелян большевиками (похоронен в ограде церкви; канонизирован). Ремонтировалась в 1923 и 1934. В 1944 вновь пострадала в ходе боев, в 1946 передана под снос и вскоре разрушена. Лит.: Синякова Г.А. Русская Нарва // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 64-85. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Иконы чтимые и чудотворные
Рубрики
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Илии Пророка церковь (г.Выборг)
Рубрики
ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ (г. Выборг, Онежская ул., 1). Первоначальная дерев. ц. при госпитале Рязанского полка построена на Ильинской горе в сер. XVIII в., сгорела в 1786. На ее месте в 1796 возведена кам. ц. в стиле классицизма с пристроенной трехъярусной колокольней. Вблизи построен одноэтажный дом причта. Ц. перестраивалась в 1932-33 и 1939. Закрыта весной 1940. Пострадала от пожара в ходе боевых действий в 1941. В 1945 перестроена под общежитие, разобрана в нач. 1950-х (сохр. колокольня). Восстановлена во второй пол. 1990-х на прежнем месте; передана верующим, освящена в 1999. Прихожане вместе с центром рус. фольклора «Вереск» ежегодно проводят на Ильинской горе Пасхальный праздник, в рамках к-рого устраивается конкурс дет. творчества. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 24; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Илии Пророка церковь (дер. Черное, Кировский р-н)
Рубрики
ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ (дер. Черное, Кировский р-н). Первоначальная дерев. ц. построена до 1572, сгорела в 1760. В 1760-63 построена новая дерев. ц. Богоявления Господня, разобрана из-за ветхости после 1875. В 1874-75 по проекту арх. В. Пильца возведена кам. ц. Пророка Илии с приделами свят. Николая и прп. Аркадия. Иконы были написаны в мастерской В.М. Пешехонова. До 1917 приход состоял из 270 дворов, действовало церк.-приходское попечительство. Закрыта в кон. 1930-х, передана под клуб. Открыта решением Совета Министров от 29 окт. 1945. После окончания ремонтных работ 24 нояб. 1946 начались богослужения. Не действовала с 1960 из-за отсутствия священника. Закрыта в 1962, здание в 1964 передано для хоз. нужд рыболовецкого колхоза. В сер. 1990-х возвращена возрожденной общине, богослужения пока не возобновлены. С 1995 предпринимались безуспешные попытки восстановления храма. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 134; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (1829-1908), Святой, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Иван Ильич Сергиев; 1829–1908), святой, церк. деятель. Изв. проповедник, духовный писатель. Окончил Архангельское духовное уч-ще, семинарию (1851; с отличием) и СПб. ДА (1855; канд. богословия). С 12 дек. 1855 священник Андреевского собора в Кронштадте, с 26 апреля 1875 – протоиерей, с 8 февр. 1895 до кончины – настоятель собора. Законоучитель в кронштадтских гор. уч-ще (с 1857) и гимназии (с 1862). С 1880-х получил широкую изв. в России и за границей. И.К., единственному пастырю РПЦ, было предоставлено право совершать общие исповеди. Ежегодно к нему в Кронштадт приезжало до 80 тыс. паломников. На стекавшиеся пожертвования И.К. создал первые в стране Дома трудолюбия (в Кронштадте – в 1882), ясли, странноприимные, ночлежные дома и др. благотворит. заведения. С 1893 – почетный чл. СПб. ДА. 6 мая 1899 награжден митрой, 9 дек. 1905 – орд. Св. кн. Александра Невского. Основал более 30 мон. В пределах совр. С.-Петерб. епархии участвовал в постройке и освятил неск. десятков храмов, в т. ч. Линтульского Свято-Троицкого мон. (1895), Паданского Введенского (1897) мон., Пореченского Покровского мон., а также ряда храмов Ораниенбаума и его окрестностей, церкви в с. Пенино. Скончался в Кронштадте. 23 дек. 1908 похоронен в церкви-усыпальнице Свв. Прор. Илии и Царицы Феодоры основанного им Иоанновского жен. мон. в СПб. Канонизирован на Поместном соборе РПЦ 8 июня 1990. В Кронштадте открыт музей-квартира И.К. Лит.: Кончина и погребение отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909; К прославлению Святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского. Л., 1990; Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995; Светильник веры и благочестия. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Житие и новые чудеса. СПб., 1996. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанн (Снычев) (1927-1995), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995) митр. Учился в Орском техникуме; с 1945 – в г. Бузулук, келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленинградскую ДА, кандидат богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секретарь архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сентября 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышева, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 авг. 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в СПб. епархии число храмов выросло почти в 3 раза, открылись первые монастыри, в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил свыше 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Имя «Иоанна Петербургского» стало символом борьбы против неообновленчества, униатства, экуменизма. Умер в СПб., похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанна Предтечи Рождества собор (г. Шлиссельбург)
Рубрики
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ РОЖДЕСТВА СОБОР (г. Шлиссельбург, о-в Орешек). В XV в. в крепости Орешек (см. Шлиссельбургская крепость) действовал муж. Николаевский Ляликин мон., исчезнувший в годы швед. владычества. До 1568 на Корельской стороне (местность на правом берегу Невы в р-не ст. Петрокрепость) построена дерев. ц. Св. Иоанна Предтечи. После 1599 она не упоминается, вероятно, уничтожена шведами. Существовавший в крепости собор Спасителя после сдачи Орешка шведам в нач. XVII в., вероятно, был обращен в лютеранскую ц. После взятия крепости рус. войсками в окт. 1702 он обращен в правосл. храм. Тогда же обретена ставшая гл. святыней собора Казанская икона Божией Матери. Петр I неск. раз присутствовал в Шлиссельбурге на праздновании дня взятия крепости и принес в дар храму, освященному в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, крест с частицами мощей св. Андрея Первозванного и др. святых. Кам. собор на месте прежнего храма построен в 1776-79 (арх. А.Ф. Вист). С 1802 не действовал, в 1822 разобран. Новый кам. собор в стиле классицизма возведен в 1826-31 (арх. А.Е. Штауберт). К осн. объему с плоским куполом пристроена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем. До 1917 использовался как гарнизонный и тюремный храм. Закрыт в конце 1917, использовался под склад. В 1941-43 был занят частями сов. гарнизона, оборонявшего крепость от немцев. Сильно пострадал от обстрелов и бомбардировок. Сохраняется в руинах в качестве пам. ВОВ. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Иоанна Предтечи Рождества церковь (дер. Каменные Поляны, Лужский р-н)
Рубрики
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ РОЖДЕСТВА ЦЕРКОВЬ (дер. Каменные Поляны, Лужский р-н). Первонач. кам. ц. построена в 1552-63. К 1646 устроен придел Свят. Иоанна Новгородского, к 1718 – еще два придела: кам. Св. Духа и дерев. свят. Климента Римского. Сгорела в 1827. В 1832-34 возведена новая кам. ц. в стиле классицизма с пристроенной колокольней, в крипте устроен придел Свят. Митрофана Воронежского. Закрыта 27 марта 1939. Вновь открыта в янв. 1942, окончательно закрыта в 1945. Ныне – руины. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Исидор (Никольский ) (1799-1892), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ИСИДОР (Никольский Иаков Сергеевич; 1799–1892), митрополит. Родился в семье диакона. Окончил духовное уч-ще и семинарию в Туле (1821), затем – СПб. ДА (1825). В 1825 пострижен в монашество, иеромонах. Преподавал в ДА. С 1829 архим., ректор Орловской духовной семинарии, с 1833 – Моск. семинарии. С 1834 – еп. Дмитровский, викарий Моск. епархии. С 1837 – еп. Полоцкий и Витебский, с 1840 – Могилевский и Мстиславский. В 1841 – архиеп., с 1844 – экзарх Грузии. В 1856 возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 назначен митр. Киевским и Галицким. 1 июля 1860 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, первенствующий чл. Св. Синода. Период управления И. был самым длительным за всю историю С.-Петерб. епархии. Почетный чл. всех четырех духовных академий России, Имп. Рус. Географического об-ва, Археологического об-ва, АН (1857) и мн. др.; гл. попечитель и пред. совета Имп. Человеколюбивого об-ва (с 1860). Издал свое «Собрание слов и речей» (1876). Содействовал церк. стр-ву в епархии, при И. был основан Вохоновский Мариинский мон. Неоднократно посещал храмы епархии (в Новой Ладоге, Нарве и др.). Активно участвовал в переводе на рус. язык Библии (изд. в 1876) и творений св. отцов. В 1869 создал в СПб. Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания, в нач. 1870-х на свои средства устроил Епархиальное (Исидоровское) жен. уч-ще, содействовал расширению Исидоровского дома убогих. В 1880-х подарил б-ке СПб. ДА собранную им ценную коллекцию рукописей и док-тов. Скончался в СПб., погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. В 1932 прах И. перенесен на братскую часть Никольского кладб. лавры, в 1988 на могиле установлен крест. Лит.: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 214-224; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 323-361. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Ислам
Рубрики
ИСЛАМ. Приверженцы И., в осн. татары, появились в С.-Петерб. губ. в нач. XVIII в., когда по указу Петра I из центральных областей России собирали работных людей на стр-во новой столицы. В кон. XVIII в. при Екатерине II в СПб. открыта первая мусульманская молельня, в 1910-20 построена соборная мечеть. В нач. XX в. в губ. проживало более 6 тыс. мусульман, имелось пять молелен и мечетей, из них четыре в СПб. (здесь существовали также татарское и персидское кладб.) и одна – в Кронштадте (действовала в 1870–1928). Все они были закрыты к 1941, соборная мечеть – в 1940. В 1956 в Ленинграде зарегистрирована мусульманская община, к-рой передали соборную мечеть. В это время в Лен. обл. проживало ок. 8 тыс. мусульман. В кон. 1980-х начался рост числа общин и их членов. В настоящее время зарегистрированы две общины в СПб. и две в Лен. обл. Они представляют суннитское течение И. Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 89-94; Ислам в Петербурге. – http://muslim.by.ru/tatar_piter.htm М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Иудаизм
Рубрики
ИУДАИЗМ. Конфессия получила распространение в С.-Петерб. губ. с сер. XIX в. В 1863 была разрешена деятельность раввина в СПб. и создана первая молельня, в 1893 открыта Хоральная синагога. К нач. XX в. в губ. имелось семь синагог: в Шлиссельбурге (1870), Новой Ладоге (1881), Колпино (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901); в Петербурге – пять. После рев-ции 1917 их число значительно возросло. Почти все синагоги представляли собой приспособленные помещения в обычных зданиях. К 1941 все они (кроме Хоральной в Ленинграде) были закрыты. В послевоен. время на терр. обл. иудеи проводили молитвенные собрания в нелегальных домашних синагогах; в 1960-е в Ленинграде существовали одна зарегистрированная и три незарегистрированные религиозные группы иудеев. В кон. 1980-х отмечается значительный рост числа общин, увеличение кол-ва их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в СПб. и две – в Лен. обл. (в Выборгском р-не). Они представляют три течения И.: ортодоксальный, прогрессивный (реформированный) и хасидизм (возник в XVIII в.). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 86-89. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (г. Луга)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР (г. Луга, ул. Гагарина, 27). Построена в 1901-04 по проекту арх. Н.Г. Кудрявцева, к-рый пожертвовал для церкви святыню – крест с частицами Животворящего Древа и Голгофы. Освящена 10 авг. 1904. Здание выполнено в византийском стиле. Необычно сочетание традиционной для рус. храмов трехчастной композиции с колокольней над притвором и центричного осн. объема с тремя полуциркульными в плане выступами. Закрыта в 1936 (официально – в 1938), передана под автошколу; сделаны междуэтажные перекрытия, убранство утрачено. Здание использовалось под склад, гараж, общежитие, б-ку; в авг. 1941 здесь располагался штаб 41-го стрелкового корпуса. С нач. оккупации открыта, сделана разборка перекрытий и ремонт. 20 окт. 1942 освящена. С марта 1947 – собор. В 1976-77 проведен ремонт, расписаны интерьеры. 3 февр. 1977 храм освящен еп. Мелитоном (Соловьевым; настоятель собора в 1955-65). В 1991 открыта воскресная школа. В 2005 осуществлен капитальный ремонт кровли и фасадов. Святыни: иконы Успения Пресвятой Богородицы («Печерская»), Божией Матери Казанской и Тихвинской (из усадебной ц. Кудрявцевых), Спасителя, Николая Чудотворца; свв. кн. Ольги и Владимира из Воскресенского собора Луги. Лит.: Казанская церковь в Луге // Невский духовный вестник. 1990. № 4. С. 7-8; Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (г.Тосно)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (г. Тосно, на гор. кладб.). Первонач. дерев. ц. (построена в 1715-17; старейшая с таким посвящением в С.-Петерб. епархии) сгорела в 1734. В 1735 построена кам. ц. с приделом свят. Николая Чудотворца, она сгорела в 1817. Восстановлена в 1818, в 1821 возведена колокольня в стиле классицизма. В 1905 перестроена (арх. А.Г. Успенский). При ц. до 1918 имелись дет. приют, богадельня и приходская школа. Закрыта пост. През. Леноблисполкома от 21 мая 1936, передана под клуб, настоятель прот. Александр Степанов выслан. В 1936 устроена одноименная дерев. часовня на кладб. за городом. В период нем. оккупации ц. отремонтирована, 1 апр. 1942 открыта. В июне 1944 занята районным клубом, перестроена. В 1951-52 при прот. Владимире Демичеве на месте кладбищенской часовни построена одноименная дерев. ц. Чтимые святыни: иконы Казанской Божией Матери, Пресвятой Троицы, свят. Николая, прп. Макария Римлянина, ап. Матфея (мозаичная). Лит.: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб, 2005. С. 301. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Казанской иконы Божией Матери церковь (пос. Вырица, Гатчинский р-н)
Рубрики
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (пос. Вырица, пр. Кирова, 49). Дерев. ц. Братства во имя Казанской иконы Божией Матери на 600 чел. построена в 1913-14 в память 300-летия Дома Романовых (арх. М.В. Красовский при участии В.П. Апышкова). Строитель и первый настоятель – прот. Порфирий Десницкий. Шатровый храм в сев.-рус. стиле окружен галереями, с запада – звонница псковского типа. Освящена 6 июля 1914, позднее устроены приделы: правый свят. Николая Чудотворца и нижний – прпп. Алексия Человека Божия и Серафима Саровского. В 1919 в ц. переданы мозаичная икона свят. Николая работы М.И. Зощенко, три иконы работы Н.А. Кошелева и иконостас из петрогр. ц. Свят. Николая при Доме призрения в память Н. и Е. Бруснициных. Прежний иконостас перемещен в Никольский придел. Ц. не действовала с 1937, закрыта пост. През. Леноблисполкома от 23 июля 1939. Открыта в конце авг. 1941. В 1930-49 прихожанином был прп. Серафим Вырицкий (похоронен вблизи ц). Настоятель ц. в 1945-50 прот. Алексий Кибардин, духовник прп. Серафима, арестован и осужден в 1950 (после освобождения жил в Вырице в 1955-64, похоронен на поселковом кладб.); в 1968-2005 – прот. Алексий Коровин. Святыни: иконы Казанской Божией Матери, св. Пантелеимона, два образа прп. Серафима Саровского (один – с частицей мощей). Лит.: Попов И.В. Святая Вырица // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28-29. С. 79-102. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Католичество
Рубрики
КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Колоколов Алексий Петрович (1836-1902), священник, церковный деятель
Рубрики
КОЛОКОЛОВ Алексий Петрович (1836–1902), церк. деятель, благотворитель, проповедник. Родился в с. Прусынская Горка Новоладожского у. в семье священника. В 1857 окончил Александро-Невское духовное уч-ще и семинарию. С 1858 – иерей церкви в с. Хотово Новоладожского у. По инициативе К. в селе построена новая дерев. церковь вместо сгоревшей, в 1867 сооружена еще одна, каменная. Вскоре стал известен далеко за пределами своего прихода. В 1874 – настоятель ц. Св. Георгия при Георгиевской общине сестер милосердия в СПб. Возведен в сан протоиерея (1876), награжден митрой (1897). Активно участвовал в работе Епарх. попечительства о бедных духовного звания, Рос. об-ва Красного Креста, мн. благотворительных орг-ций. Среди духовных детей К. был писатель Евгений Поселянин (Погожев). Использовал пожертвования влиятельных богатых прихожан на благотворительные цели. При активном участии К. построены церкви в сс. Средняя Верховина, Помялово, Прусыни, Куйвози (Новоладожский у.). В 1876–1880-е по инициативе К. на Успенском о-ве на р. Волхов (ныне о. Октября) устроены комплекс благотворительных учреждений (приют, богадельня) и Успенская ц. (1876; арх. М.А. Щурупов). Скончался в СПб., похоронен в склепе под церковью на Успенском о-ве. В кон. 1930-х останки перезахоронены на кладб. у дер. Болотово; в 2001 – на Прусыногорском сел. кладб., рядом с могилами родителей. Лит.: Астафьев В. Островок человечности // Волховская земля. 2001. № 20. С. 6-8; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Лауриккала Селим Ялмари (1882-1957), церковный деятель
Рубрики
ЛАУРИККАЛА Селим Ялмари (1882–1957), пропст, финский церк. деятель. Обучался богословию в Гельсингфорском ун-те (1905-08). С 1909 в России; пастор в приходе Котлы (1910-13); затем – в приходе Рябово (1914-37). После рев-ции 1917 одновременно служил в приходах латышских, фин. и швед. церквей области. В 1919 кратковременно арестовывался по подозрению в связи с белофиннами. С 1919 – зам. пред. Ингерманландского Высшего церк. совета (ВЦС); затем его пред. (1924-37). С 1923 – пропст Сев. Ингрии. Л. называли «духовным отцом ингерманландских финнов». В 1930-37 возглавлял также Эстонский ВЦС. В нояб. 1927 выслан из СССР, в связи с ходатайствами фин. дипломатов и прихожан в дек. получил разрешение вернуться. В 1937 обвинен в шпионаже, провел неск. месяцев в тюрьме и вновь выслан. В 1937-52 – в Финляндии, где в 1939-40 и 1941-43 проповедовал среди сов. военнопленных, а в 1943-44 – среди перемещенных ингерманландцев. С 1990-х имя Л. носит Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 62-64, 66-71, 77, 81, 260, 290, 312; Laurikkala K.S. S.J. Laurikkala inkerinsuomalaisten hengellinen isa. Inkerissa 1909–1937, Ruotsissa, 1952–1957. Unsikaupunku, 1970. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Линтульский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
ЛИНТУЛЬСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Огоньки, Выборгский р-н). Первый жен. мон. в Финляндии. Осн. в 1894 тайным советником Ф.П. Нероновым в приобретенной для этой цели усадьбе Линтула. В 1894-95 построена дерев. ц. Пресвятой Троицы (арх. Е.Л. Морозов). 10 авг. 1896 открылась община, состоявшая из 26 сестер (первые приехали из Казанского Мокшанского мон. Пензенской губ.). Богослужение совершали св. прав. Иоанн Кронштадтский и архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский). 11 сент. 1905 общине присвоен статус монастыря. В 1900-е построены двухэтажные дерев. здания для келий и сиротского дома, где в 1911 устроена домовая ц. Свв. мц. Софии и кн. Владимира. В 1916 гл. церковь сгорела, в 1919 на ее месте на средства кн. И.Н. Салтыкова построена новая Троицкая ц. (арх. И. Бах) – дерев. на кам. основании храм в неорус. стиле. В 1939 в связи с нач. Сов.-финл. войны все 40 монахинь уехали в Финляндию, удалось спасти только чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери. В ходе воен. действий в 1939-44 разрушены здания церкви и приюта, келии и трапезная сохр. Монахини в 1946 переехали в с. Паллоки (Финляндия), где в 1973 была освящена новая ц. Пресв. Троицы. Лит.: Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48; № 6-7. С. 47. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лоунатъйокская Свято-Серафимовская женская монашеская община
Рубрики
ЛОУНАТЪЙОКСКАЯ СВЯТО-СЕРАФИМОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА (с. Заходное, Выборгский р-н). Осн. в 1900-х в дачной местности Лоунатъйоки (с 1948 – Заходное) вблизи одноим. ст. Финляндской ж. д. по благословению архиеп. Финляндского Сергия (Страгородского). На купленном общиной участке земли в 1908-09 построены в сев.-рус. стиле большая дерев. ц. Прп. Серафима Саровского (23,5 м дл., 17 м шир.) и здание монашеских келий. Первоначально богослужения проводились в осн. в летнее время приезжавшими священниками и посещались дачниками, затем проходили постоянно. К 1917 в общине находилось 20-30 сестер. После получения Финляндией независимости большая часть монахинь в 1918-19 эвакуировалась в Петроград, нек-рые перебрались в Линтульский Свято-Троицкий мон. К 1920 община перестала существовать. Пустовавшее здание ц. в 1921 перевезено в приход Тиурула в Приладожской Карелии (на место сгоревшего в 1919 храма), освящено 24 дек. 1922. В 1922-39 ц. действовала как приходская. Сгорела в ходе боевых действий летом 1941. Лит.: Попов И.В. Храм преподобного Серафима Саровского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2005. № 1/2. С. 48. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6